Бальный танец с приседанием

Бальный танец с приседанием

Исторические танцы — общее название для танцевальных композиций прошлых эпох, которые с успехом исполняются и в настоящее время.

Историко-бытовые танцы в полной мере отражают исторические особенности той местности, в которой они возникали. Это связано с культурой породивших их народов: музыке, одежде танцующих, религиозными обрядами, играми и трудовыми процессами.

Влияние бытового танца на современную сценическую хореографию огромно. Всестороннее исследование этого вопроса поможет более глубоко разобраться в стилевых особенностях спектаклей различных эпох, даст возможность более конкретно говорить о происхождении лексики сценического танца.

Историко-бытовая хореография не останавливается в своем развитии. Она не может ограничиваться только танцами прошлых веков. Обычные люди хотят иметь свои танцы, увлекательные и красивые, отражающие новые эстетические нормы, доставляющие удовольствие и воспитывающие вкус. Нельзя создавать новые танцы, не познакомившись с вековым опытом, с художественными принципами бытовой хореографии.

Трудно назвать бытовые танцы XVI—XVII веков, которые не появлялись бы на сценических подмостках. Некоторые из них на многие десятилетия удерживались в профессиональном театре. Модный в XVI веке пасспье до 30-х годов XVIII столетия исполнялся артистками балета. Одна из крупнейших французских балерин Франсуаза Прево прославилась исполнением именно пасспье. Ряд танцев, навсегда исчезнув из салонов, обретал новую жизнь в балетном театре: сарабанда, шакон, павана, романеска и др.

Развитие бытовой и сценической хореографии в значительной мере связано с музыкой. При создании балетных партитур композиторы Люлли и Рамо, Иомелли и Глюк нередко использовали ритмы и мелодии бытовых танцев.

В историко-бытовой, как и в классической, хореографии пользуются французской терминологией. Французские термины в танцевальном искусстве утвердились давно. Уже в эпоху Возрождения Франция была страной с очень развитой танцевальной культурой. Она с необыкновенной быстротой опередила Италию, где в свое время были созданы первые ученые трактаты, посвященные танцу, откуда вышли первые знаменитые учителя танцев.

Народные танцы, попадая в аристократическое общество, нередко получали иные названия. По-другому именовались отдельные фигуры, движения, видоизмененные согласно придворному этикету. Иногда танец называли по одному из его движений. Менуэт получил свое название от маленьких шагов (pas menus) грациозной сельской пляски местечка Пуату.

Во второй половине XVII века сценический танец уже оперировал множеством канонических поз и движений, в своей первоначальной форме заимствованных из народного или бытового танца.

В историческом танце balance — не только покачивание из стороны в сторону. В учебнике И. Кускова под balance подразумевается реверанс, который в соединении с pas grave получил название balance menuet; в танце вольта одна из восмитактовых фигур именуется balance. В некоторых бытовых танцах XVIII столетия приходится встречаться с огромным количеством названий, прочно вошедших в азбуку классического танца.

Самое распространенное движение — balance — делается менее выворотно, чем в классическом танце; в арабеске отведенная от корпуса нога полусогнута в колене и только слегка приподнята, прыжки значительно ниже, заноски не глубокие. Большинство этих движений исполняется на низких полупальцах. Подъем вытянут не полностью, движения менее техничны. Этому немало способствует обувь на каблуке и плотной подошве.

Слово «тур» было известно еще во времена променадных маар-шеобравных танцев, где оно обозначало обычный ход по залу. В дальнейшем, по мере развития и усложнения техники, этот термин объединял движения, различные по структуре и динамике. В XIX веке, когда вращение в паре стало обязательным, появились «тур за руки» (tour de mains), «тур на месте» (tour sur place). Они стали типичными для кадрили, французской кадрили, экосеза, бальной мазурки. В то же время применительно к вальсу «тур» обозначает движение пар по кругу.

Народные танцы, давшие жизнь всем формам хореографического искусства, жили в изустной передаче из поколения в поколение. Тенденция освещать исключительно танцы своей эпохи начинается с Антониуса де Арена, который «дает список шестидесяти бассдансов, излюбленных в его время, и сообщает указания, как их разучивать и танцевать» (Лисициан С. Запись движения (кинетография). М., 1840, с. 16.).

