Движении танца с палками

анец с саблями, шарфами, канделябрами, свечами.

Когда я только начинала заниматься танцем живота, были у меня две любимые идеи. Первая — сделать беллиданс спортивным танцем. Вторая — срастить его с цирковым представлением. Первая идея сейчас уже на пути к реализации. Танец живота входит в обязательное меню хороших фитнесс-клубов. Женщины на занятиях упражняют мышцы пресса, бедер и ягодиц под ритмичную современную восточную музыку.

Вторая пока не сбылась. Но мне кажется, к ней есть все предпосылки. Судите сами: танец живота смотреть весело. Потом, он включает в себя некоторые элементы акробатики, такие как прогибы назад, разные движения в стойке на мостике и так называемая работа на полу — традиционная серия сложных движений, требущих большой гибкости и силы и неизменно восхитительных для публики. И главная цирковая особенность танца живота в разнообразных аксессуарах к танцу и всех фокусах, которые с ними вытворяют исполнительницы. Об этом мы и поговорим подробнее.

В Москве сейчас большинство девушек предпочитает работать вообще без предметов. Но если что-то и появляется у них в руках, то это, как правило, трость или шарф.

Танец с тростью по-арабски называется Raqs Al Assáya. Симпатичная легенда гласит, будто идея танцевать так пришла когда-то женщинам-пастушкам, которые подгоняли овечек таким загнутым на конце посошком. Историки настаивают на более грозном происхождении танца: мужчины Верхнего Египта носили с собой палки в качестве оружия. Из боевых движений родился мужской танец с палкой . Женщины стали подражать мужчинам с более легкой тросточкой и постепенно создали собственный танец.

Самые эффектные моменты Raqs Al Assaya, конечно, балансировка трости на голове, груди, бедре. Это требует изрядной сноровки, ведь одновременно нужно танцевать! Пикантное удержание трости на бедре имеет свои секреты и правила. Правило: жульничать и класть трость на выступающую часть пояса-костюма нехорошо. Все-таки этот фокус должен подчеркнуть крутобедрость танцовщицы. Секрет: нужна именно традиционная трость, с крючком на конце. Такая форма не позволяет палочке скатываться с бедра.

Шарф так четко ассоциируется с восточным танцем, что кажется, будто он был в нем всегда. Однако историки не могут найти древних корней у этого вида танца. Египтяне говорят, что шарф, возможно, вообще пришел из России. В 1940-х годах правитель Египта Фарух пригласил русскую балерину Иванову, чтобы та учила его дочерей искусству балета. Иванова научила известную египетскую танцовщицу по имени Самия Гамаль красивому выходу с шарфом и некоторым движениям с ним, и шарф прижился в Египте.

Западные танцовщицы очень подробно работают с шарфом, кутаясь в него и соблазнительно раскрываясь. Жива в европейском сознании сказка: Восток, гарем, тела прекрасных женщин скрыты дорогими тканями. Сами египтянки используют шарф лишь для выхода на сцену, и через 30-60 секунд отбрасывают его в сторону. Западный стиль кажется восточной публике безвкусным и слишком напоминает стриптиз. Русские девушки работают в некой промежуточной манере.

Зато издавна танцуют в Египте Raqs Al Shamadan — танец с канделябром. Большой узорчатый канделябр с зажженными свечами несет на голове танцовщица на свадьбе, освещая молодым дорогу в счастливую семейную жизнь. Потрясает искусство изолированных движений бедер, груди и мягкость шага, когда девушка танцует с канделябром — ведь он должен быть неподвижен! Только надо очень тщательно продумать костюм, чтобы не зажечь его и не испортить капающим воском.

Конкурс Bellydance-2001 17 ноября некоторые шутливо назвали конкурсом оригинальных номеров . Действительно, мы увидели весь набор аксессуаров, с которыми танцуют беллиданс в мире. Ведь собрались лучшие русские исполнительницы, те немногие, что умеют грамотно работать с предметами. Сагаты (или цимбалы), например, требуют хорошего знания традиционной музыки и ритмических рисунков. Сагаты — дальние родичи испанских кастаньет, только сделаны из металла. Исполнительница успевает не только танцевать, но и аккомпанировать себе звоном сагатов. Еще внести свой ритм в музыку можно играя на бубне или тамбурине, но в России мне еще такие танцовщицы не встречались.

