Что такое детский сюжетный танце

Что мы знаем про танец эстрадный?

Танец… Эстрадный, бальный, народный, современный. Разве он может не завораживать? В детстве все мы стремимся двигаться так, как наши кумиры. Мы позируем перед зеркалом, воображаем и фантазируем. И лишь самые решительные из нас в конце концов отваживаются записаться в соответствующую секцию или кружок.

По мнению специалистов, такого рода физические упражнения серьезно помогают в формировании осанки у подрастающего поколения, ведущего преимущественно сидячий образ жизни. Именно поэтому, видимо, детские эстрадные танцы в последнее время становятся все более и более популярными. Каждый же, независимо от возраста, стремится быть здоровым и привлекательным! Это всегда модно, а значит, должно быть востребовано.

Но что же такое танец (эстрадный, классический, современный – вид сейчас не имеет особого значения)? Можно ли дать достаточно емкое определение?

Это мы постараемся обсудить в данной статье.

Что понимать под танцем?

С точки зрения профессионалов современным эстрадным танцем считается музыкально-хореографическая миниатюра с четко выраженной идеей драматургического построения:

  • экспозицией;
  • завязкой;
  • развязкой или кульминацией;
  • финалом.

Также под драматургическим построением эстрадного танца подразумевается не только его сюжет, но и выразительные танцевально-игровые или танцевальные эпизоды художественного номера.

Кроме этого, необходимо в постановочном решении или в характере исполнения танца предусмотреть элемент неожиданности.

Танец эстрадный. Основные характеристики

К основным характеристикам эстрадных номеров относят легкую приспособляемость к разнообразным условиям, сосредоточенность художественно-выразительных средств и кратковременность.

В зависимости от применяемой техники жанра в эстрадном танце его классифицируют как бытовой, классический, ритмический (степ, чечетка), пластический и акробатический.

В эстрадном танце ярко выражается синтетичность средств хореографии, музыки, вокала, режиссуры, сценографии, света, костюмов, декорации и разных технических эффектов. Благодаря этим отличительным характеристикам эстрадные танцы создали основу для возникновения шоу – нового направления в эстраде.

Разновидности эстрадных танцев

Существуют следующие виды эстрадных танцев:

  • классический эстрадный танец, почти совмещенный с акробатическим виртуозностью поддержек;
  • акробатический эстрадный танец с определившимися внутренними тенденциями разных тематических образов: лирики, героики, гротеска;
  • сюжетно-танцевальная миниатюра или сюжетно-характерный эстрадный танец;
  • народный эстрадный сольный или массовый танец;
  • военная эстрадная сольная или массовая пляска, созданная элементами пантомимы, строевых упражнений и народных танцевальных движений, исполняющаяся под военную и народную музыку;
  • ритмический эстрадный танец с приемами бального, бытового танца, чечетки и степа.

Как мы видим, современный эстрадный танец включает в себя множество компонентов, заимствованных из других стилей и направлений.

Почему малышам стоит заниматься танцами?

Детям необходимо заниматься танцами не только для очевидной радости и удовольствия, но и для хорошей физической подготовки.

В спортивно-эстрадные танцы включена целая система танцевальных и физических упражнений, которые развивают ловкость, выносливость, гибкость, координацию движений, вырабатывают правильную осанку, укрепляют суставы и мышцы, учат ориентации в пространстве и вырабатывают чувство ритма.

Занимаясь спортивно-эстрадными танцами, дети смогут узнать и изучить:

  • элементы современного танца;
  • элементы классического танца;
  • детали народного танца;
  • упражнения с предметами (скакалкой, лентой);
  • упражнения без предметов (прыжки, повороты, взмахи, волны и т. п.);
  • акробатические упражнения;
  • ритмические упражнения на координацию движений с музыкой;
  • элементы спортивной и художественной гимнастики;
  • элементы пантомимы;
  • упражнения из разных видов спорта.

Богатое разнообразие и доступные упражнения эффективно воздействуют на организм и дают возможность заниматься танцами детям разных возрастных категорий. Современные педиатры часто советуют родителям найти подходящий ансамбль эстрадного танца для детей в своем и городе и записаться на занятия. Вреда от такого времяпровождения точно не будет, а преимущества, как говорится, налицо.

Что нужно для занятий танцами

Родители часто переживают о том, что такое увлечение станет очень обременительным для семейного бюджета, хотя в большинстве случаев это не больше чем заблуждение.

Чтобы начать заниматься танцами, необходимо всего лишь иметь удобную спортивную форму, танцевальную обувь (чешки, балетки или джазовки) и хорошее настроение.

Все занятия (не важно, какое направление вы предпочтете: танец эстрадный, бальный или, скажем, классический) проводятся по принципу от легкого к сложному, поэтому для начала изучаются основные связки, движения и маленькие постановки из различных направлений.

Уроки свадебного танца для молодых

В студии классического танца Пируэт вас научат танцевать классическую хореографию, помогут приобрести королевскую осанку и растяжку, о которой вы давно мечтали! Все еще не верите, что такое может быть? Тогда приходите на пробное занятие.

Народный танец — характерный и сюжетный — это наша история и богатство. Приобщиться к культуре народов России могут и дети г. Казани. Детский хореографический ансамбль народного танца «Родник» помогает юным казанцам стать ближе к народным корням.

Что такое pole dance? Не стоит путать этот танец со стриптизом и другими направлениями фитнеса. Pole dance – уникальное сочетание танца, спорта, гимнастики и акробатики, требующее больших затрат энергии, выносливости, гибкости и женской грации. С недавнего времени в Казани проводятся чемпионаты по Pole Dance.

