Американский парный танец начала 20 века

Танец в 20 веке

20-й век – это время эволюции и прогресса. Этот период можно сравнить с огромным прыжком в научно-технологичной сфере. Но прогресс коснулся не только науки или техники, но и цивилизации в общем. Такое бурное и динамичное развитие общества происходило, даже невзирая на две мировые войны и еще множество других событий, которые несли с собой полное разрушение. Но тяга человечества к совершенству и саморазвитию способствовала невероятной эволюции человека как частички культурного социума. Одним из мощнейших инструментов самореализации и самосовершенствования были танцы. Они привносили радость, чувство счастья и гармонии в быт людей 20-го века, когда научно-технический прогресс практически полностью вытиснил духовность и заменил ее прагматизмом. Из-за нехватки «прекрасного» в этот период культура танца просто «взрывается», и появляется колоссальное количество новых видов и стилей хореографии.

Танцевальный «калейдоскоп» 20-го века

Из разнообразного и пестрого «калейдоскопа» танцевальных стилей 20-го века можно выделить такие, как румба, хип-хоп, ламбада, контемп и еще много других. Такое разнообразие танцев доказывает, что 20-й век – это прыжок не только в научно-технической сфере, но и огромный шаг вперед в культуре, искусстве и развитии общества в целом.

Сальса – один из самых популярных видов танца в 20-м столетии. Этот латиноамериканский танец возник на Кубе еще в далеких 20-х годах и с тех самых пор является наиболее популярной хореографической композицией. Такую всемирную любовь сальса завоевала благодаря своей невероятной зажигательности, грациозности и потрясающему ритму. Этот танец способен заставить наслаждаться жизнью и видеть мир только в ярких красках. Сальса имеет несколько направлений: ча-ча-ча, румба, бокача, мамбо и другие.


Сальса

Танго – невероятно красивый и страстный танец с аргентинскими корнями. С момента своего возникновения, а именно в 19-м веке, он стал самой популярной и излюбленной хореографической постановкой во всей Аргентине, Лондоне, Париже, Нью-Йорке и т.д. Этот танец вскоре «зажег» всю Европу, Америку и весь мир в целом. Танго в 20-м веке являлся даже неким культом – создавались целые ансамбли, вечеринки, посвященные именно ему, и музыкальные композиции, написанные специально под танго.


Танго

Еще один фантастически популярный и уникальный в своем роде танец 20-го века – это рок-н-ролл. Эта хореографическая постановка сделала настоящий переворот в культуре, искусстве и жизни общества. Рок-н-ролл появился в 50-х годах в Америке. Его зарождение, прежде всего, началось с музыки, которая дала толчок к возникновению этого вида танца. Рок-н-ролл покорил молодые сердца во всем мире своим драйвом, «искрой» и невероятной динамичностью. Для этого танца характерны очень сложные поддержки, прыжки, броски и некое небрежное отношение партнера к партнерше. Слоган рок-н-ролла звучал как «sex, drugs and rock-n-roll», поэтому из-за излишней откровенности и даже вульгарности этот вид танца считался аморальным и запретным. Но это не помешало ему оставаться сверхпопулярным в 20-х годах и даже в наше время.


Рок-н-ролл

Какие бывают танцы? Название видов танцев

Для выражения переполнявших их эмоций и чувств, ожиданий и надежд, наши древние предки использовали ритмичные ритуальные пляски. По мере развития самого человека и социальной среды, его окружавшей, появлялось все больше различных танцев, становившихся все более сложными и изысканными. Сегодня даже специалисты не смогут указать название видов танцев — всех, исполняемых людьми на протяжении веков. Однако танцевальная культура, пройдя через столетия, активно развивается. На основе народных и классических появляются новые и современные стили и направления.

Что это такое?

Прежде чем рассмотреть, какие бывают виды танцев, давайте уточним, а что же это на самом деле такое? Самое недолговечное и сложнейшее из видов искусства, в котором человеческое тело и его пластические возможности используются для создания уникального образа, – это танец. Он невозможен без личности артиста и музыки. Исполнитель, отталкиваясь от содержания музыкального произведения, выстраивает «картину» танца и воплощает свое видение и чувственное восприятие в движении. Это действо может использоваться как способ социального общения и самовыражения, состязательная спортивная дисциплина и часть религиозного культа, а также как показательный вид искусства, которое постоянно развивается и видоизменяется. В нем появляются все новые стили и формы, разные виды танцев, многообразие которых даже специалистов ставит в «тупик».

