Хореографический ансамбль русский народный танец

Хореографический ансамбль русский народный танец

Варзиев Хаджисмел Петрович

Известный в стране балетмейстер, хореограф.

Многолетний солист и художественный руководитель Государственного ансамбля народного танца

Северной Осетии «АЛАН».

Народный артист Северной Осетии.

Автор и постановщик знаменитой хореографической сюиты «Шой» и многих других постановок.

Ярчайшая фигура в хореографическом искусстве Осетии, самый молодой среди признанных балетмейстеров-постановщиков СССР конца 60-ых начала 70-ых годов 20 века, которого инициатор основания кафедры балетмейстерского факультета ГИТИСа народный артист СССР Захаров Р.В. в своей книге «Записки балетмейстера» причислил к элите балетмейстеров-народников наряду с мэтрами Т.Устиновой, Н.Надеждиной, П.Вирским, И.Моисеевым и другими;

После выступления в составе Государственного ансамбля песни и танца Северной Осетии на Декаде искусства и литературы Северной Осетии в Москве в 1960 году, руководство ансамбля передало ему все ведущие партии солистов ансамбля Батырбека Сопоева и Бексултана Торчинова. А в декабре того же 1960 года он становиться дипломантом I-го Всероссийского фестиваля артистов эстрады составе группы исполнителей танца «Джигиты». Следующий успех состоялся в 1962 году, когда в 24 года он получает диплом 3-ей степени на II-ом Всероссийском фестивале артистов эстрады, являясь не только автором и основателем танца «Поединок» — первой в его карьере постановочной работы, но и исполнителем (партнеры Зоя Гониева и Гамид Чихтисов).

На снимке: Колонный зал Дома Союзов, 1958 год. Х.Варзиев солирует в аджарском танце «Гандаган»

В 1964 году, бросив на пике блистательную карьеру танцора, работая все ведущие партии в ансамбле, Хаджисмел Варзиев, несмотря на запреты со стороны руководства ансамбля и Республики, уезжает в Москву, где Министерством культуры РСФСР направляется на стажировку в Государственный ансамбль народного танца СССР под руководством И.Моисеева. Затем, не имея целевого направления от республики, он все-таки поступает в Государственный институт театрального искусства им. Луначарского (ГИТИС). После окончания 2-ого курса, наступает период периодических приглашений Министерства культуры СОАССР на студенческую практику в Государственный ансамбль песни и танца Северной Осетии с целью практической постановочной помощи в улучшении репертуара хореографической группы ансамбля.

На снимке: Х.Варзиев солирует в армянском танце. 1956 год.

В ГИТИСе постановочный талант Хаджисмела Варзиева педагоги оценили по достоинству.

Во время поступления комиссия одобрила либретто к трехактному спектаклю «Сыновья Бата».

На 1-ом курсе хореографическая сценка, поставленная по осетинскому народному танцевальному материалу «Дочь гор» оценена на «отлично».

На 2-ом курсе две сложные разнохарактерные сцены из 3-его акта балета «Кавказский пленник» оценены на «хорошо» и «отлично». В этот же период Варзиев готовит композиционный план к музыкально-хореографической композиции «Шой», в подборе музыки к которой содействует концертмейстер Мамулова (имя и отчество не установлено), дочь известного собирателя музыкального фольклора Мамулова Павла Богдановича, профессионального музыкального специалиста, ученика Н.А.Римского-Корсакова, который перемещаясь по Осетии, записал собранный музыкальный материал.

На 3-ем курсе, вынесенная на суд педагогов ГИТИСА хореографическая композиция «Мать» поставленная для Государственного ансамбля песни и танца СОАССР получает оценку «отлично».

Эту работу Государственный ансамбль песни и танца Северной Осетии везет для показа в городе Ленинграде и Ленинградской области во время Дней Северной Осетии. Работу «Мать» студент Хаджисмел Варзиев осуществил в период студенческой практики в Государственном ансамбле песни и танца СО АССР, на которую был направлен на основании письма-запроса на имя ректора ГИТИСа от Министерства культуры СО АССР для формирования репертуара.