Поклонники свинга, трепещите! Вас ожидает первый в городе свинговый фестиваль — Blues Way 19-21 октября 2012! Многочасовые мастер-классы, 2 уровня подготовки, и, конечно же, танцы до утра под блюзово — джазовый аккомпанемент живых инструментов.

Казань – третья столица России в последние годы становится местом проведения многих культурных, в том числе и танцевальных, мероприятий. Не менее важными событиями являются фестивали и праздники для детей и молодежи, одним из которых станет Фестиваль в Казани по современным танцевальным направлениям KARAVAN.

В разгар весны с 13 по 15 апреля в Казани пройдет V — юбилейный семинар и батизадо школы «Real Capoeira Kazan». Среди специальных гостей мероприятия выдающиеся капоэйристы и руководители капоэйра – центров.

Постановка свадебного танца

На каждой свадьбе традиционно исполняется свадебный танец молодых. Так сложилось, что в России классическим свадебным танцем всегда был вальс. Традиции остаются, но со временем трансформируются в разнообразный ряд свадебных танцев. Это по-прежнему может быть вальс (медленный, венский, с элементами фигурного вальса), а можно разнообразить торжество медленным фокстротом, или любым парным танцем: танго, румба.

Естественно, даже самым подвижным и с детства танцующим людям придется пару раз отрепетировать намеченный «номер». Но в этот раз это будет занятие по постановке свадебного танца. Оно приятно лишь только потому, что проводятся вместе с вашей второй половинкой. Можно выразить в танце свои чувства, поставить сюжетный танец, номер с сочетанием различных стилей, задействовать реквизит.

Главное, чтобы свадебный танец молодых передавал их характер, отношение друг к другу, сочетался с общей стилистикой свадьбы.

Ну, а если вы даже не представляете себе, как исполнить латиноамериканский танец на собственной свадьбе перед сотней гостей и при этом выглядеть так, словно вы со своей спутницей (спутником) жизни с детства занимаетесь танцами, то вы обратились по адресу.

Здесь важно выбрать подходящую школу танцев, а точнее педагога хореографа. Профессионал может приблизительно за месяц справиться с постановкой свадебного танца при условии, что занятия проводятся 2 раза в неделю, а дома жених и невеста «периодически» тренируются. За это время вы выучите рисунок танца, мышцы запомнят последовательность движений и в самый волнительный день, вам не придется переживать, вспомните ли вы следующее движение!

Тем, у кого нет никакой танцевальной подготовки и людям далеким от танцев и любого вида фитнеса, стоит подготовить свое тело к предстоящим нагрузкам. Лучше всего посетить урок классического танца для взрослых. Здесь вы сможете укрепить все группы мышц. Педагог хореограф займется правильной постановкой корпуса, головы и шеи. И тогда не только во время свадебного танца молодых, но и в течение всего дня и впоследствии ваша осанка будет королевской. А фото- и видеокамеры навсегда запечатлят ваши подтянутые фигуры для будущих поколений.

Но прежде чем заниматься непосредственно постановкой свадебного танца, стоит подумать о музыке для его сопровождения. Вы можете выбрать несколько любимых композиций и принести их на урок. Хореограф подскажет, какая наиболее подходящая или порекомендует другую музыку. Предпочтительно выбирать треки, продолжительностью до трех минут или свести фонограмму до нужного времени, чтобы сделать номер насыщенным и не наскучить гостям.

Стоит учесть и то, что свадебный танец молодых исполняется в особой праздничной одежде. Соответственно и отрепетировать пару раз придется в ней. Хотя невесте можно ограничиться юбкой / кринолином — нижней юбкой — каркасом / одной из юбок – самой широкой (если платье пышное). Но корсеты тоже, бывает, стесняют движения, поэтому важно рассчитать, сможете ли вы проделать все задуманные па в сложном платье.

На первые уроки свадебного танца можно взять удобную спортивную одежду и обувь для занятий танцами на мягкой нескользящей подошве. Впоследствии, как и в вопросе с одеждой, вам следует отрепетировать движения в вашей свадебной обуви.

Постановкой свадебного танца занимаются практически все школы и студии танца. Лучше всего воспользоваться знаниями и опытом профессионального хореографа свадебных танцев Казани.

Сюжетно-ролевой танец — как средство развития творчества у детей дошкольного возраста

КГКП детский сад №27 «Балдаурен».

«Сюжетно – ролевой танец – как средство

развития творчества у детей дошкольного возраста».

«Сюжетно – ролевой танец – как средство

развития творчества у детей дошкольного возраста».

Консультация для воспитателей.

Муз.руководитель. Гущина Е.Ф.

2012 – 2013 уч.год.

Движение под музыку — неотъемлемая часть пластической культуры человека, которая формируется с раннего детства. Оно воспитывает у ребенка музыкальный вкус и представления о красоте. Обучение танцевальным движениям и эмоциональность, вырабатывает красивую осанку и элегантную походку.

Овладение элементами хореографии повышает самооценку ребенка и уверенность в себе, учит доброжелательности, внимательности к окружающим. Танцевальные игровые импровизации обогащают детей яркими образами, создают условия для эмоциональной разрядки, развивают фантазию и воображение.

Проявление эмоциональных переживаний и намерений человека в мимике ( в выражении лица, в улыбке, в движении глаз), в пантомимике ( в движении тела, в осанке, жестах) и в интонации речи называются выразительными движениями – по определению, данному в психологическом словаре. Выразительные движения – это своеобразные «язык» для передачи чувств, оценок, желаний.

Что такое танец?

