Бальные танцы тракторный завод

Бальным танцам все возрасты покорны. Не верите? Убедитесь!

Забудьте про времена, когда на танцевальные программы «Для тех, кому за…» смотрели снисходительно: мол, какие «пляски» перед пенсией? В XXI веке «продвинутые» представители среднего поколения белорусов дадут фору молодежи, причем безо всякого допинга. Более того, в нашей стране присматриваются к опыту Запада, где танцоры 40–50 лет и старше вовсю блистают в бальных танцах. Клуб бального танца «Мара» Дворца культуры Минского тракторного завода — в авангарде данного движения.

«Солидный» возраст — глупости!

В бальных танцах существует классификация танцоров по возрастным группам. Самая младшая — новички, дети в возрасте 5—7 лет. К юниорам относятся подростки 12—15 лет, к молодежи — 16—20 лет. Далее идут взрослые — 21—34 года. А вот дальше — группа «Сеньоры». Здесь три «подкласса» — от 35 лет, от 45 лет и от 65 лет. (Есть еще и «Гранд-Сеньоры», от 80 лет и старше, но таких заслуженных людей в танцевальном зале, увы, немного. — Прим. авт.)

Так вот, в «Маре» класс «Сеньоры» намерены нешуточно популяризировать. Ибо Беларусь, к сожалению, отстает от остального мира, где в престижных конкурсах участвует и побеждает не только молодежь, но и люди среднего возраста, от 50 и старше.

— Побывав недавно во Франции на открытом чемпионате мира по бальным танцам, я была поражена: столько прекрасных возрастных танцоров, как там, я никогда не видела, — говорит руководитель танцевального клуба «Мара» Лидия Кац-Лазарева. — Танцевали они прекрасно! Видно, что работа с представителями среднего и старшего поколения во многих странах мира поставлена на широкую ногу. Подумала: неужели я что-то делаю не так?

Руководитель «Мары» рассуждает так. Что собой представляет взрослый человек у нас в республике? Он уже, как говорится, взял от жизни все. Дети выросли, есть стабильная работа, которой уделяется много времени. Есть дача, которая также отнимает определенное время. И все! Но есть еще время, которое, при желании, можно потратить на себя. И вот тут-то многие и впадают в ступор: нечем заняться. Однако Лидия Кац-Лазарева убеждена: «Мы еще очень мало работаем над тем, чтобы показать людям, чем полезны занятия танцем, в том числе и в «солидном» возрасте».

Начинать никогда не поздно

С троими «сеньорами», занимающимися в «Маре», встретился корреспондент «Беларус-МТЗ обозрения». 50-летний Владимир Комаров — инженер-конструктор, занимается танцами третий год, говорит, что, придя в клуб, думал, что умеет танцевать:

— Когда я только начал заниматься в клубе, считал, что что-то умею. Сейчас понимаю — это не так. Я ведь раньше нигде танцами не занимался — да, были дискотеки, какие-то танцевальные вечеринки. А вдохновила на занятия моя нынешняя партнерша по танцам.

— В сфере бальных танцев всегда существовала проблема с партнерами, — говорит Марина Долгиер, в «свободное от танцев время» работающая в должности главного бухгалтера производственной фирмы. — Обычно партнерша ищет партнера, привлекая на занятия. Слово «уговаривать» мне не нравится — я, скорее, просто объясняла, что такое танцы. В своих рассказах я пыталась вложить некую эмоциональность. И вообще, если женщина и танец — это что-то естественно приятное, то мужчины реагируют на танцы по-другому.

Марина танцует, по ее словам, «достаточно давно». Хотя сама начала заниматься после 40 лет, имеет к данной сфере отношение: у нее в студии танцевали дети.
О клубе «Мара» она впервые узнала в 18 лет: «Звучала музыка, все танцевали вальс, мне это очень понравилось».

По мнению «сеньоров», нередко состоявшиеся люди, которые, может быть, и хотели бы заниматься бальными танцами, не приходят в студию из-за того, что стесняются. Да и вообще, рассуждают они, имеет ли смысл «тягаться с молодежью»?

— Поначалу некоторая скованность действительно чувствуется, — рассказывает 46-летний Олег Фомичев, работающий в ЖКО МТЗ. — Приходишь и видишь незнакомых людей, которые, к тому же, на порядок лучше танцуют. Но многое зависит от педагога. Когда мы пришли, Лидия Петровна Кац-Лазарева нас фактически за ручку водила. И это правильно: важно не оттолкнуть человека. На начальном этапе нужно, чтобы тренер поддержал, приободрил, подсказал.

