Ансамбль танца моисеева лезгинка

Зажигательный грузинский танец

Наверное, в мире нет людей, которые не знают, что такое грузинский танец. Те, кто хотя бы раз видел его исполнение, не могут остаться равнодушными к этому виду искусства. Он способен вызвать особенные эмоции, а кроме того, даже у зрителей возникает ощущение, что они стали участниками чего-то особенного.

Особенности грузинского танца

Никто не может точно сказать, когда же появился грузинский народный танец. Ясно только одно – у горного народа это в крови.

Историки утверждают, что первые упоминания о фольклоре Грузии в общем и о танцах в частности появились ещё до нашей эры. Подтверждением тому являются записи известного греческого историка Ксенофонта. Танцевальные и военные мелодии, а также светская музыка были популярна ещё у грузинских племен. Даже военные действия у этого народа не могли обойтись без танцев и музыки. Что уж говорить, если даже похороны у грузин сопровождаются особыми ритуальными танцами.

Грузинская танцевальная культура многогранна и разнообразна. Но в то же время все танцы имеют общую черту. Это поведение танцоров на сцене. Девушка в таких танцах всегда выглядит грациозно и величественно. Она передвигается маленькими шажочками. Мужчина – это воплощение мужественности и бесстрашия. Он выполняет резкие и очень сложные движения, а некоторые из них больше похожи на акробатические трюки. Это могут быть высокие прыжки и смелые пируэты.

Танец лезгинка

Грузинский танец стал очень популярным в мире в первую очередь благодаря лезгинке. Немного найдётся людей, которые не знали бы название этого зажигательного танца. Но как же это случилось? Когда танец стал популярным в Европе?

Дело в том, что с давних времён через Кавказ проходили торговые пути, которые объединяли Азию и Европу. Во время этих путешествий торговцы обратили внимание на неизвестный им ранее танец. Исполнителями красивых движений был местный народ — лезгины.

Каждый грузинский танец имеет свой заложенный в него смысл. Что же символизирует лезгинка? Для того чтобы понять это, необходимо учитывать, что танец является отголоском древних языческих обрядов. Одним из центральных образов этой веры был образ орла. Именно его и воспроизводит танцор, показывая свою силу, ловкость, и темпераментность. Особенно сходство с орлом можно заметить в тот момент, когда партнёр поднимается на носочки и описывает круги, при этом горделиво раскинув руки. Чем и напоминает орла, который собирается взлететь.

Движения девушки в этом танце, как всегда, плавные и изящные. Между молодыми людьми идет своеобразное соревнование, и это ещё одна черта, которой характеризуется лезгинка.

Грузинский танец картули

Этот очень популярный и романтический танец является свадебным и рассказывает историю любви и отношений влюбленной пары. Естественно, танцуют его в паре.

Танец картули сочетает в себе два типа движений: мужские и женские. Мужская партия призвана показать гордость, храбрость и любовь мужчины. Несмотря на огромную любовь к женщине, мужчина чувствует ещё и уважение и почтение, поэтому на протяжении всего танца сохраняет дистанцию и не прикасается к ней. Прикосновения заменены взглядом, который он не отрывает от любимой все время, пока они танцуют.

Что касается женской партии, то она отличается мягкостью и скромностью. Женщина, так же как и мужчина, обязана сохранять дистанцию. Но, кроме этого, она не смеет даже поднять на него глаза. На протяжении всего танца её взгляд полуопущенный, а движения напоминают лебедя, который скользит по воде.

Этот грузинский танец считается одним из самых сложных, поэтому оба танцора должны обладать настоящим талантом и мастерством, чтобы исполнить его.

Танец картули имеет четкую структуру, нарушать которую никак нельзя. Он состоит из пяти частей. Сначала мужчина обязан пригласить женщину исполнить с ним танец, после чего они танцуют вместе. На третьем этапе соло исполняет мужчина, после чего идёт женская партия. На последнем этапе партнёры снова танцуют вместе.

Основной смысл, который несет этот танец – выражение любви и почтения мужчины к женщине.

