Бальный европейский танец в трехдольном размере

Бальный европейский танец в трехдольном размере

Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный;
Чета мелькает за четой.

Вальс (от нем. Walzen — кружить, вращать), романтичный бальный танец в трехдольном размере, состоящий в плавном поступательном кружении пар, а также музыка для этого танца.

Услышав вальс, вы никогда не ошибетесь и не спутаете его с другими танцами. Тысячи песен звучат в ритме вальса. Символ романтической любви, вальс увековечен величайшими композиторами всех стран и времен: Штраусом, Шубертом, Легаром, Глинкой, Вебером, Шопеном, Чайковским. Они вводят мелодии вальса в свои оперы и фортепианные произведения.

Вальс как танец не знает конкурентов. Появившись, он имел огромный успех во всех слоях общества и произвел настоящий фурор в многочисленных бальных салонах.

Предполагается, что он произошел от австро-немецкого народного танца лендлера и французской вольты в конце XVIII в. Правда, лендлер исполнялся очень медленно, а вольта, наоборот, быстро, с прыжками и воздушными поддержками, но оба эти танца состояли в основном из поворотов (вращений).

Характерная особенность и прелесть вальса заключается в непрерывном и плавном кружении танцующих пар в сочетании с общим продвижением по кругу (линии танца). Своей непосредственностью, оживленностью и простотой вальс вносил светлую струю в аристократические салоны с их церемонными, жеманными и вычурными менуэтами и гавотами. Хотя вальс, как и большинство бальных танцев того времени, произошел от народных плясок, он встретил отпор со стороны аристократических кругов, диктовавших бальный репертуар. Чопорное, обусловленной строгим этикетом взаимоотношение кавалера и дамы вальс заменял непосредственным общением партнеров. Вальс считался неприличным, неблагопристойным танцем: «как это — обхватить даму за талию и кружиться с ней по залу!» («Русский вестник», 1878 г.) Вальс был самым романтическим танцем, а близость танцующих располагала к нежным объяснениям. Не пошатнет ли такой танец моральные устои общества? Танец подвергался настоящему гонению. Борьба с вальсом велась официально и была непримиримой, выходило множество предписаний о его запрете.

Вальс: Литография Ф. фон Резничека. 1908

В первое десятилетие ХIХ в. в Вене запрещалось вальсировать более 10 минут. Консервативное английское общество допустило вальс на четверть века позднее, чем большинство других европейских стран.

В России вальс появился в эпоху правления Екатерины II, но не пользовался одобрением императрицы. При императоре Павле I было официально запрещено «употребление пляски, называемой вальсеном». Только Александр I высочайше утвердил вальс в правах, самолично исполнив тур танца на одном из придворных балов.

Вальс традиционно исполнялся вторым танцем на балу и часто был непосредственным продолжением полонеза. Кому-то вальсирование может показаться простым, но нужно много тренироваться, чтобы в движениях пары чувствовались легкость и изящество.

. Остановить распространение вальса было невозможно. Популярности вальса способствовали венские композиторы и дирижеры: Ланнер, Иоганн Штраус-отец и особенно Иоганн Штраус-сын, подаривший миру более 400 вальсов.

Специально для вальса открывались большие танцевальные залы, в которых могли разместиться до 3000 пар! Вальс побеждал не только уходящие, но и вновь возникающие, модные танцы.

Весь XIX век прошел под символом грациозного, летящего, страстного вальса, его танцевали везде, во всех кругах общества; он проник во многие жанры профессиональной музыки: оперу, балет, симфонию, сюиту, его музыка приобрела самостоятельное конкретное значение. Вальс оказал влияние на развитие всей европейской музыки XIX и XX вв.

Вальс менялся и развивался и как следствие дал начало новым танцам, таким, как медленный вальс, вальс-бостон, а также танцы-«гибриды» (вальс-мазурка, вальс-гавот и др.) Был распространен вальс втроем (алеман) и вальс в два па, популярный в России.

Правда, история вальса знала и временные спады. Появление польки как бального танца в 40-х годах XIX в. немного снизило интерес к вальсу. Но постепенно во всех европейских столицах установилась негласная традиция: первый бал — это обязательно белое платье, смокинг и вальс!

