Детские танцы в саду валенки

ТВОРЧЕСКО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

«Русский валенок»

Тип проекта: творческо-исследовательский, краткосрочный, групповой.

Участники проекта: воспитанники и вос­питатели старшей группы, музыкальный руководитель, родители воспитанников.

Цель проекта: заинтересовать родителей в сохранении народных традиций и передаче их новому поколению.

Задачи проекта:

• развивать интерес детей к народному быту;

• познакомить детей с историей традиционной русской обуви — валенок;

• формировать у детей потребность получать но­вые знания об истории народного костюма;

• поддерживать у детей и родителей потреб­ность в совместной познавательной и твор­ческой деятельности.

Время реализации проекта: с 01 декабря по 30 марта.

Этапы реализации проекта:

1- й этап: подготовительный (декабрь-январь) — сбор информации, материала.

2- й этап : организационный (январь-февраль) — разработ­ка содержания НОД с детьми, сценария развлечения.

3- й этап: формирующий (февраль) — про­ведение НОД с воспитанниками и родителями, орга­низация совместного развлечения.

4- й этап: итоговый (анализ полученных резуль­татов, обобщение опыта).

Предполагаемый результат

• У детей сформированы знания об истории русского валенка, материалах, инструментах, необходимых для его изготовления.

• У старших дошкольников развивается позна­вательный интерес к истории, национальным традициям.

• Родители активно вовлечены в совместную с детьми познавательно-творческую деятель­ность, в образовательный процесс ДОУ.

Формы реализации проекта

• Тематические занятия по ознакомлению с ок­ружающим.

• Экскурсии в Курганский областной краеведческий музей.

• Занятия по изодеятельности (украшение ма­кета валенка: рисование, аппликация).

• Составление и отгадывание загадок.

Презентация проекта: совместное развле­чение для детей и родителей «Праздник Русско­го Валенка».

Праздник Русского Валенка

(Конспект развлечения фольклорного праздника

«Валенки» в старшей группе)

Сценарий музыкального развлечения для детей старшей группы и родителей

Цель: Знакомить детей с традициями русского быта, и связанными с ними произведениями малых фольклорных форм.

Воспитывать у детей любовь к русскому народному творчеству.

Приобщать детей к русским народным играм.

Активизировать в речи детей пословицы, поговорки.

Предварительная работа с детьми

• Отгадывание загадок, разучивание стихов и частушек, танца с валенками.

• Разучивание русского танца с воспитанниками.

Предваритель­ная работа с родителями.

• Знакомство с историей русского валенка.

• Художественное оформление детских вале­нок.

Декорация: В оформлении декорации использованы бутафорские валенки. Звучит русская народная музыка (фонограмма).

Дуня: Здравствуйте, дорогие ребята!

Если в доме, на работе,

У вас валенки в почёте,

То мы вас, своих друзей.

К нам на праздник поплясать

Свою удаль показать.

Пляска «Валенки»

Дуня: Ребята, вы, наверное, знаете, что валенки — исконно русская обувь. Валенки, пимы, катанки, чесанки, сколько ласковых названий дал русский народ этой великой обуви. Валенки — прекрасная, удобная обувь. В валенках не страшны морозы и метели, поэтому лучшей обуви для гуляний на Руси не было!

Песня «Валенки»

Дуня: В старину валенки считались ценным подарком, а иметь собственные валенки было престижно. Это считалось признаком достатка.

У кого там хмурый вид

Снова музыка звучит!

Мы, грустить не разрешаем,

Мы, играть здесь начинаем!

Игра «Бой валенками»

Дуня: Вижу я, издалека едет Ваня к нам сюда.

Едет прямо в хоровод, расступись, честной народ!

Хоровод «Как на тоненький ледок»

Дуня: Ой, Ванюша, ты ушибся?

Ваня: Нет! Я падал понарошку, посмешить хотел немножко!

Девочки: А Ванюша наш герой, только валенки с дырой!

Дуня: Надо позвать моего дедушку, он быстро валенки подошьёт.

Он на все руки мастер! А вот и он, дедушка, дедушка — Всеведушка!

Дед: Деточки, мои дорогие, рад вас видеть!

Сегодня у нас веселье — праздника продолженье!

Дуня: Дедушка, выручи, подшей валеночки!

Дед : Что ж, это можно, а вы ребята, чтоб веселей мне работалось,

Частушки бы спели, да поиграли, порадовали старика.

Частушки

Начинаю петь частушку, первую начальную,

Я хочу развеселить публику печальную.

Наши девки маленьки, чуть побольше валенка,

Ну, а как заголосят, всех в округе удивят.

Охоньки, да ахоньки, какие девки махоньки,

Из-за кочек из-за пней, не видать наших парней.

А я валенки надену, выпью простокваши,

Вся душа истосковалась по любимой Маши.

Моя милка маленька, обувает валенки,

А когда обуется, как пузырь надуется.

Мы вам пели и плясали дорогая публика,

Не держитесь за карманы, не возьмём и рублика!

Дед: Ну, вот принимай работу, новые валенки на вырост!

Игры для детей «Пробегу в валенках до сугроба»

Игра для родителей «В валенках на скакалке»

Дед: Я дед — Всевед, долго живал, много видал,

Всё на свете знаю, к себе в решето собираю.

Вы бы мне про валеночки что-нибудь рассказали,

А я бы к себе в решето положил,

У меня там много чего

И задачки и загадки и пословицы и потешки.

1 ребенок: Баю- баю, баиньки скатали Маше валенки,

Валенки по ножкам, бегать по дорожкам,

К бабушке по прянички, к дедушке по яблочки.

2 ребенок: Без шубы и валенок — зима без конца.

3 ребенок: Как у Даши маленькой, чёсаные валенки,

А шуба багряная, а личико румяное,

Вот какая Даша — красавица наша.

Дед: А теперь ребятки, загадаю вам загадки.

Загадки

Не ботинки, не сапожки, но их тоже носят ножки,

В них мы бегаем зимой,

Утром — в садик, днём — домой.

Треплют, катают, а зиму таскают,

Весь в шерсти, а кожи нет! (Валенки)

Дед: Да, отгадка одна — это валенки! А как же делают валенки? ( Просмотр презентации. Рассказ одного из родителей воспитанников.)

Валенки — удобная и целебная обувь. В вален­ках не страшны самые лютые морозы. Чистая овечья шерсть, свалянная тёплыми руками мас­тера, даёт человеку силу и душевный покой.

Надо сказать, что технология изготовления за последние триста лет совсем не изменилась: и сейчас валенки делают точно так же, как и де­ды, и прадеды мои. Изготовление валенок — дело не простое, здесь нужна физическая сила и много терпения, на которое способны немногие. Для того, чтобы сделать валенки, нужны сно­ровка и умение, но самое главное — это любовь мастера к своему делу и к людям, которые будут носить эту обувь. Может, потому так удобно и комфортно носить валенки, что они сохраня­ют тепло рук своих создателей. Как и прежде, ремесло валяния передается от мастера к мас­теру из поколения в поколение.

Валяльщик в былые времена — почитаемый на Руси мастер, и корни его мастерства уходят в века. Валенки не раз спасали русского чело­века во времена невзгод, чему свидетельствуют фотографии времен Великой Отечественной войны. Без валенок было бы невозможно освое­ние северных регионов, совершение экспедиций на Северный и Южный полюсы.

Вы уже знаете, что валенки изготавливают­ся из овечьей шерсти. После того, как овечку остригли, шерсть моют и вычесывают, потом прогоняют через шерстобитную машину, в ре­зультате получается тонкое мягкое полотно. Его долго сглаживают пальцами, чтобы шерсть слиплась. Затем, словно из пластилина, лепят из полученной заготовки форму валенка и выва­ривают её в кипящей воде, чтобы шерсть сваля­лась еще плотнее. Эта заготовка уже отдаленно напоминает по форме валенок, только очень большого размера. Потом заготовку натягива­ют на колодку и старательно отбивают со всех сторон деревянной колотушкой, пока изделие не примет форму обычного валенка и нужного размера.

По завершении всех этих процедур валенок отправляют сушиться, и его остается только побрить, чтобы он стал гладким и блестящим.

В наши дни валенки сохранили популярность не только как теплая обувь, но и как основа для но­вых идей модельеров, которые превращают обыч­ный валенок в произведение искусства. Ведущие модельеры предвещают даже то, что в XXI веке валенок будет самой модной обувью!

Дед: Спасибо вам, ребята, прибавилось в моем решете.

За это я хочу Вас позабавить, посмешить и немного даже удивить

А ну-ка, валеночки, появитесь, попляшите, порезвитесь!

Театр валенок

Дуня: Ай, да веселье, всем на удивленье!

А чтоб было ещё веселей

Танцевать выходите все скорей.

Танец «Светит месяц»

Дед: А теперь, детвора, ай да со двора!

Частушки ( автор: воспитатель Г. И. Садыкова)

Осенние праздники в «Солнышко»

С 15 по 19 октября в детском саду «Солнышко» во всех возрастных группах прошли праздники, посвященные осени. Всю неделю из музыкального зала разносились задорные частушки, песни, в которых дети прославляли осень. А в ответ Осень угощала детей дарами, выращенными в это прекрасное время года.

Сказочные герои на протяжении всех праздников играли с детьми, веселили и преподносили им разные сюрпризы.

Даже самые маленькие воспитанники детского сада приготовили и выучили стихотворения для красавицы Осени.

Очень порадовали своим выступлением дети старших и подготовительных к школе групп – танцы, песни, игра на музыкальных инструментах исполненные ребятами не оставили равнодушными ни одного из гостей.

Даже если на улице было пасмурно и дождливо, то в нашем детском саду все эти дни этого не замечали, об осени воспевали только самое лучшее, от звонкого детского смеха становилось тепло и радостно на душе всем присутствующим на праздниках.

Детские танцы в саду валенки

Новогоднее развлечение «Русские валенки»

“Нет ничего более интересного, чем русские валенки. Сохранять их — значит сохранять русскую культуру»
Цель: формирование знаний о народной культуре, о русском костюме, приобщение к национальным традициям русского народа.
Задачи : познакомить детей с историей русской обуви(валенки);развивать интерес к русскому народному творчеству — потешкам, пословицам, поговоркам, частушкам; воспитывать гостеприимство, любовь к Родине, уважение к традициям своего народа
Возраст детей: старшая и подготовительная группа
Действующие лица: Ведущая, Скоморох, дети в русских народных костюмах.
Ход развлечения:
Ребенок:
На Руси с давних пор люди валенки любили,
мы про валенки в саду чудо сказку сотворили.
Мы их украшали, мы про них читали …
Песни о них пели, в них мы танцевали….
Всю неделю мы трудились, радовались, веселились…
И на празднике сейчас мы порадуем всех вас…

Ведущая: Да, ребята! За эту неделю мы столько нового и интересного узнали о русских валенках. Испокон веков валенки — часть русского костюма, русского образа жизни, русской зимы и даже русского характера!

Скоморох: Ой, какие вы молодцы! Я бы точно не ответил!А за ваши старания я с вами поиграю .
Игра «На прогулку мы собрались»
Дети стоят в кругу, Скоморох в центре
Скоморох: Повторяйте слова за нами, а потом покажите сами:
Валенки и шапку, шубку и перчатки
Куда мы надеваем, когда идем гулять?
Дети (хлопая) На прогулку мы собрались,
Быстро-быстро одевались.
После этих слов скоморох называет один из предметов одежды (шапка, шуба, шарф, перчатки, валенки ) при этом показывает, куда его надо надевать; сама же при этом путает детей, показывая неправильно. Темп игры постепенно ускоряется.
Ведущая: А второй снежок – музыкальный. Давайте порадуем нашего гостя частушками
Частушки (приложение 2)
3 задание снежка:
кто больше знает потешек, пословиц, поговорок о валенках(приложение 3)
4 снежок – танцевальный
Мальчик:
Что вы, девицы, сидите,
Танцевать вы не хотите?
Засиделись, чай, с утра
Поплясать всем нам пора!
Девочка:
Ой ты, миленький ты мой,
Выходи скорее.
Поплясать, переплясать я тебя сумею!

Танец «Валенки»
В старину валенки считались ценным подарком, а иметь собственные валенки было престижно, это считалось признаком достатка. В играх валенки помогали узнать, кто самый сильный, ловкий, быстрый.
Давайте и мы поиграем.Пятый снежок и зовет нас на соревнования.
1.Забей гол валенком (валенок – клюшка)
2. Бег в одном валенке
3.На скакалке в валенках
4. Скоморох: А я тоже одну забаву знаю: в старину с валенком гадали. Надо только сказать: «Брошу валенок через забор, ступай, валенок, к миленочку во двор» Только мы не гадать , а пару выбирать будем.

