Бальные танцы рейтинг пар дети

Классификация танцоров

Классификация танцоров по возрастным группам

Возрастные категории

В текущем календарном году старшему в паре должно исполнится

9 лет или менее

16, 17 или 18 лет

Обоим спортсменам 35 лет и более

Спортсмен обязан выступать на соревнованиях только своей возрастной категории или на соревнованиях только своего класса. За нарушение данного положения к спортсмену, его тренеру и организатору турнира, на котором такое нарушение произошло, должны быть применены дисциплинарные санкции по усмотрению соответствующего президиума.

По решению Президиума, учреждающего соревнования, допускается объединение следующих возрастных групп: Дети 1 и Дети 2, Юниоры 1 и Юниоры 2, Молодежь и Взрослые. Иные комбинации не допускаются.

Классификация танцоров по классам (уровню подготовки)

Возрастная категория

Разрешенные классы

Под классом мастерства понимается определенный уровень физического развития, психологической и музыкально-эстетической подготовленности спортсмена, обеспечивающие ему способность исполнять фигуры и танцы определенной степени сложности в техническом и хореографическом отношении на различных этапах тренировочного процесса, связанных с возрастом спортсмена.

В различают семь классификационных групп. Класс мастерства присваивается спортсмену только по результатам соревнования, проводимого СТСР и ее членскими организациями.

Спортсмену, не имеющему класса, может быть присвоен класс «Е», если он прошел начальное обучение по программе шести танцев и получил на основании заявления тренера классификационную книжку.

На соревнованиях по десяти танцам (двоеборье) в случаях, когда класс пары различен в европейской и латиноамериканской программах (например, А – в европейской, В – в латиноамериканской), пара регистрируется и допускается до соревнования по низшему из этих классов.

Подсчет очков, на основании которых осуществляется переход из одного класса в другой для всех спортсменов, производится по таблице

Количество пар, участвовавших в соревновании

МФСТ — спортивные бальные танцы
в Москве и России

Межрегиональная общественная организация «Московская федерация спортивного танца» (МФСТ) создана Учредительной Конференцией 6 июня 1991 года, зарегистрирована Управлением Юстиции Москвы 5 августа 1991 года.

Чтобы пройти предварительную регистрацию, найдите в правой колонке баннер нужного соревнования и воспользуйтесь ссылкой «Регистрация», которая расположена на баннере.

Если соревнование отсутсвует в правой колонке, перейдите к полному списку соревнований.

Офисный день МФСТ по четвергам с 12.00 до 15.00

Место проведения офисных дней МФСТ: Спорткомплекс «ЛОКОСПОРТ» 2-ой этаж, малый танцзал, комн.№ 17 (войдя в спорткомплекс, пройти в конец манежа, там лестница на 2-ой этаж)

Проезд: м. Черкизовская, 1-ый вагон из центра, из подземного перехода направо и до шлагбаума.

Для автотранспорта: Парковка – 30 минут бесплатно; 1 час – 100 руб.; от 1 до 4-х часов – 200 руб. (до шлагбаума можно найти место и парковаться бесплатно). Ориентир для движения к шлагбауму: если находиться спиной к Большой Черкизовской ул., то проезд справа от метро в конец улицы к последнему шлагбауму, после шлагбаума поворот направо, затем налево, прямо «ЛОКОСПОРТ».

Форум-ньюс. Срочная информация от официальных лиц, тренеров и организаторов соревнований. Мнения и дискуссии танцоров и их родителей.

Рейтинги и результаты выступлений танцевальных пар, протоколы всех соревнований входящих в «Календарь соревнований МФСТ»

Решения МФСТ Новые, дополняющие и уточняющие документы, касающиеся правил соревнований и другой деятельности МФСТ

В логотипе МФСТ сплетены в виде танцевальной пары буквы М, Ф, С и Т.

В МФСТ, по данным на начало 2012 года, зарегистрировано 186 клубов.

Сайт МФСТ ежедневно посещает примерно 1100 — 1300 уникальных пользователей.

Cистема «СКЕЙТИНГ» — методическое пособие для изучения и сдачи экзаменов

Принцип работы системы Скейтинг или весь Скейтинг за 30 минут — максимально простое изложение, позволяющее самостоятельно быстро вычислять результат.

Московская федерация спортивного танца — ПЕРВАЯ в истории становления конкурсного бального танца, как вида спорта, юридически зарегистрированная в 1991 г. региональная общественная организация.

