Глазунов испанский танец из балета раймонда ноты

Глазунов испанский танец из балета раймонда ноты

Автор: Н. Ворновицкая
Год: 2001
Издательство: Композитор
Страниц: 142
Формат: PDF
Размер: 10,8 МВ
Язык: русский

Предлагаем вашему вниманию второе издание сборника «Музыка для уроков классического танца», вышедшего в свет в Москве в 1989 г. и в короткие сроки ставшего бестселлером. Музыкальный материал, включенный в него, существенно обновлен и расширен. В основном это фрагменты произведений классической музыки, переработанные составителем для использования их при музыкальном сопровождении уроков классического танца. Некоторые из включенных в сборник произведений впервые приводятся в подобном издании. Как и в первом издании сборника, примеры музыкального сопровождения к урокам классического танца сгруппированы в пяти разделах. В первый раздел сборника включены музыкальные фрагменты для разучивания упражнений с медленным, плавным характером движений: pile, battements tendus demi plie, ronds de jambe par terre, port de bras, battements fondus, ronds de jambe en I’air. Музыкальные примеры второго раздела предназначены для разучивания упражнений с четким, отрывистым характером движений: battements tendus, battements tendus jetes, battementa frappe, petits battements sur le cou-de-pied. Третий раздел посвящен упражнениям с энергичными, резкими движениями — grands battements jetes. Музыкальный материал четвертого раздела предназначен для разучивания adagio. В пятом разделе сборника — музыка для выполнения прыжков и вращений.

Примечание: в оформлении использована обложка первого издания (Советский композитор, 1989 г.).

Содержание:

Раздел 1
А. Адан. Вальс из балета «Жизель»
Л. Бетховен. Прощание с фортепиано
Ф. Шуберт. Шесть вальсов
К. Сен-Санс. Мазурка
Э. Сати. Гимнопедия
Л. Делиб. Вальс из балета «Коппелия»,
К.-М. Вебер. Крестьянский вальс
Дж. Верди. Дуэт Альфреда и Виолетты из оперы «Травиата»
А. Грибоедов. Вальс
П. Чайковский. Сентиментальный вальс
Ф, Мендельсон. Песня венецианского гондольера.
И. Штраус. Индиго
А. Дворжак. Славянский танец № 2
Ж. Оффенбах. Баркарола из оперы «Сказки Гофмана»
Дж. Россини. Фрагмент из оперы «Севильский цирюльник»
Л. Бетховен. Менуэт
Ф* Шопен. Мазурка
А. Рубинштейн, Вальс-каприс.
Т. Франк. Русское интермеццо
И. Штраус. Вальс из оперетты «Цыганский барон»
Г. Росей. Испанский вальс

Раздел 2
А. Адан, Па-де-де из балета «Жизель»
3. Григ. Листок из альбома
М. Глинка. Мелодия
Дж. Верди. Фрагмент из оперы «Травиата»
С. Мерат. Танго
В.-А. Моцарт. Фрагмент из оперы «Волшебная флейта»
А. Пончиелли. Фрагмент из оперы «Джоконда»
Ф. Шуберт. Музыкальный момент
В.-А. Моцарт. Турецкое рондо
В.-А. Моцарт. Песня с шампанским из оперы «Дон Жуан»
М. Глинка. Два фрагмента из онеры «Руслан и Людмила»
Л. Бетховен. Контраданс
И.-С. Бах. Шутка. Из оркестровой сюиты № 2
Л. Бетховен. Рондо-каприччиозо
Ж. Бизе. Два фрагмента из оперы «Кармен»
М. Глинка. Детская полька
4. Хантер. Два регтайма
Б. Сметана. Полька
С. Джоплин. Два регтайма
Г. Доницетти. Ария из оперы «Дон Паскуале»
Т. Киршиер. Листок из альбома
Р. Глиэр. Танец на площади из балета «Медный всадник»
А. Дворжак. Юмореска
А. Глазунов. Два фрагмента из балета «Раймонда»
Ф. Бургмюллер. Тарантелла
Ш. Гуно. Фрагмент из оперы «Фауст»
Б, Сметана. Полька из оперы «Проданная невеста»
С. Лайош. Чардаш
Л. Делиб. Пиццикато из балета «Сильвия»
П. Чайковский. Танец феи Драже из балета «Щелкунчик».
П. Чайковский. Вариация феи Серебра из балета «Спящая красавица»

Раздел 3
И. Альбенис. Севилья
Дж. Верди. Фрагмент из оперы «Травиата»
Ж. Бизе. Менуэт из сюиты «Арлезианка»
М. Глинка. Фрагмент из фантазии «Арагонская охота»
А. Гурилев. Полька-мазурка
Дж. Верди. Фрагмент из оперы «Трубадур»
Ф. Шопеи, Полонез
Ж. Бизе. Хабанера из оперы «Кармен»
Ц. Пуни, Марш из балета «Конек-Горбунок»
Ш. Гуно. Марш из оперы «Фауст»
Ж. Бизе. Фрагмент из сюиты «Арлезианка»
Ю. Фучик. Марш гладиаторов
И. Штраус. Марш из оперетты «Цыганский барон»
С. Прокофьев. Гавот из балета «Золушка»
Р. Бирш. Регтайм «Голубой гусь»
К. Брюп. Парижское танго
А. Виллолдо. Танго
А. Годфри. Убежище Хернандо.
Еврейский танец, «Хава-Нагила»

Раздел 4
Л. Бетховен. Фрагмент из сонаты № 8
М. Глишса. Адажио из оперы «Руслан и Людмила»
Ж. Массне. Медитация «Таис»
Л. Миикус Адажио из балета «Дон-Кихот»
В.-А. Моцарт. Фрагмент из сонаты №1
Ц. Франк. Медленный танец
Э. Эльгар. Приветствие любви,
Дж. Пуччини. Вальс Мюзетты из оперы «Богема»
П. Чайковский. Дуэт Одетты и принца из балета «Лебединое озеро»
М. Мошковский. Вальс
A. Глазунов. Фрагмент из балета «Раймонда»
Л. Мипкус. Па-де-де из балета «Дон-Кихот»
B. Холлендер. Канцонетта
Ж. Бизе. Карильон

Раздел 5
Л. Бетховен. Рондо-каприччио
Ж. Оффенбах. Канкан
Л. Миикус. Кода из балета «Дон-Кихот»
Л. Миикус. Вариация Базиля из балета «Дон-Кихот»
Ф. Госсек. Гавот «Розина»
Ф. Лист. Венгерская рапсодия № 2
Д. Обер. Фра-Дьяволо
Б. Сметана. Полька
К. Фауст. Полька
И. Штраус. Полька-пиццикато
Б. Сметана, Фрагмент из оперы «Проданная невеста»
М. Мусоргский. Гопак из оперы «Сорочииская ярмарка»
И. Штраус. Ночь в Венеции
Итальянская мелодия. Венецианский карнавал
И. Штраус. Жизнь артиста
А. Боек. Марш маленьких Пьерро —
И. Штраус. Прекрасный май
П. Чайковский. Вальс из оперы «Евгений Онегин»
Ш. Гуно. Вальс из оперы «Фауст»

Глазунов испанский танец из балета раймонда ноты

Балет на музыку Александра Глазунова в трех актах, четырех картинах. Либретто Л. Пашковой. Балетмейстер М. Петипа, художники О. Аллегри, П. Ламбин, К. Иванов, дирижер Р. Дриго.

Премьера состоялась 7 (19) января 1898 года в Мариинском театре.

Действующие лица:

  • Раймонда, графиня де Дорис
  • Графиня Сибилла, тетка Раймонды
  • Призрак Белой дамы, покровительницы дома Дорис
  • Рыцарь Жан де Бриен, жених Раймонды
  • Король Андрей II Венгерский
  • Абдерахман, сарацинский (арабский) шейх
  • Бернар де Вантадур, провансальский трубадур
  • Беранже, аквитанский трубадур
  • Сенешаль, управляющий замком Дорис
  • Две подруги Раймонды
  • Венгерские рыцари, сарацинские рыцари, дамы, пажи, вассалы, рыцари, трубадуры, герольды, мавры, провансальцы, королевские солдаты и слуги.

