Движения к танцу морячка

Форум музыкальных руководителей

Меню навигации

Пользовательские ссылки

Информация о пользователе

Вы здесь » Форум музыкальных руководителей » Танцы » Танцы в детском саду

Танцы в детском саду

Сообщений 1 страница 16 из 16

Поделиться12011-09-10 22:03:07

  • Автор: Yana
  • Администратор

«Метель» под музыку Вивальди.
Танцуют девочки. В руках у них несколько скреплённых дождинок. Девочки сидят на корточках вокруг ёлки.
1. Медленно поднимаются 1, 3, 5, 7. 2-3
2. 1, 3, 5, 7 опускаются на корточки в это же время поднимаются 2, 4, 6, 8 раза
3.кружатся.
4.бегут по кругу вокруг ёлочки, со сменой музыки 1.кружатся 2-3раза
2.останавливаются.
(моменты кружения и остановки музыка подсказывает сама).
5. пружинка. Махи руками перед собой вверх, вниз.
6.кружатся.
7.подбегают к ёлке, руки вверх, отбегают назад, руки вниз. (несколько раз).
8.кружатся.
9. бегут вокруг ёлки по кругу, перестраиваются в два концентричных круга перед ёлкой.
10. кружатся.
11.повтор №5.
12. кружатся.
13. внутренний круг меняются местами с внешним. Тот круг который идёт в середину, поднимают руки вверх. Круг, который отходит назад, опускают руки вниз.(круги меняются местами несколько раз).
14. кружатся по всему залу, руки в стороны.
15. медленно присаживаются.

Танец «Бубенцы».
1-й куплет. Дети поскоками двигаются вокруг ёлки.
Припев. 1.Кулочки сжаты большой палец показывает ок 2 раза согнуть правую руку к правому плечу.
2. То же движение 2 раза левой рукой к левому плечу.
3. Руки сложить в замочек. 1раз к правому плечу,
1 раз к левому плечу,
1 раз стукнуть по правой коленке,
1 раз стукнуть по левой коленке.
4. Хлопок вытянутыми руками спереди,сзади 2 раза

5. прыжки вокруг себя 1 раз.
Движения припева повторяются 2 раза.
2-ой куплет.1. Берутся за руки, подходят руки поднимают вверх,
Отходят, руки опускают вниз.

На проигрыш между куплетами звенят кулачками у правого уха, левого уха.
3-й куплет. 1. Сели, руки вниз, встали, руки вверх.
2. Прыжки с захлёстом ног вперёд.

Ссылка на музыку к танцу.

Поделиться22011-09-10 22:03:44

  • Автор: Yana
  • Администратор

«Хлопушки»IIмл.группа
Проигрыш. 1. 4 раза хлопают в ладоши, вытянутыми вперёд руками. 2 раза.
2. кружатся.

1. Куплет. Пружинка.
2. Прыгают на носочках, хлопают в ладоши над головой.
3. Встают парами, руки «лодочкой», выставляют ногу на пяточку.

Поделиться32011-09-10 22:04:16

  • Автор: Yana
  • Администратор

Танец «Гномики».
На вступление дети идут друг, за другом чуть наклонившись вперёд, руки за спиной, выстраиваются в одну линию перед зрителями: 1 стучат,
2 пожимают плечами, смотрят по сторонам,
3 смеются.
4 Двигаются по кругу поскоками.

1-й куплет. 1 Пружинка.
2. Показывают руками над головой «домик»
3. Выставляют ногу на пяточку.
Припев. 1 Кружатся поскоками.
2. Показывают двумя руками сначала на себя, потом на зрителей,
3. Руки полочкой под подбородком, качают головой, влево, вправо.
2-ой куплет. 1. Приседают, достают кончиками пальцев пол.
2. Резко подпрыгивают, руки вверх.
3. Маршируют, высоко поднимая ноги.
Проигрыш. Поскоки по всему залу.
3-й куплет. 1. Разводят руки в сторону, влево, вправо.
2. Показывают руками домик.
3. Хлопают в ладоши.
Проигрыш. Двигаются поскоками по залу, машут рукой, прощаясь, убегают на свои места.
—).mp3.html

Поделиться42011-09-10 22:04:42

  • Автор: Yana
  • Администратор

Поделиться52011-09-10 22:06:52

  • Автор: Yana
  • Администратор

предлагаю танец цветов. можно использовать на 8 марта и 23 февраля, как поздравление папам и мальчикам.
«вальс цветов»
муз. Чайковского «вальс цветов».
дети сидят в четырёх кружках по углам зала у каждого кружка цветы определённого цвета (красные, жёлтые, синие, белые).
1. встаёт первый кружок, плавно поднимают руки вверх, сразу приседают, плавно опускают руки вниз.
то же движение выполняют 2, 3, 4. кружки.
2. встаёт первый кружок, поднимают плавно цветы вверх, покачиваются, в это время поочерёдно поднимаются 2, 3,4.кружки.
3. бегут по кругу в своих кружках, цветы отведены в сторону.
4. «маленькие букетики» сбегаются в центр своего кружка, цвету поднимают вверх, отбегают назад, цветы отпускают вниз.
5. перестраиваются в большой круг.
6. бег в большом кругу по кругу, цветы в сторону.
7. «большой букет» сбегаются в центр круга руки поднимают вверх, разбегаются кружась по спирали, руки отпускают вниз.
8. перестраиваются в свои кружочки.
9. бегут по кругу в своих кружочках.
10. покачивают цветами вверху.
11. «маленькие букетики».
12. кружась по спирали, перестраиваются в большой круг.
13. сбегаются в большой букет.
14. присаживаются, руки остаются вверху.