За время своего существования МФСТ ПЕРВАЯ:

участвовала в подготовке документов для признания конкурсного бального танца видом спорта в РФ;

заключила договор с Комитетом физической культуры и спорта правительства Москвы и выиграла конкурс на размещение социального заказа по развитию спортивного бального танца, что положило начало:

бюджетному финансированию танцевального спорта,

проведению официальных Первенств и Чемпионатов г.Москвы,

организации танцевальных коллективов в ДЮСШ и спортивных обществах,

присвоению спортивных разрядов и званий спортсменам,

государственной аттестации тренеров и судей по спортивным бальным танцам;

участвовала в организации и открытии первых танцевальных коллективов спортивных обществ: «Спартак», «Динамо», ЦСКА, ДСО профсоюзов;

ходатайствовала и содействовала открытию специализации спортивного бального танца в Российском Государственном Университете физической культуры (РГУФК);

направила своих специалистов на переподготовку и повышение квалификации, на получение высшего физкультурно-спортивного образования в РГУФК;

содействовала открытию научной лаборатории РГУФК по проблемам развития спортивного бального танца;

участвовала в организации и проведении первых официальных Первенств и Чемпионатов России, международных, Кубковых соревнований спортивных обществ и РГУФК по спортивным танцам;

подготовила первых спортсменов-разрядников и Мастеров спорта РФ по спортивным танцам.

Также, МФСТ:

Содействовала объединению любительского и профессионального спортивного бального танца.

Приняла активное участие в создании общероссийской организации «Российский танцевальный союз» (РТС). Представители МФСТ являются учредителями РТС от города Москвы. Президентом РТС собрание учредителей избрало Станислава Попова

Приняла активное участие в создании международной организации « International Dance Union » (IDU)

Совместно с РГУФК разработала уникальную систему оценки качества результатов выступлений танцоров. Данная система прошла успешное практическое испытание в МФСТ и продолжает совершенствоваться. На основе данной системы сейчас строятся рейтинги танцевальных пар МФСТ, РТС и некоторых других организаций.

Танцевальные пары МФСТ успешно выступают на крупнейших международных соревнованиях, включая Блекпул.

Соревнования МФСТ всегда являлись и являются открытыми для всех танцоров.

Несмотря на все сложности, проявившиеся в становлении конкурсного бального танца, как нового вида спорта в РФ, в нашей стране МФСТ является наиболее стабильно работающей организацией в области бального танца в течении столь длительного периода времени (более 24 лет). МФСТ продолжает работу по развитию и совершенствованию конкурсного бального танца в Москве и Российской Федерации.

Жаворонкова Ирина Анатольевна. Комплектование пар в спортивных бальных танцах : 13.00.04 Жаворонкова, Ирина Анатольевна Комплектование пар в спортивных бальных танцах (на примере детей 12-15 лет) : диссертация. кандидата педагогических наук : 13.00.04 Белгород, 2006 151 с. РГБ ОД, 61:07-13/1367

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОМПЛЕКТОВАНИЯ ПАР
В СПОРТИВНЫХ БАЛЬНЫХ ТАНЦАХ
9

Подходы к разработке теории танца 9

Сплочённость партнеров как их единство в деятельности 18

Совместимость партнеров в деятельности 21

Характеристика срабатываемости партнеров 25

Проблема комплектования партнеров в возрасте 12-15 лет для занятий спортивными бальными танцами 28

Заключение по главе 42

ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ..44

2.1. Задачи исследования 44

2.2 Методы исследования 44

2.3. Организация исследования 53

ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПАРАМЕТРОВ
СПЛОЧЕННОСТИ ПАР В СПОРТИВНЫХ БАЛЬНЫХ ТАНЦАХ
54

3.1. Предварительное изучение традиционной методики комплектования пар
в спортивных бальных танцах 54

Исследование особенностей сплоченности срабатываемых и малосрабатываемых пар в спортивных бальных танцах 57

Исследование взаимосвязи между показателями сплоченности партнеров в спортивных бальных танцах 71

Заключение по главе 75

ГЛАВА 4. ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ КОМПЛЕКТОВАНИЯ
ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ПАР ДЕТЕЙ 12-15 ЛЕТ С УЧЕТОМ ИХ
СОВМЕСТИМОСТИ
77

4.1. Теоретическое обоснование методики комплектования пар в
спортивных бальных танцах 77

4.2. Результаты педагогического эксперимента 84

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 104

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 106

Актуальность исследования Гармоничное взаимодействие людей в совместной деятельности в различных видах спорта имеет решающее значение в достижении высоких результатов на соревнованиях Большую роль играют совместные действия партнеров в спортивных бальных танцах

