Ассоциация бальных танцев беларуси

Ассоциация бальных танцев беларуси

Датой рождения спортивного танца в Советском Союзе принято считать лето 1957 года. Тогда по инициативе немногочисленной группы московских энтузиастов бального конкурсного танца (так в то время именовался танцевальный спорт) в рамках Всемирного фестиваля молодежи и студентов в московском Колоном зале Дома Союзов состоялся первый международный турнир по спортивным танцам. В течение тридцать лет после этого в непростых условиях идеологического давления энтузиастам бальной хореографии удалось не только пробудить интерес к конкурсному танцу со стороны властей и общественности, но и обеспечить достаточно интенсивное развитие спортивного танца, особенно в союзных республиках Прибалтики, а также в Москве, Ленинграде, Нижнем Новгороде, на Украине, в Молдавии и Белоруссии. К концу девяностых годов ведущие советские танцевальные пары показывали достаточно высокие результаты на международной арене.

Все эти годы бальный танец относился к сфере художественной культуры. Немногочисленные кружки и студии бального танца существовали в системе советской художественной cамодеятельности при домах культуры муниципалитетов, предприятий, вузов и т.п. И только в условиях перестройки возникли предпосылки для организационного оформления спортивно – танцевального движения. В 1988 году была учреждена Ассоциация бального танца СССР, в состав которой вошли общественные объединения бальной хореографии 9 союзных республик: Белоруссии, Грузии, Казахстана, Латвии, Литвы, Молдовы, России, Украины и Эстонии. В этом же году АБТ СССР стала членом Международной федерации танцевального спорта (International Dance Sport Federation – IDSF, позднее — WDSF).

В конце 1991 года, после упразднения СССР Ассоциация бального танца РСФСР выделилась в самостоятельную общественную организацию под названием Российская ассоциация спортивного танца. Новое название – Федерация танцевального спорта России (ФТСР) — было принято в апреле 1998 года. С февраля 1992 года ФТСР представлял Российскую Федерацию в IDSF. С момента основания и до декабря 2011 года Президентом ФТСР являлся Павел, Дорохов, который с 1989 года являлся также членом президиума IDSF.

К середине девяностых годов прошлого века международное и российское общественное мнение, а также – что особенно важно – органы управления спортом в нашей стране на федеральном и региональном уровнях постепенно признали занятия конкурсным бальным танцем отдельным видом спорта. В 1997 году Международная федерация танцевального спорта (International Dance Sport Federation – IDSF, ныне — WDSF) была признана Международным Олимпийским комитетом, В 1998 году ФТСР стала коллективным членом Олимпийского комитета России. С 2005 года ФТСР была аккредитована при Минспорте Российской Федерации.

К сожалению, в конце 2011-начале 2012 года в ФТСР произошли не слишком приятные события. Министерство спорта в декабре 2011 года приостановило аккредитацию ФТСР (как было сказано «за многочисленные нарушение»), в результе чего было отменено или перенесено на более позднее время огромное количество турниров, включая Чемпионаты и Первенства России, международные соревнования и даже Чемпионат Европы среди молодежи. Часть членов Президиума ФТСР, а также тренеров крупных московских клубов и некоторых региональных федераций, воспользовавшись моментом, фактически создали новую организацию, назвав ее Союзом танцевального спорта России и пригласив возглавить ее модельера Валентина Юдашкина. Данные действия вызвали очень большую бурю эмоций и рассуждений как среди спортсменов, так и среди тренеров и руководителей клубов. Кто-то считал, что давно пора было это сделать, кто-то — что произошел рейдерский захват ФТСР. Однако новой организации удалось получить как аккредитацию Министерства спорта, так и WDSF, что фактически не оставило никакого выбора ни спортсменам, ни тренерам. Как бы то ни было, но в с 30 марта 2012 года именно СТСР фактически получило право проведения всех спортивных соревнований по танцевальному спорту на территории России, получив аккредитацию, а с лета 2012 года была признана Международной организацией танцевального спорта.

CТСР в наше время

Сейчас ФТСР объединяет региональные членские организации танцевального спорта в 69 субъектах Российской Федерации. В CТСР более полутора тысяч танцевально-спортивных клубов, в которых спортивными танцами занимаются более 70 тысяч спортсменов, имеющих классификационные категории, и приблизительно столько же начинающих, в основном детей, школьников и студентов.

