Бальный танец по старинному

Бальный танец по старинному

Данный проект направлен на формирование интереса к познавательной деятельности, получение новых знаний о танцевальном жанре музыки, воспитание интереса к музыкально-исполнительской деятельности.

1. Воспитывать любознательность, интерес к музыкально-исполнительской деятельности.

2. Формировать познавательный интерес, расширять представления о музыкальной культуре народов мира, танцевальном жанре, обогащать словарный запас, совершенствовать музыкально-ритмические навыки.

3. Развивать психические процессы (внимание, память, мышление, речь), умение грамотно высказывать свои мысли.

Цель проекта — исследовать старинные бальные танцы.

Этапы работы над проектом:

1. Найти информацию о танцах.

2. Послушать и сравнить музыку танцев.

3. Посмотреть видео с различными бальными танцами.

3. Разучить бальные танцы (полька, вальс).

Материалы проекта можно использовать на занятиях по музыкальному воспитанию в дошкольных образовательных учреждениях, уроках музыки в средней и музыкальной школах, на занятиях хореографии.

Презентация проекта

«Старинные бальные танцы».

Дети, участвующие в проекте:

1. Танец – один из самых древних видов искусства, в котором основное средство создания художественного образа – движения и положения тела танцовщика.

2. Танцевальная музыка – музыка, предназначенная для сопровождения танцев, а также концертная музыка, созданная на основе танцев, но имеющая самостоятельное значение.

3. Когда и как появились танцы, сейчас уже трудно сказать.

У каждой эпохи были свои любимые танцы.

4. Первые бальные или светские танцы возникают в 17 веке, в эпоху средневекового Ренессанса – расцвета рыцарской культуры.

Танцевальное искусство – одно из древнейших проявлений народного творчества.

Расскажем о самых популярных.

5. Петр первый сыграл огромную роль в развитии танцевального искусства России. Он создал указ, который положил начало публичным балам в России. Проходили балы поочередно в домах придворных. Хозяин заранее вывешивал объявление на воротах. На бал могли явиться дворяне, купцы, высшие военные чины, иностранные мастера и знатные приказные с женами и детьми.

6. На балах мужчины и женщины должны были быть одеты по этикету. Женщины – в платьях с длинным шлейфом, мужчины – в кафтанах с фалдами и узких панталонах, туфли на каблуках. На голову одевали парики с завитыми буклями. На баллах все должны были принимать участие в танцах.

7. Сначала шли поклоны, затем медленные танцы-шествия (полонез, менуэт). После медленных европейских танцев начинались танцы-игры, шуточные танцы, быстрые и веселые.

8. Заканчивался бал прощальным танцем-шествием. Иногда его танцевали со свечами. Очень часто русская публика в разгар бала переходила на русские народные пляски.

9. Франция – законодательница бального танца.

В Париже в 17 веке была открыта «Академия танца», где учились танцевать и получали дипломы хореографы.

10. Менуэт– старинный французский танец, популярный в Европе в 17-18 веках. Исполнялся мелкими шагами, в умеренном темпе, плавно с поклонами и приседаниями, трехдольный размер.

11. Гавот – старинный французский танец, широко распространенный в 17-18 веках, изящный, в умеренном темпе, двухдольный размер, начинался с затактом. Часто встречается в операх и балетах.

12. Полонез – древнейший польский танец-шествие, его даже назвали «великим пешим» танцем. Полонезом – парадным шествием – открывались балы. Характер этого танца торжественный, горделивый, размер трехдольный. Танцующие двигались парами, изящно приседая. Большое распространение полонез получил в 19 веке.

13. Мазурка – польский народный танец, имеет трехдольный размер. Легкий изящный танец, с характерными пристукиваниями каблуками в пунктирных ритмических фигурах; один из самых популярных бальных танцев 19 века.

14. Вальс — трехдольный танец, плавного, кружащегося движения, темп бывает различный – от медленного до очень быстрого.