Порадовали девушки и танцем с саблей. Очень интересно смотрится контраст: женственный танец живота и грозное холодное оружие восточных воинов. Впрочем, девушки не делают боевых движений с саблей, обычно ее используют для красивых балансировок на голове, животе или бедре. Людям нравится верить, будто когда-то в древности женщины, сопровождавщие мужчин в военных походах, по ночам в шатрах развлекали их танцем с оружием. Западные исследователи снова спускают нас на землю. Дескать, все пошло от картины французского ориенталиста XIX века Жерома, где была изображена девушка с саблей в танцевальной позе. Мы, конечно, будем думать как хотим, но должны знать, что ни в Египте, ни в Турции, ни в Ливане сабля не пользуется большой популярностью у танцовщиц. Зато есть мужской танец с саблей, где саблей машут, но никогда не балансируют ею ни на голове, ни на других частях тела.

Напоследок хочется сказать о том, что язык не поворачивается назвать предметом или аксессуаром. Скорее, это партнер. Змея может составить девушке компанию в танце. Чтобы увидеть, как это выглядит, можно обратиться к фильму «От заката до рассвета», где Салма Хайек танцует с питоном-альбиносом. Конечно, это снова придумал падкий на мелкие эффекты Запад. Возможно, когда у нас тоже будет так много танцовщиц, что им придется соревноваться за рабочие места даже такими средствами, змеи тоже получат некоторое распространение.

Подведем итог. Из всех предметов для беллиданса настоящими традиционными восточными оказались лишь трость, сагаты и, как ни странно, канделябр. Остальные более поздние и западные изобретения. Значит ли это, что не стоит танцевать с шарфом? Или, что увидев в ресторане танцовщицу с саблей, можно с умным видом шептать соседу: все это американские штучки, не настоящий восток ? Нет, конечно. Все это часть древнейшего и вечно молодого танца живота, который последние сто лет дружит с западной культурой. Есть даже крамольное мнение, что стандартный костюм лифчик, пояс, юбка был создан в США, голливудским костюмером Бобом Мэки. Даже если так, что с того?

Стили фольклорных танцев

Танец Saidi происходит из Верхнего Египта, между Gizeh и Edfu. Обычно Saidi — живой, энергичный и земляной.

Ритм. Ритм 4/4, известный как Saidi ритм.

Исполнитель танцует с одной или двумя палками, сделанными в оригинале из бамбука. Есть два типа Saidi с палками: Raks Assaya и Tahtib. Tahtib исполняется двумя мужчинами и изображает танец-бой с демонстрацией навыка владения оружием. Raks Assaya исполняется мужчинами и/или женщинами и может похвастаться большим количеством трюков, показывающих навык владения палкой. Женская версия танца с палкой, конечно, намного более женственна и изящна и может только слегка подражать Tahtib.

Saidi музыка обычно играется на традиционных инструментах, таких как: Rababa (дедушка сегодняшней скрипки), Mizmar (рожок, который испускает долгие, протяжные звуки) и различных ударных инструментах типа dumbek и tabla beledi.

Костюм. Традиционный мужской костюм состоит из длинных штанов, двух галабей с широкими рукавами и круглым вырезом и длинного шарфа вокруг головы. Женщины носят платье Beledi с поясом или шарфом вокруг бедер и платок на голове.

Пожалуйста, не путайте Saidi с Saudi (произносится соуди). Танец Saudi — из Саудовской Аравии.

Ритм. Используется Khaleegy ритм.

Он очень отличается от танца Saidi, в костюме, в чувстве и в движениях.

Костюм. Женский костюм называют thobe. Это — широкое платье блестящего цвета, затейливо украшенное, особенно вокруг выреза. Никаких шарфов или поясов на бедрах не носят.

Большинство движений сосредоточено в верхней части тела и в шагах. Танец включает в себя красивые перебрасывания длинных волос от одного плеча к другому.

Beledi означает “of the country” (из страны). Таким образом, «Egyptian Beledi» означает «из страны Египет». Танец Beledi исполняется на музыке земли, основанной на том, чтобы было легко танцевать Beledi ритм.