Занятия спортивными танцами доступны людям любого возраста. В танцевальном спорте различают следующие возрастные категории: младшая детская (Дети-1) – 9 лет и моложе, старшая детская (Дети-2) – 10-11 лет, младшая юниорская (Юниоры-1) – 12-13 лет, старшая юниорская (Юниоры-2) – 14-15 лет, младшая молодежная – 16-18 лет, страшая молодежная — 19-20 лет,взрослая 21-35 лет, сеньоры — 35-45 лет, грандсеньоры — 45 лет и старше.

В танцевальном спорте соревнования проводятся среди танцевальных пар и ансамблей танца. Для пар установлены следующие спортивные дисциплины: европейские танцы (медленный вальс, танго, венский вальс, медленный фокстрот, быстрый фокстрот), латиноамериканские танцы (самба, ча-ча-ча, румба, пасодобль, джайв), двоеборье (зачет по европейским и латиноамериканским танцам одновременно), секвей (произвольные композиции). Ансамбли соревнуются в двух дисциплинах: ансамбли европейской программы и ансамбли латиноамериканской программы.

Многие годы кропотливого и самоотверженного труда наших тренеров, упорных тренировок спортсменов увенчались в последние годы выдающимися результатами на международном паркете. С конца девяностых годов российские танцоры неизменно показывают стабильно высокие результаты на чемпионатах/первенствах/кубках мира и Европы, на турнирах мирового рейтинга. Начиная с 1997 года, наши спортсмены ежегодно становятся победителями первенств мира среди юниоров и молодежи, занимают призовые места на чемпионатах мира и Европы среди взрослых пар и ансамблей.

Начиная с 2004 года, Россия является единственной страной в IDSF (WDSF), спортсмены которой занимают места в финалах всех чемпионатов/первенств/кубков мира и Европы, как среди пар, так и среди ансамблей. Россия единственная страна в WDSF, имеющая наибольшее количество пар (15-17) среди 50 лучших в таблице ежегодного мирового рейтинга.

Танцевальный спорт является одним из наиболее турнироёмких видов спорта. СТСР (ранее ФТСР) лидирует в WDSF по количеству ежегодно проводимых в стране соревнований различного уровня и ранга, в том числе и турниров мирового рейтинга. Так, в 2007 году в России состоялось 405 российских соревнований и 50 турниров мирового рейтинга, включая два турнира серии Гранд Слэм. Ежегодно, начиная с 1992 года, СТСР (ФТСР) проводит 19 национальных чемпионатов и первенств по всем возрастным группам и спортивным дисциплинам. Ежегодно в России наши региональные федерации и клубы проводят около 400-450 соревнований различного ранга и уровня.

За последние годы определились ведущие турниры страны, ставшие центрами притяжения танцоров и специалистов не только России. Это, прежде всего, крупнейшее открытое соревнование страны и мира — Открытый международный турнир «Слава России», которое ежегодно проводится в конце октября в Москве, и набирающий силу и популярность Открытый международный турнир «Виват Россия!», организуемый в Сочи в июне. В течение шести дней на «Славе России» более одиннадцати тысяч спортсменов всех возрастных категорий со всех концов России, из стран СНГ и дальнего зарубежья борются за право быть первой парой страны на этом самом престижном российском турнире. Золото на этом соревновании почти так же ценно, как и золото на официальном чемпионате России, как на одном из популярнейших европейских турнирах – Открытом чемпионате Германии в Штутгарте.

Массовый спорт и спорт высших достижений

С 1 сентября 2011 года в ФТСР вступило в силу положение о спортивно-массовых мероприятиях. Согласно нему, все соревнования делятся на две категории: массовый спорт и спорт высших достижений. Соревнования в категории «массовый спорт» проводятся для начинающих спортсменов (ранее танцевавших в классах ШБТ — школа бального танца и «Н» — начинающие). Каждый спортсмен данной категории должен иметь специальную классификационную книжку регионального образца и быть зарегистрированным в базе СТСР. В массовом спорте создается своя система классов и правил для перехода из класса в класс. Подробнее об этом можно прочитать здесь (пока СТСР пользуется положением ФТСР). В спорте высших достижений выступают танцоры, начиная с «Е класса». Они должны иметь классификационные книжки российского образца и быть зарегистированы в базе СТСР. Переход их массового спорта в спорт высших достижений возможен либо при наборе определенного количества очков в своей возрастной категории и классе, либо по решению старшего тренера клуба вне зависимости от набранных очков.

