Движения для танца ритмичные

§9. Методика обучения музыкально-ритмическим движениям детей подготовительной к школе группы

Обучение музыкально-ритмическим движениям семилетних детей направлено на закрепление полученных знаний и является известным итогом работы, проведенной в предыдущих возрастных группах. Следует отметить одну особенность. Если при обучении пению устанавливаются преемственные связи между детским садом и школой, то в освоении ритмики дело обстоит по-иному.
Ритмика в школе (в силу различных обстоятельств) занимает незначительное место, проводится недостаточно систематически Поэтому трудно говорить о преемственных дошкольных и школьных линиях в обучении. Однако следует оценить вклад ритмики в развитие эстетических, умственных способностей, нравственно-волевых качеств, которые необходимы для занятий в школе. Рассмотрим это.
Занятия ритмикой прекрасно развивают творческое воображение детей. Они перевоплощаются в образы различных персонажей, вступают в контакты, действуют под музыку; выполнение творческих заданий в реальной обстановке активизирует их замысел, стимулирует на поиски выразительных движений. Взаимоотношения, переживания героев сюжетных игр обогащают ребят нравственно. Помимо этого, нужно проявить и организаторские способности — уметь быстро, ловко рассчитать свои движения по отношению к товарищам. Важна и своевременная реакция на определенные сигналы, главным образом музыкальные. Упражнения для освоения тех или иных элементов танца, гимнастических движений, перестроений приучают детей к систематическим трудовым усилиям. В процессе занятий ритмикой развивается музыкально-слуховое восприятие: дети должны постоянно вслушиваться в музыку, чтобы правильно выразить свои музыкальные впечатления, пользуясь образными, изящными движениями. По существу ритмика — одно из средств подведения ребенка к пониманию выразительности музыкального языка.
Программа обучения детей 6—7 лет строится на тех же основах, что и в предыдущей группе, подчеркивая главное требование — формирование выразительного и непринужденного движения в соответствии с характером музыкальных образов. У детей развивают целостное восприятие музыки, которое, однако, предполагает ознакомление их с особенностями и средствами музыкального звучания.
Продолжается работа над выразительным, четким исполнением танцев, хороводов, навыками творческих действий, активности, самостоятельности.
В программе обозначены и усложнения в требованиях.
Детей учат более активной реакции на музыку — стремлению эмоционально, образно передать в движениях сюжет игры, действия персонажей. Ребята не просто прыгают, «как зайчики», переступают медленно и тяжело, «как медведи». Они должны передать характер действующего лица, его качества (смелость, трусливость, задор, спокойствие и т. д.), а также развитие событий, конфликтные или дружеские общения действующих героев.
Детей знакомят с более сложными произведениями имеющими многообразные музыкальные оттенки (усиление, ослабление ускорение, замедление), более высокое и низкое звучание в пределах лишь одного регистра, достаточно развитую метроритмическую основу.
Выполняя музыкальные задания, ребята учатся дифференцировать характер движений: во время ходьбы — передавать торжественное, подъемное настроение праздничного шествия, спокойную плавную поступь русских хороводов; в поскоках — двигаться легко, изящно, «полетно», широко.
Значительно расширяется объем движений, особенно танцевальных и гимнастических.
В процессе обучения приобретаются опыт, некоторые знания. Дети понимают, что означают термины «музыкальная игра», «хоровод», «танец», «шаг польки», «переменный шаг» и др.
Особенно обогащается творческая деятельность. Программа предусматривает самостоятельное инсценирование детьми игровых песен, интересные изображения музыкальных характеристик героев в играх, без подражания своим товарищам, а иногда придумывание несложных композиций танцев.
Объем программных умений и навыков следующий: учить детей выразительно и непринужденно двигаться в соответствии с музыкальными образами, разнообразным характером музыки, динамикой (усиление, ослабление звука), регистрами (выше, ниже, в пределах одного регистра), ускорять и замедлять движение, отмечать движениями метр, метрическую пульсацию, акценты, несложный ритмический рисунок, изменять движение в соответствии с музыкальными фразами, самостоятельно начинать двигаться после вступления.
В соответствии с характером музыки выполнять общие движения: ходить торжественно-празднично, мягко-плавно, бегать легко, стремительно и широко, ритмично скакать с ноги на ногу, меняя характер движения (легко и сильно), двигаться с предметами и без них (плавно и энергично), ориентироваться в пространстве, ходить шеренгой в народных плясках и хороводах, выразительно передавать различные игровые образы (трусливый заяц, хитрая лиса) и танцевальные движения: шаг польки, переменный шаг, шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, плавные движения рук, хлопки в различном ритме; исполнять выразительно, непринужденно пляски, состоящие из этих движений, понимать термины «шаг польки», «переменный шаг», «галоп».
Воспитывать творческие способности ребят: самостоятельно инсценировать игровые песни, придумывать новые варианты образного движения в играх, комбинировать элементы танцевальных движений, составлять несложные композиции плясок.

Музыкально-ритмический репертуар

Музыка в играх, хороводах, плясках занимает ведущее место. Содержание произведений, его музыкальные средства, построение — основной побудитель выразительных движений ребенка. Отсюда
главное требование к музыке — высокая художественность, идейная направленность. Наряду с этим произведения должны быть динамичны, удобны, стройны по форме, доставлять детям радость, помогать совершенствовать их движения. В практике обучения движениям используется вокальная и инструментальная музыка — авторская оригинальная и народная.
В народных, плясовых и хороводных мелодиях много выразительных возможностей для развития движений. Широко представлена, например, русская народная музыка, разнообразная по своему характеру: напевная, плавная («Сеяли девушки яровой хмель», «Прялица» и др.), легкая, подвижная («Земелюшка-чернозем», «Как на тоненький ледок», «Заинька» и др.), задорная, плясовая («Ах, вы, сени», «Я на горку шла» и др.). Помимо этого, используются народные мелодии: украинские, белорусские, литовские, карельские, венгерские, чешские и др.
Особое значение в воспитании приобретает детская музыка советских композиторов. Создан новый жанр музыкально-педагогической литературы по ритмике. Композиторами Ан. Александровым, С. Разореновым, Е. Тиличеевой и другими написаны разнообразные марши: торжественно-праздничные, энергичные, спокойные, раскрывающие возможности этого жанра. Изящные польки, плавные, нежные вальсы, написанные Д. Кабалевским, Ю. Чичковым, В. Агафонниковым, отличаются большими художественными достоинствами.
Многие произведения способствуют пониманию общественных событий, позволяют детям перевоплощаться в «космонавтов» (игра «Космонавты» на музыку Е. Тиличеевой), в «метростроевцев» (игра «Метро» на музыку Т. Ломовой), в «колхозников» (игра «Собирайся, народ, в хоровод» на музыку В. Агафонникова) и т. д.
Музыка для детских танцев, игр, упражнений, созданная композиторами при активной помощи педагогов, приобретает педагогическую направленность и становится активным средством музыкально-ритмического развития ребенка.
Некоторые произведения написаны в форме сюиты, в которой общим настроением объединяется несколько законченных частей (пьес) различного характера, темпа, динамики. В названной выше игре «Космонавты» переданы разнообразные действия героев: работа строителей, полет космонавтов, их торжественная встреча, образно выраженная в музыке.
Музыкально-игровое, танцевальное творчеств» детей предполагает их самостоятельную импровизацию в играх, сочинениях композиций хороводов, плясок.
Для развития этих способностей композитор Е. Тиличеева в содружестве с автором дайной главы создала ряд песен и пьес, которые интересны по содержанию, имеют своеобразный музыкально-литературный сценарий, связь с жизненными ситуациями. В каждом из этих произведений разработана и решается своя творческая задача. В одном из таких примеров — песне «Выйду за ворота» — «рыбак» идет к озеру, закидывает сеть, ловит рыбу, варит уху. Каждый ребенок исполняет это по-своему.
Часто повествуется о различных взаимоотношениях между персонажами. В одних случаях герои действуют рядом, не вступая в прямые отношения между собой. Это легко отметить в песне «Котик и козлик»: интонация подчеркивает мягкие, вкрадчивые движения котика и резкие, угловатые — козлика. В более сложных произведениях персонажи вступают в определенные взаимоотношения: конфликтные (между зайчиком и охотниками в песне «Вышел зайчик погулять»), дружественные (в песне «Помогите», «У меня сестренок семь»).