Ритм. Часто ритмы Beledi и Saidi играются попеременно.

Танец Беледи из района Каира сопровождается вокальным исполнением и может включать игру «вопрос-ответ» между двумя инструментами или между вокалистами и инструментами.

Melaya Leff

Музыка Beledi характерна для танца, известного как Melaya Leff (произносится меляя леф). Этот танец берет свое начало в городе Александрия в Египте.

Женский костюм. Меляя — это большой, черный платок, сделанный из нейлона или шелка, в который женщины заворачиваются с головы до пальцев ног. Этот предмет одежды предназначен для скромного выхода из дома. Для сцены меляю отделывают золотыми или серебрянными пайетками. Слово «leff» означает “обертывать”. Под меляей танцовщица одета в подчеркивающее фигуру платье, короткое и вызывающе яркое. На ногах шлепанцы с открытыми носами и на высоких каблуках, прозванные «ship-ship». На голову повязан маленький шарфик, украшенный помпонами или цветами. Также носят чадру, известную как «burr’oh».

Меляя драпируется на теле, а во время танца то соскальзывает, то снова оборачивается вокруг фигуры. Поскольку Александрия — портовый город, действие танца происходит между рыбаками и девушками, которые ищут выгоду в обмен на часть своих свобод. Мужчины сидят на улице около кафе, выпивая и куря кальян. Девушки флиртуют, конкурируя за внимание. В конечном счете мужчины и женщины танцуют вместе.

Мужской костюм. Мужской костюм — это одежда типичного рыбака: черные штаны, свитер, разноцветный жилет и белая рыбацкая шляпа.

Движении танца с палками

§ 1. Физическая культура в Англии XVII — первой половины XVIII вв.

На рубеже XVI-XVII вв. были достигнуты значительные успехи в есте­ственных науках: астрономии, физике, математике. Успешно развивались химия, геология, зоология, ботаника, география и картография. Новые откры­тия были сделаны в медицине и анатомии благодаря трудам А. Везалия, У. Гарвея и М. Сервета, изучавших систему кровообращения. Этот период счи­тается началом естественнонаучного переворота, когда потребность в обобще­нии полученных эмпирических данных, а также в обмене научной информацией неизмеримо возросла.

В социально-политическом плане главенствующее место в Европе ста­ла занимать Англия, в которой впервые после революции 1640 г. стали ут­верждаться буржуазные отношения как определяющий фактор обществен­ного прогресса в Старом Свете. Также Англия начала занимать передовые позиции и в финансово-экономических отношениях, особенно в торговле и морском деле.

Наряду с этим и в вопросах просвещения наиболее передовые люди Англии считали, что образование и воспитание широких народных масс является пана­цеей от всех социальных бед. Это течение называлось «просветительский ра­ционализм» и выражалось в стремлении включить в учебные программы как можно больше познавательного материала.

В начале XVII в. в Англии сохранялся кастовый характер физической куль­туры. Аристократия отбрасывает систему рыцарского физического воспи­тания, оставляя лишь элементы танцев и фехтования. Среди крестьянства по-прежнему популярны народные массовые игры, различные силовые состя­зания. Королевский прокурор Роберт Довер в 1604 г. организовал состязания под названием «Олимпийские игры», проводившиеся в течение нескольких дней по всей стране. Король Яков I издал книгу под названием «Книга о спор­те», в которой описывает методику применения популярных в народе физиче­ских упражнений. Он также разрешил устраивать состязания по случаю ярма­рок, праздников и после воскресных молебнов.

Буржуазная революция 1640 г. привела к ломке устоявшихся форм обще­ственных отношений, в том числе и в сфере физической культуры.

Новые взгляды на физическую культуру в Англии были сформулированы известным просветителем, философом Джоном Локком (1632-1704). Он ро­дился в семье судейского чиновника. В 1652 г. поступил в Оксфордский уни­верситет, после окончания которого в нем же преподавал греческий язык и ри­торику. Локк являлся идеологом «славной революции» 1688 г. в Англии, явившейся компромиссом между буржуазией и аристократией и положившей начало конституционной монархии в Англии.