База спортсменов СТСР

Начиная с 2007 года все спортсмены ФТСР (ныне СТСР) регистрируются в единой базе и получают уникальный регистрационный номер, прописанный в их классификационной книжке. В этой базе хранятся общие сведения о спортсмене (ФИО, дата рождения, классы мастерства, разряд, клуб, фамилии тренеров и т. д.), а также информация обо всех турнирах, в которых участвовал данный спортсмен. Спортсмены, не зарегистрированные в базе СТСР, к участию в турнирах не допускаются. Ранее начинающие спортсмены-бальники (ШБТ и Н класса) имели право регистрироваться по паспортам, но с 1 сентября 2011 года они так же в обязательном порядке должны получить классификационную книжку. Для этого необходимо обратиться с просьбой к своему тренеру или руководителю клуба. Процесс регистрации в базе занимает 1-2 недели.

Более подробную информацию о структуре ФТСР, о правилах проведения соревнований, графике турниров и т. п. можно получить на сайте CТСР

БАЛЬНЫЕ ТАНЦЫ В БЕЛАРУСИ

Бальные танцы развиваются в Беларуси с 1965г. В этом году 1 сентября впервые под руководством Макса Самойловича Каца в новом дворце культуры Тракторного завода открываются кружки бального танца. И уже в декабре 1965г. в Беларуси проводится первый конкурс бальных танцев. М.С. Кац ведет большую работу по внедрению танцевальной культуры в школы, хореографические училища, институты. Он активно сотрудничает с государственными органами, учреждениями и благодаря его стараниям в Беларуси начинает проводиться очень много семинаров по бальным танцам для преподавателей училищ, школ, институтов. При институте повышения квалификации открывается курс бальных танцев.

С 1982 года проводился известный белорусский турнир «Весенние ритмы», который сейчас, к сожалению, забыт. К концу 80-х годов бальные танцы переходят в разряд спорта и меняют свое название на «спортивные танцы». Но все же, как и хореографическое искусство в целом, спортивный танец является по преимуществу искусством, в котором отражаются прежде всего внутренний мир человека, его эмоциональное состояние, настроение, чувства, мысли.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КОНКУРСНОГО БАЛЬНОГО ТАНЦА

В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Автор: Парахневич О.Н., аспирант кафедры белорусской и мировой культуры, БГУКИ

Обращение к истории развития конкурсного бального танца в нашей стране дает возможность сделать определенные теоретические выводы и, прежде всего, проанализировать и выделить основные этапы зарождения и становления белорусской школы бального танца. Между тем, нет научно обоснованных сведений о репертуаре, исполнителях и конкурсной деятельности тех лет. Достоверные сведения можно получит лишь косвенно, через литературные источники, материалы газетных публикаций того времени, интервью с теми людьми, которые стояли у истоков его зарождения. Подробное и тщательное восстановление событий тех лет позволяет изучить процессы эволюции конкурсного бального танца в Республике Беларусь, без чего невозможна никакая практическая и тем более теоретическая деятельность в области современной бальной хореографии.

Появление конкурсного бального танца в Беларуси связано с именами Марка Самуиловича Каца и его супруги Лидии Кац-Лазаревой. В 1965 году они переезжают из Таганрога в Минск для открытия первой в республике студии бального танца. На тот момент они уже создали в Таганроге сильную исполнительскую школу, известную на весь СССР и теперь приняли решение продолжить преподавательскую деятельность ближе к центру бальной культуры − Прибалтике.

Первые годы становления конкурсного танца были трудными. В Прибалтике, Ленинграде и Москве танцевальные пары высокого уровня уже были, существовала развитая сеть студий и школ бального танца. За три года педагогами М.С.Кацем и Л.П. Кац-Лазаревой была проделана большая работа, результатом которой стал тот факт, что белорусские танцевальные пары впервые стали попадать в финалы престижных конкурсов в Прибалтике.

Определяющую роль в процессе становления конкурсного бального танца в Беларуси сыграло проведение конкурсов. Первым крупным международным конкурсом, проведенным в нашей стране, стал турнир под названием «Минский бал − 74». Среди участников были приглашенные пары из Ленинграда, Вильнюса, Киева, Таллинна, Львова, из белорусских городов. Для показательных выступлений была приглашена лучшая пара СССР − Юрате и Чесловас Норвайше из Литвы. Данный турнир стал первой попыткой обобщить в таком масштабе результаты деятельности студий и школ бального танца в Беларуси.

