Арабские танцы живота музыка

О преподавателе

Камаль Баллан родился в Сирии, в Сувейде. Родился в поистине музыкальной семье. Камаль — племянник народного певца Фагида Баллана, популярного во всём арабском мире. С раннего детства увлекался музыкой, самостоятельно учился игре на уде (арабская лютня). Вскоре поступил в клуб искусства и стал учиться дальше, где проявил себя как виртуоз этого инструмента. Сочинять музыку стал довольно рано.

Закончив школу, решил ехать учиться в Советский Cоюз. В СССР приехал со своим любимым инструментом, но поступил в Ростовский Инженерно-строительный институт, который успешно закончил. Вскоре вернулся на Родину. В течение 5-ти лет брал уроки музыки у своего дяди. Находясь среди известных музыкантов и певцов арабского мира, начал заниматься совмещением арабской и европейской музыки. Продолжая совершенствоваться в игре на уде, решил увеличить его возможности и из классической 5-ти струнной лютни сделал 7-ми струнную, что позволило расширить репертуар и улучшить технику.

Камаль всё же скучал по России, стране, где прошли самые романтичные годы его юности. От государственной строительной Сирийской фирмы, которая занималась строительством гостиниц, по контракту был направлен в Одессу. В Одессе общался со многими музыкантами, но в музыкальной сфере начал свою работу только после переезда в Москву. Короткий курс обучения в театре пантомимы Юрия Попова и от природы заложенные способности позволили с легкостью начать занятия арабскими танцами. На сегодняшний день Камаль не только в совершенстве познал тайны танца живота, но и с успехом преподаёт его.

Камаль имеет собственный ансамбль. В его составе — несколько талантливых музыкантов, играющих на дарбуке (арабский барабан), арабской флейте, трубе, скрипке (тоже арабской) и даже контрабасе. Певицы, также обученные Камалем, исполняют древние арабские песни, а танцовщицы — блестящий танец живота под аккомпанемент живой (и безусловно темпераментной) музыки. Его танцовщицы неоднократно занимали призовые места на главных конкурсах Петербурга и Москвы.

Камаль известен в музыкальной среде как блестящий виртуоз, как музыкант, способный на моментальную импровизацию в любой обстановке и в любом музыкальном коллективе.

Камалю, как музыканту, присущи редкие организаторские способности, поэтому для каждого выступления он заново определяет состав своих музыкантов в зависимости от темы, настроения концерта, а также ожидаемой публики. Это может быть и классическая арабская музыка с древними арабскими песнями, и зажигательные танцы живота под восточные ритмы, и этно-джем, где собираются этнические музыканты самых разных культур, и джем с блюзовыми и джазовыми музыкантами, собственно джаз, и даже симфонический оркестр.

Камаль выступает с самыми известными и профессиональными музыкантами страны: Дживан Гаспарян, Анатолий Герасимов, Ришад Шафи (барабанщик легендарного ВИА «Гюнэш»), Гасан Мамедов (классическая и восточная скрипка), Вячеслав Горский, Сергей Воронов (Crossroads), Владимир Волков, Аркадий Шилклопер, Алекс Ростоцкий, Юрий Парфёнов, Кешаб Чаудури (табла, Индия). Участвовал в записи нескольких дисков, в том числе с Сергеем Пенкиным, Парфеновым и Ростоцким. Сыграл четыре композиции на диске «Orientel impress» или «Воздействие востока».

Камаль талантливый актер.Он снимался в нескольких кинофильмах у талантливых режиссеров. Недавняя его работа — роль Азиза в телесериале «Родина»(реж. Павел Лунгин).

Камаль Баллан обладает поистине бурным темпераментом, он очень жизнерадостный, инициативный и «неугомонный». Легко находит общий язык с любым человеком, а его общение с аудиторией во время концерта погружает всех в атмосферу добра и единения культур.

Арабские танцы.

Можно утверждать, что танец живота это вполне сформировавшийся танцевальный стиль, позволяющий современной женщине познать себя, стать более уверенной как в физическом, так и эмоциональном плане.

