Движения для африканских танцев

Африканские танцы.

Африканский танец с полным основанием может считаться старейшей формой хореографии в мире. Танцам учили детей из племен, начиная с раннего возраста, но форма распространилась далеко за пределы континента, чтобы взволновать зрителей во всем мире.

Характеристика африканских танцев к югу от Сахары .
Есть мнение, что африканский танец отличается от большинства западных форм. Наиболее очевидным является отсутствие партнеров в танце (по крайней мере пары между мужчиной и женщиной). Вместо этого, большая часть танцев групповая , выступления разделены по половому признаку. Мужчины танцуют для женщин, и наоборот, для всех возрастов танец имеет свои собственные танцы. Это помогает укрепить племенные роли, как с точки зрения пола, а также с точки зрения групповой идентичности.
Африканские барабаны: Heartbeat племени
Другой основной характеристикой африканских танцевальных стилей является наличие барабанов. За исключением нескольких кочевых племен, таких как Масаи, барабан является богатой и развитой музыкальной формы искусства. Тем не менее, он также неразрывно связан с искусством танца, в большинстве африканских деревень никогда бы не барабанили без танцев . Широкий спектр инструментов используются, из бочек, таких как джембе, а также другие ударные инструменты, такие как shakera, тыквы с сетью , крошечных раковин и камней обернутых вокруг него.
Мастера барабанщики должны изучать и учиться, как воссоздать точно ритмы, нет места для изменения или импровизации, пока их искусство полностью не поглощено. Долг музыканта гораздо больше, чем просто развлечение, так как танцы и музыка рассматривается как клей, который помогает держать племя вместе. Барабаны отражают настроение племени и танца, а также, могут варьироваться в зависимости от назначения каждого танца.
Песни и танец
Наиболее распространенным инструментом, используемым с танцами, является человеческий голос и тело. Подобно тому, как «Говорят барабаны», изменения высоты тона , многие африканские языки «тональные» . Все танцы племени в той или иной степени, даже с детьми на спинах своих матерей двигаються «в точном унисоне с мелодией».
Есть много разных причин в различии танцев, но все они отражают часть жизни. Это может быть простая рабочая песня , чтобы помочь сделать легче выполнить повседневные задачи, таких как мытье, есть более приятные, но и более сложные танцы, как правило, выполняются с некоторой целью. Agbekor это танец часто танцуют на культурных мероприятиях и похоронах. Празднование движения воинов, танцор стадии макета борется с конским волосом и наконечником копья. Это один из самых популярных и широко распространенных африканских танцев в исполнении современных трупп, таких как Кулу Меле ансамбля из Филадельфии.
Nmane, с другой стороны, это танец любви ближайшие танцы из Ганы осуществляется он на свадьбах в честь невесты. Есть много других танцев из племен, таких как йоруба для празднования обрядов проходов в качестве членов племени которые становятся старше, а также много танцев связано с религиозной практикой. Большинство африканских религий включают вызов, а иногда и владение духами различных природных явлений. Танцы, пение, и сильные танцевальные движения объединяются, чтобы вызвать мощный духовный опыт для тех, кто участвует.
Африканские движения
Одной из самых ярких частей традиционного африканского танца полиритмический характер движения. Африканские танцовщицы часто в состоянии изолировать отдельные части своего тела и перемещать их в разные части ритма, с двух или трех различных ударов происходит одновременно в теле танцора. Это прекрасное управление часто дополняется большим движением, таких как удары ногами, прыжки, и широкие и быстрые взмахи руками. В танце Adumu из Масаи, например, мужчины показывают, как высоко они могут прыгать в центре круга, в то время как их товарищи воины поощряют их. В отличие от танца Mohobelo из сото включает в себя движения на всех уровнях, включая корчится на земле.
Сохранение культуры и распространение знаний
Хотя африканские танцы живы и здоровы в деревнях ниже Сахары до кончика мыса Горн, они также была поддержаны другими культурами, такими как афро-американцы в США и Канаде. KanKouran западноафриканская Dance Company была основана в 1983 году в округе Колумбия и является одной из многих, которая помогает распространению понимания и осуществления африканского танца. Независимо от просмотра захватывающих танцев или чтобы узнать на семинаре от мастер-учителя, есть кое-что из танцевальных форм в Африке для тех, кто ими пользуются.