Кроме того, 3-ий курс ГИТИСа в карьере Хаджисмела Варзиева породил работу сольного характера — танец «Тур» в исполнении заслуженного артиста РСФСР солиста «Большого театра» Александра Лавренюка. Автором сложного оригинального музыкального сопровождения являлся выпускник теоретико-композиторского факультета Московской консерватории Эдуард Артемьев, ставший впоследствии величиной во всероссийском композиторском искусстве. Говоря о студенческом периоде 3-его курса, нельзя не отметить третий выпущенный на суд зрителей танец, кардинально отличавшийся от предыдущих работ – музыкально-хореографическая композиция «Шой», включенная в репертуар Государственного ансамбля песни и танца СО АССР, ставшая флагманом обрядовой хореографии Осетии.

На 4-ом курсе все творчество было посвящено подготовке Государственного ансамбля песни и танца СОАССР к выступлению на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Софии в Болгарии, куда был включен сольный парный номер «Лирический дуэт». Именно за постановку «Лирический дуэт». Председатель международного жюри выдающийся советский балетмейстер народная артистка СССР Татьяна Алексеевна Устинова вручила Х.П. Варзиеву диплом «Лучший балетмейстер Фестиваля».

На 5-ом курсе Хаджисмел Варзиев уделил внимание подготовке репертуара для Государственного ансамбля народного танца СОАССР к гастрольной поездке по городам республикам Средней Азии и Казахстану. В этот же период Хаджисмел Варзиев проводит реформы по усовершенствованию методики построения репетиционного процесса, став основоположником современной школы балетмейстерского искусства в осетинской народной танцевальной культуре, жестко подчинив постановочный процесс законам драматургии и, усилив действо авторскими приемами передачи сюжетности. Эти приемы наглядно продемонстрированы в знаковых постановках – «Поединок», «Шой», «Мать», «Лирический дуэт» («Плавный танец» и «Приглашение»), «Симд» (авторская версия) и др.

Возглавив в 1968 году Государственный ансамбль песни и танца Северной Осетии, Хаджисмел Варзиев, профессионально оценив взаимодействие хора и танцевальной группы ансамбля в достижении общего результата, принял решение реорганизовать коллектив в Государственный ансамбль народного танца Северной Осетии, дав ему имя «Алан». Это решение было оправдано фактическими успехами.

В 1972 году Министерство культуры СССР (Министр Е.А.Фурцева), организовывая «Курсы повышения квалификации балетмейстеров Кавказа и Приволжья», привлекло Х.П.Варзиева в состав приемной и экзаменационной комиссий, куда входили: народный артист СССР профессор Р. В. Захаров, народный артист РСФСР А. А. Лапаури, инспектор министерства культуры СССР А.В.Морозова, педагоги Большого театра: народная артистка СССР Н.И.Сорокина и народная артистка РСФСР профессор Т.С.Ткаченко, педагог ГИТИСа А.С.Шапран.

Являясь ответственным за организацию курсов, педагог-лектор Х. П. Варзиев получает лекционный курс дисциплине «Искусство балетмейстера» в объеме 82 часов. Для сравнения: А.А.Лапаури — «Композиция» — 62 часа; Р.В.Захаров — «Искусствоведение» — 40 часов; Т.С.Ткаченко — «Разработка и запись танца» — 20 часов;

В знак признания ему пожимали руку и вручали награды видные деятели культуры: Фурцева Екатерина Алексеевна — министр культуры СССР и Демичев Петр Николаевич — Секретарь ЦК КПСС; выдающиеся личности и мэтры хореографического искусства: Корень Сергей Гаврилович — заслуженный артист РСФСР, балетмейстер-репетитор Большого театра; Захаров Ростислав Владимирович (народный артист СССР), Устинова Татьяна Алексеевна (народная артистка СССР) художественный руководитель народного хора им. Пятницкого; педагоги Большого театра: Ткаченко Тамара Степановна (народная артистка РСФСР) и Стручкова Раиса Степановна (народная артистка СССР); Вирский Павел Павлович (народный артист СССР) художественный руководитель Государственного академического ансамбля Украины; Курбет Владимир Кузьмич (народный артист СССР) художественный руководитель Государственного академического ансамбля «Жок»; Лавренюк Александр Александрович (народный артист РСФСР) — солист Большого Театра и многие другие деятели хореографического искусства.