Национальный ансамбль Сухишвили

Первым профессиональным танцевальным ансамблем, исполняющим грузинский танец, по примеру которого были созданы более поздние ансамбли, стал Грузинский национальный балет Сухишвили. Официальным годом его основания принято считать 1945-й, хотя на самом деле в этом году он получил статус государственного. Основали же балет намного раньше, в конце 20-х годов прошлого века.

Труппа была основана знаменитыми танцорами Илико Сухишвили и Нино Рамишвили. Супруги стали первыми руководителями ансамбля и исполняли эту роль до 1985 года. После чего руководство перешло их детям, а позже и внукам. Благодаря этой семье мировую славу получил и грузинский танец. Сухишвили сделали ансамбль народного танца семейным делом, которому отдают свое мастерство и время уже три поколения династии.

Классика Игоря Моисеева

4 сентября 2014, начало в 19:00

Концертный зал имени П. И. Чайковского

Государственный академический
ансамбль народного танца
имени Игоря Моисеева

Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева

Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева — первый и единственный в мире профессиональный хореографический коллектив, занимающийся художественной интерпретацией и пропагандой танцевального фольклора народов мира.

Ансамбль организован 10 февраля 1937 года, и с тех пор главными художественными принципами его развития являются преемственность и творческое взаимодействие традиций и новаторства. Главная задача, которую впервые поставил перед артистами основатель ансамбля Игорь Моисеев (1906-2007), — творческая обработка бытующих в то время в СССР образцов фольклора. С этой целью артисты ансамбля отправлялись в фольклорные экспедиции по стране, где отыскивали и фиксировали исчезающие танцы, песни, обряды. В результате появились первые программы ансамбля: «Танцы народов СССР» (1937-1938), «Танцы прибалтийских народов» (1939). В репертуаре ансамбля фольклорные образцы получили новую сценическую жизнь и сохранились для нескольких поколений зрителей всего мира. Для этой цели Игорем Моисеевым были использованы все средства сценической культуры: все виды и роды танцев, симфоническая музыка, драматургия, сценография, актерское мастерство.

Важным этапом стало освоение и творческая интерпретация европейского фольклора. Программа «Танцы славянских народов» (1945) создавалась в уникальных условиях: не имея возможности выехать за рубеж, Игорь Моисеев воссоздал живые образцы танцевального творчества, консультируясь с музыкантами, фольклористами, историками, музыковедами. На гастролях в 1946 году в Польше, Венгрии, Румынии, Чехословакии, Болгарии, Югославии зрители были изумлены точностью постановок, верным художественным смыслом сценических произведений ансамбля. С этого времени и до сих пор ансамбль является школой и творческой лабораторией для балетмейстеров разных стран, а его репертуар служит своеобразной хореографической энциклопедией танцевальной культуры народов мира. При непосредственном участии известных знатоков фольклора балетмейстеров Миклоша Рабаи (Венгрия), Любуше Гиньковой (Чехословакия), Ан Сон Хи (Корея), которых Игорь Моисеев привлекал к работе, создана программа «Мир и Дружба» (1953), где впервые собраны образцы европейского и азиатского танцевального фольклора одиннадцати стран.

По образцу ансамбля народного танца Игоря Моисеева были созданы хореографические коллективы во всех республиках СССР (ныне странах СНГ), а также во многих европейских странах.

Ансамбль народного танца – первый советский коллектив, который в период «железного занавеса» выпустили на гастроли. В 1955 году артисты ансамбля впервые выступили в Париже и Лондоне. Триумф советской танцевальной труппы послужил первым шагом к международной разрядке. В 1958 году ансамбль Игоря Моисеева также первым из отечественных коллективов выступил в США. Успешные гастроли, признавала американская пресса, растопили лед недоверия к СССР и стали основой налаживания новых, конструктивных отношений между нашими странами.

Еще одна важная заслуга Ансамбля народного танца — создание уникальной, единственной в мире моисеевской Школы танца (1943). Ее отличительные черты — высокий профессионализм, виртуозная техническая оснащенность, способность к передаче импровизационной природы народного исполнительства. Актеры-танцовщики, воспитанные Игорем Моисеевым, — широко образованные, универсальные артисты, свободно владеющие всеми видами танца, способные воплотить национальный характер в художественном образе. Танцовщик моисеевской школы — лучшая рекомендация в любой точке планеты, в хореографическом коллективе любого направления. Артисты ансамбля удостоены званий Заслуженных и Народных артистов СССР и России.