Интерес русского общества к танцу, интенсивное развитие отечественного балета на рубеже XVIII—XIX веков, устойчивость педагогической системы в хореографических школах, популярность балов, приемов, вечеров выдвинули многих танцевальных учителей, большинство из которых, как и педагоги более поздней эпохи, запечатлели свой опыт в учебниках, пособиях и самоучителях. Особый интерес представляют труды Л. Петровского, А. Максина, А. Чистякова, Н. Гавликовского, А. Цорна.

Классификация и периодизация бальных танцев очень затруднены. Дело в том, что многие из них, будучи принадлежностью какой-либо одной народности или страны, распространялись по всей Европе и быстро становились модными. Так было с менуэтом, гавотом, полонезом, контрдансом, вальсом, полькой, мазуркой. Правда, в каждой стране их стремились приспособить к местным вкусам и привычкам. Особенности танцевальной культуры, характер и темперамент народа накладывали свой отпечаток на исполнение.

В России, например, церемониальные танцы XVIII века исполнялись более оживленно, чем в других странах, чопорный и степенный гросфатер нередко превращался в танец-игру, в менуэте не соблюдалось строгого чинопочитания, какое имело место во Франции. Даже вальс в различных странах получал разную интерпретацию.

Не раз предпринимались попытки систематизировать историко-бытовой танец. Но подавляющее большинство авторов игнорировали его народное происхождение и национальное своеобразие. Основное внимание уделялось его внешней структуре и ритмическим особенностям. На протяжении всей истории хореографии существуют танцы простого народа и танцы аристократического общества; последние ни в коем случае не могут полностью характеризовать танцевальную культуру страны.

Аристократическое общество воспринимало у народа не только отдельные танцевальные движения, но чаще всего сложившиеся хореографические формы. С ними и знакомились последующие поколения, так как именно эти, а не подлинные народные танцы были зафиксированы в пособиях, схемах, на рисунках и картинах.

Бальный танец с приседанием

Правила описания танцев

Основными качествами описаний бальных танцев являются точность передачи положения и движений, а также легкость и доступность прочтения. Это может быть достигнуто: а) при четком определении направлений исполнителей относительно ориентиров площадки, относительно друг друга и положения отдельных частей тела в неподвижном состоянии и в движении; б) при наличии единообразной и логически последовательной классификации положений и движений; в) при точных ориентирах в композиционном построении и в музыкальном сопровождении танца.

Условные буквенные обозначения позволяют сократить запись и облегчить прочтение танца. Перед изложением правил описания танцев предлагается условная классификация направлений, положений и движений, выработанных на основе практики бальной и общей хореографии.

Направления на площадке. Бальные танцы независимо от формы площадки исполняются по окружности, которую принято называть линией танца — Л.T. Направление против хода часовой стрелки соответствует направлению по Л.Т., по ходу часовой стрелки — против Л.Т. Условное обозначение центра окружности — Ц.

Это основные ориентиры, относительно которых будут определяться на-правления исполнителей лицом или спиной — по Л.Т., против Л.Т., к Ц, от Ц (рис. 1а).

Часто в бальных танцах используются диагональные направления, которые требуют от исполнителей особого внимания и четкой ориентации в пространстве. В данном пособии диагональные направления определяются четырьмя диагоналями:

первая диагональ — 1д;

вторая диагональ — 2д;

третья диагональ 3д;

четвертая диагональ — 4д (рис. 1б).

Указанные направления определяют движения исполнителей, а также их исходные и конечные положения в танце — И. П. и К. П.

Положения в паре. После определения положения исполнителей относительно ориентиров площадки указывается положение партнера и партнерши (К и Д) относительно друг друга (В практике партнеров называют «кавалер» и «дама», «юноша» и «девушка», «мужчина» и «женщина». В данном пособии употребляются определения «партнер» и «партнерша», но для удобства прочтения записи танцев сохранится наиболее распространенное буквенное сокращение К и Д).

В бальном танце основные положения в паре зависят от группы, к которой относится танец, и могут быть бесконечно разнообразными, но для удобства выделяются чаще встречающиеся:

лицом друг к другу — закрытое положение (рис. 2а); спиной друг к другу — противоположное положение (рис. 2б); рядом друг с другом. Лицом в одном направлении — открытое положение. Д — справа от К (рис. 2в), Д — слева от К (рис. 2г);

лицом в про =тивоположных направлениях — боковое положение. Правыми плечами (рис. 2д), левыми плечами (рис. 2е);

друг за другом — теневое положение. Д — впереди К (рис. 2ж); Д — позади К (рис. 2з).