И не случайно по популярности после латиноамериканских ритмов, завоевавших сердца миллионов поклонников во всем мире, танец живота идет на втором месте, а многие специалисты считают, что вскоре танец живота (и вообще восточный стиль) завоюет весь мир. Некоторые занимаются арабскими танцами как физическими упражнениями, других привлекают музыка и загадочность восточной культуры. Достигнув определенного мастерства и научившись сложному искусству изоляции отдельных частей тела«, многие женщины начинают по-новому пользоваться своим телом, выражая с его помощью силу, утонченность, желание и любовь…

Изучая арабские танцы, вы не просто учитесь танцевать — вы получаете гораздо больше: красоту, здоровье, душевный комфорт…

Давайте рассмотрим что под силу арабским танцам:

  • Фигура обретает естественный женственный силуэт: грудь (движения рук и плечевого пояса укрепляют грудные мышцы и межреберную мускулатуру), талия (всевозможные движения бедер изолированно от торса), бедра и ягодицы (в этой области мышцы подтягиваются и становятся более упругими за счет частого повторения движений бедрами в различном темпе).
  • Повышается либидо — это объясняется эффектом «трясок», перекатом живота и некоторыми другими движениями мышц области таза, согласованных с «интимными мышцами».
  • При эмоциональном исполнении танца начинают «трудиться» лицевые мышцы, что помогает лицу не стареть (в отличие от занятий некоторыми видами йоги).
  • Живот становится упругим, потому что при исполнении танца практически постоянно работают мышцы пресса. Вы сможете взять под контроль свой вес и впоследствии его контролировать, пока не прекратите заниматься. Ведь, прежде всего, танец — это своеобразная аэробика. А, как известно, аэробная нагрузка существует специально для сжигания жировых клеток!
  • Благодаря арабским танцам можно добиться заметного улучшения осанки и избавиться от сутулости. Укрепление мышц спины и поясничного отдела происходит за счет того, что в движениях танца участвуют все отделы позвоночника, начиная с шейного.
  • В результате большого количества повторений танцевальных пластичных движений совершенствуется пластика, походка и движения становятся грациозными.
  • Развивается гибкость за счет амплитудных движений в суставах.
  • Техника арабского танца позволяет давать нагрузки именно на те группы мышц, которые очень редко задействуются не только в повседневной жизни, но при занятиях спортом. Например, внутренние мышцы таза (а они играют не последнюю роль в жизни женщины). Доказано: если эти мышцы достаточно развиты, то роды пройдут куда легче и спокойнее. Для тех женщин, которые только собираются стать мамами, арабский танец будет хорошей подготовкой к процессу вынашивания и рождения ребенка, а тем, кто уже выполнил свое «женское предназначение», танец поможет восстановиться после родов. Да и во время беременности при индивидуальном подходе кое-какие элементы танца живота вовсе не повредят.
  • Развивается умение контролировать вдох и выдох, управлять своим дыханием. Как мы писали в одной из предыдущих глав, дыхательная гимнастика необходима для здоровья легких и чрезвычайно полезна при хронических болезнях органов дыхания.
  • Организм незаметно привыкает к физическим нагрузкам, потому что заниматься танцами приятно и увлекательно, а не изнурительно!
  • Можно стать «звездой» любой вечеринки, приковывая взгляды только к себе, потому что танец живота в вашем исполнении индивидуален и неповторим.
  • Человеку, который умеет танцевать, легче «раскрепоститься» и избавиться от психологических комплексов.
  • Тем, кто занимается бальными танцами, хорошо известна пословица: «Легче найти мужа чем партнера по танцам». В арабском танце партнер не требуется.
  • Сказочные костюмы, в которых исполняется танец живота, позволят вам ощутить себя главной проявить свои таланты в рукоделии и попробовать создать костюм собственными руками — и у вас появится еще одно хобби!
  • Мало в каком танце есть такое разнообразие музыкальных ритмов, движений и предметов (сабля, шаль, канделябр, трость, цимбалы), что позволяет испытать себя во многих стилях танца и найти свой.
  • При желании можно выступать перед зрителями и участвовать в соревнованиях различных уровней.