Безусловно, бальный танец строжайшим образом контролировался идеологическими службами партии. Однако этот надзор, по сути, не был только негативным, в нем были и положительные моменты. Именно благодаря указанию министерств на белорусском телевидении начинают выходить серии программ «Танцуйте с нами, танцуйте как мы, танцуйте лучше нас» с участием пар-фаворитов Беларуси, где демонстрируются танцы и подробно разбираются фигуры и связки. Также выходит в свет серия публикаций «Приглашение к танцу», в которой описывались не только отечественные танцы, но и «западные». В помощь танцорам-любителям фирмой «Мелодия» выпускаются грампластинки с записями танцев в оркестровой обработке. А в 1977 году появляется первый фундаментальный учебник «Современный бальный танец» В.И.Уральской и В.М.Стриганова [3], который является попыткой советских хореографов описать и зарубежные конкурсные танцы и «танцы-эксперименты» (новые модные танцы того времени, поставленные хореографами-постановщиками). В Минском институте культуры предмет «Современный бальный танец» для студентов не только кафедры хореографии, но и для студентов других кафедр. Среди преподавателей данной дисциплины были М.С.Кац, Л.П.Кац-Лазарева, Р.М.Чехова.

На протяжении 1970-х гг. в Беларуси было, проведено множество республиканских конкурсов, среди которых: «Минский бал» в 1974, 1976 и 1979 годах, «Минские узоры», Республиканский турнир во Дворце текстильщиков, Республиканский турнир в Белгосцирке и мн.др. За первое десятилетие существования конкурсной бальной хореографии в наше стране были подготовлены пары высокого уровня: Михаил и Надежда Бируны, Евгений Лемберг и Раиса Чехова, Вячеслав Кац и Лидия Лазарева, Михаил Павлинов и Татьяна Куманская, Борис и Наталья Поповы, Владимир Парахневич и Людмила Заяц, Владимир и Жанна Шалькевичи. Эти танцевальные дуэты представляли белорусскую школу танцевания на Всесоюзных конкурсах по бальному танцу, а также на Чемпионатах социалистических стран, где становились призерами и лауреатами.

К концу 70-х гг. в Беларуси уже насчитывалось около 65 кружков, студий и школ, занимающихся изучением бального танца. Многие воспитанники М.С.Каца и Л.Кац-Лазаревой организовали собственные студии не только в Минске, но и по всей республике. Таким образом, в конце 70-х гг. происходит окончательное становление конкурсного бального танца в Беларуси.

1980-е гг. для белорусской школы бальной хореографии стали временем достаточно противоречивым и неоднозначным. Для него характерно с одной стороны усиление консервативных тенденций, а с другой − начало развития демократических процессов, явно проявивших себя в начале 1990-х гг.

«Конкурсное танцевание слишком быстро завоевало себе тысячи поклонников − о полном запрете конкурсов в эпоху «оттепели» не могло и речи» [2]. Этот период времени ознаменован появлением новых крупных международных конкурсов в Беларуси, таких как «Весенние ритмы» (1987), «Зимние узоры» (1988), «Лiстапад» (1988). Художественными руководителями конкурса под названием «Весенние ритмы» стали супруги Ефим и Татьяна Полонецкие. Следует отметить, что это был первый турнир категории «International open», то есть международный конкурс, где парам-участникам начислялись очки, которые вносились в мировую таблицу рейтинга. Таким образом, белорусские пары получили возможность, не выезжая за границу, повышать свое место в табеле о рангах. Помимо этого, белорусские танцевальные пары могли увидеть и сравнить свой уровень танцевания с уровнем приезжих исполнителей из стран ближнего и дальнего зарубежья, обменяться опытом и пообщаться с зарубежными гостями.

В качестве жюри конкурса Ефим и Татьяна Полонецкие приглашали специалистов в области бальной хореографии из Польши, Англии, Германии, Чехии, Эстонии, Латвии, Литвы, Молдовы, Украины и России. Также в качестве экспертов оценивать этот турнир приглашались и лучшие белорусские судьи − Владимир Парахневич, Михаил Павлинов, Михаил Конохов.

Еще одним важным изменением, произошедшим в 80-е гг. стало изменение отношения руководящих органов к международной программе конкурсной бальной хореографии. 3-4 октября 1988 г. состоялся первый Всесоюзный конкурс исполнителей бальных танцев (Москва), организатором которого стал известный в прошлом танцор − Станислав Попов. На этом турнире впервые в программу соревнований не была включена отечественная бальная хореография. В конце 80-х гг. на конкурсах конкурсная программа состоит из европейской и латиноамериканской, а советская не является главенствующей.

Помимо вышеперечисленных нововведений, бальные танцы становятся доступным видом досуга для школьников, тогда как ранее их стремились уберечь от «тлетворного и разлагающего влияния Запада». Как свидетельствуют материалы газетных публикаций еще в 1983 г. «впервые в нашем городе в танцевальном зале «Минск» в парке имени Челюскинцев была проведена детская дискотека» [1]. К концу 80-х гг. юные танцоры уже активно принимают участие в конкурсах по специально для них созданным возрастным группам.

