Движения русского танца кадриль

Кадриль — это живой, быстрый танец. Разновидности кадрилей

Некоторые танцы мировой культуры, приобретя определенные отличительные особенности, получили массовое распространение не только на своей родине, но и за пределами ее. К таким относится и кадриль — парный танец, бывший когда-то салонным и со временем распространившийся в народе.

В движениях и в манере исполнения на сегодня произошли определенные изменения, но основные композиционные особенности этого своеобразного исторического танца сохранились до сегодняшних дней.

История танца

Немногие знают, что кадриль – это танец французский. Но есть еще одна версия, по которой он первоначально возник в конце 17-го века в Англии и имел название «контрданс». Это танец, зародившийся среди крестьянства. О происхождении названия есть и другое мнение. Суть его в том, что исполняющие располагаются друг против друга, а слово «contre» с французского языка переводится как «против». Особенно популярным он стал в исполнении нескольких пар во Франции, и название было ему дано «кадриль».

Танец через десятилетия стал очень популярным и появился практически во всей европейской территории, включая и Россию, где широкое его распространение началось с 19-го века. Оказавшись в непривычной атмосфере, кадриль французская вобрала в себя настоящие русские традиции. Некоторые отличия отмечались и в зависимости от географии распространения: в самых разных регионах этому великолепному танцу придавали движения, характерные лишь местным традициям. К примеру, в некоторых регионах при его исполнении присутствуют поцелуи.

Кадриль – танец, который представляли даже на ассамблеях Петра I в начале 18-го века.

Покорив посетителей высших салонов и зрителей танцевальных залов, кадриль стремительно стала распространяться в простом народе и превратилась в одну из любимых плясок.

Прежние фигуры стали перерабатываться, видоизменяться, и стали возникать новые. Все эти изменения и обеспечили этому истинно народному танцу долгую жизнь.

История возникновения названия

Название танца «кадриль» явно имеет общие корни с французским «quadrille», с «cuadrilla» испанским и с «quadrum» латинским. В связи с этим и возникают сомнения по поводу страны, в которой возник этот танец.

И все же исторические источники подтверждают происхождение французское, первоначально как бального танца, образовавшегося от английского контрданса. Последний танцевали крестьяне в Англии еще в 17-ом веке, а сама кадриль уже распространилась во Франции, а затем и в других европейских странах в 18-19-ом веках.

Кадриль – живой, быстрый танец. Раньше пары располагались напротив друг друга, по четырехугольнику, и поочередно выполняли свои партии. Причем состоял танец из пяти фигур, которые всегда завершались общим движением всех пар.

Несмотря на сложность фигур, движения идеально отрабатывались и доводились до совершенства салонными танцорами.

Кадриль со временем сильно изменилась, а названия движений, многие из которых исчезли, просто были заменены на цифры. Некоторые движения были упрощены.

Виды кадрили и их особенности

Народная кадриль – это танец, имеющий множество разновидностей: русская и литовская, украинская, латышская, эстонская, белорусская и даже американская. Всех их отличают разнообразие и самобытность.

Кроме того, могут существовать и местные варианты. Например, кадриль русская может называться уральской, московской и волжской.

Украинская кадриль сложена из множества фигур, достигающих 12-и по количеству.

Белорусская кадриль – это комплекс простоты с разнообразием построений. Общее количество фигур — от 4 до 12. Отличительным в белорусской кадрили является включение солирования, либо раздельно, либо попарно.

Русская разновидность кадрили

Следует отметить, что позже появившийся жанр частушек довольно тесно переплелся с этим веселым танцем. Как это выглядит? Исполнители во время танца могут петь частушки в любом порядке: все вместе, поодиночке или парами. Часто кадриль исполняется под многие известные песни.

Русская кадриль – это танец, имеющий особенность, связанную с увеличением количества танцующих пар и с тем, что в некоторых элементах появился перепляс и каждая очередная фигура отделяется от предыдущего движения остановкой движения одновременно с музыкой.

Русская кадриль представляет следующие три группы по форме своего построения: угловые или квадратные, двухрядные или линейные и круговые.

Русский народный танец кадриль имеет несколько фигур со своими названиями: проходочка, звездочка, знакомство, воротца и пр. Они либо объявляются ведущим, либо дается притопом или платком знак для их исполнения.

Благодаря сочетанию удивительной задорности с простотой кадриль прочно обосновалась в культуре и в быту русского народа. Танец этот впитал в себя множество национальных традиций. Благодаря этому он сильно изменился, по сравнению с первоначальной его формой – кадрилью из Франции.