Ярким выражением творческих принципов воспитания актеров-танцовщиков является программа «Дорога к танцу» («Класс-концерт»), в которой наглядно показан творческий путь коллектива от освоения отдельных элементов до создания полномасштабных сценических полотен. За программу «Дорога к танцу» (1965) коллектив первым из ансамблей народного танца был удостоен звания «Академического», а Игорь Моисеев — Ленинской премии.

За свою концертную деятельность, которая продолжается более 70 лет, коллектив награжден орденом Дружбы народов. Ансамбль по праву был и остается визитной карточкой нашей страны за рубежом.

На разных континентах зрителям разных поколений полюбились «коронные» номера Ансамбля, ставшие «визитными карточками» коллектива: легендарные «Партизаны», флотская сюита «Яблочко», старинная городская Кадриль, молдавский Жок, украинский Гопак, русский танец «Лето», зажигательная Тарантелла. Большой успех Ансамблю снискали яркие одноактные спектакли, поставленные Игорем Моисеевым с привлечением средств и приемов мировой народной и театральной культуры, — «Веснянки», «Цам», «Санчакоу», «Половецкие пляски» на музыку А.Бородина, «На катке» на музыку И.Штрауса, «Ночь на Лысой горе» на музыку М.Мусоргского, «Испанская баллада» на музыку Пабло ди Луна, «Вечер в таверне» на музыку аргентинских композиторов и др.

И сейчас, после ухода из жизни бессменного руководителя ансамбля Игоря Моисеева, хореографический уровень коллектива по-прежнему служит непревзойденным эталоном, а звание «моисеевца» является синонимом высокого профессионализма.

Ростелеком в Москве

Введенный Вами адрес не найден

К сожалению, по техническим причинам, мы не можем оказать вам данную услугу, но Вы можете оставить свои контакты и мы сообщим Вам как только у нас появится такая возможность.

Спасибо, Ваша заявка принята!

Номер Вашей заявки на подключение

Что дальше?

В ближайшее время мы позвоним Вам и уточним техническую возможность подключения

Согласуем с Вами удобное время установки и настройки оборудования

Приедем к Вам с документами, для подписания договора, установим и настроим оборудование

В случае возникновения вопросов звоните по тел. 8 800 100 0 800 (звонок бесплатный).

С уважением, Ваш Ростелеком.

Специально для Вас мы разработали Бонусную программу. Подробнее

Правила оплаты услуг связи посредством WEB-ресурса

Публичное акционерное общество междугородной и международной электрической связи «Ростелеком», именуемое в дальнейшем «Общество», настоящей Публичной офертой (далее — Оферта) предлагает держателям банковских карт заключить Соглашение о предоставлении возможности оплаты услуг связи (оказываемых как Обществом, так и другими операторами связи, оплата за которые принимается на основании соответствующих договоров), посредством перевода средств через настоящий сервис посредством Банка-эквайера (далее « Интернет-эквайринг »), присоединившись к настоящей Оферте посредством ее акцепта.

1. Термины и определения

1.1. Абонент — физическое лицо, заключившее договор с Обществом или с другим оператором связи, оплата за услуги которого принимается через Банк-Эквайер и имеющий идентификатор абонента в информационных системах Общества.

1.2. Плательщик — владелец Банковской карты (в том числе Абонент), инициирующий передачу через Интернет поручения Банку (через Банк-Эквайер ) на перевод денежных средств в оплату Услуг связи по своему или указанному Идентификатору абонента.

1.3. Идентификатор абонента — уникальные данные позволяющие идентифицировать абонента в информационных системах Общества (логин, лицевой счет, номер контракта и т.п.).