Методы и приемы

В работе с детьми этого возраста методические приемы многообразны и варьируются в зависимости от следующего:
наличия различных видов деятельности — музыкальные игры, хороводы, танцы, упражнения;
особенностей содержания и построения игры, танца, упражнения и комплекса программных умений, необходимых для успешного усвоения материала;
последовательности усвоения одного и того же навыка в ходе разучивания разных игр, упражнений и т. д.;
последовательности разучивания отдельных игр, плясок и т. д.; развития способностей детей в процессе усвоения ими программного репертуара.
Рассмотрим эти положения подробнее.
Методические приемы (в связи с различными видами деятельности) в известной степени определяются наличием или отсутствием сюжетности, подсказанной литературным текстом песни или названием программной пьесы. Сюжет намечает игровые действия. Поэтому последовательность исполнения музыки и рассказа о содержании игры, хоровода можно варьировать.
Такие методические приемы целесообразны при разучивании сравнительно несложных по движениям и последовательности игр. Если имеет место развернутое действие, то рассказ распределяется на отдельные эпизоды, каждый из которых сопровождается музыкальной иллюстрацией.
Разучивание танцев также требует предварительного прослушивания музыки, пояснения и показа отдельных сложных элементов. Если танец имеет двухчастную форму (запев, припев), то объяснение может быть целостным по всей композиции или отдельно по частям. Более сложная музыкальная форма (например, несколько вариаций) с разнообразным построением движений требует раздельных пояснении и показа (по частям). Методы разучивания упражнений те же, что и в предыдущей группе.
Методические приемы варьируются в зависимости от содержания игр и объема программных умений. Вначале необходим предварительный анализ игры, чтобы выяснить, какие навыки нужны для ее исполнения.
Например, игра «Бери флажок» в сопровождении венгерской народной мелодии в обработке Е. Туманян строится так: дети стоят в четырех шеренгах (квадрат), с началом звучания музыкальной фразы в центр поочередно выходят ребята, стоящие в шеренгах первыми (их четверо), затем они пляшут, используя знакомые движения, и с окончанием музыки каждый стремится первым взять флажок (в центре круга). Музыка предполагает своевременное начало движений после музыкального вступления, поочередные движения каждого ребенка в соответствии с музыкальными фразами, резкую смену характера марша (первая часть) и плясовой (вторая часть), точное движение на заключительный аккорд.
Двигательные навыки для детей этого возраста несложны. Учитывая эти особенности, педагог выбирает методические приемы. Наиболее сложными являются точный акцент на последнем аккорде и индивидуальное вступление по фразам. Здесь нужна известная тренировка, которую можно провести в виде самостоятельного упражнения. Анализ игры позволяет выделить задания, которые ставятся перед детьми для усвоения именно этой игры. В других хороводах, играх ставятся новые задания, требующие соответствующих методических приемов.
Методические приемы должны быть направлены на то, чтобы планомерно систематически развивать детские умения и способности, осваивая репертуар. Допустим, педагог обучает навыку восприятия построения музыкального произведения, его формы, музыкальных фраз, вступления, заключения. Внимание детей постоянно привлекается к повторности и контрастности построения, отмечается, что музыка не всегда одинакова, как бы меняется. Детям заранее, очень лаконично напоминают о предстоящем изменении движения, например: «Сейчас круг» (во время перестроения из колонн в общий круг), «Воротики» и т. д.
Эти приемы носят промежуточный, подсобный характер. Главное, чтобы дети сами прислушивались к музыке, чувствовали повторность и контрастность отдельных музыкальных построении, отмечали их движениями. Каждое произведение помогает решать свою задачу. Многие хороводы, песни (особенно русские народные) состоят из запева и припева («На горе-то калина», «Как на тоненький ледок», «Земелюшка-чернозем»). Это двухчастная форма, которая характерна для многих произведений, и ребята ее хорошо чувствуют. «Игра с мячами» на музыку А. Петрова имеет трехчастную форму, и педагог, привлекая внимание детей к тому, что первая и третья части схожи между собой, разрабатывает соответствующую методику.
Приемы видоизменяются в зависимости от этапа разучивания материала. Первый этап — целостное восприятие музыки. Ребенок должен почувствовать ее общий характер, настроение. Следующий этап — разучивание, наиболее длительный (несколько занятий). Здесь могут быть применены упражнения для усвоения более сложных элементов, выразительного исполнения. Целесообразны индивидуальные задания детям с учетом их возможностей, оценка качества исполнения и т. д. Заключительный этап — повторение разучиваемого произведения, чтобы добиться непринужденного и самостоятельного исполнения у ребят.
Методические приемы варьируются в зависимости от тех качеств, способностей, которые педагог стремится развить у ребенка. Музыкально-ритмическая деятельность должна быть исполнительской и творческой.
Приемы развития исполнительских умений иногда предполагают действия детей в строго зафиксированной последовательности. В этих случаях применяются показ, точные инструкции. Хорошо выучив движения, ребенок хочет и может выполнить их непринужденно, самостоятельно.
Детское творчество

Есть немало игр, хороводов, инсценировок, которые дают детям возможность самим действовать творчески. Педагог, направляя деятельность детей,
применяет творческие задания в постепенном усложнении. Вначале дети импровизируют действия отдельных персонажей (однотипные характерные движения), затем они выполняют роли нескольких персонажей, определяют их характерные черты. С этой целью созданы специальные музыкально-литературные сценарии, песни, пьесы, которые с увлечением исполняются детьми.
В танцах также имеют место творческие задания. Начиная с простых импровизаций, различных переплясов, дети могут придумать любое движение, прослушав незнакомую пьесу. Ребята получают и коллективные задания: советуются, придумывают композицию танца. Опыт показывает, что для решения этих задач лучше использовать пьесы, написанные в двухчастной форме. Это помогает ребятам в их творческих начинаниях, они активизируются, проявляют инициативу, самостоятельность.
В конце года, подводя итоги обучения, педагог предлагает детям следующие задания:
выразительно передать характерную особенность персонажа, прослушав незнакомое произведение по выбору педагога («Пограничник в дозоре», «Дровосек колет дрова», «Шагающая кукла», «Хитрая лиса» и др.);
исполнить парный танец красиво, правильно, изящно. Каждая пара детей танцует отдельно, их исполнение оценивает весь коллектив, уточняет педагог;
придумать (сочинить) пляску, танец по задуманному плану. Дети становятся парами и договариваются о том, что и как будут исполнять;
импровизировать пляску, используя знакомые элементы народного танца. Педагог вызывает двоих ребят, которые, стараясь «переплясать» друг друга, придумывают движения;
придумать свой вариант импровизации движений при инсценировании незнакомой песни, которую исполняет педагог.
Музыкально-ритмическая деятельность детей 6—7 лет включав музыкальные игры, хороводы, танцы и упражнения и должна быть не только исполнительской, но и творческой, т. е. дети должны уметь самостоятельно импровизировать в играх, составлять несложные композиции хороводов, плясок.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Каково значение музыкально-ритмических движений для общего музыкального развития ребенка?
2. В чем выражается взаимосвязь музыки и движения?
3. Перечислите задачи музыкально-ритмического движения.
4. Дайте характеристику основных групп музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения.
5. Покажите на конкретном примере, в чем проявляются основные особенности различных музыкально-ритмических движений (физкультурных, хореографических, образно-драматургических) и их связь с музыкой.
6. Охарактеризуйте разницу программных требований ритмики в различных возрастных группах детского сада.
7. Проанализируйте схему развития музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения и докажите их усложнение в зависимости от возраста детей.
8. Каковы характерные особенности музыкально-ритмических движений в играх, инсценировках, танцах, хороводах, сюжетных и несюжетных музыкальных играх, упражнениях?
9. Укажите особенности методики разучивания игр, танцев, хороводов.
10. Покажите последовательность разучивания плясок, сюжетных, несюжетных игр.
11 Как осуществляется индивидуальный подход к детям при разучивании игр, плясок?
12. В чем проявляются особенности методических приемов обучения музыкально-ритмическим движениям детей младших и старших групп детского сада?
13. Разработайте методику разучивания какой-либо пляски, игры, хоровода для детей дошкольного возраста.
14. Проанализируйте музыкальное произведение в грамзаписи (предложенное преподавателем) и определите характер и вид движений (игра, пляска)
15. На примере народной песни составьте композицию движения для хоровода.
16. Наметьте методику разучивания движений с пением в различных группах детского сада.
17 Используя грамзапись, разучите с детьми какую-либо игру, хоровод.

Методика музыкального воспитания в детском саду: «Дошк. воспитание»/ Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989. – 270 с.: нот.

Музыкально-ритмические движения. Описание Танцев.

Галина Нижельская
Музыкально-ритмические движения. Описание Танцев.

«Весёлая мышка» (исполняет М. Леванова)

/Для детей средней группы/

(Девочки – «мышки» сидят в линеечку, лицом к зрителям)

Вступление: 1. Сидя на коленках, попа на пятках, выполняют ритмичную «пружинку».

2. «Скребутся лапками» перед собой.

В конце пересаживаются, вытягивая ноги перед собой.

1 куплет: 1 – 4 строчка: Хлопают поочерёдно ладошками по коленкам.

5 — 6 строчка: Стучат носочком по полу

7 – 8 строчка: Выполняют «Моталочку» руками перед грудью.

