Детский танец народов севера

Детский танец народов севера

Оригинальные

сценарии к осенним

праздникам

Осеннее развлечение

Праздник осени для младшей группы детей, детского сада.

Осеннее настроение

Праздник осени для младшей группы детей, детского сада.

Осеннее путешествие

Осенний праздник для детей 2-3 лет. В архиве сценарий для малышей, а также стихи и советы по песенному репертуару.

Осенний бал

Праздник осени для детей старшей и подготовительной группы. В архиве: сценарий, стихи, игры, а также описание некоторых танцевальных этюдов.

Осень в гости просим

Забавный и интересный сценарий осеннего праздника для детей 4-5 лет. В архиве сценарий, стихи, игры.

Праздник осени

Праздник осени для младшей группы. забавный сценарий, будет интересен для малышей.

Праздник осени для дошколят

Праздник осени для детей дошкольного возраста, с играми, стихами, и рекомендованным песенным репертуаром.

Танцы народов Севера

Танцы народов Севера – это сплетение традиций и обрядов. До начала XX века большинство народов не имело танца как такового.

Обряд посвящения в воины и камлание шамана, культ охоты и единение с природой, народные праздники и преклонение перед тотемами родов – всё это было разрозненно и не имело отношение к танцу в понимании европейского человека. Например, по-якутски «танец» звучит как «унк», что в переводе означает «читать молитву». Организация театров народного танца в советский период сыграла решающую роль в формировании танцев народов Севера.

Самыми интересными можно назвать якутские танцы, отличающиеся от всех прочих сдержанностью и спокойствием. В женских танцах превалирует грациозность и плавность, в мужских – ловкость и сила. Женские танцы более затейливы, замысловаты, мужским присуща точность рисунка и ясность пластики.

В якутских танцах очень много родственных другим тюркским танцам элементов и движений, например, глубокие прогибы в женских танцах.

Так как танцам народов Севера чужд бытовой характер, в основе их сюжетов лежат разнообразные религиозные действа и сценки из живой природы.

То, что северные народы исполняют во время своих праздников и переплясов, совершенно не зрелищно для любого инородца. Аутентичный фольклор непонятен, да и демонстрировать чужаку его не спешат. Популярность на этнические танцы заставила придумывать театрализованные действа, увлекающие зрителя и понятные ему, подбирать соответствующие инструменты. Кстати, бубен – это не музыкальный инструмент для северян, это ритуальный предмет. Поэтому прилюдная пляска под бубен не имеет никакого отношения к истинным танцам сурового края.

Отличительная черта танцев всех народов Севера – экзотичность и свободная пластика, аккомпанементом которой выступает горловое пение и весьма неординарный вокал.

Подражательные танцы народов Севера

Танцевальная культура коренных народов Севера: эвенов, эвенков, ительменов, коряков, чукчей, юкагиров и эскимосов. Взаимосвязь сюжетов подражательных танцев с фольклором и обрядовой культурой. Анализ лексики подражательных танцев народов Севера.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

2. ГЛАВА I. Танцевальная культура коренных народов Севера

1.1 Танцевальная культура эвенов и эвенков

1.2 Танцевальная культура ительменов, коряков, чукчей и юкагиров

1.3 Танцевальная культура эскимосов

3. ГЛАВА II. Подражательные танцы коренных народов Севера

2.1 Взаимосвязь сюжетов подражательных танцев с фольклором и обрядовой культурой

2.2 Лексика подражательных танцев народов Севера

5. Список использованной литературы

Арктическая цивилизация существует уже несколько тысячелетий и только в XIX-XX вв. мировая наука открыла для себя уникальные явления культуры, созданные коренными народами Севера. Вызывает восхищение то, что северные народы, проживающие на гигантских просторах Российской Федерации, смогли не только выжить, но и создать свою неповторимую традиционную культуру.

У каждого из коренных народов Севера мы встречаем древнюю мифологию, насыщенную поэтической образностью, символами и иносказаниями, танцевальную культуру, народную песню, музыкальную культуру.

Традиционная хореография коренных народов Севера была почти неизвестной в этнографии вплоть до начала XX века, но сегодня четко прослеживается несколько этапов ее исследования. Первые достоверные описания отдельных танцев, пластики, движений в обрядах и ритуалах появились в конце XVIII — начале XIX вв. в работах В.Г. Тан-Богораза, И.Е. Вениаминова, И.Г. Вознесенского, Ф.П. Врангеля, И.И. Георги, Н.Л. Гондатти, К.В. Дитмара, Л.А. Загоскина, В.И. Иохельсона. С.П. Крашенинникова, М.А. Кастрена, Ж. Лессепса, Я.И. Линденау, Р.К. Маака, А.Ф. Миддендорфа, Г.А. Сарычева, Г.В. Стеллера, П.С. Палласа и других.