Действие происходит в Провансе в Средние века.

История создания

Весной 1896 года директор Петербургских императорских театров И. Всеволожский заказал Глазунову музыку к балету «Раймонда». Срок, отпущенный на эту работу, был крайне мал: балет уже стоял в репертуаре сезона 18978/98 года. Несмотря на то, что Глазунов в это время был погружен в замысел Шестой симфонии, он согласился. «Приемлемые заказы на произведения не только не связывали меня, но, наоборот, воодушевляли», — писал он. Танцевальная музыка также не была для него чем-то новым: к тому времени им были уже написаны мазурка и два концертных вальса для симфонического оркестра, получившие широкую известность.

Сценарный план принадлежал Мариусу Петипа (1818—1910), ведущему русскому балетмейстеру 2-й половины XIX века, французу по происхождению, с 1847 года работавшему на петербургской сцене и поставившему более 60 балетов, многие из которых вошли в золотой фонд хореографического искусства. Либретто «Раймонды» взялась писать Л. Пашкова (1850—?; после 1917 года ее след затерялся), русско-французская писательница, издававшая романы на французском языке, регулярно сотрудничавшая с парижской газетой «Фигаро» и благодаря обширным связям получавшая заказы на балетные сценарии от дирекции императорских театров. Правда, по свидетельству современников, она одинаково неважно владела как русским, так и французским языком, и ее литературные опусы оставляли желать лучшего.

Либретто «Раймонды» было основано на средневековой рыцарской легенде, но содержало в себе массу несуразностей. В частности, венгерский король Андрей, наголову разбитый сарацинами, здесь оказывался их победителем, а местом действия стал Прованс. Глазунов, продолжая сочинение симфонии и еще не получив сценария, начал обдумывать первые номера «Раймонды». Работал он с большим увлечением. Весной 1896 года был написан эскиз симфонии, летом набросана ее партитура. Балет же созревал исподволь. По ходу сочинения в либретто пришлось внести значительные изменения, чтобы связать концы с концами. Из дачного местечка Озерки под Петербургом Глазунов писал: «Десять номеров от начала балета я уже придумал и запишу за границею. » Из Ахена, куда он вскоре выехал, сообщал, что симфония окончена и вовсю идет работа над «Раймондой». Сочинение ее продолжалось и на курорте Висбаден, куда композитор поехал из Ахена. Там были написаны два первых акта «Раймонды». По возвращении в Петербург Глазунов закончил симфонию, передал партитуру для исполнения и приступил к завершению балета.

Одновременность сочинения двух таких разных произведений наложила на них свой отпечаток: сценические образы «Раймонды» явно повлияли на образный строй симфонии, а балет оказался пронизан приемами симфонического развития. Глазунов, как в свое время Чайковский, пользовался советами Петипа, что впоследствии дало право балетмейстеру написать: «Талантливые композиторы находили во мне и достойного сотрудника и далекого от зависти искреннего поклонника». Глазунов же писал о том, что испытывал к Петипа почтение и благодарность за помощь. Ему приходилось строго соблюдать условия, предъявляемые Петипа к музыке, однако это не стесняло творческого вдохновения. «. В этих железных оковах разве не скрывалась лучшая школа для развития и воспитания чувства формы? Разве не нужно учиться свободе в оковах?» — задавал риторический вопрос композитор.

«Принципы такого содружества закреплялись как эстетическая норма, открывая новые перспективы перед хореографией, — пишет известный историк балетного театра В. Красовская. — Ведущая роль музыкальной драматургии в балетном спектакле становилась совместным делом композитора и хореографа, они объединялись на путях симфонизации танцевального действия».

Партитура «Раймонды» была закончена в 1897 году и тотчас передана Петипа. Для старого хореографа, чье творчество составило целую эпоху в истории русской балетной сцены, «Раймонда», по словам той же В. Красовской, «явилась лебединой песней. В этом балете последний раз пышно расцвела эстетика спектаклей XIX века, утверждая, но и исчерпывая свои законы». В хореографии с неистощимой фантазией воплотилось все богатство русского балетного стиля XIX века. С наибольшей полнотой отражены в ней слова критика о Петипа: «Хореографические партитуры его спектаклей включали все существующие и очень редкие формы классических танцев. Их комбинации и сочетания были всегда новы, оригинальны, образны. составные части его балетного спектакля поражали ясностью и четкостью формы, красотой, изяществом. кордебалет он умел показать и расположить каждый раз в новом ракурсе, запечатлеть в оригинальных рисунках».

Премьера состоялась 7 (19) января 1898 года на сцене петербургского Мариинского театра. Спектакль стал новым триумфом знаменитого композитора. Глазунову преподнесли лавровый венок, был прочитан торжественный адрес от артистов балета. Через два года в Москве «Раймонду» поставил А. Горский, сохранив хореографию Петипа. В 1908 году он сделал новую редакцию балета. На протяжении XX века появились постановки «Раймонды», осуществленные другими балетмейстерами, которые, однако, опирались на первоначальный замысел Петипа.

Праздник в замке графини де Дорис в день именин Раймонды. Трубадуры Бернар де Вантадур и Беранже фехтуют с юными пажами, гости играют на виолах и лютнях, кто-то танцует. Вошедшая со своей свитой графиня Сибилла упрекает молодежь в лености. Однако девушки и юноши вновь пускаются танцевать. Сибилла грозит молодым людям гневом Белой дамы, покровительницы семейства Дорис. Ее статуя стоит в нише на пьедестале. Белая дама не терпит безделья и строго взыскивает за непослушание. Она появляется, когда над домом Дорис нависает опасность. Но девушки не верят старинным сказкам и смеются над словами графини. Раздаются звуки рожка, Сенешаль сообщает о приезде гонца от жениха Раймонды Жана де Бриена: завтра он будет в замке. Вассалы и крестьяне приходят поздравить молодую госпожу с именинами. Сенешаль приглашает дам и кавалеров на танец. После его окончания Раймонда садится за арфу. Отшумел праздник, разошлись гости. Уставшая Раймонда погружается в сон на террасе, освещенной луной. Появляется Призрак Белой дамы и велит Раймонде следовать за ней. Раймонда подчиняется.

Терраса, выходящая в сад при замке Дорис. Сюда, влекомая Белой дамой, приходит Раймонда. Сад заволакивает туман, а когда он рассеивается, Раймонда видит своего жениха. Она бросается к нему. Но перед девушкой оказывается шейх Абдерахман. Он объясняется ей в любви, Раймонда негодует. Абдерахман исчезает, но девушку окружают призраки и она теряет сознание. Наступает рассвет. Призраки рассеиваются. Появившиеся дамы и пажи спешат помочь Раймонде.

Празднество наутро продолжается во внутреннем дворе замка. Съезжаются рыцари и трубадуры. Раймонда с нетерпением ожидает де Бриена, но вместо него является Абдерахман с большой свитой. Девушка требует удалить незваного гостя, однако графиня Сибилла не может нарушить правил гостеприимства. Абдерахман предлагает Раймонде руку и сердце. Своей свите он приказывает развлечь девушку и гостей. В разгар веселья Абдерахман пытается похитить Раймонду, но внезапно появляются де Бриен и венгерский король Андрей, под знаменем которого рыцарь храбро сражался. Де Бриен успевает освободить Раймонду, а король приказывает разрешить спор поединком. На замковой башне возникает Призрак Белой дамы и своим сиянием ослепляет сарацина. Де Бриен смертельно ранит его. Король соединяет руки влюбленных.

В замковом саду шумит свадебный пир. В честь присутствующего на нем короля Андрея разворачивается красочное и пышное празднество.

Музыка «Раймонды» принадлежит к числу выдающихся достижений русского музыкального искусства. Красота, яркая образность и мелодическая щедрость сочетаются в ней с действенностью, драматическим противопоставлением «европейских» и «восточных» интонаций; танцевальные эпизоды объединяются в стройные сюиты, а в симфонической партитуре широко используется система лейтмотивов.