Проигрыш: Встают на ноги и перестраиваются друг за другом, берут за кончик юбочки впереди стоящего (за «хвостики»)

2 куплет: 1 – 4 строчка: Идут «семенящим» шагом на носочках «змейкой»

5 – 8 строчка: «Рассыпаются» по залу, гуляют.

Проигрыш: Находят свободные места в рассыпную, шагают на месте.

3 куплет: 1 – 4 сточка: Поочерёдно выставляют ногу на пятку, при этом «лапки» поднимают, согнутыми в локтях. Опускают, приставляя ногу на место.

5 – 8 строчка: Выполняют руками «моталочку» перед собой.

Проигрыш: Шагают на месте, кружатся.

Поочерёдно поднимают и опускают прямые руки, растопырив пальцы.

«Петухи запели» (исп. Шоу-группа «Улыбка»)

/Для детей средней группы/

(Участвуют все дети, в шапочках домашних животных)

Вступление: 1. Сидят на коленках, руки под щёчку, «спят».

Постепенно «просыпаются», потягиваются, встают на ноги.

2. (веселая) Шагают на месте, энергично взмахивая руками.

1. куплет: 1 – 2 строчка: Руками изображают игру на дудочке.

3 – 6 строчка: Ходят врассыпную по залу как петушки (высоки поднимая ногу согнутую в колене и разводя руки – «крылышки» в стороны).

Припев: «Кудах – тах – тах…» — машут руками согнутыми в локтях, кулачки перед грудью

«Ку – ка – ре – ку…» — Хлопают, выполняя «пружинку».

«Ку – ка – ре – ку…» — Поочерёдно выбрасывают руки вверх, растопырив пальчики.

2. куплет: Ложатся на живот, придерживают голову ладошками, машут ногами, сгибая их в коленках (загорают).

Припев: Движения те же, только сидя на коленках.

Проигрыш: Повторяют игру на дудочке.

Ходят врассыпную как петушки.

«Танец Гномиков и кукол» /для детей средней группы/

(Участвуют мальчики – «гномики» и девочки – «куколки» 6 – 8 пар)

Вступление: Дети стоят парами, лицом друг к другу. Руки на поясе и за платье.

Выполняют «пружинку» с полуоборотом.

1 Куплет: а) Взявшись за руки, выполняют «Пилочку» с «пружинкой».

б) Кружатся в паре, держась за руки и разведя их в стороны.

Припев: Снова стоят лицом друг к другу, руки перед грудью, «полочкой»

«Гномики, гномики…» — Поочерёдно раскрывают одну руку в сторону, затем другую.

«Маленькие гномики…» — Закрывают руки поочерёдно в «полочку».

«Приходите…» — Стучит «молоточками» — кулачок о кулачок с одной стороны, с другой.

2 Куплет: Сидя на коленках, лицом друг к другу, держатся за руки и выполняют «Качельку» (качаются вперёд – назад)

Припев: (как в первом припеве, только сидя)

Проигрыш: Мальчики, веселым шагом уходят за ёлку (прячутся)

В это время, девочки, лицом к зрителям «удивляются» (приподнимают и опускают плечи с пружинкой с полуоборотом).

«Смотрят в даль», поставив руку «козырьком», в одну сторону, в другую.

3 Куплет: Девочки, веселым шагом идут за ёлку, там строятся с мальчиками «паровозиком» и выходят топающим шагом из – за ёлки на полосочку.

На окончание, поднимают руки – «фонариками» вверх.

«Есть друзья» (исп. Группа «Барбарики»)

/Для детей подготовительной группы/

У центральной стену с двух сторон стоят 4 – девочки и 4 – мальчика

Вступление: На каждую фразу выбегают подскоками 1 мальчик и 1 девочка.

Двигаются крест — накрест на обозначенные места. На последнюю фразу все присаживаются на корточки.

1 Куплет: Поочерёдно встают по номерам, начиная с 4 –го. При этом руки вверху помахивая кистями, поочередно отрывая пятки от пола.

В конце все опускают руки вдоль туловища.

«…Воскресенье, суббота…» — выставляют ногу на носок в сторону друг к другу, поворачивая голову. Приставляют ногу на место. Выставляют другую ногу в другую сторону друг от друга. (повторяют движение)

Припев: «Есть друзья.» — Двигаются боковым галопом, меняясь местами.

«…для них» — Выставить ногу на пятку, в полуобороте друг к другу, покрутить пяткой.

Боковым галопом вернутся на свои места. Выставить ногу на пятку и покрутить.

2 Куплет: Дети в своих колоннах двигаются шагом вперёд и встречаются в центре каждый со своей парой. Хлопают друг друга по ладошкам (приветствуют) и проходят на свои места.

Припев: Движения повторяются.

3 Куплет: Разбегаются врассыпную по залу, играют, резвятся.

В конце собираются свободной группой у центральной стены зала и поворачиваются в левый угол зала.

Припев: Двигаются в левый угол весёлым шагом, на окончание хлопок. Двигаются спиной и хлопок

На вторую фразу двигаются в правый угол и хлопок, затем спиной и хлопок.

На окончание: Возвращаются в колонны, пританцовывают. В конце выставляют ногу на пятку друг к другу, протягивая руку с поднятым большим пальцем (здорово).

Танец «Саночки» под муз. «Зимушка»

/для старшей, подготов. группы/

Вступление: Дети стоят парами вокруг ёлки как «саночки» (девочка за мальчиком, держась за руки. Выполняют «пружинку», выглядывая друг на друга.

1 Куплет: Двигаются «высоким шагом» по кругу (мальчики катают девочку на «саночках»). В конце останавливаются и поворачиваются лицом друг к другу.

Припев: а) Выполняют один хлопок, затем хлопок о ладоши друг друга – повтор 2 раза. Кружатся «лодочкой», меняясь местами.

б) Выполняют движение «сарафан» (Выставляют пятку, разводя руки) в одну сторону, в другую. Кружатся «лодочкой», снова меняясь местами.

2 Куплет: «Саночками» двигаются в другую сторону (девочка «катает» мальчика).

Припев: Те — же движения, как в первом.

Проигрыш: Все выбегают перед ёлкой, свободно танцуют.

«Мы в поезде» (исп. Шоу-группа «Улыбка»)

/для средней или старшей группы/

(Участвуют все дети, делятся на 2-3 ряда – это «вагончики»)

Вступление: Сидя лицом на уголок, ноги вытянуты вперёд.

1. «Велосипед» — поочерёдно сгибают и разгибают ноги.

2. Стучат кулачками два раза по коленкам, два раза по плечам. – повторяют.

3. «Моторчик» — крутят кулачки перед грудью.

4. Садятся на коленки, руки «полочкой» (ладошка на ладошку, подставляют под подбородок (смотрим в окошко, при этом «пружинят» и покачивают головой.

1 Куплет: 1 – 2 строчка: Сидят, «смотрят в окошко».

3 строчка: Разводят правую руку в сторону, затем левую

Правая рука «полочкой», левая рука «полочкой».

4 строчка: Выполняют круговые движения «полочкой».

Припев: 1 – 2 строчка: Кулачки по коленкам 2 раза, по плечам. – повторять.

Проигрыш: Встают и перестраиваются «Паровозиком».

2 Куплет: 1-3 строчка: Двигаются «змейкой», «топающим шагом».

4 — разбегаются повсюду, находят свободное место.

Припев: Повторяется врассыпную.

Проигрыш: Бегают, веселятся, в конце руки поднимают вверх.

«Танец цыплят» под муз. «Курица»

/для младшей или средней группы/

Вступление: Дети сидят на корточках (как цыплята в гнёздышках).

Постепенно встают (вырастают).

1 Куплет: Гуляют врассыпную, руки – «крылышки» слегка отведены назад, помахивают.

Припев: «Ко – ко…» — Наклон вперёд, руки отвести назад. Выпрямиться.

«Вот как…» — Прыгают на месте на носочках, слегка взмахивая крылышками. — Всё повторит еще раз.

«Ко –ко…» — Наклон вперёд – «клюют», выпрямиться.

«Вот как…» — Виляют «хвостиками», слегка присев. – повторяют.

2 Куплет: а). Подставив ладошку к правому уху «слушают», слегка потянувшись вправо. Затем «слушают в другую сторону.

б). «Шалят» — двигаются лёгким бегом на месте, «гребутся» лапками перед грудью.

Припев: Те же движения.

3 Куплет: Перестраиваются друг за другом на «дорожку», берутся за «хвостики», идут «змейкой». В конце куплета быстро рассыпаются по залу.

Припев: Те же движения.

Окончание: Гуляют шагом вокруг своего воображаемого «гнёздышка».

Поднимают руки к солнышку.

Танец «Хоровод» (исп. Шоу группа «Улыбка»)

/для подготовительной группы/

Дети стоят в парах, лицом к зрителям, ц руках султанчики.