Африканские танцы: африканские страсти

Европейскому зрителю, привыкшему к хореографическим постановкам, не всегда понятна специфика африканского танца – свободное переплетение музыки, движений и пантомимы, в которых нет заученных движений. Африканцы же просто расслабляются и дарят свое тело музыке, не заботясь о том, как это выглядит со стороны. Ведь именно при отключении рассудка тело переходит во власть чувственности, и рождается уникальное в своем роде явление – африканский танец…

Понятие «африканский танец» условно объединяет танцевальную культуру народов, населяющих Африку. Исторически сложилось, что танцы стран Северной Африки – Египта, Алжира, Марокко, Туниса – развивались под влиянием арабо-мусульманской культуры. А вот танцевальная культура южных африканских регионов занимает самостоятельное место в культуре Африки, несмотря на довольно заметные различия между отдельными регионами и пестроту ее этнического состава. Например, в одной только Кении более шестидесяти этнических групп, и каждое из этих племен имеет свои танцевальные традиции! Тем не менее, у африканского танца есть и общие черты. Одно из его основных отличий от танцев других регионов мира – полицентричность движений. Это означает, что тело танцора не рассматривается как единица с одним центром, как, например, в европейских танцах, а разделено на несколько центров, и каждый из них — плечи, руки, грудь, таз, ноги — способен двигаться отдельно от других под различные ритмы внутри музыки. Другая особенность африканского танца – его «заземленность», обращенность тела вниз и явно выраженная сила и экспрессивность движений. Кроме того, важным элементом танцев Африки является ритм барабанов – именно он становится «сердцем танца» и создает незримую связь между членами племени. Также танцы африканского региона характеризуются красочностью зрелища, которое может длиться много часов подряд. Неотъемлемые элементы этих представлений – нательные рисунки, перья, шкуры и маски. Но самая важная особенность африканского танца в том, что он основывается на взаимодействии с природой и окружающей средой — настоящими корнями человека.

Самые хищные

Считается, что первые племена появились в Африке более чем за двадцать тысяч лет до начала христианского летоисчисления. Но первые сведения о танцевальной культуре этих древних групп людей датируются 8-6 вв. до н.э., и были получены из наскальной живописи в горных массивах Сахары. Племена самых древних жителей Южной Африки — бушменов, проживаюших на территории современной ЮАР, изображали пляшущих людей в звериных шкурах с рогами и в масках антилоп и слонов. У народов тропической Африки танец прежде всего был связан с охотой. С помощью танца охотники надеялись «влезть в шкуру животного» и таким образом предугадать его поведение. Поэтому перед охотой на крупных зверей африканцы устаивали большие тотемичекие пляски. Чтобы быть удачливыми в охоте, они одевали костюмы из звериных шкур, на голову одевали украшения из перьев и изображали преследуемых охотниками животных, подражая их повадкам и крикам. Эти пляски были очень красочными – например, сохранившийся до наших дней танец ндламу народов банту (ЮАР) исполняют до трехсот участников в костюмах из шкур леопардов, оленей или антилоп, меховых браслетах и головных уборах из перьев птиц. Копья охотников им заменяют палочки, украшенные белым мехом обезьян. Танец отличается разнообразием рисунка, композиция танца строится линейно, что указывает на связь танца с тренировкой охотников. Запевающий песню солист задает ритм танцу, постепенно ускоряющийся и усложняющийся. Все резко заканчивается всеобщим ликованием членов племени по поводу удачного исхода охоты. Следы подобных охотничьих плясок сохранились и в танце мучонголо племен педи (ЮАР, Ботсвана) – это один из немногих танцев со щитами, которые дошли до наших дней. «Танцы хищников» также до сих пор можно найти и в традициях охоты племен зулусов (ЮАР), а в Северном Судане в танце утейро африканцы демонстрируют высокое мастерство работы мускулов торса, имитируя «животные» повадки, надеясь, что в них войдет дух хищника, и они смогут понять, что он чувствует и где прячется.

