Цыганский танец из балета дон кихот

Балет «Дон Кихот»: краткое содержание, отзывы

Самый яркий спектакль в репертуарах театров мира, снискавший славу на протяжении столетий — балет «Дон Кихот». Его любят все: не только зрители, но и артисты балета. Примы театра в ведущих партиях проявляют неуемный темперамент, особую энергетику, заражая зрителей красочными, искрометными танцами. А зрителей буквально заводит потрясающая музыка, которая полностью подчинена танцу в этом балете.

Авторы хореографической и музыкальной партитур

Балет своим рождением обязан двум талантам. Один из них — хореограф Матиус Петипа, создавший хореографическую партитуру балета, вложил в нее удивительные качества испанских танцев, как темпераментность и зажигательность. Второй – Людвиг Минкус, знаток специфики балетной музыки, создатель музыкальной партитуры. У авторов не было цели, создать сценический образ идальго с его философским подходом к жизни в балете «Дон Кихот», продолжительность которого три часа. В спектакле фигурируют главы романа Сервантеса, посвященные развитию отношений между Камачо и Катери. В балетной интерпретации у героев имена Базиль и Китри.

Балет — часть романа Сервантеса

Фактически балет «Дон Кихот» — краткое содержание части романа. Таким образом, зрителю предлагается побывать на праздничном спектакле, вошедшем в классику жанра. Увидеть «…как носится сама Радость, и скачет само Веселье», так Сервантес описывал испанские пляски.

А вот главным героям романа рыцарю печального образа и его добродушному оруженосцу отведена в балете второстепенная роль. Остается до сих пор непонятно, почему балет, созданный на части материала книги, не имеющий стройного сюжета, пользуется признанием и любовью взыскательного зрителя. А может быть, и не стоит над этим задумываться. Ведь занавес поднят, и зрители уже присутствуют на площади Барселоны, где кипит жизнь, веселится молодежь и своенравная Китри кокетничает с цирюльником Базилем. С этой сцены начинается действие балета «Дон Кихот».

Либретто (краткое содержание)

Перед зрителем на сцене танцующая площадь. В параде танцев один меняет другой. Тореадоры размахивают красными плащами, Эспада танцует с испанкой, ноги отбивают ритм на каменных плитах. Танцы являются рождением эмоциональной, темпераментной толпы. И главное смысловое содержание балета «Дон Кихот» — это жизнь в танце, это выражение мыслей и чувств героев в танце.

И среди этого шумного веселья появляются на сцене рыцарь и его оруженосец. Взгляд Дон Кихота устремлен на Китри, не ее ли в грезах он видел в образе Дульсинеи. А между тем, отец Китри имеет навязчивую идею выдать дочь за Гамаша, которого она не любит, и всячески пытается убедить отца помолвить ее с Базилем. Отец не соглашается. Китри и Базиль убегают из дома.

В цыганском таборе

На их пути цыганский табор, где они объясняют причину своего побега. Цыгане их радушно встречают. И вновь зажигательные цыганские танцы, рассказывающие о жизни вольной, о любви цыганской. В партитуре музыки слышны проблески цыганских мелодий. Неожиданно в таборе появляется рыцарь на коне в сопровождении оруженосца. Это, конечно же, идальго и его оруженосец. Их также цыгане приветливо встречают и приглашают на импровизированный спектакль, в котором Дон Кихот видит людей с мечами, и ввязывается в драку. Больное воображение рисует рыцарю и ветряную мельницу в виде врага, на которую он бросается с копьем.

Листая брошюру с кратким содержанием балета «Дон Кихот», зритель перемещается в сны идальго. Его и здесь преследует образ Дульсинеи. Он видит ее в царстве танцующих дриад, увлекающих его в танец, но он продолжает уныло расхаживать среди танцующего «фона». Но сон заканчивается, и Дон Кихот наяву видит Лоренцо, отца Китри и Гамаша с ним. Они ищут беглецов. Как истинный идальго, он направляет преследователей по ложному следу, а вот Санто Панчо, решил, что его хозяин ошибся, и указывает отцу Китри правильный путь. Поиски беглецов продолжаются.