— У взрослого танцора-новичка волнение, конечно, есть, — поддерживает коллегу по увлечению Марина Долгиер. — И коленки дрожат, и ручки дрожат, и чувствуешь себя неуверенно. Но когда окунаешься в атмосферу доброжелательности, когда звучат приятная музыка, приятные голоса наших тренеров, постепенно раскрепощаешься и понимаешь, что волнения ни к чему. Занимаешься и получаешь удовольствие.

Все трое собеседников сходятся во мнении: во время занятий в танцевальном клубе, несмотря на усталость, организм напитывается энергией, улучшается настроение, возрождается оптимизм.

— Постоянно жду вторник и четверг, когда мы занимаемся, а также воскресенье, когда есть время для дополнительного самосовершенствования, — говорит Владимир Комаров. — Это самые лучшие дни.

По словам собеседников, родные поддерживают это увлечение. И всем остальным своим сверстникам «сеньоры» советуют пересмотреть взгляды на жизнь: «Танцевать приятнее и полезнее, чем пить водку или смотреть телевизор».

Противопоказаний нет — одна польза!

Что же говорят медики по поводу занятия бальными танцами в возрасте «50 и старше»? Оказывается, особых противопоказаний (кроме явно выраженных заболеваний, разумеется) не существует!

К примеру, американские исследователи из Университета штата Миссури считают, что увлечение танцами даже в преклонном возрасте является не только хобби, но и терапией. Ученые в течение двух месяцев провели 18 танцевальных уроков по специально разработанной для пожилых людей программе. Она сочетала в себе танцы и отдельные хореографические элементы. Оказалось, что занятия на паркете могут улучшить чувство равновесия и скорость ходьбы. А это, в свою очередь, уменьшит риск падения и защитит от тяжелых травм, лечение которых в зрелом возрасте очень сложное. Кстати, многие участники эксперимента изъявили желание продолжить занятие танцами в будущем, так как получали удовольствие от процесса.

В чем же польза «вальса & Cо»?

Во-первых, укрепляется сердечно-сосудистая система. Ведь с возрастом люди двигаются гораздо меньше из-за боли в суставах и других проблем со здоровьем. Однако очень важно заниматься физическими упражнениями, чтобы сердечная мышца была в тонусе. Танцы помогут ускорить сердцебиение и обеспечат превосходную разминку для всего организма.

Во-вторых, не стоит забывать о мышечном тонусе. С течением времени мышечная масса тела сокращается, что может привести к ожирению. С помощью танцев люди в возрасте могут оставаться подтянутыми.

В-третьих, с возрастом у людей снижается костная масса тела, что может привести к ломкости костей и сложным переломам. Занятие танцами поможет укрепить кости.

Наконец, во время занятий танцами повышается гибкость тела. Ведь хорошая танцевальная тренировка не обходится без упражнений на растяжку. А кто не хочет избавиться от боли в мышцах и суставах!

Когда у наших будет «первое танго в Париже»?

По словам Лидии Кац-Лазаревой, набор во взрослые танцевальные группы идет. Сейчас в «Маре» в категории «Сеньоры» занимается 20 человек — 10 пар. Но этого мало. К слову, для педагога работать со взрослыми очень интересно.

— Когда к нам приходят дети, то ясно, что этого хотят родители. Ведь дети не сразу могут определиться: нравится — не нравится, интересно — не интересно. Со взрослыми же мне работать интересно, потому что они уже знают, зачем сюда пришли.

Лидия Петровна размышляет: зачем взрослым, состоявшимся людям, нужны танцы? Наверное, потому, что чувствуется необходимость в хорошей физической подготовке, но не все хотят бегать на улице, ходить в тренажерный зал, плавать в бассейне.

— Зато вполне приемлемый вариант — прийти в танцевальный зал, — говорит руководитель «Мары». — Парные танцы… А если танцуют муж с женой, то это еще и продление личностных взаимоотношений. Кроме того, когда ты осваиваешь движения и видишь перед собой других людей, занимающихся тем же, появляется больше уверенности в собственных силах. Происходит раскрепощение.

Лидия Петровна вспоминает времена, когда у руля Минского тракторного завода был Николай Слюньков (1965—1972 годы. — Прим. авт.):
— Он буквально приказал комсомольскому и профсоюзному активу заниматься танцами. И люди во время обеденного перерыва приходили к нам на урок и занимались. Посыл был таким: тот, кто работает с людьми, должен развиваться духовно.

