Бальные танцы это что вид спорта или нет

Тема: «Современные бальные танцы — это искусство или спорт?»

Тема: «Современные бальные танцы — это искусство или спорт?»

В жизни каждого современного ребёнка, чьи родители неравнодушны к развитию и воспитанию любимого чада рано или поздно наступает время, когда необходимо принимать решение о том, где он будет заниматься – в спортивной секции, театральной студии или в художественной школе. Такая же ситуация была и в моей жизни 4 года назад. Моя мама привела меня в клуб современных бальных танцев и сказала руководителю: «Мой мальчик застенчивый, робкий и неуверенный в себе. Он по характеру не спортсмен, пусть потанцует. » На что тренер ответил: «А у нас клуб спортивного танца». Мама продолжила: «Хорошо, пусть спортивно потанцует». Вот так уже пятый год я думаю, куда же я попал, куда привела меня мама: в спорт или искусство?

Все эти годы родные и близкие поддерживают меня, восхваляют и гордятся мной, а вот сверстники стали посмеиваться: «Мол, не мужским делом ты, Артём, занимаешься». Мне досадно и обидно. Были моменты, когда я подумывал бросить танцы и заняться чем – то другим. Но тренер, родители настаивают на занятиях танцами, утверждая, что они многое дают моему развитию.

В этом году я начал обучение в музыкальной школе, но танцы не бросил, и меня, как и прежде интересует вопрос «Современные бальные танцы — это искусство или спорт?» И чем же полезны эти занятия? За ответом я обратился к литературным источникам, интернет ресурсам, а так же поинтересовался у друзей. И результаты своих исследований я излагаю ниже.

Цель моей работы:

понять, что такое современные бальные танцы и как происходит гармоничное развитие человека через сочетание искусства и спорта в танце.

В ходе работы мне необходимо решить следующие задачи:

  • раскрыть понятие «бальные танцы»;
  • выделить качества, которые формируются при занятиях танцами;
  • познакомиться с особенностями тренировочного процесса;
  • проанализировать, обобщить и систематизировать полученные данные;
  • ознакомить одноклассников с результатами работы.
  1. Основная часть

3.1. Немного истории

Искусство бального танца зародилось много веков назад в дождливой Англии, но их родиной по праву можно считать и жаркую Латинскую Америку, и заснеженную Россию. Современные бальные танцы – это результат долгого развития и влияния культуры разных народов, музыки и костюма. Они включают в себя множество разнообразных видов хореографии, от античных и народных до современных. Усложнение хореографии и технических требований определило необходимость наличия у танцоров хорошей физической формы. Раньше танцы считались родом искусства. Сегодня принято рассматривать современные бальные танцы как «артистический вид спорта».

Органическое объединение спорта и искусства привело к появлению спортивного танца. На сегодня это один из самых красивых, сложных, интересных и зрелищных видов спорта. Спортивные бальные танцы способствуют гармоничному развитию не только всех групп мышц, но и мозга, а также чувства музыкальности и пластичности, индивидуальности и воображения, реакции и самоконтроля.

3.2. Почему бальные танцы признаны видом спорта?

Еще не так давно бальные танцы считались лишь одним из направлений в искусстве, а в 1997 году Международный Олимпийский комитет признал спортивные танцы Олимпийским видом спорта. Почему же это произошло? Объясняется этот факт очень и очень просто. Занятия бальными танцами требуют от танцоров проявление точно таких же качеств, какие присущи настоящим спортсменам: ловкость, выносливость, целеустремленность, ежедневный упорный труд и тому подобное.

Вот основные критерии, которые позволили признать бальные танцы самостоятельным видом спорта:

Физическая сила. Бальные танцы по интенсивности поддержек и сложности выполнения элементов можно сравнивать с танцами на льду (многие связки пришли в танцы на льду из обычных танцев).

Гибкость и координация. Эти качества необходимы для маневрирования на паркете и выполнения фигур и линий. Аналогичные качества свойственны таким видам спорта, как прыжки в воду, парусные гонки, серфинг, баскетбол и даже футбол, но ближе всего это к гимнастике.

Выносливость. Соревнования по танцевальному спорту проводятся в несколько туров — от предварительных до полуфинала и финала. В каждом туре танцоры должны исполнить пять двухминутных танцев. Исследование, проведенное в 1996 году, показало, что степень напряжения мышц и частота дыхания танцоров, исполнивших один двухминутный танец, соответствовали показателям для велосипедистов, пловцов и бегунов на средние дистанции (за тот же промежуток времени). Финалист Чемпионата мира по 10 танцам выполняет за время турнира 30 танцев!

Дисциплина и командный дух. Танцевальный спорт — командный вид спорта. Командой может быть и одна пара. Команда может состоять из 16 членов (8 пар) в соревнованиях «формейшн». Требования к дисциплине 16 человек, выполняющих до 13 перемен танцевального темпа, и при этом постоянно координирующих свое положение на паркете относительно других членов команды, намного выше по сравнению с другими видами спорта.