Виды физической активности каждый выбирает в соответствии со своими предпочтениями или исходя из других факторов. На занятия арабскими танцами женщины приходят по разным причинам: кто-то хочет «оздоровиться», подтянуть мышцы или похудеть, а кто-то — из любви именно к этому виду искусства. На самом деле, арабские танцы — это не только древний вид искусства, но и танцевальный вид спорта. Более того, занятия арабскими танцами способны решить многие проблемы со здоровьем.

Знатоки называют арабский танец уникальной «женской оздоровительной системой». Нагрузки, получаемые во время занятий, вполне достаточны, чтобы сбросить лишние килограммы, или же, наоборот, поправиться, гармонизировать свой вес, если существует определенная диспропорция. «Тряски» способствуют профилактике целлюлита (если, конечно, «растрясывая» жировые отложения на занятиях арабскими танцами, «подтягивать» мышцы в спортзале на тренажерах). Во время репетиций расходуется огромное количество калорий, формируется изящная линия живота, укрепляется брюшной пресс, улучшается осанка.

Что же представляет собой танец живота в плане влияния на отдельные органы и весь организм в целом? Танец живота заставляет весь организм человека работать на пределе своих возможностей. Через несколько месяцев занятий вы почувствуете ощутимые результаты. Не думайте, что они будут связаны лишь с коррекцией формы вашего живота за счет укрепления мышц. Усиленная работа бедрами тренирует мускулатуру живота, является профилактикой застойных явлений органов малого таза, улучшает работу кишечника, что благоприятно сказывается на цвете лица и общем самочувствии. Многие женщины с радостью обнаруживают, что результатом многомесячных занятий стали полное исчезновение или уменьшение предменструального болевого синдрома, установление месячного цикла. А благодаря отдельным упражнениям даже повышаются сексуальные возможности женщины. Сейчас уже врачи признали, что занятия арабскими танцами способствуют зачатию (если у женщины с этим проблемы). Очень многие женщины приходят на занятия именно поэтому.

Характерные движения головой и шеей — замечательная профилактика шейного остеохондроза и гипертонии. Плавные прогибы и красивые па улучшают осанку, а правильная постановка бедер во время танца гарантирует отсутствие через многие годы таких неприятных вещей, как смещение межпозвоночных дисков и остеопороз. То есть в любом возрасте ваши суставы останутся подвижными, сухожилия эластичными, а походка легкой. Во время танца работают мышцы, которые невозможно натренировать, предположим, на занятиях аэробикой и шейпингом (те, кто только начинает заниматься танцами, признаются, что после репетиций тело «ноет» совсем не так, как после физкультуры).

Танец живота благотворно влияет не только на физическое здоровье женщины, он улучшает ее психологическое самочувствие. Это связано с тем. что во время танца «работают» все энергетические центры. Женщина начинает чувствовать себя уверенней, верит в свою привлекательность независимо от возраста и внешних данных. В конечном итоге в личную и интимную жизнь приходит долгожданная гармония, а из отношений с окружающими исчезают нервозность и напряжение. Арабский танец — мощное средство с точки зрения психотерапии: занятия им гарантируют излечение от депрессии, хронической усталости. Это вид танца, который не растрачивает энергию, а накапливает — после занятия, наоборот, чувствуется прилив сил.

Опыт показывает, что занятия арабскими танцами позволяют решить следующие в проблемы со здоровьем:

  1. Проблемы с позвоночником.
  2. Проблемы с суставами.
  3. Слабый мышечный корсет.
  4. Излишняя полнота.
  5. Целлюлит.
  6. Желание «растянуться».
  7. Общая усталость.
  8. Головные боли.
  9. Желание заниматься спортом в период беременности.
  10. «Женские» проблемы.
  11. Проблемы с почками.
  12. Частые простудные заболевания.
  13. Слабый иммунитет.
  14. Плохое пищеварение.
  15. Проблемы с сердцем.
  16. Нервные перегрузки.
  17. Негативные психологические состояния, включая депрессию.
  18. Возрастные проблемы.