1.4. Банковская карта — расчетная или кредитная карта международных платежных систем VISA (Visa Classic, Visa Gold, Visa Platinum) MasterCard (MasterСard Mass, MasterСard Gold, MasterСard Platinum), Карты национальной платежной системы «Мир», эмитентом которой является кредитная организация, действующая на основании лицензии выданной ЦБ РФ, являющаяся инструментом безналичных расчетов, предназначенная для совершения Плательщикам (клиентами Банка) операций с денежными средствами, находящимися у Банка на банковских счетах, или с денежными средствами, предоставленными Банком в кредит своим клиентам в соответствии законодательством Российской Федерации, а также договором банковского счета, или в пределах установленного лимита, в соответствии с условиями кредитного договора между Банком и Плательщиком, при условии, что такая расчетная или кредитная карта может быть использована Плательщиком для оплаты Услуг связи.

    1.5. Услуги связи:
  • Услуги связи, оказываемые Обществом на основании имеющихся у Общества лицензий;
  • Услуги связи, оказываемые другими операторами связи (включая услуги междугородной и международной телефонной связи), оплата за которые осуществляется посредством Банка-эквайера .

1.6. «Банк-эмитент» (Банк) — юридическое лицо, осуществляющее эмиссию и ведение счетов Плательщика.

1.7. «Банк-эквайер» — юридическое лицо — ПАО «Сбербанк», осуществляющее Интернет-эквайринг на основании договора с Обществом.

1.8. «CVC2/CVV2» — специальный трехзначный код, нанесенный на обратную сторону Банковской карты.

2. Предмет соглашения

2.1. Общество предоставляет Плательщику возможность через средства портала https://paycard.rt.ru/ , давать поручения Банку (через Банк-Эквайер ) на оплату Услуг связи с помощью Банковской карты Плательщика.

2.2. Совершение Плательщиком действий, предусмотренных разделом 3 Правил означает безусловное согласие Плательщика с условиями настоящих Правил.

3. Порядок оплаты Услуг связи посредством Интернет-эквайринга.

3.1. Обязательным условием для осуществления оплаты Услуг связи с использованием настоящего сервиса является введение Плательщиком в соответствующем окне номера мобильного телефона или адреса электронной почты для обеспечения передачи Плательщику кассового чека в электронной форме в соответствии с п. 5 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54 ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». В случае отказа предоставления мобильного телефона или адреса электронной почты оплата данным способом не может быть произведена.
Общество осуществляет сбор и обработку информации в соответствии с Условиями обработки информации о пользователях.

3.2. Плательщику необходимо на WEB-сайте Общества или в Личном кабинете выбрать раздел «Оплата» или «Оплата банковской картой».

3.3. На первом этапе Плательщику предлагается ввести параметры платежа:

  • Идентификатор абонента (номер лицевого счета / абонентский номер / логин услуги и т.п)
  • сумму платежа, которая должна составлять не менее 1 руб. и не более 30 000 руб.
  • номер мобильного телефона или адреса электронной почты.

3.4. На втором этапе Плательщику предлагается ввести реквизиты Банковской карты. На данном этапе Плательщик переходит на специальную страницу оплаты, в которой загружается форма ввода реквизитов с сайта программно-аппаратного комплекса Банка-эквайера , адаптированная под фирменный стиль ПАО «Ростелеком».

3.4. Для заполнения формы Плательщик должен указать следующую информацию:

  • номер Банковской карты;
  • имя владельца карты (латинскими буквами, указанное на Банковской карте);
  • дата окончания действия Банковской карты -месяц/год (указана на Банковской карте), выбирается из ниспадающего списка;
  • секретный код CVV2/CVC2 (указан на обратной стороне Банковской карты, в поле для образца подписи владельца, сразу после номера карты).

Для подтверждения информации необходимо нажать кнопку «Оплатить». После проведения оплаты, Плательщику выводится страница с результатом операции, которая выводит информацию об успешности прохождения платежа, о суммах и идентификаторах абонента, на которые будут зачислены средства. Денежные средства зачисляются в режиме реального времени.

4. Порядок возврата средств

4.1. Так как Общество, фактически, не осуществляет переводов денежных средств и не оказывает каких-либо банковских услуг, то всю ответственность за правильность осуществления перевода несут, исключительно, Банк (включая Банк-Эквайер ) и Плательщик и все претензии по возврату средств, переведенных в рамках Интернет-Эквайринга , разрешаются непосредственно между Банком (включая Банк-Эквайер ) и Плательщиком

4.2. Порядок, сроки возврата денежных средств и перечень необходимых документов устанавливаются Банком-эмитентом .