Поколения эстафетой передавали этот поэтичный танец одно другому. И вот он, никогда не покидавший танцзалов, дошел до нас. Сколько за это время появилось и отшумело танцев? А вальс живет и смеется над всеми модами века. Может быть, разгадка его в том, что когда танцуют вальс, каждой паре кажется, что их только двое, а вокруг огромный, вертящийся мир.

Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое «вальс» в других словарях:

вальс — вальс, а … Русский орфографический словарь

вальс — вальс/ … Морфемно-орфографический словарь

ВАЛЬС — (франц. valse, от нем. Walzer). Род танца и музыка, написанная для этого танца, медленный (старинный) и скорый, венский. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ВАЛЬС немецкий танец, с очень ускоренным… … Словарь иностранных слов русского языка

вальс — valse f. <, нем. Walzer. 1. Парный танец трехдольного размера. Сл. 18.Танцовали и кадрили, и экосезы, и вальцы нет нужды, как: в селе и в Малороссии не льзя требовать Парижских, или Московских зефиров. ММ 4 29. По иностранному мы в вальсах… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

вальс — вальсок, вальсик Словарь русских синонимов. вальс сущ., кол во синонимов: 6 • бостон (6) • в … Словарь синонимов

ВАЛЬС — (французское valse, немецкое Walzer, от walzen кружиться в танце), 3 дольный парный бальный танец. В конце 18 века австрийский и южно немецкий крестьянский танец ( смотри Лендлер). С начала 19 века один из самых популярных в Европе. Наибольшим… … Современная энциклопедия

ВАЛЬС — ВАЛЬС, вальса, муж. (франц. valse). 1. Танец с трехдольным ритмом, состоящий в плавном поступательном кружении. «Все в вальсе кружатся с величайшим усердием.» Грибоедов. 2. Музыка для этого танца. || Род музыкального произведения с трехдольным… … Толковый словарь Ушакова

вальс флёри — * valse fleurie. Цветущий вальс . Вальс цветов, с цветами. Репетицию начинаю с valse fleurie из Волшебного зеркала . М. Петипа 83 … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Вальс — (французское valse, немецкое Walzer, от walzen кружиться в танце), 3 дольный парный бальный танец. В конце 18 века австрийский и южно немецкий крестьянский танец ( смотри Лендлер). С начала 19 века один из самых популярных в Европе. Наибольшим… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ВАЛЬС — ВАЛЬС, а, муж. Плавный парный бальный танец, а также музыка в ритме этого танца. Кружиться в вальсе. | прил. вальсовый, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Лекция-концерт «Танцы, танцы, танцы…»

(Старинные европейские танцы XVI–XVIII века)

С древнейших времён и до наших дней люди танцуют на праздниках или просто в свободные вечера непринуждённо веселясь, или усаствуя в торжественной церемонии. Много веков тому назад танцы можно было увидеть и на сельских площадях, где крестьяне кружились под немудрённые звуки самодельных инструментов, и в пышных дворцовых залах, в сопровождении труб, виол, или оркестра. Большинство этих танцев в той или иной форме дожили до нашего времени. Очень часто в истории и жизни танцев происходили удивительные перемены: из народной среды некоторые из них постепенно перемещались в аристократические залы, становясь Бальными. А как мы знаем, на балах свои законы, свой собственный этикет. Крестьянские танцы могли неузнаваемо измениться, ведь на балу важно было показать изящество манер, красоту поз. Многие старинные бальные танцы представляли собой торжественные шествия: аллеманда, сарабанда, павана, пассакалья, полонез.

Аллеманда — серьёзная и неторопливая. Как бытовой и придворный танец — аллеманда появилась в Англии, Франции и Нидерландах в середине XVI века. Родилась аллеманда из приветственных сигналов трубачей, звычавших при встрече высоких особ — князей, владетелей графств и герцогств. Размер 2/4, реже 4/4, начинается всегда характерным затактом.

