Цыганский танец история возникновения

Цыганский танец

Наблюдая за огневыми плясками цыган трудно остаться равнодушным – ноги просто сами просятся в пляс, а руки начинают непроизвольно двигаться в ритме музыки. Цыганские танцы на протяжении многих веков создавались различными группами цыган. И танцы каждой группы ромалов отличались от танцев их собратьев, живущих в другой стране. Ведь благодаря своему кочевому образу жизни цыган можно встретить и в Азии, и в Европе, и даже в Африке. И танцевальные традиции тех стран, которые становились домом ромалов, непременно находили свое отражение в цыганских плясках, создав неповторимый самобытный культурный пласт.

История ромалов всегда будоражила умы ученых и порождала споры. Долгое время считалось, что родиной цыган был Древний Египет. В языках некоторых народов мира до сих пор «цыгане» и «египтяне» – это равнозначные понятие. Но в далеком 1855 году немецким языковедом Августом Фридрихом Поттом была доказана теория индийского происхождения цыган. Ученый нашел неопровержимые доказательства того, что прямые предки современных цыган берут свое начало из Древней Индии, из так называемой касты «дом».

Эта каста была хоть и неприкасаемой, но самой низшей в иерархии. Члены касты «дом», которая и по сей день сохранилась на территории современной Индии и Пакистана, были в основном музыкантами и артистами. Из-за постоянных конфликтов между мелкими индийскими княжествами, цыгане не имели постоянного заработка, так как спрос на представления во время воин и конфликтов был крайне низким.

Из-за повальной нищеты и голода цыгане вынуждены были в V веке покинуть свою родину и двинуться в основном на запад в поисках своего цыганского счастья. Цыгане разбредались по всей Европе и Азии, постепенно перенимая обычаи и традиции оседлых народов и создавая свою собственную, неповторимую культуру и язык.

Одним из самых ярких и узнаваемых элементов цыганской культуры является, конечно же, цыганский танец. По манере исполнения цыганские танцы, обычно, разделяют на сценический, салонный, уличный и таборный.

Сценический способ рассчитан на зрелищность и на исполнение в больших помещениях – театрах, на эстраде. Обычно он выполняется профессиональными артистами.

Салонные танцы – этот фактически тот же сценический вариант, но который уже рассчитан на ограниченное количество людей, собранных в относительно небольшом замкнутом пространстве – на дому клиента, ресторане и подобных заведениях.

Уличная манера исполнения считается предшественницей сценического способа танцевать цыганские танцы. Появилась она, как это уже понятно из названия – на улицах, где цыгане танцевали перед зеваками на ярмарках и гуляньях. В современной хореографии под уличной манерой исполнения подразумевают импровизационный танец, когда танцор сам выбирает манеру исполнения с учетом сложившейся обстановки – музыки, количества зрителей, пространства.

Таборная манера – это бессистемный и разнообразный набор движений и элементов, который рассчитан, в основном, на демонстрацию ловкости и виртуозности перед сородичами и соплеменниками. Таборный способ применим больше для семейных торжеств ромалов, на которых танцуют все – и стар, и млад. Ведь недаром предками цыган были артисты – одаренность этой нации к музыке и танцам просто феноменальна. Цыгане, как будто бы, впитывают свои артистические способности с молоком матери: цыганский малыш еще толком не научился ползать, но уже поводит плечиками, машет в такт музыке ручками и пытается подпевать взрослым.

Самое широкое распространение, пожалуй, цыганские танцы получили в России. Вплоть до конца XVIII века цыганское искусство было исключительно достоянием самих цыган и не выходило далеко за пределы их кочевых таборов. Так продолжалось до тех пор, пока цыганской культурой не увлеклась российская аристократия. Одним из законодателей моды на цыганское искусство был великий поэт Александр Сергеевич Пушкин, который просто обожал повеселиться в обществе ромалов.

Его поэма «Цыганы» возбудил небывалый интерес в аристократическом обществе тогдашней Российской Империи, которая, в большинстве своем, и не слышала о таком кочевом народе, не то, что знала их культуру. Дворяне стали приглашать в свои дома ромалов, чтобы послушать их песни, насладиться чарующими и грустными мелодиями скрипки и гитары и посмотреть на огневые пляски. Именно с тех пор бесшабашное широкое русское застолье или гуляние непременно ассоциируется с цыганами.

