Движение плеч в цыганском танце

Частые ошибки в цыганском танце

Цыганский танец, пленяющий пластикой исполнителей и яркими костюмами, пронизан особой экспрессией и зажигательными ритмами. Музыкальная композиция, которая сопровождает завораживающие движения, характеризуется постепенным нарастанием темпа. В момент исполнения танца восхищают выразительные руки танцовщицы: они движутся в пространстве, словно крылья птицы, передавая чувства и эмоции. Не ускользают от внимания темпераментные дроби, которые отстукивает исполнительница, отдаваясь стремительному ритму.

Исполнение «цыганочки»: важные нюансы

Основная сложность цыганского танца – необходимость сочетать плавные, будто плывущие, движения рук с быстрыми выстукиваниями в ритме дроби. Грамотное исполнение требует достаточного опыта. Вначале по отдельности отрабатывают базовые движения плеч, кистей, ног и затем применяют их в композиционных связках.

В женском танце исполнительница непременно использует ритмичные движения с юбкой, с шалью, с бубном. Они придают характерный колорит всей композиции, подчеркивая ее очарование, зажигательность и динамичность. Движения с подолом костюма, которыми виртуозно владеет исполнительница, — традиционная часть цыганского танца. Захватывая многоярусный край наряда одной или двумя руками, танцовщица совершает волнообразные повороты, в результате чего юбка вздрагивает фейерверком оборок.

Цыганский танец: возможные ошибки

Очарованные красотой танцевального мастерства цыган многие стремятся освоить азы экспрессивных движений. Занимаясь самостоятельно или под руководством наставника, можно освоить базовую технику. Однако для начинающих характерны* частые ошибки в цыганском танце*, вызванные незнанием определенных нюансов. Многие не обращают внимание на:

  • правильную осанку;
  • особую постановку стоп;
  • на положение головы;
  • на грамотную технику рук.

Эффектность замысловатых движений будет нарушена, если выполнять их с сутулыми плечами. Горделивая осанка – основа постижения азов мастерства. В исполнении необходимо учитывать важный принцип классического танца – особую постановку стоп. Их следует ставить носком наружу: танцевальные движения получаются правильными и элегантными. Не требуется идеальная балетная поступь: достаточно, чтобы пальцы ног слегка смотрели в сторону.

В момент танцевальных движений корпус должен слегка отставать от поступи ног: стан танцовщицы при этом выглядит парящим в воздухе. Дополняют эффект откинутая назад голова и подрагивающие в ритм музыки плечи.

Особая пластика цыганских ритмов

В зажигательной хореографии на движения рук чутко реагирует голова. Руки и подбородок будто связаны невидимыми узами. Движения кистей должны быть не механическими, а амплитудными и красочно-выразительными. Чарующие узоры, которые плетут руки, пронизаны пластикой и гибкостью. В движениях, приковывающих взгляд, участвуют плечи, пальцы, суставы.

Украшением танца становятся повороты: стремительные или медленные они передают чувства и настроение исполнительницы. Изюминка всей композиции – динамичные дроби, профессионально отстукиваемые ногами, они вводят в транс восхищенных зрителей.

Яркий цыганский танец обладает неповторимой энергией, отраженной в зажигательных ритмах, воплощая соблазн и искушение.

Цыганские танцы это целый мир

Цыганский танец — это целый мир, единственный в своем роде, прекрасный и волнующий. В таком танце заключена целая история своего народа. Нельзя остаться равнодушным к цыганскому искусству, поражающему игрой красок, своей яркостью, выразительностью, экспрессивностью, энергичностью и страстностью.

Кажется, что цыганский танец пропитан волшебством и магией, которые передаются через движения танцоров, чьи тела лучше всяких слов выражают все чувства, которыми наполнен танец.
Немного из истории цыганского танца
Кочевая жизнь цыган берет свое начало из Индии в 5 веке. Из-за междоусобных войн цыгане вынуждены были искать себе пристанище за границей. Нужда и голод заставляли их кочевать с места на место в поисках заработка, вбирая в себя традиции, привычки, обычаи других культур.
Впервые цыганский танец в литературе нашей страны упоминается в 18 веке. Однако тот танец, которые цыгане танцевали около 200 лет назад, в значительной мере отличается от того, что мы привыкли видеть сейчас во время зажигательного народного танца. Но, не смотря на это, данные танцы уже тогда отличались своей неповторимостью и несли в себе тайну загадочного цыганского народа.
С начала 19 века цыганский танец начал завоевывать сердца людей в Европе своей непосредственностью, энергичностью, завораживающей красотой, перед которой никто не мог устоять. Кочуя по всему миру, цыгане вносили что-то новое в свой фольклор, добавляли в него особенности чужих народов. Это заставляла местное население совсем по-другому смотреть на свою культуру, они видели свои танцы, свою музыку, свои песни в экзотической аранжировке.