Руководитель «Мары» мечтает о том времени, когда не только молодежь будет представлять ее клуб и Минский тракторный завод на международной танцевальной арене. Если удастся привлечь к занятиям достаточное количество желающих возрастной категории «50+», вполне вероятно, что именно у «Мары» появится возможность проявить себя в том же Париже (если будет поддержка завода, разумеется). В конце концов, на недавнем открытом чемпионате мира только три белорусских клуба прислали в Париж своих воспитанников. Но не «сеньоров» — эту категорию начинают по-настоящему «раскручивать», пожалуй, только в «Маре». Успехов!

Заразительный пример из Голливуда

В 2004 году на экраны вышла романтическая комедия режиссера Питера Челсома «Давайте потанцуем» с Ричардом Гиром (на момент выхода фильма ему было 55 лет) и Дженнифер Лопес в главных ролях. По сюжету, у 50-летнего Джона Кларка, скучающего адвоката в нотариальной фирме, который вынужден постоянно иметь дело с надоевшими завещателями и наследниками, семейная жизнь с женой Беверли и уже выросшей дочерью Дженной давно идет по накатанной колее. И его привлекает вдруг выпавшая возможность не столько все решительно изменить в собственной судьбе, сколько внести свежую и необычную струю в размеренное существование.
Джон однажды по дороге домой случайно замечает в окне симпатичную преподавательницу танцев и решает начать брать у нее уроки. Поначалу у него ничего не получается, но постепенно «мужчина в возрасте» начинает чувствовать вкус к занятиям. Вскоре удовольствие от танцев приходит в его жизнь, и он понимает, что именно танцы могут быть ключом к его спасению.

Его супруга, подозревающая неладное, нанимает частного детектива, а узнав правду, даже приходит вместе с дочерью на соревнования по бальным танцам, где блистает герой Гира. В заключительной сцене у героев все устраивается, и Джон танцует со своей супругой на кухне их дома.

Дворец культуры Минского тракторного завода

«Культсервис» МТЗ
Дворец культуры Минского тракторного завода

  • Дворец культуры Минского тракторного завода является центром культурной жизни Партизанского района города Минска. Здесь проходят ежегодные конкурсы и фестивали: фестиваль казачьей песни «Гайда», «Гармонік збірае сяброў», международный конкурс дуэтов «Песни, которые нас объединяют», фестиваль «Встреча друзей» среди народных коллективов г. Минска различных жанров творчества, ежегодный смотр-конкурс творческой самодеятельности работников тракторного завода, детские конкурсы «Мисс Кнопочка» и «Браво, дети!» и многие другие.

    На базе дворца культуры работают свыше двадцати творческих коллективов, кружков и студий для детей и взрослых, среди них многие являются заслуженными, народными и образцовыми. Они также неоднократно принимали участие в международных выставках продукции Минского тракторного завода. Коллективы Дворца культуры МТЗ ведут активную гастрольную и творческую деятельность, направленную на популяризацию белорусской национальной культуры как на территории Республики Беларусь, так и за её пределами.

    Каждый год на нашей сцене проводятся различные мероприятия для работников МТЗ, посвященные Новому году, 8 марта, Дню рождения завода.

    Для пожилых людей каждые выходные организуются танцевальные вечера клуба «Встреча». Дворец культуры принимает активное участие в творческой жизни города.

    Творческие коллективы УП «Культсервис» МТЗ:
    1. Заслуженный любительский коллектив РБ студия современного бального танца «Мара»;
    2. Народный ансамбль эстрадного танца «Серпантин»;
    3. Народный театр «На Долгом броде»;
    4. Народный театр эстрадных миниатюр «Карусель»;
    5. Народный духовой оркестр;
    6. Народный ансамбль музыки и танца «Вязанка»;
    7. Образцовый ансамбль «Лянок»;
    8. Народный вокальный ансамбль «Белы Птах»;
    9. Ансамбль народной песни «Забава»;
    10. Студи индийского танца «Индивара»;
    11. Студия оригинального жанра «Грация»;
    12. Оздоровительная группа для девочек;
    13. Изостудия;
    14. Кружок изобразительного искусства для детей;
    15. Школа брейк-данса;
    16. Молодежный коллектив Хип-хопа;
    17. Школа эстетического развития «Беби-клуб»;
    18. Детская эстрадная студия «Кляксы»;
    19. Школа раннего интеллектуального развития «Всезнамус»;
    20. Курсы игры на гитаре;
    21. Театр восточного танца «Монако»;
    22. Студия эстрадного пения «АРТ-вокал»;
    23. Детский коллектив эстрадного пения «Музыкальный нюанс»;
    24. Ансамбль народного танца «Игрица»;
    25. Коллектив брейк-данса;
    26. Бильярдный зал.
    История Дворца культуры Минского тракторного завода

