Головной убор для танцев русских народных танцев

Женский костюм для русского народного танца

Очень большое значение для внешнего оформления любого народного танца имеют сценические костюмы. Женская русская народная одежда отличается яркой красотой, она обогащена различными украшениями, для отделки часто используется искусная вышивка.

Особенности танцевального костюма

Женский костюм для русского народного танца может быть самым разнообразным. Это связано с тем, что в каждой местности великой страны костюмы формировались с течением времени и с учетом характерных особенностей народностей.

Традиционным вариантом для северных народов является из широкополого сарафана из красочной ткани с длиной до средины колена. Часто для пошива используется парча, атлас или креп-сатин, которые хорошо держат форму и подчеркивают красоту женской фигуры. Сарафаны обязательно украшаются:

В качестве украшений могут также использоваться другие различных декоративные украшения. Главное требование к ним, чтобы они не утяжеляли костюм и не стесняли движений. Под сарафан одевается хлопковая или шелковая рубаха.

Обязательно в народных костюмах для женщин предусматривается головной убор. Как правило — это оригинально завязанный платок, который соответствует направлению танца. В медленных плавных хороводах исполнительницы одевают на голову кокошник. Он в древние времена был частью праздничного наряда замужней женщины и символизировал благоустроенность и уравновешенность. Это довольно тяжелый атрибут, расшитый бисером и жемчугом. В реальной жизни он ограждал хозяйку от неподобающих движений в обществе. Молодые девушки в танце могут отказаться от головных уборов, подчеркнув красоту волос красивыми яркими ободками или оригинально завязанными лентами.

В южных регионах сарафан заменяется шерстяной пышной юбкой, которая оставляет открытыми только ступни ног. Она всегда подпоясывается ярким декоративным кушаком. Блуза в этом случае может быть любого цвета, но обязательно яркой. Она всегда расшивается вышивкой и бисером.

Красоту народного наряда и изящество женской ножки подчеркивают изысканные сапожки или туфельки на застежке.

Для русского народного танца в качестве женского костюма чаще используется его северный вариант. В плясках исполнительницы одевают стилизованные укороченные сарафаны, облегчающие выполнение сложных движений.

Женский костюм для русского народного танца является своеобразной визитной карточкой. Он акцентирует стилевую направленность танцевальной постановки.

Костюм для русского народного танца

Как и любые национальные танцы, русский народный исполняют в традиционном российском костюме для праздников. Наверняка, вы живо его себе представили: женщина в сарафане в пол, на голове кокошник и платок, на ногах красные сапожки, в руках платок. Мужчина в косоворотке, опоясанной тонким ремешком, широких штанах и высоких черных сапогах. Все это – собирательный образ русского национального костюма конца XVIII века.

На самом же деле традиционных народных костюмов много – столько же, сколько народностей было и есть на Руси. Мы расскажем немного об общих тенденциях для всех костюмов.

Женский костюм

Традиционно такой костюм состоит из широкополого сарафана из парчи или креп-сатина, широкой хлопковой или шелковой рубахи и головного убора. На словах все уместилось в одно предложение, а на деле это тяжелые расшитые бисером наряды с тесемками и лентами, с вышивкой и другими украшениями. К слову, сарафан – это традиционный северный элемент наряда. В южных странах он заменен поневой – шерстяной юбкой, которая не закрывает только ступни ног. Часто ее подпоясывают кушаком – тяжелым отрезом цветастой ткани. В народных танцах используется преимущественно северный вариант костюма.

В медленных плавных танцах на головах женщин одеты кокошники – символ замужества, порядка, устроенности. Они расшиты жемчугом или бисером, имеют внушительный вес – чтобы не давать своей хозяйке делать резких неподобающих движений. В быстрых танцах, которые больше подходят молодым незамужним девушкам, для украшения головы используются косники (уборы для кос) и венцы – легкие обручи из ткани и бисера. Для активных танцев могут использоваться и укороченные сарафаны, но это уже стилизованные современные версии народного костюма.

Мужской костюм

Главная часть мужского костюма для народных танцев – рубаха-косоворотка, которая имеет длинные рукава, невысокую стоечку и застегивается у шеи, но не посередине груди, а чуть сбоку. Подпоясывают рубаху шерстяным поясом (кушаком) или тесемкой.
Традиционно рубаха делается из хлопка или льна, хотя современные ателье делают праздничные косоворотки из шёлка. Цвет косоворотки – белый или красный (опять же, в праздничном танцевальном варианте). Из узоров может присутствовать вышивка по нижнему краю.