Поделиться62011-09-10 22:07:12

  • Автор: Yana
  • Администратор

«Модницы»
В танце участвуют 4 девочки, одетые в современные, модные наряды. Трое из девочек поверх этой одежды надевают деревенские сарафаны, платки и садятся на скамейку.
Вступление. Девочки, сидящие на скамейке, «грызут семечки». Входит «модница» — нарядная девочка в маминых туфлях на каблуках. Она, пританцовывая, идёт мимо подружек, которые, увидев её, начинают шептаться, показывая своё удивление.
1-й куплет.
1-я строка. Держа правую руку перед собой, будто зеркальце, девочка 2 раза проводит левой рукой по волосам.
2-я строка. Соединив руки перед собой ладонями вниз, делает 4 шага вперёд с правой ноги.
3-я строка. Вновь «причёсывается перед зеркальцем»
4-я строка. «Воображая», идёт по кругу и останавливается в центре зала.
В это время незаметно убегает одна из сидящих девочек, снимает сарафан и надевает взрослые туфли на каблуках.
Припев.
1-я строка. Первая «модница» делает 2 пружинки вправо-влево.
2-я строка. Кружится с припаданием.
3-я строка. Пружинка.
4-я строка. Кружится.
5-6-я строки. Шаг вправо — притоп, шаг влево – притоп (8 раз).
7-я строка. Пружинка.
8-я строка. Пожимает плечами, затем, прислонив ладони к груди, разводит их в стороны.
Проигрыш. Первая «модница» встаёт в сторонку. Пританцовывая, выходит вторая девочка, удивляя своим нарядом остальных.
2-й куплет. Повторяются движения 1-го куплета в исполнении второй девочки. В конце второго куплета она идёт по кругу к ней присоединяется первая «модница», а две оставшиеся девочки убегают переодеваться.
Припев. Повторяются движения припева, исполняют их уже две модницы.
Проигрыш. Выходят ещё две «модницы» и движения припева выполняют вчетвером, затем, пританцовывая, уходят.
http://narod.ru/disk/18144655000/muzc. a.mp3.html

Поделиться72011-09-10 22:07:29

  • Автор: Yana
  • Администратор

Танец «Морячка»
Муз. Песня Газманова «Морячка».
Танцуют 3 пары детей. (Девочка и мальчик).
Вступление. Дети стоят парами у входа в зал, выполняют пружинку.
1 куплет 1 часть. Идёт 1-ая пара до центральной стены, посылают воздушный поцелуй зрителям, расходятся к боковым стенам.
Те же движения делают 2-я и 3-я пары.
2 часть. Выполняют 4 шага вправо, покачиваются с левой ноги на правую, руки в сторону. 4 шага влево, покачиваются.
Припев. 1 часть. Сбегаются друг к другу, кружатся плечом к плечу, руки сцеплены внизу замочком.
2 часть. Кружатся в другую сторону, руки «Бараночкой». Убегают на свои места.
2 куплет 1 часть. Сбегаются к середине. Мальчики «тянут канат», девочки выполняют «пружинку».
2 часть. Девочки оббегают мальчиков, встают за спиной, выполняют пружинку. Мальчики поворачиваются к девочкам, «тянут канат».
3 куплет 1 часть. Мальчики выстраиваются в одну линию лицом к зрителям, девочки за спиной у мальчиков.
2 часть. Заносят правую руку за голову, левую ногу ставят на пяточку, и наоборот, движения чередуются. Девочки выглядывают из за плеча мальчиков.
Припев. Движения те же.
Проигрыш. 1. Выходит девочка выполняет «верёвочку» назад
2. выходит мальчик выполняет «ковырялочку».
Припев. Движения те же.
Уходят из зала, машут рукой «до свидания».
музыка.

Поделиться82011-09-10 22:10:05

  • Автор: Yana
  • Администратор

«Танец сидя на мячах.»

Танец — игра исполняется под музыку любой польки. С каждым разом темп исполнения убыстряется.

• 1 -2 — хлопки ладошками по коленям.

3 -4 — хлопки в ладоши перед собой.

5 -6 — «ножницы» (скрестные движения руками) справа.

7- 8 — «ножницы» слева.

• 1 -2 — хлопки в ладоши перед собой.

3- 4 — хлопки в ладоши за спиной.

5 -6 — руки вверх над головой, наклон вправо — хлопок.

7 -8 — наклон влево — хлопок.

• 1 -2 — хлопок под правой ногой.

3 -4 — хлопок под правой ногой.

5 -6 — все встали.

Игра повторяется несколько раз.

Поделиться92011-09-10 22:39:30

  • Автор: Yana
  • Администратор

Вход «Новогодняя »(Диамант)ст. гр
новогодняя диамант вход.rar
Новогодняя .
Новогодние позывные стоим за дверью.
1.Новогодняя ночь — это праздник особый. Бег вокруг елки ,друг за другом
Скажем старому году: прощай,
Для кого-то он был и веселым и добрым,
А кому-то принес и печаль.

