Эмоции в восточных танцах

Восточный танец с точки зрения биоэнергетики Александра Лоуэна

Александр Лоуэн — это один из ярчайших психологов 20 века, создавший биоэнергетику — метод телесно-ориентированной психотерапии, главным тезисом которой является единство психики и тела. Лоуэн считал, что характер человека и его внутренние психологические проблемы проявляются в телесных напряжениях и движениях. А в основе жизнедеятельности человека лежит универсальная биологическая энергия.

Лоуэн разработал несколько уникальных методов оздоровления через решение внутренних проблем человека. Причем ученый сам использовал эти методы в своей повседневной жизни и дожил до 98 лет, сохраняя удивительную бодрость, работоспособность и ясность ума.

В свое время, знакомясь с работами Лоуэна, я обнаружила, что многие его упражнения удивительным образом совпадают с техниками восточного танца. Известно, что он опирался на знания и практики «внутренних» стилей восточных единоборств и йоги. Мне кажется, что очень интересно будет провести параллели между исследованиями американского психотерапевта и танцевальной традицией Египта и Ближнего Востока. Через такое сопоставление мы можем глубже понять целительный потенциал, заложенный в танцах живота и трайбле.

Ниже будут приведены цитаты из трудов Александра Лоуэна «Сборник биоэнергетических опытов» и «Удовольствие: творческий подход к жизни».

Восточные танцы vs. психофизические блоки и зажимы

Александр Лоуэн считал, что если человек двигается изо дня в день по привычным схемам, то в одних областях организма он накапливает напряжение, в других происходит излишнее расслабление, гибкость снижается, как и способность к новым способам двигаться.

Поскольку открытия психологов подтверждают, что дыхание напрямую связано с эмоциональными переживаниями, Лоуэн убежден, что любые двигательные привычки, ограничивающие подвижность, создают и закрепляют дефицит как дыхания, так и эмоциональной сферы. То есть, телесные блоки ограничивают человеческую способность переживать богатство ощущений.

С одной стороны, зажимы возникают, как способ защититься от неприятного опыта. Напряжения мышц блокируют неприятные переживания — идущие изнутри (например, запрет родителей проявлять агрессию и яркие чувства приводит к привычке останавливать агрессию или эмоции самостоятельно) и связанные с внешними событиями (когда мы игнорируем то, что нам не нравится в проявлениях других людей и явлений). С другой стороны, в результате привычки включать щиты физического напряжения наши будни становятся серыми, а жизнь оставляет впечатление скуки и безрадостности, потому что расслабляться и, тем более, проявлять сильные эмоции по существу нас никто не учил.

Всем знакомо, что любые танцы раскрепощают и наполняют силой. Это происходит, потому что в запале клубного танцпола или на занятии мы активно двигаемся: напряжение сменяется необходимостью автоматически расслабляться, частично психофизические блоки разряжаются. Также мы прикасаемся к своему внутреннему двигательному потенциалу, отчего количество энергии по субъективному ощущению увеличивается — мы можем танцевать ночи напролет.

Но разные танцы содержат разные способы движения. Александр Лоуэн выделил несколько наиболее эффективных путей разрядки зажимов и наполнения тела творческими и физическими силами (он считал, что они напрямую связаны) — эти пути легли в основу его биоэнергетики (не путать с экстрасенсами и прочими шарлатанами, использующими это слово). Как показывает практика, все они являются ядром восточной хореографии. Восточные танцы — настоящий эликсир молодости души!

Восточные танцы. Шимми

Александр Лоуэн: «Феномен вибрации увеличивает переживания и ощущения в ногах и ступнях. Очень часто, когда это случается, люди говорят: «Я действительно чувствую свои ноги и ступни. Я никогда раньше их так не чувствовал».