В этом виде спорта систематические занятия дети начинают со старшего дошкольного возраста При достижении 12-15 лет в танцевальных парах часто возникают осложнения во юаимодействиях и взаимоотношениях партнеров В этом возрасте обостряется необходимость обоснованного комплектования танцевальных пар, прежде всего, потому, что подростковый период отличается значительными изменениями в физическом и психическом развитии детей, их переоценкой взаимоотношений с окружающими, новыми интересами и побуждениями В то же время данный возраст для комплектования пар является критическим, поскольку комплектование пар в более позднем возрасте затрудняет в дальнейшем достижение высоких результатов в спортивных бальных танцах Поэтому при работе с детьми данного возраста тренеру следует знать особенности сплоченности занимающихся и особенно тщательно подходить к комплектованию подростков для занятий спортивными бальными танцами

Проблема сплоченности в совместной деятельности людей исследуется зарубежными и отечественными учеными с конца 40-х годов прошлого столетия [L Festinger, 1950, D Cartwnght, I960, М Deutch, 1960, Б Ф Ломов, 1975, Л И Уманский, 1975, А И Лутошкин, 1988] В настоящее время большинство авторов сходятся во мнении о том, что сплоченность людей представляет собой их единство, интеграцию в процессе совместной деятельности по достижению конкретной цели [Н В Бахарева, 1975, Л Т Почебут, В А Чикер, 1997] В то же время сама сплоченность образуется благодаря совместимости и срабатываемости людей в деятельности [К К Платонов, 1975, Г М Андреева, 1980, А В Петровский, 1990] Разрабатываются виды сплоченности, различные позиции рассмотрения сплоченности, ее структура, критерии, влияние важнейших факторов на ее формирование и некоторые другие вопросы, связанные с совместной деятельностью социальных групп [А И Донцов, 1975, А С Чернышев, 1975, Р X Шакуров, 1990, Л Т Почебут, В А Чикер, 1997]

В теории и методике физической культуры исследование проблемы комплектования социальных групп и их сплоченности проводится, главным образом, в области спорта Эти исследования выполняются, прежде всего, в различных спортивных играх

4 — в баскетболе, волейболе, футболе, хоккее, водном поло, теннисе [И Р Андрушишин, 1993, Н В Поздняк, 1997, А Е Брагинский, 2001, Е Ю Девяткина, 2005 и др ] Кроме того, имеются исследования в некоторых циклических видах спорта (например, в плавании, гребле) и видах, где соревновательная деятельность имеет смешанный характер (в акробатике) [Ю Г Утехина, 1993, Е В Ратушина, 1998, М А Савченко, 2002, и др ], изучаются общетеоретические и методические основы сплоченности спортивного коллектива [Ю В Сысоев, 2001] Эти работы затрагивают, помимо исследования вопросов развития сплоченности, различных аспектов игрового взаимопонимания, сыгранности, лидерства, совместимости спортсменов, их индивидуальных психических особенностей, взаимодействия личности и коллектива — проблемы отбора и комплектования спортивных команд Реже встречаются исследования сплоченности спортивных пар Можно выделить исследования по формированию спортивных пар в акробатике [М А Савченко, 2002, Е В Ратушина, 1998], теннисе [ТВ Корнеева,1985] Интерес представляет исследование по фигурному катанию [Р А Синицын, 1991]

В области общей теории танца следует отметить работы В Г Алабина, Т С Ба-баджана, Т В Барышниковой, С И Бекиной, Л В Богомоловой, А Я Вагановой, Т С Лисицкой, Б Б Мануйлова, Л Н Надирова, В Н Нилова, Н Н Серебрянникова, У Сорелла, А С Фомина, Н Шитса и др Впрочем, эти исследования, в основном, осуществлялись вне связи с занятиями спортом и не преследовали цель изучения вопросов комплектования пар в спортивных бальных танцах Однако, исследований, посвященных изучению проблемы комплектования пар в спортивных бальных танцах среди детей 12-15 лет, не проводилось

Таким образом, образовалось противоречие, суть которого заключается в том, что, с одной стороны, существует настоятельная потребность в научном обосновании методики комплектования пар в спортивных бальных танцах среди детей 12-15 лет, с другой стороны, в спортивной практике такая методика отсутствует Актуальность настоящего исследования состоит в том, чтобы решить проблему теоретического и опытно-экспериментального обоснования методики комплектования пар среди подростков для успешных занятий спортивными танцами В соответствии с этим сформулирована тема исследования «Комплектование пар в спортивных бальных танцах (на примере детей 12-15 лет)»

