Детский танец на полу

Мастер класс по изготовлению атрибута к танцу «Ромашковое поле»

Светлана Магкиева
Мастер класс по изготовлению атрибута к танцу «Ромашковое поле»

Музыкальный руководитель МКДОУ №16 «Ромашка» с. Ростовановка

Распустились ромашки на поле,

Много – много красивых цветов.

И колышется белое море –

Как мечта из несбыточных снов!

Услышав песню, в исполнении Юлии Селиверстовой защемило сердце, заплакала душа, вспомнилось детство! И возникла идея поставить танец на выпускной праздник. Для создания любого танца нужны или атрибуты, чтобы придать выразительность, индивидуальность, красоту постановки.

Скоро лето долгожданное придет

и ромашковое поле зацветет,

По солнышку ромашек,

по небу незабудок

шагает детство наше,

простое — словно чудо.

Выход детей под песню «ромашковое поле«

Для этого танца я решила сделать большие ромашки, в виде веера. Они создавали образ больших ромашек, ромашкового поля. Дети с огромным удовольствием танцевали с «Ромашками» которые помогали делать.

Для этого мне понадобится картон, краска желтого цвета, белая компьютерная бумага, ножницы, клей.

1. Вырезаю заготовки из картона: 1-основа веера, 2- сердцевина ромашки.

2. Соединяю две части: сердцевину наклеиваю на основу веера.

3. Желтой краской окрашиваю сердцевину, вырезаю отверстие для пальчиков.

4. Приклеиваю лепестки ромашки: на одну часть ромашки 18 лепестков (лист бумаги складываю в четверо и вырезаю лепестки)

5. одна часть ромашки готова, аналогично делаем вторую часть

6. Готовы 2 части ромашки

На празднике все были в восторге, дети, родители, гости. Детки расцвели, как ромашки!

Буду очень рада, если вам понравиться и пригодиться в работе!

Мастер-класс по изготовлению валентинки День Святого Валентина- это день дружбы и любви. Все люди дарят друг другу свои улыбки и добрые пожелания. Все близкие, соседи, родственники.

Мастер-класс по изготовлению атрибута для танца «Браслет из красных маков» Маки, маки, красные маки, Горькая память Земли, Неужели вам снятся атаки, Неужели вам снятся атаки Тех, кто с этих холмов не пришли?.

Мастер-класс по изготовлению атрибутов к танцу «Разноцветная игра» Все знают чудесную детскую песенку «Разноцветная игра» (муз. Б. Савельева, сл. Л. Рубальской). Многие музыкальные руководители, пользуясь описанием.

Мастер-класс по изготовлению ДИ «Рыбалка» Материалы для рыбок: 1. ткань четырёх цветов, нитки для обшивки 2. синтепон для набивки 3. ножницы 4. канцелярские зажимы 5. пайетки Этапы.

Мастер-класс по изготовлению гномика Для изготовления гномика потребуется: 1 большая бусина (голова,4 маленьких (ступни ног и ладошки, ворсистые проволочные палочки (туловище,.

Мастер-класс по изготовлению сундучка Мастер- класс по изготовлению сундучка. Цель: использовать сундучок на занятиях в виде сюрпризного момента. При подготовке занятия по развитию.

Мастер-класс по изготовлению травянчика Травянчик – это фигурка из ткани, набитая опилками, у которой после полива вырастает небольшой чубчик травы. Для того чтобы сотворить.

Мастер класс по изготовлению экокормушек Печенюшки для пичужкиЧтобы приготовить вкусное печенье для птичек, мы с помощью родителей собрали разнообразный корм: семена подсолнуха,.

Мастер-класс по изготовлению лошадки Для изготовления лошадки нам нужно: цветная бумага, рулончики от туалетной бумаги, шерстяные нитки, клей, ножницы, шаблон головы лошадки,.

Ручной труд «Ромашковое поле» Ручной труд «Ромашковое поле». Возрастная группа – средняя. Задачи: 1. Образовательные Познакомить детей со способом бумагокручения, закрепить.

Детский танец на полу

В руках у девочек веры, на каждую танцующую девочку – одна лента. Будет красиво смотреться, ели танцующих будет – 3 человека, максимум 4 девочки.

Девочки на носочках, идут по канату, осторожным скользящим шагом. В правой руке, для равновесия держат веер.