На снимке: Выступления адыгейского ансмбля «НАЛЬМЭС» в Праге. В центре -художественный руководитель Хаджисмел Варзиев

К его помощи в самые тяжелые и ответственные периоды своего творчества обращались Государственные ансамбли народного танца «Алан» Северо-Осетинской Автономной Советской Социалистической Республики и «Нальмес» Адыгейской автономной области и руководители многих ведущих коллективов Северной Осетии. Его мастерство было востребовано организаторами Международных, Всесоюзных и Всероссийских фестивалей в хореографическом искусстве, а также многими учреждениями культуры регионов СССР и России, среди них его детище – знаменитый Международный Фестиваль народного танца «Зори Алании».

На правах некролога

Всегда дисциплинированный и чрезвычайно галантный Хаджисмел Петрович Варзиев запомнился коллегам и друзьям, как человек непритязательный вне работы и непоколебимо жесткий в профессии. По воспоминаниям очевидцев вдохновение посещало его везде и внезапно, стоя и сидя, во время переговоров и на отдыхе, когда он мог неожиданно для окружающих что-то насвистывать себе под нос, одновременно имитируя ногами какие-то движения. Это было его естественным состоянием.

Сослан Варзиев: «Сослан Варзиев: «Нам регулярно приходили телеграммы от профессора ГИТИСа Р.В.Захарова, в которых в точности был одинаково традиционный текст «Дорогой Хаджи, позвоните мне домой. Профессор Захаров». И каждый раз телефонный разговор заканчивался уговорами не терять своих перспектив, вернуться в Москву и приступать к серьезным работам. Что имел в виду, мне остается неясным. Мне признался А.А.Лавренюк, заслуженный артист РСФСР (1976 г.), главный дирижер театра балета Ю.Н.Григоровича — «… то, что сочинял Хаджи, исполнить было почти невозможно. Для меня к тому времени опытному танцовщику, работа в танце «Тур» — было испытанием на прочность». Затем добавил, что: «… видимо, учитывая мастерство Хаджи, профессор Р.В.Захаров имел несравнимо большие планы на вашего отца, чем быть главным балетмейстером в государственном ансамбле вашей республики и поэтому хотел, чтобы ваш отец работал в Москве…». Звонки и телеграммы шли нам со всех регионов СССР. Отца приглашали возглавить существующие государственные коллективы и во вновь создаваемые.

Но мой отец выбрал родную Осетию.

В последний год своей жизни он сожалел о том, что для своих молодых коллег и учеников первого не оказал должного внимания в деле повышения их постановочного мастерства — очень важного в деле сохранения и тем более развития жанра «народный танец». К сожалению, остались не до конца осознанными со стороны чиновников от культуры его идеи по созданию «Союза балетмейстеров» (1971г), а впоследствии «Хореографического общества» (1988г) и далее «Балетмейстерской мастерской» (2008г) – организаций, объединяющих всех специалистов занятых развитием и совершенствованием мастерства балетмейстеров Осетии.

Все эти долгие годы он надеялся на то, что общественность и общество спохватиться и осознает тот ущерб, который был нанесен осетинскому народному танцу в течение десятков лет. Цитирую его слова: «… это урон нанесен невежественными и безграмотными в хореографическом искусстве и народной танцевальной культуре людьми, от которых зависела и страдала культура народного осетинского танца».

Кто знает, как сложилась бы карьера Хаджисмела Варзиева, не оставь он блистательную карьеру танцора, когда с 1961 года по 1964 года он работал все сольные партии ведущих солистов Сопоева, Сланова и Торчинова. Или может успешнее сложилась его карьера балетмейстера, останься он после ГИТИСа в Москве? Неизвестно.»

Хаджисмел Петрович Варзиев прожил творчески яркую жизнь, оставшись в истории Северной Осетии бесспорным мэтром в балетмейстерском искусстве, обладателем самого внушительного в Осетии послужного списка успешной хореографической деятельности осуществленной за удивительно короткий срок с 1966 по 1971 годы. Свой последний методический труд – новую редакцию танца «Хонга» Хаджисмел Петрович Варзиев сочинил в больнице перед своей последней операцией, а свое последнее служебное совещание с сотрудниками в качестве действующего директора Республиканского центра народного творчества он провел у себя на квартире в постельной койке, находясь в тяжелейшем состоянии под действием сильного обезболивающего средства.

