Физическая подготовка бальные танцы

Физическая подготовка бальные танцы

Физические и психологические качества, развивающиеся в танцевальном спорте

Современные бальные танцы (по англ. ballroom dance) отличаются большей сложностью, по сравнению с социальными танцами, они включены в систему мирового первенства и дают массу возможностей для личностного роста, как танцора. Бальные танцы в Санкт-Петербурге очень развиты. В нашем городе часто проводятся конкурсы и рейтинговые турниры, на которых есть возможность встретиться со звёздами первой величины в мире спортивных бальных танцев и оценить их мастерство на паркете. (Л.В.Касаткина, 2006).

Занятия бальными танцами требуют усилий при освоении сложных фигур и связок, заставляя работать практически все группы мышц, это помогает формировать хорошую фигуру, красивую походку и, конечно же, повышает внутреннюю самооценку.

Первое и главное, что нужно понять в процессе выбора, чему учиться: бальные танцы — это настоящий спорт. Сложный и невероятно красивый; настолько красивый, что практически невозможно понять, где заканчивается спорт и начинается искусство.

Из слова «спорт» вытекает многое: кажущаяся легкость движений танцоров-бальников — результат серьезных тренировок. Она скрывает за собой точную выверенность, жесткую последовательность и большое физическое напряжение. Но результат настолько великолепен, а тренировки настолько увлекательны, что многие уверенно выбирают для себя именно этот вид танцев. Потому что, без сомнения, по красоте, изяществу и элегантности это самый совершенный вид танцев. Но, не смотря на красоту, бальные танцы это физические нагрузки и тренировка тела.

Вот лишь основные физические качества, которые развиваются у танцоров:

1. Физическая сила. Без нее танец будет выглядеть вялым и не интересным, по этому, на наших занятиях большое внимание уделяется физической подготовке.

2. Гибкость. Это качество необходимо для выполнения фигур и красоты линий.

3. Координация. Во время не только тренировок, но и на соревнованиях на паркете одновременно находятся несколько пар. Поэтому это качество необходимо в первую очередь для маневренности.

4. Музыкальность. Все участники соревнований по спортивным танцам должны демонстрировать понимание музыки и ритма точно так же, как это требуется в художественной гимнастике или в фигурном катании.

5. Выносливость. Соревнования по бальным танцам проводятся в несколько туров — от предварительных до полуфинала и финала. В каждом туре танцоры должны исполнить пять двухминутных танцев. Исследование, проведенное в 1996 году, показало, что степень напряжения мышц и частота дыхания танцоров, исполнивших один двухминутный танец, соответствовали показателям для велосипедистов, пловцов и бегунов на средние дистанции (за тот же промежуток времени).

6. Грация и стиль. Подобно танцам на льду и художественной гимнастике, в спортивных танцах важной составляющей успеха является плавность движений и привлекательный внешний вид пары.

7. И очень важное для спортсмена качество — это дисциплина.

Успех в учебно-тренировочной деятельности, как и в других видах деятельности человека, зависит от целого ряда условии, в том числе и от особенностей процессов обучения, воспитания, тренировки. Развитие психологической направленности личности является важным аспектом спортивной подготовки и достижения спортивного мастерства в любом виде двигательной деятельности. При этом тренировочный процесс необходимо строить и осуществлять не только на основании общих психолого-педагогических закономерностей, но и с учетом конкретных, психологически обоснованных методов и приемов педагогического воздействия, способов организации деятельности, приспособленных к индивидуальным свойствам нервной системы и темперамента занимающихся (Вяткин Б.А., 1978).

Индивидуальность — это особая форма существования человека в обществе, в рамках которой он живёт и действует как автономная и неповторимая система, сохраняя свою целостность и тождественность самому себе, в условиях непрерывных внутренних и внешних изменений.