    На Минском тракторном заводе всегда большое внимание уделялось развитию социальной сферы. В 1953 году появился первый клуб. Его директором был назначен специалист по клубной работе, выпускник Московской высшей профсоюзной школы Алимов Николай Иванович.

    Постепенно начал формироваться коллектив прекрасных специалистов, культработников, влюбленных в свою профессию. Такторозаводцы получили возможность в свободное от работы время отдыхать и заниматься творчеством в коллективах художественной самодеятельности, которые возглавили талантливые руководители.

    Появилась хоровая капелла, которую возглавил Рогович Владимир Иосифович, ученик Г.Р.Ширмы. Позже он создал хор мальчиков, получивший большую признательность и популярность у зрителей.

    Большие взрослые и детские капеллы создал Андрей Мамонтов.

    Появились взрослые, а потом и детские театральные коллективы под руководством талантливого режиссера Беляева Алексея Николаевича. Зрители увидели прекрасные спектакли «Снежная королева», «Чипполино», «Сказка о мертвой царевне» и др. Иван Артемьевич Сериков организовал танцевальный кружок.

    Вскоре поклонники народного танца получили талантливого лидера, мастера народного танца, балетмейстера и художественного руководителя ансамбля танца «Лявониха» — Чистякова Николая Николаевича. А его жена, Чистякова Галина Петровна, в 1958 году организовала работу детского ансамбля танца «Лянок».

    Появился взрослый, а затем и детский балетные коллективы — студия «Раница», которые возглавила артистка балета Курилина Брунгильда Ивановна.

    Популярностью у посетителей Дома культуры пользовался духовой оркестр, созданный Чернышовым Николаем Гавриловичем в 1948 году. Его сменил Сорокин Олег Федорович, который создал оркестр и на заводе.

    Появились первые кинофильмы о заводе, его тружениках, участниках художественной самодеятельности, которые созданы в киностудии Дома культуры. Руководил студией ветеран ВОВ Недбайло Николай Николаевич. В Доме культуры демонстрировались кинофильмы. Эту работу проводил ветеран ВОВ Крылов Владимир Михайлович. Начала работу детская ИЗО студия, кружок кройки и шитья. Большая творческая деятельность ДК — это результат труда и заботы директоров, приемников Алимова — Н.И. Баранова, А.С. Конышева, Е.И. Мильшина. В ДК проводилось много различных мероприятий: вечеров, встреч, лекториев, концертов и т.д. Развивалась самодеятельность в цехах и отделах завода. Костюмеры ДК Анна Матвеевна Иванова и Анна Васильевна Кабанова сами шили костюмы и одевали артистов, а за художественное оформление мероприятий отвечал художник Непша Николай Осипович.

    В мае 1965 года многочисленный творческий коллектив Дома культуры переселился в новое здание Дворца, где первым праздником стал 20-ый день рождения МТЗ.

    В новом Дворце появились и новые творческие коллективы. Студию бального танца «Мара» открыли Кац Макс Самуилович и его жена, помощница и преемница Лазарева Лидия Петровна.

    Демонстрация фильмов продолжалась в отдельном кинозале кинотеатра «Восход».

    Открылась музыкальная студия.

    Обновился и расширился коллектив работников ДК, появились новые работники: заместитель директора Бессмертный Лев Владимирович, Скрипниченко Валерий Степанович — политико-просветительский отдел (в 1975 году стал директором ДК), Савельева Юлия Яковлевна — детский отдел, Мещанчук Надежда Прокофьевна — отдел технического творчества (в 1982 году стала директором кинотеатра «Восход» при ДК). В 1974 году появился еще один театр — театр эстрадных миниатюр «Карусель» под руководством Коряковского Анатолия Андреевича.