Виды русских народных танцев

В качестве народного танца кадриль имеет много разновидностей: русская и украинская, белорусская и литовская, и даже американская (square dance, что значит, «квадратный танец»). Первоначально этот танец появился в конце XVII века в Англии и назывался «контрданс». Опыт показался удачным, и теперь каждый популярный танец имел шанс отобразиться в кадрили. 1. Grand Rond2. Оборот с партнером за правую и левую руки.3.

Покорив посетителей салонов и танцевальных залов, кадриль стала распространяться в народе. Перерабатывались прежние фигуры, сочинялись новые, которые учитывали особенности и танцевальную манеру в каждой отдельной местности.

Виды русских народных танцев

Русская кадриль имеет многообразные формы и принципы построения, а также достаточно сложные по композиции и технике исполнения фигуры. 2. Линейные или двухрядные, в которых может участвовать до 16 пар и даже больше.

Pole dance — история возникновения

Все-таки классическую бальную кадриль (как и контрданс) нельзя отнести к парным танцам — одной парой его не станцуешь, само название значит «четверка». Его начальная фигура закрепилась в качестве начала французской кадрили, в то время как остальные фигуры были постепенно изменены. Фигура La Pastourelle появилась в 1812 году — мелодия песенки Gentille Pastourelle была аранжирована Колине и пришлась по вкусу парижанам.

Происхождение названия связывают с тем, что зародился этот танец среди крестьянства. Спустя несколько десятилетий этот танец стал популярным практически на всей территории Европы, включая и Россию. Организованные чуть позже школы танцев и специальные курсы предлагали услуги профессиональных преподавателей танцевального мастерства. Оказавшись в несвойственной атмосфере, французская кадриль впитала в себя истинно русские традиции.

Как танцевать русскую кадриль

Во время исполнения кадрили танцующие могут петь частушки в различном порядке: поодиночке, парой или все вместе. За время своего существования эта разновидность кадрили впитала в себя множество истинно русских традиций, благодаря чему она стала совсем непохожей на свою первоначальную форму – кадриль из Франции.

Из Франции в Россию

Укажите стили танцев, которые вы преподаете. Укажите стили танцев, которым можно научиться в школе, тогда пользователи смогут найти вас через энциклопедию стилей. Один из самых задорных французских танцев, увлекавший своими веселыми ритмами высокую публику Европы и России. Кадриль берет начало в XVIII веке от знаменитого контрданса, а к XIX веку уже гремит на всю континентальную Европу. Но в России кадриль ждали большие изменения, многие кадрили вообще сочинялись заново.

Иногда фигуры называются от рисунка исполняемого танца: «Звездочка», «Воротца». Есть кадрили, где фигуры не имеют определенных названий, а только нумерацию: первая фигура, вторая фигура и т.д. А ещё его можно на свадьбах использовать для развлечения гостей)))) Ведь в кадрили можно обмениваться партнёрами и таким нехитрым образом всех перезнакомить.

Самое интересное, что когда пробовал научиться танцевать Кадриль, то постоянно запутывался в своих движениях. Чтобы стать кадрилями, этим танцам пришлось в XVII веке пересечь English Chanel, завоевать симпатии французов, выйти в XVIII веке на сцену и вернуться в бальный зал уже с совсем иной хореографией. 1.1 Источники изученияТема изучается в первую очередь по методическим материалам ХІХ века, содержащим описания техники и фигур кадрилей.

Леонард Коэн — Dance Me To The End Of Love

Кавалер старых времен, Иван Петрович никак не мог понять этого танца, и его просто сердило, что все пары не танцуют зараз… Этот бал был очень оживлен, и я танцевал очень много и по большей части с той хорошенькой фрельной, которой меня рекомендовали, когда мы пришли в залу и с которой я танцевал первую кадриль.

В сборнике популярных танцев начала ХІХ века парижского музыканта и танцмейстера Louis Julien можно найти обычные фигуры французской кадрили под разными композициями и в различных сочетаниях. Но данным набором танцев кадрили, конечно, не исчерпывались. Так, одесский танцмейстер Цорн вспоминает, как в 1833 году в Берлине Французскую кадриль танцевали на одиннадцать фигур, а в 1836 в Дании, Норвегии и Швеции — на семь.

3.1 Исходное положениеИсходное и конечное положение ног танцора при исполнении кадрилей — ІІІ позиция. Известные парижские танцмейстеры начинают и заканчивают движение в кадрили из третьей позиции. В обоих случаях первая пара и ее vis-à-vis считаются главными парами, а остальные — боковыми.