К рубахе идут хлопковые штаны без узоров. Цвет их может быть разным, но преимущество за черными расцветками. Штаны заправляются в высокие черные сапоги.

Для северных и южных регионов страны костюмы мужчин практически идентичны. Главное их отличие – элементы орнамента на подолах рубашки.

Современные исполнители русских народных танцев редко ограничивают себя правилами, заведенными несколько столетий назад. Они стараются сделать свой костюм более сценическим и праздничным, используют легкие ткани и головные уборы, не мешающие танцевать. Но костюмы для народных танцев все равно отлично угадываются. Никто из танцоров не рискует посягнуть на сарафаны и косоворотки, которые фактически стали символами русских плясок и гуляний.

Одежда для татарского танца

Обобщенно татарскими танцами называются танцы и крымских, и поволжских, и сибирских татар и татар другой территориальной принадлежности. Имея что-то общее (как минимум национальная принадлежность этнических исполнителей к татарскому народу) они различаются не только характером, но и костюмами. Мы бы хотели немного рассказать, какой бывает одежда для татарского танца.

Головные уборы

В женском татарском костюме можно часто видеть головной убор похожий на маленькую узкую вытянутую шапочку, круглый конец которой уложен набок. Это национальный головной убор под названием «калфак», его обычно используют в костюмах для лирического танца. Наиболее часто в качестве головного убора для быстрых танцев используют вышитую круглую тюбетейку, как для мужчин, так и для женщин. Правда, женщины добавляют к тюбетейке платок или надевают платок поверх тюбетейки.

В современных татарских танцах используется смесь из национального костюма, костюма для танца и фасонов современности. Но, каким бы не было сочетание, в концертном наряде всегда видна национальная принадлежность танцоров. Мужчин чаще всего можно видеть в штанах с широким шагом (например, шаровары), заправленных в сапоги. Так же мужскому костюму свойственны широкие рубахи без манжет с воротником стойкой и расшитые жилеты (короткие или длинные). Иногда к костюму добавляют широкий пояс по типу кушака.

Женский костюм намного более разнообразен. Платья могут быть как с широкими юбками, так и с узкими, повторяющими силуэт, обычно их украшают рядом мелких оборок по подолу (2-3 уровня). Иногда можно видеть костюмы, напоминающие по фасону цыганские, из ярких тканей или тканей с цветочными мотивами, скроенных в фасоне «солнце», с одной широкой оборкой по подолу. Так же для женского костюма характерен вышитый жилет, который может быть заменен вышитым передником. Рукава платья или блузы могут быть довольно широкими, но для удобства танца их чаще «подбирают на манжет».

Цвет, узоры и материал

В современном костюме преобладают яркие цвета. Салатово-зеленый, голубой, розовый, красный, солнечно-желтый, малиновый. Разная цветовая палитра может совмещаться в одном костюме или используются ткани с градиентными переходами одного цвета в другой. Широко применяются традиционные тюркские узоры, хотя чаще всего это проявляется в отделке. Основным материалом для концертных костюмов служит атлас, шелк; шифон и капрон для платков, бархат и велюр для жилетов.

Одежда для татарского танца должны быть праздничной и яркой. Поэтому ее украшают, согласно старинным обычаям. Татарские нарядные костюмы узнаваемы благодаря обилию вышивки и тесьмы. В отличие от русских народных костюмов, в которых используется обилие лент, тюркские традиции делают акцент на шитье шелком или драгоценными нитками (золотом и серебром). Как правило, тематика орнаментов построена вокруг флористики и абстрактных элементов. Особо богато выглядит наряд расшитый камнями, бисером, пайетками, или чеканкой.

Во многих татарских танцах в состав костюма входит украшение. Чаше всего это серьги или браслеты. Они отличаются массивностью, иногда выполнены в нескольких уровнях и представляют собой хитросплетение тех же орнаментов, что используются в вышивке. Украшения традиционно чеканят или изготавливают из проволоки (в том числе и драгоценной), реже используют кованые заготовки. В изготовлении широко используют полудрагоценные натуральные камни и минералы, которые оправляют преимущественно в металл.

