Детские танцы в церкви

«Детский альбом» Чайковского: содержание, история создания

Способности юного композитора проявились в раннем возрасте. Уже с 5 лет Чайковский свободно играл на фортепиано. А в восемь начал записывать свои первые музыкальные впечатления.

Мировую славу композитора и дирижера оставил после себя Петр Ильич Чайковский. Его жизнь полностью посвящена музицированию. Более 80 произведений написано композитором. Это оперы и балеты, симфонии и концерты для фортепиано, сюиты и струнные квартеты.

Ярким музыкальным языком обладает «Детский альбом» Чайковского. Содержание цикла напоминает один день ребенка, с его играми и огорчениями. Фольклорность материла, удивительная мелодика сделали этот цикл востребованным и в наши дни.

Чайковский: «Детский альбом». История создания

Замысел композитора о написании детского цикла можно отнести к февралю 1878 года. Чайковский находился в заграничном путешествии. В одном из писем к знакомым он сообщает о желании создать небольшой сборник легких пьес для детского исполнения. По аналогии с «Альбомом для юношества» Шумана.

Опус был полностью окончен в мае 1878 года. Музыкальные номера связаны между собой в небольшие микроциклы. Глубину подтекста, сложный жизненный период скрыл под мелодичными интонациями Чайковский. «Детский альбом», история создания которого связана с семьей сестры композитора, заслуживает того, чтобы называться шедевром.

Семья Давыдовых

Александра Ильинична, ее муж и дети всегда радовались приезду Чайковского в их дом. Село Каменка возле Киева – родовое поместье дворянской семьи Давыдовых. Сестра Чайковского, в замужестве Давыдова, с удовольствием принимала брата в этом большом, уютном доме.

Петр Ильич много времени уделял детям своей сестры. Он подолгу играл и гулял с ними. Умел рассказывать интересные истории о странах, в которых побывал. Со вниманием прислушивался к рассказам племянников о проведенном дне или разных событиях из их жизни.

Семь детей Александры Ильиничны наполняли поместье задорным смехом, веселыми играми. Под впечатлением от этой дружной семьи и был написан «Детский альбом». Он посвящен автором своему племяннику, Володе Давыдову.

«Детский альбом» Чайковского: содержание

Программное содержание цикла выстроено композитором в определенной последовательности. Искусствоведы логично делят опус на утро, день и вечер детского дня.

Игры, песни, танцы – просты и незатейливы пьесы Чайковского. «Детский альбом» по праву является источником вдохновения для детского творчества. Стихи, картины, в основе которых лежат миниатюры опуса, развивают образное мышление детей. Позволяют интегрировать различные виды искусства, формируют целостное восприятие окружающего мира.

По неизвестной причине порядок миниатюр был изменен. Существуют отличия в рукописном варианте автора и печатном виде. Скорее всего, композитор, Чайковский Петр Ильич, не придал значения небольшим перестановкам. Поэтому «Детский альбом» печатается с изменениями до наших дней.

Непростой период жизни

В непростой жизненный период создавал Чайковский «Детский альбом». Все началось с его женитьбы на Антонине Милюковой. Она была студенткой консерватории и большой поклонницей композитора.

Их семейная жизнь не сложилась. Трудно сказать, почему. На этот счет есть разные версии. Известен факт, что Чайковский хотел покончить жизнь самоубийством в связи с этой неудачной женитьбой. Его нежелание жить именно с этой женщиной вынудило разорвать отношения.

Чайковский на полгода отправляется в заграничное путешествие. Именно там ему приходит мысль о написании альбома для детей. В работе и творчестве видел композитор выход из душевного кризиса.

Две версии «Детского альбома»

Существуют две версии трактовки «Детского альбома». Искусствоведы уверены, что трагичность некоторых миниатюр напрямую связана со сложными брачными отношениями автора.

Первая версия. Обычный день ребенка — с его играми, танцами, чтением книг и мечтательностью.

Вторая версия. Она символизирует человеческую жизнь. Пробуждение чувств и личности, размышления о религии и боге. Юношеский максимализм и радость молодости сменяются первыми утратами, горем. Затем идут целые годы странствий по разным странам в желании восстановить душевное равновесие. Возвращение домой, размышления о смысле жизни и равноправии смерти. А в заключение – покаяние и подведение итогов, примирение с собой.