Одному подарил и любовь и удачу, пружинка
А другому – капризы судьбы. Развести руки
Старый год не плохой и хороший он значит, фонарики вверх
не напрасно он все-таки был. Фонарики вниз
Пр-в:
Пусть новый год, как новый день, карусель вправо
К нам во все двери постучит,
И это будет самый –самый лучший праздник.
Пусть новый год, как новый день карусель влево
Из дома в дом летит –летит,
Все очень просто с Новым годом с новым счастьем.
Пр-ш: хлопки к себе и от себя
1.
2.
В новогоднюю ночь поднимают бокалы бегут на полукруг и встают лицом к зрителям
за родных и за лучших друзей.
И желают всегда нам ни много – не мало ,
А счастливых безоблачных дней.
И 12 ударов кремлевских курантов,
Прозвучат ,как 12 часов.
Вся страна их услышит, таких долгожданных
Эти песни понятны без слов.
Пр-в:
Пусть новый год, как новый день, карусель вправо
К нам во все двери постучит,
И это будет самый –самый лучший праздник.
Пусть новый год, как новый день карусель влево
Из дома в дом летит –летит,
Все очень просто с Новым годом с новым счастьем.
Пр-ш: хлопки к себе и от себя
1.
2.
И повернуться к зрителям лицом , на монтаж.

Вход «Праздник идет» ср.гр.
праздник идет.rar

Новогодняя. (вход)
Пр-ш: стоят за дверью , в руках новогодние султанчики на палочках.

1.Лесом частым полем вьюжным праздник идет, бегут по кругу
Так давайте скажем дружно :Здравствуй ,Новый год.
Всех ребят я поздравляю, всех друзей. Ножки поочередно на пяточку
Новогодних всем желаю радостных дней.
Пр-в:
Вспыхнут на диво ,елки красиво, поднимать поочередно, то правую,то левую руку.
Станет город словно новогодний лес. 2 руки вверху и качать вправо — влево
Пусть будет самым,самым счастливым стучат палочками друг об друга.
Новый год и новогодний праздник чудес.
Пр-ш:джингл- бенс – кружатся, медленно

2.Этот день мы ждали долго целый год, бегут на полукруг перед елкой,становятся лицом к
Запевай ,звени под елкой хоровод. родителями
Лучше нету нашей елки,погляди.
Как горят на ней иголки – фонари.
Пр-в:

Вспыхнут на диво ,елки красиво, поднимать поочередно, то правую,то левую руку.
Станет город словно новогодний лес. 2 руки вверху и качать вправо — влево
Пусть будет самым,самым счастливым стучат палочками друг об друга.
Новый год и новогодний праздник чудес.
Пр-ш: танго. Д.- руку на плечи,М.- на талию и кружатся медленно
Шагом ,танцуют танго.

Поделиться102011-09-10 22:40:14

  • Автор: Yana
  • Администратор

Описание «Новогодней польки» ср. гр.
новогодняя полька 2010 г.rar

Новогодняя полька .(средняя группа)
На вступление М. кланяются головой девочке, Д.
делают пружинку и берутся парой за руку.
1.С волком рыжая лиса
и енот, и оса, бегут по кругу вокруг елки
Пляшут польку — чудеса,
Польку- чудеса.

И встречает весь народ (3р) М.хлопает в ладоши,Д. бежит вокруг М.
Чудо праздник Новый год,
Праздник новый год.
И встречает весь народ (3р) Д.хлопает в ладоши,М. бежит вокруг Д.
Чудо праздник Новый год,
Праздник новый год.
Пр-ш: кружатся «лодочкой»
поворачиваются лицом друг к другу
Машет белочка хвостом твист
И притоп ,и притоп. 3 притопа + 3 притопа
Улыбается с котом –
маленьким плутом. Руки в стороны ,поклон

И встречает весь народ (3р) М.хлопает в ладоши,Д. бежит вокруг М.
Чудо праздник Новый год,
Праздник новый год.
И встречает весь народ (3р) Д.хлопает в ладоши,М. бежит вокруг Д.
Чудо праздник Новый год,
Праздник новый год.

Пр-ш: Кружатся «лодочкой»

Разгорелся маскарад (3р.) Боковой галоп парами ,вокруг елочки
С новым годом каждый рад,
Вас поздравить рад.

И встречает весь народ (3р) М.хлопает в ладоши,Д. бежит вокруг М.
Чудо праздник Новый год,
Праздник новый год.
И встречает весь народ (3р) Д.хлопает в ладоши,М. бежит вокруг Д.
Чудо праздник Новый год,
Праздник новый год.

Поделиться112011-09-10 22:40:37

  • Автор: Yana
  • Администратор

Дети исполняют хоровод «Елочка, заблести огнями» (слова и музыка Л. Олифировой).