4.3. Возврат осуществляется исключительно на Банковскую карту, с которой был осуществлен платеж.

5. Ответственность Сторон

5.1. Стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий Соглашения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

5.2. Общество не несет ответственности перед Плательщиком за задержки и перебои в работе технических платформ и транспортных сетей или сетей связи, в возникновении которых нет вины Оператора.

5.3. Плательщик несет ответственность за любые действия третьих лиц, совершенных от имени Плательщика посредством использования Банковской карты Плательщика при осуществлении платежа.

5.4. Абонент, предоставляя третьему лицу — Плательщику Идентификатор абонента тем самым соглашается со всеми платежами, внесенными данным Плательщиком за Услуги связи, оказываемые Обществом так и другими операторами связи и обязуется самостоятельно урегулировать все споры, возникающие из таких платежей.

5.5. Ответственность Банка-эмитента и Банка-эквайера за сохранность предоставленных Плательщиком сведений о Банковской карте при пользовании Интернет-эквайрингом устанавливается действующим законодательством Российской Федерации.

5.6. Плательщик самостоятельно несет ответственность за правильность указания номера Банковской карты, даты истечения срока ее действия, суммы денежных средств, подлежащих переводу.

6. Обстоятельства непреодолимой силы

Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по Договору, если это неисполнение явилось следствием обстоятельства непреодолимой силы, возникшего после заключения Соглашения в результате событий чрезвычайного характера, которые Сторона не могла ни предвидеть, ни предотвратить разумными мерами, а именно: стихийных бедствий, пожаров, землетрясений постановлений правительства России и местных органов власти и т.д.

7. Срок действия Соглашения

Соглашение вступает в силу с момента выполнения Плательщиком действий, предусмотренных разделом 3 Соглашения, и действует до исполнения Обществом обязательств по Соглашению.

Ансамбль танца моисеева лезгинка

  • Взрослые школы
  • Детские школы
  • Новости
    • Репортажи
    • Интервью
    • Фотоотчеты
  • Афиша
  • Объявления
  • Энциклопедия
    • В искусстве
    • Видео
    • Направления
  • Форум
  • Проекты

Профессиональный классический балет вырос на основе народ-ного танцевального искусства.
Народные танцы жанрово разнообразны, очень богаты тема¬ми и сюжетами, отличаются друг от друга не только в разных республиках, но и в разных краях, областях. Балетмейстеры всегда обращались к народному творчеству, отыскивая в нем новые сю¬жеты, обогащая хореографическое искусство народными мело¬диями, ритмами, своеобразными танцевальными композиция¬ми, яркими художественными образами.
Интересен, разнообразен танцевальный фольклор нашей страны. Множество самодеятельных и профессиональных танце¬вальных коллективов сохраняют фольклорные образцы и разви¬вают дальше народное танцевальное искусство.
Уже с начала 30-х годов в республиках создаются ансамбли на¬родной песни и пляски. Они в основном формировались из числа талантливых участников художественной самодеятельности.
В 1935 году в Лондоне проходил Международный фестиваль народного танца. В нем принимали участие и советские танцо¬ры — представители разных республик. Виртуозные плясуны, они поразили зрителей Лондона тем, что оказались не профессио-налами, а рабочими, колхозниками, служащими.
В том же году в марте в Москве был открыт Театр народно¬го творчества, который дал возможность приобщиться к хореогра-фическому искусству и стать танцорами многим представителям широких слоев трудящихся. Осенью 1936 года состоялся первый фестиваль народного танца, показавший все богатство и много-образие танцевального искусства республик страны и способство¬вавший возникновению профессиональных ансамблей народного танца.
В феврале 1937 года был организован Ансамбль народного танца СССР под руководством И. А. Моисеева, а в апреле того же года — Государственный ансамбль танца УССР, который сей¬час носит имя его первого руководителя, замечательного балет¬мейстера П. П. Вирского.
Спустя год, в 1938 году, была создана танцевальная груп¬па при Государственном русском народном хоре им. М. Е. Пятниц-кого. Ею вот уже более 40 лет руководит прославленный хореограф-фольклорист Т. А. Устинова.