Девочки – дойдя до края каната, резко поднимают веер вверх, затем опускают вниз, и слегка покачиваются, как будто стараются сохранить равновесие.

Девочки делают четыре шага назад. Шаги делаются с носочка, корпус весь натянут.

Девочки подымают веер вверх, затем резким прыжком на носочках, поворачиваются через правое плечо в противоположную сторону, опуская веер вниз ( т.е. после прыжка девочки, остались повернуты спиной к зрителю)

Прыжок выполняется, натянув носочки

На « и» – прыжок в повороте на вытянутых ногах

На «и» – вырасти и выпрямить колени

Движение фигуры № 4, только опять разворот через правое плечо, и девочки возвращаются в исходное положение лицом к зрителю

Стоя на канате девочки, поочередно выбрасывают ножки на носочек. То, правую, то левую.

Девочки бегут на носочках вперед до конца каната, затем делают резко прыжок, подняв веер вверх, бегут спиной к зрителю на носочках до середины каната, резкий прыжок, веер вверх, поворачиваясь лицом к зрителю.

Девочки, сохраняя корпус ровным, машут веером и подымают правую ровную, вытянутую ножку назад. Затем медленно опускают, и подымают левую ножку назад, опустили.

Виды праздничных танцев на 23 февраля для детей

Танец – это особенный вид искусства, в котором чувства и эмоции артистов передаются через пластику, грациозность и плавные движения, а порой резкие и ритмичные. Танцы на 23 февраля разрабатываются на основе музыкальных произведений и видеоматериалов на военную и околовоенную тематику. Есть ряд классических танцев, посвящённых этому празднику, к которым относятся:

  • «Яблочко»;
  • «Синий платочек» (по названию одноимённой композиции);
  • армейский танец и т.д.

Как и любому другому искусству, танцу свойственно изменяться и развиваться. В настоящее время существует достаточное количество танцев на 23 февраля для мальчиков и девочек различных групп как дошкольного, так и школьного возраста.

Танец на 23 февраля для мальчиков

Наиболее популярным танцем для мальчиков на 23 февраля является излюбленный танец моряков – «Яблочко», который ставится как в детских садах, так и школах.

Танцы на 23 февраля для детей дошкольного возраста

В детских садах, как и в любых других образовательных учреждениях, создаются творческие объединения и кружки, где под надзором и при поддержке опытных педагогов создаются удивительные программы и танцевальные номера.

Одним из вариантов танца на 23 февраля для детей дошкольного возраста является развивающая игра коммуникативного типа «Будем Родине служить», разработанная музыкальным руководителем МБДОУ детского сада № 9 «Рябинка» Гусевой Натальей Владимировной. Она состоит из пяти частей:

  1. Вступление. Выступающая группа разделяется на «оркестровую» часть и детей, передвигающихся по кругу строевым шагом. В альтернативном варианте вторая подгруппа имитирует игру на трубе или барабане, стоя на месте.
  2. 1-й куплет. Ребята пропевают строчку: «Мы солдаты – храбрые ребята, раз, два, раз, два – храбрые ребята!», а затем во время проигрыша шагом передвигаются по кругу исполняя мелодию на слог «та».
  3. 2-й куплет. Исполняется строчка: «Мы – танкисты и артеллеристы» в сопровождении постепенного поднятия рук вверх, которые символизируют открытие люка у танка. Затем дети плавно опускают руки и в районе груди вытягивают их вперёд, тем самым «заряжая снаряд в ствол». Потом ребята напевают: «Раз, два, раз, два – и артиллеристы!» и повторяют ранние исполненные движения. Далее следует проигрыш, где дети передвигаются по сцене топающим шагом, пропевая мелодию на слог «да».
  4. 3-й куплет. Выступающие выполняют движения «смотрим» и «моторчик» и поют: «Мы – пилоты, водим самолеты»; «Раз, два, раз, два – водим самолеты!», а затем резко разводят руки в стороны, изображая самолёты. После следует проигрыш, во время которого участники передвигаются лёгким бегов с руками, разведёнными в стороны, изображая самолеты в полёте. «Полёт» сопровождается звонким и протяжным звуком «у», который является импровизированным гулом самолёта.
  5. 4-й куплет. Выполняются движения «распашонка» и «плывём», сопровождаемые исполнением строчки: «Мы – матросы, в море ходим тоже», а затем «Раз, два, раз, два – в море ходим тоже!».