Номера «Детского альбома»

  1. «Утренняя молитва».
  2. «Зимнее утро».
  3. «Игра в лошадки».
  4. «Мама».
  5. «Марш деревянных солдатиков».
  6. «Болезнь куклы».
  7. «Похороны куклы».
  8. «Вальс».
  9. «Новая кукла».
  10. «Мазурка».
  11. «Русская песня».
  12. «Мужик на гармонике играет».
  13. «Камаринская».
  14. «Полька».
  15. «Итальянская песенка».
  16. «Старинная французская песенка».
  17. «Немецкая песенка».
  18. «Неаполитанская песенка».
  19. «Нянина сказка».
  20. «Баба-Яга».
  21. «Сладкая греза».
  22. «Песня жаворонка».
  23. «Шарманщик поет».
  24. «В церкви».

Утренний цикл

Утренний цикл состоит из пьес «Утренняя молитва», «Зимнее утро», «Игра в лошадки», «Мама». Чайковский «Детский альбом» писал под впечатлением от своих многочисленных племянников. Их распорядок дня, игры и забавы он передал в своем сочинении.

«Утренняя молитва». С нее начинался и заканчивался день взрослых и детей. В музыкальной пьесе композитор использовал мелодику настоящей церковной молитвы. Чистотой и детской непосредственностью проникнута интонационная беседа ребенка с богом.

«Зимнее утро». Встревоженная музыка суровой, неприветливой зимы звучит в пьесе. Туманное, холодное утро сменяется жалобными интонациями. Как будто ребенок выглянул в окно и увидел маленьких, нахохлившихся от мороза птичек.

«Игра в лошадки». Озорная мелодия пьесы передает веселье проснувшегося ребенка, его желание играть и бегать. Точно изобразил композитор цокот копыт игрушечной лошадки. Сказочные препятствия, смена декораций во время игры нашли свое отражение в богатой гармонии пьесы.

«Мама». Ласковая, певучая миниатюра рисует искренние чувства ребенка и мамы. Душевные переживания находят свое отражение в гибкой интонации. Мелодичным голосоведением передает общение с мамой музыка. «Детский альбом» Чайковского проникнут богатыми нюансами гармонизации и детских переживаний.

Дневной цикл

Дневной цикл состоит из игр и развлечений, танцев и песен. Энергичные, полные веселья пьесы сменяются первыми детскими потерями и горем. «Детский альбом» Чайковского, содержание его дневного цикла в частности, имеет четкое подразделение на игры девочек и мальчиков, на песни разных стран и танцы.

«Марш деревянных солдатиков». Четкость, легкость, упругость мальчишеской игры отражена в пьесе. Игрушечное шествие солдатиков или целого войска рисует композитор строгим ритмическим рисунком.

«Болезнь куклы». Переживание девочки об ее заболевшей кукле передано удивительными музыкальными средствами. В пьесе отсутствует целостность мелодии. Она постоянно прерывается паузами-вздохами.

«Похороны куклы». Первое детское горе всегда глубоко и значительно. Искренние переживания, слезы композитор рисует с уважением к трагедии и личности ребенка.

«Вальс». Детские переживания быстро сменяются веселым, живым танцем. Ощущение домашнего праздника, всеобщей радости передает Чайковский. «Детский альбом» (вальс в особенности) наполнен легкими аккордами, напевной мелодией, которая увлекает в кружение танца.

«Новая кукла». Радостью и счастьем проникнуто настроение миниатюры. Живой бег, взволнованное биение сердца передает музыка пьесы. Стремительная мелодия вобрала в себе целую гамму чувств – восторг, изумление, радость.

Песни и танцы

В этом подразделе дневного цикла собраны воедино русские песни и бальные танцы того времени. Они символизируют мечты детей, их разговоры, прогулку в деревню. Различными по звучанию танцами чередуются песни Чайковского. «Детский альбом» передает всю непоседливость детского возраста.

«Мазурка». Быстрый польский танец пользовался большой популярностью у русских композиторов. Шумными, живыми акцентами, ритмичностью проникнута мазурка. «Детский альбом» Чайковский задумывал как насыщенность внутренних переживаний и действий ребенка. Поэтому даже в подвижной мазурке прослушивается легкий переход на грусть и мечтательность.

«Русская песня». Мелодия пьесы – обработка русской народной песни «Голова ль ты, моя головушка». Ладовые изменения с мажора на минор Чайковский отмечал как национальную особенность русских песен и применил их в своей обработке.

«Мужик на гармонике играет». Эта пьеса – образная сценка из народной жизни. Веселая недосказанность гармонии создает впечатление неудачливого гармониста. Вариативные повторы придают юмористичность пьесе.