Структура танца цыган

Цыганский танец по стилю исполнения можно разделить на сценический, уличный, салонный и таборный. Сценическая манера, как правило, исполняется профессиональными артистами, она отличается зрелищностью, большим расстоянием до зрителя. Таборный танец исполняется в привычной для цыган среде – в таборе, среди друзей и родственников, отличается высокой техничностью, бессистемностью, разнообразием движений. Салонный танец является разновидностью сценичного танца и его можно встретить обычно в ресторанах, на празднике у клиента. Особенностью этой манеры является ограниченность пространства. Последняя, уличная манера исполнения представляет собой смесь сценического и таборного танца, отличающейся особой импровизацией.
Цыганский танец делят на три основных вида: фламенко (танец андалусских цыган), венгерка и танец русских цыган. Фламенко является профессиональным народным танцем и его можно встретить обычно в уличной и сценической форме. В русском танце цыганского народа сочетаются выразительная пластика рук и довольно сложные дробные постукивания. Ему присуще постепенное нарастание темпа: от медленного в начале, до очень энергичного в конце. Венгерка является более молодой разновидностью танца русских цыган, который основывается на чечетке.
В цыганском танце очень важна композиция, которую можно разделить на 3 части. В первой части используются широкие походки, в которых нет экспрессивности, размаха, яркости. В этой части танцор как бы готовиться к последующему зажигательному танцу. В средней части постепенно начинает набирать темп музыка, танец получает свое развитие. Мужчины делают дробные ходы и хлопки, а женщины прыжки и легкие проходки. Для финальной части характерен очень быстрый зажигательный, бешеный темп, яркая пластика и энергичность. Движения очень быстрые и стремительные. Это и виртуозные дроби с хлопками у мужчин, и быстрые повороты, падения на пол с прогибанием и тряской плеч у женщин.
Стоит сказать, что в разных частях света, в разных странах цыганский танец исполняют совершенно по-разному. И если для русских цыган характерно одно, то, например, для испанских совершенно другое. К различиям относятся не только движения в танце и характер его исполнения, но и песни, музыка. Однако в одежде больших изменений не наблюдается.
Музыка в цыганском танце
Цыганская музыка поражает своей душевностью. Кажется, что она несет в себе какую-то загадку, тайну, которую не дано никому разгадать. Звон гитары заставляет каждый раз слушателей замирать от восторга. Однако в музыке цыган намного острее ощущается печаль, чем радость. Тонкая грань между счастьем и горем раскрывается в цыганской музыке.
Текст песен для исполнения танца русских цыган не так важен, как, например, у цыган других ветвей, у которых песня иногда представляет собой длинный рассказ, повествующий о каком-нибудь событии, и в таком случае исполняется однотонная, менее подвижная музыка. У русских цыган главную роль играет ритмичность и быстрый, бешеный темп. Смысл слов в текстах песен не имеет особого значения. В этом случае важно, что бы сама музыка была наполнена трагичностью и в ней ощущалась горечь, от чего сам танец становился более экспрессивным, эмоциональным, зажигательным и завораживающим. Похлопывания в разнобой, отсутствие ритма и такта делают цыганскую музыку еще более идеальной, наполняют танец особым колоритом.
Хотя цыгане освоили множество музыкальных инструментов (балалайка, арфа, лютня, барабаны) в зависимости от того, по какой местности они кочевали, именно гитару и скрипку чаще всего ассоциируют с цыганской музыкой. Невозможно не заслушаться таборными песнями под звон гитары, проникающими в самую душу и заставляющими сердце замирать от восторга.
Такую музыку можно купить в киосках или скачать бесплатно с интернета или сходить на выступление цыганских артистов.