Вступление: Постукивают поочередно пяточками, султанчиками встряхивают перед собой. В конце руки опустить вниз, с правой стороны.

1 Куплет: 1. Двумя руками обрисовать круг справа через верх и опустить с левой стороны, чуть присесть. Тоже в другую сторону.

2. Кружатся вокруг себя на прыжках, султанчики перед собой или над головой.

3 – 4. – Повторить 1 и 2. Повернуться парами лицом друг к другу.

Припев: 1. Выпад друг к другу одной ногой, султанчики соединить вверху. Вернуться в исходное положение.

2. Поменяться местами на беге или подскоках.

Повторить еще раз.

Маленький проигрыш: В паре прячутся друг за друга (девочка за мальчиком).

2 Куплет: 1. «Выглядывают», наклоняясь, мальчик в одну сторону, девочка в другую. И наоборот — повтор 4 раза.

2. Девочка оббегает мальчика и становятся лицом друг к другу.

Припев: Те же движения.

Проигрыш: Весело двигаются вокруг ёлки.

Припев: Те же «выпады», только в кругу, к ёлке.

На повторение: Выбегают перед ёлкой, руки поднимают вверх.

Танец с ленточками «Лучики» /для старшей, подг. группы/

Вступление: Дети стоят парами врассыпную, лицом к зрителям, помахивая ленточками внизу, выполняют «пружинку»

1 Куплет: а). «Выпад» вправо, руки завести «крестиком» над головой. Вернуться в исходное положение. «Выпад» влево, руки «крестиком» над головой.

б). Кружатся на подскоках.

Повторить а) и б).

Припев: Снизу вверх «змейка» ленточками перед собой. Взмахи над головой «крестиком».

«Змейка» ленточками сверху вниз, внизу «ветерок».

На повторение: Правой ногой шагнуть в сторону, потянуться обеими руками вправо вверх, поиграть ленточками. При этом левая нога на месте на носочке. Плавно «перекатиться» на левую ногу и перевести снизу вверх руки. Правая нога остаётся на носке. В паре повернуться лицом друг к другу. Ленточки внизу, пружинка», «ветерок».

2 Куплет: — Шаг одной ногой друг к другу, поднимают руки «крыша», другая нога остаётся сзади на носочке. Возвращаются в исходное положение.

— На подскоках меняются местами.

— Повторяют движение «крыша».

— Снова меняются местами, возвращаясь на своё место.

Повернуться лицом к зрителям.

Припев: Движения те же.

Проигрыш: Перестроиться в общий круг на легких подскоках.

Припев: — Девочки лёгким бегом двигаются в центр круга, образуя маленький кружок, подняв ленточки, выполняют «крестик» над головой. В конце резко присаживаются, опустив ленточки.

— Мальчики двигаются ток же и останавливаются за девочками. В конце присаживаются. А девочки встают и поднимают ленточки вверх, машут «крестиком». – Повторяют все движения еще раз.

На окончание: «Рассыпаются» по всему залу, находят свободное место.

В конце ленточки поднимают над головой или подбрасывают.

Блок музыкальных занятий. «Лесная сказка», для детей средней группы, занятие №7 «Теремок» МУЗЫКАЛЬНО ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ № 7 Тема: «Теремок» Цель: Развитие способности к импровизации в различных видах музыкальной.

Полька для старшей группы. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Юлия. Я работаю музыкальным руководителем в детском саду. Опыт у меня небольшой, но уже есть.

Реферат «Музыкально-ритмические движения как одно из средств музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста»

Большое место в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста отводится музыкальному воспитанию в совокупности его средств: слушания музыки, пения и музыкально-ритмического движения.

Музыка, как самое эмоциональное из искусств, близка впечатлительной натуре ребенка, и в этом заключается сила ее воспитательного воздействия. Под влиянием музыки развивается художественное восприятие ребенка, богаче становятся переживания. Нет детей абсолютно равнодушных к музыке. С раннего детство ребенок движениями выражает свои чувства, рожденные музыкой (ритмично прихлопывает, приплясывает). Играя, танцуя, ребенок упражняется в движении, осваивает его.

Специально подобранные музыкально-ритмические движения, углубляют представления детей об окружающем, о некоторых сторонах жизни и деятельности людей.

В детском саду ребенок действует в коллективе, совместные активные действия детей развивают целеустремленность, выдержку, решительность, самостоятельность, находчивость.

Исполнение музыкальных игр, плясок требует от детей быстрой реакции на изменения в музыке, на движения товарищей, инициативы в выполнении заданий, проявления посильного творчества.

“Дошкольный период – это преимущественно период накопления музыкальных впечатлений интенсивного музыкального восприятия”, – пишет Н.А.Ветлугина.

Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определенные настроения, под влиянием которых и движение приобретает соответствующий характер.

Движение помогает полнее воспринимать музыкальное произведение, которое в свою очередь придает движению особую выразительность.

Следовательно, творческая активность детей развивается постепенно путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств воображения и мышления.

1. Значение музыки в общем развитии детей

1.1. Психологическое обоснование влияния музыкальных произведений на эмоциональное и физическое здоровье детей.

Музыкальное искусство издавна признавалась важным и незаменимым средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Путь воздействия музыки своеобразен. Она обладает своим “языком”, своей “речью”. В сравнении с живописью, скульптурой, литературой музыка не может конкретно изобразить или описать жизненные явления, хотя некоторыми возможностями изобразительности она обладает.

Видный психолог Б.М.Теплов писал “В наиболее прямом и непосредственном содержании музыки являются чувства, эмоции, настроения”. Благодаря тому, что музыка представляет собой временный вид искусства, она передает смену настроений, переживаний, динамику эмоционально-психологических состояний.

На чем же основана выразительность языка музыки? Каковы средства музыкальной выразительности? К ним относится темп, динамика, регистр, тембр, ритм, гармония, мелодия, лад, интонация. Музыкальный образ создается сочетанием средств музыкальной выразительности. Например, грозный характер передается низким регистром и громкой динамикой, а нижний – размерным ритмом, мягкой динамикой.

Широкое распространение в начале ХХ века во многих странах получила система ритмического воспитания, основанная швейцарским музыкантом педагогом Э.Жако Далькрозом. Его метод сводится к тому, чтобы, используя специально подобранные тренировочные упражнения, развивать у детей (начиная с дошкольного возраста) музыкальный слух, память, внимание, ритмичность пластичную выразительность движений. Эти положения заслуживают внимания и учитываются педагогикой, получая дальнейшую разработку на основе научных данных физиологии, психологии, музыкознания.

Развитие музыкальных способностей осуществляется в процессе совершенствования слуха и умения согласовывать свои движения с музыкой. Необходимо как можно раньше начать развивать эти умения в доступной и интересной для детей дошкольного возраста форме: ритмических упражнениях, музыкальных играх, танцах, хороводах.

Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего организма человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. В.М.Бехтеров подчеркивая эту особенность, доказал, что если установить механизмы влияния музыки на организм, то можно вызвать или ослабить возбуждение. П.Н.Анохин, изучавший вопросы влияния мажорного лада на состояние организма, делает вывод, что умелое использование мелодического, ритмического и других компонентов помогает человеку во время работы и отдыха. Научные данные о физиологических особенностях музыкального восприятия дают материалистическое обоснование роли музыки в воспитании ребенка.

Психология утверждает, что воздействие музыки на общефункциональную деятельность ребенка вызывает в нем двигательные реакции. По мнению психолога Б.М.Теплова, восприятие музыки “совершенно непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее точно передающими временной ход музыкального движения”. Путем подбора соответствующих музыкальных произведений можно вызвать определенные двигательные реакции, организовывать и влиять на их качество.

1.2. Воздействие музыки на обще функциональную деятельность ребенка.

Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определенные настроения, под влиянием которых и движения приобретают соответствующий характер. Например, торжественное звучание праздничного звучания радует, бодрит. Это выражается подтянутой осанке, точных, подчеркнутых движения рук и ног.

Работа над отражением в ходьбе бодрого активного характера музыки способствует выработке хорошей осанки, ритмичности, координации движений рук и ног, легкости шага, т.е. непосредственно помогает физкультурной работе. Движение, связанное с музыкой, всегда сопровождается эмоциональным подъемом, потому оно благотворно влияет на физическое развитие детей. Напротив, спокойный, плавный характер пляски позволяет сделать осанку свободнее, движения неторопливыми, более мягкими, округлыми.

Связь между музыкой и движением не ограничивается только согласованностью их общего характера. Развитие музыкального образа, сопоставление контрастных и сходных музыкальных построений, ладовая окрашенность, особенности ритмического рисунка, динамических оттенков, темп – все это может отражаться и в движении.