Биоэнергетика Лоуэна — это «вибрирующий путь к здоровью». Вибрация рождается из энергетического заряда мускулатуры (как известно, к каждой мышечной клетке подходит нервное окончание). Недостаточная пульсация выражается в общем сниженном тонусе мышц. Поток нервного возбуждения проходит вяло. Мощные пульсации способны запустить оздоравливающие процессы в организме, что подтверждают различные дыхательные и «внутренние» восточные практики (направленные на улучшение качества жизни и созерцание). Александр Лоуэн опирался в своей работе именно на них. Но мы можем применить его наблюдения к любым другим системам, в нашем случае, к восточным танцам.

Александр Лоуэн, биоэнергетика: «Любой хронический мышечный спазм ограничивает свободу движения и выражения индивида. Следовательно, это ограничение способности получения удовольствия. Здоровая личность — вибрирующая личность. Здоровый организм — пульсирующий и вибрирующий организм. В здоровом состоянии телесные вибрации носят относительно мягкий, плавный и равномерный характер, подобно шуму тихо едущего автомобиля. Когда двигатель автомобиля останавливается, мы ощущаем это как покой. О человеке, тело которого не вибрирует, можно по аналогии сказать, что он эмоционально неподвижен. С другой стороны, тело, сотрясающееся слишком сильно, подобно машине с неисправным зажиганием или изъеденными коррозией клапанами. Когда все неполадки в машине устранены, ее вибрация становится кошачьим урчанием. Урчание — вот звук плавно едущей машины. Это также чувство безупречно функционирующего тела — тела, которое двигается с легкостью и грацией животного».

Как уже говорилось, нашими «дефектами», согласно биоэнергетике, являются хронические мышечные напряжения. Они развиваются вследствие подавления импульсов и не могут быть исправлены иначе как высвобождением подавленного движения. Но прежде чем это произойдет, их необходимо вывести на сознательный уровень и зарядить эмоциями. Именно это и достигается вибрациями. Каждая хронически напряженная мышца находится в сокращенном состоянии, и ее надо растянуть, чтобы активизировать потенциал для движения.

На занятиях восточными танцами мы тянемся и исполняем самые разнообразные шимми. Каждый новичок в этом деле проходит известные этапы: сначала вибрации не удаются, потом в импровизированных упражнениях проскальзывают моменты расслабления мышц и потери контроля над собой и чувствами. Именно волна переживаний освобождает ноги, таз, плечи, которые буквально начинают ходить ходуном под заводные ритмы перкуссии, что наполняет зажатый до этого организм возбужденным ликованием. «У меня получается!» — кричит сознание, понимая, что шимми — это полная потеря контроля над позой. Опытный танцор переходит на уровень управления вибрациями: он структурировал хаос как движений, так и переживаний, и знает, что шимми наполняется энергией его эмоций.

Лоуэн утверждает, что телесное и эмоциональное удовольствие непосредственно влияет на творческий потенциал человека. Оно дает опору для использования воображения. Я могу добавить, что освобождение от гиперконтроля ведет к потоковому состоянию сознания , новизне переживаний, возникновению ярких и интересных образов, к игре воображения. А формат танца создает условия для применения творческого потенциала личности в искусстве.

Восточные танцы. Прогибы для спины

Хронические зажимы перекрывают чувство контакта с собой. Прогибы и скругления спины при подготовке к волнам корпусом в восточных танцах стимулируют процесс освобождения движений и переживаний.

Александр Лоуэн, биоэнергетика: «Трудно переоценить важность пребывания в контакте с собственной спиной и с тыльной стороной тела. Без этого трудно поддерживать или удерживать нужные положения в пространстве. Недостаточно иметь позвоночник (наше анатомическое строение обеспечивает нам это), человеку необходимо ощущать его. Он должен чувствовать, когда позвоночник слишком жесток, ригиден, а когда — чрезмерно податлив и мягок. Если он излишне жесток, то человек не способен легко прогнуться в ситуации, которая требует именно этого. Если же позвоночник слишком мягок, то он не обеспечивает достаточной жесткости, позволяющей удержаться в условиях стресса. Чрезмерная жесткость возникает из-за хронических напряжений мускулатуры длинных мышц спины».