В начале, середине и конце XX века хореографической этнографией занимались и продолжают заниматься: А.А. Айзенштадт, А.И. Алексеева, А.Ф. Анисимов, А.С. Берг, В.Г. Тан-Богораз, И.А. Бродский (Богданов), Г.М. Василевич, Б.А. Васильев, И.А. Вдовин, М.Г. Воскобойников, Г.Н. Грачева, И.А. Гурвич, Н.Н. Диков, Б.О. Долгих, М.Н. Жирков, О.Э.Добжанская, Л.Н. Жукова, В.Ф. Зуев, Г.Н. Курилов, Р.Г. Ляпунова, Н.В. Лукина Г.А. Меновщиков, А.П. Окладников, А.А. Попов, Г.Н. Прокофьев, Е.М. Робандеева, Ю.Б. Симченко, З.П. Соколова, С.Н. Стебницкий, Ч.М. Таксами, В.Н. Черницов, Л.В. Хомич, В.И. Цинциус. Ю.И. Шейкин и др. Особо подчеркнем заслуги в этой области этнохореографов, таких как С.Зверев, У.Избеков, М.Я. Жорницкая, Ф.С. Иванов, С.Ф. Карабанова, Н.С. Каплин, Э.А. Королева, Т.П. Лукашкина, А.А.Петров, А.Г. Лукина, В.Н.Нилов, Е.А. Рультынэут, Л.Г. Степанова, И.Г. Скляр, Н.А. Стручкова, Л.Е. Тимашова, С.Н. Худяков и др.

Сегодня коренные народы Севера расселены почти на половине территории Российской Федерации. Эти народы имеют официальный статус в десяти автономных округах: Агинском-Бурятском, Коми-Пермяцком, Корякском, Ненецком, Таймырском (Долгано-Ненецком), Усть-Ордынском, Ханты-Мансийском, Чукотском (Чукотско-Эскимосском), Эвенкийском, Ямало-Ненецком. В пяти республиках (Алтае, Бурятии, Коми, Тыве, Якутии); в четырех краях (Алтайском, Красноярском, Приморском, Хабаровском); одиннадцати областях (Амурской, Архангельской, Иркутской, Камчатской, Кемеровской, Магаданской, Мурманской, Сахалинской, Томской, Тюменской, Читинской).

В данной работе традиционная хореография коренных народов Севера представлена семью этнокультурными группами (объединенными по лингвистическому признаку), в каждой из которых сложилась своя система традиционных и культурно-ценностных ориентаций и своеобразной пластики:

— алеутско-эскимосские народы (алеуты и эскимосы);

— палеоазиатские народы (ительмены, коряки, чукчи, юкагиры);

— северо-самодийские народы (ненцы, энцы, нганасаны и селькупы);

— югорские (манси и ханты);

— тунгусские народы (эвенки и эвены);

— тунгусо-маньчжурские народы (нанайцы, удэгейцы, уличи и нивхи);

— тюркские народы (долганы, тофалары и якуты).

Актуальность темы диктуется тем, что в наше время танцы коренных народов Севера изучены недостаточно, в частности, подражательные танцы. Сам образ жизни и традиционные виды хозяйствования этих народов обусловили их традиционную культуру. Традиционные танцы народов Севера были тесно связаны с окружающей природой и обожествлением различных духов, тотемов, олицетворяющих разные явления природы. С другой стороны, питательной средой для танцевальной культуры были богатый устный фольклор, разнообразные обряды и традиционные верования этих народов. Отсюда и исходят подражательные танцы коренных народов Севера.

Цель и задачи исследования.

Истоками подражательных танцев являются близость к природе, восприятие окружающей природы как живого организма, когда эти народы все вокруг одухотворяли, различные явления природы они наделяли духами-хозяевами, поклонялись тотемам своих родов, которых они представляли в виде различных рыб, птиц, животных. В традиционном мировоззрении этих народов преобладало чувство слитности с природой, кормящей их, обожествление природы, их образ жизни и традиционные виды хозяйствования (оленеводство, звероловство, рыболовство, охота). Для исследования нами отобраны следующие северные народы: эвены, эвенки, юкагиры, коряки, ительмены, чукчи, эскимосы, традиционная и танцевальная культура которых в целом достаточно изучена исследователями разных поколений. Исходя из этого, нами поставлены следующие цели и задачи: а) анализ сведений об истории исследования традиционной танцевальной культуры данных народов, в том числе подражательных танцев; б) краткая характеристика танцевальной культуры этих народов; в) анализ подражательных танцев народов Севера с точки зрения сюжета и лексики, в котором нашли отражение различные мифы, сказки, разнообразные обряды, верования. Рассматриваются характерные и имитационные позы, движения, пантомимические выражения (мимика, гримасы) в контексте народного танцевального костюма, атрибутики и музыки.