Вальс очень быстро распространился на рубеже 18-19 веков. Возник он на основе народных танцев Австрии, Чехии, Германии (на вечеринках весело кружились парами).

Когда вальс появился на балах, движения его постепенно становились более плавными, исчезали подпрыгивания и притопы, кружение становилось основным движением.

Исполняется «Вальс» П. Чайковский.

15. Полька – народный чешский танец. Танцуют этот танец парами по кругу, весело, в довольно быстром темпе. С середины 19 века стал популярным бальным танцем по всей Европе.

Исполняется «Полька» И. Штраус.

Старинная танцевальная сюита XVII века

Старинная танцевальная сюита XVI века

Бальные танцы

Когда-то давным-давно и короли, и богатые вельможи, и простые крестьяне одевались по одной и той же моде, пели одни и те же песни, танцевали одни и те же танцы. А выделя­лись аристократы только богатством и властью. Но со време­нем в богатых дворцах и поместьях появилась своя мода, воз­никли свои манеры, стали устраивать балы, на которых танце­вали свои,бальные танцы. Эти танцы значительно отлича­лись от народных, хотя все они произошли от народных и даже сохранили их названия. И менуэт, и гавот, и вальс, и мазурка, и дажепечальная, задумчивая сарабанда когда-то были народными ганцами, но звучали они по-другому и танцевали их тоже иначе.

Бальные танцы появилисьв XV веке в Италии, а не­сколько позже, в XVII веке, распространились повсей Европе. В Россиибалы и бальные танцы появились в началеXVIIIвека, во время правления Петра I.

Если народные танцы были в каждой стране свои, особые, то одни и те же бальные танцы были известны всей Европе.

Мелодии народных танцев не записывали, а передавали устно из поколения в поколение. С появлением бальных танцев появились придворные музыканты. Они делали и записывали специальные обработки народных танцев, приспособленные для аристократических балов. А чуть позже придворные му­зыканты стали сами сочинять и записывать танцевальные ме­лодии. На балах вырабатывался свойэтикет — правила поведения в определённом месте и в определённом обществе. Это понятие родственно понятиям «ритуал» и «церемония».

Бальный этикет включал в себя также и определённую последовательностьтанцев. Именно в этой последователь­ности записывались танцы в специальных нотных тетрадках.

Как правило, бальные танцы объединялись в пары, вклю­чавшие быстрый и медленный танец. В XVI веке самой рас­пространённой была пара, включавшая в себя павану и гальярду.

Павана(от слова «раvо» — «павлин») — медленный танец-шествие испанского происхождения. Этим танцем обычно открывались балы: хозяева в этом танце приветствовали гостей. Размер паваны, как правило, четырёхдольный.

Гальярда(итальянское слово «gagliardа» означает «весё­лая, бодрая») — быстрый итальянский трёхдольныйтанец с лёгкими прыжками. Этот танец требовал значительной ловко­сти, и на балах даже устраивались соревнования на лучшее исполнение гальярды.

Этим танцам, идущим друг за другом, придворные компо­зиторы стали придавать общие черты.Как правило, оба танца звучали в одной тональности.Но темп и характеростава­лись у каждого танца свои.

Благодаря общим чертам,эти два танца не просто следовали друг за другом, а превращались в двухчаст­ную танцевальную сюиту.

В старину, как и сейчас, существовала мода на отдельные танцы. И она тоже изменялась, но гораздо медленнее. Мода на павану и гальярду длилась около ста лет, но в конце концов они вышли из моды. В XVII веке были популярны уже другие танцы, но, как и прежде, они объединялись в контрастные пары: медленный и быстрый. Одна из таких новых пар состояла из умеренно медленной аллемандыи живой, подвижной куранты.Появилась и другая пара: очень медленный испан­ский танец-шествие сарабандаи стремительная жига, кото­рая произошла от лихого, грубоватого танца английских мат­росов. Эти пары танцев по традиции объединяли в сюиты.