Индивидуализация подготовки — психолого-педагогический принцип, в соответствии с которым в учебно-тренировочном процессе учитываются индивидуальные особенности занимающихся. Индивидуализация тренировки содействует более полному раскрытию способностей, адекватной реакции возможностей, более быстрому обучению и росту. Индивидуальный подход — учёт индивидуальности человека, присущих только ему индивидуальных особенностей (Агеевц В.У.,1996).

Основным направлением гуманизации физического воспитания и спортивной подготовки является усиление внимания к личности каждого обучаемого на основе учёта его индивидуальных физических и психических особенностей. В научно-методической литературе по педагогике сущность дифференцированного подхода определяется таким сочетанием коллективной и индивидуальной форм обучения, которое позволяет организовать обучение различных групп учащихся, адекватное их типовым и индивидуальным особенностям, с учётом специфики содержания и целей обучения.

Характерная особенность современного танцевального спорта — стремительный рост спортивных результатов, предельное усложнение техники исполнения. Крупные соревнования проходят в острой спортивной борьбе равных по силам соперников. Современный спорт — это не только борьба мускулов, но борьба умов, определенным образом организованной психики.

Осознавая значение спортивного бального танца в формировании личности ребенка, в последние пять-шесть лет среди педагогов и хореографов наметилась тенденция создания при гимназиях, лицеях, колледжах, школах студий бального танца, рассчитанных, прежде всего на тех, кто занимается танцем «для себя» или даже включения предмета «бальная хореография» в сетку расписания.

Для тренеров и преподавателей бального танца в настоящее время чрезвычайно актуальной является проблема использования традиций обучения танцу, характерных для XVIII-XIX вв., с помощью которых возможно формирование не только внешнего, но и внутреннего облика человека.

Именно поэтому упор занятий современным бальным танцем делается не на растяжку и классическую постановку рук и ног, ловкость и уверенность в движениях, свободу и непринужденность, хотя все это также является важным в формировании осанки и фигуры ребенка, а как раз на те формы и методы воспитания подрастающего поколения, которые были приняты в дореволюционной России при обучении бальной хореографии.

Речь идет не о том, что детей необходимо научить танцевать полонез или мазурку, а также другим танцам того времени, а, прежде всего, о воспитании культуры общения между мальчиками и девочками, обучении детей нормам и правилам этикета.

Таким образом, современный бальный танец, соединив в себе спорт и искусство, несет кроме красоты движений и тела, красоту мыслей, чувств и образов. Но будет ли результат обучения танцу таковым, в первую очередь зависит от тренера, преподавателя, от целей, которые он ставит перед собой и своими учениками.

Тренеру нужны не только педагогические, но и психологические знания для того, чтобы хорошо разбираться в психической сущности физической подготовки, в индивидуальных психологических особенностях своих воспитанников (Юшина К.А., Юшин А.Б., 2004).

Общеизвестно, что каждая деятельность, в зависимости от своих специфических особенностей, предъявляет к психике спортсменов и ее динамическим особенностям определенные требования (Вяткин Б.А., 1974, Ильин Е.П., Фукин А.И., 1997). Так у танцоров должна быть тонкая дифференцировка мышечных усилий, адекватное восприятие параметров движений, их высокая точность, музыкальная выразительность, артистичность (ПшеничныхИ.В., 1999).

Вывод к первой главе

Целью первой главы было рассмотреть литературу по данной проблеме. На основании изученной литературы по бальной хореографии я могу сделать следующие выводы:

1. Начиная с XVIII и по сегодняшний день, бальная хореография придает уверенность в движениях, свободу и непринужденность в постановке фигуры, что положительным образом влияет на психический строй человека, и повышает его самооценку. Кроме того, бальный танец формирует у личности более высокий уровень культуры во внешнем виде (танцевальный имидж), поведении, отношениях с другими людьми, а также и уровень творческого восприятия музыки и танца, театрального искусства и проблемы собственной реализации в мире людей, как творческой, так и личностной.