Указанные положения могут быть смещенными, при этом фиксируется смещение Д относительно К, оно может быть вправо, влево, вперед и назад от К.

В бальном танце фронтальные линии плеч партнеров чаще бывают парал-лельными относительно друг друга. Но в некоторых положениях эти линии могут пересекаться под углом. Для того чтобы не указывать угол в градусах, при описаниях будут употребляться следующие определения:

полуоткрытое положение — угол равен 90° (рис. 2и), Д может находиться справа от К или слева;

положение променада — угол 45° (рис. 2к), Д находится справа. Если Д находится слева от К, положение определяется как контрпроменадное (рис. 2л).

В положениях променада и контрпроменада трудно определить раздельно направления К и Д относительно площадки, тем более что степень поворота Д из закрытого положения больше, чем у К. Поэтому в описаниях в данном случае указывается общее направление движения.

Если танец постоянно исполняется в каком-либо одном положении в паре, то оно указывается только вначале.

Положение частей тела. При описании движения указания относительно по-ложения частей тела даются в следующем порядке:

ноги — правая и левая — П. Н. и Л. Н.;

руки — правая и левая — П. Р. и Л. Р.;

корпус и голова.

Направления движений ног, рук, корпуса, головы, частей тела определяются относительно исполнителей: вперед, назад, вправо; влево, вниз, вверх, впереди, позади, справа, слева, внизу, наверху.

Диагональные направления определяются как смежные: вперед-вправо, назад-влево и т. д.

Позиции ног. Позиции ног в хореографии определяются положением ступней относительно друг друга. В бальном танце используется пять позиций:

Первая позиция — 1п — ступни ног разведены носками в стороны, пятки рядом (рис. 3а).

Вторая позиция — 2п — ноги на расстоянии ступни друг от друга (рис. 3б).

Третья позиция — 3п — ступня одной ноги впереди другой (на половине ступни), носки разведены в стороны (рис. 3в, г).

Четвертая позиция — 4п — одна нога впереди другой на расстоянии друг от друга (рис. Зд).

Шестая позиция (В хореографической литературе эта позиция встречается также под названием «первая прямая» и «первая параллельная») — 6п — ступни ног рядом, носками вперед (рис. 3ж).

Пятая позиция не используется, как и выворотное положение первых четырех позиций.

Позиции в бальном танце могут быть полувыворотными, а 2п, 4п — неры воротным и. Завернутые позиции используются редко — при исполнении таких движений, как, например, ключ, гармошка, шаг чарлстона (рис. 3з).

При исполнении некоторых шагов встречается скрещенная 6п (рис. 3и, к).

В 3п, 4п, скрещенной 6п впереди может находиться как П.Н. (рис. 3в, д, и), так и Л.H. (рис. 3г, е, к), что дополнительно указывается в скобках.

Если расположение ступней в позиции неточное, то она определяется как условная и предварительно описывается.

Тяжесть тела в позициях распределяется равномерно на обе ноги либо может быть перенесена на правую или на левую ногу.

Ступни ног касаются пола всей плоскостью или находятся на полупальцах, на каблуках.

Позиция ног указывается в И.П., так как она определяет характер исполнения шагов: при 1п или 3п они исполняются полувыворотно, при 6п — невыворотно. Если в ходе танца позиции меняются (что бывает редко), то это дополнительно указывается.

Положения и движения ног. От характера нагрузки, которую несет нога, она определяется как опорная или свободная.

В зависимости от степени сгибания колен определяется степень приседания и возможны следующие положения: колени выпрямлены (рис. 4а); при ослаблении мышц бедра колени расслаблены; небольшое сгибание колена — небольшое приседание (рис. 4б); значительное сгибание колена без подъема каблука — полуприседание (Полное приседание в бальном танце не встречается, но может быть использовано в тренаже (рис. 4г). При описании танцев вместо термина «полуприседание» в целях удобства используется термин «приседание) (рис. 4в).

В зависимости от распределения тяжести тела на подушечке или на всей ступне различаются следующие положения:

низкие полупальцы (рис. 4д); высокие полупальцы (рис. 4е).

В некоторых случаях используется перенос тяжести тела на каблук (рис. 4ж).

Приседание и подъем на полупальцы в танце могут сочетаться (рис. 4з).