Молдавский танец

Молдавский танец как один из наиболее древних видов народного искусства. История и стили молдавского танца. Особенности национального костюма. Метро-ритмическая структура и типы движений в молдавских танцах. Традиционные и самобытные элементы танцев.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Размещено на http://www.allbest.ru

Стили молдавского танца

Список используемой литературы

Танец во все времена был неотъемлемой частью культурной и общественной жизни, при любом событии танцы и песни играли важную роль, особенно в праздничные дни (проведение семейных обрядов, ярмарки, а также мероприятия, связанные с сельскохозяйственным трудом и верой народа в плодородие почвы).

У молдавского танца своя собственная богатая и действительно оригинальная история. С незапамятных времен танцы сопровождались песнями, хлопками, задающими ритм или игрой на ударных инструментах. Много позже танцорам стали аккомпанировать духовые оркестры или тарафы, в состав которых входили скрипки, цимбалы, флейты и прочие народные инструменты. Танцы сопровождались и сопровождаются сатирическими или шутливыми частушками.

Молдавский танец — один из наиболее древних видов народного искусства, его можно считать настоящей «поэмой нации», ведь когда танцуют молдаване, «говорят сердца». Каждое движение повествует о таланте и духовных качествах народа на разных исторических этапах.

В нем проявляются как характер и темперамент, так и сила и ловкость. Большое значение приобретают мудрость и юмор, честно и напрямую показывая чувства и стремления людей. Молдавские танцы — это настоящая сокровищница нашего народа, ведь они включают в себя и музыку и национальный костюм, и народное творчество и многое другое.

Танец — это экспрессивное и глубоко народное творчество, эмоциональное художественное отражение многовековой истории молдавского народа.

Истоки молдавского танца следует искать в далеком прошлом — у фракийцев и гето-даков. Большинство ритуальных обычаев античности связано с вхождением в особое состояние посредством танца. Классифицируя танцы, можем отметить «миметический утилитарный», сопровождающий деятельность человека, затем ритуальные танцы, которые сопровождались песнями и ритмичными движениями. Танцевались они, как правило, на открытом месте: на лугах и равнинах. Такие танцы исполнялись 7, 9, 11…, то есть нечетным количеством танцоров, что имело сакральный смысл для наших предков. Позже возник игровой танец, разыгрывающий любовные и другие сюжеты, «подражающий животным» и прочее, и только в эпоху неолита появляется «архаичная хора», что означало в этот период наличие коллективного общения и образование архетипической матрицы кинетических форм танца более позднего времени. Одни из самых известных молдавских ритуальных танцев — это «Кэлушарий» и «Дрэгайка», танцы, имеющие глубокую связь с историей культуры нашего народа.

Ещё с давних времен будни народа были связаны с «коллективными танцами», в которых с необыкновенной силой отразилась эмоциональная энергия молдаван -«Хора», «Сырба», «Бэтута», «Брыул», «Ынвиртита», «Трей лемне» и другие.

В свое время такие танцы, как «Русяска», «Булгэряска», «Арменяска», «Цыгэняска»были заимствованы у русских, болгар, армян и цыган. Выбирая отдельные элементы и ритмы танцев других народов, молдаване исполняли их по-своему — ярко, зажигательно и своеобразно. Ни у одного из вышеобозначенных народов нет подобных молдавским танцев, если же встречаются, то называются молдавскими.

Для различных исторических периодов характерны определенные жанры танцев. Для эпохи Средневековья характерны коллективные танцы «цепочные», «круговые», в то время как в эпоху Возрождения стали популярны мужские сольные танцы. Также в этот период получают распространение вольные парные танцы.

В феодальную эпоху у молдаван был распространен так называемый деревенский танец, который позже исполнялся и дворянством, превращаясь в «жок — народный танец».

Широкое распространение получил танец «хора», который, по некоторым свидетельствам, является самым древним в Молдове.

В середине XIX века термин «хора» в самом широком смысле вытесняется термином «жок». Жок организовывали группы парней, они собирали деньги и нанимали музыкантов. В праздничные дни жок, как правило, проводился с утра до позднего вечера.