Финальной частью 4-го куплета и всего выступления является проигрыш, во время которого дети передвигаются на носках, согнув руки в локтях и располагая их перед грудью, имитируя плавание, под звук «ля».

«Бескозырка» – это ещё один красивый танец, исполняемый девочками для мальчиков на 23 февраля под одноименную композицию. Этот танец обычно демонстрируется учащимися старшего дошкольного возраста и исполняется в шесть этапов:

  1. Вступление. Во время этого действия ученицы выходят на свои места в шахматном порядке, передвигаясь шагом с носка, при этом держа руки на поясе и неся по два флажка.
  2. Первый куплет. Дети маршируют на своих местах острым носком, одновременно держа руки на поясе с напряжёнными пальцами, прижатыми друг к другу. Далее следует припев, в первой части которого выступающие резко сгибают правую руку, при этом пальцы должны быть согнуты в кулак (ладошкой к себе), два раза. Эти же действия выполняются левой рукой. Во второй части припева дети выполняют движения руками, как будто они плывут, а ногами отстукивают ритм в 4 счета: каблук, каблук, на место, на место. Затем следует проигрыш, во время которого выступающие выстраиваются в колонну в центре зала и держатся за плечи впередистоящего.
  3. Второй куплет. В первой части дети выполняют наклон вперед и ритмичным движением выпрямляются по 4 раза, тем самым изображая плывущий кораблик, при этом ведущий ребёнок (первый) двигает руками, имитируя плавание. Во второй части куплета кладут руки на пояс, немного поднимают голову вверх и поворачивают направо, после чего начинают маршировать стоя на месте. Далее следует проигрыш, учащиеся перегруппировываются в колонны по 3 человека, шагая с носка, и останавливаются, выдерживая дистанцию, ноги при этом ставя в 1-ю позицию.
  4. Третий куплет. Состоит из 2 частей. Во время первой части выступающие выполняют движение «верёвочка», держа руки на поясе. Во второй части дети ставят ноги во 2-ю позицию, разводя руки в стороны ладонями кверху, и пальцы держат в легком напряжении. Далее выполняется последовательность действий, состоящая из 2-х тактов:
  • 1-й такт. Выполняется Деми плие;

Интересно! Деми плие – это полуприседание, которое выполняется без отрыва пяток от поверхности пола.

Затем следуют припев, в первой части которого ученики по два раза сгибают правую руку с пальцами, сжатыми в кулачок, повернутую ладонью к себе, после этого они выпрямляют её и слегка отводят за спину, а затем возвращают обратно на пояс. Аналогичные действия производятся с левой рукой. Далее следует вторая часть, где дети двигают руками, как будто плывут, при этом ногами отбивая 4 счета: каблук, каблук, на место, на место.

  1. Четвёртый куплет. Состоит из 2 идентичных частей, в которых выступающие машут флажками дважды вверх и вниз и повторяют это 4 раза. Затем наступает время припева, где дети выполняют мах флажками из положения правая рука отведена в сторону, а левая поднята вверх. Затем положение рук меняется и производится еще один мах. После комбинация этих махов повторяется 4 раза.
  2. Окончание. Дети маршируют стоя на местах с флажками в руках, размещенных перед грудью.


Финальной частью танца является классический поклон головой и флажками перед грудью.

Совет! Этот же танец на 23 февраля может быть выбран для выступления девочек перед родителями.

Танец на 23 февраля в школе

Песня «Смуглянка» является весьма известной композицией, на основе которой было создано множество танцев, посвящённых празднику на 23 февраля, которые демонстрировались в школе. Однако среди этого разнообразия есть весьма необычный вариант, который был создан совместными усилиями руководителей Ждановой Ольги Владимировной, Сайфуллиной Диляр Равильевной и их воспитанниками, учениками 4 «А» класса школы села Александровское. Этот проект был разработан, так как у учреждения не было танца собственного сочинения.

Интересно! Уникальность танца заключается в том, что творческому коллективу удалось провести детальный анализ музыкальной композиции и подстроить под её индивидуальность некоторые движения молдавского народного танца.