История появления

Самыми первыми танцами людей были ритуальные, исполняемые ими в надежде на удачную охоту или обильный урожай, исцеление больного или победу в войне. С течением времени ритмичные движения подвергались обобщению, что послужило началом формирования искусства этнического направления, имеющего у каждого из народов свои особенности и традиции. Все многообразие танцевальных па произошли от основных видов человеческих движений – бега, ходьбы, прыжков, раскачиваний и поворотов. Со временем появились следующие виды народных танцев: бытовые (для себя), а также исполняемые напоказ – культовые и сценические.

Основные направления

Среди существующих сегодня разнообразных танцевальных стилей и направлений можно назвать следующие, наиболее популярные и известные:

В этой статье рассмотрим более подробно, какие бывают виды танцев в современном хореографическом искусстве.

Начало и середина XX столетия

Подобное подразделение на два этапа, не случайно. По мнению многих исполнителей начала прошлого столетия, танец как вид искусства должен был отображать новую реальность, а не придерживаться «застывших» во времени канонов старых балетных школ. В это время возникают такие хореографические направления, популярные и сегодня, как:

  1. Свободный танец.
  2. Модерн.
  3. Буто.
  4. Контемпорари (контемп).
  5. Джаз-модерн.

Остановимся подробней на каждом из них, так как они оказали большое влияние на становление и развитие многих стилей и направлений современного танцевального искусства.

Свободный танец

Это прежде всего особое мировоззрение исполнителя, сформировавшееся под воздействием идей Ницше. Исполнитель, отрицая канонические правила балетной хореографии, стремился соединить танец и реальную жизнь, проявляя себя в качестве раскрепощенного духа творчества. Именно на основе свободного стиля зародились и развились такие направления, как модерн и буто, джаз-модерн и контемп.

Возникшее в начале века, это танцевальное направление сегодня очень популярно и является одним из ведущих в западной хореографической школе. Так же как и свободный танец, модерн отрицает любые балетные нормы и стремится воплотить на сцене разнообразные формы, используя новые оригинальные методы. Для него характерна смысловая наполненность, широкая амплитуда движений, высокие прыжки и гибкость, несвойственные для балетной хореографии «ломаные» позы и движения, разнообразные скручивания.

Contemporary dance

Вполне обоснованно можно говорить о том, что такие популярные в конце XIX и начале XX века стили, как свободный танец и модерн, послужили основой для формирования такого направления как контемпорари (контемп). Этот танец, как вид искусства, предлагает танцору посредством различных хореографических стилей максимально полно продемонстрировать в импровизации все имеющиеся у него внутренние эмоции и ресурсы.

Джаз-модерн

Основной чертой этого направления является соединение джазовых импровизационных ритмов и энергии, координации и работы с телом и дыханием исполнителя модерна, а также движений, присущих классической балетной школе. Таким образом, тело танцора джаз-модерна становится еще одним музыкальным инструментом, проявляющим мелодию посредством пластики собственного тела.

Это одна из самых молодых танцевальных техник, появившаяся в пятидесятых годах XX века в Японии. Буто, несмотря на довольно долгое существование, и сегодня остается для людей западного мира наиболее сложным для понимания. В его основе лежат культурные, философские, религиозные и эстетические ценности Страны восходящего солнца. Этот танец стремится показать приземленность обыденной жизни обычного человека, а также осмыслить и продемонстрировать тело и его возможности в пространстве и времени.

Современный танец конца XX и начала XXI века

Все многообразие современных нам танцев можно, конечно же условно, подразделить на две большие группы:

Какие же принято считать уличными, а какие клубными? Чем они различаются? Давайте разбираться.

Street dance

Хип-хоп и Krump, поппинг и локкинг, брейк-данс и C-walk – все это название видов танцев, «рожденных» не на сценических площадках и в хореографических студиях, а на улицах и во дворах мегаполисов, дискотеках и клубах. В большинстве своем они базируются на хип-хопе. В уличном стиле исполнитель не ограничен какой-либо формой и может смело импровизировать и экспериментировать, создавая индивидуальный и неповторимый рисунок движений, а также взаимодействовать как с другими танцорами, так и с публикой. В «чистом» виде встречаются они крайне редко, да и по большей части стали исполняться в клубах, а не на улицах, из-за чего часто попадают в категорию клубных. Вот наиболее популярные и распространенные направления:

  • Нью-стайл (NewStyle).
  • Krump – сокращение от Kingdom Radically Uplifted Mighty Praise, означающее «Империя Абсолютной Силы Духовной Похвалы».
  • Локинг (Locking).
  • Поппинг (Popping).
  • LA-Style.
  • Crip walk (C-walk).
  • R&B.
  • Брейк-данс.
  • Хип-хоп (Hip-Hop).