Игра
Дети по очереди бросают валенок, на какую пару детей носок валенка, та пара пляшет
Скоморох: Ай да веселье, всем на удивленье!
Ну и последний снежок-художественный
Лучший дизайнер (укрась валенок)
Скоморох: какие красивые валенки получились!
Ведущая :Всю неделю мы тоже не скучали, мы валенки и рисовали, и лепили, и украшали.Посмотри на наши работы.
Художественная выставка работ. Презентация «Наши валенки»(работы детей нашего сада)
РАЗДАЕТСЯ СТУК В ДВЕРЬ.Ведущая или кто-то из детей выходят и вносят валенки.
Ведущая:Посмотри ,скоморох,Дед мороз вернул твои валенки.
Скоморох: (радостно пытается надеть валенки.):Ой, а тут записка:Молодцы,ребята!Порадовали старика.Ждите на Новый год! Обязательно приду в валенках.
А давайте покажем, как мы встретим Деда Мороза. Дети исполняют песню «Дед Мороз и валенки»(муз.В Шаинского)
Ведущий :Ну и в заключение нашего вечера,хочу сказать всем ,что валенки – действительно прекрасная, удобная и очень полезная обувь!
Стихотворения(читают дети)
Простые избы деревень, окошки и завалинки.
На перекошенный плетень, старик повесил валенки.
Просушит валенки старик, потом оденет снова.
Он с ними сжился, к ним привык, сам крепкий и здоровый.
А как по снегу, да зимой, крестьянину в пургу?
Дойти сугробами домой, не утонув в снегу?
В селе без них никак нельзя отправиться в дорогу.
Носите валенки,- друзья, как дед, — на босу ногу!(А Лихачев)

Зима. Мороз. А я довольна
И улыбаюсь на ходу.
Ногам моим тепло-привольно —
Ведь я же в ВАЛЕНКАХ иду!
Хвала рукам, что вас катали,
Как раньше, при огне лучин.
Вы рук тепло в себя вобрали
И добрый жар большой печи.
Лютуй, зима, себе на горе!
До юной солнечной весны
Меня хранит от разных хворей
Наследство русской старины(Н.Ерошенко)

И продолжая русские традиции , приглашаем всех на блины! Самовар уже пыхтит !
Ведущая:Кто здоровым хочет быть,
Должен чаю больше пить,
Он — бальзам от всех болезней,
И напитка нет полезней.
Чай с вареньем и с лимоном,
Приглашаю всех с поклоном

Приложение 1
Викторина
1.Традиционная русская зимняя обувь Деда Мороза(валенки)
2.Почему валенок так назвали? (от слова «валять» шерсть -валенок)
2.Родина русских валенок ( 2 версии-1 Нижегородская Губерния, 2-город Мышкин)
3.Валенки шьют,катают или вяжут?(катают)
4.Из шерсти какого животного чаще всего делают валенки?(овца)
5. Кто из русских царей носил валяную обувь(Петр I,ЕкатеринаII , Анна Иоановна)
6.Самая известная исполнительница песни «Валенки»(Лидия Русланова)
7.Когда и где она впервые исполнила эту песню? ( на фронте,1941г)
8.В каких городах России есть музеи русских валенок?(Москва,Мышкин,Вышний Волочек…)
9.Какой клоун запрыгивал в огромные валенки во время трюка?(Олег Попов) 10.Как по-другому называют валенки?(пимы,волнушечки,катанки,чесанки..)
11.Сколько шерсти идет на валенок? 4-7 кг)
12.Самый большой валенок весит….,(16,5 кг),а размер его……( 146 , впору Гулливеру), его сваляли в городе….(Семипалатинске)
13.Кому и как помогли валенки в годы великой Отечественной войны?(русским солдатам, в годы войны было изготовлено 40 млн пар валенок,немцы считали валенки лучшим трофеем и обменивали их даже на золотые часы)
Приложение 2
Частушки
Начинаем петь частушки
мы про валенки сейчас
музыкант нам подыграет
ох порадуем мы вас

Если кто меня обидит –
Я не плачу, не реву,
Сразу валенок снимаю,
Подзатыльник им даю!

А я валенки надену,
Выпью простокваши
Вся душа истосковалась
По любимой Маше!

На окошке два цветочка
Голубой да аленький,
Я возьму да променяю
Сапоги на валенки.

Не хочу я туфельки
Не хочу сапожки ,
Мне купите валенки
Будут рады ножки

Ой ,как дед мне угодил
Валенки он подарил,
С ними я не расстаюсь,
В валенках и спать ложусь

Мы не мерзнем на прогулке
Мы в ладоши хлопаем
Ножкам в валенках тепло
По сугробам топаем

Расступись, народ
Меня пляска берет
Как спляшу я в валенках —
не смотри что маленький

Мы про валенки частушки,
Вам пропели от души
Вы же хлопайте в ладошки
Коль частушки хороши!