Новизна исследования заключается в том, что впервые целенаправленно и комплексно изучены наиболее распространенный вид северных танцев — подражательные танцы, которые являются наиболее характерными и оригинальными в танцевальной культуре этих народов. Дается сравнительный анализ подражательных танцев этих народов, у которых есть много общего, характерного, но есть и отличия. Именно новизну работы представит выявление своеобразия подражательных танцев.

Полученные результаты анализа подражательных танцев с точки зрения сюжета и лексики, а также характеристики танцевальной культуры данных народов могут быть полезны для специалистов-хореографов, этнографов, культурологов, а также для широкого круга лиц, интересующихся культурой этих народов. Работу можно порекомендовать студентам ВУЗов, ССУЗов, учителям школ, преподавателям для работы над изучением северного танца, руководителям самодеятельных коллективов. Анализ конкретных подражательных танцев представят интерес для самих носителей культуры коренных народов Севера.

Дипломная работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, Списка использованной литературы и Приложения. В первой главе «Танцевальная культура коренных народов Севера» дается характеристика танцевальной культуры по трем группам народов: а) эвенов, эвенков; б) ительменов, коряков, чукчей и юкагиров; в) эскимосов. Данная характеристика дается на фоне традиционной культуры этих народов, их традиционного образа жизни, типов хозяйствования, мировоззрения, религиозных верований и представлений, фольклорных жанров и обрядовой культуры.

Во второй главе «Подражательные танцы коренных народов Севера» нами анализируются взаимосвязь сюжетов подражательных танцев с фольклором и обрядовой культурой этих народов. Основу разнообразных сюжетов подражательных танцев составляют мифы, сказки, поверья, праздники календарного цикла обрядов и промысловые обряды, связанные с сезонными периодами охоты и традиционных промыслов (звероловство, рыболовство и др.). Анализ лексики подражательных танцев народов Севера включает характерные и имитационные позы, движения, пантомимические выражения (мимика, гримасы), которые нами рассматриваются в совокупности музыки, народного танцевального костюма и атрибутики. Здесь нами выявляются общие характерные черты, а также их своеобразие.

В заключении нами даются определенные выводы проделанной работы.

5. Список использованной литературы

ГЛАВА I. ТАНЦЕВАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА

1.1 Танцевальная культура эвенов и эвенков

Традиционным занятием кочевых северных народов в далеком прошлом была охота на дикого оленя, лося, барана, а в прибрежных районах рыболовство и отчасти охота на морского зверя. Эвены и их ближайшие родственники эвенки очень сходны по языку и культуре. Около 2000 лет назад они одомашнили северного оленя и приобрели навыки оленеводства, которое остается до настоящего времени их основным занятием.

Эвен (самоназвание), устаревшее русское — ламуты («приморские жители», от эвенкийского ламу — «море»). Эвены родственный эвенкам народ расселены небольшими группами на обширной территории Магаданской и Камчатской областей, Хабаровского края и Республики Саха (Якутия). Численность эвенов составляет около 17 тыс. человек. На территории Якутии их насчитывается 9216 человек.

Основным занятием эвенов было оленеводство, которое обусловило формирование особого, кочевого уклада жизни, самобытной культуры. Народ выработал своеобразное мировосприятие, прежде всего через свою хозяйственную организацию. Олень давал эвену все основные источники его существования. Одновременно он оказывал огромное влияние на родовую организацию кочевников, регламентировал их взаимоотношения. Ритуальная культура эвенов всецело исходила и определялась их оленеводческо-охотничьим хозяйством. Мировосприятие, миропознание и миропонимание народа формировались под непосредственным влиянием уклада и образа жизни кочевника — этого сына северной природы.

Именно это обстоятельство сыграло решающую роль в становлении определенных черт традиционного мировоззрения эвенов. Вполне понятно, что мировоззрение любого народа, в данном случае и эвенов, подвергается весьма сильному влиянию соседних народов. Для эвенов — это были эвенки, юкагиры, коряки, якуты, русские и другие народы. Поэтому в их религиозных представлениях соседствовали и некоторые христианские, и шаманистические, и анимистические представления. Духи природы и конкретной местности, культ медведя, оленя, предков сохранялись в памяти народа. Объектами поклонения являлись солнце, луна и другие светила.

В прошлом, обрядовые обычаи эвенов включали массовые общеплеменные ритуальные празднества, содержащие благопожелания и религиозные песни-пляски, личные взаимодействия человека с миром духов на основе шаманства. Особое место занимала охота на медведя, регламентированная строгими правилами и обрядами. По случаю добычи медведя устраивали Медвежий праздник.

Танцы были основным развлечением после долгих месяцев зимы, ограниченной семейным кругом, бесконечных скитаний охотников в тундре. Девушки готовились к летнему хороводу с зимы, расшивая бисером и подшейным волосом оленя фартуки, кафтаны и капорообразные шапки из желтоватой дымленой или белой ровдуги. Традиционная хореография тунгусских народов (эвенов и эвенков), широко расселенных по центральной и восточной Сибири, имеет общую систему круговых танцев-хороводов с пением и обладает жанровой самостоятельностью, функционируя в общеэтнических, семейных и шаманских празднествах.