Особенности цыганского танца

Завораживающая пластика рук и сложные дробные выстукивания – одни из главных особенностей исполнения цыганского танца. Также невозможно представить себе страстный танец цыган без таких атрибутов, как: яркая, цветная юбка, шаль, бубен, гитара. Этот танец постоянно завораживает огромным количеством восхитительных, чувственных, красивых движений. Характерные щепки пальцами, постукивания, дрожь плечами, звон монисто, волновые движения юбкой, которая, то поднимается в каком-то своем магическом танце, то опускается. Особая эмоциональность, которой наполнен цыганский танец, создает своеобразный фон.
Цыганский танец отличает, конечно же, яркость исполнения, динамичность выступлений, хаотичность движений. Кроме этого цыганочка – это сольный танец, в котором танцоры по очереди показывают свое мастерство. Женская партия немного мягче и нежнее, чем мужская, которой присущи похлопывания ладоней по подошвам, голеням, бедру и стук каблуков. Чаще всего цыганский танец танцовщицами исполняется босиком или в туфлях с небольшим коблучком.
Неотъемлемым признаком цыганского танца также являются дроби. Не смотря на то, что очень много времени считали, что женщины не могут делать сильные резкие удары о пол, дроби исполняются как танцовщицами, так и танцорами.
Все эти характерные для данного зажигательного танца особенности всегда легко увидеть в выступлениях цыган, видео которых можно скачать бесплатно в интернете.
Наряды цыганских танцоров
Костюмы цыган также являются неотъемлемой частью зажигательного цыганского танца. Блестящий яркий наряд цыган всегда привлекает взгляд. Хотя долгое время у цыган не было своего национального костюма, и они выступали в традиционных европейских нарядах. В ярких, пестрых костюмах проявляется самобытность цыганского народа. Цветные платки с нашитыми на них предметами, которые при движении начинают звенеть, золотые отделки, яркость тканей, многочисленные украшения являются неприметным атрибутом цыганского стиля и очень точно отражают внутренний мир цыганского народа во время танца. Свои костюмы цыгане, как правило, шьют себе самостоятельно. Стоит также сказать, что юбки у цыганок всегда ниже колена, и при движении они не должны открывать ноги выше коленей, поэтому очень часто надевается подъюбник. Еще у цыганок никогда не видно пупка.
В чем привлекательность цыганского танца
Несомненным плюсом цыганского танца является отсутствие любого ограничения в возрасте, весе, комплекции, пола или способностей. Такие зажигательные танцы могут танцевать абсолютно все, лишь было бы желание. Для изучения танца нет никаких препятствий, которые бы помешали любому желающему освоить страстный танец цыган.
Причем необязательно нужно брать уроки у профессионалов или ходить заниматься в студию. Уроки цыганских танцев можно скачать бесплатно в интернете и заниматься дома в любое удобное для вас время. Так вы сами можете контролировать свои занятия и их продолжительность.
Танцы данного свободолюбивого народа – это всегда удивительное зрелище, которое, безусловно, завораживает каждого игрой красок, захватывающим языком тела, который рассказывает свою уникальную, душевную и эмоциональную историю.
Стоит также отметить, что занятия цыганскими танцами очень полезны для здоровья. Танцуя, вы будете развивать свою координацию, пластику движений. Также это прекрасная возможность постоянно держать себя в тонусе. Такие танцы улучшают эластичность сосудов и помогают при заболеваниях сердечнососудистой системы. Постоянные занятия танцами уберегут вас от многих болезней, связанных со спиной. Танец расслабляет и растягивает мышцы, снимая с них ненужное напряжение.
И, конечно же, занятия цыганскими танцами – это великолепная возможность расслабиться как физически, так и эмоционально, отвлечься от тревожащих вас проблем и посмотреть на жизнь уже с совсем другой стороны.
Характерные движения цыганского танца
Как и любой другой танец, свободолюбивого народа, обладает определенной техникой, которой следует придерживаться. Для тех, кто только начинает постигать азы данного вида танца, следует помнить несколько правил. Во-первых, необходимо следить за своей осанкой. Только с ровной спиной у вас получиться красиво танцевать цыганский танец, а сутулость лишь испортит впечатление от всего процесса. Во-вторых, во время танца стоит придерживаться выворотности. Это значит, что ноги нужно ставить носочками наружу, то есть не косолапить и ножки держать, как у балерины. Это придаст вашим движениям плавность и грациозность. Ваш танец будет смотреться элегантно и грамотно.
Сложность цыганского танца состоит в том, чтобы совмещать плавные и женственные движения рук с резкими и четкими ударами ног. Естественно это требует большого опыта и постоянных тренировок. Начинайте с самых простых движений рук, а после того как вы их изучите, эти движения можно уже пытаться исполнять в сложных комбинациях и связках.
Руки играют очень большую роль в исполнении цыганского танца. С помощью различных движений танцовщица передает содержание танца, завораживая своей магией и волшебством. Но на первый взгляд сложные комбинации можно разделить на несколько более простых движений, которые можно отрабатывать по-отдельности, а уже потом пробовать их соединять. Разбор таких движений можно найти в видео уроках цыганского танца, или просто старайтесь повторять за увиденными вами движениями у танцоров.
Но есть несколько основных позиций, скомбинировав которые можно получить большое количество самых разных удивительных движений. Круговые вращения кистями: сначала правая рука вытянута вверх, а левая вперед, потом наоборот и так до бесконечности. Тянущиеся, грациозные движения кистей, когда разведенные в стороны руки поднимаются вслед за кистями. Нарисованная руками «восьмерка» или эффект «веера». Все эти движения, по сути, составляют основу цыганского танца.
Голова не должна существовать отдельно от рук во время данного зажигательного танца. Она должна быть неразрывно связана со всеми теми движениями, которые вы делаете руками. У зрителя должно складываться ощущение, что между вашей головой и вашими руками существует неразрывная связь. Ваша голова должна как бы следовать за всеми поворотами и движениями ваших рук. Также вашим рукам следует «дышать». Пальцы не должны быть склеены друг с другом, и между ними должен проходить воздух.
