Бальные танцы и их авторы

О сайте «Бальные танцы»

В настоящее время бальные танцы в России делятся на три основные группы:

  • Европейские бальные танцы (относятся к спортивным бальным танцам)
  • Латиноамериканские бальные танцы (относятся к спортивным бальным танцам)
  • Отечественные (классические) бальные танцы

По спортивным бальным танцам (Европейским и Латиноамериканским) сейчас издается много литературы и существует масса ресурсов в интернете.

А вот по классическим (Отечественным) бальным танцам, материалов очень мало. Новая литература по ним почти не издается, а литература 60-70-ых годов прошлого века (период расцвета этого направления) уже практически недоступна.

Я (обо мне) много лет посещала занятия, семинары, мастер-классы, курсы усовершенствования и курсы повышения квалификации у таких мастеров бальной хореографии, как:

  • КОНДРАТЕНКО Галина Михайловна,
  • ПАВЛОВ Владимир Георгиевич,
  • ЛЕВИЦКАЯ Элла Ароновна,
  • СМОЛКИНА Фаина Павловна,
  • ЕЛЕЦКАЯ Элла Романовна.

Занимаясь у этих замечательных педагогов бальных танцев, я всегда старалась запомнить, сохранить в конспектах и видеозаписях как методику их работы над танцем, так и их замечания, указания и уточнения по правильному исполнению танцевальных элементов и полных композиций. В связи с чем у меня накопилось много материалов по этой тематике.

На этом сайте я хочу поделиться своими материалами со всеми танцорами, педагогами бальных танцев, людьми, интересующимися бальными танцами, или просто любящими красиво и правильно танцевать.

Основу сайта составляют описания классических бальных танцев Отечественной программы. Описания танцев и отдельных танцевальных элементов на сайте намеренно даются очень подробно, с целью детализировать точность исполнения отдельных движений.

В дальнейшем, помимо классических бальных танцев, планируется привести описания композиций танцев и других танцевальных стилей и направлений для разных возрастных групп танцоров: диско-танцы; парно-бытовые танцы; танцы, построенные на народной основе; детские польки и вальсы; а также детские игровые танцы.

Содержание сайта

В разделы сайта, посвященные описанию классических бальных танцев, включены танцы конкурсной программы по классическим (Отечественным) бальным танцам, основа которой была разработана в Санкт-Петербурге во второй половине 90-ых годов прошлого столетия.

Современная конкурсная Отечественная Программа согласована с Санкт-Петербургским государственным культурно-досуговым учреждением «Дом народного творчества и досуга», Межведомственным советом Санкт-Петербурга по вопросам развития любительских коллективов бальной хореографии, Межрегиональной ассоциацией учителей танцев (МАУТ) и Санкт-Петербургским Городским методическим объединением (ГМО) педагогов бальных танцев.

По данной программе в Санкт-Петербурге проводятся фестивали и конкурсы исполнителей бальных танцев:

  • Городской смотр-конкурс «Петербургские ассамблеи»,
  • Городской конкурс, посвященный памяти заслуженного работника культуры РФ В.Ф. Смирнова,
  • Открытый конкурс среди ансамблей, танцевальных пар и шоу-групп «Танцевальная метель»,
  • Фестиваль-конкурс по спортивным и отечественным танцам «Невские веснушки»,
  • Конкурсы Санкт-Петербургской Региональной ассоциации школ бального танца «Зимний бал» и «Весенний бал».

Конкурсная Программа по классическим (Отечественным) бальным танцам распределена по возрастным категориям исполнителей: от детей 6-7 лет до взрослых участников. В каждой возрастной группе существует свой перечень обязательных танцев.