Объект исследования — учебно-тренировочный процесс по спортивным бальным танцам с детьми 12-15 лет

Предмет исследования — методика комплектования пар для занятий спортивными бальными танцами детей 12-15 лет

Рабочая гипотеза: предполагалось, что изучение индивидуально-психологических особенностей танцоров, совместимости и срабатываемости квалифицированных пар в спортивных бальных танцах, позволит выявить критерии их сплоченности и на этой основе даст возможность разработать методику комплектования пар детей 12-15 лет для занятий бальными танцами

Цель исследования — теоретическое и экспериментальное обоснование методики комплектования пар в спортивных бальных танцах детей 12-15 лет

Установить на основе анализа специальной литературы степень разработанности проблемы комплектования танцевальных пар в бальных танцах

Выявить индивидуально-психологические особенности срабатываемых пар в спортивных бальных танцах

Обосновать критерии и методику комплектования пар в спортивных бальных танцах детей 12-15 лет с учетом возрастных, половых, индивидуальных особенностей партнеров, их совместимости и срабатываемости

Экспериментально проверить эффективность разработанной методики комплектования пар для занятий спортивными бальными танцами

Теоретико-методологическую основу исследования составляют теория человеческой деятельности [Л С Выготский, А Н Леонтьев, М С Каган], теория и классификация возрастного развития детей школьного возраста [Л С Выготский, Д Б Эльконин], теория тендера [И С Кон, А В Кирилина], научные разработки в общей, социальной, возрастной психологии и психологии спорта по проблемам сплоченности людей, срабатываемости и совместимости [Н Н Обозов, А В Петровский, Г Д Бабушкин], концепция деятельностного опосредования межличностных отношений в коллективе [А В Петровский], учение о совместной деятельности [А Л Журавлев, А В Петровский, Л И Уманский, А С Чернышев], положения теории и методики спортивной подготовки [Л П Матвеев, Ю Ф Курамшин]

Для решения поставленных задач применялись методы исследования: анализ и обобщение данных специальной литературы, опрос (в виде беседы), педагогическое наблюдение, антропометрия (измерение длины тела), определение уровня

развития физических качеств, психологическое тестирование, экспертная оценка, самооценка, педагогический эксперимент, методы математической статистики

Организация и этапы исследования.

Исследование проводилось в три этапа с 2003 по 2006 гг

На первом этапе исследования производились анализ и обобщение специальной литературы Осуществлялось уточнение темы, направления исследования, формулировка цели, задач, объекта, предмета и рабочей гипотезы исследования Были подобраны методы исследования и подготовлена экспериментальная база Базой исследования являлись танцевально-спортивные клубы (ТСК) «Фортуна» (г Белгород), а также ТСК «Баланс» (г Владимир) Затем проводился опрос в виде беседы с тренерами и танцорами, где выявлялись важнейшие качества танцоров, учитываемые при комплектовании пар, традиционные способы комплектования танцевальных пар в возрасте 12-15 лет и главные трудности, возникающие при комплектовании пар Далее проводился констатирующий эксперимент с декабря 2003 г по октябрь 2004 г В нем участвовало 40 танцевальных пар в возрасте от 10 до 22 лет С помощью экспертной оценки тренеров эти пары были распределены на две группы (срабатываемые, п= 36 и малосрабатываемые — п= 44) по трем критериям уровень конфликтности партнеров, сплоченность, успешность в соревновательной деятельности Целью исследования было изучение спортивных пар при помощи батареи психологических тестов с точки зрения их индивидуально-психологических особенностей (свойства высшей нервной системы, черты характера, экстраверсия-интроверсия), эмоционального состояния (уровень личностной тревожности), межличностных отношений (совместимость, сра-батываемость, наличие лидерских качеств) После чего производилось определение достоверности различий между группами по данным показателям и установление взаимосвязей между отдельными показателями В результате обработки данных выявлены критерии комплектования пар и обоснована методика комплектования

Второй этап исследования бы организован с декабря 2004 г по май 2005 г На этом этапе был окончательно обработан материал предварительного исследования, разработаны критерии и обоснована методика комплектования пар для занятий спортивными бальными танцами В основном эксперименте участвовачо 23 пары в возрасте 12-15 лет Контрольная (12 пар) группа была сформирована по традиционной методике, а экспериментальная (11 пар) — по разработанной методике Целью основного эксперимента была проверка эффективности разработанной методики комплек-