В XIX-XX веках вольные танцы вытесняются парными и групповыми. На основе фольклорного танца создаются сценические постановки народных танцев, исполняемые профессиональными танцорами. Самые лучшие из них входят в золотой фонд национальной хореографии.

Важным атрибутом танца является национальный костюм: украшенный орнаментом и пронизанный творческим духом, он действительно неповторим. Традиционный молдавский костюм — свидетельство высокого мастерства народных рукодельниц, образец красоты, способный поведать о старинных традициях, живое свидетельство процесса народного творчества.

Молдавия является одной из стран, где прослеживается огромное влияние других культур на традиционный (молдавский) национальный костюм. Практически все элементы наряда были позаимствованы у других народов. Основным компонентом стала рубашка туникообразной формы, либо с цельнокроеными рукавами. Такие рубашки обильно украшались вышивкой, а также цветочным орнаментом по груди, подолу и воротнику. Особой популярностью пользовались наряды с вышивкой счетными швами. Это мережа, крестик и гладь. Отличительными чертами молдавского наряда являются крой в талию, пояс, применение белой ткани и полотенчатообразный головной убор. До замужества женский молдавский народный костюм исключал ношение головного убора, а в праздничные дни костюм украшали бусами, серьгами и кольцами. Примечательно, что в костюме позволялось сочетание только двух-трех оттенков, а вышивка выполнялась в большинстве случаев в черном цвете.

Отдельного внимания заслуживают юбки, которые шились из чистой шерсти или хлопка с шерстяным утоком. Самой популярной моделью была юбка “catrinг”, представляющая собой цельную несшитую ткань, которую оборачивали вокруг бедер. Главное при этом, чтобы одна пола ложилась на другую, после чего юбка крепилась поясом. В прохладное время года женщины носили жилетки, богато украшенные орнаментом.

История молдавского народного костюма изменилась в 19 веке, когда в моду вошли полотняные передники. Наличие такого передника и головного убора указывали на статус женщины в обществе. Описывая молдавский народный костюм, не стоит забывать о его обязательной детали — поясе. В Молдавии пояс служил показателем возраста женщины, и носили его только взрослые. Кроме шерстяных тканей в моде были шелковые пояса разноцветной окраски.

Стили молдавского танца

Для молдавских народных танцев характерно стилевое разнообразие в зависимости от региона страны.

Встречается множество ритмов и темпов, различных положений рук с плавными, элегантными движениями в женских танцах и виртуозностью в мужских. Четко обозначенная последовательность технических элементов определяет ярко выраженные национальные особенности молдавских народных танцев. С таким же темпераментом исполняются гагаузские и болгарские танцы, распространенные именно в Молдове, которые хоть и влияют друг на друга, все же сохраняют свои выразительные свойства и особенности.

По метро-ритмической структуре и типам движений танцы можно классифицировать следующим образом:

* тип «сырба» (размер 2/4, исполняются быстро мужчинами и женщинами, образующими круг, положение рук — на плечах),

* тип «бэтута-хора» (размер 2/4, исполняются быстро, как правило, танцуются мужчинами и включают виртуозные движения);

* хоры (исполняются и мужчинами, и женщинами, в обоих случаях танцующие образуют круг или полукруг и держатся за руки),

* тип «остропэц» (связаны с ритуальными танцами, размер — 7/16 или 3/8, исполняются быстро, как правило, сольно, в руках танцующие держат какой-либо предмет из приданого),

* тип «хора-маре» (размер 6/8 или 3/8, исполняются медленно и умеренно, участники образуют круг, держатся за руки, которые согнуты в локтях и приподняты на уровне плеч).

По своему общественному значению молдавские народные танцы классифицируются на ритуальные танцы, связанные с календарными («Капра», «Кэлушарий») и семейными («Дансул миресей», «Зестря», «Жокул маре») обычаями, и неритуальные танцы, которые, в свою очередь, подразделяются на танцы с предметом.

«Коаса», «Поама», «Ицеле», «Сфределушул», «Сысыякул», «Тэбэкэряска», «Здроболянка», «Кошерул», «Жокул ферарилор» — отражают трудовой процесс.

«Хайдучяска», «Войничяска», «Арнаутул» — показывают героическую борьбу народа.

«Илинуца», «Катинкуца», «Мититика» — передают образ женщины.