Танец «Смуглянка» представляет собой номер, состоящий из 16 движений:

  1. «Переплетающаяся дорожка». Дети слегка припадают к полу и передвигаются мягким боковым перекрестным шагом, поочередно сменяя позиции спереди и сзади. Муз. размер 6/8. Движение выполняется в 1 такт.
  2. «Бег на месте с поворотом и продвижением вперёд». Выступающие исполняют бег на месте, который сопровождается резкими отрывами ног, согнутых в коленях, от пола. Половина детей выполняет это движение с прямым корпусом, а остальные с небольшим наклоном вперёд. Муз. размер 2/4.
  3. «Ход с подскоком» (на месте, с поворотом, с продвижением). Передвижение осуществляет шагами, сопровождаемыми подскоками, которые выполняются как с правой, так и с левой ноги. Шаги делаются по траектории вперёд, а при развороте – назад. Затем пара соединяется, и каждый из участников держит руку на плече своего партнёра. Муз. размер 2/4.
  4. «Боковой ход с каблука». Движение выполняют в левую сторону с левой ноги и с головой, повёрнутой в том же направлении. В конце руки должны оказаться на затылке, а делается это переводом рук, находящихся в свободном положении, через стороны.
  5. «Выбросы ног крест-накрест с подскоком на одной ноге». Выворотный шаг, исполняется правой ногой в правую сторону с использованием всей стопы, при этом нога слегка отведена вбок. Далее танцоры немного приподнимают левую ногу и слегка выдвигают её вперёд накрест правой, а затем туловище чуть-чуть поворачивают влево. Тоже выполняется с левой ноги. Муз. размер 2/4.
  6. «Шаг с каблука навстречу друг другу». Пары берутся за руки и делают шаг навстречу друг другу, начиная с каблука правой ноги. Левую ногу сгибают в колене и ставят руки на уровне плеч. Далее пары делают шаг назад левой ногой, а правой в сторону. Движение выполняется за 2 такта. Муз. размер 2/4.
  7. «Парные переходы на подскоках «До-за-до». Дети, используя подскоки, движутся навстречу друг другу, а затем обходят партнёра и спиной в темпе лёгкого бега возвращаются на свои места. После руки поднимают вверх, а потом опускают вниз. Муз. размер 2/4.
  8. «Ход на одну ногу с прыжком» (вправо, влево). Прыгающий шаг, исполняется правой ногой в правую сторону на полупальцы при вытянутом колене. Левая нога немного сгибается сзади и поднимается вверх, а затее медленно опускается до того момента, пока не подобьёт правую. Правая нога ещё немного отводится вправо. Движение исполняется в энергичном и быстром темпе, причём часть танцоров начинает его с левой, а остальные с правой ноги.
  9. «Перескоки с двух ног на одну и с одной ноги на две».
  10. «Подскоки с одновременным вынесением ноги вперёд на каблук- носок».
  11. «Переступания на месте».
  12. «Присядка с выносом ноги на каблук».
  13. «Ковырялочка» с выносом ноги на каблук в стороны.
  14. «Гармошка» ногами.
  15. «Приставные шаги».
  16. «Боковой шаг, скрестный шаг, вынесение ноги на каблук».

Все движения в танце объединены в три части:

  1. 1-я часть. Танец начинают девочки, выходящие на сцену слева, и выполняют «переплетающуюся дорожку» по кругу, изображая виноград, растущий в саду. В этот момент из-за противоположных кулис выходят мальчик, одетый в военную форму, и девочка, наряженная в традиционный костюм Молдавии, с корзиной для сбора винограда, которые направляются навстречу друг другу. Вначале солисты передвигаются обычным шагом, но как только юный солдат примечает смуглянку-молдаванку, удивившись, выполняет присядки – «переступания на месте». Юноша продолжает двигаться вперёд «боковым ходом с каблука» в повороте, глядя на смуглянку, и делает предложение о совместной встрече ясных зорь, выполняя движение «выбросы ног крест-накрест с подскоком на одной ноге». Девушка влюбляется в солдата и вместе с ним под припев песни исполняет композицию, состоящую из следующих движений: 6, 3, 2, 6, 7, 2, 6, 3, 2, 6, 10.
  2. 2-я часть. Партизанские отряды собираются на построение и начинают выполнять движения «переплетающаяся дорожка» и «приставные шаги». Далее во время припева песни отряд партизан демонстрирует мужество и мощь народа, выражая её в следующей последовательности движений: 9, 11, 10, 8, 11, 10.
  3. 3-я часть. Смуглянка прощается с солдатом. Девочки вместе со смуглянкой покидают сцену, выполняя «переплетающуюся дорожку», тем самым подчёркивая трагичность момента расставания с любимым. Юноши исполняют «ковырялочку» с выносом ноги на каблук в стороны, «присядку с выносом ноги на каблук» и «гармошку» ногами, а затем медленным и простым шагом, переживая, отходят в сторону и встают в круг. В партизанском отряде они встречают своих девушек и, окрылённые любовью, исполняют движения: 6, 3, 2, 6, 10.