Музыкальность. Все участники соревнований по спортивным танцам должны демонстрировать понимание музыки и ритма точно также, как это требуется в художественной гимнастике.

Грация и стиль. Подобно танцам на льду и художественной гимнастике, в спортивных танцах важной составляющей успеха является плавность движений и привлекательный внешний вид пары.

3.3. Почему их считают искусством?

Однако в отличие от большинства других видов спорта танцы обладают особенностями, которые позволяют считать их не только спортом, но и искусством.

Ведь танец — это, прежде всего, выражение музыки, это стремление к красоте и гармонии. Главные ценители танцевального мастерства — зрители — наслаждаются не сложностью элементов танцоров, а красивым зрелищем, музыкой, создаваемыми образами. Зрительский взгляд цепляется за артистичность и красоту, пластику и эмоциональность.

Значит современные бальные танцы – это ещё и искусство, воздушное, такое, казалось бы, легкое, реющее над землей и зовущее ввысь, искусство, которое связано с серьезным физическим трудом. Танцоры славятся превосходной физической подготовкой; чем профессиональнее танцор, тем выше его скорость, тем лучше координация, тем больше сила. Кроме того, чтобы знать и выполнять танцевальную технику, необходимо иметь развитую мускулатуру для того, чтобы можно было ярко, с большей амплитудой, скоростью и точным ритмом показать эту технику. Если танцор желает блистать и выглядеть на все сто, ему нужно, чтобы лучшая форма тела была с ним постоянно. И танцевальное мастерство будет расти пропорционально уровню физической подготовки танцора.

3.4. Заниматься или не заниматься?

Проводя анкетирование ребят по теме «Мир моих увлечений» (приложение1), я выявил, что большинство мальчиков моего возраста занимаются борьбой, меньше – плаваньем и футболом, есть те, кто занимаются музыкой, живописью, а вот танцами занимаются только девочки. Анкетирование показало, что мальчишкам ближе спорт (приложение 2). Но почему? Почему услышав про танцы, мальчишки делают круглые глаза и сразу: «нет»!? Неужели это стыдно? Стыдно иметь хорошую осанку, крепкое здоровье, в конце-концов стыдно ли уметь общаться с девочками? Думаю, это объясняется тем, что мало кто знаком со спортивными бальными танцами.

Спортивные бальные танцы — это набор танцев, включающие в себя две программы: европейскую и латиноамериканскую. В европейскую программу входят: медленный вальс, квикстеп, танго, венский вальс, медленный фокстрот; в латиноамериканской программе исполняются танцы: ча-ча-ча, джайв, румба, самба и пасадобль. Т.к. спортивные бальные танцы – это определенный вид спорта, то изучаются танцы постепенно, и каждый танец состоит из определенного набора фигур, сложность которых тоже увеличивается со временем.

Понятно, чтобы стать хорошим танцором нужно много трудиться. Я занимаюсь не первый год и сейчас танцую в по Е классу, в категории Дети1.

Во время обучения делается упор на два аспекта:

  • техника танца — набор фигур и технических элементов, а также качественное их исполнение.
  • музыкальность исполнения — начиная с «попадания» в ритм танца и заканчивая чувством музыки, приданием ей определенного смысла и настроения.

Еще одна из неотделимых частей хорошего танца – это мимика, жестикуляция и характер исполнения фигур, которые придают танцу эмоциональное проявление.

Мне ещё многому надо научиться, есть ещё к чему стремиться, но первые навыки, полученные в этой секции, помогут даже не очень способному человеку в дальнейшем хорошо танцевать на дискотеках, владеть своим телом, иметь представление о грации, чувстве ритма, такта.

Во всем мире наблюдается активное развитие танцевального спорта. Возможно, возрастающая популярность бальных танцев определяется тем высоким уровнем физического совершенства вместе с яркими эмоциями, которые демонстрируют профессиональные танцоры на своих соревнованиях. Впечатление о спортивных танцах усиливается прекрасной музыкой, потрясающими костюмами, без которых немыслим ни один спортивно-танцевальный турнир.

В ходе работы я выяснил, что современные бальные танцы это удивительное гармоничное сочетание искусства и спорта, которое оказывает самое благоприятное воздействие на человека:

  • обогащает знаниями о спорте и спортивном отдыхе;
  • прививает собранность и уверенность в себе;
  • улучшает телосложение;
  • формирует стройность и подтянутость;
  • тренирует мышцы;
  • укрепляет сердечно – сосудистую и дыхательную системы.

Кроме того, раскрывается и творческий потенциал, развивает чувство ритма, помогает владеть телом, использовать его для передачи чувств и эмоций, а так же держать их под контролем.

Плюсов множество, а это значит:

я занимался танцами,

я занимаюсь танцами,

я буду заниматься танцами!