В каждом случае, как правило, предполагается индивидуальный подход.Арабскими танцами можно заниматься как в клубе, так и дома. Какие бы занятия вы ни выбрали, они пойдут вам на пользу и заметно улучшат настроение!Видео обучение арабским танцам рассмотрены в статье Мастер класс танца «Хопа Эшта» .

Арабские танцы живота музыка

Как выбрать музыку для танца живота

Одним из самых ответственных моментов при подготовке выступления является выбор музыки. С проблемой поиска той самой песни, от которой вырастают крылья у танцовщицы и у зрителя, сталкиваются как начинающие, так и опытные исполнительницы арабского танца. И действительно: как найти музыку, позволяющую раскрыть ваш образ, подсказывающую сюжет и движения танца, приятную и для искушенного, и для неискушенного зрителя?

О вкусах не спорят, однако в выборе музыки для танцев живота существуют некоторые объективные моменты, на которые следует обратить внимание, если вы заинтересованы в успешном выступлении.

Во-первых, определите цель вашего танца: удивить родственников, коллег, достойно выступить на концерте вашей студии, блистать на серьезном конкурсе? Учитывайте тип зрительской аудитории – вряд ли судьи на конкурсе будут в восторге от танца под заезженную песню Таркана трехлетней давности, а у сослуживцев на новогоднем корпоративе хватит мужества вытерпеть и понять сложную классику, как бы богата и интересна она ни была для нас.

В целом музыку, используемую для арабского танца, можно разделить на 5 условных групп:

Восточные хиты – сюда попадают все восточные песни, широко известные каждому. Не стоит их даже перечислять. Даже если ваш зритель никогда не видел танца живота, он точно слышал эти песни и с восторгом на них реагирует. Еще бы! Они обычно веселые, простые, зажигательные, дано на слуху – так и тянет танцевать или, на худой конец, хлопать в ладоши. Не соблазняйтесь легкой дорогой к сердцу простого зрителя. Оставьте восточные хиты для радио и дискотек. Выходить с постановкой под такую музыку – дурной тон.

“Популярные в мире восточного танца песни” – ну кто из нас не знает “Habibi”, “Salam sala”, “Wana wana amel eh”, “Tamally maak”, “So ya so”, ”Sidi Mansour”? Список можно продолжать. Все это – чудесные, мелодичные, танцевальные, ласкающие слух песни, только вот уж очень они известны в мире восточного танца. Они хороши на занятиях для танцевальной разминки, для импровизации. Их можно использовать для первых сольных постановок, рассчитанных на аудиторию родственников, друзей, коллег – эти песни красивы и просты для восприятия неподготовленным ухом. Но для более крупных концертов, конкурсов, фестивалей выберите что-нибудь менее известное. Представляете, сколько человек до Вас уже танцевали под эту музыку?

Арабская поп-музыка – эти песни отличаются от песен предыдущей группы только тем, что не так хорошо известны и не имеют такой большой истории танцевальных постановок. Сегодня купить качественную арабскую поп-музыку не так сложно, простор для выбора большой – ищите вашу песню! Достойных исполнителей множество: Amr Diab, Hakim, Shereen, Samira Saeed, Ragheb Alama, Warda, Nawal al Zoghbi, Hisham Abbas, Saber al Robae, Nancy Ajram, Najwa Karam, Elissa, Cheb Mami, Diana Habbat и многие другие. С постановкой под их песни можно смело выходить к самым разным зрителям, танцевать в узком кругу знакомых, в ресторане, на концерте, фестивале, и даже на конкурсе. Песни этой группы, несмотря на привычный для восприятия западного зрителя куплетную форму и современную аранжировку, отличаются восточной мелодикой, характерным ритмическим рисунком, часто включает в себя красивые инструментальные проигрыши и даже небольшие барабанные соло. Такая музыка позволяет танцовщице максимально выразить себя, не наскучив зрителю.