Музыкальное занятие «Ай да валенки»

Цель: Ознакомление детей с русской народной зимней обувью – валенками.

Задачи:

  • Развивать творческую самостоятельность в создании художественных образов, используя русские народные песни, игры, танцы;
  • Расширять представления детей о различных формах русского фольклора (хороводы, потешки, загадки);
  • Расширять представления детей о русской народной обуви – валенки;
  • Совершенствовать всестороннее развитие творческих способностей детей средствами русского фольклора;
  • Совершенствовать навыки рисования.

Виды интеграции: развитие речи, познавательная деятельность, ХТД.

Оборудование: краски, валенки бумажные, кисточки, салфетки, баночки под воду (по количеству детей).

Предварительная работа: разучивание хоровода «Как на тоненький ледок».

Ход занятия

(Дети входят в зал под русскую народную мелодию. Их встречает Матрёна. Роль Матрёны исполняет музыкальный руководитель ).

Матрёна: Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Матрёна: я люблю петь, плясать, знаю много сказок, потешек и прибауток.

Если в доме, на работе
У вас валенки в почёте,
То я вас, своих друзей
Приглашаю поскорей.
Ко мне в гости поплясать,
Свою удаль показать!

Дети слушают русскую народную песню «Валенки» в исполнении Н. Кадышевой.

Исполняется импровизированный танец.

Матрёна: Ребята, а вы знаете, как называлась русская обувь для зимы? (валенки). Да это валенки. А ещё их называли пимы, катанки, чёсанки – сколько ласковых названий дал русский народ этой любимой обуви. Ребята, как вы думаете, валенки удобная обувь? (удобная). Почему? (не скользкая, тёплая). Валенки – прекрасная, удобная обувь! В валенках не страшны морозы и метели, поэтому лучшей обуви для гуляний, на Руси не было! В них праздновали Масленицу, колядовали, плясали под гармонь! А ещё, в старину, валенки считались ценным подарком, а иметь собственные валенки было престижно, это считалось признаком достатка. В играх валенки помогали узнать, кто самый сильный, ловкий, быстрый. А вы знаете какие – нибудь игры с валенками? (бег наперегонки). А я вам предлагаю поиграть в старинную игру: «Бой валенками».

Мы грустить, не разрешаем
Мы играть, здесь начинаем!

Игра: «Бой валенками».

(участвуют двое мальчиков, которые получают по валенку, между ними проводится линия. Встают напротив друг друга и стараются валенком вытолкнуть противника за линию. Игра проводится два раза)

Матрёна:

Вижу я издалека:
Едет Ваня к нам сюда,
Едет прямо в хоровод,
Расступись, честной народ!

Исполняется хоровод: «Как на тоненький ледок».

Матрёна:

Как у нашей Даши
Чёсаные валенки,
А шуба багряная,
а личико румяное.
Вот какая Даша
Красавица наша!

А сейчас я загадаю вам загадки, а вы попробуйте их отгадать. Но только загадки у меня, ох и трудные…

Загадки:

Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки,
В них мы бегаем зимой,
Утром – в садик, днём – домой!

Треплют, катают,
А зиму таскают.

Весь в шерсти, а кожи нет.

(валенки)

Матрёна: Да, отгадка одна – это валенки. А как же делают валенки? Вы знаете? (не знаем). Я сейчас вам расскажу. Валенки – единственная обувь, полностью сделанная из натуральных материалов: шерсть просто состригают с овец и перерабатывают – валяют. А валяли так: обрабатывали шерсть кипятком, паром, дымом, сбивали её в общую массу – войлок – и катали – сначала на столе, а потом на колодке нужного размера… Из овечьей шерсти катали валенки разных цветов: чёрные, серые, белые. А производят валенки только в России, и традиция валенного промысла передаётся из поколения в поколение. Так что валенки не просто природная натуральная обувь, она ещё и полезная, и удобная. Даже знаменитые модельеры утверждают, что «XXI век – век русского валенка!»

А сейчас я вам предлагаю стать модельерами. Каждый выберет себе пару и украсит свои валенки, но валенки должны быть одинаковыми!

(детям предлагаю валенки из бумаги разных цветов: чёрные, серые, белые. Каждая пара выбирает своё рабочее место).

Рисование: «Украсим валенки».

(в конце занятия дети демонстрируют свои модели).

Матрёна:

Вот пришла пора прощаться,
Жалко с вами расставаться.

(под русскую народную мелодию «Валенки» дети покидают музыкальный зал).