  1. Список используемой литературы и интернет ресурсов
  1. Касаткина Л.В. Танец – это жизнь. Санкт-Петербург, 2006
  2. Краснов С.В. Спортивные танцы. Москва, 1999
  3. Мищенко В.А. Спортивные бальные танцы для начинающих. Москва, 2007
  4. Неминущий Г.П. Дукальская А.В. Бальные танцы. История и перспективы развития. Ростов-на-Дону, 2001
  5. Попов В., Суслов Ф., Ливадо Е. Пластика тела. Москва, «Физкультура и спорт», 1997 г.

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Современные бальные танцы — это искусство или спорт?» »

Тема: «Современные бальные танцы — это искусство или спорт?»

В жизни каждого современного ребёнка, чьи родители неравнодушны к развитию и воспитанию любимого чада рано или поздно наступает время, когда необходимо принимать решение о том, где он будет заниматься – в спортивной секции, театральной студии или в художественной школе. Такая же ситуация была и в моей жизни 4 года назад. Моя мама привела меня в клуб современных бальных танцев и сказала руководителю: «Мой мальчик застенчивый, робкий и неуверенный в себе. Он по характеру не спортсмен, пусть потанцует. » На что тренер ответил: «А у нас клуб спортивного танца». Мама продолжила: «Хорошо, пусть спортивно потанцует». Вот так уже пятый год я думаю, куда же я попал, куда привела меня мама: в спорт или искусство?

Все эти годы родные и близкие поддерживают меня, восхваляют и гордятся мной, а вот сверстники стали посмеиваться: «Мол, не мужским делом ты, Артём, занимаешься». Мне досадно и обидно. Были моменты, когда я подумывал бросить танцы и заняться чем – то другим. Но тренер, родители настаивают на занятиях танцами, утверждая, что они многое дают моему развитию.

В этом году я начал обучение в музыкальной школе, но танцы не бросил, и меня, как и прежде интересует вопрос «Современные бальные танцы — это искусство или спорт?» И чем же полезны эти занятия? За ответом я обратился к литературным источникам, интернет ресурсам, а так же поинтересовался у друзей. И результаты своих исследований я излагаю ниже.

Цель моей работы:

понять, что такое современные бальные танцы и как происходит гармоничное развитие человека через сочетание искусства и спорта в танце.

В ходе работы мне необходимо решить следующие задачи:

раскрыть понятие «бальные танцы»;

выделить качества, которые формируются при занятиях танцами;

познакомиться с особенностями тренировочного процесса;

проанализировать, обобщить и систематизировать полученные данные;

ознакомить одноклассников с результатами работы.

3.1. Немного истории

Искусство бального танца зародилось много веков назад в дождливой Англии, но их родиной по праву можно считать и жаркую Латинскую Америку, и заснеженную Россию. Современные бальные танцы – это результат долгого развития и влияния культуры разных народов, музыки и костюма. Они включают в себя множество разнообразных видов хореографии, от античных и народных до современных. Усложнение хореографии и технических требований определило необходимость наличия у танцоров хорошей физической формы. Раньше танцы считались родом искусства. Сегодня принято рассматривать современные бальные танцы как «артистический вид спорта».

Органическое объединение спорта и искусства привело к появлению спортивного танца. На сегодня это один из самых красивых, сложных, интересных и зрелищных видов спорта. Спортивные бальные танцы способствуют гармоничному развитию не только всех групп мышц, но и мозга, а также чувства музыкальности и пластичности, индивидуальности и воображения, реакции и самоконтроля.

3.2. Почему бальные танцы признаны видом спорта?

Еще не так давно бальные танцы считались лишь одним из направлений в искусстве, а в 1997 году Международный Олимпийский комитет признал спортивные танцы Олимпийским видом спорта. Почему же это произошло? Объясняется этот факт очень и очень просто. Занятия бальными танцами требуют от танцоров проявление точно таких же качеств, какие присущи настоящим спортсменам: ловкость, выносливость, целеустремленность, ежедневный упорный труд и тому подобное.

Вот основные критерии, которые позволили признать бальные танцы самостоятельным видом спорта:

Физическая сила. Бальные танцы по интенсивности поддержек и сложности выполнения элементов можно сравнивать с танцами на льду (многие связки пришли в танцы на льду из обычных танцев).

Гибкость и координация. Эти качества необходимы для маневрирования на паркете и выполнения фигур и линий. Аналогичные качества свойственны таким видам спорта, как прыжки в воду, парусные гонки, серфинг, баскетбол и даже футбол, но ближе всего это к гимнастике.

Выносливость. Соревнования по танцевальному спорту проводятся в несколько туров — от предварительных до полуфинала и финала. В каждом туре танцоры должны исполнить пять двухминутных танцев. Исследование, проведенное в 1996 году, показало, что степень напряжения мышц и частота дыхания танцоров, исполнивших один двухминутный танец, соответствовали показателям для велосипедистов, пловцов и бегунов на средние дистанции (за тот же промежуток времени). Финалист Чемпионата мира по 10 танцам выполняет за время турнира 30 танцев!