Танец — вид искусства, в котором художественные образы создаются средствами пластических движений и ритмически четкой и непрерывной смены выразительных положений человеческого тела. Танец неразрывно связан с музыкой, эмоционально-образное содержание которой находит свое воплощение в его хореографической композиции, движениях, фигурах.

Танец существовал и существует в культурных традициях всех человеческих обществ. За долгую историю человечества он изменялся, отражая культурное развитие. Существует огромное множество видов, стилей и форм танца.

Танец используется как способ самовыражения, социального общения, в религиозных целях, как состязательный вид спорта, как показательный вид искусства.

Танец возник из разнообразных движений и жестов, связанных с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями человека от окружающего мира. Почти все важные события в жизни первобытного человека отмечались танцами: рождение, смерть, война, избрание нового вождя, исцеление больного

Танцем выражались моления о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении.

Движения постепенно подвергались художественному обобщению, в результате чего сформировалось искусство танца, одно из древнейших проявлений народного творчества. У каждого народа сложились свои танцевальные традиции.

Танец возник из разнообразных движений и жестов, связанных с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями человека от окружающего мира. Почти все важные события в жизни первобытного человека отмечались танцами: рождение, смерть, война, избрание нового вождя, исцеление больного

Танцем выражались моления о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении.

Движения постепенно подвергались художественному обобщению, в результате чего сформировалось искусство танца, одно из древнейших проявлений народного творчества. У каждого народа сложились свои танцевальные традиции.

Каково происхождение и история танца.

Танцевальная культура казахского народа известна с древних времен. Народные танцы “Өрмек би”, “Қоян би”, показывающие жизнь охотников, шуточные, юмористические “Аю би”, “Насыбайшы”, “Ортеке”, “Қаражора”, “Тепекөк” — образцы древнего танцевального искуства. Танец всесторонне раскрывает быт казахского народа, его любовь к искуству. В музыкальном фольклоре сохранилось исполнение на сцене песни, танца, песни в сопровождении танца и т.д. В народе широко распространены праздники по случаю окончания трудового года и его начала, другие торжества. На праздниках, тоях исполнители вступали в состязания и показывали зрителям свое танцевальное мастерство. У казахов бытуют парные танцы девушки и джигита (“Қоян-бүркiт”), редко встречающиеся у других восточных народов. Искусство танца передавалось из поколения в поколение, каждое племя имело своих мастеров. Казахские народные танцы не имели канонизиров. вида. Чаще они исполнялись в форме импровизации. На танцеваль-ных состязаниях эмоциональный жизнерадостный характер сочетался с хореогра-фическими сценками. Эти особенности присущи танцу “Сылыма”. Искусство танца верхом на коне имело свои особенности. Подчинить коня своему ритму могли только профессионалы.

Признаки национального театрального искусства опираются на древние народные обычаи и обряды (беташар, бәдік, жар-жар, жоқтау, қоштасу, қыз кәде, шілдехана), игры (алтыбақан, қыз ойнақ, қынаменде, ортеке, судыр-судыр), айтысы акынов и ораторское мастерство. Рождению казахского театрального искусства способство-вало открытие в Уральске, Оренбурге, Омске русских профессиональных театров.

Сюжетно-ролевой танец — это жанр танцевального искусства возник позднее хороводов.

В сюжетных танцах средствами народной хореографии отражаются конкретные явления из окружающей жизни и природы. Название танца определяется его содержанием. Так, например, танец «Лесорубы» получил такое название потому, что сюжетом его является трудовой процесс рубки леса.

В общей композиции танцев этого типа, т.е. в последовательности танцевальных фигур, ясно видно логичный и четкий развитие сюжетной линии.

По тематике сюжетные танцы можно разделить на группы, где основной темой являются:

А) труд («Шевчик», «Кузнец», «Косарь», «Лесорубы», «Лен» и др.);

Б) народная героика («Опришки», «Аркан» и т.д.);

В) народный быт («Катерина», «Волынь», «Горлица»);

Г) отдельные явления природы и изображения производственных орудий крестьянина в действии («Гони ветер», «Звездочка», «Воз» и др.);

Д) обычаи птиц и животных («Гусь», «Козлик», «Бычок»).

В период от 3 до 7 лет дети интенсивно растут и развиваются. У них возрастает потребность в движении. И если эти движения преподносят им в интересной игровой форме, имитируя животных, птиц, и ко всему этому добавляется музыкальное сопровождение – то это благоприятно влияет на эмоциональный мир ребёнка.

Движение и игра – важнейшие компоненты жизнедеятельности детей, они всегда готовы двигаться и играть – это ведущий мотив их существования, поэтому свои занятия по хореографии я начинаю со слов: “Мы сейчас будем играть…”, “Мы сейчас превратимся…”, “Мы сейчас отправимся в путешествие…” и т.п.

Ознакомление с хореографией в дошкольном возрасте начинается с элементарных движений – это работа стопами (карандашики – утюжки), корпусом (гордый носик, пристегивание животика на пуговку), руками (тарелочки, фонарики, пальчиковая гимнастика), ногами (выставление на пятку, на носочек, вперед, в сторону).

Через подражание – самый доступный детям способ восприятия любой двигательной деятельности они получают представление о том, как танцевальное движение выражает внутренний мир человека, что красота танца – это совершенство движений и линий человеческого тела, лёгкость, сила, грация .Подражательные или имитационные сюжетно-образные движения имеют большое значение в развитии и обучении детей дошкольного возраста разнообразным видам основных танцевальных движений. С подражания образу начинается познание ребёнком техники движений и танцевальных упражнений, игр, театрализованной деятельности.