Движения свободной ноги более разнообразны, чем опорной. В описаниях указываются отведение, приведение, подъем и опускание, сгибание и выпрямление, а также круговое движение свободной ногой.

Отведение и подъем ноги исполняются в следующих направлениях: вперед (рис. 5а); назад (рис. 5б); в сторону: вправо (рис. 5в); влево (рис. 5г); накрест опорной ноги: вперед (рис. 5д) и назад (рис. 5е). При отведении ступня ноги может находиться на полу на носке (рис. 5ж) или на каблуке (рис. 5з).

Полное приседание в бальном танце не встречается, но может быть использовано в тренаже (рис. 4г). При описании танцев вместо термина «полуприседание» в целях удобства используется термин «приседание».

Движение ноги возможно по кругу (круговое движение). При этом носок ноги может скользить по полу или проводиться по воздуху.

Подъем может быть небольшим — приблизительно на 30-45° (рис. 5и).

Более высокий подъем встречается в тренировочных упражнениях (рис. 5к). При подъеме ноги ступня может быть выпрямлена, свободна (мышцы не напряжены) или «сокращена» (каблучное положение).

При подъеме ноги колено может быть выпрямлено (рис. 5и, к) и присогнуто (рис. 5л, н).

В описаниях при сгибании свободной ноги уточняется местонахождение ступни относительно опорной ноги: у щиколотки — в выворотном положении впереди (рис. 6а) или позади опорной ноги (рис. 6б), — а также сбоку: справа или слева в невыворотном (рис. 6в) или завернутом (рис. 6г) положении.

Перемена направления движения через 1п или 6п определяется как проведение и обозначается словом «провести».

Позиции рук. В танце руки партнеров могут быть соединены (замкнутое положение) или свободны (свободное положение). В хореографии выделены позиции, которые определяются направлением рук относительно корпуса.

Исходная позиция — руки находятся внизу.

Исходная позиция включает в себя подготовительное положение рук, принятое в классическом танце (рис. 7а), и часто встречающееся в ряде бальных танцев подготовительное положение (рис. 7б).

Первая позиция — 1п — руки находятся впереди (рис. 7в).

Вторая позиция — 2п — руки в стороне (рис. 7г).

Третья позиция — 3п — руки находятся наверху (рис. 7д).

Руки в позициях могут быть округлены, как показано на рис. 7а, в, д, и выпрямлены. В зависимости от направления ладоней определяется дополнительно: открытое положение — ладони обращены вверх (рис. 7е), закрытое — ладони обращены вниз; такое положение встречается в подготовительной позиции, 1п, 2п, 3п (рис. 76, ж, з, и).

В бальных танцах встречаются также следующие положения рук: на талии (рис. 7к), на бедре (рис. 7л), скрещенное положение (рис. 7м).

В паре партнеры соединяют руки в одной из указанных позиций (рис. 8а, б, в). Руки могут находиться и на корпусе партнера. В этом случае для К характерны положения рук на талии: или на спине Д; для Д — на плече или на лопатке К (рис. 8г, д, е).

Распространенной в бальном танце является замкнутая позиция (рис. 8д, е, ж, з) — в закрытом положении; (рис. 8и, к) — в открытом положении. Указанные положения рук могут частично видоизменяться в зависимости от стиля танца. В этих случаях будут даны дополнительные пояснения.

При разучивании движения в паре партнеры соединяют руки в учебном положении: Л.P. (К) и П.Р. (Д), П.Р. (К) и Л.P. (Д) соединяются, локти согнуты, кисти находятся на уровне головы (рис. 8л).

Определение позиций соединенных рук условно. В случаях, когда позиции определить трудно, в описаниях даются дополнительные пояснения.

Движения рук. При описании перевода рук из одной позиции в другую или из одного положения в другое употребляется термин «перевести». Если руки проходят через промежуточную позицию или промежуточное положение, то употребляется термин «провести». Чтобы подчеркнуть характер движений рук, в некоторых случаях употребляются термины, уточняющие движение: «приподнять», «поднять», «опустить», «раскрыть», «закрыть» и т. п.

Распространенным движением в современном бальном танце являются хлопки в ладоши. При описании указываются направления движения и положение рук относительно исполнителя.

Положения, движения корпуса и головы. В танце используются наклоны и повороты корпуса и головы. В зависимости от степени движения определяется небольшой наклон (рис. 9а), наклон (рис. 9б).