Вся его жизнь была пропитана единственно важным для него делом — служению искусству своего народа, в жертву которому он принес всего себя. Не успев по объективным причинам реализовать намеченные крупные преобразования в деле совершенствования хореографического искусства и сохранения осетинской народной танцевальной культуры, он успел оставить своему народу наследие, которое позволяет сегодня развивать в Осетии искусство балетмейстера, мастерство исполнителя и компетентность зрителя

Хоровод ансамблей русского народного танца

Русский народный танец ярче всего предстает в выступлениях больших ансамблей. Они растут как грибы после дождя, отвоевывая сцены даже у балетных постановок. Они пользуются огромной популярностью как самобытные и веселые коллективы. Они выступают по всему миру, но неизменно возвращаются в Россию ради вдохновения и новых знаний, получаемых из маленьких деревень.

Завораживающие выступления, красивые костюмы, талантливые танцоры, интуитивно узнаваемые движения – все это объединяет такие разные ансамбли народного танца, о лучших из которых мы вам и расскажем.

Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева

Первый в Советском Союзе ансамбль народного танца создан накануне войны (в 1937 году) артистом балета и хореографом Игорем Моисеевым, международным постановщиком и народным артистом России и СССР. Коллективу чудом удалось сохранить традиции, которые массово презирались в советские времена. Коллектив Игоря Моисеева соединил в своих постановках классику русского народного танца и абсолютное новаторство. И неизвестно, что из этого было более смелым шагом.

Артисты ансамбля в самом начале его существования проделали работу гигантской ценности: они объездили славянские регионы страны и собрали по крупицам информацию о дошедших до наших дней старинных танцах. Параллельно с глубоким исследованием Руси происходила интерпретация европейского танцевального опыта, который капля за каплей проникал в народные постановки.

Сегодня ансамбль Моисеева – это танцевальная лаборатория, готовая трансформировать любую идею, чем и пользуются балетмейстеры со всего мира. С ним сотрудничал Миклаш Рабаи (Венгрия), Ан Со Хи (Южная Корея) и другие хореографы.

Государственный академический хореографический ансамбль»Березка»

Ансамбль создан силами балерины Надежды Надеждиной в 1948 году. После первых выступлений коллектива его создательница так рассказывала о миссии «Березки»:
«В центре любой нашей работы, будь то лирический хоровод или веселая пляска — поэтический образ русской девушки… Мы хотим, как можно ярче отразить чистоту и величие русского народного искусства. Это источник вдохновения для нашего ансамбля».

Поэтому в качестве имени ансамбля было выбрано название традиционного девичьего хоровода, существовавшего на Руси с незапамятных времен.

За полувековую историю «Березка» исполнила все мыслимые русские танцы на сценах 80 стран мира (от Северной Кореи до Венесуэлы). После смерти Надежды Надеждиной, руководство взяла на себя одна из «выпускниц», балерина Мира Кольцова.

Ансамбль танца «Калинка»

«Калинка» — ансамбль детского народного танца, созданный в 1968 году. С тех пор его «школу» прошли 17 тысяч детей, тысяча из которых танцевали с ансамблем 10-15 лет. Его выпускники чаще других попадают в государственные коллективы и продолжают профессиональную карьеру танцоров.

Ансамбль занимается под руководством бессменного руководителя, балетмейстера Михаила Филлипова, который разработал уникальную учебную программу с простым принципом: каждому возрасту – свои танцы. Под его началом сегодня занимаются 250 детей.

Ансамбль русского народного танца, музыки и песни «Барыня»

По меркам России ансамбль небольшой, но его отличает одна необычная черта. «Барыня» является самым большим ансамблем русского народного танца за пределами нашей страны. Его официальная репетиционная база располагается в Нью-Йорке, а «Березку», «Трепак», «Калинку» танцуют не только россияне, но и коренные американцы.

Коллектив выступает на сценах Соединенных Штатов и других стран с 1991 года и имеет полноценный репертуар, сопоставимый с творческими ресурсами ансамбля Игоря Моисеева.

Вы заметили, что все ансамбли «выросли» в XX веке, веке отрицания традиций? Чтобы понять причину их появления, нужно вспомнить популярные танцы XVIII и XIX – заимствованные из чужих культур вальсы, кадрили, менуэты. Они были красивыми, грациозными, но не нашими. И, честно сказать, поднадоели миру. Пришлось искать что-то новое, а мы знаем, что все новое – это хорошо забытое старое.