«Трандафирул», «Бусуёкул», «Оляндра», «Раца», «Гиочелул», «Лилиякул», «Хулубул», «Кэлуцул» — посвящены флоре и фауне.

«Фулджерул», «Вынтул(Ветер) »- танцы о феноменах природы. Также встречаются и сатирические танцы, например — «Солтикул».

Существуют танцевальные па с разного типа перемещениями, широкими или мелкими шагами на месте, с па синкопированными, измененными или последовательными, вариативна и позиция рук во время танца, и различные музыкальные ритмы — все это приводит к огромному стилевому разнообразию танцев в различных регионах страны.

Молдавские народные танцы обычно исполняются с оркестром (тараф); в старину большинству танцев сопутствовало пение (мититика, еленуца). Наиболее распространённые музыкальные размеры 2/4, 3 /8, 6 /8, 7 /16. Многие танцы, особенно мужские, сопровождаются стригатурь (своеобразными частушками) и киуитурь (выкриками).

К числу наиболее распространенных танцев принадлежит хора. Хомра (болг. хоро, макед. оро, серб. коло, хорв. kolo, рум. hora, греч. чпсьт, груз. . «khorumi», тур. horon, арм. . . shurch par, ивр. дешд, horahэ) — народный танец-хоровод у болгар, македонцев, гагаузов, сербов, хорватов, молдаван, румын, греков, грузин, турок, армян и евреев. Исполняется обычно под аккомпанемент оркестра. Также — музыкальная форма.

Еще в начале 19 века хорой называли не только конкретный вид танца, но и своеобразное народное празднество, гулянье. Теперь в большинстве районов республики хорой называется круговой танец, в котором танцующие держатся за руки.

Для исполнения хоры (horг) танцоры собираются в круг и обнимают друг друга за плечи. Люди движутся вокруг центра (обычно по часовой стрелке), а каждый танцор исполняет серию из трех шагов вперед и одного шага назад. Темп медленный. Танец исполняется девушками плавно и спокойно. На свадьбах к хоре присоединяются и мужчины. Хора сопровождается игрой на чимпое, флуере, нае, скрипке и других народных инструментах.

Хора является очень популярным танцем на свадебных торжествах и других празднествах, особенно в сельской местности. В хоре нет определенного конца, её продолжительность зависит от изобритательности танцующих, существует множество вариантов этого танца. Хора может называться по месту её создания — «Хора де Бэлць» («Бельцкая хора»), по ресонажу или событию, в честь которого она исполняется -«Хора миресей» («Хора невесты»), «Хора Иленуцей» («Хора Иленуцы»), «Хора нунций» («Свадебная хора») и т.д. Иногда слово «хора» опускается и танец называется просто «Нунтяска» («Свадебная»), «Флоричка» («Цветочек») и т.д.

В середине XIX века на смену понятию «хора» в его самом общем смысле приходит понятие «жок».

Жок (молд. joc — игра, танец) — массовый молдавский и румынский народный танец. Движение танца динамичное. Музыкальный размер 2/4; встречаются также размеры 6/8 и 3/8. В разных районах Молдавии существуют самостоятельные варианты музыки и танцевальных шагов жока.

В разговорной речи вместо бытовавшего ранее «хай ла хорэ» (идем на хору) все чаще употребляется «хай ла жок». Слово «жок» произошло о т латинского «jocus» (игра, забава). Термин часто употребляется вторым словом, например, «Жок бэтрынеск» («Старинный танец»). В широком значении жок — народное гуляние, которое по традиции происходило в каждом селе на определенном месте — на площади, в поле, у мельницы и т.д. Жок устраивала группа парней. Они собирали деньги и нанимали музыкантов. В праздничные дни жок обычно длился с утра до позднего вечера. Путешественникам, посещавшим Молдавию в разное время, жок напоминал своеобразный сельски бал. Нередко жок начинался общим танцем типа хоры, причем в каждом районе и даже селе, исполнялись свои, неповторимые по стилю и манере танцы.

Особое впечатление на жоке производят мужские танцы. Начиная с XIX века, в молдавской хореографии почти не встречаются танцы с оружием в руках. Однако танцам «Бэтута», «Войничяска» («Танец богатырей»), «Хайдучяска» («Танец гайдуков»), «Арнэутул» («Танец арнаутов») свойственны энергичные движения, мужественность, унаследованные от старинных воинственных плясок, отражавших многовековую борьбу молдаван за свободу. Память о гайдуках жива и сегодня в народных песнях, балладах, танцах.