Художественный образ, развиваясь во времени, передается с помощью сочетания и чередования средств музыкальной выразительности. Движение также располагается о времени: изменяется его характер, направление, развертывается рисунок настроения, чередуется индивидуальная и групповая его последовательность. Принцип контрастности и повторности в музыке вызывает по аналогии контрастный характер движения и его повторность. Несложные ритмы, акценты воспроизводятся хлопками, притопами, динамические, темповые обозначения изменением напряженности, скорости, амплитуды и направления движений. Движение помогает полнее воспринимать музыкальное произведение, которое, в свою очередь, придает движению особую выразительность. В этом взаимодействии музыка занимает ведущее положение, движения становятся своеобразным средством выражения художественных образов. Например, движение поезда, которое передается легким, несколько “щаркающим”, постепенно ускоряющимся бегом. Стремительный характер произведения М.Раухергера “Летчики, следите за погодой!” требует соответствующего выражения в беге.

Так, в условиях интересной, увлекательной деятельности ритмики совершается музыкально – эстетическое развитие ребенка. Занятия ритмикой способствуют формированию личности ребенка, его позновательной волевой и эмоциональной сфер. Позновательные способности развиваются в силу того, что дети многое узнают благодаря разнообразной тематике музыкальных игр, хороводов, ознакомлению с художественными движениями. Изображая, например, в танце конькобежцев, дети получают правильное представление о спокойном и главном скольжении по льду. Однако, познавательные процессы во время занятий ритмикой активизируются в том случае, если ребенок может сосредоточиться на особенностях музыкальных средств выразительности. Чем сложнее и объемнее музыкальное произведение, чем больше движений при этом используется, тем интенсивнее развивается слуховое внимание. Оно, в свою очередь, способствует развитию музыкальной памяти, которая опирается на слуховой и двигательный анализаторы. Выполняя движения под музыку, дети мысленно представляют тот или иной образ. Следует отметить, что каждый раз ребенок воспризводит музыкально-игровой образ по-своему и в новых, необычных связях, комбинируя элементы танца, характерные черты персонажа, видоизменяя их в новые, незнакомые движения, передает не только облик и характер персонажей, но и отношение к ним. Так рождается творческое воображение. Таким образом, музыкально-ритмическая деятельность благотворно влияет не только на физическое, но и психологическое состояние ребенка.

2. Развитие системы музыкального воспитания

2.1. Характеристика системы музыкального воспитания.

Любая педагогическая система включает в себя цели, содержание, методы, организованные формы детской деятельности и управления воспитательными и дидактическими процессами. Все эти компоненты тесно взаимосвязаны, составляя единый комплекс средств воспитания. Подобный подход соответствует закону диалектики, расматривающему любое явление в его связях и опосредованиях. При этом любые изменения одного из компонентов влекут изменения и других.

Система музыкального воспитания, как и любая другая педагогическая система, – многосоставное и сложное по структуре явление. В эту систему входят: деятельность педагога, передающего музыкальный опыт воспитаннику, деятельность ребенка, активно осваивающего этот опыт, средства воспитания, и прежде всего музыкальное искусство, формы организации музыкальной деятельности ребенка. Один из компонентов этой системы являются ведущими, определяющими, другие более производные, и все они адресуются к целостной личности ребенка, пересекаются через призму его потребностей, интересов возрастных и индивидуальных возможностей.

Наиболее сложной является в музыкальном воспитании проблема соотношения общего направления со всеми другими видами деятельности: пением, игрой на музыкальных инструментах, музыкально-ритмическими упражнениями. Д.Б.Кабалевский справедливо подчеркивает, что общее направление музыкального воспитания должно быть единым. Вместе с тем каждый вид музыкальной деятельности самостоятелен.

Пение как вид музыкальной деятельности состоит из певческих и слуховых упражнений, распевание, а также различных заданий и различение звуковысотных и ритмических соотношений.

Идею использования движения, как средства формирования музыкальности детей, выдвинул швейцарский ученый и композитор Э.Ж.Далькроз. По его мнению, ритм музыки и пластики объединяются в движении. Он считал. Что урок ритмической гимнастики должен приносить детям радость, иначе он теряет свою ценность.

Двигаясь под музыку, дети учатся полнее воспринимать ее и тем самым получать сильные впечатления от художественных произведений. При этом развивается их воображение, постепенно формируется вкус.

В нашей стране система музыкально-ритмического воспитания разработана М.А.Румер, Е.В.Коноровой, В.А.Гринер и др. Применительно к дошкольному возрасту специальные исследования проведены Н.А.Ветлугиной, А.В.Кенеман и их учениками М.Л.Паланддишвили, А.Н.Зиминой. В разработке содержания ритмики участвовали Т.С.Бабаджан, Н.А.Метлов, Ю.А.Двоскина. Несколько позднее в работе приняли участие А.Н.Заколпская, С.Г.Говбина, Е.Н.Соковника, В.В.Цивкина, Е.П.Иова, И.В.Слепович и другие. Некоторые предложения по совершенствованию этой системы внесли Е.Д.Руднева, Л.С.Генералова.

Все музыкально-ритмические движения (упражнения, игры, хороводы, танцы) выполняют решающую задачу – добиться слитности характера движения и музыки.

2.2. Возрастные особенности детей к воспроизведению музыкально-ритмических движений.

На ранних этапах музыкального развития дети непроизвольны в своих действиях. Но постоянно возникающая ситуация – необходимость действовать под музыку – развивает волевые качества.

Игры, танцы требуют своевременной реакции на внешний раздражитель, своевременного переключения с одного движения на другое, умение быстро и точно его тормозить. В игре “Медведь и зайцы” дети, изображающие зайцев, должны присесть и не шевелиться до тех пор, пока “медведь” не уйдет. Музыка В.Ребикова, передающая образ большого медведя, настораживает детей, заставляет их сохранить полную неподвижность. Инсценируя русскую народную песню “Как на тоненький ледок”, детям следует своевременно “упасть” с санок, во время подбежать на помощь и так далее. Необходимо быстро, четко изменить движение, рассчитать время, чтобы преодолеть пространство. Дети испытывают радость от хорошо выполненного задания, чувствуя ловкость, податливость своего тела.

Музыкально-ритмические движения заставляют детей переживать выраженное в музыке. А это, в свою очередь, оказывает влияние на качество исполнения. Радуясь музыке, ощущая красоту своих движений, ребенок эмоционально обогащается, испытывает особый подъем, жизнерадостность.

Эмоциональная отзывчивость малышей выражается, прежде всего, в непроизвольных движениях во время слушания музыки: изменяется мимика, непроизвольно двигаются руки, ноги туловище. Старшие дети проявляют эмоциональную отзывчивость посредством произвольных движений в процессе игры. Например, в момент соревнования (после окончания музыки) ребятам достаточно услышать первые музыкальные звуки, как они вновь организуются и становятся на места. Занятия ритмикой являются воспитывающим процессом и помогают развитию многих сторон личности ребенка: музыкально-эстетической, эмоциональной, волевой и позновательной.

Успехи и достижения в области музыкально-ритмического воспитания, безусловно, зависят от общего физического развития ребенка, однако в большой мере этому способствует правильная организация и систематичность занятий.

В раннем детстве (на первом году жизни) музыкально-ритмическая деятельность малыша выражается в чисто импульсивной реакции на звуки музыки и отличается большой подражательностью. Взрослый, активизируя ребенка исполнением, заставляет его реагировать веселым двигательным возбуждением на плясовую мелодию и более спокойно на колыбельную. Возникают первые проявления эмоционального отклика на музыку посредством движения. Дети второго и третьего года жизни готовы к самостоятельным музыкально-двигательным выражениям. В играх, отображая внешнюю сторону действий персонажей, их различный характер. При индивидуальном исполнении могут выполнить отдельные разрозненные действия, затрудняясь связывать их в целое. Ребята ощущают смену частей произведения (особенно в 2-х частной форме с контрастными построениями) и соответственно изменяют движения с помощью взрослого. Чувствуя метрическую пульсацию, дети пытаются отметить ее хлопками.

На четвертом году жизни малыши могут высказываться об игре, вспоминая ее отдельные моменты. Они способны самостоятельно изменять движения в соответствии с двухчастным музыкальным произведением, если звучание каждой части достаточно продолжительно (примерно* тактов). Однако, эти реакции еще не совершенны. Дети легко осваивают метрический рисунок в хлопках, труднее при ходьбе и совсем затрудняются при беге. Ясные темповые и динамические изменения вызывают у них желание бегать.

Дети пятого года жизни могут делать краткие замечания по поводу музыкально-ритмических игр, упражнений, касаясь тематики, сюжета, меньше говоря о музыке, способны отметить двух- и трех- частную форму в движениях, произвольно изменяя их характер и направление, ощутить выразительность музыкально-игрового образа, пытаясь каким-либо характерным движением выразить его. Ребята могут достаточно четко ходить в соответствии метрической пульсацией. У некоторых это получается во время бега. Правильная передача ритмического рисунка в пляске их затрудняет. Чувствуя смену темпа, они не всегда точно это воспроизводят.