Одними из характерных движений цыганского танца являются дроби, захватывающие движения которых не могут оставить никого равнодушными. Какое волнующее зрелище представляет собой танцовщица, отстукивающая, все ускоряясь, дроби, отдаваясь зажигательному ритму цыганского танца и вовлекая в него зрителей, зажигая их сердца. Сложность исполнения дробей состоит в том, чтобы совмещать плавность и грациозность движений рук и бешеный темп дроби. Причем у танцора обязательно должно оставаться чувство ритма, а все движения должны смотреться гармонично, не смотря на их хаотичность и экспрессивность.
И, конечно же, никакой танец, а тем более цыганский не обходится без поворотов. Если понаблюдать за движениями танцовщиц во время танца, то можно заметить, что он просто изобилует самыми различными поворотами: медленными, плавными, быстрыми, стремительными. Танцоры могут вращаться на одном месте или кружиться по всей сцене, используя при этом различные движения юбок и рук.
Наверное, самым популярным и распространенным движением у женщин в цыганском танце является тряска плечами в прогибе. Танцовщица откланяется назад и прогибает спину, шея вытянута, голова повернута в сторону зрителей. Тряска охватывает только грудь и плечи, руки при этом разведены в стороны, а локти и корпус остаются неподвижными. Это движение можно исполнять не только стоя, но и сидя на полу.
Прыжки на месте исполняются женщинами с помощью юбок. Подол придерживается снизу, совершается прыжок, во время которого правая нога выбрасывается вперед, а на левую приседают и используют, как опору. После прыжка ноги ставятся вместе. При этом очень важно, чтобы юбка не поднималась выше колена. Это касается всех элементов в цыганском танце.
Вращение на месте можно считать наиболее экспрессивным движением в таком зажигательном танце. В этом элементе танцовщица совершает очень быстрые, стремительные повороты вокруг своей оси, используя скоростные переступания. Эффектность этого трюка зависит от динамичности вращения и от того, насколько быстро танцовщица крутиться вокруг себя.
Проходка с юбкой представляет собой обычный шаг, но в цыганском танце создается такое впечатление, что танцовщица просто парит в воздухе. Такого эффекта можно добиться при помощи специальной выворотной постановки ног и если откинуть голову назад. Юбка тоже играет немаловажную роль. Руки должны держать ее подол и быть разведены в разные стороны, а плечи — немного трястись при ходьбе.
Еще одним из зрелищных элементов цыганского танца является тряска на высоких полупальцах. В этом движении у танцовщицы ноги должны находиться вместе. При этом тело немного подрагивает в связи с особенной работой мышц икр. Все тело изогнуто так, что волосы не лежат на спине, а висят в воздухе, что, между прочим, характерно практически для всех движений в цыганском танце. Руки также совершают определенные движения, которые должны быть мягкими и плавными.
При широком ходе накрест в цыганском танце танцовщица по отношению к зрителям находится в полаборота. Это объясняется тем, что в данном элементе юбка подбрасывается ногой, которая ставиться накрест. Через два шага движение повторяется, но уже в другую сторону. Корпус нужно все время держать изогнутым, а руки вытянутыми вперед.
Популярностью пользуется также такое движение, как ход в сторону через приседание. Переступая с пятки на насок, танцовщица перемещается вправо, а ноги при это держит вместе.
Описание всех движений можно найти в интернете или скачать бесплатно видео уроки цыганских танцев, в которых подробно описаны все элементы и нюансы исполнения.
Занятия цыганскими танцами
Сейчас танцы свободолюбивого народа, начинают становиться все более популярными. Интерес к захватывающему и волнующему танцу заметно возрос за последнее время. Уже трудно представить себе какую-нибудь свадьбу без цыганских танцев и песен. Открываются школы, студии данных танцев, где профессионалы, а чаще всего это носители культуры, учат искусству танца цыган.
Как уже говорилось, цыганский танец универсален. Он подходит абсолютно любой категории людей. Вы можете отдать вашего ребенка в студию и при этом начать самостоятельно осваивать движения. С помощью уроков вы сможете всегда поднять себе настроение, зарядиться особой энергетикой, повысить свою самооценку, стать увереннее в себе, придать себе грациозности и статности.
Для занятий цыганскими танцами вам понадобятся лосины или тренировочные штаны, длинная юбка солнце, майки и футболки с короткими рукавами, не сковывающие движения и обувь. Вы можете танцевать босиком, в носочках или приобрести специальные туфельки. Очень важно, что бы одежда была удобной и не мешала вам на занятиях.
Стоимость занятий колеблется где-то от 10 долларов за час и выше. Цена зависит от сложности урока. Сейчас практически в каждом городе можно найти студию, в которой обучают цыганским танцам, в связи с тем, что популярность искусства цыганского танца в наше время сильно увеличилась и все больше людей хотят заниматься танцами.
Но если у вас нет возможности записаться в школу, вы всегда можете начать заниматься самостоятельно, скачав бесплатно обучающие видео уроки цыганских танцев.
При желании вы без особых усилий сможете овладеть искусством, такого сложного, на первый взгляд, танца.
Плюс ко всему, как и любой вид танца, цыганский, поможет сбросить парочку лишних килограммов и быть в форме круглый год, не зависимо от того какие продукты вы кушаете.
Ну а если вы займетесь такими танцами профессионально, то сможете так же освоить некие тонкие азы, которые впоследствии помогут вам соблазнить мужчину, или же любимого парня. Вы спросите: «Как? Каким образом?». Ответ прост, любой танец, требует проявления любых эмоций, в зависимости от его вида – любовь, агрессию, ненависть, страсть и т.д. Поэтому, стоит задуматься над этим и начать свою новую, здоровую, страстную, спортивную жизнь.
Желаем удачи.