Знакомство с подражательными движениями начинается с раннего возраста в упрощенной форме с постепенным усложнением техники выполнения, эмоциональной передачи характера данного образа (мимикой, движениями всего тела и т.д.). Дети с удовольствием инсценируют сюжеты песен, хороводных игр, перевоплощаются в сказочные или реальные персонажи, проявляя при этом фантазию, выдумку, инициативу, используя разнообразную мимику, характерные жесты, действия.

Эффективность подражательных движений заключается в том, что через образы можно осуществлять частую смену двигательной активности из разных исходных положений и с большим разнообразием видов движений: ходьбы, бега, прыжков, ползаний и т.д., что даёт хорошую физическую нагрузку на все группы мышц. С помощью подражательных движений дети удовлетворяют свои двигательные потребности, раскрывают свои природные способности.

Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших и проблем, привлекающих внимание. Формирование танцевального творчества – это одна из программных задач детского сада. Обучение детей отдельным движениям и танцам является подготовкой к творчеству. Формирование творческих качеств личности необходимо начинать с детского возраста. Дошкольников как можно раньше следует побуждать к выполнению творческих заданий, необходимо динамично связывать обучение и творчество, т.к. творчество – один из методов освоения предлагаемого для изучения материала.

Возбудителем творческой фантазии является музыка, она направляет творческую активность. Полученные от музыки впечатления помогают выражать в движениях личные эмоциональные переживания, создавать оригинальные двигательные образы. Поэтому необходимо очень осторожно подходить к подбору музыкального репертуара. Музыкальное произведение должно соответствовать возрастному критерию, должно иметь свою драматургию, которая сможет активизировать фантазию, направить её, побудить к творческому использованию выразительных движений.

От изображения животных, мы переходим к имитации людей, их характеров. Показ, имитация человеческих характеров затрагивает эмоциональную и духовно-нравственную сферу ребёнка, формирует моральные качества, учит отличать прекрасное, приобщает к миру духовности и красоты.

Живой интерес у детей вызывает сюжетный танец, который является очень яркой формой проявления творчества, фантазии, сочетает в себе музыку, движение, драматизацию. Привлекательность сюжетного танца обусловлена созданием своеобразной игровой ситуации, образным перевоплощением, разнохарактерностью персонажей и их общением между собой.

Для того, чтобы произошло общение, своеобразный диалог между партнёрами, необходимо их взаимопонимание, которое невозможно без знания выразительного языка пантомимических и танцевальных движений, без умения видеть в танце особую форму “рассказа” и воспринимать отдельные выразительные движения, как специфические средства, передающие сюжетное развитие танца.

Особенности сюжетного танца создают благоприятные условия для возникновения и развития танцевального творчества у детей дошкольного возраста.

Плюсы сюжетного танца в работе с детьми.

Сюжетные танцы – это танцы, которые всегда хорошо воспринимаются зрителям, но с точки зрения постановки – наиболее сложные. И трудность их заключается в первую очередь в том, что нужно выбрать тему – доступную для понимания детей и подобрать соответствующий музыкальный материал. В сюжетных танцах для детей действующих образов не должно быть много. Как правило это 2-3(к примеру — мыши и кот; лиса, волк и зайцы ) Сюжетные детские танцы не могут быть очень продолжительны, т. к. расплывется драматургия. Все части драматургии должны четко просматриваться : -экспозиция; -завязка; -развитие действия; -кульминация; -развязка. Костюм четко соответствует персонажу. Сюжетные танцы предполагают и атрибутику в детском танце — это морковки, ведра и т.д. Сюжетный танец — очень яркая и выразительная форма детской художественной деятельности, которая вызывает живой интерес у детей (исполнителей и зрителей). Привлекательность сюжетного танца обусловлена его особенностями: образным перевоплощением исполнителей, разнохарактерностью персонажей и их общением между собой в соответствии с сюжетным развитием. Благодаря этим особенностям в нем создается своеобразная игровая ситуация, побуждающая детей к творчеству и, следовательно, способствующая его развитию. Разнохарактерность персонажей устраняет в этом виде танца возможность подражания детей друг другу (ведь хищный волк не может двигаться, как грациозная лиса). Это побуждает каждого участника самостоятельно следить за исполнением своих движений. Сюжетное развитие помогает ребенку видеть в танце особую форму «рассказа» и воспринимать выразительные движения как специфические средства, передающие его содержание, т.е выступающие в качестве своеобразного языка. Музыкальные произведения, предназначенные для сюжетных танцев должны содержать яркие и узнаваемые образы, доступные детям по содержанию, близкие их жизненному опыту и выраженные простыми ясными средствами, побуждающие к движению, подсказывающие» его. Работа над сюжетным танцем начинается с рассказа сюжета будущей постановки детям, с восприятия музыкального материала. Игрушки, атрибуты, декорации побуждают детей к более выразительному исполнению. Это помогает детям представить ситуацию, чтобы воссоздать ее в движениях. Работа над выразительностью исполнения начинается сразу же после первого знакомства ребенка с движением и продолжается на протяжении всех этапов эго освоения. Из своего опыта — первоначальное освоение пантомимических движений проходит без инструментального сопровождения. Прежде всего, дети выполняют жест, характерный для персонажей, сопровождая его проговариванием определенных слов, которые раскрывают значение этого жеста. Затем движение исполняется с инструментальным сопровождением в заданном ритме. Такая последовательность заданий помогает принять детям условность исполнения жестов с музыкой. Наряду с этими методами ,конечно же важен выразительный показ движений, который задает наглядный образец исполнения, формирует у детей представление о правильном способе выполнения движений. И здесь важно «по-настоящему» воспроизвести эмоцию, чтобы дети почувствовали и сумели ее повторить.