Восточные танцы. Опора на стопу — заземление, ритмичные удары ногами

Александр Лоуэн, биоэнергетика: «Когда мы говорим, что человек хорошо заземлен, или что он крепко стоит на земле, это означает, что человек осознает себя и окружающее — связан со своим телом и окружающими людьми. Заземления позволяет ощутить свое «Я», почувствовать себя в безопасности. Человек стоит на земле, и его ноги отдыхают на ней.

Недостаток чувствительности в ногах приводит к тому, что контакт с землей — чисто механический. Недостаточно просто знать, что наши стопы прикасаются к земле. Необходим энергетический процесс, в котором волна возбуждения движется вниз к ногам и стопам. Чувство заземления возникает в то время, когда волна возбуждения достигает земли, изменяя направление, после чего движется вверх, как если бы земля возвращала силу вверх для того, чтобы поддержать нас. Стоя, таким образом, мы можем сознательно поддерживать единство противоположностей».

В восточных танцах практикуется заземление и опора на полную стопу. Мы чувствуем, как женская сила в нас обретает вес и спокойствие, когда ноги сильны и свободны для перемещений. Люди умственного труда отдыхают головой, когда начинают полагаться на мудрость стоп. Иногда мы танцуем вибрацией одной ноги. Если мы делаем это механически, не опираясь на чувство заземленности, то мы не обретаем опору, танец нас изматывает и не оздоравливает.

Восточные танцы. Волна

Практика волн всеми сегментами корпуса, во всех направлениях и плоскостях непосредственно влияет на дыхательную систему организма. Мастерство восточной танцовщицы заключается, в том числе, в умении вибрировать диафрагмой, что возможно только лишь при освобожденных мышцах дыхания. Когда мы из часа в час гоняем мышечное напряжение по ребрам и спине с помощью волн, мы разряжаем накопленное физическое напряжение, а если это делать под захватывающую музыку, то разряжаются и подавленные эмоции.

Александр Лоуэн, биоэнергетика: «Дыхательные движения напоминают движение воды. “Волна” вдоха зарождается в глубине таза и поднимается ко рту. Дыхание многих людей сдавлено и жестко, чтобы “задушить” переживания, пресечь их, особенно плач, рыдание и крик.

“Волна” выдоха начинается ото рта и направляется вниз. Выдох означает расслабление всего организма. Вы даете возможность воздуху покинуть легкие, а вместе с ним любое напряжение покидает вас. У людей, боящихся расслабиться, возникают проблемы с полным выдохом. Даже после усиленного выдоха в их груди все же задерживается некоторое количество воздуха».

Восточные танцы. Движения тазом: вращения, выведения, удары

Восточные танцы вызывают радостное возбуждение мужчин, хотя во многих странах исполняются женщинами для женщин. Ведь это интуитивная профилактика женских болезней и проблем. То, что восточницы в большинстве своем рожают без разрывов, подтверждено наблюдениями врачей. И то, что движения таза проявляют сексуальность женщины, воспринимается бессознательно и однозначно.

Александр Лоуэн, биоэнергетика: «Поскольку организм — единое целое, то его здоровье — тоже единство. Это значит, что физическое и ментальное здоровье, эмоциональное и сексуальное неразрывно связаны между собой. Таким образом, связанная с сексуальностью тревожность или проблемы в этой области серьезно воздействуют на физическое, эмоциональное и ментальное здоровье человека. То же самое можно сказать и об отклонениях в любой другой сфере. Эффект воздействия всегда охватывает тело в целом.

Физическое здоровье — это не просто отсутствие болезненных симптомов. Оно проявляется в красоте и грации, физически здоровое тело вибрирует оживленно, а не просто свободно от заболеваний.

Точно так же эмоциональное здоровье можно описать как полное обладание всем спектром чувств. Конечно, это определение означает способность полноценно чувствовать и выражать сексуальность и способность переживать радость этого выражения. Таково наше понятие о сексуальном здоровье. Быть вибрирующе-оживленньм — значит обладать способностью переживать удовольствие и радость жизни.