Самые плодородные

Повлиять на природу надеялись не только охотники, но и земледельцы Африки. Высокий урожай могла обеспечить только плодородная земля, для которой нужно было «вызывать» дождь. Стараясь расположить к себе духов природы, члены племени создавали специальные танцевальные церемонии, на которых воссоздавали образы плывущих облаков, раскатов грома, льющихся потоков воды. Эти танцы характеризовались более плавными по сравнению с «охотничьим» ритуалом движениями. У многих африканских племен до сих пор распространены танцы птиц, защищающих посевы от вредителей. Например, в Западном Судане такой танец исполняется мужчинами племени в ярко расписанных головных уборах с прикрепленными на них птицами, держащими в клюве змею. Африканцы устраивают театральные представления и по случаю сбора урожая или окончания полевых работ, и эти «плодородные» танцы до сих пор можно обнаружить в традициях африканских племен Кот-д’Ивуара, ЮАР и государства Того.

Самые ритуальные

Танцы сопровождают многочисленные традиционные африканские ритуалы – обряды инициации, погребения, свадебные. «Змееподобный» танец домба, исполняемый девственницами – это ритуал, с помощью которого король племени венда (ЮАР) может выбрать себе невесту. Этот танец еще называют «танцем питона», что связано с древней легендой о том, что в озере Фундудзи, расположенном в области пребывания племени, живет бог Питон. В его честь молодые девушки и исполняют предсвадебный танец, который, как считается, приносит изобилие всей общине. Скоординированность движений, с которой двигаются танцовщицы, просто удивительна. Девушки имитируют движения большого питона – они передвигаются вокруг огня, плотно прижавшись друг за другу, при этом предыдущая держит за локоть впереди стоящую танцовщицу, и по цепочке сцепленные руки инициируемых делают потрясающие волнообразные движения. При этом действительно кажется, будто перед вами движется огромный питон!
Практически во всех племенах африканского региона сохранились ритуалы инициации юношей – их перехода во взрослую жизнь, например, это танцы камбала в Судане, акпоссе в Того или ндассьон в Чаде.

Самые воинственные

Особую группу танцев Африки составляют воинственные танцы, и один из самых колоритных среди них – древний африканский танец агбекор. Его исполняли воины племен Фон (Гана) и Эве (Гана, Того, Бенин). Этот воинственный танец в древние времена назывался атамга. «Большой» — такое значение передает окончание «га», «присяга» — так переводится «атам». В наши дни агбекор танцуют на праздниках, но в древности это был самый настоящий военный танец, который символизировал принятие присяги, так африканские воины перед походом в сражение давали другим членам племени клятву биться до последнего. Как признается известный африканский хореограф Франси Элкинс, это его любимый танец. И неудивительно — ведь движения танца действительно очень впечатляющи. Танцоры имитируют тактику битвы на поле боя, используя внушительные ножи, украшенные кистями из лошадиных хвостов. Рисунок танца тоже весьма интересен – он состоит из «фраз» движений. «Фраза» состоит из поворота и все время повторяется при различном окончании движения.
Танец высоко подпрыгивающих воинов племени Масаи — пожалуй, один из самых известных африканских танцев в мире. Он называется адуму, что так и переводится – «подпрыгивающий танец». Он исполняется во время церемонии посвящения юношей в воины. Посвящяемые образуют круг и, время от времени в его центр выходит один или двое воинов, чтобы продемонстрировать свои способности к прыжкам. При этом для юноши важно сохранять строго вертикальное положение и ни в коем случае не касаться пятками земли. По высоте прыжков соплеменники оценивают боевые способности воина, и потрясающие фотоснимки именно этих красочных моментов сделали танец адуму известным на весь мир!