Дети.
Елочка, елочка, заблести огнями.
Елочка, елочка, потанцуй ты с нами.
Будем, как зайчата, мы
Весело скакать.
Прыг, да скок,
Прыг, да скок,
Повтори опять. (2 раза)

Елочка, елочка, заблести огнями.
Елочка, елочка потанцуй ты с нами.
Будет с нами Дед Мороз
В ладушки играть.
Хлоп да хлоп,
Повтори опять. (2 раза)
Описание движений.
Такты 1—4. Дети, стоя в кругу возле елки, подают друг другу руки и праздник поворачиваются друг за другом.
Такты 5—15. Идут в хороводе.
Такт 16. Останавливаются, повернувшись к елке, разъединяют руки.
Такт 17. Прыгают 3 раза на обеих ногах с поворотом вправо. Руки согнуты в локтях, кисти перед грудью.
Такт 18. Прыгают 3 раза, поворачиваясь влево.
Такт 19. Кружатся на бегу. (Один поворот на месте).
Такт 20. Останавливаются, повернувшись к елке.
Такт 21. Правую ногу ставят на носок перед собой, затем приставляют правую ногу к левой. Руки на поясе.
Такт 22. Те же движения, что в такте 21, но с левой ноги.
Такты 23—24. Повтор движений 21—22 тактов.
Такты 25—28. Повтор движений 17—20 тактов.
Такты 29—32. Дети подают друг другу руки и стоят в хороводе возле елки.
Во 2-м куплете движения повторяются, но с небольшими изменениями: прыжки заменяются хлопками в ладоши.
В конце второго куплета дети, стоя в хороводе, разбиваются на пары и играют в ладушки: хлопок в свои ладоши, хлопок в ладоши партнера и т. д. Дед Мороз помогает детям быстро найти пару и играет с ребенком, оставшимся без пары.

Движения для танцев. Движения для танцев для детей

Способность к танцу и его восприятию заложена в каждом ребенке. Очень важно не пропустить момент, когда для ребенка танец является чем-то легким и очень интересным.

Влияние танца на ребенка

Чтобы правильно исполнить танец, необходимо придерживаться некоторых условий. Одним из них является способность воспринимать ритм танца и вовремя в него включиться. Дети способны очень чутко улавливать ритм, у них прекрасный слух. Но не все и не всегда могут передать это движениями. Ритмические движения для танцев нацелены на развитие у ребенка чувства ритма, а также умение двигаться под музыку.

Владение своим телом и знание его возможностей – главный ключ к умению красиво двигаться. При помощи специальных разминочных упражнений малыш учится разогревать свои мышцы и таким образом готовится выполнять сложные танцевальные движения. На этом этапе он учится держать правильную осанку.

Хореографические движения для танцев демонстрируют, что такое классический танец. На занятиях изучаются простейшие элементы и композиции. Дети учатся взаимодействовать друг с другом, понимать и чувствовать своего партнера.

Очень хорошее влияние оказывают музыкальные игры. Детки создают определенный образ и с помощью движений передают разнообразные чувства. Игры во время занятий придают радостную атмосферу, заряжают энергией и бодростью. Все легко и просто, но вместе с этим дети не только усваивают навыки, но и совершенствуют их.

Какова роль танцевальных занятий?

На сегодняшний день есть большое количество кружков, центров, групп, которые учат детей танцевать. Танцы пользуются популярность у детей и их родителей. Но почему? На этот вопрос есть несколько ответов:

— во-первых, это прекрасное времяпровождение;

— во-вторых, занятия танцами помогают открыть потенциал в ребенке, определить его дорогу в далеком будущем;

— это своего рода вид спорта, движения для танцев помогают мышцам всегда быть в тонусе, а телу — в форме.

Как вы успели заметить, родители, отдавая ребенка на танцевальные занятия, не планируют сделать из него звезду мирового масштаба. Большинство из них хотят, чтобы ребенок всегда оставался в прекрасной форме, выучил основные движения, которые ему когда-то пригодятся в жизни. Ведь все мы посещаем такие мероприятия, как свадьбы, дни рождения, вечеринки и дискотеки.

Другое дело, если с маленького возраста привить ребенку любовь к танцам, выбрать для него направление, которое его заинтересует и будет полностью соответствовать его внутренним порывам и желаниям.

Танец «Яблочко». История возникновения

Итак, «Яблочко». Это популярный танец матросов. Его преимущество в том, что он не требует много места, «Яблочко» можно танцевать даже на самых маленьких пространствах. Некоторые думают, что он был придуман в России, но это не так. Его родина – Великобритания. Именно оттуда к нам и перекочевал танец «Яблочко». Движения, конечно, немного изменились.

Как уже было сказано выше, «Яблочко» — самый любимый танец всех матросов — имеет иностранное происхождение и очень давнюю историю. В средние века популярен был английский хорнпайп, именно он считается предшественником матросской пляски. Но годом появления танца, очень похожего на современный, считается 1760 (из двух миниатюр была составлена одна композиция).

Исполнение

Вы никогда не задумывались, почему для выполнения танца не требуется много места? Все просто: пространство на судне ограничено — вот и ответ. Мелодия построена по музыкальному квадрату, фигуры яблочка рассчитаны на 8-12 тактов исполнения. Темп движения русского танца варьируется от медленного до очень быстрого. Изначально яблочко начинается с медленных, «широких», движений. Исполнитель выходит на сцену и сперва похаживает по ней широкими шагами, но со временем темп значительно ускоряется. Постепенно он начинает нарастать, и все танцоры стараются продемонстрировать свою технику. Пляска моряков включает в себя большое количество хлопушек, присядок и мужских силовых трюков. Зрители прекрасно знают костюм исполнителей: тельняшка, широкие брюки и бескозырка. В Ирландии матросы танцевали в тяжелых и грубых ботинках. На сегодняшний день моряки исполняют «Яблочко» исключительно в сапогах.