Круговые танцы-хороводы «ХЭДЬЕ», «ХЭДЬЭ», «ХЭДЮГЭ» сопровождались песней запевалы, которому вторили все исполнители.

Слово «Хэдьэ» означает танец. Исследователи эвенского языка В.И. Цинциус и Л.Д. Ришес в «Русско-эвенском словаре» пляску, танец эвенов переводят так: «хэдье», «хэдъэ», «хэдюгэ», «хэдедэй» и др.

Устраивали их, как правило, вечером, когда спадала жара. В сумерках белой ночи яркая легкая национальная одежда эвенов придавала хороводу праздничный, живописный вид.

«ХЭДЮГЭ» — женский хороводный танец. Исполнительницы становятся в круг лицом к центру. Руки, согнутые в локтях, могут быть соединены ладонями (под руки); подняты вверх «свечкой» так, чтобы локти ложились на плечи соседей; вытянуты в стороны на уровне плеч и соединены ладонями так, чтобы пальцы были подняты вверх, а кисти согнуты.

Движение исполняется плавно, перекатом, будто танцуют по мягкому мху. Первый шаг делают правой ногой вперед вправо, перекатывая ступню с пятки на низкие полупальцы, пятку левой ноги приподнимают, руки плавно проводят вперед до уровня плеча. Затем делают шаг левой ногой назад за правую ногу с продвижением вправо, перекатывая ступню с полупальцев на пятку, правую ногу плавно переводят на каблук, руки опускают вниз. Круг плавно движется вправо. С ускорением темпа шаги переходят в прыжки.

Девушки делают прыжок на низкие полупальцы правой ноги вперед вправо, мягко приседая, руки поднимают от локтя вверх «свечкой», левую ногу подтягивают носком к правой ноге до уровня щиколотки. Затем следует прыжок на левую ногу, двигаясь вправо, правую ногу подтягивают к левой, касаясь носком щиколотки левой ноги, руки опускают от локтя вниз.

Движение повторяется и постепенно приобретает характер широкого полета. Тогда руки опускают на плечи ладонями вниз, ладони отрывают от плеч и поворачивают вправо, они как бы взлетают.

Наиболее характерным для эвенов является хороводный круговой танец «ХЭДЬЭ», исполняемый эвенским населением во время празднования Дня оленевода большим числом участников под ритмические выкрики. Обычно хоровод водили весной. Некоторые информаторы говорили, что танец «НОРГЭДЭЙ» относится к весеннему времени (встреча весны и солнца), а «Хэдъэ» — к осеннему периоду, к прощанию с теплом, когда охотники-эвены перекочевывают на зимние места. Это массовый, наиболее распространенный круговой танец. Он сопровождается отдельными словами и звуками, которые произносит запевала и повторяют все участники. Существует три варианта «Хэдъэ», отличающихся по типу движения.

Первый вариант, зафиксированный в Улахан-Чистайском наслеге Момского района и в Аллаиховском районе, вероятно, наиболее древний. Для него характерно сопровождение специфическими гортанными звуками. Начинают танец мужчины. Взявшись под руки, медленно переступая с ноги на ногу и пружиня в коленях, они двигаются по ходу солнца. Постепенно к ним присоединяются другие танцоры. Когда их собирается достаточное число, круг замыкается, и тогда в него входят женщины. Вначале танцуют, опустив голову. Затем ритм танца убыстряется, все резко поднимают голову и проделывают ею энергичные движения вперед и назад. Подбородок сильно выпячивают вперед, одновременно поднимают и опускают плечи, покачивая согнутыми в локтях руками. Затем голову откидывают немного назад, повторяя движение плечами. Все движения исполняют свободно, не напрягая мышц (как будто бегущий олень мотает головой). После этого делают легкий прыжок влево по кругу, опускаясь с полупальцев на всю стопу левой ноги; правую, скользя носком, подводят к левой ноге, одновременно резко выдвигают подбородок вперед, а плечи приподнимают, чуть-чуть отводят назад и опускают, проводя вперед. Одновременно покачивают согнутыми в локтях руками. Опускаются с полупальцев на всю стопу правой ноги и слегка приподнимают левую ногу, касаясь носком пола. Голову откидывают назад, а плечи приподнимают и опускают, проводя чуть вперед.