В 30-е годы начинают формироваться и ансамбли красноармейской песни и пляски. Так в 1935 году был создан Центральный ансамбль песни и пляски Красной Армии и др.
Сегодня в нашей стране множество профессиональных и само¬деятельных ансамблей народного танца, ансамблей песни и пляски, народных хоров с танцевальными группами. В этом самом мо¬лодом жанре советской хореографии проявился талант таких замечательных балетмейстеров — настоящих поэтов танцевально¬го искусства, как И. А. Моисеев, Т. А. Устинова, Н. С. Надежди-на, П. П. Вирский, Н. Ш. Рамишвили и И. И. Сухишвили и многие другие.
Игорь Александрович Моисеев (р. в 1906 г.), народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауре¬ат Ленинской и Государственных премий СССР,— бессменный руководитель Ансамбля народного танца СССР. Выпускник Мос¬ковского хореографического училища Моисеев начал свой путь танцовщиком, но очень скоро стал заниматься балетмейстерской деятельностью. На сцене Большого и Экспериментального театров им были поставлены сначала совместно с другими балетмейсте¬рами, а затем самостоятельно балеты: «Футболист», «Тщетная предосторожность», «Саламбо», «Три толстяка», «Спартак». И. Моисеев ставил и танцы в операх «Кармен», «Демон» и др.
Балетмейстерские работы Моисеева отличались особой вырази¬тельностью танца, соединявшего в себе классические движения, па, позы с элементами народной хореографии и пантомимы.
С 1937 года, с момента организации Ансамбля народного танца СССР, весь свой талант, все свои творческие возможно¬сти Моисеев отдает работе с этим коллективом. Он обновляет старые танцы, создает новые. Много внимания балетмейстер уделяет изучению хореографического искусства народов нашей страны и народов мира. Более 200 разнообразных постановок Моисеева были показаны зрителям в нашей стране и за рубежом. Балетмейстер ставит не только отдельные танцы, концертные миниатюры, но и фольклорные циклы, танцевальные сюиты: «Партизаны», «Колхозная улица», «Картинки прошлого», «Совет¬ские картинки», «По странам мира» и др. В них своеобразная народная хореография накладывается на академическую основу танца, сливается с ней. Многие композиции Моисеева вошли в золотой фонд классического наследия народно-сценической хоре¬ографии.
Новаторские поиски и открытия украинского балетмейстера Павла Павловича Вирского (1905—1975), народного артиста СССР, лауреата Государственных премий СССР и Го¬сударственной премии УССР им. Т. Г. Шевченко, организатора, балетмейстера, а затем художественного руководителя Ансамбля народного танца УССР, опирались на традиции украинской тан¬цевальной культуры.
Театрализируя украинский танец в своих первых хореографи¬ческих композициях, которые входили в национальные оперные спектакли «Тарас Бульба» и «Золотой обруч», П. Вирский факти¬чески начинал новую линию создания украинского народно-сце¬нического танца, начинал балетмейстерскую реформу, которая состояла в соединении элементов украинского танцевального фольклора с классическим танцем. В его творчестве народная хореография возвысилась до совершенства классических образов.
Новаторство и заслуга П. Вирского прежде всего в новизне танцевальной формы, изобразительности и обогащении танцеваль¬ного пластического языка. П. Вирский расширил танцевальные жанры и хореографическую драматургию за счет обращения к на¬родно-песенному материалу, к старинному ярмарочному куколь¬ному театру «Вертеп». Так в репертуаре ансамбля появилась навеянная обрядами лирическая картинка «Подоля^ночка», коме¬дийно-сатирическая хореографическая миниатюра «Ой шд вишнею».
Значительным этапом на пути освоения тем украинской клас-сической литературы’ стала драматическая хореографическая картинка «О чем верба плачет», созданная П. Вирским по моти-вам поэм Т. Г. Шевченко. Показанная в юбилейные дни 1964 года, эта хореографическая миниатюра принесла на сцену подлин-. ную глубину поэзии и доказала, что средствами народно-сцени¬ческого танца можно художественно полноценно раскрыть идейно-образное содержание большой литературы.