Танцы для детей 6-7 лет

В семилетнем возрасте малыши становятся более уверенными, у них твердая поступь, их движения осознанны. Движения для танцев для детей помогают лучше владеть своим телом, координировать осанку и походку. В свою очередь, это дает возможность добавлять некоторые сложные элементы, рассчитанные на быструю смену ориентиров. В такое время в занятиях появляются акробатические движения, силовые, упражнения на выносливость и гибкость. Дети начинают осваивать повороты, добавляются элементы равновесия, происходит углубленное изучение по всем танцевальным направлениям. Помимо этого, у ребенка происходит становление корпуса. Основными стилями являются: классический и акробатический танец, детский эстрадный, народный стилизованный и полька. Начинается изучение классического, бального и акробатического танцев, а также появляются элементы модерна.

Танцы для детей 8-11 лет

Дети этой возрастной категории уже обладают тем или иным стилем. Имея такие данные, хореограф начинает формировать группы детей, которые могут показать на конкурсах свой определенный стиль. Вот небольшой пример: в группе занимается 15 человек, 5 из них танцуют модерн, а 10 – эстрадный. Конечно, на общем занятии 15 детей изучают все направления, просто кому-то по душе больше модерн, а кому-то — эстрадный.

В детях, пребывающих в этом возрасте, педагог уже может рассмотреть индивидуальность танцора. Ребенок начинает очень хорошо повторять за своим учителем, не допустив при этом ни одной ошибки. И, что самое интересное, он может добавлять свои новые движения для современного танца, делая его неповторимым. Такие ребята очень талантливы и обычно выступают в дуэтах или же становятся солистами.

Танцы оказывают позитивное влияние на ребенка, полезны для здоровья и его дальнейшей деятельности. Движения для танцев развивают гибкость, выносливость и уверенность в себе, а также помогают сохранять безупречную форму.

Танец русских моряков «Яблочко» — шедевр, рожденный революцией

Творческий проект посвящен знаменитому танцу русских моряков «Яблочко»

Предварительный просмотр:

Историей матросского танца я заинтересовался не случайно. В этом году я и мои одноклассники стали исполнителями номера «Матросский танец». Мы с огромным желанием разучивали номер, было интересно изучать танцевальные движения, которыми впоследствии мы смогли рассказать целую историю из жиз ни матросов на корабле. Танцевали мы под музыкальное попурри и, конечно же, среди них была мелодия знаменитого «Яблочко». Премьера номера состоялась на празднике «Посвящение в кадеты». Мы с ребятами получили огромное удовольствие не только от процесса разучивания номера, но от выступления, так как зал нам аплодировал почти весь номер. Обратившись к истории танца «Яблочко»я выяснил, что даже у танцев есть своя история, которая открывает новые интересные факты из истории нашей страны. В связи с этим и была выбрана тема проекта: «Танец русских моряков «Яблочко» – шедевр, рожденный революцией».

Актуальность: Около 100 лет матросский танец «Яблочко» не сходит со сцены. Он есть в составе репертуаров многих профессиональных танцевальных коллективов, а также является украшением любого детского репертуара. В чем секрет этой постановки, почему до сих пор она притягивает балетмейстеров, танцовщиков и с восторгом принимается зрителем? На этот и другие вопросы, связанные с историей танца «Яблочко» мы попытаемся ответить в процессе данного исследования.

Объект исследования : история хореографического искусства

Предмет исследования: танцевальное искусство России в период революционных событий.

Цель: в процессе исследования выявить особенности матрос ского танца «Яблочко» как шедевра народной хореографии.

  1. изучить литературу и интернет источники по данной теме;
  2. раскрыть особенности музыкального сопровождения матросского танца «Яблочко »и характерные черты хореографии танца;
  3. изучить историю появления матросского танца на профессиональной сцене;
  4. проследить сценическую судьбу матросского танца «Яблочко».

В работе над проектом использовались методы получения знаний, характерные для искусствознания и исторических наук: описание, сравнительно-историческое описание, объяснение, интерпретация фактов, искусствоведческий анализ.

Итоговый результат исследования — творческая работа теоретическогохарактера в области хореографического искусства, раскрывающая особенности матросского танца «Яблочко» как шедевра народной хореографии.

2.1. «Яблочко» – русский народный танец иноземного происхождения

Мы мчались в боях.

И «Яблочко» — песню

Держали в зубах.

М. Светлов «Гренада»

Огромное значение для танца имеет музыка. Во многом успех танца его будущая сценическая жизнь зависит от музыкального сопровождения. Говоря о танце «Яблочко», не возможно не пропеть слова частушки с известным зачином «Эх, яблочко да на тарелочке».

Если говорить о музыке танца, то в ее основе песня-частушка с разнообразными текстами, впервые она появилась в годы Гражданской войны. Цель мелодии и слов – повышение боевого духа Красной Армии. После Октябрьской революции наиболее широко в устной поэзии была представлена (именно) частушка. Простота этой формы приводит к большой лёгкости переработки, при которой путём замены одного-двух слов достигается коренное изменение всей политической направленности произведения в целом. Таковы, например, известные частушки с зачином «Я на бочке сижу», «Эх, яблочко» и др.

