Бесплатно русские народные танцы москва

Развернись, Душа!

Развернись, душа. (русские народные танцы, и не только, которые всегда современны)

«Какой русский не любит задушевной песни и удалого танца». И это правда, ведь ни одно народное веселье, праздник не обходятся без русских народных танцев и песен.

Программа «Развернись, Душа!» включает целый «калейдоскоп» русских народных танцев, а также популярные танцы других народов, отражающие культуру, характер, обычаи и быт: «Русский быстрый»,Цыганочка, Семь сорок, «Русский медленный», Тарантелла, Сиртаки, Кадриль… И это не все!

Записаться или позвонить по тел. +7 495 364 10 94

Народный танец — один из наиболее древних видов творчества людей. Человек всегда танцевал и не для зрителя, а для себя, для собственного удовольствия и выражения радости. Танцами и песнями народ украшал свой быт, свою жизнь, выражал свое настроение, эмоции. Это был и отдых для души и тела после напряженного трудового дня. Танец как нельзя лучше снимает усталость, создает дружелюбную атмосферу, способствует сближению людей.

Русские народные танцы, как и народная музыка, до сих пор обладают какой-то особой магической силой, ноги сами стремятся пустится в пляс едва заслышав знакомую с детства мелодию.

Народные танцы как хорошее вино, кухня, песня… Они не выходят из моды, и внутри всегда остаются родными и близкими каждому человеку. Входящие в программу русский народный танец, танец цыганочка, сиртаки, семь сорок, тарантелла, кадриль… — это праздничные, удалые, жизнерадостные, одним словом народные танцы. Это гордость, сила, душа той нации и земли, которая их родила.

Если обратиться к истории, народ всегда выделял из своей среды талантливых певцов, певиц, плясунов и плясуний. В каждом местечке был свой «заводила» — мастер ведения гуляний, «душа компании». Танец это язык, которым можно общаться с другими людьми. И, например, русский народный танец это тоже язык, который понятен всем.

Особенности программы народных танцев

Обучение народным танцам — это веселая и жизнерадостная программа, как и сами танцы, которые в нее входят. Наши уроки народного танца хорошо развивают артистические способности, дарят радость и заряжают энергией, желанием действовать, создавать. Все входящие в программу народные танцы (русский народный танец, цыганский танец, танец сиртаки, семь сорок, тарантелла, танец кадриль…) разноплановы, со своим уникальным характером.
Движения в народном танце помогают расправить плечи, укрепить голеностопные мышцы, держать осанку и красиво двигаться даже при обычной ходьбе.

Базовый курс

Продвинутый курс

Записаться или позвонить по тел. +7 495 364 10 94

Одежда для занятий народными танцами

Женщинам для занятий танцами можно подготовить туфли или босоножки на невысоком «ходовом» каблуке (3-5 см.) с кожаной или иной подошвой, которая легко поворачивается на полу. Или специальную танцевальную обувь для характерных танцев. Форма одежды: юбка или брюки, трикотажная майка, платье средней длинны.

Мужчинам можно заниматься в классических брюках, джинсах, майке или рубашке с длинным или коротким рукавом. Обувь – классические туфли, подошва которых легко поворачивается на полу.

Расписание групповых занятий

Занятия программы Развернись, Душа! (русские народные танцы и не только…) проходят:

  • в группах буднего дня — по пятницам (1 раз в неделю).

Цена месячного абонемента на 5 занятий (по 1,5 часа раз в неделю) — 3300 руб.

При продлении абонемента бонус — неделя занятий бесплатно, подробнее здесь.

Предложение по началу занятий на курсе русских народных танцев могут быть каждую неделю, а не только с начала месяца. Успейте записаться! Возможно, это уже ближайшая пятница! Первое занятие танцами (1 час, независимо от расписания) — Бесплатное, затем оплачивается месячный цикл. Предусмотрены скидки и бонусы, подробнее об акциях читайте здесь.

Русский народный танец кадриль: виды и особенности

Русский народный танец кадриль — это парный танец, являвшийся в далекие времена салонным, который очень быстро стал распространенным в народе. Правда, со временем он претерпел некоторые изменения в манере и в движениях, однако характерные для него композиционные особенности остались.