2. Современные бальные танцы очень много приобрели, но и очень много потеряли, став спортивными. Из формы общения, развлечения и воспитания личности они превратились в средство достижения сразу нескольких высот таких как: скорость движения, сила, экономичность энергетических затрат, четкая координация и скорость реакции, гибкость и пластичность, выносливость, максимальный КПД работы мускулатуры, правильное дыхание, красивое мускулистое тело. Но для того, чтобы танец оставался, кроме спорта и искусством, необходимо еще и присутствие духовности.

3. Духовный подход к танцу более осмыслен и куда более важен, чем вариации, репертуар и техническое мастерство его исполнителя. Безусловно, танец — это физический труд, скрупулезная работа определенной группы мышц спортсмена. Систематическая тренировка необходима, как воздух. Но когда, человек все делает «с душой» и сосредоточен на своем любимом деле, каждая (и особенно танцевальная!) физическая задача становится объектом умственной работы.

4. Современная бальная педагогика, осознавая положительные стороны в преподавании хореографии в дореволюционной России, должна привнести эти традиции в методику обучения танцу. В качестве практического использования моего исследования может быть разработана и внедрена в студиях и кружках города программа по «Истории бального этикета», где бы наряду с изучением истории развития бальной хореографии в России детям могли преподаваться и прививаться манеры и нормы поведения, как в процессе бального танца, так и в обществе.

Подготовка к международным соревнованиям по спортивным бальным танцам

Физиологическое, психологическое и духовное совершенство. Комплексная подготовка спортсменов-танцоров к международным соревнованиям в условиях тренировочного процесса. Пластическая работа мышц как основной элемент танца. Ритмичность исполнения номера.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ПОДГОТОВКА К МЕЖДУНАРОДНЫМ СОРЕВНОВАНИЯМ ПО СПОРТИВНЫМ БАЛЬНЫМ ТАНЦАМ

Огромную роль в качественной подготовке танцора-спортсмена играет системный подход. Все начинается с правильной постановки целей. Первая цель это достижение наивысшего результата. А вот о второй цели, физическом совершенстве, мы часто забываем. На наш взгляд, для большинства людей, занимающихся спортивными бальными танцами, она может оказаться важнее первой. Ведь в итоге лучшей в мире будет одна пара, а вот стать физически совершенными могут все

Под понятием «физическое совершенство» в специальной литературе подразумевается синтез следующих компонентов:

Физиологическое совершенство (приведение всех систем организма в нормальное, рабочее состояние);

Психологическое совершенство или душевное совершенство, которое предполагает в душе позитивных образов (чувств). Психологически совершенный человек умеет видеть, слышать, осязать, обонять, чувствовать вкус и на основе этого складывать позитивный образ.

Целью нашей статьи является определение основных путей решения проблемы комплексной подготовки спортсменов-танцоров к международным соревнованиям в условиях тренировочного процесса.

Для достижения всех этих целей необходимо решить три основные задачи: 1. Обучение. Верхом совершенства в этой задачи будет образованный человек. А именно человек, обладающий системой знаний, умений и навыков, системностью мышления, которое выражается в том, что он самостоятельно может достраивать не хватающие звенья цепи путем логических размышлений. 2. Воспитание. Это формирование у ученика поведенческих навыков. Он должен научиться адекватно реагировать на стандартные и нестандартные ситуации, складывающиеся вокруг него. Спортивные бальные танцы можно отнести к «ситуационным» видам спорта. Танцоры должны мгновенно реагировать на изменяющуюся ситуацию, например на танцевальной площадке и т.д. 3. Физическое развитие. Эта задача, которая связана непосредственно со второй целью. Но есть еще один момент, который непосредственно связан с решением задач. Это формирование и развитие пяти физических качеств (силы, скорости, гибкости, ловкости и выносливости).

Для того чтобы решить эти задачи, необходимо:

Создать определенные условия:

материально-технические это, как минимум, паркетный зал и магнитофон. Далее в зависимости от желания и возможностей: зеркало, видео, аппаратура, спортивные снаряды и т.д.