Одной из причин зажатости живота является контроль и сдерживание сексуального чувствования. Кроме того, зажатый живот серьезно ограничивает дыхание и редуцирует ощущение заземленности. Если человек стремится к вибрирующему оживлению, таз должен быть свободен, чтобы поток сексуального чувствования мог свободно проходить вверх».

Восточные танцы. Отпускание живота

Восточные танцы еще называют беллидансом, то есть танцем живота. В нем есть набор волнообразных движений мышцами пресса, которому обучают на занятиях. Сначала вы учитесь просто расслаблять пресс и напрягать его в определенных местах. Затем вы прогоняете волны горизонтально и вертикально.

Александр Лоуэн, биоэнергетика: «Зажатый живот сдерживает сексуальность. Но он может быть втянут и напряжен и при удерживании скрытой грусти. Живот втягивается, чтобы контролировать плач. Если мы позволим ему прорваться, то рискуем глубоко и надрывно зарыдать. В этом случае мы открываем дверь и глубокому настоящему хохоту. Плачем мы или смеемся, это происходит в животе, мы, таким образом, испытываем ощущение жизни на глубинном, внутреннем уровне. Живот — то место, где рождается и содержится эмоциональная жизнь. Именно здесь берут свое начало наши желания. Если вы сосредоточены на подавлении эмоций, вы держите живот втянутым. В этом случае вы не сможете быть по-настоящему живым человеком. И если вы обеспокоены ощущением внутренней пустоты, имейте в виду, что вы блокируете полноту бытия напряжением в области живота».

Я уверена, что большинство женщин, исполняющих восточные танцы, любят его из-за той радости, что возвращается к ним из глубин тела. Они не задумываются, как это происходит. Но это происходит. И Александр Лоуэн и его биоэнергетика объясняют нам детали взаимодействия воображения, эмоций и мышечной активности тела.

Живи как танцуешь, танцуй как живешь!

Эмоции в танце

Наверное со мной согласятся все, что танец от аэробики отличает именно эмоциональная составляющая. Да самая аура чувств и эмоций, которая заставляет следить за каждым движением и переживать вместе с танцором.
Однако сколько подводных камней находится на пути к этому идеалу и я расскажу о некоторых.

То, что приходит в первую очередь — это отсутствие эмоций, замороженные каменные лица. Обычно такое бывает у начинающих танцоров. Как мне сказали однажды: «Тяжело еще контролировать одновременно руки и ноги, на эмоции уже не остается сил». И в этом нельзя винить, как говорится, все мы такими были). Однако полностью каменное лицо, к сожалению, заставляет проиграть в конкурентной борьбе за внимание зрителя. Банально, зритель быстро потеряет интерес и просто не увидит всю глубину и красоту постановке. Согласитесь, это хороший стимул разобраться с эмоциями в танце!

Средней ситуацией является приклееная улыбка. Да, к нам зритель начинает проявлять интерес, однако в какой-то момент ему или становится скучно, или он просто нам не верит.

Так как же найти эмоции в танце?

Для постановки эмоций мы должны в первую очередь честно сказать себе хотим ли это музыкальное произведение сейчас танцевать. Является ли оно сейчас для нас родным, понимаем ли мы его. Если душа не лежит, этот негатив все равно будет виден. Музыку нужно полюбить и понять. Понять на эмоциональном уровне.

Есть такая фраза (и я с ней полностью согласна), что все движения, исполняемые нами, уже записаны в музыке, их надо только станцевать. И тоже самое с эмоциями: нужные вам эмоции уже лежат в ней.
Небольшой алгоритм для разбора эмоций:

1) Включите музыку, закройте глаза и почувствуйте что именно она в вас рождает. Попробуйте просто двигаться, не контролируя правильность движений. продолжайте это до тех пор, пока не почувствуйте полное эмоциональное единение с ней. Особенно это важно в песнях, где не тольок музыкальные пассажи, но и голос певца придает дополнительное витиеватое звучание. здесь вам поможет знание текста, о чем поет исполнитель.