В I акте выделяется Большой вальс, удивительно пластичный, с выразительными мелодиями. Любовный дуэт II акта — Большое адажио с солирующей скрипкой, полное чувства и прекрасных мелодий. Испанский танец отличается экспрессией, увлекательной запоминающейся мелодией, зажигательным ритмом. Симфонический антракт перед последним актом сам композитор определил как «Торжество любви». В нем звучат многие темы Раймонды и де Бриена, возникает новая прекрасная мелодия. Центр акта представляет собой красочный дивертисмент. В Венгерском шествии слышны народные интонации (вербункош), они же проявляются и в следующих номерах — Большом венгерском танце, Чардаше, Танце детей, Классическом венгерском танце, и даже в Вариациях.

Автор сценария Лидия Пашкова утверждала, что «сюжет заимствован из рыцарской легенды». Писательница и журналистка, она уже имела опыт сотрудничества с балетом — ей принадлежал сценарий «Золушки» (1893, балетмейстер Мариус Петипа). Считается, что в «доводке» сценария «Раймонды» принимали участие и будущий хореограф и директор Императорских театров Иван Всеволожский. Петипа написал для Глазунова подробный план-заказ балета, подобный тому, как он делал это для Чайковского. Так что, ответственность за сценарную драматургию «Раймонды» соавторам следует нести коллективно. А ее обвиняют в неэмоциональности, растянутости действия, даже скучности. Видимо, по замыслу восьмидесятилетнего Петипа именно его хореография, а не крутые повороты сюжета и пестрота массовых сцен, должна составлять главную ценность нового балета.

Для Александра Глазунова «Раймонда» — первый опыт в балете. Уже здесь композитор предстал достойным продолжателем дела Чайковского, подлинного реформатора отечественной балетной музыки. Петипа требовал от Глазунова большей театральной рельефности и лаконизма, что в целом не было свойственно его музыке.

Особенности музыкальной драматургии балета четко пояснил известный балетовед Юрий Слонимский: «Драматический конфликт „Раймонды» раскрывается не столько в прямом действии, сколько в сопоставлении танцевальных сюит и портретных зарисовок. При этом характеры не развиваются, а постепенно раскрываются с разных сторон путем конкретного сопоставления самостоятельных характеристик, относящихся к отдельным танцевальным ситуациям».

В партитуре балета доминируют и привлекают образы всепобеждающей любви. Более всего это ощущается в трех удивительных по красоте антрактах, написанных сверх плана Петипа и служащих эмоциональной заставкой последующего действия. Эти антракты, да и вся музыка «Раймонды», едва ли ни самые известные из сочинений Глазунова, — образец его мастерства. Интонации и ритмы славянских, венгерских и восточных танцев создают необычное богатство партитуры балета, одной из вершин русской классической музыки.

Музыкально-хореографическую логику балета определил Мариус Петипа. Конструктивным принципом спектакля стало сопоставление танцевальных сюит. В первой картине он несколько размыт: чередуются бытовой, характерный и классический танцы. Трехдольное движение провансальского танца разбивало соло героини («пиццикато») — изящная и лукавая реплика героини. Старинный бальный танец «романеска», исполнявшийся двумя парами друзей Раймонды, предшествовал ее мечтательному сольному выступлению («фантазия»). После редкой мелодической красоты музыкального антракта следует сюита второй картины («Видения»). Она уже чисто классическая (адажио Раймонды и Жана, фантастический вальс кордебалета, вариации и кода).

Второй акт по построению «зеркален» первому. Сначала классическое па д’аксьон (адажио Раймонды, подруг и трубадуров, вариации и кода) рисует мирный портрет обитателей замка. Затем следует характерная сюита «пришельцев» (танец жонглеров, «мориска» арабских мальчиков, сарацинский, панадерос, вакханалия и кода) — страстный и тревожный мир Абдеррахмана. Будто любовное пламя, пожирающее душу шейха, материализовалось и выплеснулось на волю черно-красными языками к ногам Раймонды. В коде сюиты кажется, что порыв сарацина неудержим, а друзья и слуги Раймонды, как зачарованные, лишь наблюдают за «умыканием» хозяйки. Но подоспевшее войско рыцарей спасает положение. В поединке интересна демонстрация «семейной» помощи Белой Дамы. Кто знает, кто победил бы, если бы возникший призрак не отвлек внимание Абдеррахмана?

Фабульное содержание закончилось, но хореографическая драматургия вступает в главную фазу — венгерский дивертисмент в честь Андрея II, патрона жениха. Сюита характерных танцев (детская «рапсодия», «палотас» и мазурка) перетекает в сюиту классическую — классическое венгерское гран па (антре, адажио, вариации и кода), образуя хореографическую структуру крупной формы с ясно выраженным национальным характером. Здесь разные лики танца не контрастируют друг с другом, а являют долгожданное согласие душевного мира героев балета.

Успех премьеры был триумфальный, многие номера бисировали, «панадерос» повторили трижды. Заняты были лучшие силы. Итальянская прима-балерина Пьерина Леньяни, казалось, была создана для заглавной партии — немного драматизма, зато есть, где блеснуть виртуозной техникой танца. Ее кавалерами были молодой Сергей Легат (Жан де Бриен) и Павел Гердт (Абдеррахман) — великолепный классический премьер, пробующий себя на шестом десятке в характерных ролях. В классических партиях второго плана были заняты Ольга Преображенская, Николай Легат, Александр Горский, в характерных танцах — Мария Петипа, Альфред Бекефи, Феликс Кшесинский. Громаден был состав кордебалета Мариинского театра. Провансальский вальс танцевали 24 пары, в «видениях» участвовали 48 танцовщиц и 12 танцовщиков.

Дальнейшая сценическая судьба «Раймонды» была своеобразной. Полные версии балета за пределами России были единичны и несамостоятельны. Осилить такое хореографическое изобилие оказалось под силу только петербургскому и московскому балетам.

В 1922 году при возобновлении балета в Петрограде Федор Лопухов сочинил на музыку «пиццикато» новую вариацию Раймонды — ныне не отличимую от стиля Петипа. После возобновления Агриппиной Вагановой в 1931 году старый спектакль не удержался в репертуаре ленинградского театра, занятого активными поисками новых путей в балете.

Одним из таких опытов стала «Раймонда» 1938 года, где сценарист Юрий Слонимский и балетмейстер Василий Вайнонен, вдохновленные историческими романами Вальтера Скотта, попытались придать спектаклю сквозное действие. Положительным героем в борьбе за любовь Раймонды стал благородный араб, а не коварный рыцарь-крестоносец Коломан. Опыт вышел малоудачным: новое содержание противоречило музыке, манера Вайнонена контрастировала с фрагментами хореографии Петипа.

В 1948 году, к полувековому юбилею «Раймонды», Кировский балет вернулся к постановке Петипа, основательно обновив ее. Константин Сергеев упразднил Белую Даму, видения второй картины стали «сном Раймонды» с новым адажио. Мужские герои обрели красноречие: у Абдерахмана (так теперь именуют сарацина) появился монолог во втором акте, а у Жана — вариация в третьем. Новым стал и любимый зрителем «Панадерос». Эта редакция «Раймонды» существует в Петербурге уже более полувека. В 2006 году она легла в основу постановки Николая Боярчикова в Театре оперы и балета имени М. Мусоргского. Времена гонений на призраки и видения прошли, и Белая Дама «воскресла» на этой сцене.

В Москве «Раймонда» впервые была реализована Александром Горским и Иваном Хлюстиным уже в 1900 году. После ряда ее обновлений в 1945 году появилась постановка Леонида Лавровского с использованием хореографии Петипа и Горского. В первом акте Жан на глазах зрителей прощался с невестой и уезжал. Абдерахман появлялся не в видениях, а наяву уже в конце первого акта. Были обновлены несколько танцев и сцен.

В 1984 году, также используя фрагменты хореографии Петипа и Горского, Юрий Григорович совместно с выдающимся художником Симоном Вирсаладзе предложил свое понимание «Раймонды». Принципиальным стал «спор» двух соперников не как представителей культуры Запада и Востока, а как носителей любви идеальной (Жан де Бриен) и земной (Абдерахман). Во втором акте страстному «мачо» почти удается смутить чувственный покой Раймонды. Чтобы обрести прежнюю безмятежность жениху и невесте после поединка был подарен новый лирический дуэт на музыку знаменитого антракта.