Основным философским трудом Локка является произведение «Опыт о человеческом разуме», посвященное проблеме происхождения знания. Среди главных педагогических трудов — работа «Некоторые мысли о воспитании» (1693), в которой Локк излагает свои взгляды на проблемы воспитания. Наи­более важным в воспитании детей Локк считал выработку характера и воли у детей, их нравственное воспитание. При этом он подчеркивал значение при­мера взрослых, необходимость индивидуального подхода к детям и учета дет­ской психологии.

Д. Локк указывал на необходимость учета возрастных особенностей детей при обучении, высказывал требование, чтобы для маленьких детей обучение было игрой и развлечением, ориентировал на любознательность ребенка, на со­общение учащимся реальных, практически полезных знаний, требовал соче­тать умственный труд с обучением ремеслам, с ручным трудом, осуждал схола­стичность в обучении.

Педагогика Локка была обращена к состоятельным людям из дворян и буржуазии и имела в виду воспитание и обучение «джентльмена», «делового человека». Люди разного социального положения, утверждал Локк, одинаково наделены разумом и способностями, и различия, которые имеются между ними, обусловлены не природой, а разными условиями жизни и воспитания. Он предлагал создавать школы для детей бедняков (за счет общинных благо­творительных средств), в которых бы готовились будущие рабочие для ману­фактур. Вместе с тем Локк справедливо полагал, что проблему воспитания нравственного человека невозможно решить только в школе, так как школа -сколок с общества, а общество таково, что воспитывает безнравственных людей. Поэтому он большое значение придавал воспитанию в семье.

Взгляды Джона Локка на физическое воспитание рассматриваются сквозь призму воспитания английского джентльмена, т.е. представителя той обще­ственной категории, в которой в то время сочетались признаки дворянина и буржуа. Главной ценностью общества и индивидуума Локк считал труд, ос­уждая при этом бездеятельность и леность, бесполезные забавы и игры. Путем воспитания, считал Локк, необходимо сделать из молодого англичанина актив­ного и деятельного джентльмена, в котором нуждалось английское буржуазное общество, который мог бы одинаково отстаивать свои интересы как в обще­ственной, так и личной жизни, на море и в бою. Условием для этого является со­вершенствование не только духа, но и тела. Неспроста его работа «Некоторые мысли о воспитании» начинается цитатой римского поэта Ювенала: «В здоро­вом теле — здоровый дух». Поэтому он считает здоровье залогом счастливой жизни и активной жизнедеятельности. Для этого рекомендуется всесторонняя закалка организма посредством плавания, пребывания на свежем воздухе, фи­зических упражнений, а также хорошего сна и простой, здоровой пищи. Верхо­вой езде, считал Локк, необходимо уделять лишь столько времени, сколько это необходимо для здоровья. Он также не одобрял чрезмерного увлечения фехто­ванием, достаточно было овладеть лишь необходимыми навыками самооборо­ны. Высокая же степень овладения мастерством фехтования, считал Локк, будет провоцировать молодых людей к ссорам и дракам. Значительно более полезным занятием он считал борьбу. Танцы Локк рассматривал как способ обучения благородным манерам, умению непринужденно вести себя в обще­стве, а также выработки легкости движений.

Локк выдвинул спорную теорию активного отдыха, говоря, что «отдых и развлечение. не есть праздность, а снятие нагрузки с утомленного тела путем выбора нового направления. деятельности». Поэтому он отрицательно от­носился к подвижным играм, играм в мяч, называя их «бесполезными и скучными играми», считая, что ручной труд является лучшей формой досуга и раз­влечения.

Вместе с тем заслугой Локка является признание важности значения физи­ческого здоровья человека, активной деятельности в заполнении свободного досуга людей.

В конце XVII в. в Англии сложился так называемый спорт джентльменов, получивший свое распространение среди богатой буржуазии. Она крайне редко занималась спортом лично, однако с большим удовольствием устраива­ла конные состязания, соревнования по бегу и боксу. При этом устроители со­стязаний попутно заключали пари на победителей конных скачек, в последую­щем в этот процесс были включены и зрители. На ипподромах были отведены специальные площадки (ринги), где букмекеры принимали ставки. Нередки на таких рингах бывали драки из-за всевозможных злоупотреблений во время сделок. Зачастую такие потасовки становились для зрителей более интересным зрелищем, чем сами скачки. И поэтому предприимчивые организаторы попы­тались придать этим дракам цивилизованные формы кулачного боя, запретив появляться на ринге с палками, ножами и другим оружием. Зачастую обще­ственное мнение зрителей было главным арбитром в кулачном бою, устанавли­вая правила боя и допустимые приемы (запрещалось хватать за волосы, бить ногами, душить и т.д.).

