Что такое бальные танцы как спорт

Бальные танцы

Считается, что, изучив танец человека, можно проникнуть в его душу. Буквально в каждое движение вы можете вложить всю полноту чувства, которое испытываете, будь то уважение, восхищение, недовольство, страдание, нежность или любовь. Занятие бальными танцами — прекрасный способ интересно провести время и открыть в себе что-то новое.

Раньше танцы считались родом искусства. Сегодня принято рассматривать соревновательные бальные танцы как «артистический вид спорта». Почему танец можно считать спортом? Потому что он требует от танцора таких качеств, которые свойственны большинству «настоящих» видов спорта.

Однако в отличие от большинства других видов спорта танцы обладают особенностями, которые позволяют считать их не только спортом, но и искусством.

  • Просмотров: 2914
  • Мнений: 7
  • 2

Материалы по теме

Комментарии (7)

ольга 31 августа в 15:20

Nyutka 31 августа в 17:51

vitos 31 августа в 22:40

Елена 27 сентября в 07:34

Александр 12 марта в 16:47

Интересно)) Я буду первым мужчиной, прокомментировавшим эту тему. Итак: Я Бальными танцами начал заниматься с ноября месяца 2010г и знаете… Так счастлив, как на паркете, я не был нигде и никогда! Невероятно трудно вот так словами передать то, что я чувствую во время танца, но я попробую… Я считаю, что бальные танцы это больше искусство, чем спорт. Выйти на паркет и за 2-5 минут передать все свои чувства танцем — это 100% искусство! Каждое, каждое без исключения телодвижение — это вполне осмысленное слово, слов много… и танец превращается в стих, который может выражать любовь или ненависть, нежность и жестокость, плавность и резкость… Об этом спорте/искусстве можно говорить, пока я зык не отвалится (в моем случае, пока не будут болеть пальцы) )

Но еще большей дискуссии можно достигнуть, если спорить о том, какая же программа лучше: европейская или латино-американская. Здесь и до драки может дойти)) Но о вкусах не спорят. Тут каждому свое. Лично мне на данном этапе стандарт больше по душе: легче пока. Но чувствую, что вдальнейшем мои предпочтения могут измениться, так как в латине, когда я ее лучше освою, я намного больше и лучше смогу выражать свои чувства.

Ну что же, буду заканчивать. Пишите в теме — буду рад пообщаться с людьми заболевшими тем, чем заболел я. Ведь правду говорят, что «нормальные» люди не танцуют.

Что такое бальные танцы как спорт

В современном мире бальные танцы ассоциируются не столько со сверкающими парами, танцующими как умеют на светских балах, сколько с танцем красивой пары, танцующей так, что порой захватывает дух от того, с какой скоростью, мощью и грацией двигается пара по паркету. Современные танцоры-бальники создают иллюзию парения над паркетом (европейская программа танцев) или сгустка энергии, пластики и чувств (латиноамериканская программа). Далеко не каждый человек способен так владеть своим телом. Научиться этому, сидя у телевизора или просто в компании сверстников, нет никаких шансов, сколько бы таланта не было у человека.

Но, надо заметить, что «Не Боги горшки обжигают»! Достаточно большой процент людей может освоить вполне приличный уровень танцевального мастерства, если подойдет к процессу обучения как к занятию спортом. Причем занятию не просто спортом, а СПОРТОМ с большой буквы. Бальные танцы в спортивном плане наиболее близки к таким видам спорта как спортивная и художественная гимнастика, ушу. Они отличаются очень сложной техникой владения тела под музыку. Вследствие чего у нормальных людей, независимо от возраста, очень долго не наступает состояние «научился, стало скучно». Научиться танцевать бальные танцы идеально НЕВОЗМОЖНО! Всегда будет вариант освоить более сложную технику движения, более сложную или скоростную связку, сделать все лучше конкурентов и т.д.