Первым композиторoм, который придумал большую четырёхчастную сюиту из двух парновых танцев, был немецкий композитор Иоганн Якоб Фробергер.

Порядок танцев в сюитах Фробергера всегда был один и тот же: аллеманда, куранта, сарабанда и жига.

1. Аллеманда— неторопливый изящный двухдольныйтанец немецкогопроисхождения.

2. Куранта — трёхдольныйтанец, бытовавший в Италиии воФранции.Слово соurantеозначает по-русски «бегущая». Однако французская куранта —танец умеренного темпаиторжественного характера,в то время как итальянская ку­рантаподвижныйтанец. В сюитах чаще встречается ожив­лённый вариант куранты, ведь каждая пара должна включать в себя и медленный, и быстрый танец.

3. Сарабандатрёхдольный танец испанского происхож­дения. Это танец-шествие. В Испании, на родине этого танца, существовало много разновидностей сарабанды, в том числе печальные и скорбные, которые можно было услышать на испанских погребальных церемониях. Были торжественные, величествен­ные сарабанды, которые звучали на балах. Именно этот торжественный танец-шествие утвердился в других европей­ских странах. Сарабанда — самый медленный танецв сюите, обычнов минорном ладу.У сара­банды есть ритмическая особенность,выделяющая её среди других танцев: вторая долятакта часто удлиняется, «утяже­ляется» и происходит как бы смещение сильной доли с пер­вой на вторую.

4. Жига — стремительный английский танец с триольным движением. Встречаются жиги на 3/8, 6/8, 9/8, 12/8. Во всех этих размерах одна доля составляет три восьмые. Быстрое дви­жение триолей всегда придаёт музыке стремительность. Та­кой же тип ритмического движения мы найдём в самых вих­ревых и «огненных» танцах — итальянской тарантелле и гру­зинской лезгинке. В этом стремительном движении очень вы­разительно звучит полифоническая имитация (если забыли, что это такое, загляните в главу о фактуре) — голоса как бы догоняют друг друга. Жига — самый быстрый танец в сюите.

Свои сюиты Фробергер создавал для клавесина— клавиш­ного инструмента, предшественника фортепиано. Внешне он похож на маленький рояль без педалей, но часто с двумя кла­виатурами. Звук извлекался не молоточками, а пе­рышками, щипавшими струны, поэтому он слегка напоминает гитару. У клавесина не было возможностей делать crescendo и diminuendо, но одна из двух клавиатур могла звучать гром­че, а другая тише.

История бального танца (стр. 1 из 5)

Возникновение и развитие бальных танцев.