Темп танца сначала умеренный, но после слов запевалы

Танцевально-пластическая культура коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: проблемы сохранения и актуализации Чернышова Светлана Леонидовна

Диссертация, — 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Чернышова Светлана Леонидовна. Танцевально-пластическая культура коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: проблемы сохранения и актуализации : диссертация . кандидата культурологии : 24.00.01 / Чернышова Светлана Леонидовна; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена].- Санкт-Петербург, 2009.- 213 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-24/30

Введение к работе

Исследование танцевально-пластической культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России имеет актуальный теоретический и практический смысл Внимание к традиционным культурам коренных народов России, в частности, чародов Севера, Сибири и Дальнего Востока — характерная особенность современного научного знания Это связано и с экологическим кризисом, заставляющим присматриваться и даже возвращаіься к опыту традиционных культур, выработавших адекватные способы взаимодействия и сосуществования культуры, природы и социума, и с нарастанием духовного кризиса в современном обществе, утратой преемственности по отношению к ценностям предшествующих поколений, заставляющей обращаться к оптимальным методам социализации, выработанными традиционными сообществами, и с потерей этнокутьтурной идентичности современной молодежью на фоне нарастания процессов глобализации культуры, грозящих уничтожить культурное многообразие

Исследование культур коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, сохранение и поддержка их этнической и гражданской идентичносги имеет также большое социальное и политическое значение, связанное с той огромной ролью, которую играют богатые природными ресурсами территории проживания этих народов в экономике России Не случайно вопросам сохранения богатейшего культурного и языкового наследия этих народов, развитию их образования уделено значительное место в утвержденной 4 февраля 2009 г постановлением Правительства РФ «Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ», где дана положительная оценка деятельности в данном направлении института народов Севера РГПУ им А И Герцена

Танцевально-пчастическая культура — важнейшая и во многом сохранившаяся часть традиционной культуры коренных народов Крайнего Севера, Сибири и Дальней) Востока Танцевальная пластика этих народов чрезвычайно репрезентативна по отношению к их традиционной куаьтуре в целом, выражает ее ценностные установки, органично входит как в бытовую, так и в художественную, обрядово-ритуальную, религиозную сферы культуры

Изучение северной танцевальной традиции необходимо, по крайней мере, по двум причинам во-первых, о точки зрения сохранения ценностей фольклора и традиционной культуры северных народов, органичной частью которых является танцевально-пластическая культура, во-вторых, с точки зрения развития современной культуры этих народов для которых і анцевальная традиция является важнейшим источником творчества

Кроме того, исследование процесса эволюции танцевально-пластической культуры коренных народов Севера имеет большое значение для культурологической науки, т к затрагивает сами механизмы осуществления преемственности, передачи культурной традиции, позволяет углубить понимание современного существования фольклора, соотношения в нем неизменного (традиционного) и изменяющегося (инновационного) Танцевально-пластический фольклор отличается особой динамичностью, способностью изменяться Сегодня эта сфера фольклора представляет собой сложный конгломерат традиционного и нового, исконно своего и заимствованного Между тем танец остается наименее изученной в теории и истории художественной культуры сферой фольклора

В этом смысле проблемы сохранения и актуализации культурного насчедия разных народов можно отнести к числу самых сложных проблем современной культуры, в решении которых требуется преодоление реально существующего разрыва между теорией и практикой культуротворческой деятельности С одной стороны, танец можно отнести к числу наиболее востребованных в современном обществе художественных жанров и, одновременно, неотъемлемых компонентов быта, в частности, молодежного, с другой стороны, уровень теоретического осмысления танцевально-пластической культуры, явно не сооїветствуег её реальному статусу в обществе

Актуальность проведенного исследования в значительной мере обусловлена необходимостью преодолеть существующую в современной теоретической литературе

неопределенность, противоречивость и «размытость» смыслов употребляемых разными исследователями понятий — «танец», «пляска», «фольклорный танец», «народный танец», «народно-сценический танец», «народная хореография» и др Именно культурологический подход позволяет уточнить соотношение базовых для теории танца понятий и ввести в научный оборот новое понятие — «танцевально-пластическая культура», наиболее адекватное содержанию данной сферы культуры Понятие «танцевально-пластическая культура» позволяет рассматривать исторически формирующуюся «культурную» способность человека к телесно-пластической выразительности и изобразительности в широком культурном контексте, во всех ее взаимосвязях и взаимодействиях с другими его способностями, видами деятельности

Обращение к культуре коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока имеет также большой смысл с точки зрения формирования этнической толерантности, культуры межэтнической коммуникации в поликультурном российском обществе, более эффективного использования в этих целях ресурсов системы образования

В то же время богатейшая танцевальная традицій народов Севера, Сибири и Дальнего Востока изучена еще явно недостаточно Данная ситуация связана, прежде всего, с особенностями самого материала со способом его существования и передачи в «устной» традиции и, соответственно, с отсутствием строгой фиксации, высокой вариативностью в исполнении и большим значением импровизационного начала, разной степенью сохранности у разных народов

Объектом диссертационною исследования является культура коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России

Предметом исследования является танцевально-пластическая культура коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, формы и методы ее сохранения и актуализации

Цели диссертационной работы — исследование танцевально-пластической культуры как феномена культуры коренных малочисленных народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока ь историческом и актуальном аспектах, выявление усповий, форм и методов ее сохранения и актуализации

Для достижения поставленной цели в исследовании решались следующие задачи.