Я видел кадриль, выполненную превосходными танцорами в академии месье Coulon в Париже. Основная техника исполнения французских кадрилей первой половины ХІХ века под музыку с размером 2/4 и 6/8 — связки на основе Temps Levé — Pas Chassé — Jeté — Assemblé. В этих случаях, под Balancez может подразумеваться и шаг с таким названием (См. например )).

Национальный колорит

3.4 Упрощение кадрилей, дополнительные техникиЕстественные процессы упрощения социального танца не могли не сказаться и на кадрилях. Французская кадриль 1839 года в учебнике Максина вместо Balancez содержит A droite et a gauche, в Европе это также становится распространенной практикой.

Чередование в одном танце нескольких техник встречается и в западной Европе

Наряду с процессами упрощения первоначальной манеры исполнения в кадрили привлекаются техники из других популярных танцев. Начиная с 1810-х, подобно тому, как в Англии танцуются контрдансы под вальсовую музыку, во французских кадрилях также начинают попадаться вальсовые контрдансы. Сначала, видимо, для разнообразия, но в последствии использование в кадрилях техник других танцев становится повсеместным.

Возникшая в середине века французская мода на польку тоже не могла не отразиться в кадрилях. В 1847 можно уже встретить польку-кадриль, которая, по сути, есть переложением Французской кадрили на технику польки. Танец могли посвятить актуальной в обществе теме, положить на музыку популярной или наоборот — запрещенной оперы, сделать костюмировано-танцевальную постановку. Монстр, пожалуй, был конечной точкой развития светских кадрилей, история которых заканчивается с наступлением мировых войн и фактическим уничтожением европейской бальной культуры.

Например: Три раза Jeté вперед, в IV позицию и Assemblé. В фигуре принимает участие два танцора.Взявшись за руки (реже — за одну руку) пройти круг вокруг центра пары до своих мест на 8 простых шагов или три Temps Levé + Pas Chassé, затем Jeté и Assemblé. Многовековая работа цирковых трюкачей средневековья также играет важную роль в зарождении и развитии современного танца на пилоне.

В танце получила выражение свойственная южанам подвижность, быстрота и темперамент

Самым древним и богатым видом искусства является танец. Русский народный танец тесно связан с историей русского народа, с их традициями, верованиями и обычаями. Русский народный танец раскрывает духовную жизнь нашего народа и его быт. Через танец люди передают свои чувства, мысли и настроение.

Один из самых основных и древних видов русского народного танца. Круговая композиция хоровода подобна солнцу, богу которого, в старину поклонялись славяне. В хороводе неразрывно связаны между собой пляска, песня и игра. Он собирает и объединяет большое число участников. Хоровод относится к русским бытовым танцам, он имеет свои формы и правила исполнения. Отличительной чертой орнаментного хоровода является движение его участников под песни, в которых нет ярко выраженного сюжета, и которые являются всего лишь музыкальным сопровождением.

В источниках танец нередко фигурирует наряду с чаконой и сегидильей. Свои корни кадриль берет от французского салонного танца. Русская кадриль включила в себя множество фигур и рисунков из русских хороводов и плясок. Парные танцы уступают место массовым, в первую очередь полонезу и контрдансу. Как придворный танец приобрел известность с конца XVII века, став более размеренным и торжественным.

Танцевальные движения в парах: Русский народный танец « Кадриль».

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Технологическая карта урока

Учитель: Шабалина Елена Александровна

Дата: 25 января 2017

образовательная: закрепить теоретические знания (осанка, стопа); формировать у учащихся координационные способности.

воспитательная: комплексно развивать координацию, силу, гибкость; содействовать формированию чувства ответственности, коллективизма, воспитывать чувства прекрасного, упорство и потребность к занятиям физическими упражнениями, развивать интеллект.

оздоровительная: укрепить мышечный корсет, защита от сердечно – сосудистых заболеваний, содействовать достижению гармоничности в физическом развитии, формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия.

Цель урока: Танцевальные движения в парах: Русский народный танец « Кадриль».

предметные: иметь углубленное представление о перекатах, организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность с помощью разминки и на гимнастических ковриках;

метапредметные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

личностные: развитие адекватной мотивации учебной деятельности и осознание личностного смысла учения, принятие и освоение социальной роли обучающегся, развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Инвентарь, оборудование: магнитофон, флеш носитель с музыкой, гимнастические коврики, наглядное пособие (куклы в национальных костюмах).