В заключение приведем посвященное «Раймонде» компетентное мнение Бориса Асафьева: «Основное впечатление от музыки Глазунова — ее ясность, светлая спокойная ясность. Но ясность не прозрачная, а густая непроницаемая, как глубокая синева неба над высокой снежной вершиной или как цвет воды горных альпийских лугов». «Раймонда», возможно, самый совершенный, но и самый герметичный из балетов классического наследия.

А. Деген, И. Ступников

Не испытывавший влечения к оперному жанру и неизменно отклонявший все получаемые им предложения о написании оперы на тот или иной сюжет Глазунов охотно сочинял музыку для балета. Три балетные партитуры — «Раймонда», «Барышня-служанка», «Времена года» и несколько хореографических сцен меньшего масштаба представляют значительную и характерную область творчества композитора, по мнению Асафьева, равноценную его симфонизму. Обратившись к сочинению балетной музыки уже в зрелом возрасте, Глазунов использовал в ней свой опыт композитора-симфониста, мастера яркого и красочного оркестрового письма. Уже в чисто инструментальных произведениях предшествующих лет проявилась свойственная ему способность претворять танцевальные формулы в живые, конкретные и эмоционально одухотворенные музыкальные образы. Разнохарактерные танцевальные жанры широко представлены в оркестровых сюитах и многочисленных вальсах Глазунова, в которых формировались основы его музыкально-хореографического мышления. Таковы, в частности, два больших концертных вальса (1893,1894) и Балетная сюита для оркестра (1894) из семи сценок в духе типичных для классического балета форм, что позволило композитору некоторые из них буквально или в несколько переработанном виде включить в свои балеты. Указывая на взаимооплодотворяющую роль двух начал в творчестве Глазунова — симфонически-обобщающего и моторно-пластического, Асафьев писал: «Много есть моментов и даже целых частей в симфониях Глазунова, когда тяжеловесную ткань их пронизывает нервный трепет стихии танца или оформляет мерный танцевальный ритм. И обратно: веяние симфонизма разбивает оковы традиционных балетных схем и наполняет их стихийно могучим воздействием подлинной природы музыки. В этом взаимообмене рождаются прекрасные формы музыкально пластических произведений».

Вполне естественно и закономерно, что именно композитор, обладающий такими данными, был призван продолжить ту линию симфонизации балета, которая связана в русской музыке прежде всего с балетными партитурами Чайковского, а также с развернутыми красочными хореографическими сценами в операх Глинки, Бородина, Римского-Корсакова. Глазунов сознательно опирался на эти образцы, что особенно заметно в первом его балете «Раймонда» с наиболее развитой драматургической основой и разнообразием музыкально-хореографических форм. Вместе с тем в характере самого музыкального материала его балетов и в способах построения более или менее крупных отрезков музыкально-хореографического действия проявляются некоторые индивидуальные особенности творческого мышления композитора.

Музыка «Раймонды» написана по предложению дирекции императорских театров на легендарно-исторический сюжет из времен крестовых походов. Основа сюжета очень проста: юная Раймонда, племянница провансальской графини, ждет возвращения из похода своего жениха рыцаря де Бриенна. Тем временем плененный красотой Раймонды сарацин Абдерахман пытается ее похитить, но подоспевший де Бриенн вступает с ним в поединок и убивает его. Драматургически слабое либретто, написанное светской писательницей Л. Пашковой и переработанное постановщиком балета Мариусом Петипа, содержит ряд натяжек и слабо мотивированных ходов, что отмечалось как авторами первых критических отзывов на постановку «Раймонды» в Мариинском театре, так и позднейшими исследователями. Особенность действия заключается в том, что основные события повторяются в нем как бы дважды: сначала в снах героини, затем наяву. На этой примитивной драматургической канве композитором и балетмейстером было создано произведение, увлекающее сочностью колорита, темпераментностью и разнообразием танцевальных ритмов, но полностью преодолеть слабость сценарной драматургии им не удалось.

Основной принцип музыкально-хореографической композиции «Раймонды» Асафьев определяет как «сплетение сюит» различного рода: характерно-национальной, полухарактерной и классической. Создавая яркий увлекательный фон для драматического повествования, они способствуют рельефному выделению отдельных моментов действия, подготавливают и оттеняют его кульминационные точки, обрисовывают окружающий главных героев мир. Вместе с тем широкое развитие фоновых элементов при бедности драматургической основы приводит к замедлению хода сценических событий и преобладанию картинно-эпических элементов над драматически действенными. Этот тип развертывания действия можно уподобить ряду монументальных фресок, иллюстрирующих основные моменты в развитии сюжета.

Следуя при сочинении музыки подробно разработанному балетмейстерскому плану, вплоть до указания числа тактов в отдельных сценах и танцевальных номерах, Глазунов внес в партитуру балета широту симфонического дыхания, богатство и роскошь оркестровых красок наряду со стройной логикой и законченностью целого. Одним из средств достижения этой цели служит разветвленная сеть лейтмотивов и реминисценций. Постоянными музыкальными характеристиками наделены не только Раймонда, де Бриенн и Абдерахман, но и некоторые второстепенные персонажи. Иногда темы или мотивы местного, ситуационного значения, возвращаясь далее в буквальном или измененном виде, выполняют такую же обобщающую функцию. Той же цели служит и закрепление за кем-либо из действующих лиц определенной группы оркестровых тембров. Так, девственно чистый и хрупкий облик Раймонды обрисован главным образом с помощью инструментов смычковой и деревянной духовой групп, тема доблестного воителя де Бриенна звучит большей частью у медных.

В балете противопоставлены два мира: полный достоинства и рыцарского благородства мир идеализированного романского Средневековья, в котором обитает Раймонда, и варварский мир необузданных диких страстей, олицетворяемый Абдерахманом и его свитой. Вторжение этого чуждого начала в ровно и безмятежно протекавшую жизнь Раймонды становится источником драматургического конфликта. Обрисовке окружающего Раймонду мира посвящены большая часть первого и все последнее действие, Абдерахман и его окружение широко представлены во втором действии, центральном по своему драматургическому значению.

Первое действие по длительности почти равно двум последующим. Игры и танцы придворных дам и кавалеров, торжественный выход вассалов и крестьян характеризуют окружающий Раймонду быт. Ритмы торжественного шествия, воинских упражнений фехтующих пажей чередуются с увлекательным пластичным движением большого вальса и несколько меланхоличной стилизованной Романеской. На этом фоне экспонируется образ Раймонды, сопровождаемой грациозно-задумчивым лейтмотивом (на этом мотиве основана и небольшая интродукция к первому действию, содержание которой охарактеризовано ремаркой: «Раймонда томится в ожидании жениха»).

Мимическая сцена погружения Раймонды в волшебный сон служит переходом ко второй половине этого действия (Глазунов приписал в соответствующем месте предложенного ему плана-заказа: «Сновидения Раймонды»), которую подготавливает поэтичный оркестровый антракт с томной мечтательной темой, мягко и нежно интонируемой двумя кларнетами в терцию. Музыка приобретает таинственно мерцающую окраску, и на фоне приглушенной разреженной оркестровой звучности словно из тумана возникает образ де Бриенна, сопровождаемый торжественной ритмически размеренной хоральной темой (впервые эта тема проходит при чтении Раймондой письма, присланного де Бриенном).

Введение волшебного элемента позволило авторам балета создать вслед за лирическим Adagio Раймонды классическую танцевальную сюиту. Она состоит из Фантастического вальса (звучащего по контрасту с предыдущим вальсом из этого действия легко и прозрачно, с оттенком скерцозности), трех вариаций и коды. Сюита подготавливает драматически переломный момент действия, когда Раймонда, устремляясь навстречу де Бриенну, видит перед собой не своего жениха, а Абдерахмана. Взрыв грозного tutti передает ее ужас и отчаяние. Отзвуки темы Абдерахмана еще слышатся некоторое время после того, как страшное видение исчезает и возобновляются игры и хороводы фантастических существ, но колорит музыки проясняется и при свете наступающего дня все кошмары рассеиваются.