Современным «хайдучяскам» по своему энергичному характеру соответствуют мужские танцы типа «Брыул» («Поясок») и «Бэтута». Обычно в этих мужественных эмоциональных плясках, прославляющих воинскую дружбу и требующих особой ловкости и мастерства, принимают участие лучшие танцоры села. Такие танцы отличаются сложными ритмическими рисунками и комбинациями движений, частыми синкопированными ударами ног о землю.

Оляндра -старинный молдавский народный хороводный танец. Музыкальный размер 3/8; темп умеренный. Исполняется подружками невесты как первый торжественный танец на свадьбе.

По музыке и характеру хореографии оляндра практически повторяет трёхдольный жок, но оляндра — ещё более гибкий и изящный, так как в молдавской хореографической практике считается женским танцем. Также встречается еврейские оляндры, мелодии которых очень близки к молдавским.

Культурные связи молдавского народа с соседними славянскими народами сказались на молдавском искусстве, в том числе и на танцах. Широкое распространение в Молдавии имел танец «Сырба», само название которого показывает его близость сербскому народу.

«Сырба» отличается быстрым темпом, синкопированным ритмом, резкими акцентами. Существует «Сырба» в ряде разновидностей: «Сырба бэтрынилор» — танец стариков, «Сырба бабелор» — танец старух, «Сырба флэкэрилор» — танец парней, «Сырба трий чо-кане» — танец «в три молотка» с периодически повторяющимися тремя притопами.

Установить, какие элементы этих танцев заимствованы, какие имеют самобытный характер, затруднительно, тем более, что при большом своеобразии молдавской хореографии любое движение, даже заимствованное им у другого народа, приобретает национальную окраску.

Сырба (рум. sвrba) — румынский народный хороводный танец в быстром темпе. Музыкальный размер: 2/2 и 2/4. Танцоры могут выстраиваться в круг, в ряд или танцевать парами. Танец популярен также среди украинцев, венгров, восточноевропейских евреев и поляков, живущих в Татрах. Название «сырба» означает «сербский».

«Поама» — один из популярных танцев, в котором молдавский народ поэтизирует свой труд.

Выращивание, сбор и обработка винограда (приготовление из него вина) является одним из основных занятий тружеников Молдавии. Естественно, что эта тема нашла яркое и многообразное воплощение в народном творчестве.

Характерным для молдавских танцев является легкий, устремленный вверх подскок. Танцуют молдаване увлеченно, с большим темпераментом. Движения их мягки и пластичны и вместе с тем очень четки и энергичны.

Музыкальный размер — 2/4. Темп умеренный.

Девушки. Белая кофта с пышными рукавами. На груди и верхней части рукавов вышивка. Широкая’ юбка в сборку темно-синего или черного цвета. Подол юбки обшит в три-четыре ряда узкими разноцветными лентами. Поверх юбки (спереди и сзади) надевается «плахта» — два куска ткани, вышитой молдавским национальным орнаментом. Широкий (чаще всего красный) пояс, концы которого свисают с левой стороны. Поверх кофты надевается темная короткая безрукавка, она выше талии, без застежек, с закругленными полами. Полы и проймы безрукавки вышиты молдавским орнаментом. К волосам приколот яркий цветок (сбоку над ухом). Темные сапожки или высокие ботинки со шнурками, на среднем каблуке.

Юноши. Белая длинная рубашка, вышитая на груди, по краю рукавов и на подоле. Широкий длинный пояс красного цвeта, концы которого свисают с левой стороны. Темная безрукавка до талии, вырез проймы, полы и низ безрукавки вышиты молдавским орнаментом. Черные широкие брюки заправлены в черные сапоги. На голове высокая остроконечная каракулевая шапка.

Движение 2. «Повороты»

Исходное положение ног — 3-я позиция, правая нога впереди.

Музыкальный размер — 2/4. Движение исполняется на два такта.

Сделать шаг правой ногой по диагонали вправо, перенеся на нее тяжесть корпуса и слегка поворачивая корпус вправо; пятку левой ноги отделить от пола, переводя ногу на полупальцы. Левой рукой как бы взять висящую гроздь вина-града (рис. 1).