Резкое возрастание числа танцевальных пар, увеличение числа конкурсов и, в то же время, развал государственных структур, потребовали новых форм организации танцевальной жизни. В 1988 г. прошло учредительное собрание Ассоциации бальных танцев СССР (АБТ СССР), которое рекомендовало своим делегатам создавать региональные структуры на местах. Белорусским представителем в этой новой организации стала Лидия Кац-Лазарева, которая ездила на конференции и семинары, где стандартизировалась программа бальных танцев, вырабатывались основные критерии судейства, обсуждались острые злободневные вопросы о развитии конкурсного бального танца.

1990-е гг. становятся периодом расцвета бального танца в Беларуси. Появляется следующее поколение танцевальных пар, имеющих возможность выезжать за рубеж, участвовать в крупнейших конкурсах, посещать семинары и мастер-классы лучших специалистов в сфере бальной хореографии. После распада СССР в 1991 году была создана Белорусская Федерация бальных танцев, и с этого года стали проводиться Чемпионаты Беларуси, на которых выявлялись лучшие танцевальные дуэты, представляющие Беларусь на Чемпионатах Мира и Европы. Если ранее, в советский период, привилегию участия в зарубежных турнирах имели только московские пары, то в 90-е гг. белорусские исполнители начинают активно заявлять о себе на мировой танцевальной арене.

После эмиграции в США и Австралию целой плеяды лучших белорусских исполнителей − Царевых, Борисевичей, Пилипинчуков, на их место приходит третье поколение белорусских танцоров. Среди которых Роман Ермакович, Светлана Холодковская, братья Андрей и Сергей Бущики, Ростислав Сергеев, Екатерина Гурина, Денис Поляков, Виолетта Ражева, Павел Ярцев, Павел Черданцев, Ольга Тетеркина, Антон Кукареко, Андрей Тябут, Анна Михед. Все эти исполнители с честью защищали Беларусь на международных конкурсах и мировых чемпионатах.

В этот период в Беларуси активно проводятся конкурсы в Витебске («Витебская снежинка»), в Гомеле («Сожский хоровод»). Следует отметить, что в республике сложилась собственная система проведения мероприятий международного уровня.

Таким образом, развитие конкурсного бального танца в Беларуси прошло несколько этапов от зарождения в 60-е гг. ХХ в., становления в 70-80-е гг.. до активного развития в 90-е гг. ХХ в. За этот период времени была проделана огромная работа и первыми преподавателями и их учениками для формирования белорусской школы бального танца. Главной особенностью развития конкурсного бального танца в нашей стране стало параллельное развитие двух форм бальной хореографии: советской программы и международной программы. Результатом такого противостояния стало вытеснение советской программы из конкурсной системы и утверждение международной в качестве основной.

Ассоциация бальных танцев беларуси

Турнир отменен в связи с недостаточной наполняемостью в группах.

Приносим свои извинения за доставленные неудобства!

Правление ОО «Белорусская федерация танца»

Закончился International Dance Festival «Belarusian Dance Federation Open Championship — 2018»!

Спасибо всем, кто принял участие в подготовке и проведении этого мероприятия!
Огромное спасибо всем тренерам, танцорам и их родителям за активное участие в этом танцевальном марафоне!

Отдельное спасибо высоко квалифицированным судьям: Елене Мартынюк, Владиславу Бородинову, Алёне Вагановой, Дарье Герасимовой, Виктории Олех, Дмитрию Сызранцеву, Михалу Скавинскому, Алексею Гуцуляку!

Огромное спасибо высоко квалифицированным судьям, представляющим Республику Беларусь: Павлу Ярцеву, Сергею Миклашевичу, Александру Леонтьеву, Виктору Иванову, Снежане Голосовой, Елене Карпенко, Сергею Стариковичу, Виталию Симонову, Евгении Аплевич, Екатерине Бурдинской, Егору Мальцеву, Марии Дудик, Алёне Сотниковой, Анастасии Клепче, Юлии Жилко, Кристине Канаш, Василию Сенько и Роману Усманову.

Отдельное спасибо директору турнира Руслану Королевичу!

Спасибо нашему бессменному музыкальному оператору Оксане Павлиновой за прекрасную музыку!

Огромное спасибо самому лучшему ведущему Александру Дудику!

Спасибо фотографу Алле Толстой!

Спасибо танцевальному магазину-салону «Vip Dancer»!

Спасибо студии Александры Протасовой!

Спасибо ОАО «Медпласт».

Отдельное спасибо руководству отеля «Славянская» за заботу о наших гостях, а также компаниям «Акомдрев» и «Лазерграфик» за профессионализм и качество!