Танцы русских цыган отличаются от всех остальных сложной композицией – медленный темп в самом начале постепенно и непрерывно нарастает и танец заканчивается буквально в сумасшедшем, бешеном ритме. В танце используется выразительная пластика рук со сложными дробными выстукиваниями – чечеткой. Кроме того, цыганский танец – это огромное количество красивых завораживающих движений. В женских цыганских танцах так же используется работа с юбкой, шалью, бубном.

В мужском же танце очень часто используются дроби или чечетка. Основоположником такого элемента считают по праву Николая Чубарова, соединившего традиционные цыганские дробные походки с элементами чечетки, которая была безумно популярна в дореволюционной России. Чубаров хлопал себя по голенищам и подошвам сапог, по груди, создавая взрывную и динамичную пляску. Такая манера показалась настолько привлекательной и для зрителей и для исполнителей, что после Чубарова этот стиль прижился и стал неотъемлемой частью цыганских танцев.

Кроме танцев русских цыган в мире существуют так же множество других видов этого искусства. Одними из основных считаются:

  • — цыганский танец живота – традиционно этот танец исполняется балканскими или турецкими цыганами. Он очень схож с восточными танцами, и отличается от них более сложной и разнообразной работой бедер, верчениями, игрой рук, щелканьем пальцев и типичными, характерными только для балканских народов, движениями ног. Такой танец может включать в себя даже акробатические элементы;
  • — цыганское фламенко – как ни странно это звучит сейчас, но очень долгое время из-за своих мавританских и еврейских корней, фламенко считалось сугубо цыганским танцем. Сейчас цыганское фламенко существует, преимущественно, в уличной и сценической формах;
  • — пляска цыган-мадьяр – отличительной особенностью таких танцев является богатая движениями, экспрессивная мужская партия, и очень маловыразительная, скудная женская. Как и в других цыганских танцах, мужской танец состоит из прищелкивания пальцами, хлопков по ногам, игры ног;
  • — хора (ора) – это коллективный танец балканских групп цыган. Обычно танцуется в виде хоровода из однополых танцоров: как правило, танцуют одни девушки и женщины, или же – одни юноши и мужчины.

Конечно же, здесь перечислены далеко не все виды танцев такой талантливой и одаренной нации как цыгане. Ведь цыганский танец – это целый самостоятельный мир, который имеет свою многовековую богатейшую историю, свой неповторимый язык жестов и движений, свои изюминки и милые особенности. Мир, которому вот уже много веков подряд не перестает удивляться и аплодировать все человечество!

История возникновения цыганского танца

История возникновения цыганского танца. В Древней Индии существовала каста «Дом». В неё входили бродячие певцы и музыканты. Они имели низкое положение в обществе и статус неприкасаемых. Из-за междоусобных войн, голода и нужды бродячие артисты двигались на запад (в том числе и в Испанию), перенимая культуру других народов.

Слайд 4 из презентации «Цыганский танец и фламенко: сходства и различия»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Цыганский танец и фламенко: сходства и различия.ppt» можно в zip-архиве размером 5656 КБ.

«Бальные танцы» — Бальные наряды латиноамериканской программы. Румба. Первые парные непрофессиональные светские танцы возникли в средневековой Европе. Пасадобль. Дебютировал в Американском мюзик-холле и стал очень популярным в танцевальных залах. Танцы в кинематографе. Танго. Квикстеп. Вальс. Дамы должны быть одеты в специальные, соответствующие требованиям, бальные платья.

«Виды спортивных бальных танцев» — Виды танцевальных программ. Латиноамериканская программа. Спортивные бальные танцы. Танец. Ча-ча-ча. Слоуфокс. Квикстеп. Танго. Венский вальс. Самба. Европейская программа. Искусство танца. Медленный вальс. Мужской танец. Джайв. Румба.

«Танец» — Бальный танец. Характерный танец. Актёрское мастерство. Формирующие дисциплины балета. Балет. Современный танец. Степ. Исторический танец. Сценический танец. Народный (фольклорный) танец. Танец. Хореография. Классический танец. Эстрадный танец. Спортивно-бальный танец. Социальный танец. Дуэтно-классический танец.

«Русский танец» — Эх, валенки! Какие танцы мы танцуем? Движения более энергичные, резкие. Выступление на школьной сцене. Эстрадные танцы. Эстрадные танцы широко используются в быту – на концертах, в конкурсах. В музыке присутствует четкий ритм, используются электронные технологии. Современные танцы отражают быт современного человека.

«Фламенко» — Испанский танец фламенко преисполнен страсти и мужества. Неизменно чёрные глаза, чёрные волосы, собранные в пучок и увенчанные розой. Вверх грациозно взметнулись запястья, Стук кастаньет вдруг разрезал затишье.. . В диком порыве безудержной страсти Сердце безумное пламенем дышит. Вспомните характерный цвет танца.

«История танца» — Вальс. Очень большое разнообразие танцев, каждый танец по своему красив. Фламенко. Тектоник. Сальса. Танго. У каждого народа сложились свои танцевальные традиции. Брейк-данс. Танцы. Происхождение и история танца. Полька. На основе народного танца начал создаваться сценический танец. Танцами выражаются чувства, эмоции.

Энциклопедия танца: Цыганочка с выходом

Наблюдая за темпераментным и зажигательным цыганским танцем, трудно остаться равнодушным. Ноги сами просятся в пляс, а руки двигаются в ритме музыки

Цыганские традиции глубоко проникли в культуры других народов. Ведь цыгане – это кочевники, расселившиеся по всему миру. Свои уникальные танцы и песни ромалы обогатили искусством тех стран, в которых они проживали, создав самобытный и своеобразный культурный пласт.

История возникновения танца (цыганочка с выходом)

История цыганского народа всегда вызывала интерес и споры. Долгое время считали, что свое происхождение цыгане ведут из Египта. Но в 1855 году была доказана другая версия. Согласно ей, родиною кочевого народа является Индия. Предки цыган входили в касту «дом», занимающую в кастовой системе самое низкое положение. Члены «дома» – бродячие музыканты и певцы – имели неприкасаемый статус. В 5 веке, в связи с междоусобицами индийских княжеств, цыгане вышли из Индии на запад, зарабатывая на жизнь танцевально-певческим искусством. По пути обычаи выходцев из Индии пополнялись традициями оседлых народов. Например, искусство гадания цыгане позаимствовали в Греции, язык обогатился персидскими и армянскими словами. Нужда часто заставляла кочевой народ попрошайничать, зарабатывать гаданием, нередко и воровать.

Танцевальное искусство обогатилось культурными традициями народностей, где подолгу проживали цыгане. Так, испанские цыгане внесли свой вклад в культуру фламенко, венгерские цыгане создали неповторимый по красоте и темпераменту танец цыганская венгерка. Российские цыгане унаследовали традиции венгерских сородичей и на основе угорских мелодий и танцевальных движений придумали одновременно и проникновенный и темпераментный танец «Цыганочка с выходом».

«Цыганочка с выходом» получила распространение в России в 19 веке. Считается, что мелодию, многими принимаемую за народную, сочинил дирижер цыганского хора Иван Васильев, предок известного в Советском Союзе исполнителя цыганских романсов Николая Васильева. Мелодия понравилась людям, тем что имела множеством вариаций, переходов от медленных до быстрых частей. Цыганочка завоевала популярность по всей России не только среди представителей романской группы, но и у других народностей. Сейчас трудно представить праздник или корпоратив, на котором бы не исполнялась веселая и задорная «Цыганочка с выходом».

Что такое цыганочка с выходом?

Танец «Цыганочка с выходом» состоит, как правило, из двух частей – медленной и быстрой. Для неторопливых цыганских мелодий характерны лиричность и проникновенность, в которых чувствуется скрытый темперамент. Так и в «Цыганочке с выходом» чувственная мелодия «выхода» постепенно ускоряется, и танец доходит до стремительного темпа, показывая виртуозное мастерство исполнителей. Цыганские танцы часто имеют сюжетную основу, тема которой — любовь, верность, ревность, измена.

Музыкальный размер танца 2/4. Фигуры обычно рассчитаны на 8-16 тактов. Мужская партия включает в себя многочисленные хлопушки, выстукивания, присядки, чечетку. Женская партия основана на изящных, грациозных движениях руками, плечами, вращениях корпусом, головы.

Виды танца

Виды «Цыганочки с выходом» отличаются по манере исполнения. Различают таборный, уличный, сценический и салонный цыганский танец.

Таборный танец выделяется бессистемностью и разнообразием. Ромалы стараются поразить соплеменников своим мастерством, выдумывая все новые и новые движения и комбинации.

Сценический танец исполняется профессиональными танцорами, рассчитан на зрителей, а значит, подчиняется законам сцены. Он должен быть зрелищным, учитывающим расстояние от сцены до зрителя.

Салонный танец – это разновидность сценического, но рассчитан на меньшее пространство. Может исполняться в ресторанах, кафе, дома у клиента.

Уличный танец максимально учитывает настроения зрителей, обстановку, доступное для танца пространство. Этот вид цыганочки построен на импровизации.

«Цыганочка с выходом» покорила сердца не только цыган. Представители других национальностей с удовольствием осваивают движения романских танцев, внося в них свою интерпретацию. Из-за огромной популярности культура ромов обогащается, но теряет свою индивидуальность. В каждом регионе существуют свои варианты чувственных, экспрессивных цыганских танцев.

Особенности танца

Особенностью «Цыганочки» является присутствие композиции. Даже уличный, таборный вариант предполагает сюжетную основу, которая делает танец мини-спектаклем. Характерными движениями, присущими только цыганочке, являются игра с многочисленными широкими и пышными юбками, плечевая дрожь, щелчки пальцами, звон монисто. Типичною особенностью цыганского танца является его сольность. Партнер и партнерша по очереди показывают свое мастерство, парный или коллективный танец цыганам не свойственен. Мужская партия насыщена выстукиваниями каблуками, ударами ладоней по подошвам, голеням, бедру. Женская партия более мягкая, пластичная.

Методическая разработка на тему: Цыганский народный танец

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

«Алтайская государственная академия культуры и искусств»

«Методическая разработка на тему: Цыганский народный танец»

по дисциплине: «Народно-сценический танец и методика его преподавания»

студент 2 курса,

Глава 1. История возникновения цыганского танца………………..…..…..…..5

1.1 Истоки цыганского танца………………… …………….……………….…. 5

1.2 История развития цыганского танца в России…………. . ….…. 9

1.3 Современное состояние цыганского танца……………………..………. …10

Глава 2. Техника цыганского танца…………………………………………….13

2.1 Особенности исполнения основных движений цыганского народного танца………………………………………………………………… …………………..13

2.2 Основные манеры исполнения и стили цыганского народного танца…. ………………………………………………… …………………………….16

«Танец — это яркое, красочное творение народа, являющееся эмоциональным художественным специфическим отображением его многовековой многообразной жизни», — говорил И. Моисеев

Актуальность темы в том, что в последнее время все больше стали обращаться к цыганскому танцу. Он с каждым днем захватывает все больше и больше поклонников. Этот красивый танец не оставит равнодушным даже закоренелого скептика, а также практически каждого ценителя искусства, кто хоть раз видел исполнение цыганского танца.

Проблемой исследования. Предоставлено много информации, но она разрознена, поэтому перед тем как работать с информацией, необходимо ее скомпоновать.

Цель данной работы освоение основных движений цыганского народного танца, анализ его развития, определить значение цыганского танца в современной хореографии.

1) Изучить историю возникновения цыганского танца.

2) Проследить историческую основу цыганского народного танца.

3) Рассмотреть причины и особенности возникновения разновидностей цыганского танца

4) Рассмотреть проблемы сохранения и развития традиций цыганского танца в современных условиях.

5) Исследовать основные особенности цыганского танца.

6) Изучить принципы исполнения базовых движений цыганского танца

Объектом данной работы является цыганский танец

Предметом курсовой работы является изучение техники цыганского танца

Гипотеза заключается в предположении о том, что изучение цыганского народного танца будет способствовать повышению хореографический культуры и профессионального уровня хореографов.

В данной работе использовались такие методы исследования как теоретический и исторический анализ, эмпирический.

Структура курсовой работы состоит из введения, первой главы, состоящая из трех параграфов, второй главы, состоящая из двух параграфов, заключения, приложения. Глава 1 «История возникновения цыганского танца» состоит из трех параграфов: «Истоки цыганского танца», и «История развития цыганского танца в России», «Современное состояние цыганского танца». Глава 2 «Техника цыганского танца» состоит из двух параграфов: «Особенности исполнения цыганского танца», «Основные движения и стили цыганского народного танца».

Степень изученности. К данной теме в своё время обращались многие знаменитые писатели, ученые, хореографы. Среди них можно отметить таких известных авторов произведений, связанных с изучением цыганского танца, как Август Фридрих Потт и Семен Михайлович Бугачевский . Август Фридрих Потт подробно рассматривал в своей работе историю цыганского танца. А Бугачевский Семен Михайлович, изучал цыганские народные песни и пляски.

Практическая значимость. Данную курсовую работу могут использовать преподаватели хореографических коллективов при создании хореографических номеров, а также танцоры-исполнители для получения необходимых знаний об исполняемом ими танце и т.д.

Глава 1. История возникновения цыганского танца

    1. Истоки цыганского танца

История возникновения цыганского танца очень тесно, связана с историей возникновения этого народа. Долгое время считалось, что родиной цыган является Египет, пока в 1855 году немецкий академик Август Фридрих Потт не доказал их индийское происхождение. Он нашёл прямых предков современных цыган, которые сейчас разбрелись по всему миру, в Древней Индии. В то время существовала каста, называемая «дом». В неё входили бродячие певцы и музыканты, которые кочевали по северной части Индии. Эти предки современных цыган занимали в кастовой системе самое низкое положение и имели статус неприкасаемых. Интересно то, что эта каста не исчезла, и сейчас в Индии тоже есть «домы».

Первый исход цыган из Индии начался в V веке и был связан с начавшимися междоусобными войнами между мелкими княжествами. В этот нестабильный период спрос на цыганское искусство резко упал, голод и обнищание заставили бродячих артистов искать счастье в других землях. В дальнейшем исход цыган из Индии происходил по разным причинам и длился почти тысячу лет. Поиск случайного заработка не давал им засиживаться на месте. Цыгане двигались на запад, постепенно перенимая обычаи различных оседлых народов [7, с. 53].

Как правило, предпосылками появлению цыганских танцев была интерпретация танцев окружающих народов. Танцевальное искусство постоянно обогащалось культурными традициями народностей, где подолгу проживали цыгане. Так, испанские цыгане внесли свой вклад в культуру фламенко, венгерские цыгане создали неповторимый по красоте и темпераменту танец цыганская венгерка. Российские цыгане унаследовали традиции венгерских сородичей и на основе угорских мелодий и танцевальных движений придумали одновременно и проникновенный и темпераментный танец «Цыганочка с выходом».

Многие виды цыганских танцев изначально предназначались для зарабатывания денег. Всю жизнь, перемещаясь с места на место (зачастую из-за дискриминации со стороны властей и конфликтов с местным населением), цыгане не могли иметь стабильного постоянного заработка. Приходилось заниматься самым разным промыслом.

И хотя танцы не являлись основным способом заработка, а уступали место попрошайничеству и гаданию, они приносили определенных доход и по-своему привлекали внимание общественности к жизни и культуре цыган.

Различные разновидности танца возникли в разное время. Ранние формы цыганского танца многое позаимствовали (в частности работу ног) из катхака — сакрального танца северной Индии, связанного с культом Вишну. Танец был обязательной составляющей религиозного культа. Важная особенность этого танца состоит в восприятии тела, как инструмента для выражения божественной энергии.

Самой поздней формой цыганского танца является его русская разновидность. Иммигрировавшие в XVIII веке в Россию польские цыгане, обосновавшись, создали новый вид своего народного танца, впитавшего в себя особый русский колорит.

Несмотря на свою многострадальную жизнь, связанную с постоянной сменой места жительства, проблемами со способами заработка, помимо добывания хлеба насущного у цыган всегда находилось время, своего рода отдушину, которая нередко также становилась профессией. Речь идет о цыганском пении и танце. Музыкальная одарённость этой нации поражает, их вечный огонь и задор, заставляет нас забыть, какой сложной жизнью они живут, и окунает нас в мир вечной радости [12, с. 86].

Танцевальное искусство находится в тесной взаимосвязи с музыкальным искусством, поэтому стоит обратить внимание на музыкальное творчество цыганского народа.

Цыганская музыка включает таборные песни цыган, усвоенные и переосмысленные цыганами песни различных народов, живущих на территории стран, где кочевали цыгане, а также бытовую городскую музыку европейских традиции XVIII-XIX вв., вошедшую в репертуар цыганских капелл.

Цыганское пение отличают ритмичность, нерегулярность, свободная агогика, синкопы, пунктирные ритмы.

Таборная музыка бытует как вокальная, преимущественно одноголосная, без инструментального сопровождения. Существует 2 типа таборных песен: локи-диля (медленная, протяжная песня) и кэлимашки-диля (быстрая, танцевальная песня).

Локи-диля, как правило, небольшая, состоящая из нескольких коротких четверостиший лирическая или бытовая песня, подчас социально окрашенная; характерные образы этого типа песен — шатры, кони, костры связаны с кочевым укладом жизни. Крупные формы локи-диля — эпические сказания, баллады на исторический или сказочный сюжет.

В плясовых песнях (кэлимашки-диля) текст обычно очень короткий, многократно повторяется и целиком, и по частям.

Для исполнения плясовых характерны вскрикивания и возгласы, часто заимствованные междометия: в Испании — «Оле!», «Лёли!», а также у трансильванских цыган — «Яй!», «Ха!», «Хэй!»; в России — «Ой», «Ай-да», «Ну!», «Нэ-нэ» .

В конце XVIII века в Венгрии сложился устойчивый тип инструментального цыганского ансамбля. Его основа – струнный ансамбль (в простейшей форме 2 скрипки и контрабас; в более развитых формах — струнный квинтет или секстет, кларнет и цимбалы). Первый скрипач был руководителем ансамбля и, как правило, умел играть на всех инструментах, входящих в состав капеллы. Участники капелл способствовали популяризации многих инструментов, в том числе цимбал и скрипок [13, с. 259].

Композиторы-цыгане, часто не знавшие нотной грамоты, аранжировали произведения бытовой музыки и сами их виртуозно исполняли (Янош Бихари, Пишта Данко). Цыганские музыканты усвоили ладогармоничные и структурные нормы европейского профессионализма, что во 2-й трети XIX века привело к формированию в цыганских капеллах специфического салонно-развлекательного стиля. Он был представлен романсом (со стереотипной любовной тематикой) и виртуозной танцевальной пьесой, предназначенной для слушания. Затем эти жанры были использованы в опереттах (И. Кальман и Ф. Легар). На этой основе возникла и широко распространилась цыганская эстрадная музыка, которую сочиняли и исполняли, в составе цыганских капелл, скрипачи Кароль и Андраш Бока, Ференц Патикариус, Кароль Фатьоль, Ференц Шаркёзи, а также цыганские династии исполнителей — Раж, Радич, Мадьяри, Коше, Бура, Лакатош.

В Испании песенно-танцевальное искусство цыган было неизвестно до середины XVIII века, хотя цыгане эмигрировали в Испанию в XV век веке. Искусство испанских цыган, вступив во взаимодействие с музыкальными традициями Андалусии, породило особый стиль фламенко. С начала XIX века в музицировании испанских цыган проникает гитара, тогда же появляются цыганские виртуозы-гитаристы, подобные венгерским странствующим цыганам-скрипачам и цыганам-певцам в России.

В России музицирование цыган стало популярным с конца XVIII века. В Петербурге и Москве распространение получили цыганские хоры (впервые такой хор был заведён графом А.Г.Орловым по примеру бессарабской и румынской знати). Внимание к цыганскому исполнительству объяснялось репертуаром цыганских хоров, включавшим русские песни, аранжированные по нормам, привычным для русского слуха, и романтизированные благодаря включению в них восточных элементов. В русские протяжные песни цыгане внесли не свойственные первоначально русскому фольклору увеличенные интервалы, мелизматику, глиссандирование, синкопированную ритмику. Некоторые детали цыганского исполнительства (ускорение движения в плясовой песне к концу) стали восприниматься как явления характерно русские. В свою очередь, на музыку русских цыган повлияла ладовая переменность русской народной песни. Натуральный минор, частый в песнях русских цыган, а также переменный и дорийский лады указывают на влияние русского фольклора [6, с. 51].

Русскому цыганскому хору аккомпанируют, как правило, 2 гитариста на 7-струнных гитарах, получивших популярность благодаря цыганским виртуозам, один в качестве солиста импровизирует с прихотливой агогикой, резкими тембровыми и фактурными контрастами, другой даёт гармоничный фундамент.

1.2 История развития цыганского танца в России