Самые колдовские

На африканском континенте тесно переплетены между собой колдовство, мифологические верования, будоражащие воображение обряды и народная медицина. Они связывают отдельного человека с племенем, разные племена между собой. Все традиционные африканские религии объединяет одно – взывание к духам. Эти сущности могут быть духами предков, лесов или божеств. Ориши – божества, духи-ипостаси единого бога-творца, можно обнаружить во многих формах африканских верований – Сантерия, Йоруба, Вуду и других. Многие африканские племена верят, что духи божеств или умерших предков постоянно общаются с людьми, а связаться с ними можно через танец. Например, торжественный танец чиконе проводится во время совершения вождем обряда жертвоприношения предкам. Считается, что после этого танца родоначальники племени обеспечат общину защитой и покровительством. А один из самых колдовских, и в то же время зажигательных танцев племени гумбе (Гамбия) под звуки барабанов бантаро вызывает непреодолимое желание узнать культуру этого народа поближе. И не стоит волноваться – магия в этом танце используется только с добрыми намерениями!

Самые чувственные

Сенегальские женщины считаются самыми красивыми в Африке: кровь у них намешана самая различная – французская, азиатская и, собственно, африканская. Сенегальские красавицы могут целый день ходить с маской на лице, а вечером накраситься и пойти на местную дискотеку, где у мужчин при виде их танцев теряется дар речи. Неудивительно, что в этом регионе Африки родился самый сексуальный африканский танец – Сабар. Увидеть этот необузданный танец, получивший свое название от знаменитого на всю Африку барабана Сабар, проще всего на дискотеке в Дакаре, столице Сенегала, или вечеринках, которые местные жители устраивают каждые выходные и под барабанные ритмы танцуют свои этнические танцы до полуночи. Это в чистом виде «племенной танец», и некоторые даже утверждают, что он в чем-то похож на беллиданс. Сабар – очень энергичный, подчеркиващий женскую чувственность танец. Танцовщицы на небольшом расстоянии от груди имитируют ее оглаживания, делая при этом чувственные движения бедрами и ягодицами, и время от времени энергично встряхивая все тело. Они двигаются так ритмично, что от этого воспламеняющего зрелища легко потерять голову!

Сакаёнса – другой африканский танец, в котором женщины и мужчины могут выразить через ритм барабанов свою сексуальность, полностью отключившись от того, как воспринимают их танец другие. Как говорят некоторые европейцы, пытавшиеся научиться этому танцу, в нем нет движений. Движения африканца — это внешнее проявление радости, оболочка, под которой скрывается неземное ликование. Никакая школа здесь не поможет, надо просто «завестись», войти в раж и затанцевать по-настоящему. А для этого надо только воссоединиться с танцующими, сбросив с себя все наносное, не контролируя и не анализируя свои мысли и движения, отдаться с головой ритму и любить всех и вся. Увы, это очень не просто сделать европейцам, с детства имеющим четкое представление о том, «что такое хорошо и что такое плохо».

Африканские танцы такие разные, но объединяет их одно – глубокая связь с собственной природой. Как говорит известный кенийский хореограф Опийо Окач, чтобы почувствовать африканский танец, надо быть естественным: «Отыщи в себе животное и отпусти его на свободу!»