Выступление завершается исполнением движений 15 и 16.

Рабочая программа по теме:
Программа СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ для хореографического отделения малокомплектной детской школы искусств

Современный танец в отличие от классического танца впитывает в себя все сегодняшнее, его окружающее. Он подвижен и непредсказуем и не хочет обладать какими-то правилами, канонами. Он пытается воплотить в хореографическую форму, окружающую жизнь, ее новые ритмы, новые манеры, в общем, создает новую пластику. Современные танцы с их стремительными ритмами, необычными и сложными положениями тела хорошо тренируют выносливость, вестибулярный аппарат, систему дыхания и сердце. Поэтому современный танец интересен и близок молодому поколению.

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное

учреждение дополнительного образования детей

муниципального образования г. Саяногорск

Майнская детская школа искусств «Акварель»

(МБОУДОД МДШИ «Акварель»)

для хореографического отделения

малокомплектной детской школы искусств

Автор : Алтабасова Елена Владимировна, преподаватель хореографических дисциплин МБОУДОД МДШИ «Акварель», высшей квалификационной категории.

В основу методической разработки «Современный танец» ( программа хореографического отделения малокомплектной детской школы искусств) положен опыт деятельности автора в качестве преподавателя младших, средних и старших классов хореографического отделения детской школы искусств. Посещения мастер-классов в Новосибирске, Минусинске, Красноярске; просмотр видео-уроков педагогов из Кемерово, Санкт-Петербурга, Москвы, Барнаула; исходя из возможности детей – их физической подготовленности, природных данных и степени концентрации внимания.

Успешное выступление детей на конкурсах и фестивалях, концертах – результат мастерства и профессионализма руководителя, концертмейстера и, конечно же, самих обучающихся, которые проходят школу хореографического искусства с младших классов.

Как и всякое искусство, танец доставляет ни с чем несравнимое удовольствие. Именно в танце можно познать свой дух и своё тело и выразить все свои чувства. Танцующий стремится выразить свои настроения и эмоции в пластически красивой и эстетически совершенной форме. Свобода и лёгкость движений, красота и пластичность радует танцоров и зрителей. И самообучение танцу является активным творческим процессом. Преодолевая трудности, тренируя тело и осваивая лексику танца, ребёнок познаёт красоту танцевального творчества.

Значительные возможности для приобщения детей к богатству танцевального и музыкального творчества предоставляет хореографическое образование. Перед педагогом-хореографом стоит задача привить детям любовь к танцу, соразмерно сформировать танцевальные способности (музыкально-двигательные и художественно-творческие), танцевальную выразительность (эмоциональность), воспитание силы, выносливости, формирование навыков коллективного общения, раскрытие индивидуальности.

Мы живём на рубеже веков – и в танце тоже отражается веяние времени. Сейчас в нашей стране происходит подъём современного танца, он живёт и активно развивается на ряду с другими видами хореографического искусства.

Современный танец в отличие от классического танца впитывает в себя все сегодняшнее, его окружающее. Он подвижен и непредсказуем и не хочет обладать какими-то правилами, канонами. Он пытается воплотить в хореографическую форму, окружающую жизнь, ее новые ритмы, новые манеры, в общем, создает новую пластику. Современные танцы с их стремительными ритмами, необычными и сложными положениями тела хорошо тренируют выносливость, вестибулярный аппарат, систему дыхания и сердце. Поэтому современный танец интересен и близок молодому поколению.

« Современный танец – это самостоятельная форма искусства, где по-новому соединились движения, музыка, свет и краски, где тело действительно обрело свой полнокровный язык. Современный танец убеждает людей в том, что искусство есть продолжение жизни и постижения себя, что им может заниматься каждый, если преодолеет в себе лень и страх перед незнакомым.»