В центре второго действия большое Adagio, в котором Абдерахман признается в любви к прекрасной юной графине и тщетно старается прельстить ее обещанием роскошной жизни, полной радости и наслаждений. Впервые тема Абдерахмана появляется в полном виде с исполненным жгучей страсти ответным построением скрипок (в предыдущих сценах звучали только начальные обороты этой темы).

Следуя канонам классического балета, постановщик дополняет Adagio группой вариаций, среди которых выделяется последняя, в духе игривой польки, исполняемая Раймондой.

Пометка, сделанная рукой Глазунова в плане-заказе: «Раймонда издевается над Абдерахманом», объясняет драматургическое значение этой вариации.

«Восточная сюита», занимающая почти половину всего действия, принадлежит к самым ярким страницам музыки балета. Как уже не раз отмечалось, она была создана не без влияния Глинки и Бородина, но Глазунов находит новые, оригинальные краски для обрисовки дикого и в то же время пленительно завораживающего Востока. Своеобразный экзотический эффект создается с помощью остинатных ритмов, ладовых и оркестрово-тембровых средств. Терпкой диатонике выхода сарацинов контрастирует игра ладовых красок в танце арабских мальчиков и изысканная хроматика Восточного танца. Особую характерность оркестровому звучанию придает обилие стучащих и звенящих тембров (в оркестр введены большой и малый барабаны, тарелки, тамбурин, ксилофон).

Завершающая весь этот ряд танцев головокружительная Вакханалия, объединяя все группы танцующих в стремительном кружении, служит переходом к лаконичному, но драматически напряженному финалу действия. Появление де Бриенна, сопровождаемое мощным, торжествующим звучанием его темы у медных инструментов, пресекает попытку похищения Раймонды Абдерахманом, и ожесточенная схватка двух соперников решает исход борьбы за обладание юной графиней.

Третье действие, обрамляемое торжественно ликующим оркестровым вступлением (Глазунов определяет его содержание словами «Торжество любви») и заключительным апофеозом, в драматургическом отношении не вносит ничего нового. Но хореографически и музыкально этот пышный великолепный дивертисмент изобилует яркими и интересными находками. Ряд сольных и групповых венгерских танцев образует красочную национально-характерную сюиту (драматургическим оправданием для введения в балет этой сюиты служит довольно условный внешний повод — присутствие на свадьбе короля Венгрии). Особенно интересны по музыке вариации для четырех солистов с ритмически подчеркнутыми окончаниями фраз, напоминающими прищелкивание каблуков, и соло Раймонды с изысканно-узорчатым мелодическим рисунком и своеобразием ладового строя (вариация написана в так называемом «цыганском» или «венгерском» ладу с двумя увеличенными секундами), в духе медленных напевов вербункоша.

Неистощимость хореографической выдумки маститого Петипа в соединении с сочным полнокровием и симфоническим богатством музыки Глазунова доставили балету огромный успех на сцене Мариинского театра. Его появление было воспринято как событие равное по значению «Спящей красавице». «Глазунов, — как замечает Асафьев, — волею судьбы оказался наследником Чайковского в данном направлении и, к сожалению, кажется, завершителем, ибо нить развития классического балета как музыкально изыскуемой формы пока прекратилась».

На фото: «Раймонда» в Мариинском театре / Н. Разина

Ноты — Альбом баяниста

Сборники Альбома баяниста с нотами

Произведения для баянистов сложные и простые


Альбом баяниста
выпуск первый
Песни и танцы
составил и переложил для баяна Аз.Иванов
«МУЗГИЗ», 1955г.
номер 1572

  1. Марш из кинофильма «Первая перчатка» – Музыка В. Соловьёва-Седого
  2. Гимн демократической молодёжи мира – Музыка А. Новикова.
  3. Здравствуй, Москва! – Песня из фильма «Здравствуй, Москва!», музыка А. Лепина
  4. Мы за мир – Песня, музыка С. Туликова
  5. Ленинские горы – Песня, музыка Ю. Милютина
  6. Одинокая гармонь – Песня, музыка Б. Мокроусова
  7. Сирень-черёмуха – Песня из фильма «Беспокойное хозяйство», музыка Ю.Милютина
  8. Хороши колхозные покосы – Песня, музыка А. Новикова
  9. Рос на опушке клён – Песня, музыка В. Макарова
  10. Ясной ночкою – Песня, музыка Б. Мокроусова
  11. Золотые огоньки – Песня, музыка В. Соловьёва-Седого
  12. Гвардейская походная – Песня, музыка В. Соловьёва-Седого
  13. Дождик – Песня, музыка Н. Богословского, обработка Аз. Иванова
  14. Ах ты, ноченька – Русская народная песня, обработка Аз. Иванова
  15. Светит месяц – Русская народная песня, обработка Аз. Иванова
  16. Сама садик я садила – Русская народная песня, обработка Аз. Иванова
  17. Вдоль по Питерской – Русская народная песня, обработка Аз. Иванова
  18. Гандзя – Украинская народная песня, обработка Аз. Иванова
  19. Русская плясовая – Обработка Аз. Иванова
  20. Уральская плясовая – Обработка Аз. Иванова
  21. Гопак – Украинский народный танец, обработка Аз. Иванова
  22. Белорусская кадриль
  23. Лезгинка – Грузинский народный танец
  24. Молодёжный краковяк – Музыка А. Цфасмана
  25. Ливенская полька – Обработка Аз. Иванова
  26. Колхозная полька – Музыка В. Захарова
  27. Полька из кинофильма «Кубанские казаки», музыка И. Дунаевского
  28. Маленький вальс из фильма «Здравствуй, Москва!», музыка А. Лепина
  29. Старинный вальс
  30. Вальс из оперетты «Вольный ветер», музыка И. Дунаевского

Скачать ноты


Альбом баяниста
выпуск второй
Русские песни и пляски
составил и обработал для баяна Аз.Иванов
«МУЗГИЗ», 1953г.
номер 1388

  • Калинушка
  • Вдоль улицы в конец
  • Не велят Маше за реченьку ходить
  • Владимирские напевы
  • Протяжная
  • Плясовая
  • Час да по часу
  • Тимоня
  • Рано, рано, цветик
  • Страдания
  • Лирическая
  • В низенькой светёлке
  • Зачем тебя я, милый мой, узнала
  • Мой костёр
  • Крутится, вертится шар голубой
  • Уральская плясовая
  • Камаринская
  • Казачий пляс
  • Яблочко
  • Русский перепляс
  • Колхозная полька
  • Кадриль

Скачать ноты

Спасибо Шафаяту за сборник!


Альбом баяниста
выпуск третий
Танцевальная музыка западноевропейских композиторов
составил и переложил для баяна Аз.Иванов
издание второе
«МУЗГИЗ», 1958г.
номер 1862

  • 1. Л. Бетховен, Экоссез. Шотландский танец
  • 2. Ф. Шуберт. Марш
  • 3. Ф. Шопен. Вальс № 7
  • 4. И. Брамс, Венгерский танец.
  • 5. Я. Дворжак. Славянский танец
  • 6. Э. Григ. Норвежский танец
  • 7. Ж. Бизе. Антракт к IV действию оперы „Кармен»
  • 8. Л. Делиб. Пиццикато из балета „Сильвия».
  • 9. Л. Делиб. Мазурка из балета „Коппелия»
  • 10. И. Альбенис Танго
  • 11. Ф. Крейслер. Прекрасный розмарин
  • 12. Йог. Штраус. Вальс „Тысяча и одна ночь»
  • 13. Иос. Штраус. Полька
  • 14. Иос. Штраус. Полька «Хокей»
  • 15. Р. Дриго. Вальс „Искорка»
  • 16. М. Огинский. Полонез
  • 17. Я. Дюран. Вальс № 1
  • 18. А. Цибулька. Гавот „Стефания»
  • 19. Э. Вальдтейфель. Вальс
  • 20. В. Монти. Чардаш
  • 21. И. Кальман. Танец из оперетты «Баядера»

Скачать ноты

Спасибо Шафаяту за сборник!