гигиенические: раздевалка, туалеты, душевые, тренировочная форма и т.д.

Организация: в области процесса обучения, процесса воспитания, процесса физического совершенствования.

педагогического (контроль на тренировке, контрольные (открытые) уроки, зачеты, конкурсы, показательные выступления и другие формы контроля);

врачебного (контроль за состоянием здоровья ученика);

самоконтроля (предполагает участие ученика в этом процессе).

И, наконец, все вышесказанное должно найти отражение в плане работы. Планируя свою работу, важно учитывать, что впереди подъемы и спады в развитии. Будет неправильным рассчитывать на то, что непрерывно будет набираться «форма». Набор этой самой «формы» будет иметь определенную цикличность. Внутри каждого цикла будет три периода (подготовительный, соревновательный и переходный). В целом необходимо построить работу так, чтобы пара подошла к турниру, находясь на пике соревновательного периода. В противном случае, не будет желаемого результата, либо придется приложить сверхусилия, что очень вредно для здоровья.

Язык танцора, его инструмент, с помощью которого он передает информацию это его мышцы. Мало знать, что передать зрителю, мало хотеть передать, необходимо в совершенстве владеть инструментом телом. Для того чтобы научиться пользоваться этим инструментом, существуют различные системы тренинга, позволяющие сконцентрироваться на различных аспектах танцевания:

тренировка координации движения, позволяющая научиться контролировать, где в данный момент находится каждая из частей тела и что она делает, и сконцентрировать их движение;

тренировка ритма, в огромной степени зависящая от мышечного тонуса и скорости реакции, поскольку мало слышать и понимать ритм, необходимо научить свое тело быстро, в ритм передвигаться;

повышение уровня физической формы это тренировка силы, гибкости, выносливости, умения концентрироваться и расслабляться, сокращать и растягивать мышцы.

Основной элемент танца пластическая работа мышц. Мышцы обладают различными свойствами: растягиваются, сокращаются, напрягаются, расслабляются. А также они обладают своей собственной, мышечной памятью. Танец состоит из сложнейших комбинаций действий мышц, а тренировка состоит из:

-тренировки мышечной памяти (запоминание определенных комбинаций сокращений, растягиваний и т.п.);

-тренировки увеличения амплитуды растяжения и сокращения мышц;

-тренировки скорости перехода мышц из одного состояния в другое;

-тренировки скорости реакции, т.е., скорости управления работой мышц мозгом, скорости передачи информации от мышц к мозгу и обратно.

Разумеется, тренирующийся танцор не задумывается об этом. Он смотрит в зеркало, добиваясь определенной «картинки» от себя. Однако есть законы психические, физические и психофизические, знание которых помогает рациональнее распределять свое внимание на тренировках и в результате быстрее добиваться эффекта той самой желанной «картинки».

Мышцы запоминают информацию лишь тогда, когда нагрузка на них превышает норму (обычные каждодневные нагрузки), когда нагружаются до предела. На этом основании тренинг во всех двигательных видах спорта, а также в любой другой деятельности, где результат этой деятельности зависит не только от работы ума, но и рук, ног и пр. Любые навыки, ловкость, будь то мастерство канатоходца или работа на клавиатуре виртуозной секретарши, зависит от тренированности тех мышц, которые отвечают за мастерство в данном виде деятельности. Мышцы не любят бессмысленных повторений: если танцор одно и то же движение делает с одинаковой нагрузкой, не увеличивая растяжение или сокращение, или силу, скорость, амплитуду мышцы не запоминают это движение. Вы можете запомнить его зрительно, но для мышц оно останется чужим, неудобным, не ляжет в основу танца.