Дети шестого года жизни в своих высказываниях пытаются отметить некоторые связи музыки и движения. Слушая произведение, они могут восстановить в памяти последовательность движений в играх, хороводах, плясках. Ребята чувствуют и передают в движениями повторные, контрастные части музыки, предложения, фразы, если они ясно определенны, симметричны и продолжительны. Появляются двигательная выразительность в передаче музыкально – игровых образов, точность и грациозность в танце. Детям этого возраста свойственны творческие проявления композиции знакомых плясовых движений в новых сочетаниях. Отмечается также более развитое чувство ритма – умение воспроизводить постоянный ритм, выделять акцент, сильную долю, смену темпа.

Дети седьмого года жизни, активно воспринимая музыку, отмечают ее связь с движением, чувствуют выразительные особенности музыкального звучания. Они самостоятельно двигаются в пляске, хороводе, упражнениях, различая форму произведения: деление на фразы, предложения, асимметричность построения. Чувство ритма позволяет детям точно выполнять движения, выразительно, изящно танцевать и значительно ярче проявлять себя в играх. С большим интересом относятся они к творческим заданиям, проявляют инициативу, выдумку при композиции танца, передаче музыкально – игровых образов.

Таким образом, основываясь на всем выше сказанном, мы вывели предположение: развитие у детей интереса к музыкально – ритмическим движениям способствует музыкальному воспитанию и развитию дошкольника, если в процессе этого будут решены следующие задачи:

  • учить детей целостно воспринимать музыку, выделять отдельные, наиболее яркие средства – регистры, темповые нюансы, акценты и т.п.;
  • учить воспринимать развитие музыкальных образов и согласовать движения с их характером наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, ритмично двигаться, играть в музыкальные игры, водить хороводы, исполнять пляски на занятиях и во время другой деятельности;
  • развивать чувство ритма, учить ребят ощущать в музыке ритмическую выразительность, передавая ее в движениях;
  • развивать художественно-творческие способности у детей старшего возраста;
  • воспитывать самостоятельность в проявлении знаний в процессе музыкально-ритмических движений.

Проанализировав рекомендации по музыкальному воспитанию, в частности, по музыкально-ритмическим движениям, мы определили содержание работы на трех этапах; констатирующем, формирующем и контрольном.

3. Музыкально-ритмические движения, как одно из средств музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Основываясь на предположении, мы провели обследование детей на выявление уровня творческих способностей и задатков к танцам.

С этой целью был использован комплекс методик. Часть заданий по методикам дети выполнили на музыкальных занятиях, часть – в индивидуальном общении через музыкально-дидактическую игру и часть – в хореографическом кружке.

Выявляя музыкально-слуховые представления, мы просили детей в игровой форме станцевать под любимые мелодии свои композиции. Уровень развития чувства ритма мы выявляли на утренней ритмической гимнастике.

Цель: определение характера музыки и подбор танцевальных движений в соответствии с ритмом.

Ход: ребенку дается возможность прослушать музыкальное произведение “Вальс” из оперы “Летучая мышь” Р.Штрауса. Затем проводится беседа:

1. Какой характер у этого произведения?

2. Может, вы знаете как оно называется?

3. На сколько частей вы бы разделили это произведение?

4. Какие движения вам вам хочется выполнить под эту музыку?

5. Как изменились у вас движения в соответствии с частями танца?

При повторном прослушивании ребенку предлагается воспроизвести ритмические движения в соответствии с ритмом музыки. (Результаты обследования занесены в таблицу 1.).

Чтобы получить достоверные результаты обследования, проводилась дополнительно методика 2.

Цель: выявить наличие ритмического слуха (способность вычленить соотношений мелодий).

Ход: проводится музыкально-дидактическая игра “Угадай на слух?”. После прослушивания мелодии песни “Елочка” (музыка Н.Красева), дается задание показать ритмический рисунок с помощью карточек. Затем –прохлопать ритмический рисунок в ладоши и пропеть с помощью слогов ля-ля-ля. (Результаты обследования занесены в таблицу 2.).

Чтобы выявить уровень развития музыкально-ритмического чувства проводилась методика 3.

Цель: выявить уровень развития музыкально-ритмических чувств, т.е. способность двигаться в соответствии с формой, метроритмом, темпом музыкального произведения, определить умение предавать ритмический рисунок.

Ход: проводится музыкальная игра с небольшой подгруппой детей (5-6 человек) “Будь ловким”, Н.Ладухина. Фиксируется умение ребенка передавать в движении выразительные средства в музыке, начало движений точно с началом музыки на первую часть музыки, четко приседание и подъем (согласно акцентам), передача темпа и громкой динамики в движении. Вторая и первая часть музыки – стремительный, ритмичный, легкий бег вокруг стулья в соответствии с темпом, динамикой музыки. С окончанием музыки точно закончить движение (занять место возле стульчика).

Обработка полученных данных позволила установить уровень развития музыкальных способностей. На высший уровень вышло трое детей, на средний – восемь детей, а на низкий – одиннадцать. Чтобы выявить желание детей к воспроизведению танцевальных номеров проводилась методика 4, которая включила в себя просмотр видеозаписей концертных программ с участием детей.

Цель: выявить желание детей к воспроизведению танцевальных номеров.

Ход: после просмотра с детьми видеокассеты с танцевальными номерами проводилась беседа:

1. Какие танцы вам понравились во время просмотра?

2. Какой характер у “Вальса”?

3. Какой характер у “Польки”?

4. Какой характер у “Кадрили”?

5. Какой характер у “Ритмического танца”?

6. Чем отличаются эти танцевальные композиции?

7. Сможете ли вы станцевать также, как танцуют исполнители?

Спрашивали: “Кому нравятся ритмические танцы, пожалуйста, встаньте и повторите танец, который вы видели, но сначала я еще раз показываю танец”.

В основном все ребята отнеслись к этому заданию с желанием. После опроса дети выполняли понравившиеся движения из танцевальных композиции. В основном это были ритмические танцевальные движения: десять детей повторили “Польку”, пять детей повторили “Кадриль”, “Вальс” -пять детей.

Чтобы определить у детей уровень передачи эмоционально-образного движения персонажей танца, дополнительно использовались следующие задания.

Цель: распознать в детях стремление эмоционально, образно передавать в движениях сюжет танца, действия персонажей.

Методическое проведение: под музыку “Зайка” Г.Зингер, “Пляска медведей” М.Красева детям предлагается перевоплотиться в “зайчат”, “медвежат”. Дети должны передавать характер и движения действующего лица, его качества (смелость, трусливость, задор, спокойствие и т.д.).

Проанализировав результаты, пришли к выводу, что дети во время задания чувствовали некоторую скованность и напряжение. Это мешало им точно передать образ танцующего персонажа.

Чтобы выявить у детей чувство ритма, мы использовали музыкально-дидактическую игру “Ритмичкские кубики”.

Цель: с помощью музыкально-дидактических игр “Ритмические кубики” выявить у детей чувство ритма.

Ход: использовали несложную попевку по ритму “Андрей-воробей” (р.н.п.). исполняя попевку, обращали внимание детей на ее игровой характер и четкий ритм. После повторного исполнения предлагали детям прохлопать ритмический рисунок попевки. Затем показывали пособие и объясняли, что данные брусочки означают долгие звуки, а маленькие – короткие звуки. Попевка исполнялась вновь, после чего кто-либо из детей выкладывал из брусочков ритмический рисунок.

Анализируя каждого ребенка, мы сделали вывод, что в основном преобладает низкий уровень представления о чувстве ритма.

Таким образом, проанализировав результаты всех используемых в процессе обследования методик, пришли к следующему выводу: детей обследуемой группы можно разделить на три уровня: высокий, средний, низкий.

К высокому уровню мы отнесли детей, у которых присутствует эмоциональная отзывчивость на музыку разного характера и устойчивый интерес к ней, знают жанры, композиторов любимых произведений, присутствует желание заниматься танцами. Эти дети самостоятельно подбирали два – три танцевальных движения в соответствии с ритмом музыкального произведения. Это такие ребята, как Сапожникова Света, Зуева Галя, Бочарова Аня, Кладникова Кристина.

К среднему уровню отнесли детей, у которых присутствует эмоциональная отзывчивость на музыку разного характера, интерес к музыке есть, но не устойчивый, путают жанры любимых произведений, не знают композиторов. При прослушивании дети просили повторить музыкальное произведение. Восприятие музыки лишь целостное, нет дифференцированного, но имеют желание заниматься музыкально-ритмической деятельностью. Это Анишина Диана, Васильева Таня, Товстокор Коля, Шишкина Катя, Ландышева Юля.