Цыганский танец

Танцы цыган — танцы, созданные различными группами цыган. Как правило, предпосылками к их появлению была интерпретация танцев окружающих народов. Некоторые виды цыганских танцев изначально предназначались для зарабатывания денег.

Содержание

Танцы по стилю исполнения

По манере исполнения танцы можно разделить на таборный, сценический, уличный и салонный.

Таборную манеру танца отличает бессистемность и разнообразие движений, расчёт на демонстрацию виртуозности перед соплеменниками. В такой манере танцуют в своём кругу: на семейных праздниках, дома, на дискотеках.

Сценическая манера рассчитана на эстрадное и театральное исполнение и, вследствие, большое расстояние до зрителя, зрелищность. Исполняется артистами.

Салонный танец — фактически вариация сценического, рассчитанная на отсутствие сцены, сравнительно небольшое замкнутое пространство. Исполняется артистами, в ресторанах, на дому у клиента и в тому подобных местах.

Уличная манера танца появилась при уличном исполнении танца и фактически является предшественником сценической манеры. В данный момент так называется импровизационная манера танца, сочетающая в себе элементы салонного и таборного танца, рассчитанная на возможность выбрать оптимальные движения с учётом сложившейся обстановки: количества зрителей и расстояния до них, доступного пространства, особенностей пола, покрытия улицы, почвы, и музыки.