Программа по современному танцу для хореографического отделения рассчитана на учащихся, освоивших программу 1-2 класса «Ритмика и танец» и программу 3-4 класса «Классический танец».

  1. Развитие личности учащихся;
  2. Формирование духовно-нравственных ценностей;
  3. Расширение кругозора;
  4. Укрепление здоровья; воспитание трудолюбия;
  5. Воспитание исполнительской культуры;
  6. Подготовка двигательного аппарата учащихся к исполнению танцевального материала различного характера, разнообразных жанров, различной степени технической трудности.
  1. Активизировать мышление, развить творческое начало, активизировать интерес к современному танцу;
  2. Овладеть навыками музыкально-пластического интонирования;
  3. Совершенствовать двигательный аппарат;
  4. Развить координацию, хореографическую память, внимание, формировать технические навыки;
  5. Воспитать силу, выносливость;
  6. Формировать навыки коллективного общения;
  7. Раскрыть индивидуальность

Программа «Современный танец» состоит из 3-х разделов:

  1. Учебно-тренировочный
  2. Дисциплина — современный танец.
  3. Танцевальные элементы и композиции.

Первый раздел предусматривает приобретение учащимися двигательных навыков и умений, развитие координации, формирование осанки и физических данных (шаг, гибкость). Он включает разминку по кругу и на середине, экзерсис на полу.

Второй раздел – теоретический, знакомит с общими понятиями современного танца (терминология), с его истоками и историей развития. Желательно осваивать этот материал в форме бесед и видеопросмотров, посещение конкурсов, фестивалей современного танца.

Третий раздел предполагает изучение разноплановых элементов современных танцев (хип-хоп, джаз-модерн, фанки-джаз, бродвей-джаз), композиций, этюдов, которые могут стать основой репертуара для сценической практики; а так же экзерсиса у станка и на середине.

Содержание разделов программы предполагает вариантность использования предлагаемого материала (т.е. на каждом уроке используются задания всех разделов), выбор которого направлен на раскрытие способностей учащихся, формирование культуры поведения и общения, воспитание и реализацию творческого начала.

Изложенный в программе курс ориентирован на учащихся 11-14 лет, рассчитан на 3 года обучения.

Реализация программы опирается на следующие принципы:

  1. постепенность развития профессиональных данных у учащихся;
  2. постепенность увеличения физической нагрузки и технической трудности;
  3. систематичность и регулярность занятий;
  4. целенаправленность учебного процесса.

По окончанию курса обучения проводится экзамен.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ

Основной формой учебной работы является урок (состав группы в среднем 8-10 человек). Во время проведения урока возможна индивидуальная форма работы преподавателя с учащимся.

Важное значение имеет также работа по подготовке учащихся к концертному выступлению, к конкурсам и фестивалям.

Основные методы работы:

  1. наглядный – практический показ;
  2. словесный – объяснение;
  3. творческий – самостоятельное создание учащимися музыкально-двигательных образов.

КОНТРОЛЬ И УЧЁТ УСПЕВАЕМОСТИ

Важным элементом учебного процесса является систематический контроль успеваемости учащихся.

  1. текущий контроль
  2. промежуточная аттестация
  3. итоговая аттестация учащихся

Каждый из видов контроля успеваемости учащихся имеет свои цели, задачи и формы.

Текущий контроль успеваемости направлен на поддержание учебной дисциплины, повышение уровня освоения текущего учебного материала. Он имеет воспитательные цели и учитывает индивидуальные психологические особенности учащихся.

Текущий контроль осуществляется преподавателем, ведущим предмет. На основании результатов выводятся полугодовые и годовые оценки.

Наиболее распространённой формой промежуточной аттестации учащихся являются контрольные и открытые уроки. Эти уроки направлены на выявление знаний, умений и навыков учащихся.

Контрольные и открытые уроки проводит преподаватель с обязательным применением оценок.

Итоговая аттестация определяет уровень и качество освоения образовательной программы. Экзамен по современному танцу проводится в выпускном классе (седьмом). Оценка итоговой аттестации является одной из составляющих итоговой оценки по данному предмету, фиксируемой в свидетельстве об окончании школы.

Если экзаменационная оценка ниже, чем годовая, вопрос об итоговой оценке учащегося решает преподаватель.