Бальный танец как историческое явление уходит своими корнями в бытовые формы народного танца. На определённом этапе расслоения общества на классы появились салонные, или бальные, танцы. В основу их легли бытовые народные танцы, которые видоизменялись под влиянием норм этикета и уклада жизни привилегированных слоёв общества.Первые танцевальные каноны и светские танцы возникли в XII в., в эпоху средневекового Ренессанса — расцвета замковой рыцарской культуры.В XIII-XIV вв. во время многочисленных театрализованных праздников выкристаллизовывались выразительные средства и будущих балетов, и будущих бальных танцев.До XVI в. бальные танцы исполнялись под музыкальное сопровождение небольшого оркестра: 4 корнета, тромбон, 2-3 виолы. Не отличаясь богатым арсеналом движений, эти танцы, относящиеся к группе бассдансов (низкие танцы), сочетали в себе пантомимные сценки и разнообразные танцевальные рисунки.К концу XVII в. во Франции, Англии и Германии начинают танцевать контрданс, несколько чинный и строго симметричный салонный танец, заимствованный из танцев английских крестьян. С течением времени, усложнялась как танцевальная лексика, так и танцевальные фигуры позы и композиции, что, соответственно, требовало все более и более длительного обучения этому умению танцевать. Множество педагогов, балетмейстеров и танцмейстеров стали выпускать разного рода пособия по обучению мастерству бального танца. В этих пособиях, со множеством рисунков, упоминались наиболее актуальные на тот период времени массовые танцы. А на вершине популярности оказались: озорной и в то же время грациозный танец экосез, польский народный танец, гавот и множество других, не уступающих этим по красоте и грации. Почти во всех странах Европы стали приветствовать эти танцы, ставшие на тот период времени очень модными.Одними из самых сложных танцев были гавот и менуэт. Гавот содержал в себе массу прыжков и заносок, а их выполнение было достаточно сложным и требовало некоторой физической подготовки.Менуэт же танцевался в достаточно быстром темпе, что тоже было не так просто!В XIX в. сохранилось большинство танцев прошлых веков, ставшие более доступными по сравнению с «утончёнными» танцами XVIII в. XIX век — время массовых бальных танцев. Все популярнее становились балы и маскарады. В них принимло участие все желающее городское население.Ведущее место в XIX в. принадлежит вальсу. Преобладание вальса на балах не было стихийно, оно возникало постепенно. Известно, что вращательные движения в танцах появились задолго до рождения специальной вальсовой музыки. Слово же «вальс» вошло в употребление уже в XVIII в. Это видно из названий танцев «вальдан», «поечен», что означает «кружиться», «скользить». К XX в. все активнее вопросами канонизации бальной хореографии занимаются в Англии. Никогда до этого не ощущалась такая смена стиля, подвижность ритмов, появление новых бальных танцев. Кроме этого появились «выходцы» из стран Северной и Латинской Америки.