Звучит Аллеманда Генделя в исполнении ученицы 5 класса Кузиевой Разии. Совсем иная сарабанда (от испанского zarabanda). Это тоже танец — шествие. Происхождение сарабанды связано с обрядовой музыкой: её исполняли во время траурных церемоний, при торжественных погребениях. Звучит сарабанда Генделя в исполнении ученицы 2 класса Талгат Махаббат. Множество чудесных танцев издавна бытует в Польше. Наиболее из них известны — полонез, краковяк, мазурка.

Самый древний танец — полонез. В старину он назывался «Великим», или «Пешим танцем». Нынешнее его название французское, в переводе означает «польский». Полонезом — парадным шествием, в котором все гости должны были принять участие, открывались придворные балы. Под горделивое, величественное звучание музыки — своеобразного торжественного марша, но в трёхдольном размере, длинной вереницей выступали танцующие, изящно приседая в конце каждого такта музыки.

Звучит полонез И. С. Баха в исполнении ученицы 3 класса Волощенко Аделины. Завершая обзор популярных в XVI–XVII веках старинных европейских танцев, мы перейдём к танцам так называемого «Нового века». В этот период из старинных галантных танцев некоторое время сохраняется лишь менуэт.

Менуэт — старинный придворный французский танец. Темп умеренный, размер ¾. Музыка полна вежливых поклонов и реверансов. Обратите внимание на иллюстрации баллов того времени. Посмотрите на костюмы мужчин и женщин, в большой степени определявшие стиль танца (у женщин — кринолины необъятно широкие, требовавшие плавных движений; у мужчин — обтянутые чулками ноги, в изящных туфлях на каблучках с красивыми подвязками — бантами у колен). Распорядитель на балах давал указания своим жезлом сделать реверанс, поменяться местами. Для передачи гибкости. Изящества, тонкости, нужно заострить внимание на исполнении штрихов (лиг, снятия рук в конце фраз, portamento, staceato).

Нежно играет нам кларнет,

Звучит менуэт Моцарта в исполнении ученицы 2 класса Дорош Екатерины.

Решительному изменению вкусов европейского городского населения способствовали события Великой французской революции 1789 года. Широкое общеевропейское распространение получает с началом XIX века вальс, возникший из плавных народных танцев. Вальс — плавный, кружащийся, как бы «полётный» парный танец довольно быстрого движения в трёхдольном размере.

«Чуткий, эмоционально гибкий ритм вальса быстро ухватил всю музыку Европы…», писал Б. Асафьев. Широкую известность получили вальсы Штрауса, Шуберта, Шопена, Чайковского, Листа.

Звучит вальс П. Чайковского из оперы «Е. Онегин» в исполнении ученицы 3 класса Разорёновой Ядвиги.

Из характерных для XIX века быстрых прыжковых танцев в двухдольном размере особенно популярны были полька и галоп. Изящные польки сочиняли: Глинка, Чайковский, Рахманинов.

Народный танец полька по созвучию многим кажется польским. Однако он принадлежит другому славянскому народу — чехам. Название его происходит от слова pülka — половина, так как танцевали его мелкими шажками. Это живой, непринуждённый танец в двухдольном размере, который танцуют парами по кругу. Полька обычно открывала деревенский бал, и, заслышав её весёлые звуки, никто не мог устоять на месте. Звучит полька М. Глинки в исполнении ученицы 4 класса Айтугановой Анелии.

Следует упомянуть и об контрдансе. Это круговой английский парный танец (или две линии танцующих пар). Темп подвижный, размер — 2/4 или 6/8.

Звучит контрданс Л. Бетховена в исполнении ученицы 2 класса Бобровой Полины.

Целое море танцевальной музыки окружает нас. И всё-таки главное в плясках — показ силы, удали, ловкости, фантазии. Оэтому они так часто превращаются в танцы — соревнования: кто кого перепляшет.

Звучит «Норвежский танец» Э. Грига в исполнении ученицы 6 класса Кузиевой Разии и «Венгерский танец» И. Брамса в исполнении ученицы 5 класса Низаметдиновой Ольги.

Эти танцы полны яркости, задора, энергии, тенмперамента.