2) Определитесь что вы хотите станцевать. Разберите свою хореографию, накладывая на каждую связку определенное эмоциональное состояние. Составьте свою эмоциональную историю в танце. Однако все же не стоит забывать, что в танце есть определенные составляющие, как в любом хорошем рассказе: вступление, завязка, кульминация и т.д. Пускай вам это будет в помощь, чтобы сделать свою эмоциональную историю более сбалансированной.

3) Отработайте как на вас ложатся и смотрятся выбранные эмоции. Самый лучший способ — это тренировка с камерой, чтобы потом отследить каждый момент и если надо, то поменять наклон головы, угол взгляда и т.д.

4) А теперь, когда у вас уже есть хореография, есть эмоциональная история — просто расслабьтесь и танцуйте, полностью погрузившись в музыку

Я придерживаюсь такого мнения, что в первую очередь, когда мы танцуем — мы рассказываем историю, свои переживания, что-то пытаемся донести до зрителя. Человек, не разбирающийся в танце, не увидит техники, но будет вовлечен в рассказ, который мы будем исполнять телом.

Особенную сложность представляют эмоции дуэтов: это не группа, где разница в эмоциях будет скрадываться числом участников, и не соло, где сам себе хозяин. Эмоции девушек должны быть приведены к чему-то среднему и общему, чтобы дуэт казался сбалансированным. Здесь потребуется дополнительное время на составление общей эмоциональной истории, которая будет близка всем. Пускай она будет значительно упрощенной: мы выходит гордо презентуя себя, танцуем величественно и академично, начинаем добавлять озорные искры, переходим в нежность на волнах мелодии и т.д.

Всем удачи в творческих поисках и приятных минут единения с музыкой!

Эмоции в восточных танцах

Мы открылы двери школы танцев «Движение» уже более 10 лет. За это время мы смогли подготовить не просто грамотных преподавателей, а настоящих профессиональных танцоров, искренне жаждущих передавать полученные знания и разжечь настоящую любовь к танцу. Они поддерживают своих учеников в трудные минуты и помогают им не сворачивать с правильного пути, придавая сил в моменты сомнений и неуверенности в собственных силах.

Преподаватели

Постоянно совершенствующие свои навыки и способные поддерживать любовь к занятиям у своих учеников. Они профессионалы своего дела с многолетним опытом

Ведущий преподаватель и руководитель студии

Стаж преподавания : 10 лет

Направления : хореография, джаз-модерн, танцевальное шоу, хип-хоп, латина соло, стрип-пластика

Преподаватель восточных танцев

Стаж преподавания : 9 лет

Воспитанница ансамбля восточного танца «Жемчужина». Многократный победитель региональных и всероссийских чемпионатов по восточным танцам.

Преподаватель художественной гимнастики

Танцевальный стаж: 14 лет

Стаж преподавания: 4 года

Кандидат в мастера спорта по художественной гимнастике, чемпионка Тамбовской области 2013 года, чемпионка Липецкой области в индивидуальных упражнениях, победитель многократных соревнований

Преподаватель уличных танцев

Танцевальный стаж: 6 лет
Стаж преподавания : 4 года

Состоит в команде Freeze Makers
Участник различных фестивалей и конкурсов на профессиональном уровне

Отзывы клиентов

Моя дочь начала заниматься когда ей было 2 года 7 мес. Через 3 месяца занятий наша кроха впервые вышла на сцену вместе с группой таких же малышей)). Ещё через 4 мес дочь поехала на соревнования с сольным номером и мы никак уж не ожидали насколько там все серьезно и по взрослому))) и в этот раз дочь получила первую в своей жизни медаль и стала Чемпионкой Воронежской области в своей возрастной категории (детки от 3 до 7 лет). Без «Движения» дочь не стала бы Чемпионкой, лауреатом и дипломатом различных степеней.