Частушка это один из самых распространённых жанров русского фольклора,она была и остаётся одной из характерных примет народного быта. Особую популярность приобрела с конца XIX века, и широчайшее распространение получила в первой половине ХХ столетия.

Частушка генетически связана со старой плясовой песней, шуточными припевками ярмарочных и масленичных балагуров, свадебными дразнилками. Тогда частушки создавались преимущественно сельской молодёжью, исполнялись на одну мелодию целыми сериями во время гуляний под гармонь, балалайку или без музыкального сопровождения. Основной эмоциональный тон-мажорный. Тематика, главным образом, любовно-бытовая. Однако уже в дооктябрьский период возникают частушки общественного содержания (чаще с сатирической окраской). Например:

«Эх, кадетик молодой, Куда котишься?

Первой Конной попадешь, Не воротишься».

«Эх, яблочко, с боку зелено,

Колчаку на Урал, Ходить не велено».

«Эх, яблочко, Да покатилось!

Эх, царская власть, Да провалилась».

Существует версия, что корни «Яблочка» связывают с молдавской и украинской песенными традициями. В Молдавии бытовала похожая плясовая песня «Калач», а на Украине — плясовая припевка:

Пусти, мати на вулицю,

Попав на Черноморский флот , она стала припевкой к матросским танцам, а затем — революционной частушкой. Будучи откликом на события дня, частушка обычно рождается как поэтическая импровизация. Ей свойственны обращения к определённому лицу или слушателям, прямота высказывания, экспрессия.

Исполнение данного вида танца не требует особо много места, что, в условиях ограниченного пространства на судне, далеко немаловажно.Хореографическая лексика танца «Яблочко» также имеет иноземное происхождение и довольно долгую историю. Первые матросские танцы появились еще в средние века. Ярким примером такого танца можно назвать английский хорнпайп, который появился в середине XVI века. Он сформировался из английских миниатюр и вначале танцевался исключительно мужчинами в ботинках на жестких подошвах. Хорнпа́йп ( англ. hornpipe, от horn — рог и pipe — труба) — народный танец под синкопированную мелодию, название которого произошло от названия древнего валлийского и шотландского музыкального духового язычкового инструмента. Танец, изначально очень далекий от моря, но к началу XVIII века стал популярным среди моряков.Стоит отметить, что во многих танцах люди часто подражают особенностям и движениям разнообразных профессий, хорнпайп не стал исключением. Так“хорнпайп моряков” был основан на движениях, которые характерны для морских обязанностей, например, имитация буксировки канатов, гребля, лазание по вантам и салют. Танец состоял из подскоков с элементами чечетки (пола касается то носок, то пятка, создавая эффект барабанной дроби). При махе вперед нога обычно сгибается в колене. Движения руками почти отсутствуют (они либо вытянуты по швам, либо сложены перед собой, либо кисти находятся на поясе).

Однако сегодня мало кто знает, что такое английский хорнпайп, но все знают знаменитое «Яблочко» и многие смогут пропеть слова известной частушки. На российской почве танец трансформировался, получил забавное название «Яблочко», благодаря одноименной частушке, и пополнился различными движениями русской плясовой. Основные движения танца – это естественно движения англо-ирландского хорнпайпа, на которые постепенно наслаивались элементы русской плясовой. По сути , русские матросы уложили мелодию «Яблочка» в английский хорнпайп, разбавив его национальными танцевальными украшениями.

Возможно, формирование танца продолжалось несколько веков, но когда мы говорим о рождении танца «Яблочко» — мы имеем ввиду революционный период в истории нашей страны. Именно революция 1917 года не только изменила политическое и экономическое устройство страны, но и коренным образом повлияла на культуру, на стили и жанры в искусстве. Эти глобальные изменения коснулись и танцевального искусства.

Человек революции — это человек, который обрел свободу, победил в борьбе, строит новую жизнь своими руками, своей волей. Потому и танцы народа молодой Страны Советов светились радостью раскрепощения, самоутверждением, бурным оптимизмом. Они, в большинстве своем массовые, возникали повсеместно на площадях и улицах сел и городов, в них выражал свои чувства духовной и физической свободы победивший народ. Так возникло в дни Великой Октябрьской социалистической революции «Яблочко» как танцевальный образ передававший настроение народа.

Исполнялся танец на палубах, и был он соединением русской «Барыни» и традиционных матросских чечеточных движений. Но, пожалуй, самой основной составной частью танца был его внутренний задор, вызванный состоянием азарта, объединявшим всех людей. Эта черта и определила тот успех, который имел танец по всей революционной России. С палубы корабля «Яблочко» переходит в солдатские казармы, а вслед за этим исполняется повсеместно.

Не было ни одного праздника, где бы этот танец не исполнялся. Автор этого танца — коллективный: революционный народ. Но коллектив в данном случае — это не определенно сложившийся ансамбль, группа людей, это множество одаренных личностей, каждая из которых привнесла свое индивидуальное в общее дело создания нового танца. В этом танце слились традиционные формы мужского русского перепляса и индивидуальные способности импровизаторов.

Таким образом, на русской почве матросский хорнпайп трансформировался в танец, который, прежде всего, понимается как свободная импровизация эмоций, выражение настроения и русского национального характера. Танец российских моряков «Яблочко» — это демонстрация широты русской души, силы, сноровки и удальства! Но, история появления танца на этом не закачивает, «Яблочко» ждет профессиональная сцена и долгая сценическая жизнь.