Альбом баяниста
выпуск четвертый
Танцевальная музыка русских и советских композиторов
составил и переложил для баяна Аз.Иванов
«МУЗГИЗ», 1957г.
номер 1679

  • М. Глинка. Лезгинки из оперы «Руслан и Людмила», переложение П. Гвоздева.
  • А. Серов. Пляска девушек из оперы «Рогнеда»
  • П. Чайковский. Сентиментальный вальс
  • Я. Соколов, А. Глазунов, А. Лядов. Полька из квартета «Пятницы», переложение П. Гвоздева
  • А. Глазунов. Вальс
  • А. Скрябин. Мазурка.
  • С. Рахманинов. Полька
  • Р. Глиэр. Танец из балета «Медный всадник»
  • В. Шербачев. Гавот из сюиты для струнного квартета.
  • Д. Шостакович. Танец из музыки к трагедии Шекспира «Гамлет»
  • Ю. Милютин. Танец из оперетты «Девичий переполох»
  • Л. Шварц. Вальс из кинофильма «Сельская учительница»
  • А. Лепин. Русский танец Тройка из кинофильма. «Здравствуй Москва»
  • И. Дунаевский. Школьный вальс
  • Н. Ган. Эстрадная полька
  • А. Хачатурян. Галоп из музыки к драме Лермонтова «Маскарад»
  • В. Соловьев-Седой. Полька-кадриль из кинофильма «Чемпион мира»

Скачать ноты баяниста

Спасибо Шафаяту за сборник!


Альбом баяниста
выпуск пятый
Современные танцы
составитель и автор переложений для баяна П.Гвоздев
«МУЗГИЗ», 1959г.
номер 1817

  • А. Лепин. Веселый марш из фильма «Весенние голоса»
  • А. Цфасман. Молодежный краковяк
  • А. Долуханян. Мы втроем, танго.
  • А. Лепин. Пять минут, вальс из фильма «Карнавальная ночь»
  • А. Островский. Полька
  • О. Фельцман. Летний вечер, медленный фокстрот
  • А. Эшпай. Нет, скажешь ты!
  • 3. Компанеец. Полька
  • А. Цфасман. В дальний путь, медленный фокстрот.
  • А. Островский. Веселая румба
  • 3. Компанеец. Незабываемый вечер, медленный вальс
  • А. Цфасман. Румба
  • Лекале. Амапола
  • В. Кручинин. Два сердца, танго
  • A. Лепин. Фокстрот из фильма «Мы с вами где-то встречались»
  • B. Кручинин. Лирическая румба
  • А.Островский. Галоп

Скачать ноты

Спасибо Шафаяту за сборник!

Альбом баяниста
выпуск шестой
Концертные пьесы для одного и двух баянов
составление и общая редакция П.И.Говорушко
«МУЗГИЗ», 1959г.
номер 1925

  • ДЛЯ ОДНОГО БАЯНА
    • Песня о Москве. Музыка Т. Хренникова. Обработка О. Высоцкого
    • Ноченька. Русская народная песня. Обработка Ю. Щекотова
    • Полька. Музыка В. Белова
    • Вариации на украинскую тему. Обработка Я. Смирнова
    • То не ветер ветку клонит. Русская народная песня. Обработка В. Шпаник
    • Степь да степь кругом. Русская народная песня. Обработка В. Белова
  • ДЛЯ ДВУХ БАЯНОВ ИЛИ АНСАМБЛЯ БАЯНИСТОВ
    • Фантазия на темы песен В. Соловьева-Седого. Обработка Н. Агафонникова
    • Русская кадриль. Обработка Ю. и А. Пудовых
    • Припевки. Обработка Я. Агафонникова
    • Саратовские переборы. Обработка Я. Тихонова и В. Кузнецова.
    • Трепак. Обработка А. Шалаева
    • Полосынька. Русская народная песня. Обработка А. Шалаева
    • Гуцульская рапсодия. Музыка Б. Карамышева. Переложение С. Лисина

Скачать ноты


Альбом баяниста
выпуск 2
составитель В.Розанов
«Советский композитор», 1959г.
номер с854к

1. А. Поздняков. Песня
2. С. Стемпневский. Думка. Переложение А. Салина.
3. Д. Нисневич. Музыкальный момент. Переложение В. Иванова
4. Д. Нисневич. Этюд. Переложение В. Иванова
5. Б. Страннолюбский. Зарисовки
6. И. Белорусец. Хороводная
7. Е. Жарковский. Танец девушек. Переложение В. Хведченя.
8. Н. Богословский. Хоровод
9. Н. Богословский. Русская пляска
10. В. Лаптев. Сельский танец
11. Г. Камалдинов. Вальс
12. С. Разоренов. Менуэт
13. И. Белорусец. Мазурка
14. В. Волков. Полька «Лукавая девчонка». Переложение В. Иванова
15. А. Поздняков. Мазурка. Переложение А. Тихонова.
16. В. Иванов. Полька «Шалунья»
17. А. Лифшиц. Танец. Переложение В. Розанова.
18. И. Дунаевский. Увертюра-марш к оперетте «Сын клоуна». Переложение А. Суркова
19. Д. Кабалевский. Прелюдия. Переложение П. Шашкина.
20. Д. Шостакович. Гавот. Переложение П. Шашкина.
21. С. Прокофьев. Танец антильских девушек. Из балета «Ромео и Джульетта». Переложение А. Набатова
22. 3. Палиашвили. Лезгинка из оперы «Даиси». Переложение П. Кореняк.
23. А. Хачатурян. Галоп. Из музыки к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад». Переложение П. Шашкина

Скачать ноты


Альбом баяниста
выпуск 6
составители В.Розанов и П.Шашкин
«Советский композитор», 1962г.
номер с2896к

1. Д. Шостакович. Новороссийские куранты
2. Р. Глиэр. Гимн великому городу из балета «Медный всадник».
3. К. Молчанов. Песня итальянских коммунистов из оперы «Улица дель Корно».
4. В. Нахабин. Танец юнаков из балета «Данко».
5. Д. Шостакович. Прелюдия. Соч. 34, № 6.
6. Н. Ган. Танец.
7. В. Бонаков. Прелюд.
8. И. Морозов. Вальс из балета «Доктор Айболит».
9. «Вниз по матушке по Волге». Русская народная песня. Обработка П. Шашкина.
10. М. Глинка. Мазурка из оперы «Иван Сусанин».
11. Н. Римский-Корсаков. «Полет шмеля». Из оперы «Сказка о царе Салтане».
12. Ш. Гуно. Танец из оперы «Фауст»
13. Л. Бетховен. Контрданс
14. Р. Дриго. Гавот (пиццикато) из балета «Пробуждение Флоры»
15. И. Брамс. Венгерский танец № 7.
16. Дж. Гершвин. Песня Порги из оперы «Порги и Бесс».

Скачать ноты


Альбом баяниста
выпуск 7
составители П.Розанов и П.Шашкин
«Советский композитор», 1963г.
номер с2897к

  • 1. Р. Глиэр. Песня. Соч. 34, № 9
  • 2. Д. Кабалевский. Рондо-токката. Соч. 60, № 4.
  • 3. Д. Кабалевский. Галоп. Соч. 39, № 18
  • 4. Б. Дварионас. Вальс
  • 5. Т. Xренников. «Как соловей о розе». Из музыки к пьесе В. Шекспира «Много шума из ничего»
  • 6. П. Ходжаев. Прелюдия
  • 7. И. Морозов. Мазурка
  • 8. Н. Любарский. Песня
  • 9. В. Нахабин. Воинственный танец из балета «Данко».
  • 10. Янка (Полька). Белорусский танец. Обработка В. Бухарова.
  • 11. Г. Шендерев. Этюд
  • 12. А. Арский. Подмосковная кадриль
  • 13. А. Рыбалкин. Музыкальный момент
  • 14. И. С. Бах. Хоральная прелюдия.
  • 15. Ж. Бизе. Цыганский танец из оперы «Кармен».
  • 16. П. Чайковский. Танец маленьких лебедей из балета «Лебединое озеро»
  • 17. А. Гречанинов. Прелюдия. Соч. 37, № 2

Скачать ноты


Альбом баяниста
выпуск 8
составитель П.Розанов
«Советский композитор», 1963г.
номер с3403к

  • 1. Д. ШОСТАКОВИЧ. Полька
  • 2. С. ГАДЖИБЕКОВ. Танец сборщиц хлопка из балета «Польшей».
  • 3. Э. АУЛОВ. Вариации на тему песни Соловьёва-Седого «Подмосковные вечера»
  • 4. Г. ШЕНДЕРЕВ. Русский танец.
  • 5. Ю. МЯСНИКОВ. Чувашская молодежная пляска
  • 6. А. АБРАМОВ. Грациозный танец
  • 7. Н. СИЗОВ. Мазурка
  • 8. А. ФАТТАХ. Татарский танец
  • 9. Т. ВИЛЬКОРЕЙСКАЯ. Казачья
  • 10. В. БОНАКОВ. Танец
  • 11. И. МАЛЫШЕВА. Полька.
  • 12. Ю. БЛИНОВ. Танец.
  • 13. Ж. БИЗЕ. Сегидилья из оперы «Кармен».
  • 14. Б. СМЕТАНА. Полька из оперы «Проданная невеста»
  • 15. И. АЛЬБЕНИС. Кордова из сюиты «Испанские песни».