«Камаринская». Это народная плясовая песня с вариациями. Чайковскому удалось точно передать звук волынки в басовом остинато, интонации игры на скрипке и аккордовые переборы гармоники.

«Полька». Задорный чешский танец использовал в цикле Чайковский. Полька из «Детского альбома» легка, как бальный танец того времени. Грациозный мотив рисует девочку в нарядном платье и туфельках, которая танцует на носочках изящную польку.

Песни дальних стран

Этот раздел посвящен песням дальнего зарубежья. Колорит стран с легкостью передает композитор. Чайковский много путешествовал, он побывал во Франции и Италии, Турции и Швейцарии.

«Итальянская песенка». В ней Чайковский средствами музыкальной выразительности точно передает аккомпанемент гитары или мандолины, столь любимых в Италии. Энергичная, игривая песенка напоминает вальс. Но в ней нет плавности танца, а есть южная оживленность и порывистость.

«Старинная французская песенка». Грустный народный мотив звучит в пьесе. Задумчивая мечтательность была присуща средневековой Франции с ее менестрелями. Пьеса напоминает минорную балладу, сдержанную и задушевную.

«Немецкая песенка». Галантная и веселая пьеса, гармония которой напоминает звучание шарманки. В «Немецкой песенке» встречаются интонации йодля. Такая манера исполнения песен свойственна жителям Альп.

«Неаполитанская песенка». Звучание народных инструментов слышится в этой пьесе. Неаполь – один из городов Италии. Энергия ритма и живость мелодии передают горячность южан.

Вечерний цикл

Вечерний цикл напоминает детскую усталость после дневных забав. Это вечерняя сказка, мечты перед сном, боязнь темноты. Завершает «Детский альбом», как и начинает его, молитва.

«Нянина сказка». Композитор рисует сказочный образ, весь проникнутый неожиданными паузами и акцентами. Светлая, спокойная мелодия переходят в тревогу и переживание за героев сказки.

«Баба Яга». Мечтательность и детскую фантазию передает «Детский альбом» Чайковского. Баба Яга в пьесе словно летит в ступе под свист ветра – настолько резка, отрывиста мелодия миниатюры. Движение вперед и постепенное удаление сказочного персонажа передает музыка.

«Сладкая греза». И снова спокойная задумчивость мелодии, красота и простота звучания миниатюры. Словно ребенок, глядя в окно на морозные узоры, сочиняет свою незатейливую сказку в вечерних сумерках.

«Песня жаворонка». Оживление перед сном и представление следующего, радостного утра. А с ним – и пение жаворонка с его трелями и высоким регистром.

«Шарманщик поет». Протяжные звуки старинного инструмента, движение мелодии по кругу словно символизируют бесконечность движения жизни. Психологически сложный музыкальный образ пьесы напоминает о недетских мыслях в голове самого обычного ребенка.

«В церкви». Начинает и заканчивает «Детский альбом» молитва. Такая арка обозначает подведение итогов дня (вечер) или настрой на хорошие поступки (утро). Во времена композитора обязательными были ежедневные молитвы. В них благодарили бога за проведенный день, просили милости и помощи в трудностях.

Цикл для детей

Чайковский Петр Ильич стал одним из первых русских композиторов, который написал цикл фортепианных пьес для детского исполнения. Это технически несложные пьесы, доступные пониманию ребенка. Цикл полностью состоит из занимательных музыкальных миниатюр.

Каждая пьеса представляет собой цельное произведение. Проигрывая миниатюры из цикла, ребенок решает разные художественно-исполнительские задачи. Плавность и напевность сменяются отрывистым маршем, минорность грусти – радостным мажором.

Из 24 пьес состоит «Детский альбом» Чайковского. Содержание цикла передает простоту и насыщенность детской жизни. Огорчение, веселье, игры, забавные танцы выстроены композитором в сюжетную линию.

Сотрудничество и творчество

В музыкальных школах, кружках вот уже более ста лет звучат пьесы Чайковского. Различие их интерпретаций зависит от музыкального образа, который вкладывает в миниатюры тот или иной исполнитель.

Яркая драматургия альбома позволяет сотрудничать с композитором. После прослушивания опуса дети создают картины, стихи, пьесы собственного сочинения. Творческий процесс позволяет полностью погрузиться в эмоционально-музыкальную интерпретацию «Детского альбома».

Детские танцы в церкви

И как эти стихи вы привязали к танцам?
Если ты споришь с идиотом, вероятно он делает тоже самое!

Во вторых. Что ты пытаешься выяснить в данной теме ( тобою созданной) :
A. Танцы и пляски Давида в ветхом завете были грехом или нет?
Или
Б.Танцы и пляски являются ли грехом в новозоветнем христианстве а также в современной церкви?
Рождённый ползать — летать не может.

Я просто понимаю, что танцы — это один из камней преткновения в современной церкви. Вот мне и хочется выяснить — что и на каком основании по этому поводу думаете вы. Только принимаются объяснения не такие:» Меня так научили. » или «У нас так не принято», а лишь по принципу: «Sola Scriptura (только Писание).

Свое мнение я по этому поводу выразил еще в самом начале: танцы не только могут присутствовать в церкви, но и должны. Никто не давал права лишать Церковь того, что дал Бог.

Но! Я допускаю как выше сказал Рыбак, что все еще зависит от менталитета народа.

Как написано: «Служения различны — а Дух один и тот же, и действия — различны, но Дух один и тот же».

Слава Богу, что есть разные церкви с разным ходом служения. И если в какой-то церкви танцы приветствуются, то думаю не стоит торопиться называть это «плотски».

ИМХО
Если ты споришь с идиотом, вероятно он делает тоже самое!

(Конечно, желательно прочитать всю главу — Римлянам гл.8, 1 Иоанна гл. 3)

И вот к чему я все это написала. Если мы водимы Духом Божиим (а как это можно определить — я уже написала), то НЕ СОМНЕВАЙТЕСЬ В СВОИХ МНЕНИЯХ И ТВЕРДО СТОЙТЕ В ИСТИНЕ ГОСПОДНЕЙ. Ну, а если не Духом Божиим водимы, то кем? — врагом душ человеческих. Может этот лукавый уже далеко вас завел в вашей духовной спячке? Пусть Господь поможет таковым пробудиться от сна.

“Наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти.”

интересно, но такой радикализм очень похож н ато ,что описывают книги, когда повествуют об инквизиции («Дух» один и тот же). сорри, если кого обидел этими слолвами. просто мысли вслух.

О танцах: хочешь танцевать — танцуй, не хочешь — не танцуй! Но и не стоит запрещать и оганичивать других! Если в церкви N города Я не приветствуются танцы, то не стоит этого делать там. (просто людей обижать будешь).
«Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему.»
1-е Иоанна 5:18
CCX — Сообщество студентов-христиан

…вот к чему… Всем известно, что сколько существует людей (или церквей) — столько существует укоренившихся мнений относительно танцев (да и других основных спорных вопросов христианства). Мы уверены, что именно наше мнение правильно – и пытаемся подтвердить свою точку зрения Библией. Схватили стих из Писания – и давай хлестать им братьев и сестер налево и направо. А ведь буква убивает. И только с Духом Святым, под Его чутким руководством мы будем иметь истинный ответ на все волнующие нас вопросы. А так же приобретем любовь (которой нам не хватает на форуме) друг к другу, и сможем общаться на различные, даже самые спорные темы на форуме, потому что мы будем водимы Одним и Тем же — Духом Божиим. Ну, а когда у нас нет ни любви, ни единства и т.д., смысл ли вообще рассуждать на какие-либо темы? Ведь доступ к http://www.spasenie.by/ имеют буквально ВСЕ ЛЮДИ. Представляю реакцию новичков на сайте… заходят на форум, а тут происходит примерно такое:
“Ну что, браты, давай поделим город:
На зоны и квадраты разобьем,
И стражу мы поставим на дорогах,
И не жалей — кто влез, того убьем!
Засыплем страшно огненной молитвой,
Постом заморим, страхом изведем,
И предадим анафеме частично,
Пусть знают наших! Где, и что почем!”
А бедный люд за голову схватился:
Куда идти, кому молиться?
Так где же Бог? и где есть мой удел?
В христианстве происходит беспредел. ”

Я точно уверена, что есть истинный ответ, а не мнение, на тему Танцы в церкви. И к этому ответу мы придем, если будем единодушно искать, а не просто высказывать свои мнения.
Наверное достичь этого виртуально просто не реально.

Тема нашего курсового проекта звучит «Детский танец в классических балетах», и выбрана она вот почему. Танец является одним из самых любимых детьми видов искусства. Многие тысячи детей готовы с радостью посвящать свободное время занятиям хореографией. Особенно в наше время, финансовых и социальных кризисов, зачастую в семье на первое место встают вопросы о материальном благополучии, а вот вопросы нравственности или хотя бы развития вкуса к «прекрасному» постепенно уступает место поверхностной красоте: будь-то отношения между людьми, либо «общепринятым нездоровым стандартам» красоты. Все силы человека направлены на выживаемость и бездуховному обогащению.

Кто-то из великих мастеров сказал — истинное искусство очищает, приносит гармонию в мир. А Мэри Кларк в очерке о Галине Улановой сказал следующее: «Я уверена, что языком балета можно сказать зрителям много важного, раскрыть великую истину жизни, ее красоту и глубину человеческого сердца». Собственно, поэтому мы хотим рискнуть: и показать как можно средствами хореографии (а ее высшая форма — классический танец) сделать окружающий нас мир чуточку прекраснее, приобщая к нему детей, и тем самым, давая в будущее надежду.

Поэтому целью проекта мы выбрали следующее: раскрытие актуальности и особенности детского танца. Задачи проекта позволят нам прийти к цели путем многостороннего подхода к объекту исследования (детский танец), то есть с точки зрения:

1) изучения исторических аспектов детского танца на балетной сцене;

2) выявления факторов положительной мотивации детей к занятиям хореографическим искусством;

3) особенности подбора детского репертуара и репетиционной работы;

4) развития и воспитания нравственности, осознания прекрасного (от одухотворенности образа до эстетики движения, красоты музыки).

Исторические аспекты детского танца в классических балетах

Хореография — это прекраснейшее из искусств, заставляющее человека переживать целую гамму чувств и эмоций. Люди, работающие и прикасающиеся к хореографии, — это тонкие натуры, с эстетическим восприятием окружающей действительности, с изысканным вкусом и стилем.

Исторически детские танцы в балетах всегда и для всех танцовщиков были первой ступенью на входе в храм хореографического искусства. С этих номеров начинался артистизм юных исполнителей, познание их художественного начала в балете, сценическую дисциплину, оркестровую музыку и многие другие сценические требования, которые постепенно становятся профессиональными навыками, и формируют артистов балета.

В Мариинском театре начала 20-го столетия действовали традиции великого Мариуса Ивановича Петипа. Его балеты были неприкосновенны, их еще не коснулись реставраторы. Мариус Петипа почти во все свои балеты вводил детей. Иногда в одном балете, например, в «Раймонде», «Спящей красавице», были заняты и младшие, и старшие, средние и выпускные ученицы. Великий балетмейстер мудро смотрел вперед, хорошо осознавая, что фундамент артистизма, свобода поведения на сцене и даже профессиональное мастерство артиста закладывается с самого раннего детства.И здесь очень важно тонко пробудить в детях артистов, что является трудной и бесконечно интересной задачей. Детские номера всегда были жемчужиной спектакля.

Выдающиеся балетмейстеры, хореографы

Ширяев Александр Викторович, 1867-1941

Якобсон Леонид Вениаминович, 1904-1975

Лавровский Леонид Михайлович (наст. фамилия — Иванов), (1905 — 1967)

Лопухов Федор Васильевич (1886-1973)

Виноградов Олег Михайлович (1937 по с.д.)

Великое наследие детских танцев

1. Детский венгерский танец из «Раймонды» М. Петипа, полонез и мазурка из «Пахиты»

2. Детский репертуар Александра Викторовича Ширяева

3. Детский репертуар Леонида Якобсона

4. Норвежские номера Евгении Петровны Снетковой-Вечесловой

5. Детские танцы в балетах «Сольвейг» Леонида Вениаминовича Якобсона

6. Детский танец из балета «Щелкунчик» и балет в постановке Игоря Бельского

7. Детский танец из балета «Тщетная предосторожность» в постановке Олега Виноградова

8. Танец «Сороконожки» в «Айболите», балет «Двенадцать месяцев» Бориса Фенстера

9. Елизавета Николаевна Громова (репетитор) и др.