    Коллектив Дворца культуры постоянно занимал передовые позиции среди аналогичных учреждений г.Минска. Несмотря на трудности в годы перестройки, ДК удалось сохранить свои коллективы художественной самодеятельности. И в этом большая заслуга директора Скрипниченко В.С., художественного руководителя ДК Ярошиной Н.Е., заместителя директора Савельевой Ю.Я. и Умной Н.В. Большую работу по усовершенствованию деятельности ДК провел Тушинский Леонид Николаевич, сменивший Скрипниченко В.С. на посту директора Дворца.

    В 2000 году изменилась структура ДК. Теперь Дворец культуры стал унитарным предприятием «Культсервис» Минского тракторного завода. Сегодня директором Дворца культуры МТЗ работает Кирута Владимир Иванович. Заместитель директора — Михельсон Тамара Михайловна. Во Дворце активную работу ведут концертный и культурно-массовый отделы, которые проводят творческие мероприятия для жителей Партизанского района и г. Минска.

    Продолжает работу библиотека.

    В 2011г. во Дворце открылся бильярдный клуб «Трактор».

    На сцене ДК ежегодно проводится смотр-конкурс художественной самодеятельности МТЗ, где работники завода могут показать все свои таланты. Проводятся такие крупные международные фестивали как: Фестиваль гармонистов, Фестиваль казачьей песни «Гайда», Конкурс дуэтов. С октября по май каждую субботу и воскресенье для всех, кто молод душой, открывают двери танцевальные вечера «Встреча». Ежегодно проводятся Новогодние утренники для детей.

    Продолжают свою работу и творческие коллективы. Наряду с молодыми коллективами продолжают свою работу «старожилы» ДК: ансамбль бального танца «Мара», ансамбль танца «Лянок», ансамбль эстрадного танца «Серпантин», театры «На Долгом броде» и «Карусель», студия ИЗО, духовой оркестр. Ежегодно сотни детей и взрослых приходят в дружную творческую семью Дворца культуры МТЗ.

    БАЛЬНЫЕ ТАНЦЫ В БЕЛАРУСИ

    Бальные танцы развиваются в Беларуси с 1965г. В этом году 1 сентября впервые под руководством Макса Самойловича Каца в новом дворце культуры Тракторного завода открываются кружки бального танца. И уже в декабре 1965г. в Беларуси проводится первый конкурс бальных танцев. М.С. Кац ведет большую работу по внедрению танцевальной культуры в школы, хореографические училища, институты. Он активно сотрудничает с государственными органами, учреждениями и благодаря его стараниям в Беларуси начинает проводиться очень много семинаров по бальным танцам для преподавателей училищ, школ, институтов. При институте повышения квалификации открывается курс бальных танцев.

    С 1982 года проводился известный белорусский турнир «Весенние ритмы», который сейчас, к сожалению, забыт. К концу 80-х годов бальные танцы переходят в разряд спорта и меняют свое название на «спортивные танцы». Но все же, как и хореографическое искусство в целом, спортивный танец является по преимуществу искусством, в котором отражаются прежде всего внутренний мир человека, его эмоциональное состояние, настроение, чувства, мысли.

    ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КОНКУРСНОГО БАЛЬНОГО ТАНЦА

    В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

    Автор: Парахневич О.Н., аспирант кафедры белорусской и мировой культуры, БГУКИ

    Обращение к истории развития конкурсного бального танца в нашей стране дает возможность сделать определенные теоретические выводы и, прежде всего, проанализировать и выделить основные этапы зарождения и становления белорусской школы бального танца. Между тем, нет научно обоснованных сведений о репертуаре, исполнителях и конкурсной деятельности тех лет. Достоверные сведения можно получит лишь косвенно, через литературные источники, материалы газетных публикаций того времени, интервью с теми людьми, которые стояли у истоков его зарождения. Подробное и тщательное восстановление событий тех лет позволяет изучить процессы эволюции конкурсного бального танца в Республике Беларусь, без чего невозможна никакая практическая и тем более теоретическая деятельность в области современной бальной хореографии.

    Появление конкурсного бального танца в Беларуси связано с именами Марка Самуиловича Каца и его супруги Лидии Кац-Лазаревой. В 1965 году они переезжают из Таганрога в Минск для открытия первой в республике студии бального танца. На тот момент они уже создали в Таганроге сильную исполнительскую школу, известную на весь СССР и теперь приняли решение продолжить преподавательскую деятельность ближе к центру бальной культуры − Прибалтике.