Скачать ноты


Альбом баяниста
выпуск 11
«Музыка», 1965г.
номер 2413

С. Прокофьев. Меркуцио. Отрьивок из балета «Ромео и Джульетта». Переложение С. Разоренова
С. Прокофьев, Джульетта-девочка. Отрывок из балета «Ромео и Джульетта». Переложение С. Разоренова
С. Прокофьев. Патер Лоренцо. Отрывок из балета «Ромео и Джульетта». Переложение С. Разоренова
С. Прокофьев. Танец девушек с лилиями из балета «Ромео и Джульетта». Переложение С. Разоренова
Д. Шостакович. Танец из балетной сюиты. Переложение Л. Чебышева
Д. Шостакович. Вальс цветов из оперетты «Москва, Черемушки». Переложение Л. Чебышева
Д. Шостакович. Весенний вальс из кинофильма «Мичурин». Переложение Л. Чебышева
И. Раков. Марш
Ю. Слонов. Сибирская кадриль
А. Онуфриенко. Этюды-картинки
Т. Кулиев. Лезгинка. Переложение Р. Макаренко
Л. Олиас. Фернандо. Танго из кинофильма «Золотая симфония». Переложение А. Басурманова
В. Сапожнин. Веселая скрипка. Переложение Ю. Акимова
О. Агафонов. Интермеццо
А. Широков. Полька
Б. Маруга. «Фрунзишоарэ, лозиоарэ» («Ой, листочек, ой, лозинка»). Молдавская народная песня
К. Титаренко. Полька
Д. Модуньо. Озорница. Фокстрот. Переложение Ю. Акимова

Скачать ноты


Альбом баяниста
сборник популярных пьес для баяна
составил и переложил Л.Горенко
«Государственное издательство изобразительного искусства и музыкальной литературы», Киев, 1956г.

  • М. Глинка Вальс-фантазия
  • П. Чайковский. Романс, соч. 5
  • А, Глазунов. Испанский танец из балета „Раймонда».
  • А. Скрябин. Прелюд, соч. 16, № 4
  • А. Прокофьев. Гавот из «Классической симфонии»
  • Н. Лысенко. Элегия, соч. 41, №3
  • Л. Ревуцкий. Вальс
  • К. Данькевич. Гопак из оперы „Богдан Хмельницкий»
  • И. Сильванский. Украинское скерцо.
  • А. Хачатурян, Мазурка из музыки к драме „Маскарад» М. Лермонтова
  • Ф. Шуберт. Ф. Лист. Серенада.
  • Э. Григ. Танец Анитры

Скачать ноты

Спасибо Шафаяту за сборник!


Альбом баянiста
Випуск третiй
популярнi п’єси для баяна з готовими акордами та для виборного
переклав та обробив С.Чапкiй
«Государственное издательство изобразительного искусства и музыкальной литературы УССР», Киiв, 1961г.
номер 475

Д. Бортнянский. Соната
М. Глинка. Мазурка
Н. Лысенко. Листок из альбома
В. Моцарт. Менуэт
Ф. Шуберт. Пчёлка. Переложение Г. Тышкевича.
Н. Паганини. Вариации. Переложение Г. Тышкевича.
Р. Шуман. Значительное событие
Ф. Шопен. Прелюд № 20
Ф. Шопен. Прелюд № 7
Вариации на тему русской народной песни «Во поле береза стояла. Обработка А. Суркова.
Е. Юцевич. Вариации на тему украинской народной песни «Ой не було так нікому»
Украинская полька.
К. Мясков. Экспромт
Г. Гембера. Менуэт
Пьесы для выборного баяна
П. Чайковский. Русская пляска
С. Чапкий. Фантазия на русские темы
«Ах ты, душечка», Русская народная песня
Е. Юцевич. Фуга на тему украинской народной песни «Шумить, гуде дубрівонька»
«Перепёлочка». Белорусская народная песня. По обработке А. Эшпая
С. Чапкий. Вариации на словацкую тему

Скачать ноты

Музыка Планеты: ретро-музыка России и мира

Золото мира

Золото мира — это классическая музыка: оперная, симфоническая, инструментальная, хоровая, камерная и т.п.. Ничто не может сравниться с классикой по силе позитивного воздействия на душу человека. Эта музыка — один из каналов общения с Всевышним. Человек, который не любит и не слушает классическую музыку, отключён от этого канала, лишён этого неиссякаемого источника положительной энергии, о чём можно только сожалеть.

Золото мира — это также уникальные, данные Богом голоса великих певцов и певиц прошлых дней и современности. Это золото, с одной стороны, недолговечно, так как жизнь человеческая коротка, но, с другой стороны, оно остается в бесценных записях, хранится в «памяти сердца», навеки вписывается в Красную Книгу истории человеческого искусства. «Жизнь коротка, искусство — вечно!»

..Должна признать, что представленные на этой странице записи — это, своего рода, классическая «поп-музыка», то есть одни из самых известных и популярных произведений, которые могут легко восприниматься даже самым неискушенным слушателем. Но от этого они не становятся менее прекрасными.

«Величайшая певица всех времен и народов» — этот титул не может оспорить ни одна из ныне живущих оперных певиц. Вероятно, даже если это и удастся кому-нибудь, то очень не скоро. Такие голоса рождаются раз в столетие, не чаще. А, может быть, и раз в тысячелетие. Кто знает?

La Divina ( «Божественная») — так называли ее даже критики. Voce ( «Голос») — так коротко и ёмко назвали её итальянцы, настоящие ценители и знатоки вокального искусства. Не Италия, а Греция подарила миру это сокровище. Мария Каллас, самая знаменитая гречанка и самая великая певица мира была человеком неординарным, неоднозначным. Её могли не только любить, но и ненавидеть за её сложный характер. Но её великое искусство воистину бессмертно и никого не могло и не может оставить равнодушным.

Хабанера (из оперы Жоржа Бизе «Кармен»)

Spargi D’amaro Pianto (из оперы Гаэтано Доницетти «Лючия де Ламмермур»)

Caro Nome (из оперы Джузеппе Верди «Риголетто»)

Трудно определить, то ли величайшая певица всех времен и народов сделала эту арию такой популярной, то ли эта ария неземной красоты помогла певице достичь немыслимых высот вокального искусства. В общем, гениальная ария в гениальном исполнении, «визитная карточка», обессмертившая имена Марии Каллас и Винченцо Беллини.

Каватина Нормы «Casta Diva» (из оперы Винченцо Беллини «Норма»)

Мой любимый тенор, красавец-мужчина, темпераментный Пласидо Доминго. Он начинал петь как баритон, а затем «переквалифицировался» в теноры. В его голосе звучат одновременно мужественность, нежность и благородство, свойственные истинным испанцам.

Романс Неморино «Una furtiva lacrima» (из оперы Гаэтано Доницетти «Любовный напиток»)

Знаменитая «Баркаролла» написана Ж. Оффенбахом для двух женских голосов — сопрано и меццо-сопрано. Но великому тенору оказалось вполне по силам спеть дуэтом со скрипкой. И как спеть!