I .Организационный момент

Цель: создать условия для эмоционального, физического настроя детей на учебную деятельность.

По звуки музыке дети двигаются по кругу, затем перестроение по линиям.

Ребята, сегодня мы в очередной раз отправимся с вами в очень интересное путешествие, в страну «Хореографию», по её познавательным городам. Но чтобы отправиться в путешествие, нам нужно взять с собой в дорогу: улыбку, шутку, здоровый смех, прекрасное настроение.

-Как вы думаете, зачем человеку умение танцевать?

Учитель: конечно, вы правы. Но для красивого исполнения танца нам необходимо гармонично красиво слаженно двигаться.

Ритмика способствует правильному физическому развитию и укреплению организма. Развивает эстетический вкус, культуру поведения и общения, художественно – творческую и танцевальную способность, фантазию, память, обогащает кругозор.

Коммуникативные УУД: Ведут обсуждение по заданной теме, вступают в диалог с учителем и одноклассниками.

Познавательные УУД: ставить задачи совместно с учителем делать выводы: что же такое «занятия ритмикой»?

II .Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи.

Цель: развивать умение ставить перед собой учебную задачу исходя из темы урока, самостоятельно выстраивать план действий по решению учебной задачи.

Учитель: Для того чтобы начать разучивание танцевальных движений нам необходимо провести разминку.

Разминка: шаги на месте, приставные шаги ( два вправо, два влево); releve поочередное (правая, левая), одновременная работа руками, круговые движения (кисти, логти, плечи), наклонные головы, наклоны корпуса, пружинка, приставные шаги с наклоном туловища вперед (два вправо, два влево), подскоки на месте, прыжки на двух ногах, поочередно, бег на месте.

Упражнения на востанавления дыхания.

Партерная гимнастика с учителем:

1. Исходное положение (И.п.) – сидя на коврике вращения стопами вправо, влево, 1-натянуть носки от себя, 2-натянуть носки на себя;

2. И.п. – сидя на коврики руки в стороны, 1-наклон вперед, 2-занять исходное положение;

3. И.п. – сидя на коврики, ноги вытянуты вперед, передвигаемся вперед(ноги вытянутые) и назад (ноги вытянутые);

4. И.п. – сидя на коврики, ноги согнуты, стопа к стопе, спина прямая, наклоны корпуса из стороны в сторону;

5. И.п. – группировка, колени прижаты к себе, перекаты на спине;

6. И.п. – лежа на спине движения вперед ногами (велосипед);

7. И.п. – лежа на спине ноги вместе подняты над туловищем (задержка до 10);

8. И.п. – лежа на спине, велосипед в обратную сторону;

9. И.п. – планка, задержка (счет до 10);

10. И.п. – мостик на спине.

Проверить самочувствие (пульс, усталость, дыхание), дать оценку.

Перестроение из линий в общий круг.

Ребята, а какие танцы народов РФ вы знаете? Татарские народные танцы, чувашские, армянские, мордовские……Русские народные танцы.

А какие названия русских танцев вы знаете?

«Хоровод», «Барыня», «Калинка», «Перепляс», «Кадриль».

Учитель после разминки демонстрирует танцевальные движения : «Ковырялочка» и «Присядка».

Объяснить что, «Ковырялочку» выполняют девочки и мальчики лицом друг к другу в парах. Мальчики выполняют «Присядку», а девочки дробным шагом обходят мальчика. Э лементы, какого танца мы только что танцевали? К ак вы думаете, что мы сегодня будем изучать на уроке? (сообщение темы урока)

Регулятивные УУД: Определить последовательность и приоритет разминки мышечных групп.

Сочетать танцевальные шаги, слышать музыку.

Установить роль разминки при подготовке к танцевальному занятию.

Коммуникативные УУД: Деятельность направлена на продуктивное взаимодействие при проведении разминки как со сверстниками при работе, так и с учителем.

III . Решение поставленной задачи

IV . Первичное закрепление

И так сегодня мы с вами разучим танцевальные движения русского народного танца. Русский народный танец « Кадриль», отличается зажигательностью, активной работой ног и рук. Часто применяются всевозможные хлопки, приседания, притопы.

1 часть Рассказ и показ техники танцевальных движений:

что такое рисунок танца, перестроения, танцевальные движения сольные, в парах.

Разучивание танцевальных движений в парах выполняется поочереди, затем по два движения соединяются в танцевальные связки:

(муз. трек «Кадриль» звучит в течение разучивания и исполнения танца).

1). Выполняем танцевальное движение «Ковырялочка» (на 1-2 счета носок-пятка, на 1-2-3 притопы) – девочки. Мальчики – «Присядка», добавляем движения руками в вперед в стороны, выполнить по 4 р.;

2).Вращение в парах, взявшись под руку, д – свободная рука работает вперед – назад, м – на поясе, 2 круга вправо, 2 влево.

3).Обходим партнера вокруг, руки двигаются вдоль туловища вперед — назад

4).Взялись за руки движение навстречу партнеру, с притопом одной ногой, д – свободная рука работает вперед – назад, м –руки на поясе.

Проверить самочувствие (пульс, усталость, дыхание), дать оценку

А сейчас ребята мы возьмемся за руки и встанем в круг , теми же парами, с которыми работали.

Ребята какие танцы исполняют при таком построении танцоров?

Повернулись вправо и выполняем вместе с учителем :

1)Бег по кругу с захлестыванием голеней назад (1 круг)

Остановились работаем в паре на месте:

2)Вращение, взявшись под руку вправо и влево

3)Мальчики танцуют «присядку», девочки «ковырялочку» — движения выполняем стоя лицом к партнеру

Снова взялись за руки:

4)Повернулись в круг, делаем 4 шага в круг, поднимаем руки вверх; 4 шага назад из круга руки через стороны, назад и опускаем вниз;

5)Остановились на месте: взялись за правую руку, выполняем движение навстречу партнеру, с притопом одной ногой.

6) Обходим партнера вокруг

Взялись за руки в кругу повернулись влево, выполняем:

1)Бег по кругу с захлестыванием голеней назад (1 круг)

7)Впереди стоящая пара разворачивается лицом к учителю и поднимает руки вверх в виде арки остальные, взявшись за руки, проходят под их руками как в игре «Ручеек» и расходятся вправо и влево от них. Выстроившись в одну шеренгу, выполняют поклон.

Работа в группах : И так мы подходим с вами к ответственному моменту, сейчас вы будете выступать в роли танцевальной группы. Ваше задание: «придумать название танца и танцевального коллектива».

Умение анализировать, выделять и формулировать задачу.

Формировать мыслительные операции по каждому из разучиваемых элементов и соединение их в целое.

Развитие координационных способностей в сложных двигательных действиях.

Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей и коллективной деятельности.

Сохранять учебную цель и задачу; осуществлять самоконтроль.

Уметь договариваться в совместной деятельности, взаимодействовать со сверстниками.

V Рефлексия, итог урока

Цель: формировать понимание важности нового понятия «ритмика» умение осуществлять самоконтроль и самооценку.

А чтобы восстановиться после танца, мы выполним у пражнения дыхательной гимнастики по методу А.Н. Стрельниковой.

Этой гимнастикой пользуются артисты, спортсмены в качестве профилактических мероприятий. Главное: акцент на вдохе, выдох – результат вдоха.

1. Повороты головы направо и налево. На каждый поворот (в конечной точке) короткий, шумный, быстрый вдох носом. Вдох настолько резкий, что слегка втягиваются, сжимаются (а не раздуваются крылья носа).

Методические рекомендации : темп – 1 вдох в секунду или чуть-чуть быстрее. О выдохе не думать совсем. Он выполняется автоматически через слегка приоткрытый рот.

2. Наклоны головы вперед и назад. Короткий вдох в конце каждого движения.

3.Сведение рук перед грудью. При встречном движении рук сжимается верхняя часть легких в момент быстрого, шумного вдоха

4. Наклоны вперед и назад (по принципу маятника). Вдох в крайней точке наклона вперед, а потом – наклона назад.

1. Анализ выполнения УЗ обучающимися: Учитель задает вопросы:

Скажите где (в каких случаях) в быту можно пользоватьсяданной гимнастикой?

Помочь сделать вывод, что здоровье человека зависит от различных движений: игры, спорт, домашняя работа, а также танцы (Движение – это жизнь).

— Оцените свою работу на уроке:

научился, но затрудняюсь,

научился сам и могу научить другого.

Д/з: Составьте свою танцевальную композицию из разученных танцевальных движений (можно добавить свои движения).

Поклон – прощание. Уход детей из зала под марш.

Формируем умение выделять основные признаки сравнения выполнения УЗ

Определить собственные ощущения при освоении учебной задачи на уроке.

Слушают одноклассников, активно участвуют в решении коммуникативной задачи, выражают свое мнение об итогах работы на уроке.