Клубные танцы

Это темпераментная, яркая и невероятная смесь разнообразных современных стилей позволяющая выразить себя в движении. У всех, как говорится, «на слуху» название видов танцев этого направления:

  • Тектоник или electro dance.
  • Jazz-Funk (джаз-фанк).
  • House (хаус).
  • Jumpstyle (джампстайл).
  • Melbourne shuffle (шаффл).
  • Waacking (вакинг).
  • Go-Go (клубное Гоу).
  • Square dance (сквэр данс).
  • DnBstep.
  • Ragga (рагга) и многие другие.

Невозможно перечислить все виды танцев. Список названий современных стилей и направлений постоянно изменяется и дополняется. Сегодня танцы — это не только пластичное искусство, но и довольно распространенный вид спорта.

Спортивные танцы

Если в прежние времена танцы воспринимались только как вид искусства, то усложнение технических и хореографических требований к исполнению привело к необходимости отличной физической формы тех, кто этим занимается. Сегодня основные виды спортивных танцев – это, прежде всего, бальные. Их особенностью является исполнение партнерами набора определенных обязательных движений и фигур под заранее заданную музыку. Оцениваемые на соревнованиях бальные спортивные танцы состоят из трех частей: обязательной, оригинальной и произвольной.

С течением времени появляются все новые музыкальные и хореографические стили и направления. И теперь такие современные виды спортивных танцев, как брейк или локинг, джампстайл или pole dance (танцы на шесте), привлекают все больше поклонников из разных возрастных групп. Для участия в соревнованиях по этим направлениям спортсменам необходима не только отличная хореографическая, но и физическая подготовка. Тем же, кто не стремится выиграть международные соревнования, а старается поддерживать собственное тело в хорошей форме, можно порекомендовать фитнес-занятия в различных танцевальных техниках. Тверк, high heels, гоу-гоу, стрип-пластика, танец живота, зумба, sexy R&B, рагга, бути-дэнс – вот наиболее востребованные у прекрасного пола виды танцев. Девушек привлекает в них не только возможность скорректировать фигуру, но также улучшить пластику и повысить собственную самооценку.

О ПАРНЫХ ТАНЦАХ • ИСТОРИЯ ПАРНЫХ ТАНЦЕВ

Парные танцы возникли очень давно – первые упоминания о них в Европе относятся к XI веку, хотя в то время самыми популярными народными танцами были танцы хороводные/круговые (например, кароль ): все участники держатся за руки, образуя либо замкнутый круг, либо цепочку.

Постепенно, однако, цепочка начала распадаться, и в позднем Средневековье, наряду с хороводными, начинают распространяться и парные танцы: танцоры стоят уже не по одному, а парами, соприкасаясь руками.

Пары выстраиваются в затылок друг другу, образуя, опять-таки, либо круг, либо цепочку.
Но набор движений пока очень прост: шаги, легкие прыжки, покачивания корпуса, движения рук, иногда элементы пантомимы.

средние века и возрождение

Эти изменения особенно хорошо наблюдать на примере бранля – самого популярного танца XVI–XVII вв. Первоначально бранль – это народный круговой танец. Но постепенно он становится парным, и начинает танцеваться не только на народных праздниках, но и на аристократических балах: бальный бранль отличается от народного большей плавностью, большим количеством реверансов и большей церемонностью.

Из бранля фактически выросли все последующие бальные парные танцы (в первую очередь павана , куранта , аллеманда ).

Собственно, вплоть до конца XIX века история парных танцев – это история танцев бальных. Социальных танцев в современном значении слова еще не существовало, было разделение только на бальные и народные танцы, причем в обоих направлениях существовали как танцы, основанные на твердой последовательности движений, так и танцы импровизационные.

Считается, что бальные танцы как таковые возникли (из народных) в Италии в XIV веке, однако уже через пару столетий законодательницей в этом отношении стала Франция.

xvii-xviii века

Именно во Франции, по инициативе Людовика XVI, в 1661 году была основана Королевская Академия танца (l’Académie royale de danse), которая должна была изучать существовавшие в то время танцы и определять правила, движения и формы исполнения их на балах.