Часто еще возникает вопрос: «Насколько это полезно для здоровья?» Как и в любом виде спорта, интенсивность занятий влияет на то, насколько крепким вырастет ребенок, занимаясь спортивными бальными танцами. Не секрет, что большинство чемпионов пришли в спорт не ради чемпионства, а «здоровья для». Просто во время роста спортивного мастерства приходит осознание, насколько высоко имеет смысл подниматься в сторону чемпионства… Естественно, что, чем выше уровень спортсмена, тем больше он и его родители за этот уровень платят. Он — в виде преодоления физических и психологических нагрузок, родители — в виде финансовых и временных затрат, требующихся для воспитания чемпиона. Естественно, что ежедневно тренируясь через «не могу», во имя «надо» дети могут не выдерживать физических нагрузок на хорошем уровне танцевания. Появляется соответствующее ощущение «все болит». Но надо понимать, что подавляющее большинство даже «улетевших на танцах» детей чувствуют, когда стоит «придержать лошадей», чтобы это не пошло в реальный вред. Обычно в этом состоянии ребенка, при желании, нельзя заставить сделать невозможное. Тренер этот момент видит и варьирует нагрузки пары в зависимости от их текущих возможностей. Порой даже приходиться принудительно «остужать» слишком амбициозных танцоров, чтоб они себя сами не угробили. Но есть и другой контингент детей, которые прячутся за различными «болячками», чтоб откосить от занятий. К этой категории чаще всего относятся дети, которые «воплощают в жизнь несбывшуюся мечту» своих родителей. Таких «танцоров», чаще всего, тренер пытается различными методами заставить заниматься «через не могу» и «через не хочу». Поэтому вы можете запросто услышать от ребенка, что тренер «зверь». Тут уже Вам решать: оставаться в танцах или уйти в другой спорт, где требования ниже. Скажу честно: спорт у нас дорогой, и у меня не хватает совести брать деньги, не получая при этом результата. Вариант «за ваши деньги любой каприз…» я за вариант не считаю. Поэтому тем, кто решит заниматься у меня в группе поблажек не будет. Как говориться «для здоровья» у нас много кто занимается, а я хочу, чтобы время, потраченное вашим ребенком на танцы, не прошло для него бесполезно.

Хочу добавить небольшую ложку меда в ту бочку дёгтя, которая ждет Вас и вашего ребенка в бальных танцах. Конечно же, никто не будет «насиловать» вашего ребенка непомерными нагрузками с первых дней. Никто не будет заставлять сразу заниматься 6-7 раз в неделю. Грузить, в конечном итоге, буду тех, кто «заболеет» этим спортом. Таких не надо уговаривать. Они сами становятся ненасытными как до физических нагрузок, так и до количества часов проведенных на паркете. По статистике их немного (2-3 человека на сотню). Группа начинающих как раз и предназначена для выявления тех «бриллиантов», которые развивают бальные танцы, дарят восторг окружающим и гордость своим родителям.

Итак, что ждать родителям от тренера (меня конкретно)? Не могу сказать за всех, но приложу все возможные от меня усилия, чтоб развить в ребенке следующие качества:

  • Порядочность. По принципу: «Танцором можешь ты не стать, но человеком стать обязан!»
  • Общее физическое развитие. Элементы ОФП (общефизической подготовки) в разумных пределах.
  • Укрепление нервной системы. Без стальных нервов в нашем субъективном спорте делать нечего.
  • Умение презентовать себя в любой ситуации. (Специализированные навыки танцоров-бальников)
  • Тренировка мозгов. В буквальном смысле тренируется не только мышечная, но и общая память.
  • На начальном этапе основы танцев Европейской и Латиноамериканской программы. Танцы: Медленный и Венский вальсы, Быстрый фокстрот, Самба, Ча-ча-ча, Джайв. Для продолживших добавятся: Танго, Румба; для «улетевших» — Медленный фокстрот и Пасодобль.

Естественно, никто не может гарантировать результат Вашему ребенку. Для каждого родителя свое чадо самое-самое. Но по факту все люди (и дети тут не исключение) очень сильно отличаются как обучаемостью, так и характером. Кто-то упрямый, кто-то безвольный; кому-то дано, кому-то нет (бывает и такое). Могу сказать только одно: чаще всего результатов добивается не самый способный, а самый упрямый. Поэтому подавляющее число хороших спортсменов-бальников — это очень трудолюбивые люди, которые даже ВОПРЕКИ смогли добиться результатов.

В связи со всем, что я написал выше, обращаюсь к родителям: «не ждите чуда». Тренер не Бог! Все, что от нас зависит, мы (я не единственный тренер который будет принимать участие в тренировочном процессе) будем делать, но основное бремя будет лежать на вас и вашем ребенке. Это надо понимать до того как примете окончательное решение вести ребенка в бальные танцы. А так мы будем рады стать тем трамплином, который сделает ребенка в конечном итоге ЗВЕЗДОЙ, Ждем вас на занятиях.