Плавным движением подняться на полупальцы правой ноги левую ногу чуть отделить от пола.

Приставить левую ногу к правой на полупальцы. Правой рукой сделать короткое четкое дви жение к себе над кистью левой руки, как бы отрезая гроздь винограда.

Опуститься и тотчас же подняться на полупальцы левой ноги (сделать это, как небольшой подскок, не отрывая носка от пола), поворачиваясь при этом немного влево. Сделать движение — руками, как бы перекладывая гроздь винограда из левой руки в правую.

Повернувшись лицом к корзинам, наклониться и правой рукой опустить виноград в корзину. Одновременно сделать легкий притоп правой ногой и Не меняя положения корпуса, сделать легкий притоп левой ногой,

Не меняя положения корпуса, сделать легкий притоп правой ногой, и Выпрямиться.

Далее движение продолжается с левой ноги.

Движение 3. «Дорожка»

Исходное положение ног — 6-я позиция.

Музыкальный размер — 2/4.

Правую ногу поставить па всю ступню впереди левой так, чтобы пятка правой ноги была против носка левой ноги.

Сделать шаг левой ногой в левую сторону (во 2-ю позицию), поставив ее на всю ступню.

Поставить правую ногу на всю ступню сзади левой так, чтобы носок правой ноги был у пятки левой ноги.

Сделать шаг левой ногой в левую сторону (во 2-ю позицию), поставив ее на всю ступню.

Движение 4. «Переступания с подскоком» Исходное положение ног — 6-я позиция.

Музыкальный размер — 2/4.

Сделать небольшой шаг вперед правой ногой.

Сделать небольшой шаг вперед левой ногой,

Сделать небольшой, шаг вперед правой ногой,

Сделать подскок на правой ноге; левую ногу,

сгибая в колене, приподнять назад.

Исходное положение ног — 6-я позиция.

Музыкальный размер— 2/4.

Сделать притоп всей ступней левой ноги,

Сделать притоп всей.ступней правой ноги,

Сделать притоп всей ступней левой ноги,

Молдовенямска (букв. — молдавская) — один из наиболее популярных молдавских народных танцев, а также музыка к этому танцу.

Музыкальный размер 2/4 со счётом на 2. Темп быстрый. В композиционной структуре преобладает форма рондо (запев — припев). Все танцовщики становятся в круг, после нескольких кругов разбегаются по парам и начинают зажигательный танец, снова становясь в круг после определенного набора фигур. Круг, которым обычно начинают молдовеняску, образуется каждый раз с новой фигуры.

Молдовеняска распространена не только в художественной самодеятельности, но и на профессиональной балетной сцене. Наиболее известный коллектив, исполняющий молдовеняску, — молдавский государственный национальный академический ансамбль народного танца «Жок». В Болгарии существует вариант этого танца под названием «мулдуванска».

«Молдовеняска» принадлежит к одной из оригинальных разновидностей танцев типа сырбы. Появилась она сравнительно поздно, примерно в середине XIX века. Чаще всего «Молдовеняску» можно было встретить в районах Молдавии, непосредственно прилегавших к России и вошедших после 1812 года в ее состав.

К сожалению, до нас дошло сравнительно мало описаний исполнения этого танца в прошлом веке. Пожалуй, самые интересные сведения мы находим у М. Коцюбинского: «Держась за руки, взмахивая ими вверх и опуская вниз, мерно, плавно и без передышки перебирая ногами и старательно притопывая ими, как кони на току, неспешно и добросовестно выполняют заданную работу. А круг танцует, притопывают в такт «Молдовеняске» ноги, поднимаются и опускаются соединенные руки, мелькают белые платочки в девичьих руках»

В «Молдовеняске» воплотились многие наиболее типичные и красивые элементы молдавских танцев. Основной ход — простой шаг с подскоком. Полетные боковые шаги, заканчивающиеся причудливыми, иногда синкопированными комбинациями, создают впечатление вихря, упоения стремительными движениями пляски.

Девушки. Белая блузка из домотканого материала или поплина, вышитая цветными нитками, завязывается у ворота цветной тесемкой. Рукав три четверти. Красная расклешенная юбка чуть ниже колен расшита блестками.