2.2. Первая постановка танца «Яблочко»

Танец российских моряков «Яблочко» —

широты русской души,

силы, сноровки и удальства!

Сложно и, пожалуй, невозможно проследить путь, который проходит рожденное народом выразительное средство, прежде чем оно найдет свое воплощение в языке сценического действия профессионального искусства. Однако попробуем проследить путь от рождения впервые послереволюционные годы народного танца «Яблочко» до развернутой сцены мужского кордебалета в 1-м акте спектакля «Красный мак», послужившего прообразом многих героических сцен в будущих балетах, в сценических композициях в репертуаре будущих ансамблей танца.

Профессиональная сцена также жила новыми идеями. Однако балет терял свою популярность. Ведь новому революционному зрителю не нужны ни наивные сказочки, ни трогательные любовные истории. После революции в балетный театр пришел «новый» зритель, которому нужен современный революционный спектакль.

Советское искусство делало только первые шаги. Театры нуждались в новом репертуаре, в новых современных пьесах. Балету приходилось особенно трудно. Больше других жанров он был скован условностями, ограничен строгими законами классической хореографии. Но всем им, особенно молодежи, влюбленной в свое искусство, хотелось приблизить его к жизни, сделать понятным и близким народу.

Идея балета «Красный мак» появилась из новостной ленты газеты того времени: « Художник Михаил Иванович Курилко достал из кармана свежий номер «Правды». Артисты, сидевшие тут же, в одном из фойе Большого театра, с интересом прислушивались к разговору.— Вот, пожалуйста: в китайском порту задержан советский пароход. Разве это не тема для современного спектакля? Представьте себе китайских грузчиков, надрывающихся от непосильной работы, надсмотрщика, начальника порта. Все они впервые видят советских людей, впервые видят, каким радостным может быть свободный труд. Разве этот контраст между человеком свободным и рабом, надрывающимся ради горсти риса, этот конфликт двух враждебных миров не может стать темой балетного либретто? »

Художник с увлечением продолжал свою импровизацию. Одна за другой рождались сцены будущего балета, вырисовывались характеры действующих лиц.Было придумано даже название — «Красный цветок». Цветок алого мака, подаренный советским капитаном китайской танцовщице, становился символом борьбы за свободу.

« Первый акт был написан. Глиэр играл пляску советских матросов, заканчивающую первое действие. Музыка звучала ярко, с подъемом.Но чего-то не хватало. Хотелось большей остроты, современности.

— Хорошо бы найти тему такую же броскую и доходчивую, всем знакомую. — Курилко задумался. — А что, если.

Ему вспомнился двадцатый год, в которой он добирался из Одессы в Москву: вокзал, забитый шумной, беспорядочной толпой. Среди толпы он заметил молодого матроса, который, растягивая мехи своей старенькой гармошки, пел на мотив «Яблочка». Подпрыгивающий озорной мотив так и звал пуститься в пляс. В гармонисте плясало все. Плясали его пальцы, проворно и с удовольствием перебиравшие лады, плясали плечи, туго обтянутые форменкой, плясали ноги, отстукивавшие лихую чечетку: с каблука на носок, с носка на пятку; приплясывала, казалось, и бескозырка, чудом державшаяся на густых пшеничных волосах.

Курилко улыбнулся воспоминаниям. «А что, если эту?» Он пропел куплет «Яблочка» и сам удивился, как крепко засели в памяти слова и мотив песенки.

Глиэр подошел к роялю. Помолчал, прислушиваясь к только что прозвучавшей мелодии. Сможет ли этот озорной, легкомысленный мотивчик вырасти в большой музыкальный эпизод, стать достойной характеристикой советских моряков? Он сыграл его, уже обдумывая возможности будущего развития. Потом улыбнулся: «Что ж, это может быть очень интересно! »

Премьера состоялась 14 июня 1927 года в Большом театре . И вот к финалу подходит первый акт: « Теперь очередь за нашими ребятами. Белыми чайками прямо по канатам слетают они с корабля на землю. Все расступаются. Морякам разных стран интересно посмотреть, как пляшут советские матросы.Зал тоже замер. Вдруг по рядам пробежал ветерок. Люди повернулись друг к другу, заулыбались. Еще бы! Они услышали мелодию, которая была для них своей, близкой, была другом их революционной молодости. Вместе с ними «Яблочко» катилось по всем фронтам гражданской войны, согревало их на коротких привалах, веселило у походных костров. Могли ли они забыть эту, неведомо кем сочиненную мелодию, когда сами не раз подбирали к ней хлесткие рифмы, заменяя коротким куплетом боевую листовку ».

Теперь «Яблочко» уверенно вошло в зал Большого театра. Уже не прежним, легкомысленно подпрыгивающим мотивчиком, а широкой энергичной мелодией. Преображенная рукой мастера, озорная песенка выросла в большое музыкальное полотно, стала портретом нового, невиданного прежде коллективного героя — отряда советских моряков.

« Казалось — обрушилась лавина. Зал содрогнулся от аплодисментов. Хлопали крепко, по-рабочему, от всей души: народ понял и признал труд композитора и артистов. Разве могла быть награда выше и почетней, чем эта? ».