Из воспоминания ученицы младших классов Вагановского училища (Елизаветы Николаевны Громовой)

«… К спектаклю все готовятся как к торжеству…Участие в балетах уже тогда давало нам ощущение счастья. В театре мы забывали про усталость, голод, холод…Бодрые, счастливые, перегоняя друг друга, мы торопились на сцену. Хорошо зная, что мы уже артисты, старались станцевать как можно лучше……Бывало, в одном балете мы были заняты в двух-трех актах («Конек-Горбунок», «Спящая красавица», «Раймонда»), как зверюшки мы быстро бегали по лестнице то на сцену, то со сцены в гримуборные, на ходу снимая головные уборы, парики, расстегивая костюмы…Гримировала нас воспитательница. Одной заячьей лапкой она румянила нам щеки, выводила два кругляша, другой пудрила нос. Это и был весь наш грим. Особенно нравился нам балет «Фея кукол». Танец кукол и солдатиков был просто прелестный! В бакстовских костюмах — роскошных пышных тюниках, больших шляпах и кружевах и лентах — мы напоминали очень красивых и дорогих кукол из самых роскошных магазинов. Этот танец всегда имел большой успех».

В качестве примера работы на номерами хотелось бы привести следующие исторические факты — эпизоды из творческой жизни выдающихся мастеров хореографии, таких как Владимира Ивановича Пономарева 1 , Игоря Бельского 2 , Олега Виноградова 3 , Бориса Александровича Фенстера 4

Владимир Иванович Пономарев 1 :

«Репетировал он спокойно, терпеливо, тщательно…Движения показывал в точной музыкальной последовательности, красиво и ясно…Учил движения сразу с головой и корпусом. «Взгляд не только украшает движение, оживляет его, — говорил Владимир Иванович,- но дает движению жизнь»…Особое значение придавалось уверенности исполнения…На сцене не теряйтесь, танцуйте смело. Если путаетесь, то путайтесь уверенно и только в музыку, непременно в музыку, тогда зритель не заметит ошибок». В классике он особо обращал внимание на строгость классических Форм танца. С ним мы долго и упорно учились ставить ноги в pas de basque на самые кончики пальцев. В мазурке из «Пахиты» и венгерском танце из «Раймонды» вырабатывались основы элегантности, характера, живость и легкость исполнения. «Характер танца, — говорил Владимир Иванович, — подсказывает музыка…» Он уже тогда учил нас быть актерами: «…Пойми и запомни, кого и как ты изображаешь…Учи сразу, тогда танец и игра будут смотреться естественно, потом труднее соединять».

Игорь Бельский на репетиции первого акта балета «Щелкунчик», «Кукольный театр Дроссельмейера»:

«Сцену первого акта исполняют младшие учащиеся хореографического училища. Эта сцена выстроена точно, актерски и танцевально интересно, дети разыгрывают ее с большим интересом. На своих репетициях он увлекательно рассказывал сказку про Щелкунчика. Забавно было смотреть, как огромный мужественный Бельский изображал маленькую, изящную капризную принцессу Пирлипат. Также выразительно и точно он изображал Короля мышей, что вызывало страх у детей».

Одним из блистательных постановщиком детских танцев является Олег Михайлович Виноградов 3 . В «Тщетной предосторожности» он поставил очаровательный детский танец на старинных французских народных движениях. Этот танец открывал свадьбу Лизы и Колена. Во время постановки Олег Михайлович тщательно показывал движения детям, объясняя, что танцевать надо необычно, словно скользя на коньках. Большое внимание уделял корпусу, требовал, чтобы корпус «играл», был живым. Детям танец очень нравился, и они старались изо всех сил. Сольная пара на фоне детского кордебалета выглядела прелестно. Мелкие и четкие рas de bourree чередовались с необычными поворотами. Интересны были и положения рук, никогда ранее не встречавшиеся в исполнении французских народных танцев. Красочность действия, происходившего на сцене, напоминала старинную французскую гравюру. Зрители всегда дружно принимали этот очаровательный танец, задорно исполняемый юными артистами.

В балете «Доктор Айболит» в постановке Бориса Александровича Фенстера 4 (балетмейстера богатого режиссерского дарования) на музыку Морозова есть забавный менуэт Сороконожки. Когда на сцене появлялась длинная зеленая гусеница с нарядно украшенной гигантским красным бантом головой, зрители ее восторженно встречали. Забавно было смотреть, как 40 тоненьких ножек изящно выделывали pas элегантного менуэта.

Номер по синхронности исполнения трудный, если одна непослушная нока ошибалась, это была клякса в номере. Протанцевав свой менуэт, Сороконожка уходила за кулису под долго не смолкавшие аплодисменты, кокетливо кивая огромной головой и помахивая маленьким хвостиком. Этот номер по своей образности и костюму очень оригинальный для сценической практики учащихся младших классов хореографического училища.