Бальные парные танцы XVII–XVIII вв. – танцы церемонные и величественные.
Они танцевались на аристократических балах, в парадных и тяжелых нарядах.

Самым главным салонным танцем того времени был менуэт , основными чертами которого были чопорность и торжественность.

Определенным этапом на пути становления бальных танцев стала джига — благодаря своему сравнительно энергичному ритму, она позволила найти новые танцевальные формы и стала выгодна отличаться от величавых паван и менуэтов.

Важной вехой в становлении парных танцев стало появление в XVII веке контрданса : это позволило включать в танец большее число участников.

Контрданс – это общее название для целого ряда танцев ( кадриль , гросфатер , экосез и др.), в которых принимает участие любое четное количество пар, а танцевальные фразы последовательно повторяются то одной, то другой линией танцующих.
Эти танцы предполагают большее разнообразие ритма и движений.

Кроме того, в XVIII веке была постепенно перестают быть исключительно привилегией аристократии — опять-таки, новатором в этом плане была Франции, где в 1715 году состоялся первый общественный платный бал, а в 1768 году было открыто первое специальное помещение для бальных танцев.

В XIX веке ситуация изменилась. Балы стали более массовыми, одежда – более легкой, музыка и танцы – более быстрыми.

Появились полонез , мазурка , полька , наконец, родился новый танец, изменивший представления о парном танце вообще – вальс .

Если раньше в парном танце кавалер и даме едва касались друг друга руками, то вальс сделал допустимым объятие (то, что мы сейчас называем закрытой позицией) – именно поэтому он в начале своего существования не слишком одобрялся ни церковью, ни государством. Но постепенно вальс приобрел огромную популярность в Европе.

Все большую распространенность в XIX веке получили и общественные балы, которые стали устраиваться и в специальных помещениях, и в городских парках — для всех слоев населения.

Кроме того, парные танцы начали испытывать новые влияния.
Если до этого основным источником новых танцев и движений становились танцы народов Европы, то теперь прибавилось влияние Американского континента: появились тустеп , чарльстон , танго . Это ознаменовало появление новой эры — социального танца .

Бальные танцы не перестали существовать, но становились все более профессиональными и зрелищными.
Их место в качестве танцев для отдыха, развлечения и удовольствия заняли танцы социальные.

Хотя первые социальные танцы появились уже в конце XIX века, их подлинный расцвет приходится на век ХХ.

Вальс, казавшийся таким неприличным еще сто лет назад, теперь воспринимается как слишком целомудренный: заполонившее Европу танго предполагает еще более близкое объятие.

Развитие парных танцев в ХХ веке неразрывно связано с развитием музыки. Каждый новый музыкальный стиль почти немедленно рождал соответствующий танец или стиль танца (джаз, свинг, буги-вуги, рок-н-ролл, фанк, хип-хоп и др.).

Кроме того, каждое десятилетие ХХ века создавало свой популярный танец (или несколько танцев) — иногда это был совсем новый танец, иногда — всего лишь переделанный из старого, а иногда просто вспоминался танец, существовавший 20-30 лет назад.

В 1900-е годы это был тустеп и вальс-бостон.
В 1910-е — танго и первые варианты фокстрота.
В 1920-е — шимми, пасодобль и чарльстон.
В 1930-е — румба, самба, линди-хоп.
В 1940-е — джиттербаг и мамбо.
В 1950-е — буги-вуги и ча-ча-ча.
В 1960-е — твист.
В 1970-е годы родились сальса и хастл, популярные до сих пор, в 1980-х — ламбада и меренга.

И с этого момента, пожалуй, имеет смысл говорить уже не столько об истории парных танцев, сколько о современном их состоянии.

история парных танцев

иллюстрации

Иллюстрации для этого раздела были взяты с сайтов музеев изобразительных искусств и из виртуальных галерей:

источники и литература

При написании раздела использовались:

  • Wikipedia
  • Большая советская энциклопедия
  • Энциклопедия Кругосвет
  • Ивановский Н.П. Бальный танец XVI-XIX вв. Л.; М.: Искусство, 1948.
  • Васильева-Рождественская М. Историко-бытовой танец. Изд-е 2-е, пересмотренное. М.: Искусство, 1987.
  • Блок Л.Д. Классический танец: история и современность. М.: Искусство, 1987. (Русская мысль о балете)

куратор этого раздела сайта

Источники иллюстраций и материалов упомянуты здесь и здесь.

Спасибо всем, кто присылает советы по видеозаписям и текстам!