Созвучен нашей современности героический жанр. Он и стал ведущим в творчестве Вирского. Величественная эпопея нацио-нально-освободительной борьбы украинского народа против поль¬ской шляхты отображена в хореографической картине «Запорож¬цы», созданной балетмейстером в 1957 году. Современная танце¬вальная лексика в публицистическо-героической хореографической миниатюре «Мы помним» органично возникла из музыкальных образов В. Мурадели, его песни «Бухенвальдский набат». Про¬должением поиска в героическом жанре стал и одноактный ба¬лет «Октябрьская легенда». Здесь Вирский сочетал симфониче¬ские формы балетной музыки с приемами новой пластики. На-деленный от природы тонким пластическим чутьем хореографа, П. Вирский создал своеобразный интонационный словарь совре¬менной хореографии. Современную пластику он насытил народно-танцевальными красками. Этим он открыл новые возможности для освоения сложной гражданской темы.
В его творчестве особое место занимали танцы, записанные на народных праздниках в селах. Это — «Свадебный танец», записанный на Буковине, украинская кадриль XVIII века «Девят¬ка», шуточный украинский танец «Сапожники».
Своеобразие творчества П. Вирского проявилось и в хореогра¬фических картинах бытового и комедийного жанров. Таковы ком¬позиции — «На кукурузном поле», «Ползунец», «Чумаки», «Кол¬хозная полька», «Колхозная свадьба» и многие другие.
Работы П. Вирского стали этапными в развитии народно-сценического танца. П. Вирский создал свой творческий метод подхода к фольклору. И в этом его огромная заслуга перед советской хореографией.
Творческий путь Татьяны Алексеевны Устино¬вой, народной артистки СССР, лауреата Государственных пре¬мий СССР и РСФСР, балетмейстера танцевальной группы Госу¬дарственного русского народного хора им. М. Е. Пятницкого,— это неустанный поиск новых красок и пластики народного тан¬ца. Изучая танцевальный фольклор разных областей России, Т. А. Устинова находит в нем дыхание живых традиций русской народной хореографии, органическую связь танца с песней и музыкой. Ею создано много хореографических композиций, среди них знаменитые «Калининская кадриль», «Камаринская», «Курские колокольчики», «Тимоня», «Подмосковные хороводы», «Змейка», «Ивушка», ставшие классическими образцами народ-но-сценической хореографии.
В 1948 году был организован ансамбль «Березка». Сначала он состоял из одних девушек, а много лет спустя в него влилась мужская группа. Со дня его основания и до 1979 года бессмен-ным руководителем и постановщиком всех программ была На-дежда Сергеевна Н а д е ж д и н а (1908—1979), народная артистка СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Госу¬дарственной премии СССР. Она создала «новый стиль в хореогра¬фии, основанный на синтезе танцевального фольклора и школы классического танца», как писала А. Чижова в книге «Танцует «Березка».
Прошло более 40 лет со времени организации первых ан-самблей танца. А теперь их в стране более 60. Это ансамбль танца «Россия», Красноярский ансамбль танца Сибири, ансамбль «Лезгинка» в Грузии и «Алан» в Северной Осетии, «Вайнах» в Чечено-Ингушетии и, «Кабардинка», калмыцкий ансамбль «Тюльпан», мордовский «Умаринка», удмуртский «Италмас», марийский «Марий-Эл», карельский «Кантеле», тувинский «Саяны», корякский «Мэнго», бурятский «Байкал», чукотский «Эргырон», таджикский «Лола», молдавский «Жок», литовский «Летува», закарпатский «Верховина», белорусский «Хорошки», латвийский «Дайле» и многие другие.
Больших успехов добились также танцевальные коллективы народных хоров — Воронежского, Уральского, Омского.
Творчество профессиональных ансамблей народного танца оказывает влияние на развитие классического хореографического искусства, а также обогащает репертуар самодеятельных ансамб¬лей народного танца.