Арабская инструментальная классика сначала кажется скучной и сложной. Зато потом, когда период увлечения популярной музыкой пройдет, вас околдует именно классика с ее богатым оркестровым звучанием, живым и многогранным развитием мелодии, неожиданными сменами ритмов, с ее непредсказуемостью, глубиной и неподдельной восточной атмосферой. Но сначала к такой музыке надо привыкнуть, натренировать ухо. Сначала ее стоит просто слушать, потом понемногу импровизировать, и только поняв – делать постановку. То же касается и вашего зрителя – подготовьте, воспитайте его, не выходите с серьезной классикой к зрителю, который раньше и популярной восточной музыки не слышал. Зато для истинных ценителей нет ничего лучше классики, а особенно в исполнении живого оркестра. Да и для конкурса сольная постановка под классическую арабскую музыку просто необходима.

Смелые решения бывают во всем, в том числе в арабском танце. Иногда хочется чего-то особенного, хочется сделать оригинальный номер, хочется использовать для танца живота любимую рок-композицию, токкату Иоганна Себастьяна Баха или еще что-нибудь этакое. Пробуйте! Только помните, что совершаете эксперимент, а эксперименты бывают удачные и неудачные. И прежде чем выходить с постановкой под такую музыку на публику, покажите свой номер для оценки тому, чье мнение по поводу арабского танца для вас ценно.

Определившись с целью танца и типом музыки, можно переходить к выбору конкретной музыкальной композицией. При этом необходимо руководствоваться не только личными предпочтениями, но и учитывать объективные музыкальные составляющие. С точки зрения постановки танца важнейшими из них являются ритм и мелодия.

Ритм – это опора арабской музыки, ее базовая характеристика. Нельзя танцевать без ритма или вне ритма, поэтому сразу внимательно прислушивайтесь к ритму понравившейся песни, его обычно задают барабаны.

Если вы никогда не занимались музыкой и вам сложно сразу вычленять ритм из звучащей песни, тренируйтесь. Слушайте музыку и параллельно прохлопывайте ритм руками, затем отключайте звук и пробуйте воспроизвести этот ритм самостоятельно. Потом снова включайте музыку, проверяйте себя и пробуйте услышать этот ритм внутри музыки.

Для танца лучше всего подходит музыка с устойчивым, вычленяемым ритмом – он задает основу, музыкальный внутренний стержень танца, обеспечивает его единство. Устойчивый ритм музыки удобен для танцовщицы и хорошо воспринимается любым зрителем, вовлекая его в действо музыки и танца.

В подходящей для танца музыке, помимо устойчивого ритма, должны присутствовать и ритмические акценты – редкие, неожиданные усиления сильных ил слабых долей. Наличие ритмических акцентов лишает ритм монотонности, делает ритмический рисунок оригинальным, обеспечивает его внутреннюю динамику. Проработанные в танце ритмические акценты, кроме того – хороший способ поддерживать у зрителя интерес, заставляя его задуматься: “А что же будет дальше?”

Мелодия – это “душа” музыки, неповторимая, остающаяся в памяти и сердце. Мелодия может быть исполнена как голосом, так и каким-либо инструментом. В оркестровой арабской музыке мелодию обычно исполняет один инструмент ил группа однотипных инструментов, а остальные участники оркестра “раскрашивают” ее вариациями.

Если ритм должен отличаться устойчивостью, то богатство мелодии – в ее развитии. Музыка с мелодией, состоящей из повторяющихся одинаковых музыкальных фраз, создает эффект топтания на месте. Под такую музыку не получиться исполнить интересный танец, а зритель быстро устанет слушать одно и то же, какой бы веселой эта музыка ни была. Выбирайте музыку с внутренним развитием, с выстроенной мелодической композицией, содержащей в себе экспозицию, завязку, развитие, кульминацию, развязку и, возможно, даже коду. Такая мелодия сама подскажет вам логику развития танца, поможет удержать внимание публики от начала до конца, сделает номер целостным.