_____________________
При подготовке статьи использованы материалы «Форума Друзей Африки» http://afrikafriend.4bb.ru/

*****
Вставка
(о современном афр.танце и появлении традиционного афр.танца на проф. сцене)

Современный африканский танец в наши дни мало отличается от существующего во всем мире стиля contemporary, но при этом он сохраняет традиционные элементы национальной африканской культуры. Развитие этого стиля танца началось в шестидесятые годы, и каждый из хореографов пытался создать современный африканский танец по-своему. Например, когда Морис Бежар пригласил работать известного в тот период хореографа Жамину Кони из Сенегала, она пыталась показать свою технику исполнения африканского танца. Многие африканцы сегодня утверждают, что техники современного стиля африканского танца не существует, и что этот стиль – лишь современная трактовка на тему африканского фольклора.
Традиционные же народные танцы Африки прошли долгий путь, прежде чем появились на профессиональной сцене. В силу своеобразия истории африканского континента профессиональное танцевальное искусство народов Африки вплоть до начала двадцатого века было ограничено областью фольклора. Естественный процесс развития африканских народов был нарушен длительным господством колонизаторов. Древнее танцевальное наследие Африки было объявлено неполноценным, и традиционные танцы искоренялись как «варварские» и «идолопоклоннические». Население Африки состоит из большого числа племен и народностей, и долгий период колонизации и борьбы за независимость сплотил их, объединив в одну африканскую нацию. С успехами национально-освободительного движения народов Африки и возникновением независимых африканских государств остро встал вопрос развития африканской культуры. Первый профессиональный ансамбль африканского танца был организован в 1948-49 годах в Париже гвинейцем Кейта Фодеба. С 1950 года под названием «Африканские балеты» этот коллектив гастролировал по странам Европы. С этого времени в течение двадцати лет были созданы профессиональные танцевальные труппы в Сенегале, Республике Берег Слоновой Кости (современный Кот-д’Ивуар), Нигерии, Замбии и Танзании. Процесс получения независимости африканских государств длился вплоть до семидесятых годов прошлого столетия, и нельзя сказать, что современный африканский танец сформировался окончательно. Возникают новые традиции, соответствующие новой Африке. Современные хореографы пытаются языком танца выразить то, что принесла независимость, не уходя от своих корней. Для многих африканцев это и есть современный африканский танец.

Движения для африканских танцев

Африканские танцы

Что вы чувствуете, когда видите перед собой танцующего человека? Когда он полностью объят танцем и его переполняют эмоции, передаются ли они вам? Какова роль танца в нашей жизни? Задумывались ли вы когда-нибудь об этом?

Танцевальное искусство появилось и оформилось в тот самый момент, когда чувства и эмоции, выраженные в движении, подчинились ритму и музыке. Каждый народ отличает его национальный танец, ведь танец – это выражение себя. Особенно «по-народному» танец представлен в Африке.

Африканские танцы имеют схожесть с явлениями природы, движениями животных и птиц. Для африканцев танец – это целое представление, оно может быть связано с историей, или с каким-либо явлением, например сбором урожая.

Особенно привлекает внимание танец A coupe — Decale (вырезать – двигаться). Этот танец рассказывает нам историю о преодолении (вырезании) различных препятствий, возникающих в жизни человека, и настраивает на победу.Такой танец был бы актуален и для наших мест.

На самом деле, каждый африканский танец наполнен большим смыслом и зарядом энергии. Единственное разделение –гендерное, т. е. есть исключительно мужские и женские танцы. Мужские танцы – это оружие, палки, коровьи хвосты, прыжки и сила, а женские же включают в себя тряску и кручения, все движения выполняются на согнутых ногах.

В африканском танце каждая часть тела выполняет своё движение, плюс к этому добавляют ритмичные «назад-вперёд».

Африканские танцы мало кого могут оставить равнодушными. Чего только стоит танец зебр! Он представляет собой двух сражающихся между собой животных, этот танец можно отнести к боевым искусствам. Настенные рисунки, костюмы, зажигательная музыка, море красок – всё это создает неповторимую атмосферу! А самое поразительное, что африканцы во время танцев расслабляются и дарят свое тело музыке, целиком и полностью, и не задумываются, как это выглядит со стороны. А ведь именно так человек впадают в состояние транса! Да, да! Это происходит и в танце!

И рождаются уникальные естественные в своем роде движения – африканский танец, который играет очень важную роль в жизни африканцев. Танец для них – жизнь.