    Первые годы становления конкурсного танца были трудными. В Прибалтике, Ленинграде и Москве танцевальные пары высокого уровня уже были, существовала развитая сеть студий и школ бального танца. За три года педагогами М.С.Кацем и Л.П. Кац-Лазаревой была проделана большая работа, результатом которой стал тот факт, что белорусские танцевальные пары впервые стали попадать в финалы престижных конкурсов в Прибалтике.

    Определяющую роль в процессе становления конкурсного бального танца в Беларуси сыграло проведение конкурсов. Первым крупным международным конкурсом, проведенным в нашей стране, стал турнир под названием «Минский бал − 74». Среди участников были приглашенные пары из Ленинграда, Вильнюса, Киева, Таллинна, Львова, из белорусских городов. Для показательных выступлений была приглашена лучшая пара СССР − Юрате и Чесловас Норвайше из Литвы. Данный турнир стал первой попыткой обобщить в таком масштабе результаты деятельности студий и школ бального танца в Беларуси.

    Безусловно, бальный танец строжайшим образом контролировался идеологическими службами партии. Однако этот надзор, по сути, не был только негативным, в нем были и положительные моменты. Именно благодаря указанию министерств на белорусском телевидении начинают выходить серии программ «Танцуйте с нами, танцуйте как мы, танцуйте лучше нас» с участием пар-фаворитов Беларуси, где демонстрируются танцы и подробно разбираются фигуры и связки. Также выходит в свет серия публикаций «Приглашение к танцу», в которой описывались не только отечественные танцы, но и «западные». В помощь танцорам-любителям фирмой «Мелодия» выпускаются грампластинки с записями танцев в оркестровой обработке. А в 1977 году появляется первый фундаментальный учебник «Современный бальный танец» В.И.Уральской и В.М.Стриганова [3], который является попыткой советских хореографов описать и зарубежные конкурсные танцы и «танцы-эксперименты» (новые модные танцы того времени, поставленные хореографами-постановщиками). В Минском институте культуры предмет «Современный бальный танец» для студентов не только кафедры хореографии, но и для студентов других кафедр. Среди преподавателей данной дисциплины были М.С.Кац, Л.П.Кац-Лазарева, Р.М.Чехова.

    На протяжении 1970-х гг. в Беларуси было, проведено множество республиканских конкурсов, среди которых: «Минский бал» в 1974, 1976 и 1979 годах, «Минские узоры», Республиканский турнир во Дворце текстильщиков, Республиканский турнир в Белгосцирке и мн.др. За первое десятилетие существования конкурсной бальной хореографии в наше стране были подготовлены пары высокого уровня: Михаил и Надежда Бируны, Евгений Лемберг и Раиса Чехова, Вячеслав Кац и Лидия Лазарева, Михаил Павлинов и Татьяна Куманская, Борис и Наталья Поповы, Владимир Парахневич и Людмила Заяц, Владимир и Жанна Шалькевичи. Эти танцевальные дуэты представляли белорусскую школу танцевания на Всесоюзных конкурсах по бальному танцу, а также на Чемпионатах социалистических стран, где становились призерами и лауреатами.

    К концу 70-х гг. в Беларуси уже насчитывалось около 65 кружков, студий и школ, занимающихся изучением бального танца. Многие воспитанники М.С.Каца и Л.Кац-Лазаревой организовали собственные студии не только в Минске, но и по всей республике. Таким образом, в конце 70-х гг. происходит окончательное становление конкурсного бального танца в Беларуси.

    1980-е гг. для белорусской школы бальной хореографии стали временем достаточно противоречивым и неоднозначным. Для него характерно с одной стороны усиление консервативных тенденций, а с другой − начало развития демократических процессов, явно проявивших себя в начале 1990-х гг.

    «Конкурсное танцевание слишком быстро завоевало себе тысячи поклонников − о полном запрете конкурсов в эпоху «оттепели» не могло и речи» [2]. Этот период времени ознаменован появлением новых крупных международных конкурсов в Беларуси, таких как «Весенние ритмы» (1987), «Зимние узоры» (1988), «Лiстапад» (1988). Художественными руководителями конкурса под названием «Весенние ритмы» стали супруги Ефим и Татьяна Полонецкие. Следует отметить, что это был первый турнир категории «International open», то есть международный конкурс, где парам-участникам начислялись очки, которые вносились в мировую таблицу рейтинга. Таким образом, белорусские пары получили возможность, не выезжая за границу, повышать свое место в табеле о рангах. Помимо этого, белорусские танцевальные пары могли увидеть и сравнить свой уровень танцевания с уровнем приезжих исполнителей из стран ближнего и дальнего зарубежья, обменяться опытом и пообщаться с зарубежными гостями.