Исследовать основные особенности и проблемы становления научного знания о традиционной танцевально-пластической культуре коренных малочисленных народов Севера Сибири и Дальнего Востока

Определить характерные особенности комплексного междисциплинарного подхода к исследованию традиционной танцевально-пластической кулыуры коренных малочисленных народов С евера, Сибири и Дальнего Востока

Провести культурологическую коррекцию соотношения базовых понятий по танцевальному искусству, широко употребляемых в научной и публицистической литературе

Дать теоретическую дефиницию понятия «танцевально-пластическая культура» и выявить его методологический смысл для исследования феномена танца

Выявить этнорегиональные типологические особенности языка и художественно-образной системы таниевально-птастической культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока

Теореіически обосновать основные формы н методы сохранения и актуализации танцевально-пластической культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока

Степень разработанности проблемы

Проблемы генезиса, основных этапов развития и особенностей танцевально-пластической культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока до сих пор не были предметом комплексного культурологического анализа Наряду с определенным количеством искусствоведческих работ по танцу, исследований в области

его теории и истории, мало разработанным является культурологический подход к этому феномену культуры

Общетеоретические и методологические принципы диссертационного исследования вырабатывались на основе культурологического, философско-эстетического, искусствоведческого анализа художественной культуры, народного искусства, фольклора, содержащегося в трудах А Д Авдеева, М К Азадовского, Т А Апинян, С А Арутюнова, Б В Асафьева, Т Б Баларьева, М М Бахтина, В С Библера, П Г Богатырева, Г С Вардугиной, Л С Выютского, Б М Галеева, В Е Гусева, К С Давлетова, 1 В Дадиановой, М Н Жиленко, И И Земцовскою, Л М Ивлевой, М С Кагана, А С Карпша, Н И Кравцова, А И Куприной, М Ю Лотмана, Э С Маркаряна, В Медушевского Л В Митрохиной, Н Г Михайловой, Л М Мосоловой, И Л Набока, Е В Назайкинского, В Л Нендинг, Е С Новик, В Я Проппа, Б Н Путилова, А А Румнева, И Г Рутберг, Т В Рыбкиной, А А Соколова, К Б Соколова, С С Татубаева, Э Б Тэйлора, Н С Черниковой, К В Чистова и мн др

Теоретические, исторические, философско-эстетнческие, культурологические аспекты развития танцевального искусства получили освещение в работах Н Е Аркиной, Н В Атшановой, М М Бешкок, А Г Бурнасва, В Н Всеволодското-Гернгросса, И А Герасимовой, А Е Гиршон, 1 В Дадиановой Г Н Добровольской, К А Есауловой, И Г Есаулова, М Н Жиленко, Т Г Кафаровой, А П Кириллова, Э А Королевой, Н А Левочкиной, Е К Луговой Л II Мориной, Ю О Новик, Л А Осьмук, В В Ромма, X К) Сунна, Т С Ткаченхо, В И Уральской, Т А Устиновой, Л Н Федоровой, А С Фомина, С Н Худекова, Ю М Чурко и др

Практическое осмысление особенностей народного танца проводилась в работах хореографов-постановщиков Г Ф Богданова (русский танец), А А Борэова (грузинские и узбекские танцы), А Г Бурнаева (мордовские танцы), К В Василенко (украинский танец), Л Гварамадзе (грузинский танец), М И Долженковой, В М Захарова (русский танец), Л В Ложкиной, Л F Пуляевой, Я В Романовского, X Ю Сунна (лагышские танцы), Э X ПетросяниЖ К Хачатрян (армянские танцы) Ими, в частности, были разработаны учебно-методические пособия по преподаванию народного танца Исследователи рассматривали вопросы истории развіггия пластики народных танцев, включали в свои работы богатый этнографический материал, позволяющий подробно познакомиться с подлинными фольклорными танцами того или иного народа Глубокий анализ истоков танцевально-пластической культуры, ее связи с жизнью, бытом и культурным развитием тою или иного народа, проведен К Я Голейзовским («Образы русской народной хореоірафии» (1964))

Чрезвычайно важны работы С С Лисициан, Е М Марголис, посвященные записи танцев Их детальная и сложная кинетоірафнческая система позволяет записывать тюбые движения человеческого тела На ее основе созданы другие системы кинетографии, например, X Ю Сунна, М Я Жорнпцкой, которая составила кинетограммы по танцевально-пластической культуре азиатских эскимосов, чукчей, коряков, ительменов