7 тования пар в спортивных бальных танцах среди детей 12-15 лет Содержание занятий в группах не отличались Оно включало разучивание элементов танцевальных программ, элементов хореографии, освоение основного движущего звена в танцах ча-ча-ча, джайв, медленный вальс, быстрый фокстрот — для начинающих, а для танцоров классов Е, Д, С — основные композиционные построения, закрепление и совершенствование освоенных композиций В качестве параметров, используемых для изучения эффективности скомплектованных пар, были взяты показатели срабатываемости партнеров (длительность освоения групповых элементов, стабильность выполнения основного движущего звена техники танцев, организованность выполнения самостоятельной работы — выполнение танцев по заданию, срабатываемость по тесту «Сра-сов») и показатели факторов, влияющих на срабатываемость (психологическая атмосфера в танцевальной паре, сплоченность, желание продолжить занятия с избранным партнером, ситуативная тревожность, динамика настроения)

На третьем этапе (июнь 2005 г — июнь 2006 г) завершен основной педагогический эксперимент, получены и обработаны данные Работа закончена и окончательно оформлена в виде диссертации

Научная новизна заключается в том, что

определены индивидуально-психологические различия между срабатываемыми и малосрабатываемыми парами, занимающимися спортивными бальными танцами, установлены корреляционные связи между отдельными показателями индивидуально-психологических особенностей в срабатываемых танцевальных парах,

выявлены критерии совместимости и срабатываемости танцоров для составления пар в спортивных бальных танцах,

разработана методика комплектования пар в спортивных бальных танцах детей 12-15 лет с учетом совместимости психологических особенностей партнеров

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе

исследованы теоретические аспекты разработки проблемы комплектования детей 12-15 лет для занятий спортивными бальными танцами,

получены данные, расширяющие представление об индивидуальных психологических особенностях спортсменов-танцоров, определяющих их совместимость и срабатываемость в процессе взаимодействия партнеров в ходе учебно-тренировочной и соревновательной деятельности,

разработаны критерии совместимости партнеров для занятий бальными танцами,

8 — обоснованы положения методики целенаправленного комплектования пар в спортивных бальных танцах на основе теории психологической сплоченности

Практическая значимость работы состоит в разработке научно обоснованной методики комплектования спортивно-танцевальных пар на основе психологических особенностей партнеров, их совместимости и срабатываемое, а также ее апробации и внедрении в учебно-тренировочный процесс в клубах спортивного бального танца Результаты, представленные в диссертации, могут использоваться в спортивных секциях в общеобразовательных школах, в учреждениях дополнительного образования для детей школьного возраста, а также при изучении курсов «Психология спорта», «Теория и методика физического воспитания и спорта» в высших учебных заведениях и в системе повышения квалификации специалистов по физической культуре

Личный вклад автора в изучаемую проблему заключается в обобщении многолетних экспериментальных исследований, которые проводились лично автором диссертации в качестве тренера-психолога в спортивных танцевальных спортивных клубах городов Белгорода и Владимира В результате этих экспериментов была внедрена методика комплектования пар на основе учета их индивидуально-психологических особенностей и критериев совместимости, которая в значительной мере способствует повышению спортивных показателей танцевальных пар Основные положения, выносимые на защиту

Срабатываемые пары в спортивных бальных танцах существенно отличаются от малосрабатываемых по показателям свойств нервной системы, особенностям характера, уровню личностной тревожности, типичному поведению личности танцоров в ходе взаимодействия с партнером

Критериями совместимости партнеров для занятий спортивными бальными танцами являются длина тела танцоров, уровень проявления гибкости и координационных способностей, свойства нервной системы, уровень личностной тревожности, стремление направлять свое поведение при взаимодействии с партнером в сторону сотрудничества, сочетание партнеров по типу «лидер-ведомый», сочетание экстравертов с интровертами На основе данных критериев возможно осуществление эффективного комплектования пар для занятий спортивными бальными танцами с помощью специально подобранной методики

Экспериментальная методика комплектования спортивных танцевальных пар позволяет повысить уровень совместимости и срабатываемости партнеров, улучшает

9 темпы освоения техники спортивных танцев, способствует росту спортивных результатов на соревнованиях

Структура н объем диссертации Работа состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и 8 приложений В основном тексте диссертации содержатся 15 таблиц и рисунков Библиография включает 250 источников, в том числе 16 на иностранном языке