Любое негативное настроение вашего ума или души сводит к нулю все ваши усилия. Если тренировка не приносит удовольствия от того, что вы хозяин своего тела, что вы побеждаете лень и инертность, если вы не любите танцевать, вы будете учить самые простые вещи годами. Мышцы запоминают только тогда, когда ваша психика настроена положительно и не сопротивляется нагрузкам и информации. Происходит обучение актерскому мастерству и владению энергетической силой, заложенной в каждом из нас, той сутью, которая наполняет форму (линии, движение, ритм) смыслом, несущим в себе информацию, которую танцор передает зрителю.

Проблема ритмичности исполнения танца состоит в том, что сначала ухо танцора слышит удар ритма и только после этого тело начинает двигаться. Поэтому, какова бы ни была скорость реакции танцора, она все равно будет опаздывать, хоть на мельчайшую долю временного интервала. Тренировка восприятия и исполнения ритма заключается в том, чтобы научиться предугадывать следующий удар ритма, готовиться к движению до удара и совершать движение таким образом, чтобы самый устойчивый момент движения (баланс, пауза, вставание на ногу), пришелся точно на удар.

На начальном этапе обучения тренеру очень помогает зеркало: ученики видят себя и могут сами контролировать движение. Но так происходит до определенного времени. В какой-то мере зеркало начинает мешать: танцор фиксируется на своем отражение и теряет мышечный контроль движения, остается только зрительный. Эксперименты показывают, что один и тот же танцор, разучивший движение перед зеркалом, ошибается раз в пять чаще, чем когда он занимается без зеркала, он словно охватывает свое тело внутренним взглядом, через мышцы чувствует, что и как он делает, контролирует движение изнутри.

Кроме того, когда танцор, занимающийся перед зеркалом, делает ошибки, он непроизвольно концентрируется на этом, пытаясь сделать правильно. Происходит парадоксальная психологическая установка: танцор концентрируется на негативе, на том, что у него не получается, испытывает от этого психологический дискомфорт, вследствие которого мышцы закрепощаются и уже, как ни старайся, не могут сделать стопроцентно правильно. Начинается война танцора с самим собой и продолжается до конца тренировки. В результате, танцор уходит с тренировки уставшим, раздраженным, с ощущением, что у него ничего не получается. Даже если первые 20% тренировки что-то дали. На следующую тренировку, скорее всего, этот танцор уже придет с негативным настроением предощущением и снова начнет воевать с самим собой.

Многие танцоры сталкиваются с тем, что, работая с разными педагогами, каждый раз приходиться удивляться обилию деталей в техническом исполнении того или иного танца. Причем, каждый из педагогов предлагает свое толкование, а нередко одни педагоги категорически отрицают то, что дают другие. Необходимо понять, что для того, чтобы развиваться по намеченному пути, нельзя излишне увлекаться противоречивой детализацией.

Техника спортивная основа танца, дающая нам, в первую очередь, необходимые для танца контроль над телом и контроль над балансом (устойчивость). То есть она учит тело не мешать чувствам. Когда мы имеем подготовленное техникой тело, оно не мешает нам своей непослушностью, немощностью или непредсказуемостью отражать в танце смысл отношений между мужчиной и женщиной теми средствами пластической и музыкальной выразительности, какими мы выбираем ее выражать.

Один из важнейших критериев танца это естественность движения. Очень многие тренеры, увлекаясь своим видением танца, в результате, порождают много танцоров, танцующих неестественно, вычурно, некрасиво, выполняя движения с непонятной целью. И это отталкивает от спортивного танца, в первую очередь, зрителя.

Необходимо определить для себя, прежде всего, тот фронт работы над телом, который обеспечит вам свободу владения своим телом. А затем выбирать необходимый стиль. В настоящее время латиноамериканский танец менее всего привязан к тем пластическим канонам, с которых он начинался как вид конкурсного искусства в Европе. Важна не сама по себе последовательность какому-то стилю как наиболее правильному, а личное чувство танца, тот стиль, которому доверяет душа танцора.