Повороты исполняются вправо и влево. Степень поворота определяется от И.П.: небольшой поворот — 45° (рис. 9в), поворот — 90° (рис. 9г).

Шаги, переходы, приставки, притопы. Шаги исполняются с продвижением во всех направлениях или на месте, при этом позиция не меняется.

Круговой шаг исполняется с круговым движением ноги.

Беговой шаг исполняется с легким прыжком с одной ноги на другую.

Переходы. В переходах, как и в шагах, тяжесть тела переносится с одной ноги на другую, но без изменения положения ноги. Повторенный переход называется покачиванием (баланс).

Приставки — приведение свободной ноги в 1п, 3п, 6п. Движение исполняется как без переноса тяжести тела на приставляемую ногу, так и с переносом. В последнем случае движение будет определяться как шаг-приставка.

Притопы. Могут исполняться всей ступней, полупальцами, каблуком.

Удар по полу. Исполняется без переноса тяжести тела.

Шаги, приставки, переходы, притопы в зависимости от степени переноса тяжести тела с одной ноги на другую могут быть с полным переходом и с неполным переходом (тяжесть тела после перехода равномерно распределяется на обе ноги).

Все эти движения на месте и в направлении вперед могут исполняться с носка, с подушечки или с каблука на всю ступню, а также на полупальцы или на каблук. В сторону могут исполняться: с подушечки, через внутреннее ребро по-душечки или всей ступни, сразу на всю ступню или на полупальцы. Назад — с носка, с подушечки на всю ступню или на полупальцы.

Шаги в паре партнеры могут исполнять одноименными или разноименными ногами.

Направления шагов зависят от положения в паре. В закрытом положении при замкнутой позиции рук, если К исполняет шаги вперед или влево, то Д — назад или вправо, и наоборот, обычно разноименными ногами. Шаги могут исполняться в одну линию (рис. 10а), образовывать параллельные линии (рис. 10б).

В описаниях будет встречаться термин «внешний шаг»; этот шаг исполняется вперед несколько накрест опорной ноги (рис. 10в).

В смещенном закрытом положении, как и в боковом, партнеры могут обхо-дить друг друга по небольшому кругу, центр которого находится как бы между ними. В этих случаях направление против хода часовой стрелки будет указываться как направление по Л.T. (рис. 11а), а по ходу часовой стрелки — против Л.T. (рис. 11б). В положении променада и контрпроменада шаги исполняются в одном направлении разноименными ногами и чаще вперед.

Прыжки. В бальном танце встречаются только небольшие прыжки. Перед прыжком и после него исполняется приседание, которое в описаниях указываться не будет. Прыжок на одной ноге определяется как подскок и исполняется после шага.

Повороты. Повороты в бальном танце выполняются перед шагом, во время его исполнения или после шага. В первом случае вначале указывается поворот, затем шаг. Во втором — шаг с поворотом, а в последнем — шаг фиксируется вначале. Повороты исполняются вправо или влево от исполнителя. Степень поворота определяется в градусах: полному повороту соответствуют 360°, полуповороту — 180°, четверть поворота равна 90°, небольшой поворот — 45°. Степень поворота опускается, если точно определены И.П. и К.П. Кроме того, указываются нога, на которой исполняется поворот, и положение ступни (на полупальцах или на каблуках). Повороты тела без изменения положения опорной ступни определяются как разворот.

Сочетания движений. Наиболее распространенным сочетанием шагов в бальной хореографии является ход, который представляет собой группу шагов, объединенных определенным ритмическим рисунком. Для каждого бального танца характерен свой основной ход.

Соединение — это сочетание нескольких движений, которое может быть исполнено на любое небольшое количество тактов. Соединение может совпадать или не совпадать с музыкальной фразой (последнее характерно для импровизационных танцев).

Фигура представляет собой законченное соединение движений, занимает определенное количество тактов и соответствует определенному музыкальному периоду. Этот термин будет употребляться в танцах с установленной последовательностью движений.

Композиция — законченное соединение движений для импровиза-ционных танцев. Количество тактов в композиции может быть различным: 8, 16, 24 и 32. Термин «композиция» имеет и более широкое значение. Так, танцы с установленной последовательностью движений классифицируются как танцы определенной композиции, импровизационные — свободной композиции.