А низкому уровню мы отнесли детей, у которых эмоциональная отзывчивость может быть неадекватной, отсутствует интерес к музыке, ее целостное восприятие, отсутствует чувство ритма и способность к музыкально-ритмическим движениям. Проявляется всего лишь одна музыкальная способность к дидактическим играм, но воспроизводить танцевальные движения под музыку отказывается. Это такие дети: Дима, Слава, Саша, Ксюша, Соня, Леня.

Следовательно, результаты констатирующего этапа послужили основанием для определения содержания работы формирующего этапа.

Формирующий этап проводился согласно перспективного планирования, был направлен на формирование у детей восприятия музыкальных образов и способности передавать их в соответствии с музыкой.

– развивать умение слушать музыку;

– формировать музыкально-слуховые навыки;

– снятие эмоционального напряжения в процессе разучивания танцевальных движений с элементами психогимнастики под музыку;

– разучивание сюжетных игр “Звероловы и звери”, “Поездка за город”, “Летчики”, “Зайцы и лисы”.

– учить детей импровизировать игровые образы “Деревянные и тряпочные куклы”;

– учить подбирать танцевальные движения в соответствии с мелодией (“Пружинка”, “Ковырялочка”);

– закреплять умение детей изменять движения в соответствии с частями танца (р.н.п. “Калинка”, И.Штраус “Вальс”);

– закреплять умение чисто интонировать мелодию;

– закреплять умение передавать характер образов в танцах “Яблочко”, “Коробейники”, “Снежинки”;

– учить в несложных этюдах выражать эмоции “Ябедник”, “Чуня-задавака”;

– закрепить музыкально-ртимические движения в процессе работы на физкультурных занятиях;

– закрепить умение детей чувствовать уверенность в себе в процессе исполнения танцев, этюдов, в музыкально-дидактических играх;

– развивать у детей чувство ритмического слуха (музыкально-дидактическая игра “Ритмическое лото”.

– закреплять умение детей узнавать знакомые музыкальные произведения;

– закреплять танцевальные элементы “Прыжки с продвижением вперед”, “Воротики”, в танце “Летка-енка”;

– закреплять умения на основе двигательных навыков в процессе музыкальных игр, хороводов, танцев (“Гармонь моя”);

– развивать умение детей выделять акценты в произведении (“Танец” Т.Ломовой);

– закреплять танцевальные движения: боковой галоп, переменный шаг, шаг польки (индивидуально);

– учить из нескольких несложных элементов, воспроизводить танцевальную композицию в соответствии с характером музыки;

– побуждать к самостоятельному прослушиванию музыкальных произведений.

Так как, ведущим видом в детской музыкальной деятельности является слушание – восприятие, то в начале работы применяли наглядно – слуховой метод. В процессе прослушивания мелодии напоминали, что надо слушать очень внимательно музыку, что она обязательно подскажет, какой характер у этого произведения, какие движения можно выполнять под эту мелодию.

После прослушивания проводили обсуждение: какой характер у музыки, какой темп, сколько частей в этом произведении и какой характер каждой части. Затем включали повторно эту же музыку и предлагали двигаться на свое усмотрение. Наша задача заключалась в том, чтобы снять с ребенка напряжение, мы использовали элементы психогимнастики и аутотренинга.

Основной акцент в психогимнастике был сделан на обучение элементам технике выразительных движений, а также на приобретение навыков в расслаблении. С помощью предлагаемого материала дети обучались азбуке передаче эмоций – выразительным и разнообразным движениям (“Соленый чай”, “Ем лимон”, “Сердитый дедушка”).

Дополнительно проводили специальные игры с наглядными пособиями, например, “Определи настроение”. Очень нравились игры на координацию движения “Тень”, “Зеркало”. Давали упражнение на расслабление рук, ног: “Легкие и тяжелые руки”, “Насос и мяч”, “Надувной матрац”.

Элементы психогимнастике и аутотренинга вводились в структуру занятий, например полное расслабление – напряжение: “Тепло – холодно”, “Солнце – снег”, “Юг – северный полюс”). Это учило детей расслабляться и отдыхать.

В ходе работы было отмечено, что детям стало проще выражать свои чувства эмоции, понимать чувства других, обращаться друг с другом, появилась уверенность в себе во время выполнения движений.

Мы работали не для того чтобы муштровать ребенка, переделывать его внутренний мир, а помочь развитию личности.

Игры – превращения помогали детям освоить выразительность образа, оживить фантазию и воображение, например, “Деревянные и тряпочные куклы” помогали наладить координацию движений, научить детей ориентироваться в пространстве. Игры “Веревочки”, “Цветочек”, “Стрехнем воду с локоточков” помогали после занятий расслабить мышцы.

Работа над музыкально-двигательными упражнениями помогали развивать у детей двигательный навык и умение, которые необходимы при передаче и движениях музыкальных впечатлений, в то же время способствовала углублению и уточнению музыкального восприятия детей. Каждое упражнение имеет не только двигательные, но и музыкальные задачи. Движения во всех музыкально-двигательных упражнениях (их характер, формы, выразительность) продиктованы музыкой, дети всегда передают в них музыкально-двигательный образ. Упражнения “Пружинки”, “Качание рук с лентами”, “Веселые ножки”, “Рисуем на песке” (плавные движения) помогали ребятам улучшать качество движений, развивать у них умение непринужденно придавать движениям пружинный, плавный или маховый характер в зависимости от особенностей музыкально-двигательного образа.

Нередко дети чувствовали характер музыки, но немогли или не умели передать его в движении. В таком случае использовались вспомогательные упражнения: “Стряхивать воду с пальцев”, “Кошка выпускает когти”, напоминая детям или повторяя ранее усвоенные упражнения со сходными задачами, сравнивали новые движения и музыку уже известным, объясняли ошибки, включая в занятия новые упражнения, помогающие эти ошибки исправить и т.д.

Наряду с прослушиванием музыки и словесным объяснением в работе применялся показ движения, который широко используется как наглядное дополнение к словесному объяснению, как подсказка выразительных деталей, отдельных элементов движения или технических приемов. Например, говоря о беге с лентой, можно показать правильное положение руки: добиваясь устремленности шага, сделать несколько шагов, подчеркивая положение корпуса, энергичное движение рук; наглядно показать разницу в положении ступней легком и сильном подпрыгивании и т.п.

Когда дети осваивали характер движения, показывали им выразительное, эмоционально содержательное в технически правильное его выполнение. Такой показ служил наглядным примером, и помогал детям углублять их собственный опыт.

Этой же цели служил всей группе движений наиболее успевающих детей (он нередко был более находчив, чем исполнение взрослого). Использовали также при освоении детьми некоторых затрудняющих их движений, например поскоков. Неуспевающий ребенок легко им овладевал в паре с хорошо выполняющим это движение товарищем.

Таким образом, в задачу входило – сохранить у детей первоначальный живой интерес к упражнению, эмоциональность восприятия и в то же время вызвать у них желание настойчиво и старательно над ним трудиться. Для этого на каждом занятии ставились перед детьми новые задачи, обращали внимание на упражнения, которые связаны с пляской, играми и направлены на осуществление развития музыкального восприятия и ритмичности движения у детей. Мы проводили музыкально-ритмические игры. Так, в “Игре с цветными флажками” (эстонский народный танец) у детей не получалось ритмическая передача флажков, то на следующем занятии проводилось упражнение, уточняющее это движение под музыку (4 часть игры).

Перед разучиванием сюжетных игр проводился ряд упражнений, помогающий детям войти в образ. Например, к игре “Звероловы и звери” (муз. Е.Тиличеевой), детям заранее (на предыдущих занятиях) предлагалось выполнить прыжки волка, поступь медведя, шаги звероловов по показу этого движения. Вначале рассказывалось содержание (сюжет) игры, затем предлагалось детям играть. В процессе игры велось наблюдение за детским исполнением, не прерывая игры. После проводился общий анализ игровых действий детей. Предлагалось поиграть еще. Когда дети не согласовывали движения с музыкой, то на последующих музыкальных занятиях проводился ряд упражнений, уточняющих игровые действия.

В основе сюжетных игр лежала определенная тематика, раскрывающая музыкальные образы, начало, развитие и окончание игры. Например, “Зайцы и лиса”, “Летчики”, “Звероловы и звери”, “поездка за город”, и др.

Несюжетные игры определенной тематики не имеют. В таких играх встречались элементы пляски, ловли, соревнования, различные построения, перестроения. Например, “Будь ловким”, “Кто скорей ударит в бубен”, “Бери флажок” и др.

Большое место в развитии творческой инициативы детей занимает выполнение несложных музыкальных этюдов.

Этюд – это набросок, импровизация. Во время исполнения детьми этюда следили за качеством исполнения движений. Своевременные уточнения позволили ребятам более четко согласовывать свои движения с музыкой. В процессе построения этюда можно было увидеть, как совершенствуется выразительность детского исполнения. При повторении закреплялись лишь те движения, который соответствовали программе музыкального произведения. Напоминанием сюжета этюда, повторным слушанием музыки, указаниями, пояснениями, показом некоторых движений и действий при дальнейшей работе над этюдом целенаправленно воздействовали на ребенка. Все это помогало ребенку чувствовать характер и форму музыкального произведения, сознательно относится к заданию, выразительно воспроизводить образ в движении. А увлеченность игровым образом способствовала дальнейшему развитию творческой активности и музыкальных способностей у детей.