Дисциплина и командный дух. Танцевальный спорт — командный вид спорта. Командой может быть и одна пара. Команда может состоять из 16 членов (8 пар) в соревнованиях «формейшн». Требования к дисциплине 16 человек, выполняющих до 13 перемен танцевального темпа, и при этом постоянно координирующих свое положение на паркете относительно других членов команды, намного выше по сравнению с другими видами спорта.

Музыкальность. Все участники соревнований по спортивным танцам должны демонстрировать понимание музыки и ритма точно также, как это требуется в художественной гимнастике.

Грация и стиль. Подобно танцам на льду и художественной гимнастике, в спортивных танцах важной составляющей успеха является плавность движений и привлекательный внешний вид пары.

3.3. Почему их считают искусством?

Однако в отличие от большинства других видов спорта танцы обладают особенностями, которые позволяют считать их не только спортом, но и искусством.

Ведь танец — это, прежде всего, выражение музыки, это стремление к красоте и гармонии. Главные ценители танцевального мастерства — зрители — наслаждаются не сложностью элементов танцоров, а красивым зрелищем, музыкой, создаваемыми образами. Зрительский взгляд цепляется за артистичность и красоту, пластику и эмоциональность.

Значит современные бальные танцы – это ещё и искусство, воздушное, такое, казалось бы, легкое, реющее над землей и зовущее ввысь, искусство, которое связано с серьезным физическим трудом. Танцоры славятся превосходной физической подготовкой; чем профессиональнее танцор, тем выше его скорость, тем лучше координация, тем больше сила. Кроме того, чтобы знать и выполнять танцевальную технику, необходимо иметь развитую мускулатуру для того, чтобы можно было ярко, с большей амплитудой, скоростью и точным ритмом показать эту технику. Если танцор желает блистать и выглядеть на все сто, ему нужно, чтобы лучшая форма тела была с ним постоянно. И танцевальное мастерство будет расти пропорционально уровню физической подготовки танцора.

3.4. Заниматься или не заниматься?

Проводя анкетирование ребят по теме «Мир моих увлечений» (приложение1), я выявил, что большинство мальчиков моего возраста занимаются борьбой, меньше – плаваньем и футболом, есть те, кто занимаются музыкой, живописью, а вот танцами занимаются только девочки. Анкетирование показало, что мальчишкам ближе спорт (приложение 2). Но почему? Почему услышав про танцы, мальчишки делают круглые глаза и сразу: «нет»!? Неужели это стыдно? Стыдно иметь хорошую осанку, крепкое здоровье, в конце-концов стыдно ли уметь общаться с девочками? Думаю, это объясняется тем, что мало кто знаком со спортивными бальными танцами.

Спортивные бальные танцы — это набор танцев, включающие в себя две программы: европейскую и латиноамериканскую. В европейскую программу входят: медленный вальс, квикстеп, танго, венский вальс, медленный фокстрот; в латиноамериканской программе исполняются танцы: ча-ча-ча, джайв, румба, самба и пасадобль. Т.к. спортивные бальные танцы – это определенный вид спорта, то изучаются танцы постепенно, и каждый танец состоит из определенного набора фигур, сложность которых тоже увеличивается со временем.

Понятно, чтобы стать хорошим танцором нужно много трудиться. Я занимаюсь не первый год и сейчас танцую в по Е классу, в категории Дети1.

Во время обучения делается упор на два аспекта:

техника танца — набор фигур и технических элементов, а также качественное их исполнение.

музыкальность исполнения — начиная с «попадания» в ритм танца и заканчивая чувством музыки, приданием ей определенного смысла и настроения.

Еще одна из неотделимых частей хорошего танца – это мимика, жестикуляция и характер исполнения фигур, которые придают танцу эмоциональное проявление.

Мне ещё многому надо научиться, есть ещё к чему стремиться, но первые навыки, полученные в этой секции, помогут даже не очень способному человеку в дальнейшем хорошо танцевать на дискотеках, владеть своим телом, иметь представление о грации, чувстве ритма, такта.

Во всем мире наблюдается активное развитие танцевального спорта. Возможно, возрастающая популярность бальных танцев определяется тем высоким уровнем физического совершенства вместе с яркими эмоциями, которые демонстрируют профессиональные танцоры на своих соревнованиях. Впечатление о спортивных танцах усиливается прекрасной музыкой, потрясающими костюмами, без которых немыслим ни один спортивно-танцевальный турнир.

В ходе работы я выяснил, что современные бальные танцы это удивительное гармоничное сочетание искусства и спорта, которое оказывает самое благоприятное воздействие на человека:

обогащает знаниями о спорте и спортивном отдыхе;

прививает собранность и уверенность в себе;

формирует стройность и подтянутость;

укрепляет сердечно – сосудистую и дыхательную системы.

Кроме того, раскрывается и творческий потенциал, развивает чувство ритма, помогает владеть телом, использовать его для передачи чувств и эмоций, а так же держать их под контролем.

Плюсов множество, а это значит:

я занимался танцами,

я занимаюсь танцами,

я буду заниматься танцами!