Сюжетный танец в детском саду – это интересно.

Сюжетный танец в детском саду – это интересно.

Детский танец в классических балетах

Исторические аспекты детского танца в классических балетах. Детский танец как фактор положительной мотивации к занятиям хореографическим искусством. Особенности детского музыкального репертуара в постановке танцев. Детский театр танца им. Л. Якобсона.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Тольяттинский техникум технического и

По дисциплине: «История хореографии»

Тема «Детский танец в классических балетах»

студентка 3 курса группы СКД-310

специальности «СКД и НХТ»

специализации «Хореографическое творчество»

Артаментова Н. В.

Тема нашего курсового проекта звучит «Детский танец в классических балетах», и выбрана она вот почему. Танец является одним из самых любимых детьми видов искусства. Многие тысячи детей готовы с радостью посвящать свободное время занятиям хореографией. Особенно в наше время, финансовых и социальных кризисов, зачастую в семье на первое место встают вопросы о материальном благополучии, а вот вопросы нравственности или хотя бы развития вкуса к «прекрасному» постепенно уступает место поверхностной красоте: будь-то отношения между людьми, либо «общепринятым нездоровым стандартам» красоты. Все силы человека направлены на выживаемость и бездуховному обогащению.

Кто-то из великих мастеров сказал — истинное искусство очищает, приносит гармонию в мир. А Мэри Кларк в очерке о Галине Улановой сказал следующее: «Я уверена, что языком балета можно сказать зрителям много важного, раскрыть великую истину жизни, ее красоту и глубину человеческого сердца». Собственно, поэтому мы хотим рискнуть: и показать как можно средствами хореографии (а ее высшая форма — классический танец) сделать окружающий нас мир чуточку прекраснее, приобщая к нему детей, и тем самым, давая в будущее надежду.

Поэтому целью проекта мы выбрали следующее: раскрытие актуальности и особенности детского танца. Задачи проекта позволят нам прийти к цели путем многостороннего подхода к объекту исследования (детский танец), то есть с точки зрения:

1) изучения исторических аспектов детского танца на балетной сцене;

2) выявления факторов положительной мотивации детей к занятиям хореографическим искусством;

3) особенности подбора детского репертуара и репетиционной работы;

4) развития и воспитания нравственности, осознания прекрасного (от одухотворенности образа до эстетики движения, красоты музыки).

Исторические аспекты детского танца в классических балетах

Хореография — это прекраснейшее из искусств, заставляющее человека переживать целую гамму чувств и эмоций. Люди, работающие и прикасающиеся к хореографии, — это тонкие натуры, с эстетическим восприятием окружающей действительности, с изысканным вкусом и стилем.

Исторически детские танцы в балетах всегда и для всех танцовщиков были первой ступенью на входе в храм хореографического искусства. С этих номеров начинался артистизм юных исполнителей, познание их художественного начала в балете, сценическую дисциплину, оркестровую музыку и многие другие сценические требования, которые постепенно становятся профессиональными навыками, и формируют артистов балета.

В Мариинском театре начала 20-го столетия действовали традиции великого Мариуса Ивановича Петипа. Его балеты были неприкосновенны, их еще не коснулись реставраторы. Мариус Петипа почти во все свои балеты вводил детей. Иногда в одном балете, например, в «Раймонде», «Спящей красавице», были заняты и младшие, и старшие, средние и выпускные ученицы. Великий балетмейстер мудро смотрел вперед, хорошо осознавая, что фундамент артистизма, свобода поведения на сцене и даже профессиональное мастерство артиста закладывается с самого раннего детства.И здесь очень важно тонко пробудить в детях артистов, что является трудной и бесконечно интересной задачей. Детские номера всегда были жемчужиной спектакля.

Выдающиеся балетмейстеры, хореографы (см.приложение 1)

Ширяев Александр Викторович, 1867-1941

Якобсон Леонид Вениаминович, 1904-1975

Лавровский Леонид Михайлович (наст. фамилия — Иванов), (1905 — 1967)

Лопухов Федор Васильевич (1886-1973)

Виноградов Олег Михайлович (1937 по с.д.)

Великое наследие детских танцев

1. Детский венгерский танец из «Раймонды» М. Петипа, полонез и мазурка из «Пахиты»

2. Детский репертуар Александра Викторовича Ширяева

3. Детский репертуар Леонида Якобсона

4. Норвежские номера Евгении Петровны Снетковой-Вечесловой

5. Детские танцы в балетах «Сольвейг» Леонида Вениаминовича Якобсона

6. Детский танец из балета «Щелкунчик» и балет в постановке Игоря Бельского

7. Детский танец из балета «Тщетная предосторожность» в постановке Олега Виноградова

8. Танец «Сороконожки» в «Айболите», балет «Двенадцать месяцев» Бориса Фенстера

9. Елизавета Николаевна Громова (репетитор) и др.

Из воспоминания ученицы младших классов Вагановского училища (Елизаветы Николаевны Громовой)

«… К спектаклю все готовятся как к торжеству…Участие в балетах уже тогда давало нам ощущение счастья. В театре мы забывали про усталость, голод, холод…Бодрые, счастливые, перегоняя друг друга, мы торопились на сцену. Хорошо зная, что мы уже артисты, старались станцевать как можно лучше……Бывало, в одном балете мы были заняты в двух-трех актах («Конек-Горбунок», «Спящая красавица», «Раймонда»), как зверюшки мы быстро бегали по лестнице то на сцену, то со сцены в гримуборные, на ходу снимая головные уборы, парики, расстегивая костюмы…Гримировала нас воспитательница. Одной заячьей лапкой она румянила нам щеки, выводила два кругляша, другой пудрила нос. Это и был весь наш грим. Особенно нравился нам балет «Фея кукол». Танец кукол и солдатиков был просто прелестный! В бакстовских костюмах — роскошных пышных тюниках, больших шляпах и кружевах и лентах — мы напоминали очень красивых и дорогих кукол из самых роскошных магазинов. Этот танец всегда имел большой успех».

В качестве примера работы на номерами хотелось бы привести следующие исторические факты — эпизоды из творческой жизни выдающихся мастеров хореографии, таких как Владимира Ивановича Пономарева 1 , Игоря Бельского 2 , Олега Виноградова 3 , Бориса Александровича Фенстера 4

Владимир Иванович Пономарев 1 :

«Репетировал он спокойно, терпеливо, тщательно…Движения показывал в точной музыкальной последовательности, красиво и ясно…Учил движения сразу с головой и корпусом. «Взгляд не только украшает движение, оживляет его, — говорил Владимир Иванович,- но дает движению жизнь»…Особое значение придавалось уверенности исполнения…На сцене не теряйтесь, танцуйте смело. Если путаетесь, то путайтесь уверенно и только в музыку, непременно в музыку, тогда зритель не заметит ошибок». В классике он особо обращал внимание на строгость классических Форм танца. С ним мы долго и упорно учились ставить ноги в pas de basque на самые кончики пальцев. В мазурке из «Пахиты» и венгерском танце из «Раймонды» вырабатывались основы элегантности, характера, живость и легкость исполнения. «Характер танца, — говорил Владимир Иванович, — подсказывает музыка…» Он уже тогда учил нас быть актерами: «…Пойми и запомни, кого и как ты изображаешь…Учи сразу, тогда танец и игра будут смотреться естественно, потом труднее соединять».

Игорь Бельский на репетиции первого акта балета «Щелкунчик», «Кукольный театр Дроссельмейера»:

«Сцену первого акта исполняют младшие учащиеся хореографического училища. Эта сцена выстроена точно, актерски и танцевально интересно, дети разыгрывают ее с большим интересом. На своих репетициях он увлекательно рассказывал сказку про Щелкунчика. Забавно было смотреть, как огромный мужественный Бельский изображал маленькую, изящную капризную принцессу Пирлипат. Также выразительно и точно он изображал Короля мышей, что вызывало страх у детей».

Одним из блистательных постановщиком детских танцев является Олег Михайлович Виноградов 3 . В «Тщетной предосторожности» он поставил очаровательный детский танец на старинных французских народных движениях. Этот танец открывал свадьбу Лизы и Колена. Во время постановки Олег Михайлович тщательно показывал движения детям, объясняя, что танцевать надо необычно, словно скользя на коньках. Большое внимание уделял корпусу, требовал, чтобы корпус «играл», был живым. Детям танец очень нравился, и они старались изо всех сил. Сольная пара на фоне детского кордебалета выглядела прелестно. Мелкие и четкие рas de bourree чередовались с необычными поворотами. Интересны были и положения рук, никогда ранее не встречавшиеся в исполнении французских народных танцев. Красочность действия, происходившего на сцене, напоминала старинную французскую гравюру. Зрители всегда дружно принимали этот очаровательный танец, задорно исполняемый юными артистами.

В балете «Доктор Айболит» в постановке Бориса Александровича Фенстера 4 (балетмейстера богатого режиссерского дарования) на музыку Морозова есть забавный менуэт Сороконожки. Когда на сцене появлялась длинная зеленая гусеница с нарядно украшенной гигантским красным бантом головой, зрители ее восторженно встречали. Забавно было смотреть, как 40 тоненьких ножек изящно выделывали pas элегантного менуэта.

Номер по синхронности исполнения трудный, если одна непослушная нока ошибалась, это была клякса в номере. Протанцевав свой менуэт, Сороконожка уходила за кулису под долго не смолкавшие аплодисменты, кокетливо кивая огромной головой и помахивая маленьким хвостиком. Этот номер по своей образности и костюму очень оригинальный для сценической практики учащихся младших классов хореографического училища.

2. Детский танец, как фактор положительной мотивации к занятиям хореографическим искусством

«Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость» (А. Макаренко)

Чувства, эмоции играют в искусстве огромную роль — как в творчески созидательном, так и в перцептивном процессе.

Л.С. Выготский писал: «…все решительно психологические системы, пытающиеся объяснить искусство… представляют собой комбинированное в том или ином виде учение о воображении и чувстве». Воображение свободнее и богаче натуры, что имеет огромное значение для детского восприятия.

Каждый участник процесса создания балетного спектакля вкладывает в общее дело свои чувства и энергетику, а на выходе этот мощный заряд передается зрителю, и такая встреча мало кого оставит равнодушным. Дети особо благодарный зритель, они хорошо чувствуют энергетику сцены.

В учебном и творческом процессе следует развивать у детей сознательное отношение к выполняемым задачам, добиваясь от участников точного понимания своих действий — как сценических, так и танцевально-технических. Ставя перед ребенком ту или иную сценическую задачу, нужно стремиться пробудить в нем фантазию, добиваясь (увлекательным рассказом, ярким показом, этюдной работой) сознательного сценического поведения и активного отношения к творчеству. Тогда любые, даже самые невероятны детали и обстоятельства станут для него возможными для исполнения.