Бальные танцы раньше…

Бальные танцы — танцы, предназначенные для общественных развлечения. Бальный танец исполняется парой или большим количеством участников на танцевальных вечерах или балах. Бальный танец возник в XV в. в Италии, затем распространился во Франции, которая в XVI-XVII вв. стала его законодательницей. Первоначально бальный танец не имел четко установленной формы. Преобладали так называемые «низкие танцы», часто в виде шествий, сопровождаемые пением танцующих или игрой на лютне, флейте, тамбурине, арфе, трубе. Через искусство жонглеров и труверов на балы проникали народные танцы, приспособлявшиеся исполнителями к чопорности и этикету двора. Обычно танцы объединялись попарно, например, эстампида или бас-данс с сальтарелло, павана с гальярдой, пассамеццо с гальярдой, курантой или канари.
Большой популярностью в Италии и особенно во Франции пользовались бальные танцы бранль и вольта. В XVII в. бальные танцы распространились по всей Европе. Популярными бальными танцами стали бурре, гавот, аллеманда, чакона, жига, сарабанда. Господствующее положение занял менуэт.
В XVIII в. появились новые, более свободные бальные танцы паспье, мюзет, ригодон, контрданс, экосез, лендлер. После Великой французской революции бальный танец утратил аристократически-величавый характер. Получили распространение бальные танцы лансье, лендлер, мазурка, полонез, галоп, канкан, полька, полска, котильон, чардаш.
Бальные танцы — аллеманда. Это старинный бальный танец немецкого происхождения. Как бытовой и придворный бальный танец аллеманда появилась в Англии, Франции и Нидерландах в середине XVI в. Размер двудольный, темп умеренный, мелодика плавная.
Бальные танцы — англез . Это общее название различных народных танцев английского происхождения в Европе (XVII-XIX вв.). По музыке близок к экосезу, по форме — ригодону.
Бальные танцы — бас-данс. Это придворный бальный танец второй половины XV — начала XVI вв. Был известен во Франции, Нидерландах и Италии.
Происхождение названия не вполне ясно. Размер обычно четырехдольный, темп медленный или умеренный. Непосредственно за бас-дансом нередко следовал быстрый танец в трехдольном размере (гальярда, сальтарелло и другие).
Бальные танцы — бостон . Вальс бостон — американский салонный танец лирического, часто сентиментального характера. Разновидность медленного вальса. Музыкальный размер 3/4. Возник в конце XIX в., был популярен в Америке и Европе в 1920-х гг. Для бостона характерна пауза на третьей доле аккомпанемента. Мелодическое начало бостона преобладает над ритмическим, темп то ускоряется, то замедляется.
Бальные танцы — бранль. Это старинный французский танец, вначале народный, позже бальный танец. Был распространен во многих европейских странах под различными названиями (бран, брандо, браул). В XVI-XVII вв. возникли многочисленные разновидности бранля, отличавшиеся по хореграфии, структуре, метру, ритму, темпу, в том числе «двойной бранль», «простой бранль», «веселый бранль». К началу XVIII в. бранль исчез из танцевальной и музыкальной практики бального танца.
Бальные танцы — бурре. Это старинный французский народный танец. Возник около середины XVI в. В различных районах Франции бытовали бурре двудольного и трехдольного размеров с острым, часто синкопированным ритмом. С XVII в. бурре — придворный танец с характерным четным размером, быстрым темпом, четким ритмом, затактом в одну тактовую долю. В первой половине XVIII в. бурре — один из популярных европейских бальных танцев.
Бальные танцы — вальс. Это парный танец, основанный на плавном кружении в сочетании с поступательным движением, один из самых распространённых бытовых музыкальных жанров. Музыкальный размер обычно 3/4, темп умеренно быстрый. В 70-х гг. XVIII в. словом «вальс» называли крестьянский танец некоторых областей Южной Германии и Австрии (лендлер), который с начала XIX в. стал популярен во всех слоях общества этих стран. Особенно интенсивно развивался в Вене сначала в творчестве Штрауса-отца, а позднее его сыновей Йозефа и особенно Иоганна, прозванного «королем вальсов». Были также распространены различные варианты французского вальса, состоявшего из трех частей различного темпа и в размере не только 3/4, но и 3/8, 6/8. Новый вид вальса — вальс-бостон, пришедший в Европу в 1920-х гг. из Северной Америки (называвшийся также «английским вальсом», «медленным вальсом»). Характерные черты вальса — лиризм, изящество, пластичность в сочетании с ритмической формулой — позволяют говорить о вальсовости как о жанровом признаке.
Бальные танцы — вольта . Это старинный парный танец, разновидность гальярды. Возник, по-видимому, в Италии, наибольшее распространение получил в Провансе. Темп быстрый, размер трехдольный. Во второй половине XVI-начале XVII вв. был популярен в придворном быту многих европейских стран, особенно во Франции и Англии, позднее вышел из употребления.