Особое место здесь занимают исследования специалистов, непосредственно обращавшихся к танцам, танцевальному фольклору коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока — М Я Жорницкой, С Ф Карабановой, Н С Каплина. В Т Кравченко, А Г Лукииой, В А Лыткина, В Н Нилова, А А Петрова, Т Ф Петровой-Бытовои, Е А Рультыиеут, Л В Сивцевой, Н А Стручковой, Л Е Тичашевон и др В их работах раскрывается специфика традиционной танцевально-пластической культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, особенности ее эволюции и зтнорепюнальные черты

Существенную роль в написании данного диссертационного исследования сыграли работы ученых-североведов, изучающих традиционную культуру коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока А М Анзенштадта Г Г Алексеева, Е А Алексеенко, А Ф Анисимова, О А Бельды, М X Белянской, В Г Богораза, 1 Д Булгаковой, Г М Василевич, И С Вдовина, Т В Волдиной А П Володина, А В Гадло, А

И Гашилова, Л Б Гашшювой, И И Георги, В В Горбачевой, П Я Гонтмахера, И С Гурвич И С Давыдовой, Н Н Днкова, В И Иохельсон, К Ф Карьялайнена, А С Киле, С П Крашенинникова, Е А Крейновича, В Г Кузнецова, Г И Клпуке, М А Лапиной, Ж К Лебедевой, Я И Линденау, О В Мазур, Г А Меновищикоьа, А Ф Мидельдорфа, Т Мочданова, Т А Молдановой, Л Ненянг, А К Нефедкина, Е С Новик, Е П Орловой, А Б Островского, Т В Павловой, Е И Ромбандеевой, В Санги, Ю К Симченко, С А Сорокиной, Н А Соломоновой, Г В Стеллера, 10 А. Сэм, Т Ю Сэм, 3 В Тагриной, Ч М, Таксами, В А Туголукова, Ю И, Шейкина, Л Я Штернберга и мн др

В качестве основных источников для изучения данной проблемы использовались также периодика, сборники, справочники и другие издания, посвященные вопросам национальной культуры и танцевально-пластической культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России, проблемам художественной самодеятельности и социально-культурной деятельности

Положения выносимые на защиту

Научное знание о танцевально-пластической культуре коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока складывалось, начиная с XVIII в усилиями представителей разных областей науки и культуры — путешественников, географов, историков, этнографов, археологов, искусствоведов, лингвистов, фольклористов, североведов, хореографов и др В то же время сама логика развития исследований этого феномена культуры приводит к необходимости его комплексного междисциплинарного изучения, основой которого должен стать этнокультурологический подход

Танец как феномен культуры (а не только художественный жанр) может быть определён как форма органігзацин ритмо-пластического интонирования в пространстве культуры В то же время понятие «танец» не может отражать всего богатства сформировавшихся в традиционной народной культуре средств и способов телесно-пластической выразительности Именно поэтому здесь необходимо введение в научный оборот более широкого по смыслу понятия — «танцевально-пластическая культура»

Понятие «танцсвально-пласгическая культура» отражает содержание и смысл того культурного феномена, который, возникнув в глубокой древности как некое синкретическое единство различных элементов деятсльностной активности человека, как наиболее доступный способ его самовыражения и выражения его отношения к миру (где магерналом служит собственное тело, собственная телесность), воплотился в разнообразные формы, постепенно обретая характер самостоятельного вида деятельности, особою способа коммуникации с природой, социумом и культурой В этом смысле пляска, танец и паиюмима могут рассматриваться как относительно самостоятельные жанры танцевально пластической культуры которые изначально носят именно народный (этносоциальный) характер

4 Понятие «традиционная танцевально-пластическая культура» означает
определенную форму и уровень реализации возможностен телесно-пласгической
выразительности и изобразительности, достигнутые в процессе развития этносоциума,
которые находят свою реализацию в художественной и нехудожественной сферах
жизнедеятельности — бытовой, коммуникативной, ритуально-обрядовой, производственно-
трудовой и др

5 В генезисе танцевально-пластической культуры огромную роль играла глубинная и
неразрывная взаимосвязь музыкального и пластического интонирования, главным
связующим звеном которой выступает ритм Эта взаимосвязь, биолошчески обусловлена
наличием у человека двух способов «сенсорного самовыражения» — звукового и
двигательного, определяет множество соответствий между музыкальным и пластическим
языками Указанная взаимосвязь может служить основой для решения задач теоретической и
культуротворческой реконструкции утраченных танцев отдельных коренных малочисленных
народов Севера, Сибири и Дальнего Востока

6 К чисту типологических этнорегиональных особенностей танцевально-
пластической культуры коренных малочнетенных народов Севера, Сибири и Дальнего
Востока моїут быть отнесены следующие значительная роль шаманской практики в
формировании и развитии пластических средств выражения, особое значение пантомимы,
особая роль индивидуальной импровизационной выразительности, сплошная «сомагизацпя»
средств выразительности, четкая дифференциация мужских и женских танцев, особая
«вплетенность» в ритуально-обрядовую культуру