Список используемой литературы и интернет ресурсов

Касаткина Л.В. Танец – это жизнь. Санкт-Петербург, 2006

Краснов С.В. Спортивные танцы. Москва, 1999

Мищенко В.А. Спортивные бальные танцы для начинающих. Москва, 2007

Неминущий Г.П. Дукальская А.В. Бальные танцы. История и перспективы развития. Ростов-на-Дону, 2001

Попов В., Суслов Ф., Ливадо Е. Пластика тела. Москва, «Физкультура и спорт», 1997 г.

Материал для начальных классов на тему «Современные бальные танцы — это искусство или спорт»

Описание разработки

Введение

В жизни каждого современного ребёнка, чьи родители неравнодушны к развитию и воспитанию любимого чада рано или поздно наступает время, когда необходимо принимать решение о том, где он будет заниматься – в спортивной секции, театральной студии или в художественной школе. Такая же ситуация была и в моей жизни 4 года назад. Моя мама привела меня в клуб современных бальных танцев и сказала руководителю: «Мой мальчик застенчивый, робкий и неуверенный в себе. Он по характеру не спортсмен, пусть потанцует. » На что тренер ответил: «А у нас клуб спортивного танца». Мама продолжила: «Хорошо, пусть спортивно потанцует». Вот так уже пятый год я думаю, куда же я попал, куда привела меня мама: в спорт или искусство?

Все эти годы родные и близкие поддерживают меня, восхваляют и гордятся мной, а вот сверстники стали посмеиваться: «Мол, не мужским делом ты, Артём, занимаешься». Мне досадно и обидно. Были моменты, когда я подумывал бросить танцы и заняться чем – то другим. Но тренер, родители настаивают на занятиях танцами, утверждая, что они многое дают моему развитию.

В этом году я начал обучение в музыкальной школе, но танцы не бросил, и меня, как и прежде интересует вопрос «Современные бальные танцы — это искусство или спорт?» И чем же полезны эти занятия? За ответом я обратился к литературным источникам, интернет ресурсам, а так же поинтересовался у друзей. И результаты своих исследований я излагаю ниже.

2. Цели и задачи

Цель моей работы:

понять, что такое современные бальные танцы и как происходит гармоничное развитие человека через сочетание искусства и спорта в танце.

В ходе работы мне необходимо решить следующие задачи:

— раскрыть понятие «бальные танцы»;

— выделить качества, которые формируются при занятиях танцами;

— познакомиться с особенностями тренировочного процесса;

— проанализировать, обобщить и систематизировать полученные данные;

— ознакомить одноклассников с результатами работы.

3. Основная часть

3. 1. Немного истории

Искусство бального танца зародилось много веков назад в дождливой Англии, но их родиной по праву можно считать и жаркую Латинскую Америку, и заснеженную Россию. Современные бальные танцы – это результат долгого развития и влияния культуры разных народов, музыки и костюма. Они включают в себя множество разнообразных видов хореографии, от античных и народных до современных. Усложнение хореографии и технических требований определило необходимость наличия у танцоров хорошей физической формы. Раньше танцы считались родом искусства. Сегодня принято рассматривать современные бальные танцы как «артистический вид спорта».

Органическое объединение спорта и искусства привело к появлению спортивного танца. На сегодня это один из самых красивых, сложных, интересных и зрелищных видов спорта. Спортивные бальные танцы способствуют гармоничному развитию не только всех групп мышц, но и мозга, а также чувства музыкальности и пластичности, индивидуальности и воображения, реакции и самоконтроля.

3. 2. Почему бальные танцы признаны видом спорта?

Еще не так давно бальные танцы считались лишь одним из направлений в искусстве, а в 1997 году Международный Олимпийский комитет признал спортивные танцы Олимпийским видом спорта. Почему же это произошло? Объясняется этот факт очень и очень просто. Занятия бальными танцами требуют от танцоров проявление точно таких же качеств, какие присущи настоящим спортсменам: ловкость, выносливость, целеустремленность, ежедневный упорный труд и тому подобное.

Вот основные критерии, которые позволили признать бальные танцы самостоятельным видом спорта:

Физическая сила. Бальные танцы по интенсивности поддержек и сложности выполнения элементов можно сравнивать с танцами на льду (многие связки пришли в танцы на льду из обычных танцев).

Полную информацию смотрите в файле.

Содержимое разработки

Тема: «Современные бальные танцы — это искусство или спорт?»

В жизни каждого современного ребёнка, чьи родители неравнодушны к развитию и воспитанию любимого чада рано или поздно наступает время, когда необходимо принимать решение о том, где он будет заниматься – в спортивной секции, театральной студии или в художественной школе. Такая же ситуация была и в моей жизни 4 года назад. Моя мама привела меня в клуб современных бальных танцев и сказала руководителю: «Мой мальчик застенчивый, робкий и неуверенный в себе. Он по характеру не спортсмен, пусть потанцует. » На что тренер ответил: «А у нас клуб спортивного танца». Мама продолжила: «Хорошо, пусть спортивно потанцует». Вот так уже пятый год я думаю, куда же я попал, куда привела меня мама: в спорт или искусство?