Нижняя белая юбка украшена вышивкой и кружевами, немного длиннее верхней юбки. Поверх блузки надевают «бондицу» — жилет, обтягивающий талию. Жилет застегивается на пуговицы. Волосы собраны на затылке в пучок. С правой стороны у девушек к волосам прикреплен красный цветок. На ногах — красные туфли на среднем каблуке.

Белая рубашка из домотканого материала или поплина с отложным воротником. Воротник рубашки, манжеты, подол украшены народным орнаментом. Белые узкие брюки из домотканого материала или поплина, обтягивающие ноги, заправлены в сапоги. Рубашка заправляется под красный шерстяной пояс, который завязывается с левой стороны. Поверх рубашки надевают «бондицу» — богато вышитый жилет из плотной белой шерсти. К жилету прикреплены разноцветные кисточки (по одной с каждой стороны жилета). На голове — шапка из серого каракуля. На ногах — черные сапоги.

Слово «букурия» в переводе означает радость, веселье. Танец вполне соответствует этому названию, он полон жизнерадостности и огненного темперамента. Композиция танца не очень сложна, для него характерны парные переходы, переходы линиями, иногда круг. Из движений для «Букурии» наиболее характерны шаг с подскоком, легкий бег, бег с одной ноги и парные вращения.

Кэлушари, или кэлушарь (рум. Cгluєari) — члены румынских тайных обществ и братств, практиковавшие ритуальные акробатические танцы, называемые кэлуш (cгluє). По словам религиоведа Мирчи Элиаде, они были известны своей способностью создавать впечатление полёта в воздухе, который, как они полагали, представляет бег лошадей и танцы фей (zine). Покровительницей кэлушарий была «Королева фей» (Doamna Zinelor), также известная как Иродиада и Арада, которую Элиаде связывал сфольклорной фигурой Дианы.

Дмитрий Кантемир в своём «Описании Молдавии» (1714) писал:

…Кроме таких танцев, во время празднеств существуют ещё другие, связанные с суевериями, которые должны составляться из семи, девяти, одиннадцати и вообще нечётного числа танцующих. Эти танцоры называются кэлушари. Собираются они один раз в год, одевшись в женские платья, на головы надевают венки, сплетённые из листьев полыни и украшенные другими цветами, и, чтобы их нельзя было узнать, говорят женскими голосами и накрывают лицо белым платком. Держат в руках обнажённые мечи, которыми могут пронзить любого простого смертного, если он осмелится снять покрывало с их лица. Это право даёт им древний обычай, так что никто не может быть обвинён за это в убийстве человека. Предводитель такой группы танцоров называется старица, его помощник — примицерий. На обязанности последнего лежит спрашивать у старицы, какой танец он собирается начать, и незаметно сообщить об этом остальным танцорам, чтобы народ не узнал названия пляски до того, как увидит её собственными глазами, так как у них имеется более ста музыкальных мотивов, по которым составлены танцы. Некоторые из них настолько мастерски исполняются, что плясуны едва касаются земли и как будто летают по воздуху. Танцуя и прыгая так, они обходят города и села в непрерывных плясках в течение десяти дней между Вознесением Господним и Святой Троицей…

Народный танец, самый древний вид народного творчества в Республике Молдова. Через танец мы наблюдаем типичные черты называемые «молдавский национальный характер». Организация движения во времени и пространстве, пластика, ритмика в исполнении народных танцев отражают образность художественного мышления, которую молдавский народ любит и ценит. На протяжении своей долгой истории танец в Молдове претерпел множество изменений, отражая культурное развитие страны, сохраняя при этом традиционные элементы, которые и сегодня являются основой современного молдавского танца.

молдавский танец национальный костюм

Список используемой литературы

1. КантемирД.Описание Молдавии. Факсимиле, латинский текст и русский перевод Стурдзовского списка.2011.-840с.

2.Королёва Э. и др. Молдавский народный танец / Э. Королёва, В. Курбет, М. Мардарь. — М.: Искусство, 1984. — 207 с.: ил. — (Самодеятельный театр. Репертуар и методика)

3. Куберт.В, Мордарь. М. Молдавские народные танцы.-Кишенев, 1969

4.Ошурко Л., Народные танцы Молдавии, Киш., 1957; Королева Э. А., Хореографическое искусство Молдавии, Киш., 1970.