PS Если вы, по каким то причинам, не смогли заниматься с первого дня, это не великая проблема. При желании можно нагнать группу.

История бальных танцев

Бальные танцы родились в Англии в конце XVIII начале XIX века. Тогда танцы исполняли на великосветских балах. В последствии в конце XIX начале XX века бальные танцы получили всеобщую популярность. В конце XIX века стали проводить первые конкурсы.

В Англии возникли и первые организации учителей бального танца, такие как Британская ассоциация учителей бального танца (1892 г.), Альянс Соединенного королевства (1903 г.) и Имперское общество (1904 г.).

В начале XX века соревнования по бальным танцам получили широкое развитие. И в 1909 г. прошел первый Чемпионат мира. Его организовал в Париже Камиль де Реналь. В программу чемпионата входило всего четыре танца. Это были Boston, Tur Key Trot, One-step и Tango.

В то время особую популярность имела газета «The Dancing Times», которая совместно с Камилем де Реналем стала организатором полуофициального Чемпионата мира в Лондоне
Победителем лондонского чемпионата по бальным танцам стал Виктор Сильвестр. в Виктор Сильвестр это не только организатор танцевальных шоу-программ на телевидении, но и автор книг о бальных танцах.

Фокстрот был впервые показан в Лондоне в 1914 г., а с 1921 г. фокстрот, наряду с вальсом и танго был признан стандартной программой, так начал формироваться английский стиль исполнения бальных танцев и начал широко распространяться по всему миру.

Со временем выделилось всего десять танцев, которые танцоры сейчас исполняют в качестве конкурсной программы. Танцы европейской программы: медленный вальс, танго, медленный фокстрот, быстрый фокстрот или квикстеп, потом и венский вальс.

Первые исполнители бальных танцев:
Джозефин Брэдли, Филис Хейлор, Виктор Сильвестер, Алекс Мур, Т. Палмер и Е. Споуорт, С. Фармер и А. Роскоу и многие другие.

В 1921 году прошел Первый фестиваль в Блэкпуле, курортном городе на северо-западе Англии. Блекпульсткий фестиваль стал легендой бального мира. Стал проводиться ежегодно (перерыв был лишь на время II Мировой войны).

В 1948 г. в рамках Блэкпульского фестиваля прошел первый мировой конгресс учителей бального танца. Были определены не только стили и стандарты исполнения бального танца, но и была создана система медальных тестов. С тех пор каждый год лучшие педагоги и танцоры со всего мира выступают с лекциями на Блэкпульском педагогическом форуме.

Сейчас Блэкпульский фестиваль превратился в открытый чемпионат мира, и сегодня является самым престижным турниром для танцоров всего мира.

Параллельно с созданием профессиональных организаций бального танца в мире шло объединение (в основном в Европе) танцоров- любителей в клубы и национальные любительские организации.

Так в 1935 г. в Праге была создана первая Международная федерация танцоров-любителей (FIDA). Это были любительские ассоциации Австрии, Англии, Германии, Голландии, Франции, Швейцарии, Чехословакии и Югославии. Позднее к ним присоединились страны Балтии, Бельгии, Италии, Канады и Норвегии. Первым президентом был избран Франц Бюхлер из Австрии.
Первый чемпионат мира среди любителей прошел в Германии в городе Бад Нойхейме в 1936 г. В нем приняли участие танцоры из пятнадцати стран и трех континентов.

В конце 40-х гг. ХХ века латиноамериканские танцы начали приобретать особую популярность. Латиноамериканские зажигательные ритмы покорили танцевальный мир. Начали разрабатываться технические основы латины. А в 1948 г. был опубликован первый учебник по латиноамериканским танцам «Theory & Technique of Latin-American Dancing» под редакцией Франка Бэрроус, а в 1950 г. вышла в свет еще одна учебная книга – книга Дмитри Петридеса по латиноамериканским бальным танцам.

С ХХ века латиноамериканская программа включала в себя ча-ча-ча, самба, румба, пасодобль и джайв. Таким образом, произошло расширение программы бальных танцев в нее были включены латиноамериканские танцы.