Таким образом, бокс становился видом самообороны и разрешения споров и конфликтов. Положительным образом на развитие бокса повлияло и отноше­ние дворянства, которое считало, что навыки, полученные в фехтовании, удоб­нее применять в боксе, чем в борьбе. И поэтому многие мастера фехтования пе­решли к овладению «благородным искусством самообороны».

После обретения популярности бокс во время конных скачек выделился в самостоятельную деятельность, на которую также делали ставки и заключа­ли пари. Достаточно красочно описывает сцену боксерского поединка Виктор Гюго в романе «Человек, который смеется» (гл. XII).

Аристократическая сторона джентльменского спорта состояла в организации закрытых клубов по интересам. В клубах аристократы вели активную обществен­ную и развлекательную жизнь. Для спортивной деятельности использовались верховая езда, охота, катание на яхтах, коньках, игра в крикет, гребля.

В 1742 г. создается Эдинбургский конькобежный клуб — первое в мире об­щество фигурного катания на коньках. Стать членом клуба могли только лица, заплатившие большой членский взнос и сдавшие приемные испытания, среди которых было требование уметь перепрыгивать на коньках через различные препятствия, а также проехать полный круг на одном коньке. Следует отме­тить, что первым пособием по фигурному катанию была книга Роберта Джон­са (1722), в которой излагается техника катания на внутренней и внешней сто­роне конька, торможения, различных прыжков и катания спиной вперед.

Наиболее популярным состязанием среди джентльменов была игра в кри­кет, не требовавшая больших усилий и избегавшая противоборств и других опасностей, по сравнению с боксом или футболом. Считается, что первый клуб по крикету был организован в одном из графств Англии еще в 1666 г.

Проведение состязаний вызвало потребность в создании специальных пра­вил соревнований. Считается, что начало этому было положено в 1709 г. публи­кацией в Лондоне условий скачек, где говорилось, как можно делать ставки, описывались результаты предыдущих скачек, ограничения на ставки и другие моменты состязаний. С 1727 г. издаются программы скачек на год вперед, а также правила их проведения, что можно считать первыми официальными правилами соревнований.

В 1732 г. Джек Браутон на основе народных общепринятых правил драки со­ставил первые правила бокса под названием «Лондонские правила». В них ого­варивались разрешенные и запрещенные удары и приемы. В дальнейшем пра­вила совершенствовались, произошло разделение на легкую и тяжелую, а затем и среднюю весовые категории. Все это позволило значительно расши­рить соревновательные рамки бокса.

Общественная роль соревновательного спорта проявлялась, прежде всего, в прогрессе новых технологий: в коневодстве, торговле, военном деле. Желание побеждать на скачках привело к выведению новых пород быстроходных лоша­дей, их специальной подготовке к скоростным нагрузкам и к соревнованиям на выносливость. Эти данные потом использовались и в тренировках легкоатле­тов. Результаты состязаний скороходов, конькобежцев, гребцов использова­лись торговцами для быстрой и эффективной доставки товаров на различные расстояния. Ряд спортивных состязаний (например, по шахматам) стал непре­менным атрибутом общественной жизни завсегдатаев лондонских и париж­ских кафе. В кафе «Режанс» в Париже нередко заходили поиграть в шахматы, поучаствовать в философских спорах Вольтер, Дидро и Руссо.

Международное влияние спорта джентльменов заключалось в проникнове­нии этого явления в другие страны. Посещавшие Англию аристократы из стран континентальной Европы распространяли полюбившиеся им спор­тивные увлечения в своих странах. Прежде всего это были фехтование, крикет, конные скачки, облавные охоты. Также они внедряли элементы соревнователь­ности в национальные виды спорта, например в Голландии в состязания конько­бежцев и игры с мячом на льду. В Испании были модернизированы бои быков.