Все эти годы родные и близкие поддерживают меня, восхваляют и гордятся мной, а вот сверстники стали посмеиваться: «Мол, не мужским делом ты, Артём, занимаешься». Мне досадно и обидно. Были моменты, когда я подумывал бросить танцы и заняться чем – то другим. Но тренер, родители настаивают на занятиях танцами, утверждая, что они многое дают моему развитию.

В этом году я начал обучение в музыкальной школе, но танцы не бросил, и меня, как и прежде интересует вопрос «Современные бальные танцы — это искусство или спорт?» И чем же полезны эти занятия? За ответом я обратился к литературным источникам, интернет ресурсам, а так же поинтересовался у друзей. И результаты своих исследований я излагаю ниже.

Цель моей работы:

понять, что такое современные бальные танцы и как происходит гармоничное развитие человека через сочетание искусства и спорта в танце.

В ходе работы мне необходимо решить следующие задачи:

раскрыть понятие «бальные танцы»;

выделить качества, которые формируются при занятиях танцами;

познакомиться с особенностями тренировочного процесса;

проанализировать, обобщить и систематизировать полученные данные;

ознакомить одноклассников с результатами работы.

3.1. Немного истории

Искусство бального танца зародилось много веков назад в дождливой Англии, но их родиной по праву можно считать и жаркую Латинскую Америку, и заснеженную Россию. Современные бальные танцы – это результат долгого развития и влияния культуры разных народов, музыки и костюма. Они включают в себя множество разнообразных видов хореографии, от античных и народных до современных. Усложнение хореографии и технических требований определило необходимость наличия у танцоров хорошей физической формы. Раньше танцы считались родом искусства. Сегодня принято рассматривать современные бальные танцы как «артистический вид спорта».

Органическое объединение спорта и искусства привело к появлению спортивного танца. На сегодня это один из самых красивых, сложных, интересных и зрелищных видов спорта. Спортивные бальные танцы способствуют гармоничному развитию не только всех групп мышц, но и мозга, а также чувства музыкальности и пластичности, индивидуальности и воображения, реакции и самоконтроля.

3.2. Почему бальные танцы признаны видом спорта?

Еще не так давно бальные танцы считались лишь одним из направлений в искусстве, а в 1997 году Международный Олимпийский комитет признал спортивные танцы Олимпийским видом спорта. Почему же это произошло? Объясняется этот факт очень и очень просто. Занятия бальными танцами требуют от танцоров проявление точно таких же качеств, какие присущи настоящим спортсменам: ловкость, выносливость, целеустремленность, ежедневный упорный труд и тому подобное.

Вот основные критерии, которые позволили признать бальные танцы самостоятельным видом спорта:

Физическая сила. Бальные танцы по интенсивности поддержек и сложности выполнения элементов можно сравнивать с танцами на льду (многие связки пришли в танцы на льду из обычных танцев).

Гибкость и координация. Эти качества необходимы для маневрирования на паркете и выполнения фигур и линий. Аналогичные качества свойственны таким видам спорта, как прыжки в воду, парусные гонки, серфинг, баскетбол и даже футбол, но ближе всего это к гимнастике.

Выносливость. Соревнования по танцевальному спорту проводятся в несколько туров — от предварительных до полуфинала и финала. В каждом туре танцоры должны исполнить пять двухминутных танцев. Исследование, проведенное в 1996 году, показало, что степень напряжения мышц и частота дыхания танцоров, исполнивших один двухминутный танец, соответствовали показателям для велосипедистов, пловцов и бегунов на средние дистанции (за тот же промежуток времени). Финалист Чемпионата мира по 10 танцам выполняет за время турнира 30 танцев!

Дисциплина и командный дух. Танцевальный спорт — командный вид спорта. Командой может быть и одна пара. Команда может состоять из 16 членов (8 пар) в соревнованиях «формейшн». Требования к дисциплине 16 человек, выполняющих до 13 перемен танцевального темпа, и при этом постоянно координирующих свое положение на паркете относительно других членов команды, намного выше по сравнению с другими видами спорта.

Музыкальность. Все участники соревнований по спортивным танцам должны демонстрировать понимание музыки и ритма точно также, как это требуется в художественной гимнастике.

Грация и стиль. Подобно танцам на льду и художественной гимнастике, в спортивных танцах важной составляющей успеха является плавность движений и привлекательный внешний вид пары.

3.3. Почему их считают искусством?

Однако в отличие от большинства других видов спорта танцы обладают особенностями, которые позволяют считать их не только спортом, но и искусством.

Ведь танец — это, прежде всего, выражение музыки, это стремление к красоте и гармонии. Главные ценители танцевального мастерства — зрители — наслаждаются не сложностью элементов танцоров, а красивым зрелищем, музыкой, создаваемыми образами. Зрительский взгляд цепляется за артистичность и красоту, пластику и эмоциональность.

Значит современные бальные танцы – это ещё и искусство, воздушное, такое, казалось бы, легкое, реющее над землей и зовущее ввысь, искусство, которое связано с серьезным физическим трудом. Танцоры славятся превосходной физической подготовкой; чем профессиональнее танцор, тем выше его скорость, тем лучше координация, тем больше сила. Кроме того, чтобы знать и выполнять танцевальную технику, необходимо иметь развитую мускулатуру для того, чтобы можно было ярко, с большей амплитудой, скоростью и точным ритмом показать эту технику. Если танцор желает блистать и выглядеть на все сто, ему нужно, чтобы лучшая форма тела была с ним постоянно. И танцевальное мастерство будет расти пропорционально уровню физической подготовки танцора.

3.4. Заниматься или не заниматься?

Проводя анкетирование ребят по теме «Мир моих увлечений» (приложение1), я выявил, что большинство мальчиков моего возраста занимаются борьбой, меньше – плаваньем и футболом, есть те, кто занимаются музыкой, живописью, а вот танцами занимаются только девочки. Анкетирование показало, что мальчишкам ближе спорт (приложение 2). Но почему? Почему услышав про танцы, мальчишки делают круглые глаза и сразу: «нет»!? Неужели это стыдно? Стыдно иметь хорошую осанку, крепкое здоровье, в конце-концов стыдно ли уметь общаться с девочками? Думаю, это объясняется тем, что мало кто знаком со спортивными бальными танцами.

Спортивные бальные танцы — это набор танцев, включающие в себя две программы: европейскую и латиноамериканскую. В европейскую программу входят: медленный вальс, квикстеп, танго, венский вальс, медленный фокстрот; в латиноамериканской программе исполняются танцы: ча-ча-ча, джайв, румба, самба и пасадобль. Т.к. спортивные бальные танцы – это определенный вид спорта, то изучаются танцы постепенно, и каждый танец состоит из определенного набора фигур, сложность которых тоже увеличивается со временем.

Понятно, чтобы стать хорошим танцором нужно много трудиться. Я занимаюсь не первый год и сейчас танцую в по Е классу, в категории Дети1.

Во время обучения делается упор на два аспекта:

техника танца — набор фигур и технических элементов, а также качественное их исполнение.

музыкальность исполнения — начиная с «попадания» в ритм танца и заканчивая чувством музыки, приданием ей определенного смысла и настроения.

Еще одна из неотделимых частей хорошего танца – это мимика, жестикуляция и характер исполнения фигур, которые придают танцу эмоциональное проявление.

Мне ещё многому надо научиться, есть ещё к чему стремиться, но первые навыки, полученные в этой секции, помогут даже не очень способному человеку в дальнейшем хорошо танцевать на дискотеках, владеть своим телом, иметь представление о грации, чувстве ритма, такта.

Во всем мире наблюдается активное развитие танцевального спорта. Возможно, возрастающая популярность бальных танцев определяется тем высоким уровнем физического совершенства вместе с яркими эмоциями, которые демонстрируют профессиональные танцоры на своих соревнованиях. Впечатление о спортивных танцах усиливается прекрасной музыкой, потрясающими костюмами, без которых немыслим ни один спортивно-танцевальный турнир.

В ходе работы я выяснил, что современные бальные танцы это удивительное гармоничное сочетание искусства и спорта, которое оказывает самое благоприятное воздействие на человека:

обогащает знаниями о спорте и спортивном отдыхе;

прививает собранность и уверенность в себе;

формирует стройность и подтянутость;

укрепляет сердечно – сосудистую и дыхательную системы.

Кроме того, раскрывается и творческий потенциал, развивает чувство ритма, помогает владеть телом, использовать его для передачи чувств и эмоций, а так же держать их под контролем.

Плюсов множество, а это значит:

я занимался танцами,

я занимаюсь танцами,

я буду заниматься танцами!

Список используемой литературы и интернет ресурсов

Касаткина Л.В. Танец – это жизнь. Санкт-Петербург, 2006

Краснов С.В. Спортивные танцы. Москва, 1999

Мищенко В.А. Спортивные бальные танцы для начинающих. Москва, 2007

Неминущий Г.П. Дукальская А.В. Бальные танцы. История и перспективы развития. Ростов-на-Дону, 2001

Попов В., Суслов Ф., Ливадо Е. Пластика тела. Москва, «Физкультура и спорт», 1997 г.

Социальное значение бальных танцев

Бальные танцы как спортивно-эстетическая деятельность и педагогический процесс

Развивая культуру танца у младших школьников, правильнее рассматривать этот процесс неотъемлемо с музыкальным воспитанием. Танец — это мелодичный и ритмичный звук, ставший мелодичным и ритмичным движением человеческого тела, раскрывающем характеры людей, их чувства и мысли о мире. Основоположник балетного театра Ж.Ж. Норверр (С.В. Филатов, 1993) писал: «Вложенная в нас природой любовь к музыке влечет за собой и любовь к танцу. Оба эти искусства — братья, неотделимые друг от друга. Нежные и гармонические интонации одного из них вызывают приятные выразительные движения другого, сообща они являют увлекательные картины зрению и слуху».