Русская кадриль — танец нашего народа, являющийся очень разнообразным и по истине красивым. Хотя имеется много разновидностей самого танца – белорусская, литовская, украинская… что и говорить, даже американская кадриль существует. Каждый вариант по-своему особенный, самобытный и разнообразный.

История возникновения и развития

Вообще само название “кадриль” схоже с французским словом “quadrille”, испанским “cuadrilla” и латинском “quadrum”. Из-за этого у многих возникают сомнения касательно того, где же, всё-таки, зародился этот танец. Но если верить историческим источникам, то кадриль появилась во Франции, причем в качестве бального танца, которая образовался от контрданса (родиной которого является Англия). Пары девушек и парней располагались по четырехугольной схеме, и каждая пара по очереди исполняла сольную партию. Танец состоял из пяти фигур и все они заканчивались одним общим движением, которое и объединяло танцоров.

Сначала фигуры являлись довольно сложными в исполнении и носили название Le Pantallon, L’ete, La Poule, La Pastourelle и, конечно же, Finale. Практически все перечисленные названия связаны с названием песен. В финал всегда включался танцмейстер. И не смотря на то, что фигуры были достаточно трудными в плане освоения, абсолютно каждое движение должно было быть отработанным до идеального, совершенного состояния. Потом танец претерпел некоторые изменения, и фигуры заменились на цифры. Новые движения сменили старые, некоторые стали проще.

Кадриль быстро покорила любителей танцев, посетителей танцевальных залов и салонов и, в конце концов, стала одним из самых популярных танцев. В особенности в России – его танцевали практически везде. Потом кадриль стала распространенной в народной среде и вот там она сильно изменилась. Теперь это был национальный танец с ярко выраженным русским колоритом. Любимая народна пляска. Прежние фигуры переработались, народ сочинил новые. Танец даже стал различаться по регионам и отдельной местности. Собственно говоря, если бы не эти изменения, то кадриль бы не прожила так долго.

Профессиональная специфика

Итак, говоря про русский народный танец кадриль, следует отметить его характерные особенности:

  • Кадрили присущ музыкальный размер две четверти (иногда его заменяют на 6/8);
  • Исполняется она исключительно чётным количеством танцующих пар;
  • В танце может быть минимум пять фигур и максимум 12;
  • Этот танец отличается характерной композицией.

Но если описывать кадриль, то следует учитывать, о каком именно танце идёт речь. Существует масса видов кадрили, как уже говорилось в начале. И даже если это белорусская кадриль, то внутри неё может быть ещё несколько вариантов. Если брать во внимание русский танец, то существует московская, уральская, волжская кадриль.

Особенности русской кадрили и её специфика

Об этом танце можно говорить долго и много. Вообще, искусство танца постичь полностью невозможно – настолько широкими возможностями обладает человеческое тело, настолько шикарным и разнообразным может быть тот или иной танец. Однако о главном следует сказать. Русская кадриль отличается разнообразными формами и принципами построения, то же самое касается сложности композиции и непосредственно техники исполнения танца.

Если говорить про форму построения, то выделяют три группы – квадратная, линейная (двухрядная) и круговая. Итак, к первой из перечисленных относится композиция, в которой пары стоят в углах квадрата и движения они осуществляют либо по диагонали, либо крест-накрест. В данном виде исполнения обычно принимает участие четыре пары (исходя из формы схемы).

В линейной композиции участвует до 16-ти пар, а в редких случаях даже больше. Для этого исполнения характерно движение двух линий друг другу навстречу. Ну а в круговой принимает участие четное количество пар – четыре, шесть или восемь. Соответственно, исходя из названия, можно понять, что движение происходит по кругу, зачастую к центру круга, или же обратно.

Белорусская кадриль

Её просто нельзя не отметить вниманием. Это действительно очень интересный вид танца. Для неё характерны разнообразные построения, а фигур может быть любое количество – от 4 до 12. Кстати, чем отличается белорусская кадриль – так это тем, что в ней могут солировать отдельные танцоры, чего нет в других. И белорусские танцы ещё интересны тем, что некоторые кадрили основаны на слиянии характерных особенностей этого танца с такими, как, к примеру, “Врубель”, “Чижик” или “Бычок”.

Бесплатно русские народные танцы москва

+7 (925) 585-72-33 (Russia)

+375 (29) 253-07-79 (Belarus)

+7 (925) 585-72-33 (Russia)

+375 (29) 253-07-79 (Belarus)

Московский Международный фестиваль-конкурс «Дети разных народов»
27-29 апреля, Москва, Россия

В канун Международного Дня танца! Концертный зал «Останкино» приглашает на Московский Международный фестиваль-конкурс «Дети разных народов». Исполняются танцы народов мира!

В состав жюри войдут выдающиеся деятели культуры и искусства, профессора учреждений культуры, Заслуженные работники культуры.

  • Номинации: народно-сценический танец, народный стилизованный танец, национальный мужской танец (народный или стилизованный)
  • Участники: от 7 лет
  • Стоимость участия от 1000 руб.
  • Даты заездов: 27-29.04.2018
  • Подача заявок до: 15 Апреля 2018

Основная идея фестиваля-конкурса:

Демонстрация особой миротворческой роли народно-сценического танца в современном мире, его созидательной силы, основывающейся на культурных различиях народностей, живущих на планете Земля.

Конкурс проходит при поддержке:

— Московского Государственного института культуры (МГИК).

— Филиала федерального государственного унитарного предприятия «РОССИЙСКАЯ ТЕЛЕВИЗИОННАЯ И РАДИОВЕЩАТЕЛЬНАЯ СЕТЬ».

— «Московский региональный центр» (МРЦ) (Останкинская телебашня).

Детского хореографического журнала «Студия «Пяти-Па».

Цели и задачи фестиваля – конкурса:

— укрепление международных связей и сотрудничества посредством народно-сценического танца, исполняемого детьми и юношеством;

— пропаганда и единение различных национальных культур;

— популяризация народно-сценического танца среди подрастающего поколения;

— изучение опыта работы педагогов-балетмейстеров, возглавляющих коллективы народного танца, достигших наиболее ощутимых результатов работы с детьми;

— обмен творческими достижениями;

— популяризация народно-сценического танца в исполнении мальчиков и юношей, демонстрирующих подлинно мужские качества.

Участники фестиваля – конкурса:

В фестивале — конкурсе принимают участие хореографические ансамбли, танцевальные группы ансамблей песни и танца, танцевальные коллективы по следующим возрастным категориям:

— младшая возрастная группа: 7- 10 лет;

— средняя возрастная группа: 11-13 лет;

— старшая возрастная группа: 14- 17 лет;

— возрастная категория от 18 лет и старше;

— смешанная возрастная группа.

Количество участников в коллективе не ограничено.

Условия проведения фестиваля – конкурса:

Конкурс проводится по следующим номинациям:

— народный стилизованный танец;

национальный мужской танец (народный или стилизованный).

Формы участия:

Ансамбли представляют 2 номера в одной номинации продолжительностью не более 7 (семи) минут за оба номера (только ансамблевая форма). Допускается участие в нескольких номинациях.

Порядок проведения фестиваля – конкурса:

— фестиваль — конкурс проводится 27, 28 и 29 апреля 2018 года в концертном зале «Королёвский» Телецентра Останкино на 750 посадочных мест, покрытие балетный линолеум, размер сцены — 18х7х8,5;

— порядок выступления участников осуществляется по программе, утвержденной Оргкомитетом, и оглашается за один день до открытия конкурса.

Критерии оценок, подведение итогов, награждение:

Критерии оценок:

— художественный уровень репертуара и его соответствие исполнительским возможностям конкурсантов;

— уровень исполнительского и актёрского мастерства, раскрытие художественного образа;

— соответствие репертуара возрасту исполнителей;

— художественный уровень костюма и его соответствие художественному образу;

— музыкальное сопровождение и сценическая культура.

Подведение итогов:

Жюри имеет право не присуждать любую из наград или вручать равноценные награды двум и более коллективам, а также вручать специальные призы и дипломы.

Жюри принадлежит право отбора лучших конкурсных номеров для заключительного Гала-концерта.

Решения жюри обжалованию не подлежат. Выписки из протоколов жюри по итогам фестиваля — конкурса не предоставляются.

Награждение:

Участникам фестиваля — конкурса присваиваются следующие награды:

— Лауреат I, II, III степени (по номинациям и возрастным группам);

— Дипломант I, II, III степени (по номинациям и возрастным группам);

— специальные призы и награды.

Приём заявок:

Заявки:

— для участия в фестивале оформляется заявка по утвержденной форме. Заявки, несоответствующие утвержденной форме, не принимаются;

данные о количестве участников трактуются как окончательные, обо всех возможных изменениях в заявке необходимо сообщать заблаговременно;

— отправлять заявку, а также далее вести переписку с Оргкомитетом необходимо с одного электронного адреса во избежание потери информации. В переписке с Оргкомитетом конкурса необходимо в теме письма представлять — коллектив, город, конкурс, а затем сообщать информацию с пояснениями.

— регистрацию заявки можно уточнить по телефону 8 800 550 72 33.

— срок подачи заявок – 15 апреля 2018 года. Количество мест ограничено.

— оргкомитет оставляет за собой право прекратить прием заявок до установленного срока, если лимит времени на сцене будет исчерпан.

— изменения в репертуаре принимаются не позднее, чем за 14 дней до фестиваля-конкурса с письменным уведомлением оргкомитета и получением ответа о принятии информации.

Фонограммы:

— фонограммы для участия в фестивале-конкурсе принимаются предварительно в электронном виде. Обязательно необходимо указать название коллектива, город, название трека.

— запись фонограммы должна быть привезена на конкурс на флэш-карте (отдельная папка с названием коллектива, города и названием номеров) с идеальным качеством звука. На флэш-карте не допускается наличие иных файлов, кроме конкурсных номеров.

Финансовые условия:

Участие в конкурсной программе с проживанием:

Организационный взнос:

-ансамбли – 1 000 рублей/ 1 человек, включая регистрацию заявки 100 рублей/ 1 человек.

Участникам коллективов при подаче заявок на участие в двух и более номинациях в фестивале-конкурсе предоставляется скидка 20% на второй и последующие оргвзносы.

Стоимость программы проживания (цены 2018 года):

В гостинице «Звездная» 3*:

4 050 рублей/ 1 человек за две ночи;

5 350 рублей/ 1 человек за три ночи.

В программу входит нестандартное размещение/ проживание, завтраки по программе «шведский стол» в гостинице, бесплатное место для руководителя по схеме 15+1, экскурсия на Останкинскую телебашню. Обед/ ужин оплачивается отдельно из расчета 300 рублей/ 1 человек (по расценкам гостиницы).

В гостинице «Космос» 3*:

4 950 рублей/ 1 человек за две ночи;

6 700 рублей/ 1 человек за три ночи.

В программу входит проживание, завтраки по программе «шведский стол» в гостинице, бесплатное место для руководителя по схеме 15+1, экскурсия на Останкинскую телебашню. Обед/ ужин оплачивается отдельно из расчета 500 рублей/ 1 человек (по расценкам гостиницы).

В гостинице «Космос» полная оплата проживания производится за 14 дней до даты заезда, включая обеды и ужины по запросу.

— трансфер ж/д вокзал – отель — ж/д вокзал (по предварительной заявке, рассчитывается индивидуально);

— раннее заселение до 14 часов;

— поздний выезд с 12 до 18 часов;

— экскурсионные программы (по предварительным заявкам).

Участие только в конкурсной программе (без проживания):

Организационный взнос:

— ансамбли — 1200 рублей/ 1 человек, включая регистрацию заявки 120 рублей/ 1 человек.

Участникам коллективов при подаче заявок на участие в двух и более номинациях в фестивале-конкурсе предоставляется скидка в 20 % на второй и следующие оргвзносы.

Формы и порядок оплаты организационных взносов и проживания в гостинице приезжающих, а также выставление счетов на оплату определяется оргкомитетом после регистрации заявки.

Просьба не приобретать билеты без письменного подтверждения от оргкомитета (по электронной почте).

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

Руководители/родители участников конкурса при подаче заявки подтверждают согласие на то, что конкурс определенной номинации состоится в любой из конкурсных дней с 9.00 до 21.00;

— Основную съемку конкурса ведет фото и видео-оператор, приглашенный организаторами;

Данное Положение является официальным приглашением для участия в конкурсе.

ВАЖНО!

Проход участников в Концертный зал «Королевский», находящийся на территории Телецентра Останкино, осуществляется через КПП, имеющего свои Правила и требования. Для организованного прохода через КПП необходимо:

— Прийти/приехать на конкурс заблаговременно!

— Четко провести выверку с оргкомитетом списков участников для подачи на КПП за 7 дней до конкурса;

-Участникам, руководителям и сопровождающим при себе иметь Свидетельство о рождении/паспорт;

— Не проходить через КПП с крупногабаритными предметами (чемоданы, крупногабаритные хозяйственные сумки, рюкзаки и коробки).

— Иметь в виду, что аэрозольные устройства (лаки, дезодоранты и т. д.) могут пройти досмотр;

— Запрещаются к проносу колющие и режущие предметы.

Финансовые условия:

Участие в конкурсной программе с проживанием:

Организационный взнос:

-ансамбли – 1 000 рублей/ 1 человек, включая регистрацию заявки 100 рублей/ 1 человек.

Участникам коллективов при подаче заявок на участие в двух и более номинациях в фестивале-конкурсе предоставляется скидка 20% на второй и последующие оргвзносы.

Стоимость программы проживания (цены 2018 года):

В гостинице «Звездная» 3*:

4 050 рублей/ 1 человек за две ночи;

5 350 рублей/ 1 человек за три ночи.

В программу входит нестандартное размещение/ проживание, завтраки по программе «шведский стол» в гостинице, бесплатное место для руководителя по схеме 15+1, экскурсия на Останкинскую телебашню. Обед/ ужин оплачивается отдельно из расчета 300 рублей/ 1 человек (по расценкам гостиницы).

В гостинице «Космос» 3*:

4 950 рублей/ 1 человек за две ночи;

6 700 рублей/ 1 человек за три ночи.

В программу входит проживание, завтраки по программе «шведский стол» в гостинице, бесплатное место для руководителя по схеме 15+1, экскурсия на Останкинскую телебашню. Обед/ ужин оплачивается отдельно из расчета 500 рублей/ 1 человек (по расценкам гостиницы).

В гостинице «Космос» полная оплата проживания производится за 14 дней до даты заезда, включая обеды и ужины по запросу.

— трансфер ж/д вокзал – отель — ж/д вокзал (по предварительной заявке, рассчитывается индивидуально);

— раннее заселение до 14 часов;

— поздний выезд с 12 до 18 часов;

— экскурсионные программы (по предварительным заявкам).

Участие только в конкурсной программе (без проживания):

Организационный взнос:

— ансамбли — 1200 рублей/ 1 человек, включая регистрацию заявки 120 рублей/ 1 человек.

Участникам коллективов при подаче заявок на участие в двух и более номинациях в фестивале-конкурсе предоставляется скидка в 20 % на второй и следующие оргвзносы.

Формы и порядок оплаты организационных взносов и проживания в гостинице приезжающих, а также выставление счетов на оплату определяется оргкомитетом после регистрации заявки.

Просьба не приобретать билеты без письменного подтверждения от оргкомитета (по электронной почте).

27 апреля, пятница

14:00 – заезд и размещение коллективов в гостиницах. Свободное время (дополнительные экскурсии по заявкам).

20:00 – организационное собрание для руководителей коллективов с оргкомитетом.

28 апреля, суббота

9:00 — репетиция, разметка сцены.

10:00 — торжественное открытие конкурса.

11:00 -14:00 — 1 часть конкурсного просмотра.

14:00 -15:00 — перерыв, репетиция и разметка сцены.

15:00 -18:00 — 2 часть конкурсного просмотра.

18:00 — 18:30 — перерыв, репетиция и разметка сцены.

18:30 – 20:00 — 3 часть конкурсного просмотра.

29 апреля, воскресенье

9: 00 — репетиция, разметка сцены.

10:00 -14:00 — конкурсный просмотр.

14:00 -15:00 – перерыв.

15:00 – 16:30 — круглый стол с членами жюри.

17:00-20:00 — Гала-концерт, награждения участников, торжественное закрытие конкурса.

УСТИНОВА Лидия Абрамовна г. Москва, Россия
Народная артистка России, балетмейстер, режиссер, профессор Московского государственного института культуры.

КЛЕВЦОВА Марина Викторовна г. Москва, Россия
Профессор «ЮНЕСКО,Главный редактор детского хореографического журнала «СТУДИЯ «ПЯТИ-ПА».

ДЕРЕВЯГИН Юрий Григорьевич г. Москва, Россия
Заслуженный работник культуры России, заведующий кафедрой народного танца Московского государственного института культуры, профессор.

ЭЛИМБАЕВ Топа Хамитович г. Москва, Россия
танцор, балетмейстер, Заслуженный деятель искусств РСФСР, Народный артист Российской Федерации, Народный артист Чечено-Ингушской, Кабардино-Балкарской, Дагестанской, Северо-Осетинской АССР, Карачаево-Черкесской автономной области, Народный артист Республики Ингушетия, лауреат многих международных фестивалей, лауреат Государственной премии и премии Ленинского комсомола Чечено-Ингушской АССР, обладатель высших государственных наград Иордании, Испании, Португалии, Мозамбика. Основатель и руководитель ансамбля «Зия».

Русский народный танец

Реферат на тему Русский народный танец

Русский танец как художественное целое

1.1 Общие признаки и схема жанра

1.2 Музыка и костюм как составные части целого

Основные жанры русского танца

Танец – это самый древний и богатый вид искусства: очень интересный, многогранный, яркий, несущий в себе огромный эмоциональный заряд. Народный танец является родоначальником всех направлений танца, которые формировались в течение многих веков на его основе, это и классический, и историко-бытовой, и эстрадный, и современный танец. Мода и течение времени не смогли повлиять на него, а там более заставить вовсе исчезнуть с лица Земли, ведь он несёт в себе историю создавшего его народа. Каждое поколение свято хранит память о своих предках и бережёт всё, что отражает их жизнь.

В этом плане народный танец стал бесценным сокровищем, показывающим быт, основные занятия, традиции, события, происходящие в жизни людей. Изучая народный танец, мы путешествуем по планете. Благодаря этому виду искусства, можно побывать в любом уголке мира, познакомиться с историей этого края, узнать национальные особенности этой территории, и для этого вовсе не обязательно переплывать океан преодолевать огромные расстояния. Многие люди посвятили свою жизнь изучению народного танца. Об их открытиях написано множество книг.

Занимаясь народным танцем уже не один год, я часто задаю себе вопрос: «А что же входит в понятие «танец»? Может быть, это просто набор движений или нечто большее?» На этот вопрос я и постараюсь отыскать ответ в нескольких источниках.

1. Русский танец как художественное целое

1.1 Общие признаки и схема жанров

Танец — это яркое, красочное творение народа, являющееся эмоциональным, художественным, специфическим отображением его многовековой, многообразной жизни. Он воплотил в себе творческую фантазию людей, глубину их чувств. Народный танец всегда имеет ясную тему и идею — он всегда содержателен. В нём существует драматургическая основа и сюжет, есть и обобщенные и конкретные художественные образы, создающиеся благодаря разнообразным пластическим движениям, пространственным рисункам (построениям).

Танцевальный образ воспринимается как непосредственно, так и путём ассоциаций. Правдивость, конкретность и художественность танцевальных образов определяется их содержанием и танцевальной лексикой, органической связью с мелодией, её характером, ритмом и темпом.

Танец в специфической художественной форме выражает и раскрывает духовную жизнь народа, его быт, эстетические вкусы и идеалы. В ходе развития общества народный танец приобрёл большее самостоятельное значение, стал одной из форм эстетического воспитания, Народ создал изумительные по красоте и рисунку танцы с разнообразным содержанием. Красочные хороводы, мудрёные кадрили, виртуозные, целомудренные пляски солистов, лихие переплясы и так далее говорят о богатстве и большом многообразии русского народного танца. Он имеет свои оригинальные, чёткие, исторически сложившиеся признаки, свои глубокие национальные корни и богатые многовековые исполнительские традиции. Это самостоятельный, самобытный, высокохудожественный вид творчества русского народа. В древности танец имел религиозно – магический смысл и исполнялся с определенной целью по праздникам. Со временем он утратил религиозные черты и превратился в бытовой танец, выражающий чувства, настроение исполнителя. Нарушилась и обязанность исполнения танца по определённым временам года.

Связь русского народного танца с конкретными обрядами была характерна для хороводов, игр и немногих видов пляски. Кадриль, перепляс или одиночная пляска с обрядами связанны не были.

Русский народный танец в каждом регионе отличается лексикой, приёмами, манерой и стилем исполнения, сложившихся ярких, замысловатых коленец, выразительных положений и переплетений рук в сочетании с чётким ритмом, оригинальным рисунком, источником появления которого может служить всё, что нас окружает (природа, труд, быт, продукты художественного творчества – посуда, одежда, кружева и т. д.)

Русские народные танцы классифицируются не по временам года, месту их исполнения и поводу, а их хореографической структуре и общим устойчивым признакам. Вот некоторые из них.

Стиль – характерные черты и свойства (особенности) выразительных средств, которые качественно отличают один танец от другого.

Танцевальная лексика является самым важным выразительным средством в танце. Жесты, мимика, позы, движения рук, головы, корпуса, ног — её составляющие.

В русском народном танце лексика представляет собой наиболее сконцентрированную форму с ярко выраженным национальным колоритом, поэтому по ней можно определить, какому региону, области, селу, району принадлежит танец. Существует несколько видов танцевальной лексики:

1. Образная – создаёт ассоциацию с определённым образом (гусь, олень, лебедь и т. д.). Её называют эмоционально – подражательной.

2. Естественно – пластическая – подсказанная самим действием, развивающимся в танце.

3. Традиционная – выработанная веками, находящаяся в постоянном развитии, о чём свидетельствуют танцы, созданные в наши дни, отличающиеся от старинных танцев не только выразительностью, манерой исполнения, но и богатством танцевальных движений.

Интонация – это совокупность выразительных средств. Например, одно и то же движение, исполненное в разном темпе, будет выражать различное состояние танцора: быстрый темп – радость, медленный – грусть, задумчивость. Малейшее изменение того или иного движения изменит характер и содержание действия.

1.2 Музыка и костюм как составные части целого

Музыка – душа танца. Она является одним из его выразительных средств, отражает темперамент, чувство ритма, национальные черты и особенности её создателя (народа). Народная музыка насыщена энергией, внутренней силой, удалью и задором, в медленных танцах отличается выразительностью и напевностью. Долгое время в народном быту танцы были связанны с песнями и исполнялись под них. Но постепенно стали появляться танцы, исполняемые только под музыку.

Поскольку каждый народный танец имеет множество вариантов, то и музыка меняется от танца к танцу. Традиционные народные мелодии имеют в основе двух – и трёхдольную метрическую структуру. В каждом танце музыка должна соответствовать сюжету, рисунку, лексике и костюму.

Костюм и народный танец находятся в постоянной зависимости друг от друга. Костюм – это не только внешняя форма танца, он органически связан с его содержанием, является его «визитной карточкой». В многочисленных вариантах народного костюма есть множество общего, это придаёт ему национальный характер, поэтому при конструировании сценического костюма необходимо учитывать характерные особенности танца и народа (выбор ткани, орнаментов, отделки, оформление, крой). Случайно подобранный костюм, не характерный для данного региона, мелодии, ритма и движений значительно снижает убедительность постановки. Русская народная одежда, используемая в танце, многообразна, отличается высоким художественным вкусом.

Праздничный мужской костюм был более устойчивым и однотипным в старых и новых разновидностях, имеет очень незначительные изменения по регионам. Как правило, это белая рубаха из домотканого холста или шёлковая с вышивкой, характерной для каждого района, синие порты в полоску или ёлочку, сапоги, длинный казакин без воротника, а позднее пиджак, жилетка. В некоторых районах иногда костюм довершала шляпа.

Праздничная женская одежда делится на два комплекса: северный – сарафанный и южный – поневный, а каждый из них в свою очередь на девичью и женскую, одежду зажиточных крестьян и бедноты. На севере и девушки, и женщины носили сарафан, а на юге сарафан – преимущественно девичья одежда (замужние женщины носили поневы) Внутри этих двух основных групп одежда имела свои особенности покроя, цвета, узора не только в каждой губернии, но и в отдельных уездах, сёлах.

Приведём в пример два вида русского женского костюма: северный и южный. Они могут использоваться для постановки танцев, описанных в приложении.

Северно-русский женский костюм на примере Архангельской области

Северно-русский женский костюм состоит из рубахи и сарафана. Рубаха могла быть как с вышивкой красным, так и гладкой белой из батиста или кисеи. Её покрой одинаков для всех великороссов и шьётся из прямых полотнищ холста с не выкроенными проймами. На плечах вставляются прямоугольные куски ткани – полики, а под мышками, для свободного движения руки, — квадратные ластовицы. Полики и ластовицы часто делали из кумача. Квадратное отверстие, образуемое верхними кромками переднего и заднего полотнищ рубахи и боковыми кромками поликов, собираются у шеи в густые сборки и обшиваются узкой полоской ткани.

В каждом районе костюмы отличаются по цвету, материалу, покрою, но общее, что характерно для Севера, – длинный сарафан. Праздничный летний девичий костюм, распространённый в Лешуконском, Мезенском, Пинежском районах Архангельской области, состоит из длинного штофного голубого сарафана – «штофника», поверх которого надевается «коротена» (душегрея без рукавов из парчи). На голове «повязка» — полукокошник или малый кокошник. Это высокая шапочка без дна, состоящая из двух полос позумента с поднизью из рубленого перламутра, завязывающаяся сзади лентами. Дополняют костюм белый кружевной платочек, ожерелье из янтаря или перламутра и серьги из перламутра.

В Пинежском районе поверх «коротена» обязательно накидывалось несколько (не менее трёх) больших платков, которые, как правило, находились на плечах, и концы их закалывались. «Коротена» у поморок в Мезенском районе шьётся «клёшем» в виде солнышка, а на Пинеге она лишь немного расклешена и называется «полушубкой». В Карпогольском районе области сарафан малинового цвета, шьётся из шёлка и спереди украшается золотым кружевом. Короткая душегрея на длинных лямках здесь называется «перо». На голове вместо «повязки» сверкает высокий кокошник – «венец», унизанный белым бисером и цветным стеклом, имитирующим драгоценные камни. На шее – бисерные бусы на ленте. В Шенкурском районе сарафан синий, из набивной ткани – «набивник», украшенный серебряным позументом. Душегреи нет, на голове высокий, полумесяцем ажурный «венец», шитый бисером, стеклярусом и украшенный фольгой. Праздничный костюм дополняют янтарные бусы и серьги.

Южный женский костюм на примере Курской области

Основной распространённый костюм в Курской области – это длинный сарафан, чаще всего однотонный, из шерстяной или домотканой ткани, или из ситца, или из сатина, преимущественно алого цвета. Сарафан отделывался либо парчой, либо шёлковыми лентами и широкими поясами, На сарафан надевается «завеска» – передник из цветного гладкого шёлка или домотканой материи. Под сарафан надевается кофта из клетчатой или белой ткани. Поверх кофты – много рядов разноцветных бус и ожерелья из речного жемчуга, а часто из янтаря.

Красочный и замысловатый женский головной убор состоит из кокошника и подзатыльника, сшитых из парчи. Кокошник обвязывается цветным шёлковым платком. По бокам кокошника прикрепляются цветы, часто бумажные, павлиньи перья, иногда раскрашенный ковыль или овёс. Поверх кокошника, впереди, пришивается большой бант из цветной шёлковой ленты. Иногда богатый головной убор заменялся шерстяным или шёлковым цветастым платком.

В каждом районе, городе или селе Курской области костюм имеет свои особенности, свои отличия в деталях, в покрое, в цвете, в вышивке. Так, на юге области, в Судженском, Обоянском районах, он более ярких расцветок, чем на севере, в Касторной или в Фатеже, где тона сарафанов более строгие, однообразные.