Создавая танцевальные композиции для детей, важно виртуозно и творчески использовать те элементы, движения, комбинации, которые уж усвоены исполнителями в процессе учебной работы. В каждой новой постановке необходимо качественно, новые положения, новы движения и их сочетания, в этом случае происходит процесс взаимообогащения: учебная работа отражается на творческой, и работа балетмейстера, в следствии, будет двигать вперед учебную, развивать технические и актерские возможности исполнителей.

В постановочной работе нужно также учитывать возрастные особенности детей. Ученица Вагановой, Елизавета Громова, вспоминает: «Когда давали свет, нашим глазам во всей своей сказочной красоте открывался чудесный мир балета. Глаза разбегались от чудо-превращений, ярких костюмов, изумительных танцев».

«Дети обожают… спектакль! — Говорит Анастасия Сташкевич, солистка балета ГАБТ — Когда я танцую «Чиполлино», у меня в очередь записываются маленькие зрители. … раз сходили, просятся второй . А как они визжат после спектакля. ».

С чем связано такое сильное эмоциональное воздействие на ребенка? Действия на сцене воспринимаются ими как некое волшебство, игра, что созвучно их внутренним детским потребностям. Именно в детском возрасте две основанные на фантазии формы деятельности — игра и начатки художественного творчества — сближаются друг с другом в максимальной степени.

Занятия хореографическим искусством способствуют физическому развитию детей и обогащают их духовно. Это гармоничное занятие привлекает и детей, и родителей. Ребенок, владеющий балетной осанкой, восхищает окружающих. Но ее формирование — процесс длительный, требующий многих качеств от детей.

Дисциплинированность, трудолюбие и терпение — те свойства характера, которые необходимы не только в хореографическом классе, но и в быту. Эти качества годами воспитываются педагогами-хореографами и определяют успех во многих делах.

Чувство ответственности, так необходимое в жизни, двигает детей, занимающихся хореографией, вперед. Нельзя подвести рядом стоящего в танце, нельзя опоздать, потому что от тебя находятся в зависимости другие, нельзя не выучить, не выполнить, не доработать.

Аккуратность в хореографическом исполнительстве, опрятность формы в хореографическом классе переносится и на внешний вид детей в школе. Они выделяются не только своей осанкой, но и прической, чистотой и элегантностью ношения самой обыкновенной одежды.

хореографический детский балет танец

3. Особенности детского репертуара (хореографический язык, композиция детских танцев, музыка)

Следует учитывать, что исполнительские возможности детей ограничены, поэтом хореограф должен уметь отобрать танцевальные движения и, соединяя их в интересных сочетаниях, строить из небольшого числа движений и элементов множество танцевальных фраз. В этом отношении интересны работы крупнейших хореографов — Л.Якобсона, П. Вирского, Б. Фенстера.

Создавая танцевальные произведения для детей, автору необходимо стремиться к доступности хореографического языка. Движения должны быть просты и в то же время интересны. Не стоит увлекаться обилием разнообразных ритмических фигур, технических сложностей. Видя на первых репетициях, что язык постановки юному исполнителю не доступен, у него пропадает желание заниматься. И напротив, если он начнет понимать композицию, то уже не отступит перед трудностями, а будет упорно работать.

Метод предварительной этюдной работы с последующим обогащением найденной игровой сцены танцевальным содержанием очень полезен в работе с детьми именно при постановке сюжетных танцев.

Тема танцевальной композиции определяет и принципы формирования репертуара для детского хореографического творчества. Включая ту или иную композицию в репертуар, хореограф должен детально изучить ее с точки зрения актуальности темы, ее воспитательного воздействия, творческого интереса, возможностей совершенствования творческого мастерства исполнителей. В процессе формирования репертуара необходимо стремиться к сохранению постановок, наиболее интересных с творческой стороны, ярких по мысли и ее сценическому воплощению, в которых наиболее полно отражается творческая индивидуальность коллектива.

Сохранение полноценных, прошедших испытание временем хореографических постановок в сочетании с непрерывной работой над новыми — основа репертуарной политики любого коллектива.

Репертуар детского танцевального коллектива составляется из лучших образцов танцевального фольклора мира, сюжетных композиций и небольшого числа постановок, созданных на основе классического танца, сюит и балетов (там, где участники имеют хорошую учебную подготовку). Это и будет итогом совместной целенаправленной работы детей и педагога-хореографа.

И еще, главное, на что должно быть обращено внимание преподавателя хореографии, — это раскрытие индивидуальности каждого из своих учеников, а они всегда разные, самобытные, неповторимые.

Несколько слов о народном танце. «Народный танец является основой хореографии. Он столь же разнообразен, сколько различны по своему национальному складу жизнь и культур разных народов» (Р. В. Захаров. Записки балетмейстера). Именно поэтому так важно включать в репертуар народные танцы. Однако народный танец, сочиняемый для детей должен быть «детским». То есть не примитивность его композиции (движения и рисунок может быть и сложными для исполнителей), а сохранение даже в бессюжетном номере того элемента игры и непосредственности, которые отличают поведение ребенка от взрослого.

3.1 Особенности детского музыкального репертуара в постановке детских танцев

Наряду с танцем важным фактором эстетического воздействия на детей является музыка. Удача постановки во многом определяется правильностью выбора музыкального произведения и глубины проникновения в его содержание. Замечено, что если музыкальное сопровождение урока или музыкальная основа танцевального произведения сложны для исполнителей, то дети быстро охладевают и к постановке, и к уроку. Наоборот, простая, доступная музыка пробуждает детскую фантазию, увлекает детей, помогает им преодолевать трудности.