При выборе музыки необходимо также обратить внимание на ее темп – комфортен ли он для вас, все ли движения он позволяет включить в танец, соответствует ли музыка с таким темпом выбранному вами образу, вашему уровню технической подготовки и зрительским ожиданиям?

Важна и длительность песни: сольный танец для неподготовленной публики не должен превышать 3-4 минут, в то время как конкурсному выступлению профессионалов отводится обычно до 7 минут. Сможете ли вы наполнить содержанием пятиминутную композицию и, не устав, донести его до зрителя? Не переусердствуйте» Остановитесь лучше на короткой, но яркой и насыщенной музыкальной композиции.

Пусть же выбранная вами музыка будет гармонична, а в ней будет гармоничны вы. Дерзайте!

Источник: журнал ориенталь

ткуда такое засилье египетского стиля и музыки в восточном танце?

Автор: Шира (сайт www.shira.net, статья Why the Fuss Over Egyptian Style)
Перевод: Мария Крижановская, «Жасмин»

Фольклорный танец, который развился в то, что сегодня мы называем танцем живота или восточным танцем, был частью народной культуры многих народов Северной Африки, Среднего Востока и даже Ирана в течение многих веков. Исследование, проведенное Морокко, показывает, что устная традиция относит начало этого танца в далекую древность, где он использовался как ритуал и гимнастика, связанные с деторождением.

Несмотря на такое широкое распространиение фольклорной основы, сценическое исполнение беллиданса в основном связано с египетской музыкой, аксессуарами и костюмами. Даже современные персы называют этот танец «арабским». В Турции большинство исполнительниц танцуют под арабскую, а не турецкую музыку, и пользуются типичными египетскими аксессуарами — тростью и канделябром. В Северной Америке и Европе основная часть танцовщиц также ориентирована на Египет. Если вы не так давно погрузились в мир этого танца, вы, возможно, удивляетесь, почему египетская музыка и танцевальный стиль доминируют на мировой восточной сцене. Постараемся немного прояснить ситуацию.

Из фольклора в ночные клубы

До 19-го столетия, восточный танец исполнялся, как правило, в семейном кругу и на семейных праздниках. Свадьбы, обрезания, бармицвы (да-да, в иудейских семьях его тоже танцевали!) и другие подобные события не обходились без этого танца (как в русских семьях до сих пор любая пьянка-гулянка заканчивается народными песнями :)) — М.К.) . Иногда нанималась профессиональная танцовщица. Поскольку это были в основном семейные празднества, чужакам и чужестранцам редко доводилось видеть этот танец.

В 1880-х годах, европейцы начали (в очередной раз, между прочим — М.К.) проникаться очарованием Востока. Такие писатели, как Гюстав Флобер и такие художники, как Жан-Леон Жером путешествовали на Средний Восток и в Северную Африку за вдохновением. Туристы посещали этот регион, чтобы поглазеть на экзотические ландшафты и людей. Колониальные армии Англии и Франции оккупировали несколько стран региона.

Среди европейских охотников до экзотики быстро распространился слух о том, что восточный танец — это зрелище, которое нельзя пропустить. Восхищались ли туристы этим танцем или презирали его, но нечто настолько отличающееся от родной европейской культуры не могло не обладать завораживающей притягательной силой для них. И если раньше восточные женщины танцевали только для семейных праздников, с этих пор они нашли в иностранцах новую публику для себя и новый рынок для показа своих талантов.

В Каире, столице Египта, первые ночные клубы, предложившие этот танец как вид развлечения для широкой публики, появились в 1920-х годах. Аналогичные заведения немедленно проклюнулись в Бейруте. Рабочие места для музыкантов и танцовщиц процветали благодаря спросу со стороны иностранцев.