Все простейшие движения, например шаг, рассчитаны на какое-то количество долей такта, и в зависимости от длительности они исполняются в темпе «медленно» — М или в темпе «быстро» — Б. Длительность этих темпов определяется для каждого танца, но всегда темп Б вдвое короче темпа М. Например, если темп М равен 2 /4 такта, то темп Б соответствует 2 /4 такта. Если темп М равен 2 /4 такта, то темп Б — 1 /8 такта. Так как в течение одного танца соотношение М и Б остается неизменным, то вместо счета в практике можно употреблять обозначение темпа.

В описаниях темп (М, Б) дается после указания такта или счета.

Музыкальное сопровождение. Движения, фигуры танца рассчитаны на опре-деленное количество тактов, что указывается в тексте. Музыкальный размер (М/Р) определяет количество долей в одном такте. В бальной хореографии в основном используется музыка с М/Р: 2 /4, 3 /4, 4 /4.

Музыкальному размеру 2 /4 соответствует счет «раз»-«два», а при более дробном делении движений — «раз»-«и»-«два»-«и».

При М/Р — 3 /4 следует считать «раз»-«два»-«три» или раз»-«и»-«два»- «и»-«три»-«и».

При М/Р — 4 /4 счет ведется следующим образом: «раз»-«два»-«три»-«че- гыре» или «раз»-«и»-«два»-«и»-«три»-«и»-«четыре»-«и».

Каждая первая доля такта в танце, как и в музыке, подчеркивается. Если в движении акцентируется вторая доля или оно начинается с этой доли, то движение является синкопированным.

Танец должен передавать настроение, характер музыки, поэтому в описаниях указывается характер исполнения.

Общий темп всего танца определяется темпом музыкального сопровождения, который обозначается как «медленный», «умеренно быстрый», «быстрый».

При описании танцев указывается М/Р, количество тактов, дается раскладка движений по долям такта.

Бальный танец с приседанием

Отечественная программа — это огромный пласт танцев, созданных в XIX — XX веках российскими и советскими хореографами. К ним примыкают танцы прошлых веков, исторически исполняемые на светских балах. Некоторые из них имеют по несколько вариантов. Некоторые исполняются со сменой партнеров. Для подавляющего большинства была написана оригинальная музыка.

Вообще, бальные танцы — это своего рода танцевальная грамотность и каллиграфия. В настоящее время они вобрали в себя огромное число различных видов хореографии, от народного до современного танца. Культура балов снова востребована, а словосочетание «бальные танцы» подразумевает не только спортивные бальные танцы, но приобретает свое первоначальное значение. Вот некоторые из отечественных бальных танцев, исполняемых на современных балах.

Вальс – гавот

Венгерский бальный танец

Мазурка

Мазурка — (от польск. mazurek — название жителей Мазовии) — стремительный и зажигательный бальный танец. С мазуркой связаны многочисленные описания балов в русской литературе. Недаром А. С. Пушкин писал в «Евгении Онегине»:

Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно;
Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умен и очень мил.

А М. Ю. Лермонтов даже имел приз за мазурку, которую мастерски исполнял на балах.

Истоки мазурки — в народном польском танце мазуру, появившемся еще в XVI в., замечательном по красоте и разнообразию движений. В Европе мазурка становится известной к началу XIX в. (танцмейстеры придали народному танцу салонный характер) и наибольшее распространение получает в России. Нигде (кроме Польши) с таким блеском и мастерством не танцевали мазурку, как в России. Особенно выделялись московская и петербургская мазурки. Ее изучение требовало гораздо больше времени, терпения и искусства, чем изучение других танцев.

Все в мазурке создавало образ блистательного кавалериста: и особая выправка, и пружинистый шаг, и галантность учтивого кавалера. От кавалера зависело успешное исполнение танца. Он выбирал фигуры и менял темп. Мазурка — танец лихих наездников и их нежных дам. Элементами мужской партии были сильные удары каблуком (пришпоривание коня), резкие взмахи рукой над головой (натягивание поводьев), «хромой шаг» (напоминание о ранениях), а у дам — легкий бег на полупальцах и вообще демонстрация слабости и хрупкости. Дама должна была легко лететь по залу, схватывать движения и переходы, предлагаемые партнером. Во время танца мужчины опускались на одно колено перед дамой, словно желая помочь ей сойти с коня. Кавалеры красовались перед своими дамами, в свою очередь восхищаясь ими .