Таким образом, «Красный мак» это был первый балет на современную тему, в целом принятый широкой публикой, и это было большим событием в культурной жизни молодого Советского государства. Однако сценическая жизнь балетаограничилась несколькими балетными сезонами и пережила несколько редакций, чего нельзя сказать о тематическом номере 1 акта — матросском танце «Яблочко», сценическая жизнь которого продолжилась отдельно от балетного спектакля.

2.3. Сценическое наследие танца «Яблочко»

«Эх, яблочко – песней славится

Столько лет живет и все не старится!»

Что же представляет собой танец «Яблочко»?Ритм и мелодия танца яблочко построены по музыкальному квадрату, а фигуры танца рассчитаны на 8-16 тактов в исполнении. Если говорить о музыкальном размере, то это размер — 2/4, темп может варьироваться: плавно переходя от медленного до весьма быстрого. Традиционно матросский танец начинается с медленных, но очень широких движений, танцор появляется на сцене, прохаживаясь, но сила и темперамент предстоящего танца уже ощущается. Постепенно темп начинает нарастать, а исполнители берутся демонстрировать искусную технику исполнения. Пляска «Яблочко» несет с собой уйму силовых трюков, хлопушек, присядок, веревочек. Кроме того, очень хорошо знаком многим зрителям и сам традиционный костюм исполнителей танца «Яблочко». Это всегда бескозырка, тельняшка, широкие брюки и обязательный атрибут – белозубая улыбка.

Сцена Большого театра подарила танцу яблочко новую жизнь на профессиональной сцене. Матросский танец в балете «Красный мак» стал прообразом многих героических сцен в будущих балетахи кинофильмах.

Однако в трагические для нашей страны годы – в годы Великой Отечественной войны «Яблочко» вновь вернулось на фронт. Знаменитая песня-частушка била теперь по новому врагу старым, проверенным оружием.

«Эх, яблочко, с боку зелено.

Фашистам в Москву ходить не велено!»

В военных частях особенным успехом пользовались танцы на военную тему и народные пляски. Поэтому в годы войны создается большое количество ансамблей песни и пляски. Каждая воинская часть имела свой коллектив, и почти каждый коллектив свое «Яблочко». Среди концертных номеров, приготовленных артистами для фронта, популярностью пользовались: «Пляска всех родов войск», поставленные артистом И. Куриловым, «Казачья пляска» и «Русский перепляс» П. Вирского, «Тачанка» В. Варковицкого, «День на корабле» И. Моисеева. В этих постановках находил отражение героизм советских людей, прославлялись бойцы Красной Армии, высмеивались фашисты.

В послевоенный период танцевальный образ «Яблочко» активно используется в кинематографе. В 1946г в рамках научно-исследовательской работы в области оптических перекладок и монтажа был снят короткометражный фильм «Яблочко». Среди наиболее известных кинофильмов, где для раскрытия образа русских моряков использовалось «Яблочко» можно назвать такие фильмы как,«Максимка» (1952), «Александр Пархоменко» (1942, новая редакция 1962), «Оптимистическая трагедия» (1963).

Сегодня матросский танец «Яблочко» — это концертный номер в сценических композициях и в репертуаре как профессиональных, так и самодеятельныхколлективов. Наиболее известные профессиональные ансамбли, в репертуаре которых есть «Яблочко» — это ансамбль И. Моисеева, «Гжель», ансамбль песни и пляски Российской армии им. А.В. Александрова, ансамбли песни и пляски Северного флота и Черноморского флота, ансамбли песни и пляски Балтийского флота и Тихоокеанского флота. А также многие другие профессиональные и самодеятельные коллективы различных областей и регионов России.

Изучая историю танца «Яблочко», мы выявили интересный факт, что танец, который является символом русских моряков и воспринимается как шедевр русской танцевальной культуры, имеет иноземное происхождение.

Этот танец своими корнями уходит в далекое средневековье. Английский хорнпайп и песня-частушка предположительно молдавского или украинского происхождения трансформировались в русский народный танец «Яблочко» с характерными национальными чертами. Он был популярен не только среди моряков, но и в рядах Красной армии и использовался для поднятия боевого духа в период Гражданской войны. Но на этом история революционного танца не закончилась.

Народный танец «Яблочко» появился на сцене благодаря балетному искусству. И если быть точным, то благодаря Михаилу Ивановичу Курилко и композитору Рейнгольду Морицевичу Глиэрау. М.И. Курилко подсказал Р.М. Глиеру мотив известной песни для музыкальной темы русских моряков в балете «Красный мак». «Этот мотив знали практически все «Эх Яблочко, да на тарелочке. «, а те, кто не знал, пытался подпевать, ведь этот мотив был у всех на слуху». Популярность мелодии и движения русской плясовой были близки зрителям – успех был предопределен!

Сегодня танец русских моряков «Яблочко» воспринимается как шедевр русской народной хореографии. Его популярность и успех у зрителя определяет и знаменитый мотив песни-частушки, и хореография русской плясовой с национальными особенностями, и неизменные чечеточные движения матросского танца. И, конечно,главная составляющая — это национальный дух танца, который пронизан чувством патриотизма, чувством духовной и физической свободы Русского народа .

Информационные источники

http://www.belcanto.ru/ballet_red.html (Глиэр.Балет «Красный мак»)

http://hnb.com.ua/articles/s-sport-entsiklopediya_tantsa_yablochko-2545 (Энциклопедия танца: яблочко)