    В качестве жюри конкурса Ефим и Татьяна Полонецкие приглашали специалистов в области бальной хореографии из Польши, Англии, Германии, Чехии, Эстонии, Латвии, Литвы, Молдовы, Украины и России. Также в качестве экспертов оценивать этот турнир приглашались и лучшие белорусские судьи − Владимир Парахневич, Михаил Павлинов, Михаил Конохов.

    Еще одним важным изменением, произошедшим в 80-е гг. стало изменение отношения руководящих органов к международной программе конкурсной бальной хореографии. 3-4 октября 1988 г. состоялся первый Всесоюзный конкурс исполнителей бальных танцев (Москва), организатором которого стал известный в прошлом танцор − Станислав Попов. На этом турнире впервые в программу соревнований не была включена отечественная бальная хореография. В конце 80-х гг. на конкурсах конкурсная программа состоит из европейской и латиноамериканской, а советская не является главенствующей.

    Помимо вышеперечисленных нововведений, бальные танцы становятся доступным видом досуга для школьников, тогда как ранее их стремились уберечь от «тлетворного и разлагающего влияния Запада». Как свидетельствуют материалы газетных публикаций еще в 1983 г. «впервые в нашем городе в танцевальном зале «Минск» в парке имени Челюскинцев была проведена детская дискотека» [1]. К концу 80-х гг. юные танцоры уже активно принимают участие в конкурсах по специально для них созданным возрастным группам.

    Резкое возрастание числа танцевальных пар, увеличение числа конкурсов и, в то же время, развал государственных структур, потребовали новых форм организации танцевальной жизни. В 1988 г. прошло учредительное собрание Ассоциации бальных танцев СССР (АБТ СССР), которое рекомендовало своим делегатам создавать региональные структуры на местах. Белорусским представителем в этой новой организации стала Лидия Кац-Лазарева, которая ездила на конференции и семинары, где стандартизировалась программа бальных танцев, вырабатывались основные критерии судейства, обсуждались острые злободневные вопросы о развитии конкурсного бального танца.

    1990-е гг. становятся периодом расцвета бального танца в Беларуси. Появляется следующее поколение танцевальных пар, имеющих возможность выезжать за рубеж, участвовать в крупнейших конкурсах, посещать семинары и мастер-классы лучших специалистов в сфере бальной хореографии. После распада СССР в 1991 году была создана Белорусская Федерация бальных танцев, и с этого года стали проводиться Чемпионаты Беларуси, на которых выявлялись лучшие танцевальные дуэты, представляющие Беларусь на Чемпионатах Мира и Европы. Если ранее, в советский период, привилегию участия в зарубежных турнирах имели только московские пары, то в 90-е гг. белорусские исполнители начинают активно заявлять о себе на мировой танцевальной арене.

    После эмиграции в США и Австралию целой плеяды лучших белорусских исполнителей − Царевых, Борисевичей, Пилипинчуков, на их место приходит третье поколение белорусских танцоров. Среди которых Роман Ермакович, Светлана Холодковская, братья Андрей и Сергей Бущики, Ростислав Сергеев, Екатерина Гурина, Денис Поляков, Виолетта Ражева, Павел Ярцев, Павел Черданцев, Ольга Тетеркина, Антон Кукареко, Андрей Тябут, Анна Михед. Все эти исполнители с честью защищали Беларусь на международных конкурсах и мировых чемпионатах.

    В этот период в Беларуси активно проводятся конкурсы в Витебске («Витебская снежинка»), в Гомеле («Сожский хоровод»). Следует отметить, что в республике сложилась собственная система проведения мероприятий международного уровня.

    Таким образом, развитие конкурсного бального танца в Беларуси прошло несколько этапов от зарождения в 60-е гг. ХХ в., становления в 70-80-е гг.. до активного развития в 90-е гг. ХХ в. За этот период времени была проделана огромная работа и первыми преподавателями и их учениками для формирования белорусской школы бального танца. Главной особенностью развития конкурсного бального танца в нашей стране стало параллельное развитие двух форм бальной хореографии: советской программы и международной программы. Результатом такого противостояния стало вытеснение советской программы из конкурсной системы и утверждение международной в качестве основной.