Па-де-грас

Падеграс — (от франц. pas de grase), парный бальный танец со спокойными, изящными движениями, муз. размер 4/4. Как и па-де-труа, был сочинен в России в конце XIX в. русскими балетмейстерами Е. М. Ивановым и А. П. Бычковым. А «иностранные» названия объясняются тем, что в XIX веке французская терминология в танцевальной культуре была столь же традиционной и общепринятой, как латынь в медицине и итальянский язык в музыке. Для танца характерны небольшие шаги, приседания и фиксированные позы. Часто исполняется на музыку В.А.Моцарта. Существует вариант со сменой партнеров.

Па-де-патинер

Па-де-патинер — (от франц. patineur — танец конькобежцев), парный бальный танец установленной композиции, умеренно быстрого темпа, муз. размер 2/4. Легкие, скользящие шаги и позы танца имитируют движения конькобежцев. Часто на балах его так и объявляют — танец конькобежцев. Танцуется, как правило, со сменой партнеров.

Па-де-спань

Па-де-спань — (от франц. pas d`Espagne), парный бальный танец установленной композиции, умеренно быстрого темпа, муз. размер 3/4. В течение нескольких десятилетий созданный в 1898 г. артистом Большого театра, русским хореографом А. А. Царманом, па-де-спань был одним из самых любимых российских танцев. Построен на простых элементах испанского танца. Ныне известно по крайней мере три варианта композиции танца.

Полонез

«Полонез» («polonaise») по-французски означает «польский». Это польский торжественный танец-шествие, произошел от народных массовых танцев – прогулок. Музыкальный размер 3/4. Получил известность еще в XVI в., как церемониальный придворный танец. В те времена его скорее «представляли», чем танцевали. Придворные дамы при представлении королю образовывали процессию, которую сопровождала величественная музыка; такая процессия вошла в традицию и стала открывать все государственные церемонии, а само шествие переросло в танец. В России его называли «ходячий разговор», т. к. во время танца исполнители могли вести беседу. В отличие от большинства салонных танцев 1-й половины XVIII в. полонез не сдал своих позиций в последующие эпохи и прочно занял место первого, «императорского» танца на всех балах. За полонезом прочно закрепился эпитет «блестящий».

Этим танцем открывался всякий бал. Как правило хозяин дома — кавалер первой пары- (с самой почетной дамой) был ведущим и должен был отличаться исключительной отточенностью движений. Первая пара задавала движения, которое повторялось всей колонной. Начавшись во дворце, танец продолжался «тысячью прихотливых извивов» через все апартаменты, в саду или в отдаленных гостиных, где движения становились более раскованными. Полонез «вовсе не был бессмысленной прогулкой, все общество наслаждалось своим лицезрением, видя себя таким прекрасным, знатным, пышным, учтивым. Танец был постоянной выставкой блеска, славы, значения». (Ф.Лист)

Полька

Старинный чешский танец, а не польский, как кажется из названия и часто принято считать. Музыкальный размер 2/4. Слово «полька» происходит от слова «pulka», что по-чешски означает «половина». И действительно, основное движение этого жизнерадостного танца состоит из двух полушагов, соединенных приставкой.

Русский бальный танец
Парный бальный танец советской программы, построен на элементах русских народных танцев, определенной композиции: в еличавое хороводной шествие сменяется зажигательной пляской. Т.о. танец состоит из 2-х частей — медленной и быстрой (по 16 тактов), муз. размер соответственно 4/4 и 2/4.

Русский лирический

Парный бальный танец советской программы, муз. размер 2/4, темп 32-34 т/мин, определенной композиции на 16 тактов. В основе танца лежит обычный «русский шаг» с паузой и характерным движением рук, а сам танец прост и приятен.

Сударушка

Парный бальный танец советской программы, построенный на русских народных движениях, созданных на Урале; определенной композиции на 24 такта, муз. размер 2/4. Основан на тройном ходе с ударом.


Фигурный вальс

Бальный танец конца XIX в. Музыкальный размер 3/4, темп умеренно быстрый. Часто исполняется под музыку венского вальса. По праву относится к танцам бальной классики. Изучая его, исполнители проходят необходимую «школу» пластики, приобретают хорошую осанку, мягкость, легкость вращения, красивые движения рук. Требует четкого соблюдения хореографических позиций. В настоящее время видоизменен и очень популярен на танцевальных вечерах и балах. «Фигурный» — это вальс, в композицию которого помимо основных движений — дорожки и вращения — входят различные элегантные элементы и па. Танец состоит из 4-х фигур и занимает 32 такта музыкального сопровождения.