В английских и французских колониальных странах популярным стало кол­лекционирование охотничьих трофеев.

Наряду с безобидными спортивными состязаниями в Англии в первой по­ловине XVIII в. возрождались кровавые зрелища: схватки собак, петушиные бои, травля быков, схватки собак с быками, медведями, барсуками и крысами. В городах они устраивались на городской площади или прямо на улице, в сель­ской местности — перед трактирами. Существовали даже определенные дни пе­тушиных боев для джентльменов.

Таким образом, можно утверждать, что в XVII — первой половине XVIII вв. именно Англия стала колыбелью современного соревновательного спорта. Предпосылками этому послужили буржуазные революции, сломавшие сослов­ные барьеры в сфере физической культуры и привнесшие в нее дух наживы и предпринимательства. Вместе с этим была улучшена организационная сторо­на спортивной деятельности: выработаны общепринятые правила состязаний, исключалась стихийность в их проведении, начала применяться измеритель­ная техника. Старые атлетические состязания стали формироваться в отдель­ные спортивные дисциплины.

Движении танца с палками

Квадратная структура.
Метрическая ясность.
Гамофонно-гармоническую связь, особенно мелодическая и гармоническая.
Конкретная жанровая принадлежность.

Балета не существует без музыки. Танец по своей природе изначально существует только в единстве с музыкой. Музыка необходима для танца, прежде всего потому, что с нею связаны его темп и ритм. Хореографический метр это равномерное чередование длительностей, заполненных танцевальными движениями. Метр упорядочивает порядок танца.

В классике сложный размер не используется, в основном: 2/4, 3/4, 4/4, 6/8.

Движение в балете практически всегда начинается с препарасьона — подготовительного движения, в этот момент учащиеся приводят руки и ноги в нужную позицию. В музыке это занимает примерно 3 аккорда. Когда препарасьон отсутствует, необходимо сыграть всего 3 ноты перед началом движения.

Первое движение в экзерсисе — plie. Музыкальный размер может быть как 3/4, так и 4/4, это зависит от того какую комбинацию задаст педагог и смотря как он её захочет делать — быстрее или медленнее.

Иногда бывает, что на одно танцевальное движение подходит и трёхдольный и двудольный размеры, если же Вы сомневаетесь, уточните у педагога, какой размер ему будет удобнее. Скорее всего, он просто напоёт Вам какую-то мелодию и уже из этого Вы будете решать как играть. Так как plie — это медленное приседание, то и соответственно характеру движения музыка должна быть плавной, лирической, спокойной. Подойдёт, например: ноктюрн, элегия или медленный вальс. Переход с позиции на позицию (особенно в младших классах) играется с небольшими оттяжками и замедлениями.

Такое движение в экзерсисе, как battements tendus (батман тендю) исполняется всегда на 2/4 или 4/4. Это движение чёткое и музыка должна быть такой же.

Начало движения может приходиться как на затакт, так и на сильную долю, это стоит учитывать когда задаётся комбинация. Сюда подойдёт что-то маршеобразное или гавот. Движения в чистом виде (например, только plie без добавления каких-либо других элементов) исполняются, когда их только разучивают, а вот когда их проучат, то начинают комбинировать с другими танцевальными движениями. Plie и tendu легко могут быть объеденены в одну комбинацию. Задача концертмейстера — запомнить и разложить по музыке заданную комбинацию.

Экзерсис у палки.

И, наконец, прыжки. Когда аккомпанируете прыжкам, важно точно определиться с размером, создать эффект полёта, трамплинности и достичь синхронности с исполнителем. Музыкальный материал должен соответствовать уровню детей. Часто на маленькие прыжки играют польки (в младших классах), pa de de Дианы из «Эсмеральды», «Танца Наины» из «Руслана и Людмилы», сцена с Амуром из «Дона Кихота»… Бравурные вальсы подойдут на большие, высокие прыжки.

Экзерсис у палки.

Прыгнет танцор или нет на 80% зависит от пианиста.

При аккомпанировании важно понять, где подход и где сам прыжок. Прыгать можно как на сильную долю, так и на затакт — это надо учитывать. Музыка — это трамплин, от которого ученик отталкивается и Вы должны помочь ему взлететь.