Программа бальных танцев расширилась и стала включать несколько направлений:

  • европейская программа (прежнее название – «бальные танцы»),
  • латиноамериканская программа,
  • программе 10 танцев, которая включает в себя танцы обеих программ.

В то время у танцоров еще не было четко выраженной специализации в какой-то одной программе. Танцевали все программы. Специализация началась лишь в середине 70-х гг. ХХ века.
С течением времени спортивные бальные танцы получили распространение по всей Европе, в Азии и в Америке.

Конкурсная система бальных танцев продолжает свое развитие. Много проводится различного уровня турниров и среди них, наряду с «Блэкпулом«, начинают выделяться несколько. С 1953 г. в знаменитом концертном зале «Royal Albert Hall» в Лондоне известный педагог Элса Уэллс начала проводить свой ежегодный конкурс «International».

С 70-х гг. во многих странах общепринятым стало его другое название бального танца – танцевальный спорт.

Германия начинает постепенно занимать все более прочные позиции в танцевальном спорте. Одним из крупнейших в мире по числу участников с 1987 г. становиться турнир «German Open» в г. Штутгарт.

В 80-е гг добавились и другие турниры, ставшие важными событиями в танцевальном спорте: «United Kingdom Championships» г. Борнемут Англия и «US Open» г. Майами США.

В этот период началась специализация танцоров по конкретным программам, что привело к появлению ярких латиноамериканских и европейских «звезд».

Звезды латиноамериканской программе 70-х – начале 80-х годов:
трехкратных чемпионов мира Ханса-Петера и Ингеборг Фишер (Австрия),
Сэми Стопфорда с Ширли Стопфорд, а затем с Барбарой Маккол,
пятикратных чемпионов мира Алана и Хейзел Флетчер,
двухкратных чемпионов мира Эспена и Кирстен Салберг (Норвегия),
Питера Максвелла и Линн Харманн,
Дэвида и Дениз Сикамор и др.

в 80-90-е годы:
четырнадцатикратные чемпионы мира Донни Бернс и Гейнор Фейвезэр
Юкка Хаапалайнен и Сирпа Суутари (Финляндия),
Ханс Гальке и Бьянка Шрайбер (Германия)

Звезды европейской программы:
Стивена и Линди Хилер,
пятикратных чемпионов мира Майкла и Вики Барр и др.

в 80-90-е годы
Джон Вуд и Энн Льюис,
Эндрю и Лорейн Синкенсен.

В 90-е годы рассвет итальянской школы бального танца:
Массимо Джиорджиане и Алессия Манфердини,
Вильям Пино и Алессандра Бучарелли,
Фабио Селми и Симона Фанчелло и другие.

С 1983 г начал проводиться открытый чемпионат Италии (Italian Open) в Червии.

Бальные танцы покорили и Азию. С 2002 г. становится турниром с самым крупным призовым фондом Открытый чемпионат Японии «Asia Open» для профессионалов.

С конца XX века Россия активно включается в мировой танцевальный спорт. Российские профессиональные дуэты успешно представляют нашу страну на крупнейших турнирах за рубежом.

Одновременно в России начинают проводиться конкурсы, привлекающие ведущие зарубежные танцевальные пары.

Прежде всего, таким турниром, начиная с 1995 г., становится ежегодно организуемый в Москве Кубок мира по латиноамериканским танцам.

Еще один крупный турнир, который проводится ежегодно в конце октября и длится целую неделю это Открытый чемпионат России по танцевальному спорту «Дэнс Аккорд». В настоящее время это самый многочисленный турнир не только в России, но и в мире.

Чем спортивные бальные танцы отличаются от обычного танца в паре? Избитая тема, надоевший вопрос. Первое что приходит на ум – турниры, рейтинг, титулы, баллы и прочее. Конечно, поспорить с тем, что спорт без соревнований невозможен, сложно, однако в наши дни можно устроить и чемпионат по вязанию крючком. Причем, если на нем окажется бабушка с Украины, без особого труда удастся присвоить турниру международный статус, и Марья Ивановна потом с гордостью будет демонстрировать внукам диплом чемпионки мира. Мне хочется поделиться собственным опытом в данной области.

Начав чем-либо заниматься, я испытываю объяснимое желание добиться успеха в избранной мной сфере. Раньше для меня успех означал лишь одно – стать лучшей. Желательно, чтобы мне при этом выдали бумажку с надписью «лучшая» и медальку, хотя бы и шоколадную. Отголоски детства: спортивная школа, музыкальная школа, пионерские лагеря, где меня избаловали подобными титулами, порой не имеющими под собой никаких оснований и не требовавшими особого труда. Печально, но отдав семь лет жизни художественной гимнастике, я так и не поняла, что такое спорт.

Осознание пришло совсем недавно и именно благодаря занятиям бальными танцами. Спортивными бальными танцами. Сразу признаюсь, я не участвовала ни в одном конкурсе. Но теперь я знаю точно, спортивная составляющая не только в этом. Первое и основополагающее условие – особенный, спортивный, характер тренировок. Чтобы описать его максимально точно, хочу прибегнуть к поэтапному сравнению танцевального спорта с другими общепризнанными видами. Итак, приступим.

Все виды спорта направлены на гипертрофированное развитие специфических возможностей человека. Постоянные тренировки позволяют спортсменам делать то, на что не способно большинство людей. Спорт был создан, чтобы поражать. И вслед за древнегреческими атлетами спортсмены 21-го века ставят перед собой данную цель. Тот же принцип наблюдается и в спортивных танцах. Те же «быстрее, выше, сильнее», только с добавлением эстетической составляющей. Когда мы смотрим выступления лучших танцоров, мы восхищаемся скоростью и точностью движений, пластикой тела, объемностью и выразительностью исполняемых фигур. И задача тренера ориентировать своих подопечных именно на такие заоблачные высоты, объясняя при этом, что достижение совершенства важно не более чем путь к нему. А путь нужно начинать с основ, с простейших движений и монотонной работы над тем, что может показаться элементарным. И если вам повезет попасть к талантливому педагогу, даже вытягивание носочка покажется вам увлекательным занятием. Мне повезло. Но речь сейчас не об этом. Мы подошли к первому фундаментальному принципу спортивной тренировки – отработка правильного выполнения базовых элементов. Если в акробатике, к примеру, от того, как спортсмен выпрямляет колени и тянет носочки, может зависеть его жизнь и здоровье, то в СБТ все не настолько сурово. Однако красивого движения без правильной постановки всех частей тела не получится. При этом эта самая постановка достигается не за одно занятие. Даже если вы пришли на танцы в сознательном возрасте и уже прекрасно понимаете, чего от вас хочет тренер, без работы над собой (ежедневной, упорной, с потом и болью в мышцах) результата не будет. Но если вы не щадите себя и тренируетесь, то наградой вам будет — нет, не шоколадная медалька – непередаваемое ощущение от того, что ваше тело выполняет элемент без лишних движений, используя только нужные мышцы, и со стороны оно кажется совсем простым и понятным. Вот только повторить его вряд ли кто сможет, не пройдя тот же путь, что и вы.

Спорт всегда развивается от простого к сложному, рекорды обновляются, чемпионы прошлых десятилетий проигрывают современным подросткам – юниорам. Это нормальный ход вещей. В танцах сейчас модно возвращение к корням — истокам, народному, природному началу, естественному движению и т.п. Что же, каждому свое. История бальных танцев насчитывает несколько десятилетий, и, благодаря талантливым танцорам, обладающим эстетическим вкусом, народные по своей природе танцы прошли долгий путь развития, вобрав в себя достижения различных видов пластического искусства. И современная бальная «десятка» продолжает идти по пути усложнения, приходят спортсмены, которые делают то, что раньше никто не мог. И в этом жизнь, в этом спорт. Начиная с основ, в дальнейшем тренер на спортивной тренировке требует от учеников работы на пределе возможностей. Испытывать разочарование, злиться на себя за неспособность справиться с поставленной задачей, собирать волю в кулак, в сотый раз пытаться сделать тот или иной элемент, и на сто пятнадцатый сделать его – вот что значит для меня заниматься спортом.

Приходя на тренировку в школу танцев для взрослых De Gozo, я осознаю, что то, чем я занимаюсь, действительно имеет право называться спортивными бальными танцами. И пусть мне не суждено проверить на прочность паркет Блэкпула, я все равно становлюсь лучшей на каждом новом занятии, побеждая в соревновании себя вчерашнюю.