Знакомя детей с новой сюжетной игрой, этюдом предварительно заинтересовывали детей: рассказывалось содержание, давалась характеристика образов. Все время направлялось внимание детей на восприятие музыкального произведения в целом.

Роль слова при выполнении музыкально-ритмических и творческих заданий огромна. Содержание давалось пред слушанием музыки. Иногда образный рассказ чередовался с исполнением законченных частей произведения. Несюжетные этюды анализировались детьми после слушания музыки. Самостоятельный анализ музыкального произведения активизировал детей, приучал внимательно слушать музыку.

Систематическое использование таких заданий активизирует чувства музыкального ритма. Дети учились правильно реагировать на характер музыки и передавать его в движении.

Очень много труда, сил и времени приходилось тратить на движения, требующих длительного разучивания. К ним относятся такие танцевальные упражнения, как боковой галоп, пружинящий шаг, шаг польки, переменный шаг, элементы национальных народных плясок. Вся работа по усвоению детьми перечисленных движений проводилась на музыкальных занятиях (фронтальных и индивидуальных), на занятиях хореографии.

После проделанной работы можно с уверенностью сказать, что основная масса детей в группе может четко, легко выполнять музыкально-ритмические движения. Это Света С., Галя З., Катя Ш., Аня Б., Леня М.,Таня В., Кристина К. Эти дети при первом же напоминании начинают правильно выполнять задания. У них хорошо развито чувство ритма, внимание. Если даже что-то не получается, то для них достаточно какого-то очень короткого, незначительного замечания или помощи, подсказки. Они не требуют индивидуальной работы. Во всех плясках хороводах, упражнениях эти дети являются “костяком”, поэтому очень часто даем им задание научить кого-то из неуспевающих детей какому-то движению, и это им удается. Эти дети постоянно выступают с танцевальными композициями на праздниках в детском саду и на уровне района “Зажги свою звезду”, “День детства”.

Есть дети, которые способны выполнить программный материал, но только при постоянном напоминании, обращении к ним, заострения их внимания на отдельных элементах. Это такие дети, как Диана А., Дима Б., Маша Ч., Саша Т. Они легко усваивают движения, но их неоднократно в течении занятия приходится призывать ко вниманию. Они требуют не более двух– трех индивидуальных занятий для того, чтобы осмыслить и выполнить нужное задание.

И третья группа детей – требующая длительного внимания – это Слава Ф., Дима Г., Ксюша П.

С целью развития танцевальных навыков у детей использовались различные переплясы, при звучании которых дети с большой охотой искали новые сочетания знакомых элементов. Конечно, такие попытки у детей еще не совсем уверенны, но есть среди детей активисты, которые не боятся трудностей, идут вперед и ведут за собой остальных. Эти дети показывают порой даже такие элементы, которые взяты ими не из занятий в детском саду.

Очень большое значение в развитии танцевальных навыков детей всей группы имеет показ танцев или каких – то элементов пляски, которые являлись результатом индивидуальной работы. Когда дети на празднике видят вдруг танец, который разучивался на индивидуальном занятии, который еще из них никто не видел и даже, может , не знал о том, что такой танец готовится, то у них появляется желание тоже танцевать, выполнять как можно лучше все задания на занятии при разучивании композиций. Так было с “Рок-н-роллом”, “Восточным”, “Яблочко”, “Снежинки”. Для детей такие сюрпризы играют только положительную роль, развивают интерес к танцам, стремление к лучшему исполнительскому творчеству.

Параллельно работе с детьми проводилась работа с родителями. Цель этой работы состояла в том, чтобы привлечь внимание родителей к проблеме музыкального воспитания, в частности, к развитию у детей музыкально-ритмических способностей.

Были проведены консультации “Танец – это просто”, “Выразительные движения”, в которых внимание родителей было направленно на организацию работы по музыкальному воспитанию в условиях семьи. Объясняли, что танец очень многого требует: вхождения ребенка в образ, собранности, энергии внутренних сил.

Задача взрослого – объединить последовательность танцевальных движений в несложную по строению композицию, придать изящество и выразительность. Главное – чередовать самые элементарные движения руками, ногами, корпусом, головой и, внимательно вслушиваясь в музыку, дети должны определить характер произведения, его тема. Предлагали родителям танцевать вместе с детьми и побуждать к самостоятельному выполнению танцевальных композиций. Некоторым родителям были даны танцевальные движения, чтобы они разучивали вместе с детьми.

Консультация “Выразительные движения” помогала родителям в определении движений детей, чтобы танец доставлял удовольствие исполнителю, нравился родителям. Чтобы дети научились произвольно напрягать и расслаблять мышцы. Предлагались этюды, игры, психокоррекционные упражнения из нашей картотеки.

На семинарском занятии познакомили родителей с жанрами музыки. Объясняли, что в музыкальные жанры входят: песня, танец, марш. Предлагали прослушать отдельно каждый жанр и охарактеризовать его. Давались задания родителям, чтобы они поиграли с детьми дома на отличие жанров музыки.

Дополнительно были даны рекомендации по работе с карточками и давались домашние задания по содержанию танцев. Было очень интересно слушать отзывы родителей по их работе с детьми дома. Многие родители отзывались о своих детях, как о способных, умеющих танцевать и слушать музыку.

Нас радовало то, что совместная деятельность по музыкальному воспитанию в условиях семьи имела положительные результаты не только в плане музыкального развития детей, но и помогала общению, налаживанию контактов друг с другом, сближала духовно всех членов семьи.

Таким образом, подводя итог работы, мы провели контрольный этап, который был направлен на сравнительный анализ результатов музыкально-ритмической деятельности детей после проведения формирующего этапа. В процессе обследования детей использовались методики констатирующего этапа.

Было отмечено, что из двадцати двух детей в начале работы на высший уровень развития музыкально-ритмических способностей выходили только три ребенка.

После формирующего этапа работы, проанализировав результаты повторного обследования, получили следующие данные: высокий уровень имели девять детей, средний одиннадцать, и на низком уровне остались два человека. Это те дети, которые затрудняются в воспроизведении танцевальных движений в связи со слабым развитием крупно-моторных навыков. Для них необходимо спланировать дополнительный комплекс двигательных упражнений на укрепление и развитие этих навыков. С группой детей (Дима Б., Наташа Б., Соня К., Леня М., Никита П., Маша Ч.) проводили дополнительную индивидуальную работу по слушанию музыки, чтобы направить их внимание на восприятие музыкального произведения. Этим детям было уже легче соотносить движения в соответствии с музыкальными фразами, менять их. Дети уже научились самостоятельно определять на слух характер музыки и передавать его в движении, слышать вступление, отличать изменения в динамике, темпе. У детей хорошо развиты двигательные навыки, ритмично ходят и бегают, скачут с ноги на ногу, самостоятельно строят круг, расширяя и уменьшая его, двигаются парами по кругу, сохраняя расстояние между парами, исполняют различные движения с предметами и без них. Выполняют определенные танцевальные движения: выставление ноги вперед на пятку, приставной шаг, “ковырялочка”, приседание с одновременным поворотом и разведением рук в стороны, и различного характер (Аня Б., Катя Ш., Света С., Ксюша П., Кристина К., Никита П., Таня Н., Наташа Ч., и другие дети). Медленно, плавно, быстро, легко подражают зверям. Большинство детей умеют не только движением показать образ лисы, например, но и показать ее характер, повадки: хитрая, быстрая, плутовка.

Дополнительно к заданиям проводилось анкетирование родителей по следующим вопросам:

  • Любит ли ваш ребенок танцевать, танцует ли он дома?
  • Какие танцы Вы предлагаете ребенку и танцуете ли Вы с ним?
  • Умеет ли Ваш ребенок внимательно слушать ритмическую, танцевальную музыку, дослушивать до конца, не отвлекаясь; определять ее характер, запоминать и узнавать?
  • Хотели бы Вы, чтобы Ваш ребенок занимался хореографией? (Народными, бальными, ритмическими танцами?)

Анализируя анкеты, мы отметили, что родители стали больше проявлять интерес к музыкальному воспитанию детей, некоторые предлагали варианты танцевальных движений, придуманных совместно с детьми. Это явилось положительным результатом в нашей работе.

Дети стали, более раскрепощенные и свободнее в танце, могли самостоятельно импровизировать под музыкальное сопровождение танцевальные мини – композиции на определенную тему: “Снежинки”, “Как идут солдаты”, “Калинка моя” и др.

Таким образом, на основе полученных данных мы провели сравнительный анализ и представили результаты в таблице.