В это время Турция была поглощена своей культурной революцией, пришедшей со свержением последнего оттоманского султана после первой мировой войны. Турция была занята мучительным перевоплощением из монархического в демократическое, из религиозного в светское общество. Под предводительством Ататюрка Турция была отвращена от своей исторически восточной культуры и стала смотреть на запад за политическим и культурным руководством. Новое правительство запретило мужчинам носить традиционную феску, а женщинам — покрывать лицо. Суфийская секта Мевлеви (вращающиеся дервиши традиции Руми) была запрещена. В свете этих социальных и культурных изменений развитие восточного танца и музыки в Турции было практически невозможно.

Из ночных клубов в кино и музыку

Когда голливудское кино и американская музыка начали свое бурное развитие в начале 20-го века, аналогичная индустрия развлечений появилась в арабском мире. Как Нью-Йорк и Голливуд были центрами индустрии развлечений США, так Каир и Бейрут стали столицами музыки и кино в арабо-говорящей части планеты.

Примерно с 1940-х годов, египетские кинокомпании начали производить мюзиклы на арабском языке. Фарид аль Атраш стал одной из первых звезд того времени. Разносторонне одаренный человек, Фарид покорял женские сердца как герой-любовник в кино, сочинял музыку, которая немедленно становилась популярной в арабском мире и играл на уде (уд — арабская лютня. — М.К.) с виртуозным мастерством. Другой композитор, который достиг большой славы в этот период — это Мохаммед Абдель Вахаб.

Как и в американских мюзиклах, в арабских обязательно присутствовали танцевальные номера. Эпизоды с восточными танцами в этих фильмах скоро сделали несколько имен исполнительниц всемирно известными: Тахия Кариока, Самия Гамаль и некоторые другие. Даже сегодня эти звезды раннего египетского кино остаются в памяти и сердцах как важная часть арабской культуры.

Параллельно в Ливане развивалась собственная танцевальная сцена под предводительство Надии Гамаль. Забавно, что под очарованием гаремных сцен в голливудских фильмах, египетская киноиндустрия начала наряжать своих исполнителей в костюмы, аналогичные голливудским. Скоро египетский танцевальный процесс начал устанавливать на Среднем Востоке новый стандарт отношения в восточному танцу: теперь он стал больше профессиональным сценическим искусством, чем народным танцем. И хотя как народный этот танец существовал в культурах стран Среднего Востока на протяжении столетий, ни в Турции, ни в Иране, ни в Северной Африке он не прошел аналогичного египетскому пути развития. Вот почему даже многие люди Среднего Востока называют сегодня этот танец «арабским».

1960-1980-е годы

Богатый вклад Ливана в арабскую культуру был трагически прерван гражданской войной. Трудно процветать индустрии развлечений, когда у людей главная задача — выживать и хоть как-то перебиваться с хлеба на воду в темном облаке войны.

В результате, более благополучный Египет стал монопольным центром продолжающегося развития арабских сценических искусств. Несколько ярких звезд зажглось на танцевальной сцене в этот период: Сухер Заки, Нагва Фуад, Люси, Надия Хамди, Фифи Абдо и другие. Эти танцовщицы очень и очень неплохо зарабатывали и стали богатыми людьми по стандартам своей культуры. Они могли себе позволить содержать композиторов, которые писали музыку лично для них, и оркестры из 40 музыкантов, которые эту музыку исполняли. Это было золотое время в Египте для туриста, желающего увидеть танцевальное представление мирового класса.

Клубы, в которых выступали исполнительницы такого уровня, были пятизвездными ночными клубами. Они серьезно поддерживались богатыми арабами из близлежащих стран, например, из Саудовской Аравии. Египетская индурстрия развлечений раскручивала этих танцовщиц, а средства массовой информации делали их знаменитыми во всем арабском мире.

В конце 1970-х годов, когда международные перелеты стали более доступными, все большее число исполнителей восточного танца из Европы, Северной Америки и Австралии стали совершать паломничества в Египет, чтобы видеть эти представления. «Танцевальные туристы» были очарованы высококлассными представлениями и славой, которую танцовщицы имели в своих странах и немедленно размечались о том, чтобы достичь чего-то подобного у себя на родине. И вскоре чемоданы, полные светлых надежд, музыки, костюмов и аксессуаров, приобретенных «ТАМ», потянулись на запад.