Танцевальность, образность, ясная мелодия, четкий ритмический рисунок — необходимые качества танцевальной музыки детей. Музыкальное произведения, составляющие репертуар детского коллектива, знакомят детей с творчеством композиторов и народной музыкой. Поэтому балетмейстеру детского хореографического ансамбля необходимо вдумчиво и серьезно подходить к отбору музыкального материала, не только принимая во внимание его доступность и танцевальность, но и рассматривая как средство воспитания музыкальной культуры детей — исполнителей и зрителей.

Музыка создает эмоциональную основу, определяет характер танца, его развитие. Связь музыки и жеста, музыки и движения органична для природы ребенка. Восприятие музыки в танце активно, оно вызывает действие, действие танцевальное, то есть обусловленное той или иной хореографической образной формой, организованное во времени и пространстве. В этой созидательной активности кроются особенности музыкально-пластического воспитания — одной из задач обучения хореографии.

В начале XX века швейцарский композитор и педагог Эмиль Жак-Далькроз разработал систему музыкально-ритмического воспитания, которая до сих пор является одной из самых известных и популярных методик музыкального образования в мире. Далькроз справедливо полагал, что посредством общения с музыкой и танцем дети учатся познавать мир и самих себя, а занятия танцами не только развивают музыкальность, но и помогают раскрывать себя эмоционально и музыкально в творчестве, воспитать внимание, волю и коммуникабельность. Это доказывают и недавно проведенные исследования американских ученых, подтвердивших, что дети, занимающиеся танцами, опережают своих сверстников в развитии и добиваются больших успехов в жизни.

Если у ребенка развито чувство ритма, музыкальный слух и если он при этом подвижен, эмоционален и артистичен, ему необходимы занятия детскими танцами

3.2 Детский танец сегодня

В завершении немного расскажем о детском театре балета при Санкт-Петербургском Академическом театре балета имени Леонида Якобсона (см. приложение 2). Детский театр балета, основанный художественным руководителем государственного академического театра балета им. Л.Якобсона, народным артистом России, Лауреатом всесоюзных и международных конкурсов, профессором Юрием Петуховым — единственный в своем роде, театр, ставящий полнометражные классические балеты в собственной хореографии.

Тайна совершенства детского театра балета заключается в том, что созданный для детей, он в то же время пользуется приемами и теми же художественными средствами, что и театр для взрослых. Говорят, что детский театр не может быть профессиональным. Может! Может, потому что в нем работают профессиональные мастера, воспитывая и передавая свое мастерство юным артистам, которые дарят свою душу, любовь и талант Зрителям — детям.

Все партии с неизменным мастерством и на высочайшем техническом уровне исполняют дети в возрасте от 7 до 16 лет.

В репертуаре театра:

Классическое наследие: «Щелкунчик» в постановке Ю.Петухова

Современные постановки:«Чиполино» в постановке Полубенцева- премьера 2010г.

Наследие Леонида Якобсона: хореографические миниатюры

В нашей работе мы затронули значимую тему, актуальность которой раскрыта в проекте и подтверждена как историческими фактами, так и современностью, точнее необходимостью его сейчас. Детский танец в классических балетах и по сей день является актуальным. Верный принципам выдающегося мастера хореографии М. Петипа выполняет значимую педагогическую, нравственную и профессиональную роль. И возможно, с отдельного детского танца в балете началась и уже продолжается история постановки детских балетных спектаклей, где главными исполнителями становятся дети.

В завершении своей работы хотим поделиться своим опытом участия в детских балетах, так сказать взгляд изнутри: на примере детских балетных спектаклей «Снегурочка», «Пиноккио» хореографической школы М. М. Плисецкой Опыт участия в качестве исполнителя в роли Ямщика в балете «Снегурочка». Чтобы вовлечь детей в спектакль идет непрерывная работа балетмейстера и репетиторов. Балетмейстер объясняет и показывает средствами хореографии (классической, народной, свободной пластики) и актерского мастерства, репетитор работает над чистотой исполнения и выразительностью.

Зачастую маленькие исполнители становятся наравне с взрослыми и исполняют, если это необходимо, сложные pas, зачастую опережая программу. А иногда те движения, которые не получаются в классе в процессе репетиции осваиваются быстрее и качественнее. Через образ дети познают суть и эстетику сценического движения, которое позже изучается на уроке, в классе.

Большую роль здесь играет использование креативного танца, например: «Покажи, изобрази, как просыпается русский Ямщик, и его раздольную русскую душу». Иногда можно слышать такой разговор: «а ты танцуешь сегодня «снежинку. Или «ты кто — «подружка» или «мужик?»

Вот так постепенно танец все больше занимает место в жизни детей. Наблюдая за ними во время репетиций и спектакля, иногда «диву даешься», насколько они организованны, собраны, осознанны, ответственны и жизнерадостны. Далеко не у всех взрослых людей эти качества характера развиты. И еще раз хотим повторить, что настоящее искусство и талант настоящих мастеров пробуждают подлинную красоту в человеке не только эстетическую (красота тела, движения), но и душевные и личностные качества в будущем взрослом человеке.

1. А. Я. Ваганова. Основы классического танца, Издательство: Лань, С-ПБ, 2002 г, 192 с.

2. Басин Е.Я., Крутоус В.П.Философская эстетика и психология искусства. -М, Гардарики, 2007, стр.81.

3. Громова Е.Н. Детские танцы из классических балетов. Хрестоматия. С-ПБ, 2000 г, 256 с.

4. «Чиполлино», с Днем рождения!»//Танцевальный клондайк, №12.