Кто-то предпочитает классический английский стиль строго и без излишеств; кому-то нравится необузданная сексуальность с акцентуацией внимания на нижнюю часть тела и т.д. Не существует понятия «правильный вариант танца». Суть в том, что только то, что вы любите и приемлете, вы исполните наиболее убедительно. Поэтому нет смысла брать уроки у того, кто престижен. Есть смысл брать уроки у того, кто вдохновляет вас своим танцем, мастерством, трактовкой, видением, характером.

танец соревнование физическое совершенство

1. Барабанщиков В.В. Психологическая саморегуляция состояния в спортивных танцах / В. Барабанщикова // Проблемы развития танцевальных видов спорта: Материалы 8 Всерос. науч.-практ. конф. М., 2004. С. 38-43.

2. Ваганова А.Я. Основы классического танца /Учеб. для высш. и сред. учеб. заведений искусства и культуры / А.Я. Ваганова. 7-е изд. СПб.: Лань, 2002. С. 121.

3. Коваленко А.А. Структура единичных технических действий в спортивных танцах / А.А. Коваленко.// Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. М.,1998. Т. 5. — 20-30.

4. Рубштейн Н.А. Что нужно знать, чтобы стать первым/ Н.А. Рубштейн. М., 2001. — С. 24-187.

Спортивные бальные танцы

Рассмотрение видов спортивных бальных танцев и методики подготовки спортсменов. Характеристика Европейской и Латиноамериканской программ. ОФП в спортивных бальных танцах. Классификация танцоров по уровню подготовки (правила ФТСР) и по возрастным группам.

Подобные документы

Сущность и характеристика бальных танцев. История возникновения и эволюция развития спортивных бальных танцев. Происхождение и характеристика танца ча-ча-ча. Особенности и характеристика джайва. Танцевальные характеристики медленного и венского вальса.

Обоснование комплексной интегрированной методики психологического воздействия на танцоров спортивных бальных танцев. Методы ликвидации невротических реакций. Повышение профессионального мастерства и психоэмоциональной устойчивости бальных танцоров.

Необходимость использования экспериментальной программы в тренировочном процессе танцоров. Определение динамики показателей гибкости во всех тестовых упражнениях. Ее внедрение в спортивно-тренировочную практику танцоров спортивных бальных танцев.

Значение танца для улучшения душевного состояния человека. Полезность бальных танцев как вида спорта. Влияние танцев на здоровье человека. Идеальная разница в росте партнёров. Исследование воздействия бальных танцев на детей с церебральным параличом.

Проблема взаимосвязи уровня мотивационной сферы танцоров с эмоциональной устойчивостью как критерия эффективности соревновательной деятельности в спортивных танцах. Влияние уровня мотивации спортсменов на эмоциональную устойчивость танцевальных пар.

Описание морфологии положения или движения тела. Характеристика положения с точки зрения механики. Место положения общего центра тяжести. Работа двигательного аппарата. Особенности механизма внешнего дыхания. Влияние спортивных танцев на организм.

Синтез различных жанров современной хореографии, спортивных элементов и актерского мастерства. Особенности соревновательной нагрузки в эстрадно-сценическом танце. Уровень физической подготовленности танцоров. Методика подготовки танцоров 5-7 лет.

Теоретические основы многолетней подготовки в спортивных играх. Принципы спортивной тренировки и их реализации в подготовке спортигровиков. Содержание планирования и особенности методики тренировки на различных этапах подготовки в спортивных играх.

Место спортивных игр в системе физического воспитания и спорта. Соревновательная деятельность в спортивных играх. Характеристика интегральной подготовки в спортивных играх и в подготовке к соревнованиям. Основные средства интегральной подготовки.

Теоретический, методический и практический материала по анализу возрастных особенностей при развитии гибкости детей 5-7 лет. Исследование в части анализа результатов гибкости на занятиях спортивными бальными танцами у участников экспериментальной группы.