События на площади

А в это время на площади у гостиницы фиеста — время веселья, время выплеска эмоций. Спектакль продолжает разворачиваться дальше, и танцы естественно вытекают из сценических событий. Увернувшись от преследований Лоренцо и Гармаша, наши герои в кругу друзей, вместе с ними принимают участие в фиесте. На сцене зажигательно выплясывают тореадор с Мерседес. Лоренцо возвращается в город и на площади видит дочь. Развязка близится к концу. Свадьбы с нелюбимым Гамашем не миновать. Лоренцо неумолим.

Но Базиль решил перехитрить Лоренцо и имитирует свою смерть, показывая, как убивает себя кинжалом. Китри поняла уловку любимого и просит Дон Кихота, появившегося как из-под земли, упросить отца выполнить последнюю волю Базиля – благословить их перед его смертью. Кто же может отказать идальго. Отец благословляет хитрецов. И Базиль оживает и заключает в объятия будущего тестя. В финале балета «Дон Кихот» с кратким содержанием романа Сервантеса, конечно, свадьба двух любящих сердец.

Дон Кихота, как почетного гостя, усаживают за стол. Начинается танцевальный перепляс. Пары сменяют группы, тореадоры пляшут с танцовщицами, как и в начале спектакля музыка заводит зрителя. Хлопают с такт испанским танцам не только на сцене, но и зал рукоплещет к такт музыки.

Пожелав молодым счастья, рыцарь уходит искать новые приключения и совершать подвиги во имя Дульсинеи Тобосской.

Заключение

Спектакль закончен. Занавес опущен. На последние поклоны, как всегда выходят артисты ведущих партий. Потихоньку из зала выходят зрители и делятся своими впечатлениями.

Какие можно ожидать отзывы о балете «Дон Кихот», если люди с момента первой постановки постоянно ходят на этот спектакль. Это как книгу, которая тебе дорога, перечитываешь и находишь для себя всегда что-то новое. Так и спектакль. В балете «Дон Кихот» слабых выступлений не бывает. И если зрители что-то говорят, так это сравнения, как играла та или иная прима, как именно в этом спектакле танцевал тот или иной солист балета. И только оды звучат в адрес этого прекрасного балета.

Если говорить о музыке, классической музыке, которая создает балетный танец, так это как поговорить с Богом. И эту органичную соединенность музыки и хореографии на сцене любого мирового театра зрители видят в божественных выступлениях солистов балета, завлекающих зрителей в сказку с кратким содержанием — балет «Дон Кихот».

В романе Сервантеса образ печального рыцаря Дон Кихота, готового на любые подвиги и благородные поступки, является основой сюжета. В балете Дон Кихот является второстепенным персонажем, а сюжет сосредотачивается на любовной истории Китри и Базиля, исполняющих свои вариации на городской площади. Опытный капельмейстер Людвиг Минкус был отличным знатоком балетного ремесла, его признавали балетным композитором. Его искрящаяся, как шампанское музыка радовала слух и заставляла пускаться в пляс. Петипа подхватил такое настроение, материализовав эту жизнерадостность во множестве испанских и цыганских танцев, подлинные названия которых – «шика», «морена» и «зингара».
«Дон Кихот» – это балет о подвигах во имя добра и справедливости странствующего рыцаря «печального образа» и его верного оруженосца Санчо Пансы. В основу либретто взят лишь один эпизод романа, в котором Дон Кихот совершает добрый поступок, помогая молодым влюбленным Китри и Базилю обрести свое счастье вопреки воле отца. Этот балет насыщен огромным количеством жизнерадостных и разнообразных танцев и, наделенный яркими хореографическими образами, обрел долгую жизнь на балетной сцене.

Балетмейстер-постановщик – заслуженный артист России, лауреат международных конкурсов балетмейстеров, лауреат премии Мориса Бежара Кирилл Шморгонер.
Дирижер-постановщик
– заслуженный деятель искусств России Владимир Коваленко.
Художник-постановщик – Роман Иванов (Санкт-Петербург).
Художник по костюмам – заслуженный художник России Ирина Сафронова (Санкт-Петербург).