1-ая группа – дети 6-7 лет:

  • «МАЛЕНЬКИЙ ВАЛЬС», автор танца — Г.М. Кондратенко
  • «ПА-ДЕ-ГРАС», автор танца — Е.М. Иванов
  • Полька «ВЕРТУШКА», автор танца — Г.М. Кондратенко

2-ая группа – дети 8-9 лет:

  • «ВАЛЬС-МИНЬОН» (1 вариант)
  • «ПА-ЗЕФИР», автор танца — Н.Н. Яковлев
  • «КАРНАВАЛЬНАЯ ПОЛЬКА», автор танца — В.Ф. Смирнов

3-ья группа – дети 10-11 лет:

  • «ВАЛЬС-МИНЬОН» (2 вариант)
  • «СУДАРУШКА», автор танца — А. Тарасов
  • Полька «ГАЛИНКА», автор танца — Г.М. Кондратенко

4-ая группа – подростки 12-13 лет:

  • «ФИГУРНЫЙ ВАЛЬС», авторы танца — С.И. Жуков, В.Л. Жуков и Р.Г. Школьникова
  • «КРУЖЕВНИЦА», автор танца — Г.М. Кондратенко
  • «КРАКОВЯК», автор танца — Н.Л. Гавликовский

5-ая группа – подростки 14-16 лет:

  • «ВАЛЬС-МАЗУРКА», автор танца — С.И. Жуков
  • «РУССКИЙ ЛИРИЧЕСКИЙ», автор танца — Л. Степанова
  • «ФИГУРНАЯ ПОЛЬКА», автор танца — И.Н. Кусов
  • «ПОДГОРКА», автор танца — Э.К. Филиппов

6-ая группа — «Молодежь», (17-24 года)

7-ая группа — «Взрослые» (25 лет и старше, суммарный возраст пары до 70 лет)

8-ая группа — «Сеньоры» (35 лет и старше, суммарный возраст пары до 100 лет)

9-ая группа — «Гранд-сеньоры» (суммарный возраст пары от 100 лет)

  • «РУССКИЙ БАЛЬНЫЙ», автор танца — И.Н. Кусов
  • «ВАЛЬС-ГАВОТ», автор танца — И.Н. Кусов
  • «ВЕНГЕРСКИЙ БАЛЬНЫЙ», автор танца — И.М. Диментман
  • «БОЛЬШОЙ ФИГУРНЫЙ ВАЛЬС», автор танца — И.Н. Кусов
  • «ПОЛОНЕЗ-МАЗУРКА», автор танца — И.Н. Кусов

Описания этих танцев на сайте также сгруппированы по возрастным категориям танцоров.

Отдельно на сайте даны описания основных танцевальных элементов, фигур классических бальных танцев, которые входят в композиции нескольких бальных танцев.

Описания танцев и танцевальных элементов дополнены видеоматериалами и примерами музыкального сопровождения.

В конце описания композиции танца приводятся подготовительные упражнения, с которых рекомендуется начинать изучение данного танца.

Очень надеюсь, что этот сайт поможет сберечь наследие петербургской школы Отечественной бальной хореографии в той строгости, красоте и чистоте композиций и исполнительского мастерства, которую несли мои замечательные педагоги.

Я искренне благодарна всем своим педагогам!

Особую благодарность хочу выразить КОНДРАТЕНКО Галине Михайловне (автору нескольких танцев, описанных на этом сайте), много лет бескорыстно и безвозмездно делящейся своими уникальными знаниями и опытом преподавания танцев в Городском Методическом Объединении педагогов бального танца при СПб ГДТЮ, на различных семинарах и мастер-классах по бальным танцам! Благодарю ее также за дополнения, замечания и ценные советы по содержанию данного сайта!

Программа «Детско-юношеский ансамбль бального танца» Содержание авторской программы

Главная > Программа

ПРОГРАММА «Детско-юношеский ансамбль бального танца»

1. Содержание авторской программы

1.1.0боснование культурной значимости и необходимости функционирования данного коллектива в клубном учреждении.

Детско-юношеский ансамбль бального танца «Юный Эстовец» является уникальным в своем роде коллективом, где сочетаются такие направления развития как спортивные бальные танцы и культурные традиции. АБТ «Юный Эстовец» был основан в 2012 года в ТЦ «Москворечье» под руководством Аллы Анатольевны Порешиной из танцоров и танцевальных пар детско-юношеских групп Народного спортивно-танцевального коллектива «ЭСТА». Ансамбль объединяет в своих рядах детей в возрасте от 7 лет. Активно выступает на окружных и городских мероприятиях (праздники, конкурсы, соревнования и т.п.), успешно участвует в окружных, городских, всероссийских и международных фестивалях детско-юношеского творчества, являясь лауреатом фестивалей.

1.2.Автобиографические сведения об авторе(ах) программы, руководителях и их профессиональной деятельности (ФИО, образование, награды, звания, места работы).

Порешина Алла Анатольевна, 1969 г.р., образование — высшее, окончила Государственную Академию нефти и газа им.Губкина в 1991 году. С 1989 года работала руководителем студии бального танца при Клубе МИФИ . С 1997 года – руководитель спортивно-танцевального коллектива «ЭСТА-Москворечье». С 2003 году – руководитель народного спортивно-танцевального коллектива «ЭСТА» ТЦ «Москворечье». В 2010 году окончила Институт повышения квалификации и переподготовки кадров Российского Государственного Университета Физической Культуры Спорта и Туризма (РГУФКСиТ) по специальности тренер-преподаватель танцевального спорта.

А.А.Порешина имеет почетные звания::

Лауреат Межрегионального Фестиваля «Весенняя Капель» в номинации «Шоу бальных пар» (г.Лыткарино)

Лауреат Московского городского Фестиваля семейного творчества

Лауреат Московского фестиваля семейного творчества «Распахни свое окно»

Заслуги руководителя также отмечены многочисленными дипломами, почетными грамотами и благодарственными письмами.

1.3.Является ли программа авторской программа других авторов.

В подготовке и разработке программы «Детско-юношеский ансамбль бального танца» использовались разработки специалистов по танцевальному спорту и тренеров танцевальных коллективов Москвы и России, а также международная литература:

Мур Алекс. Пересмотренная техника европейских танцев. Сборник. Москва, 1993 г.

Гай Говард. Пересмотренная техника европейских танцев. Сборник. Москва, 2002 г.

Уолтер Лаерд. Пересмотренная техника латиноамериканских танцев. Сборник 1. Москва, 2002 г.

Уолтер Лаерд. Пересмотренная техника латиноамериканских танцев. Сборник 2. Москва, 2002 г.

Учебная программа по спортивным бальным танцам для Культурно-досугового Центра. Сост.Коваленко А.А., Москва, 1995 г.

Учебная программа Спортивно-танцевального Клуба. Кузнецов Е.В., Локонова Е.В., Москва, РГУФК, 1998 г.

Бюллетень № 4 (20) Упражнения в практике преподавания спортивных танцев. Москва, РГАФК, май-июнь 2001 г.

Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции «Совершенствование системы подготовки в танцевальном спорте». Москва 2005 г.

Е.В.Горшкова «Учимся танцевать. Путь к творчеству». Москва,1993 г.

М.Тобиас, М.Стюарт «Растягивайся и расслабляйся». М., «Физкультура и спорт», 1994

П.Боттомер «Учимся танцевать». М., «Эксмо-пресс», 2002 г.

2. Методическая часть программы

2.1.Паспорт программы (включает следующие сведения):

Название: «Детско-юношеский ансамбль бального танца»

Цели создания: подготовка танцоров для участия в межклубных, окружных, городских, межрегиональных и международных детско-юношеских творческих фестивалях, концертах, праздниках и т.п.

Место проведения: ТЦ «Москворечье», зал 206

Техническое обеспечение: аудиоаппаратура, микрофоны, усилители звука, акустические колонки, компьютер/ноутбук, мр3-плеер, СД-диски, ДВД-плеер, телевизор, видеопроектор, пишущий минидиск-плеер.

Адресат программы: Дети от 7 до 14 лет

Предполагаемая широта охвата участников: 20-30 человек

Количество групп: 1-2 группы

Продолжительность программы: 8 лет

Уровень танцоров по международной классификации

участников в группе

Дети (7-9 лет) 1-2-й год обучения

Дети 10-14 лет, 3-й год обучения и выше

На начальном этапе развития коллектива возможны объединения близких возрастных групп. Условия приема в группу: отбор из действующих внебюджетных групп коллектива, бесплатно. Группы формируется по возрасту и году занятий по программе «Детско-юношеский ансамбль бального танца» (соответствующий год обучения и выше)

2.2.Этапы и способы внедрения программы

В детско-юношеских группах Программа делится на 2 этапа:

1 этап: начальная подготовка

Участники: Младшая детская группа (дети, 7-9 лет, 1-2-й год обучения)

Данный этап охватывает первый год обучения участников в возрасте от 7 до 9 лет, имеющих начальную подготовку по бальным танцам.

Учебная программа на данном этапе включает в себя:

— основы классической хореографии;

— изучение базовых движений различных танцевальных направлений;

— изучение и освоение танцевальных композиций и номеров;

— выступления на внутриклубных, районных и городских мероприятиях.

Освоение учебной программы идет в рамках 4-х циклов обучения:

— 1-й цикл (ознакомительный), сентябрь-октябрь

— 2-й цикл (начальная подготовка), ноябрь-декабрь

— 3-й цикл (постановочно-композиционный), январь-февраль

— 4-й цикл (освоение и закрепление материала), март-май

В пределах каждого цикла учебный материал частично повторяется и усложняется.

Ниже приводится примерная программа 1-го этапа (младшая группа, 7-9 лет), исходя из расчета: 9 а.ч./нед * 36 недель = 324 а.ч. (академический час равен 45 минутам).

Этап № 1. Младшая группа (7-9 лет)

Вводные занятия (построение, позиции рук, позиции ног, позиции головы и корпуса в танцевальных композициях)

Общефизическая подготовка, пластика, хореография

Развитие ритмических способностей, синхронизация движений

Изучение базовых движений различных танцевальных направлений (бальные танцы, современные, стилизованные танцы)

Изучение и отработка пространственных перемещений (перестроений)

Изучение базовых движений и схем простых постановочных композиций

(в т.ч. совершенствование и закрепление материала)

Участие в культурно-массовых мероприятиях (открытые уроки, концерты, праздники, фестивали, балы и пр.)

324 (в т.ч. 30 теор.часов)

Участники, успешно окончившие полный курс подготовки на 1-м этапе, должны свободно исполнять базовые танцевальные композиции и номера, предлагаемые к изучению.

Для качественной стимуляции участников к осваиванию материала рекомендуются регулярные выступления на внутренних мероприятиях коллектива и Творческого Центра (балы, танцевальные вечера, праздники, концерты, открытые уроки, первенство коллектива и пр.)

2 этап: основная подготовка и совершенствование

Участники: Старшая детская группа (дети, 10-14 лет, 3-й год обучения и выше)

Данный этап охватывает участников в возрасте от 9 до 14 лет, имеющих начальную конкурсную подготовку по бальным танцам и/или прошедших этап № 1 (начальная подготовка).

Учебная программа на данном этапе включает в себя:

— основы классической, бальной и современной хореографии;

— изучение основных и усложненных движений различных танцевальных направлений;

— изучение и освоение усложненных танцевальных композиций и номеров;

— выступления на мероприятиях всех уровней, включая международный.

Освоение учебной программы идет в рамках 4-х циклов обучения:

— 1-й цикл (основная подготовка), сентябрь-октябрь

— 2-й цикл (постановочно-композиционный), ноябрь-декабрь

— 3-й цикл (освоение и закрепление материала), январь-февраль

— 4-й цикл (совершенствование танцевального мастерства), март-май

В пределах каждого цикла учебный материал частично повторяется и усложняется.

Ниже приводится примерная программа 2-го этапа, исходя из расчета: 10 а.ч./нед * 36 недель = 360 а.ч. (академический час равен 45 минутам).

Этап № 2. Старшая группа (10-14 лет)

Вводные занятия (построение, позиции рук, позиции ног, позиции головы и корпуса в танцевальных композициях)

Общефизическая подготовка, пластика, хореография

Развитие ритмических способностей, синхронизация движений

Изучение усложненных движений различных танцевальных направлений (бальные танцы, современные, стилизованные танцы)

Изучение и отработка пространственных перемещений (перестроения, ориентирование в зале и др.)

Изучение основных движений и схем постановочных композиций

(в т.ч. совершенствование и закрепление материала)

Повтор и отработка репертуара

Участие в культурно-массовых мероприятиях (открытые уроки, концерты, праздники, фестивали, балы и пр.)

360 (в т.ч. 28 теор.часов)

Участники, успешно окончившие полный курс подготовки на 2-м этапе, должны свободно исполнять основные танцевальные композиции и номера из репертуара, предлагаемые к изучению.

Для качественной стимуляции участников к осваиванию материала рекомендуются регулярные выступления на внутренних мероприятиях коллектива и Творческого центра (балы, танцевальные вечера, праздники, концерты, открытые уроки, первенство коллектива и пр.) а также выездные городские, межрегиональные и международные выступления, фестивали, конкурсы.

3. Рекламная деятельность. Работа над имиджем коллектива.

Для рекламы деятельности коллектива используется:

— футболки и значки с логотипом коллектива

— приглашение представителей телевещания на мероприятия коллектива

— выпуск собственных видео-дисков с выступлениями

— размещение сайтов коллектива в социальных сетях (VKONTAKTE, Одноклассники и др.)

— размещение объявлений о мероприятиях коллектива на тематических (танцевальных) веб-сайтах

— фотостенды в ТЦ «Москворечье» и при входе в танцевальный зал коллектива.

— размещение дипломов, кубков и грамот в доступном для родителей и участников месте (в танцевальном зале)

— актуальный информационный стенд в фойе 2-го этажа

— проведение ежемесячных открытых тематических танцевальных балов, концертов

— проведение открытых уроков

— участие в фестивалях и конкурсах в ЮАО, в г.Москва, в России и зарубежом.

4.Обоснование деятельности коллектива в ТЦ «Москворечье»

4.1. Перспективы развития коллектива — стратегические цели и трактовка развития

— создание предпосылок для превращения коллектива в устойчиво функционирующую творческую единицу ТЦ «Москворечье»

— создание единой структуры групп и направлений для многопрофильного танцевального образования участников коллектива (спортивные бальные, историко-бытовые, клубные, современные, народные стилизованные танцы и т.п.)

— развитие досуговой составляющей при организации учебного процесса (балы, капустники и т.п.)

— привлечение широкого спектра участников из различных категорий и групп населения, желающих заниматься творчеством в спортивно-бальном направлении

— развитие творческих способностей населения, содействие в приобретении ими знаний, умений и навыков в области спортивных бальных танцев.

4.2.Социально-экономическая эффективность и значимость программы.

Занятия по программе «Детско-юношеский ансамбль бального танца» для участников проводятся бесплатно. Прием танцоров в группы 1-го года обучения (младшие группы) проводится в результате собеседования, с отбором танцоров из действующих внебюджетных групп коллектива или иных танцевальных коллективов с целью соответствующего распределения по группам коллектива и в зависимости от возраста и подготовкой участника.

Регулярные занятия по программе «Детско-юношеский ансамбль бального танца» воспитывают в участниках дружбу, коллективизм, взаимовыручку, нравственность, порядочность, общественную ответственность, социальную терпимость, правильное отношение к своему здоровью. Развивается умение общаться в разнородном и разновозрастном коллективе. Интенсивные занятия дают выход физической и эмоциональной энергии, стимулируют участника к собственному физическому и творческому развитию, что естественным образом замещает негативное влияние улиц.

Планомерная подготовка танцоров по программе «Детско-юношеский ансамбль бального танца» позволяют существенным образом повысить творческую и физическую активность и культурные достижения района и округа. Проведение танцевальных смотров-конкурсов и фестивалей положительным образом воздействует на участников, зрителей, организаторов, улучшая моральную атмосферу по району и округу в целом.

5.Деятельность коллектива как методического образования ТЦ «Москворечье»

5 .1. Рекламные стенды, информационные буклеты, методические пособия, альбомы с фотографиями, видео и аудио-продукция, статьи в прессе, сайт, и т.д.

Для эффективной работы и привлечения новых участников в коллектив используются:

— футболки и значки с логотипом коллектива

— приглашение представителей телевещания на мероприятия коллектива

— актуальный Веб-сайт коллектива ()

— изготовление видео-дисков с выступлениями и концертами

— размещение сайтов коллектива в социальных сетях (VKONTAKTE, Одноклассники и др.)

— размещение объявлений о мероприятиях коллектива на тематических (танцевальных) веб-сайтах

— красиво оформленные фотостенды в ТЦ «Москворечье» и при входе в танцевальный зал коллектива.

— размещение дипломов, кубков и грамот в доступном для родителей и участников месте (в танцевальном зале)

— актуальный информационный стенд в фойе 2-го этажа (около входа в зал 206)

— проведение открытых тематических танцевальных балов, концертов, смотров-конкурсов

— проведение ежеквартальных открытых уроков

— участие в фестивалях и конкурсах в ЮАО, в г.Москва, в России и зарубежом.

5.2. Участие в информационно-методической работе внутри ТЦ «Москворечье».

— Ежегодно проводятся тематические новогодние Балы для детей и юношества.

— Готовятся уникальные танцевальные номера к мероприятиям ТЦ «Москворечье», ЮАО, г.Москвы и России.

— Проводятся открытые уроки

— В конце сезона проводится Отчетный концерт коллектива

— Оказывается помощь в оформлении информационных стендов ТЦ «Москворечье» (достижения, новости, поздравления и т.д.)

— Разрабатываются новые и обновляются устаревшие танцевальные проекты и программы

5.3. Информационно-методическая работа для округа.

— Проводится посредством взаимодействия коллектива с администрацией ТЦ «Москворечье»

5.4. Инициативы, новации коллектива.

1. Оформление танцевального зала (вывешивание дипломов и грамот коллектива, фотографий ведущих танцоров мира, установка шкафа с кубками и призами и т.п.)

2. Ремонт зала (циклевка паркета, покрытие лаком, покраска столбов и т.п.)

3. Организация и проведение детско-юношеских танцевальных тематических балов

4. Организация и проведение культурно-массового майского слета коллектива

5. Организация и проведение открытых уроков

6. Организация и проведение открытых смотров-конкурсов среди солистов и дуэтов.

7. Организация и проведение мастер-классов и творческих мастерских с ведущими специалистами Москвы и России

Приложение: К программе прилагаются календарно-­творческие планы коллектива по программе «Детско-юношеский ансамбль бального танца».

Руководитель коллектива – Алла Анатольевна Порешина

Бальные танцы XIX века

На русских балах в XIX веке программа танцевального вечера — количество и последовательность танцев — варьировалась в зависимости от бала: на придворных обычно танцевали полонез, вальс, французскую кадриль и мазурку; на частных балах танцы были более разнообразными. Драматургия бала развивалась от торжественного, чинного полонеза к шутливому котильону.

Некоторые танцы появлялись и исчезали, другие изменялись — как в схеме, так и в технике исполнения, а в определенные периоды эпохи какой-либо определенный танец, как дань моде, мог быть наиболее популярным. Следует отметить, что в репертуаре каждого танцмейстера имелись танцы и собственного сочинения.

Полонез
Перешедший с XVIII века в XIX, полонез — или польский, всегда открывал придворные балы. В церемониальном танце-марше принимали участие все желающие, где каждый должен показать себя в выгодном свете. Во второй половине XIX века полонезом открывались балы на купеческих и серебряных свадьбах, а также на детских балах.
В первой паре мог быть дирижер со своей дамой, или же хозяин бала с наиболее почетнейшей гостьей (хозяйка бала в этом случае шла во второй паре с наиболее почетнейшим гостем). На официальных балах во второй половине XIX века император с императрицей могли составлять первую пару, а в более ранее время в первой паре шествовал император со старшей дамой или с той, которой он решает оказать честь, во второй — императрица с великим князем или особенным гостем, а остальные пары строились по заранее назначенному порядку (в соответствии с Табелем о рангах и светским этикетом). На частном балу император выступал в первой паре с хозяйкой бала, императрица с хозяином бала — во второй паре.
Полонез бывал продолжительным, поэтому опоздавшие гости могли присоединиться к танцу. Последовательность исполнения элементов танца могла указываться танцмейстером, при этом зачастую эту роль на себя брала первая пара — она задавала определенные фигуры, которые повторяли и все остальные. С течением времени танец упростился, став более похожим на торжественную прогулку с минимальным количеством фигур. Полонез мог состоять из нескольких туров, не более трех, во время которых пары распадались, образовывая новые.
Исполнение танца не ограничивалось одной залой — вереница польского могла следовать и в другие комнаты. Во время полонеза был в ходу и обычай «отбивания дамы», особенно популярный на московских балах — кавалер, которому не досталось дамы, подбегал к первой паре и, хлопнув в ладоши, отбивал даму себе, первый же кавалер переходил ко второй даме, второй — к третьей и т. д., последний кавалер, оставшись без дамы, либо уходил прочь, либо бежал отбивать даму первой пары.
Польский мог предшествовать ужину, когда все участники, не прекращая танца, направлялись в столовую.

Вальс
Самый романтичный, опьяняющий и кружащий голову, вальс был вторым танцем, а также мог являться и открывающим на частном балу. Считают, что вальс зародился в конце XVIII века, и на протяжении всего XIX века, да и сейчас, этот танец любим многими.
Увлекательный, способный возбудить сладкие грезы и томительные мечты, что-то среднее между кокетством и страстью, между ребяческой игрой и глубоким вздохом, вальс долгое время считался вольным и неприличным, создавал для объяснений удобную обстановку, а соприкосновение рук позволяло передавать записки.
В России вальс танцевали долго и быстро, вальсировать можно было два-три тура, выходить из танца разрешалось до окончания музыки — можно было присаживаться, а потом снова включаться в очередной тур.
Существовало несколько разновидностей вальса, из них наиболее распространенными были немецкий вальс в три па — более спокойный, и французский, более живой — в два па. Также танцевали Венгерский вальс, Венский вальс, вальс в пять па. В конце XIX века появились вальс-галоп, вальс-менуэт.

Французская кадриль
В первой трети XIX века этот танец был одним из самых популярных на бале, и. достигнув широкого распространения в 1830-х годах, его могли танцевать несколько раз за вечер.
В начале девятнадцатого столетия кадриль состояла из пяти фигур и требовала техничного мастерского исполнения: танцующие выделывали па с ловкостью и грациозностью, и для этого надо было обладать большой ловкостью, чтобы с достоинством протанцевать кадриль и заслужить одобрение присутствующих.
К концу XIX века происходит эволюция французской кадрили: пары выстраивались в виде колонны, а не в виде каре (где построение пар по сторонам квадрата), в танце насчитывалось шесть фигур и упростилась техника исполнения. Кадриль стала отдыхом после лёгких танцев: медленные, спокойные движения избавляли от излишнего головокружения и усиленной циркуляции крови, вызываемой вальсом и полькой.

Полька
В аристократических салонах в начале 1840-х годов получил распространение и признание чешский танец — полька. Не взирая на бешеную популярность, временно затмившую даже вальс, польку не танцевали на придворных балах.
Во время исполнения польки дирижер должен допускать танцевать одновременно только несколько пар, чтобы они, не будучи стеснены, могли показать свое искусство. Первоначально полька исполнялась с постоянными фигурами, к концу XIX века фигуры упростились или исчезли, начали появляться новые варианты и гибриды танца — полька-трамблян, полька-галоп, полька-мазурка.

Мазурка
Успех этого танца пришелся на 1810-е годы — стремительная мазурка с быстрым темпом и сложными па являлась кульминацией бала, и обычно была последним танцем перед ужином.
Ведущая роль в мазурке принадлежала кавалеру — он выбирал фигуры, движения и переходы, а дама подчинялась его порывам. Каждый участник должен был проявить изобретательность и импровизировать, не нарушая общего рисунка танца.
«Бравурный», или краковский, стиль — характерный для провинциальных балов — отличался размашистым и свободным исполнением. Здесь кавалеры проявляли силу, решительность, галантность, очаровывали и завоевывали своих дам, демонстрирующих слабость и хрупкость.
Салонная мазурка, утонченная и изысканная, более плавная и спокойная, признавалась танцмейстерами как единственно правильный вариант, при этом во время танца не было противопоставления мужского и женского начал, как в бравурном исполнении. В 1820-е французская (светская и любезная) манера мазурки сменяется английской, с томными и ленивыми движения кавалера, что было связано с модой на дендизм.
Мазурка продолжалась долго: одни пары исполняли фигуру, показанную распорядителем и его дамой, другие наблюдали за ними или вели светскую беседу, получившую название «мазурочная болтовня». Принимающие участие пары могли пропускать фигуры танца, для утоления жажды или обсуждения какой-либо темы. Мазурочные беседы позволяли легально общаться с противоположным полом, что имело большое значение и предоставляло возможность любовного признания. В мазурке были распространены разные фигуры, в том числе с выбором партнера, и предпочтение в пользу кого-то могло рассматриваться как знак особой благосклонности.
Мазурку в конце XIX века постепенно вытесняют котильон и кадриль-монстр (обыкновенная кадриль, между фигурами которой вставляются различные легкие танцы). Со временем создавались варианты мазурки, такие как вальс-мазурка и кадриль-мазурка.

Котильон
Игровой танец, как правило, завершавший бал, имел множество фигур, куда входили элементы самых распространенных и популярных салонных танцев: вальса, мазурки, польки.
На котильон, как и на мазурку, кавалерами приглашались хорошо знакомые им дамы.
Начинался котильон туром вальса по кругу — за распорядителем и его дамой следовали все остальные пары, и когда последняя из них завершала свой тур и возвращалась на свое место, шли в ход другие фигуры танца — чаще от более легких к более сложным.
Танцмейстеры придумывали всё новые и новые фигуры котильона, с вовлечением в танец различных бытовых предметов (стульев, вееров, цветков, шляп и т. п.) или котильонных аксессуаров (флагов, шаров, хлопушек, снежков из папирусной бумаги. ).
Молодым девушкам рекомендовалось держать себя очень сдержанно и в некоторых фигурах не позволять себе движений, не согласных с хорошим тоном.
Котильон, весьма раскрепощенный, не предназначался для придворных балов: представители царской фамилии и знатные особы обычно покидали бал сразу после ужина, не принимая участие в шумном и развлекательном многочасовом танце-игре.

Полонез, вальс, французская кадриль, полька, мазурка — эти танцы были основными на русских балах, при §том, ими не ограничивалась танцевальная программа. Существовал галоп — игриво-быстрый танец с беззаботным характером исполнения, которым могли оканчивать кадриль или сам вечер. В первой трети XIX века распространены были: матредур, гросфатер, англезы и экосезы, тампет, краковяк, a la Greque, русская кадриль, английская кадриль, кадрили на темы балетов, опер и романсов. В середине XIX века появляется лансье — танец, вызвавший переполох на балах по причине, что он всеми танцевался различно. Падекатр, падеграс, венгерка, миньон, шакон, аликаз, помпадур и пр. — танцы конца XIX и начала XX вв.

Танцы-соло
Существовали соловые, или блистательные, танцы, исполнявшиеся одним или несколькими танцующими.
В первой трети XIX века были распространены: тирольский вальс, казачок, матлот, менуэт, гавот, тамбурино, фанданго, весталка.
На протяжении всего XIX века в мемуарной литературе упоминаются два сольных (показательных) танца: русская пляска и па де шаль. Па де шаль — возникший в период увлечения античной культурой, танец исполняется с легким газовым шарфом, который необходимо изящно драпировать, поэтому в исполнении были важны грация и плавность движения рук. В танце обычно участвовали от одной до трех танцовщиц — они под музыку из известного балета создавали красивые балетные группы, принимали изящные танцевальные позы, подбрасывали шали, ловили их, набрасывали на голову, обвивали вокруг талии и т. п. В женских институтах па де шаль исполнялся как групповой танец.

Напоследок, из афоризмов 19-го века. «Кадриль соответствует сангвистическим характерам, галоп желчным, вальс холерическим, а полька есть исключительно принадлежность людей нервических и страстных».