Barcarolle (из оперы Жака Оффенбаха «Сказки Гоффмана «)

Одно из красивейших хоровых произведений — хор рабов из оперы «Набукко». Когда эта опера идёт в театрах в Италии, хор и оркестр два раза подряд исполняют это произведение: один раз — по ходу сюжета, а второй раз — на бис. Итальянцы даже хотели сделать это торжественное произведение, этот мощный и величественный призыв к свободе своим национальным гимном.

Хор рабов «Va, pensiero» (из оперы Джузеппе Верди «Набукко»)

Великая русская певица, меццо-сопрано Надежда Андреевна Обýхова. Редкий, такой узнаваемый тембр голоса, выразительность исполнения, трепетное отношение к тексту исполняемого произведения отличают эту певицу от всех других. Она была необыкновенно популярна в советское время, несмотря на довольно меланхоличную манеру пения, контрастирующую с общей партийной установкой на «бодрость и оптимизм». Пожалуй, можно сказать, что она была (вольно или невольно) диссидентствующей певицей, оппозиционной «генеральной линии партии». Её голос был совершенно непригоден для исполнения песен советской тематики, зато идеально подходил для пения русских романсов и шедевров зарубежной классики.

Поцелуй/ Il Bacio (Luigi Arditi)

Неземной, божественный голос и удивительная скромность — это Виктория Николаевна Ивановна (1924-2002). Голос поразительной чистоты и нежности, в котором звучит её чуткая и кроткая душа. Такой выразительности, такой прочувствованности в исполнении русских романсов не достигал никакой другой их исполнитель или исполнительница.

(Когда мне понадобилось познакомить своих аргентинских друзей с русской музыкой и русским исполнительским искусством, то первое произведение, которое я им отправила, было записью именно Виктории Ивановой, ее «коронного» романса «Вам не понять моей печали». Самое подходящее начало для такого знакомства — произвело очень сильное впечатление).

Вам не понять моей печали (А. Гурилёв, сл. неизвестного автора)

«Купите фиалки» Comprate i miei fiori (музыка Надира Виетти)

Здесь можно прочитать очень трогательные воспоминания писателя Виктора Астафьева о Виктории Ивановой.

Студия Vista Vera выпустила два компакт-диска Виктории Ивановой. В один вошли классические произведения зарубежных композиторов, в другой — русские романсы и песни. Эти диски, едва появившись, сразу стали раритетными. Ведь включенные в них записи Виктории Ивановой — настоящие сокровища, «праздник души» для истинных меломанов.

Анатолий Сольвьяненко — это самый яркий и солнечный голос страны Советов. Когда слушаешь его верхние ноты, то просто захватывает дыхание. Говорят, что лучших теноров рождает Италия — страна, богатая солнцем и теплом. Но и Украина может дарить миру такие звонкие и чистые голоса, как будто наполненные солнцем юга.

Песня Певца за сценой (из оперы А. Аренского «Рафаэль»)

Эта опера мало известна и практически никогда не ставится в оперных театрах, но эту потрясающую Песню включают в свой репертуар самые великие певцы — очень уж она хороша. Напоминает арию из какой-нибудь испанской сарсуэлы.

Лучано Паваротти, пожалуй, самый знаменитый тенор современности. По мнению экспертов, его гортань представляла собой уникальный резонатор, данный ему природой и развитый им с помощью интенсивных тренировок. Коллег по искусству поражало это его удивительное свойство — не имея мощного голоса, Паваротти был способен наполнять им огромные залы.

Баллада Герцога «Questa o quella» (из оперы Джузеппе Верди «Риголетто»)

Ария Манрико «Di quella pira» (из оперы Джузеппе Верди «Трубадур»)

Джоан Сазерленд — уроженка Австралии, ставшая примадонной Лондонского Королевского театра Ковент Гарден и возведенная Ее величеством в рыцарское звание — Леди Джоан Сазерленд. Нужны ли еще комментарии?

Болеро Елены «Merce, dilette amiche» (из оперы Джузеппе Верди «Сицилийская вечерня»)

Тереза Берганца — обладательница редкого оперного голоса — колоратурного меццо-сопрано (сейчас в мире есть только одна певица — Чечилия Бартоли — с таким уникальным голосом). Этому типу голоса свойственны сочность и насыщенность меццо и, одновременно, диапазон, гибкость и изящество колоратуры.

Ария Розины «Una voce poco fa» (из оперы Джоакино Россини «Севильский цирюльник»)

Bel raggio lusinghier (из оперы Джоакино Россини «Семирамида»)

Георг Отс (1920-1975 гг.) — великий эстонский и советский певец. Его голос был чудным, необыкновенным, волшебным. О нём не нужно много говорить (сам он был известным «молчуном»), его нужно просто слушать.

Ария Фигаро/ Non più andrai (из оперы Вольфганга Амадея Моцарта «Свадьба Фигаро»)

Ария Дон Жуана/ Finch’han dal vino (из оперы Вольфганга Амадея Моцарта «Дон Жуан»)

Ария графа ди Луна/ Il balen del suo sorriso (из оперы Джузеппе Верди «Трубадур»)

Рондо Маркиза/ J’ai fait trois fois le tour du monde (из оперетты Роберта Планкета «Корневильские колокола»)

Муслим Магомаев (1942-2008 гг.) — один из величайших певцов ХХ века. Он блестяще начал карьеру оперного певца (баритон). Стажировка в Ла Скала, роли в Большом театре. Его исполнение каватины Фигаро из оперы «Севильский цирюльник» остаётся непревзойденным шедевром и по сей день. А затем Муслим Магомаев сделал умопомрачительную карьеру на советской эстраде. Он моментально стал звездой, его песни становились шлягерами, включались во все концерты, били все рекорды популярности.

Каватина Фигаро (из оперы Джоакино Россини «Севильский цирюльник»)

Ария Дон Жуана (из оперы Вольфганга Амадея Моцарта «Дон Жуан»)

Аве Мария (лат. Ave Maria) — католическая молитва к Богородице, названная по её начальным словам. Эту молитву называют также ангельским приветствием или angelico salutatio, т.к. её первая фраза представляет собой приветствие архангела Гавриила, сказанное им Пресвятой Деве в момент Благовещения. В православии молитве Ave Maria соответствует Песнь Пресвятой Богородице.

Перевод на русский язык:

Радуйся, Мария, благодати полная!
Господь с Тобою;
благословенна Ты между женами,
и благословен плод чрева Твоего Иисус.
Святая Мария, Матерь Божия, молись о нас, грешных,
ныне и в час смерти нашей. Аминь.

На текст молитвы написано много музыкальных произведений. Среди авторов музыки: Палестрина, Шарль Гуно, Антонин Дворжак, Джузеппе Верди. Произведение Франца Шуберта «Третья песня Эллен» часто неточно называют «Ave Maria Шуберта», хотя в действительности текст, на который написана эта музыка, был взят из немецкого перевода поэмы Вальтера Скотта о кельтской Владычице Озера («Дева Озера», 1810) и включал только первые два слова молитвы. Впоследствии Ave Maria целиком стали петь на музыку этой песни Шуберта, хотя композитор и не имел этого в виду.

Вероятно, лучшими исполнителями этого произведения были и останутся Виктория Иванова и Робертино Лорети.

Ave Maria (Franz Sсhubert, поёт Luciano Pavarotti),
на итальянском и латинском языках

Ион Писо (рожд. 1926 г.) — румынский оперный певец ХХ века. Он выступал в Ла Скала, в Метрополитен опера, в Большом театре, в Дублинской опере, а также, разумеется, в Румынской национальной опере.

По мнению знатоков оперы, его можно отнести к тем певцам, которые не сумели полностью реализовать свой потенциал. Возможно, его техника не идеальна, однако красивый, звучный, мужественный тембр его голоса легко способен покорить сердце многих ценителей оперного искусства.

Баллада Герцога «Questa o quella» (из оперы Джузеппе Верди «Риголетто»)

Песенка Герцога «La donna é mobile» (из оперы Джузеппе Верди «Риголетто»)

Quando le stelle al placido (из оперы Джузеппе Верди «Луиза Миллер»)

Продолжение этой странички — на сайте Алла Тарасова: неугасимая звезда — только самые красивые классические произведения!

На страницах сайта размещены великие классические произведения: