Элементы движения танца лезгинка

Элементы движения танца лезгинка

Женские партии в лезгинке достаточно скромны. Главным движением является мелкая плавная, но быстрая поступь, при которой ноги полностью скрыты длинным подолом платья, а верхняя часть тела абсолютно неподвижна, кроме рук и поворотов головы.

Парная лезгинка танцуется по широкому кругу: партнеры почти все время друг напротив друга в паре-тройке метров. Мужчина выделывает разнообразные замысловатые па, преимущественно ногами, руки при этом совершают три-четыре основных движения. Движения делаются прямыми напряженными сильными руками с сильными напряженно вытянутыми пальцами. Совсем другие руки должны быть у партнерши: это тоже довольно сильные, но легкие, плавные, тягучие движения с поворотами кистей, с восьмерками кистями, с круговым рисунком рук.

В любом случае, и в мужской, и в женской партиях, главным правилом любой лезгинки должна быть безукоризненная осанка, неизменная при любых движениях ног, тела, рук и головы! Это тот стержень танца, на который уже нанизываются все другие элементы.

Теперь об искрометной мужской партии в коллективных или сольных мужских лезгинках. Они отличаются большей воинственностью, а также большей акробатичностью. Наиболее повторяющимся элементом мужской лезгинки являются:

  • выброс ног;
  • переступы ногами либо напоминая цыганскую «ковырялочку», либо греческую «виноградную лозу» (как в «сиртаки»);
  • вращения;
  • прыжки.

Причем такие групповые мужские лезгинки танцуются часто по принципу многих групповых танцев: есть несколько синхронных групповых па, а между ними друг за другом танцуются сольные связки.

Среди сольных элементов, конечно, особняком стоят знаменитые прыжки в лезгинке. Они мощные, с гордым прогибом корпуса назад, с орлиными взмахами рук. Ноги при этом согнуты в коленях и сильно захлестнуты назад, вплоть до касания ими головы танцора.

Еще одним характерным элементом являются вращения – тут явный «привет» от турецких дервишей. Хотя кавказские вращения совершенно другие: они резкие, часто в прыжке (бывает, танцоры докручивают до трех оборотов такие «туры» в воздухе)с согнутыми в коленях ногами, и часто приземление идет через колени (танцор чиркает коленями по сцене, докручивая свое вращение, и тут же переступает на полные ступни поочередно). Смотрится – необыкновенно эффектно, но неподготовленным танцорам категорически не рекомендую этот элемент: риск повредить колени слишком велик!

Теперь к украинским отголоскам в танце – тут легкий отсыл к гопаку, когда в прыжке танцор поднимает вперед обе сильные вытянутые ноги, хотя чаще можно наблюдать, когда одна нога вытянута в сторону, а другая согнута в колене и они обе образуют рисунок некоей стрелы.

От русских в лезгинке можно разглядеть условные движения «присядки», хотя она сильно изломана более воинственными агрессивными движениями в более стремительном темпе.

Еще одной исключительной узнаваемой особенностью лезгинки служат мужские па на полных пальцах. Никакие приспособления для этого не применяются: только сильные стопы, разработанные мышцы голени и бедер танцора и даже сильные пальцы ног. Танцор встает и даже прыгает на верхние фаланги согнутых пальцев ног, удерживаясь при этом в строгом напряженном вертикальном положении. На пальцах делаются частые мелкие резкие переступы с выбросами ног вперед. На пальцах крутят туры. На пальцы приземляются из вращений в воздухе. На пальцы вскакивают с колен.

В зрелищности лезгинке не откажешь, в выразительности и заразительности – тоже. Но мужские партии – это на грани искусства и спорта: так нужны танцорам сила, выносливость, ловкость и все тот же жгучий кавказский темперамент!

Ну, и конечно, второй главное правило любой лезгинки: взгляд! Он должен прожигать зрителей насквозь, проникать в самое их сердце и разжигать там огонь любви к этому прекрасному танцу – Лезгинке!

Занимаясь лезгинкой всегда нужно держать себя в тонусе и следить за фигурой. Больше овощей и недиетической еды на завтраки и обеды, очень хорошо кушать салат с креветками. Он придает достаточно сил для занятий и не сильно калорийной.

О лезгинке

Сегодня в мире трудно найти человека, который бы не знал зажигательный танец «Лезгинки». Что же такое «лезгинка»? Это своеобразное соревнование между молодыми людьми — быстрая, темпераментная, требующая большой силы и ловкости от юноши, и плавности, изящества от девушки.

Знаменитый танец является ничем иным, как отголоском древних языческих верований и ритуалов, одним из основных элементов которых являлся образ орла.

Этот образ совершенно точно воспроизводится танцором, особенно в тот момент, когда он, поднявшись на носки и горделиво раскинув руки-крылья, плавно описывает круги, словно собираясь взлететь.Музыка «лезгинки», с четким ритмом и энергичными движениями, привлекла к себе внимание многих известных композиторов.

Искусство,это своеобразный язык общения. И танец в этом смысле является наиболее универсальным и доступным. Тем более, если это танец лезгинка — танец большинства народов кавказа . Он аккумулирует, отражает и сохраняет в себе все — прикладное искусство — костюмы и украшения; легенды и ритуалы, обычаи — рисунок танца, формы движений, особые законы и пропорции поведения в нем; народную музыку — богатство народных мелодий, музыкальные инструменты, многовековые навыки игры; театр — танец, как часть общего действия, сопряженный с определенным событием, людьми. И, в конце концов — танец «лезгинка» являются важнейшим элементом жизненного уклада всех горцев, является непревзойденным и до конца не раскрытым феноменом объединения народов.

В каждом этнически обособленном ауле Дагестана и по сей день, мы можем наблюдать особые формы, движения, пластику и мелодику ……общего «горского» танца. Мужского, женского, девичьего, детского….Но все они остаются локальными проявлениями национальных культур. Но по праву народным, общенациональным была, есть и будет оставаться «лезгинка». Тем более, что под ее знаменами стоят все горские народы Кавказа — от Грузии до Ичкерии. Ее знают все, ее любят все, ее танцуют все.Сегодня танец «лезгинка» по праву является визитной карточкой всего Кавказа символом мира и открытости наших людей.

Но все это, культурно — историческая данность, которую мы не вправе бесщадно эксплуатировать, ничего не давая взамен. Сегодня мы видим, как к всеобщей любви все больше примешивается некая развязность, легковесность, упрощенность.

А ведь всем известно — что «Лезгинка» — это не просто танец, а эталон статности, красоты и благородства.

Время берет свое — размывается, нивелируется мелодика, упрощаются формы и движения танца, уходит в небытие некая тайна, сокровенность глубинного смысла, заложенного в нем. Пара — мужчина и женщина. От начала и до конца вместе, и у каждого своя особая роль, слагаемые вместе в диалог только им понятной беседы. Ведь многие века именно танец, наряду с песней и поэзией были верной и единственной формой объяснения своих чувств.

Об огромной пользе танцев для здоровья говорится очень часто, однако, подкрепить эти мысли убедительными доводами не всегда удается. В этой статье мы поговорим о пользе танцев для человеческого тела с научной точки зрения:

Как много можно почерпнуть из этого красивого, на первый взгляд доступного и столь заманчивого танца «лезгинка». И чтобы все это лучше понимать, свой родной танец надо не только любить, переплясывать, но и знать его. Так, что дорогие посетители нашего сайта не теряйте время, учите прекрасный танец «Лезгинка».

Вы можете танцевать красиво!

Казачья лезгинка

Сегодня в России наряду с коррупцией, ползучим финансовым кризисом и терроризмом злободневным неожиданно стал вопрос лезгинки. Исполнение традиционного танца Кавказа на улицах российских городов, по опросам, проведенным Общественной палатой, вызывает негативную реакцию у 21% опрошенных, то есть у каждого пятого. Танцевать ее законодательно запрещено в некоторых регионах России, а недавний случай отчисления студентов Кисловодского медицинского колледжа спровоцировал целую общественную дискуссию об уместности его публичного исполнения. Вынося резкие суждения, мало кто сейчас вспоминает, что лезгинка является одним из традиционных казачьих танцев.

В казачьих частях

Пожалуй, наибольшее количество упоминаний о лезгинке в казачьей среде оставил в своих мемуарах кубанский казак Федор Елисеев (1982 года рождения). Будучи первоклассным джигитом, танцором и боевым офицером, уроженец станицы Кавказской Федор Иванович описал боевой путь казаков в Первую мировую и Гражданскую войны, где не раз касался и темы лезгинки. Один такой интересный случай заслуживает, чтоб остановиться на нем подробнее. Елисеев вспоминает, как он выступил в лезгинке вместе с осетином Петром Галаевым, служившим во 2-м Черноморском полку.

«В азарте его исполнения — он выхватил из кобуры револьвер и все семь зарядов выпустил себе под ноги. Захваченный его азартом — я так же выхватил свой “наган” и все семь пуль выпустил в потолок. Наутро скандал. Меня вызвал мой командир 2-го Кавказского льготного полка полковник Равва и по-отечески предложил — или двое суток ареста, или же на свой счет починить крышу офицерского собрания, пробитую в семи местах пулями… Я предпочел заплатить за починку, но не идти под арест».

Любил лезгинку и легендарный атаман волчьей сотни, о чем сохранились записи в книге Маркова «Мои встречи с А. Г. Шкуро».

«…хорунжий Шкуро неоднократно выходил на круг и поражал собравшуюся публику своей лихой лезгинкой. Выпитый коньяк не лишил его бодрого равновесия в темпах, то плавных, то бурных, этого огневого танца всех кавказцев».

Справедливости ради нужно отметить, что лезгинку исполняли отнюдь не все казаки. Не знали этого танца в донских станицах, чужд он был и для части кубанских казаков. Говоря о потомках запорожцев, черноморцах, Елисеев отмечет:

«Лучший у них танец — это гопак. Любят они танец полька на пару, с пристукиванием каблуками по полу и с прибауткой “а-ча-ча!” в такт. Танец лезгинку они психологически не понимали, почему не только что ее не танцуют, но и не любят ее».

Линейцы же, напротив, кавказский танец любили и исполняли при любом удобном случае. Елисеев в своих мемуарах описал интересный случай, как глухонемой казак первоклассно исполнил лезгинку с оружием, глазами чувствуя ритм гармошки, и далее продолжал свою мысль:

«Хоперцы отлично танцуют лезгинку. Она у них является главным казачьим танцем. Танцуют они хорошо, стильно, чисто по-горски, от которых не только что ее переняли, но считают “своим танцем”».

Если на Кубани относились к лезгинке по-разному, то на Тереке ее танцевали практически все. Газета «Казачий Терек» приводит слова Павла Вострикова, написанные им в своей книге о станице Наурской, датированной 1904 годом.

«Европейские танцы мало распространены, зато лезгинку здесь танцуют почти все от мала до велика. Мотивы лезгинов различны, характер же мотивов азиатский. Та или другая лезгинка танцуется различно: одна сопровождается быстрыми движениями и жестами, в другой плавный ход сменяется порывистыми скачками, третью танцуют с обнаженными кинжалами в руках…»

Название станицы стало нарицательным. С начала XX века «наурской» называют наиболее популярный вариант лезгинки в казачьей среде.

Советская лезгинка

После поражения в Гражданской войне многие умельцы исполнять лезгинку, как Елисеев, эмигрировали в западные страны. Оказавшись в чужом окружении, часть из них зарабатывала постановочными номерами для почтенной капиталистической публики и постановочными трюками в седле. С выступлениями многие мастера джигитовки и лезгинки объездили весь мир, включая Америку, Европу, Австралию и Азию. Потому в XX веке заграницей казаки, особенно кубанцы и терцы, ассоциировались именно с виртуозной лезгинкой и джигитовкой.

В Советском союзе казачья лезгинка тоже продолжала жить, только в более «народном» формате. Партия признавала важную роль кинематографа и ТВ в формировании «нового человека», строителя коммунизма, потому скоро страна увидела, как казаки танцуют лезгинку на голубых экранах своих телевизоров.

Наиболее полный эпизод кавказского танца был показан в фильме «Кубанцы» 1939 года выпуска. Мужчины и женщины в традиционных одеждах вечером собирались вместе и танцевали. В фильме присутствуют разные варианты лезгинки, и можно разобрать движения актеров.

В фильме «Кочубей» 1958 года выпуска также показан короткий отрывок, где один из казаков красного отряда спрыгивает с лошади и начинает плясать что-то напоминающее лезгинку, а его товарищ становится на ноги в седле и делает характерные движения руками.

В станицах казаки, даже вступив в колхозы, продолжали традицию своих дедов.

Танцевали лезгинку с размахом, вечером на праздники в клубах, прототипах современных дискотек, на свадьбах, гуляниях. Лучших танцоров в станице знали и приглашали посоревноваться в лезгинке.

Вопреки словам Елисеева, горский танец в советский период прижился и в черноморских станицах, сильно при этом трансформировавшись. Он был скорее элементом определенной «игры» со своими законами и условностями. Вопреки устоявшимся стереотипам нагайки у танцоров отсутствовали, а кинжалы и шашки не обнажались. Кроме традиционной лезгинки «наурской» исполняли «кабардинку», «черкесскую» и танец «Шамиля». Нарушать негласные правила, добавлять элементы других танцев было не принято.

Исполняли казачьи ансамбли лезгинку и на сцене. Говоря о разнице между горской и казачьей лезгинкой, заслуженный работник культуры Чеченской республики Мовлади Мансуров в одном из своих интервью подчеркнул:

«В технике исполнения разница одна. Кисть руки у казаков во время танца прямая, вытянутая. У горцев кисть может быть согнута, а пальцы сжаты в кулак, и кисть в движении — не застывшая».

Национальные особенности

Танец действительно является душой народа, частью его культуры. Если какой-то элемент противоречит мироощущению, менталитету народной массы, он просто отбрасывается и высмеивается. В традиционном танце показываются общественные, семейные отношения, роль женщины в социуме. Устанавливаются моральные барьеры, понятия о том, что прилично, а что нет, отношения в коллективе, представления об социальных ролях, связь понятий «я» и «мы», а также многие другие психологические установки.

Одно из главных отличий казачьей лезгинки – активное движение. Если горец может показать свою удаль даже стоя на месте, то казаку для танца нужно пространство, а перемещение по кругу осуществляется более мелким «шагом».

Казачья лезгинка характеризуется равноправием и соревновательным духом. Кандидат исторических наук, доцент Андрей Яровой в фильме «Дон. Картина мира» говорит: «В основе традиции донских казаков лежит некий состязательный принцип». И именно это соперничество между самими собой раскрывается в танце. Пространство и условия, создаваемые казаками в лезгинке, подобны казачьему Кругу, где решаются все важные вопросы жизни хутора, станицы, войска.

У казаков женщина танцует намного более свободно, чем у горских соседей. В танце казачке позволено смотреть на партнера, зачастую она выходит в центр круга, а мужчина «летает» вокруг нее.

Современность

Сегодня преемственность «казачьей лезгинки» из поколения в поколение у казаков почти утрачена. «Благодаря» катаклизмам XX века многие понятия переосмыслены и воспринимаются иначе, и в первую очередь само слово «казак». По тем же причинам перестали казаки ассоциироваться с лезгинкой и в общественном сознании.

И нет ничего удивительного, когда в прессе всплывают сообщения, что «Волчья сотня» [современная казачья организация на Ставрополье – прим. ред.] пресекла бесконечную «ночную лезгинку» чечен» или им подобные.

Для сравнения можно вспомнить описания казаков времен гражданской войны, чье имя взяли современные борцы с лезгинкой. Наталья Александрова в своем художественном произведении «Волчья сотня» отмечала:

«В папахах из волчьего меха терские казаки Шкуро казались настоящими дикарями. Впереди сотни знаменосец нес на пике волчью шкуру – отличительный знак шкуровцев. Джигиты, «волчья сотня»… Один из казаков бросил поводья, вскочил ногами на седло и, стоя на скачущей лошади, начал отплясывать лезгинку».

К сожалению, связывать в единое целое нарушение общественного порядка и кавказский танец, имеющий многовековую историю, стало само собой разумеющимся даже среди потомков казаков, что уж говорить об американских корреспондентах.

Нашумевший фильм Евгения Попова «Проект Кавказ» начинается с горячей ритмичной музыки и мелькающих эпизодов лезгинки, перемежевывающихся с массовыми беспорядками. Интересно, что первыми в «угрожающем» видеоряде показаны кадры из советской хроники, где казаки на сцене исполняют постановочный танец с шашками.

Несмотря на сложившиеся стереотипы, лезгинка распространена среди казаков и сегодня. Не редки случаи, когда казачья молодежь, проживающая в крупных городах России, записывается на курсы обучения «горского танца», а некоторые даже вливаются в профессиональные ансамбли и танцуют на публику наравне с другими кавказцами. Исполняют лезгинку казаки и в своей среде. Сегодня уже можно однозначно утверждать, что лезгинка пришла и на казачий Дон, где она едва ли не популярнее, чем на современной Кубани и Тереке.

Культура не стоит на месте. Современные танцы уже не похожи на то, что исполнял Елисеев или советские станичники. Интернет пестрит разнообразными видео и аудио записями «казачьих лезгинок», которые на поверку не всегда оказываются такими. Большую популярность набрал танец, где лезгинка скрещена с умением работать шашками, в исполнении Михаила Слоквенко. В одном из своих интервью он сказал:

«Мой танец […] служит делу возрождения наших традиций, обычаев и казачества в целом. Казачья жила сильна и уперта, и ничто не выбьет нас из седла… Потому и танцуем!»

3 урок Продвинутого Курса Лезгинки для мужчин! Шаги в лезгинке.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога «Танцы народов Кавказа» . Больше недели не писал статей на блоге. Признаюсь, очень соскучился по вам и по своему блогу. Чуть ниже расскажу вам, почему так долго не писал. А в этой статье я продолжу давать вам уроки лезгинки для парней.

Все дело в том, что я в данный момент нахожусь в самом красивом городе России – Санкт-Петербурге. Приехал сюда на учебу на два месяца. Понятно, что с интернетом есть определенные проблемы. Кстати, эту статью пишу с помощью модема.

Итак, в Питер меня прислали на курсы повышения квалификации. Несколько строк напишу об этом. Здесь буду находиться примерно до 20 марта. Кстати, некоторые читатели и читательницы уже предложили встретиться. Ну, если получится, то напишу статью о нашей встрече. Думаю, вам будет интересно. Живу здесь в гостинице. Вообще, к Питеру у меня особенное отношение. В первый раз я был здесь в 2009 году на финале конкурса В. Потанина. Кстати, тогда я победил. Читайте об этом в статье «Мое интервью дагестанскому телевидению» .

Так вот, тогда я просто влюбился в этот город. И, уезжая, сказал, что снова сюда вернусь. Ну, вот вернулся. Живу в гостинице, до 18 часов вечера занятия. Кстати, сегодня один преподаватель вел занятие об «управлении войсками». Блин, этот чувак не может управлять даже классом. Какое же он имеет право учить нас тому, как управлять войсками! Это тоже самое, что толстый и жирный мужик будет учить, как нужно стать мускулистым и крепким.

Ну да ладно, отошел я от темы статьи. Если вы заметили, в этот раз я написал не «уроки лезгинки для мужчин», а «уроки лезгинки для парней». Провел анализ и выявил, что в поисковых системах намного чаще ищут словосочетание «уроки лезгинки для парней» . Значит, буду давать людям то, что они ищут. Итак, сегодня вы получите 3 урок Продвинутого курса для мужчин (парней) «Как Стать Ассом Лезгинки».

3 урок курса лезгинки для парней

На данном уроке мы продолжим углублять ваши навыки танца. И посвящен урок будет шагам мужской лезгинки. Если вы помните, то в курсе «Как Быстро Научиться Танцевать Лезгинку: 7 Главных Секретов» обучению шагам я уделил много времени. Оно и понятно, ведь шаг (ход) в лезгинке – это связующее звено, которое позволяет сочетать самые различные движения ног и даже рук.

Сами подумайте, ведь шаг придает красоту танцу. А многие уделяют этому элементу танца очень маленькое значение, думая, что самое главное в лезгинке – это движения. Я считаю иначе, поэтому попросил хореографа продвинутого курса дать нам еще какие-то шаги. Прежде, чем я передам слово Кямрану Мовланвердиеву, хотелось бы напомнить вам основные шаги, которые мы изучили на предыдущих уроках лезгинки для парней.

Итак, мой самый любимый – чеченский шаг. Вообще, сама чеченская лезгинка очень красивая. Так вот, в предыдущем курсе мы очень подробно с вами рассмотрели, как нужно правильно исполнять чеченский шаг. Если вы не помните, то могу еще раз напомнить вам этот шаг:

Думаю, стоит вам напомнить еще несколько шагов – это двойной шаг и одинарный шаг. Исполняются они довольно легко, поэтому смотрите и вспоминайте:

Что еще можно вам напомнить? Думаю, нельзя не сказать и о заднем ходе. Тоже очень важное и нужное движение мужской лезгинки. Вы же не все время будете вперед двигаться. Ведь может быть такое, что девушка изменит направление движения. Что тогда делать? Убегать с танцевальной площадки? Так настоящие мужчины не поступают. Вот, вспоминайте, как выполнять задний ход (шаг):

Друзья, на самом деле, мы с вами рассматривали и другие шаги – гергебельский, лакский, акушинский и так далее. Напоминать все смысла не вижу. Вы можете БЕСПЛАТНО стать нашим студентом и получить уроки лезгинки для парней. Обязательно сделайте это, так как без подготовительного курса очень сложно обучаться на этом. Итак, давайте я дам вам ссылки на предыдущие два урока продвинутого курса лезгинки и уже передам слово Кямрану (уже заждался он): 1 урок Продвинутого Курса Лезгинки для мужчин

Отлично! Передаю слово Кямрану Мовланвердиеву:

Ну что, мне осталось вам напомнить, чтоб вы подписались на обновления блога . Ведь, только в этом случае вы будете получать все уроки лезгинки и новые статьи блога на свою почту. Кстати, девушкам не стоит расстраиваться. В ближайшие дни выложу очередной урок лезгинки для вас. Кстати, если вы не знаете, как нужно подписываться на обновления блога, то смотрите здесь .

А напоследок, хочу показать вам очень классное видео с хореографом мужского продвинутого курса Кямраном. Они организовали свой ансамбль «Кавказ» и сняли очень профессиональное, креативное и смешное видео. Обязательно посмотрите, получите массу удовольствии:

Да, статья сегодня получилась небольшая, но очень полезная. Я уверен в этом! Кстати, обращаюсь к читателям и читательницам блога: каким движениям лезгинки вы бы хотели обучиться? Ну, как всегда, интересно будет прочитать ваше мнение по поводу этой статьи.