7 Предметом сохранения и актуализации должно стать ритмо-тастическое
интонирование, составляющее основу танцевально-пластической кулыуры коренных
малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Именно сохранение и развитие
в творческой практике этого центрального компонента танцевально-пластической культуры
позволиг включить северный танец в современную худолест венно-эстетическую
коммуникацию, в современный культурный диалог, создать феномен, вызывающий не
только историко-этнофафический интерес, но живую эстетическую реакцию

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые

проведено комплексное этнокультурологическое исследование танцевально-пластической культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, основных форм и методов ее сохранения и актуализации,

дана культурологическая дефиниция танцевально-пластической культуры как феномена культуры, выявлена ее системообразующая доминанта — ритмо-пластическое интонирование,

проведена культурологическая коррекция понятий танец, пантомима, пляска, имеющая значение для дальнейшего развития теории т анца,

кыявтены и систематизированы основные этнорегиональные тнполошческие особенности танцевально-пластической культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока,

исследована модель культуро-экологической деятельности, направтешгои па сохранение и актуализацию танцевально-пластической культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока на основе обобщения творческого опыта фольклорного театра-студии «Северное сияние»

Теоретическая н методологическая основа исследования

8 работе автором используется комплекс допочняющих друг друга методов,
основанных на системном подходе Реализация системного но/гхола была обусловлена
рассмотрением танцевально-пластической культуры как сложной системы элементы
которой структурно связаны между собой и выполняют различные функции, обеспечивая ее
целостность и развитие в рамках метасистемы традиционной культуры

В исследовании используются исторический и типологический методы осмысления танцевально-пластической культуры народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, направленные на изучение специфической комбинаторики танцевальной пластики опредетяющей разнокачественность, многоэлементность типов традиционных культур, взаимодействующих и взаимообогацающих друг друга в ходе культурного диалога

Ряд общих методов допотняется методами, связанными с рассмотрением конкретных танцевально-пластических культур Это, в частьости, методы сравннтельно-очисатетыюго, семантического, контекстуального анализа

Диссертационное исследование непосредственно связано с анатазом творческой концертно-театралыюй деятельности фольклорного театра-студии «Северное сияние» института народов Севера РГПУ им А И Герцена, который в данном случае являтся экспериментальной площадкой данной исстедовательской работы

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что данные диссертационного исследования могут способствовать развитию кульгуролоіии танца как области культурологической науки, исследованию особенностей современного диалогического взаимодействия культур, дальнейшему развитию теории и ьетодотогии

эгнокультурологического анализа феноменов этнической традиционной культуры, выработке научно обоснованной методики их сохранения, актуализации и адаптации к условадм современной социокультурной коммуникации

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы ггои выработке системы мер по сохранению и устойчивому развитию культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, при разработке учебных программ, подготовки специалистов в области культурологии, этнологии, фольклористики, североведения, а также разработки учебно-методических пособий в области хореографии, народного танца Особое значение данные проведенного исследования могут иметь для разработки учебных программ нового поколения по культуре и фольклору коренных малочисленных народов для образовательных и культурно-просветительских учреждений, творческих танцевальных коллективов регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока

Апробация результатов исследовании Материалы исследования прошли апробацию на Всероссийских и Международных научно-практических конференциях «Реальность этноса», «Творческий потенциал народов Севера в XXI веке», Герценовских чтениях института народов Севера, конференции молодых ученых Якутии, на научно-практических семинарах для работников культуры и образования в г г Сургут, Хангы-Мансийск, Анадырь и др

Определенная реализация теоретических идеи исстедования осуществлялась и в образовательной деятельности автора в рамках преподавания в институте народов Севера спецкурсов «Танцевально-пластическая культура народов Крайнего Севера» и «Фольклорный театр» для студентов-культурологов о шой и заочной форм обучения института народов Севера РГПУ им А И Герцена, а также в летнем детском этнографическом стойбище «Хулор» (пос Казым, Березовского района Ханты-Мансийского автономного округа) Творческую реализацию результаты диссертационного исследования находят также в деятельности фольклорного театра-студии «Северное сияние», в освоении фольклорных и этнографических материалов, при постановке танцев, в широкой концертно-теагралыюй деятельности коллектива в г г Санкт-Петербурге Москве Иваново, Владимире, Твери, Тамбове, Калуге, Яроставле, Воронеже, Сургуте, Ханты-Мансийске, Ижевске, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде, Старой Руссе, Кронштадте и других городах России, а также за рубежом — в Италии, Испании, Франции, Великобритании, США, Норвегии, Финляндии, Венгрии, Литве, Украине

Структура исследования определяется логикой исследования, поставленными целями и задачами, состоит из введения, 3-х глав, 7 параграфов, заключения, отражающих существо рассматриваемой проблемы, а также библиографии, включающей 556 источников, ь том числе и на иностранных языках Общий обьем работы — 213 страниц