В то же время, как и любому артистическому виду спорта, бальному танцу присуща соревновательность, стремление к достижению наивысших результатов.

Однако, включая бальные танцы в общеобразовательную программу начальной школы, не стоит акцентировать внимание на соревновательном моменте, лучше, если программа танцевальной подготовки обеспечит наилучшие условия для проявления способностей каждого ученика, роста его потенциальных возможностей.

Огромное значение имеет точное и эффективное исполнение технических двигательных задач. Красота движений достигается во многом за счет легкости, геометрической точности, ритмичности, последовательности, гармоничности сочетания движений и музыки (СИ. Бекина и др., 1983, Н. Базарова, В. Мей, 1983, А. Месессер, 1990, П. Арнольд, 1997, Т.С. Лисицкая, 1997, В.И. Столяров, 1997 и др.). «Не может быть красоты без осанки и правильной пропорции, и ты — несравненный мастер обеих, так как создаешь гармонию, ты наполняешь движение ритмом, ты делаешь силу грациозной и обладаешь способностью придавать предметам гибкость», — эти слова П. Кубертена (1966) можно в полной мере отнести к бальному танцу.

Таким образом, бальный танец сочетает в себе черты как спорта, так и искусства. Наряду с двигательными навыками, ловкостью, координацией движений большое значение имеет эстетическое впечатление, художественное содержание, воплощенное в танце исполнителем и передаваемое зрителю «В действии и ритме, свидетельствующих о совершенном владении пространством и временем, спорт приближается к искусству, которое создает красоту», — писал Р. Мэхью (1970). Автор считал, что красота спорта заключается в движении, которое создает красоту, этим она и отличается от «застывших» произведений живописи и литературы.

Единству музыкального и физического воспитания огромное значение придавалось еще со времен древней Греции. Так, Аристотель рассматривал феномен танца как телесную реакцию на эмоциональное состояние человека и соответственно показатель его психического здоровья. Он относил танец, наряду с речью и музыкой, к примарным (первичным) выразительным средствам человека, когда инструментом экспрессии является собственное тело [14].

Древнегреческие философы понимали музыку как своеобразную нравственную и интеллектуальную гимнастику. В своем трактате «Политика» Аристотель писал: «Важнейшими предметами обучения являются для греков: грамматика, гимнастика, музыка и иногда рисование. «. Платон утверждал, что без помощи музыки гимнастика делает людей слишком грубыми и бездушными. Органическое же сочетание музыки и гимнастики позволяет государству, по мысли философа, воспитывать идеальных людей, гармонично соединяющих в себе духовное и физическое совершенство. Идеал воспитания для древних греков обозначался как «калокагатия» — совокупность высокоразвитых физических и духовных качеств. Это требовало развития психофизической соразмерности — сочетания силы, красоты и тренированности тела с духовным развитием и моральной чистотой.

Нам представляется важным отметить, что идеи древнегреческих мыслителей приобретают особую актуальность при организации процесса танцевальной деятельности в современной школе, воплощают гуманистические тенденции образования и воспитания личности.

В современной психологии формируется представление о танце не только как о виде искусства или форме социального общения, а как о средстве самопознания и самосовершенствования. Такое направление получило в западной литературе название «educational dance», что означает обучающий или воспитывающий танец. «Обучающий танец», если вкладывать в это понятие не овладение определенной танцевальной формой, а познание собственного тела, а значит самого себя (А.А. Михайлова, 1998). Данное положение реализуется в работах И.В. Курис (1989, 1996) по обучению элементам йоги и индийского танца в группах хореографии и пластики. Само понятие танца имеет здесь некий другой, более глубокий смысл, нежели современный термин «хореография», оно отражает скорее сущность его греческого корня («chorey» — движение). Понятие танца имеет здесь широкий смысл и охватывает соматический, экспрессивный и социальный аспекты. Движение в данном случае рассматривается с точки зрения его интеграционных аспектов, используемых для достижения педагогических или терапевтических целей. Обучение бальному танцу является одним из важных факторов формирования творческих способностей учащихся. Танец развивает силу и гибкость, улучшает телосложение, координацию движений, способствует развитию спонтанности и свободы движений, повышает умственную активность и работоспособность.

Обобщая вышеизложенное, мы можем сделать заключение о том, что бальный танец, являясь сложной синтетической деятельностью, оказывает влияние на развитие различных сторон психики ребенка. Танцевальная подготовка является эффективным средством не только физического, но и интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания, создает благоприятные условия для раскрытия творческого потенциала ребенка. Занятия бальным танцем, как разновидность физической активности, позитивно влияют на различные психические процессы; сочетание физической тренировки и эстетического творчества благотворно сказывается на становлении гармоничной личности младшего школьника. Правильная организация педагогического процесса преподавания бальных танцев в начальной школе позволит наиболее полно раскрыть творческий потенциал младших школьников, содействовать более успешной адаптации детей к школе.