Виды цыганских танцев

Танец русских цыган

Особенностью этого танца является композиция (которая в таборной манере может отсутствовать): постепенное нарастание темпа, от медленного в начале до очень быстрого, энергичного в конце. Особое внимание уделяется сложной игре ног.

В мужском танце характерное движение — быстрое, ритмичное обхлопывание себя. В женском — грациозные, выразительные движения рук, бой плечами.

Для сценической версии женского танца характерны также игра пальцами, заимствованная из фламенко и восточных танцев, широкие, фигурные взмахи юбкой, партер.

Во многих движениях до сих пор прослеживаются русские корни, например, в таких элементах, как тропак.

Знаменитые цыганские танцоры России:

Цыганская венгерка

Цыганская венгерка также является танцем русских цыган, но более молодым. Он основывается на чечётке.

Парный танец балканских цыган

Парный танец балканских цыган неконтактен, он танцуется на заметном расстоянии партнёров друг от друга. Во время танца они несколько раз меняются местами, словно проходя по окружности лицом друг к другу. У румынских цыган женщина может во время танца провернуться на месте кругом. Из движений используются игра ног, чечётка, щёлканье пальцами при определённых положениях рук, у мужчин — «хлопушки», у женщин может добавляться небольшое потряхивание бёдрами.

Цыганский танец живота

Танец живота для заработка традиционно исполняют цыгане-рома (на Балканах и в Турции) и цыгане-дом.

По мнению очевидцев, их танцы проще и несколько резче обычных восточных танцев и основаны на не слишком сложном и разнообразном потряхивании бёдрами. У балканских цыган потряхивание бёдрами сопровождается выразительной игрой рук, может также сочетаться с щёлканьем пальцев, верчениями и типичными балканскими движениями ног. Турецкие цыгане танцуют несколько видов танцев, таких как роман хавасы, сулу куле чифтетелли, кючек и другие. Их танцы часто включают в себя небольшие акробатические трюки и маленькие пантомимы на бытовые или романтические темы. По характеру танец кокетлив и задорен.

Как и в других цыганских и восточных танцах, в цыганском танце живота есть такое движение, как дрожь плечами. Возможны также варианты танца с шарфом или шалью, как с покрывалом.

У цыганского танца живота в мусульманских странах есть своя мужская партия, более мужественная и агрессивная.

Имея, в том числе, мавританские и еврейские корни, фламенко долгое время считалось сугубо цыганским искусством.

Исполнитель танца фламенко называется байлаор.

Фламенко является, прежде всего, профессиональным цыганским искусством и потому существует преимущественно в сценической и уличной форме.

Среди знаменитых исполнителей цыганского фламенко — Хоакин Кортес, Кармен Амайя.

Танец польских цыган

По свидетельству цыгановеда Ежи Фицовски, танец польских цыган выглядит так:

Характерной чертой цыганского танца являет­ся его сольность; цыгане не танцуют ни парами, ни коллективно. В мужском танце, быстром, маневрен­ном, стремительном, танцор отбивает ритм каблу­ками, сопровождая ударами ладоней о бедра, голени и подошвы. Танец женщины менее угловат, мягче, бо­лее плавный. Танцовщица дробит ногами почти на месте, незначительно подвигаясь вперед и в сторону, стан остается в вертикальном положении, а подвиж­ны, собственно, лишь плечи, руки, ладони, воздевае­мые над головой, симметрично опускаемые, склады­ваемые вместе и разрываемые выбрасыванием вперед. Цыганские танцовщицы сосредоточенное внимание обращают на игру ладоней и пальцев, собирая их, рас­правляя и создавая из них разные фигуры, знакомые нам из индийских статуэток. Одна из типичных фигур цыганского танца женщин следующая: по мере возрастания темпа мелодии движения рук становят­ся все более быстрыми, пока, наконец, в кульминаци­онный момент не останавливаются и не опадают вниз, а плечи танцовщицы при этом начинают дро­жать, как в экстазе

Танец цыган-мадьяр

Танец цыган-мадьяр отличается экспрессивной, богатой движениями мужской партией и скудной, маловыразительной женской.

Мужской танец состоит из игры ног, хлопков по ногам, прищёлкивания пальцами.

Цыганская ора — танец цыган балканских групп, заимствованный у окружающих народов. Может быть как в виде простого хоровода, отличающегося однополостью участников, так и с разными вариациями. В любом случае, танцуют, как правило, только девушки и женщины, иногда — только юноши и мужчины.