В это время турецкая танцевальная сцена была более чем далека от египетского гламура. Она работала на вкусы публики убогого кабацкого уровня. Танцовщицам платили очень скудно, и выступали они в основном в самых ужасных притонах. Нетрудно понять, что они не показывали в танце ничего такого, чему хотели бы подражать вдохновенные туристки из западных стран.

Итак, египетское влияние в восточном танце хорошо закрепилось во всем мире. Египет был лучшим местом на Среднем Востоке, где можно было увидеть блестящие представления восточного танца в высококлассных ночных клубах, и лучшие костюмы покупались, конечно, тоже здесь. Египет был единственной страной на Среднем Востоке, где исполнительницы становились знаменитыми и богатыми.

Танцевальная сцена сегодня

К сожалению, можно сказать, что танцевальная сцена в Египте пошла на спад после 1990-х годов. Одна из причин в том, что стало меньше поддержки со стороны арабов стран Персидского Залива, которые раньше спонсировали пятизвездные ночные клубы Каира. Это было старое поколение, которому нравилось посещать эти клубы и смотреть танцевальные представления. Сегодняшнее молодое поколение предпочитает другие развлечения и обращается за ними в другие места. В результате несколько знаменитых клубов были недавно закрыты.

Другое серьезное обстоятельство заключается в том, что мусульманские экстремисты выбрали Египет страной для распространения своего консервативного влияния. Например, они предлагают семьям плату за то, чтобы их женщины ходили в традиционной мусульманской одежде вместо западных шмоток. Они также начали применять насилие к людям, поведение которых не вписывается в их жесткую интерпретацию ислама.

Экстремисты особенно нацелены против публичных выступлений танцовщиц, так как законы ислама требуют, чтобы женщина скрывала свою красоту ото всех, кроме своего мужа. Они распространяли угрозы о том, что любое мероприятие, где женщина будет исполнять танец живота в присутствии посторонних мужчин, будет насильственно прервано. В результате, многие люди отказались от приглашения женщин-танцовщиц на свадьбы и другие праздники, потому что никто не хочет неприятностей. Когда я была в Египте в 1999 году, я была приглашена на две свадьбы, и ни на одной из них не было традиционной танцовщицы. Вместо этого, на обеих свадьбах выступали группы танцующих юношей.

Сегодня знаменитые египетские танцовщицы Фифи Абдо и Дина окружают себя телохранителями. Другие, например, Нагва Фуад и Сухер Заки, «ушли на пенсию» в конце 1980-го, потому что бороться было уже слишком трудно (странно, разве не по возрасту они ушли? Они ведь уже старенькие. — М.К.)

Танцовщицы, которые раньше жили на доход от представлений на свадьбах и в более демократичных клубах, теперь едва сводят концы с концами. Многие египтянки вообще оставили танцы. Среди выступающих на сцене в основном остались иностранки из России (это Федяева, хехе — М.К.), Аргентины и других далеких мест.

В этом процессе есть и хорошие стороны: с ослаблением танцевального процесса в Египте, восточный танец начал расти в других странах. Теперь, когда покончено с гражданской войной в Ливане, Бейрут начинает восстанавливать свое культурное наследство. В Турции некоторые очень хорошие исполнительницы начинают появляться в более приличных, чем раньше, клубах, посещаемых туристами. (статья написана до странного указа о запрете танца в Турции — М.К.) Интересно, что большинство девушек, которых я видела в Турции в 2000 году, танцевали под арабскую музыку и с арабскими аксессуарами. Костюмы на мой американский вкус у них были достаточно симпатичные. И хотя я полагаю, что в Турции все еще немало клубов того гнусного уровня, которых практиковался раньше, теперь там немало возможностей увидеть хорошие, качественные представления.