Бальные танцы -гавот. Это старинный французский народный танец. Музыкальный размер 4/4 или 2/2, темп умеренный. В XVI в. термином «гавот» обозначали последование нескольких двойных бранлей, а также заключительную часть некоторых сюит бранлей. В XVII в. гавот стал придворным танцем, приобрел грациозный и жеманный характер, около 1830 г. вышел из употребления (сохраняется в провинции, особенно в Бретани). Типичная форма гавота XVIII в. — трехчастная da саро, иногда средней частью гавота является мюзет.
Бальные танцы — галоп. Это бальный танец XIX в. Исполняется в стремительном скачкообразном движении. Музыкальный размер 2/4. Характерны четко очерченная мелодия, сложная трехчастная форма с одним, иногда двумя трио и со вступлением из нескольких тактов одного аккомпанемента (иногда и перед трио). Возник галоп, по-видимому, в Германии, в 1820-х гг. появился во Франции, затем как бальный танец распространился по всей Европе.
Бальные танцы — гальярда. Это старинный парный, реже сольный танец. Возможно, происходит из Северной Италии. Был распространен в Европе с конца XV в. по XVII в. Нередко ошибочно отождествлялся с романеской. Для гальярды XVI в. характерны трехдольный метр, умеренно быстрый темп, аккордовый склад, пунктирный и синкопированный ритм. Гальярда часто исполнялась после паваны. Последование этих контрастирующих танцев являлось наиболее распространенным видом сюиты. С середины XVI в. гальярда известна в как самостоятельный танец, была особенно популярна в Англии и Италии.
Бальные танцы — жига. Это быстрый старинный народный танец кельтского происхождения, сохранившийся в Ирландии. Первоначально жига была парным танцем. В XVII в. танец стал популярным в странах Западной Европы.
Бальные танцы — кадриль. Танец, распространенный у многих европейских народов. Строится из расчета четырех пар, расположенных квадратом. Музыкальный размер, как правило, 2/4, состоит из 5-6 фигур, каждая имеет свое название и сопровождается особой музыкой. С конца XVII до конца XIX вв. кадриль была одним из самых популярных салонных бальных танцев. В народном быту существует под разными названиями — «русская», «украинская», «белорусская» , «литовская», «латышская», «эстонская кадриль». Самобытна «русская кадриль» с ее многочисленными местными вариантами: «московская», «калининская», «волжская», «уральская», старинные кадрили Ярославской области. Разновидность кадрили — народные танцы «шестера», «восьмера», «четвера» (Урал и северные области России).
Бальные танцы — канари. Это бальный и сценический танец. Пользовался популярностью во Франции и Италии в XVI-XVII вв. По-видимому, происходит от народного танца Канарских островов, проникшего во Францию через Испанию. Темп быстрый, музыкальный размер 3/8, 6/8 или 3/4. Состоит из двух повторяющихся периодов по 8 тактов. В XVII в. вошел в профессиональную музыку, сблизившись с жигой.
Бальные танцы — канкан (франц. cancan, от canard — «утка») — французский танец алжирского происхождения, род контрданса (называемый также парижской кадрилью). Возник в Париже в 1930-х гг. Размер 2/4. Темп энергичный, подвижный. Характерные па: выбрасывание ноги, высокие прыжки. Широко использовался во французской классической оперетте.
Бальные танцы — контрданс (франц. contredanse, от англ. country dance, буквально — «деревенский танец») — старинный английский танец. Впервые упоминается в литературе в 1579. Возможно участие в контрдансе любого количества пар, образующих круг (round) или две противоположные линии (longways) танцующих. Музыкальные размеры 2/4 и 6/8. В XVII в. контрданс появился в Нидерландах и Франции, получив наибольшее распространение в середине этого века, оттеснив менуэт. Общедоступность, живость и универсальность (в противоположность придворным танцам) сделали его в XVIII-XIX вв. популярным в Европе (в том числе и в России). Возникли многочисленные разновидности контрданса: кадриль, гросфатер, экосез, англез, тампет, лансье, котильон, предур и другие. К середине XIX в. котильон утрачивает популярность, нo сохраняется в народном быту (Англия, Шотландия). Возрождается в XX в.
Бальные танцы — котильон. Это бальный танец французского происхождения, близок контрдансу. Известен с XVIII в., получил распространение в России. Музыкальной основой служили популярные танцы (вальс, мазурка, полька). Исполнялся всеми участниками в конце бала.
Бальные танцы — куранта. Это придворный танец итальянского происхождения. Получил распространение на рубеже XVI-XVII вв. Первоначально имел музыкальный размер 2/4, ритм пунктирный. Позднее появились два вида куранты: французская и итальянская (corrente). Отличительными чертами французского вида куранты являются умеренный темп, размер 3/2 или 6/4, частая смена ритмических группировок, характер торжественный, плавный, итальянского вида — быстрый темп, постоянный музыкальный размер 3/4 или 3/8. В профессиональной музыке сохранялась до первой половине XVIII в.