Так мы получили всплеск интереса к русским народным танцам, который вылился в появление больших профессиональных ансамблей, гипнотизирующих своими ловкими и синхронными движениями, собранными из народных танцев всего мира. Впрочем, чтобы лучше понять специфику ансамблей, лучше посмотреть их выступления вживую или, хотя бы, через Youtube.

Государственный академический
ансамбль народного танца
имени Игоря Моисеева

художественный руководитель — Елена Щербакова

Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева — первый и единственный в мире профессиональный хореографический коллектив, занимающийся художественной интерпретацией и пропагандой танцевального фольклора народов мира.

Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева — первый и единственный в мире профессиональный хореографический коллектив, занимающийся художественной интерпретацией и пропагандой танцевального фольклора народов мира.

Ансамбль организован 10 февраля 1937 года, и с тех пор главными художественными принципами его развития являются преемственность и творческое взаимодействие традиций и новаторства. Главная задача, которую впервые поставил перед артистами основатель ансамбля Игорь Моисеев (1906-2007), — творческая обработка бытующих в то время в СССР образцов фольклора. С этой целью артисты ансамбля отправлялись в фольклорные экспедиции по стране, где отыскивали и фиксировали исчезающие танцы, песни, обряды. В результате появились первые программы ансамбля: «Танцы народов СССР» (1937-1938), «Танцы прибалтийских народов» (1939). В репертуаре ансамбля фольклорные образцы получили новую сценическую жизнь и сохранились для нескольких поколений зрителей всего мира. Для этой цели Игорем Моисеевым были использованы все средства сценической культуры: все виды и роды танцев, симфоническая музыка, драматургия, сценография, актерское мастерство.

Важным этапом стало освоение и творческая интерпретация европейского фольклора. Программа «Танцы славянских народов» (1945) создавалась в уникальных условиях: не имея возможности выехать за рубеж, Игорь Моисеев воссоздал живые образцы танцевального творчества, консультируясь с музыкантами, фольклористами, историками, музыковедами. На гастролях в 1946 году в Польше, Венгрии, Румынии, Чехословакии, Болгарии, Югославии зрители были изумлены точностью постановок, верным художественным смыслом сценических произведений ансамбля. С этого времени и до сих пор ансамбль является школой и творческой лабораторией для балетмейстеров разных стран, а его репертуар служит своеобразной хореографической энциклопедией танцевальной культуры народов мира. При непосредственном участии известных знатоков фольклора балетмейстеров Миклоша Рабаи (Венгрия), Любуше Гиньковой (Чехословакия), Ан Сон Хи (Корея), которых Игорь Моисеев привлекал к работе, создана программа «Мир и Дружба» (1953), где впервые собраны образцы европейского и азиатского танцевального фольклора одиннадцати стран.

По образцу ансамбля народного танца Игоря Моисеева были созданы хореографические коллективы во всех республиках СССР (ныне странах СНГ), а также во многих европейских странах.

Ансамбль народного танца – первый советский коллектив, который в период «железного занавеса» выпустили на гастроли. В 1955 году артисты ансамбля впервые выступили в Париже и Лондоне. Триумф советской танцевальной труппы послужил первым шагом к международной разрядке. В 1958 году ансамбль Игоря Моисеева также первым из отечественных коллективов выступил в США. Успешные гастроли, признавала американская пресса, растопили лед недоверия к СССР и стали основой налаживания новых, конструктивных отношений между нашими странами.

Еще одна важная заслуга Ансамбля народного танца — создание уникальной, единственной в мире моисеевской Школы танца (1943). Ее отличительные черты — высокий профессионализм, виртуозная техническая оснащенность, способность к передаче импровизационной природы народного исполнительства. Актеры-танцовщики, воспитанные Игорем Моисеевым, — широко образованные, универсальные артисты, свободно владеющие всеми видами танца, способные воплотить национальный характер в художественном образе. Танцовщик моисеевской школы — лучшая рекомендация в любой точке планеты, в хореографическом коллективе любого направления. Артисты ансамбля удостоены званий Заслуженных и Народных артистов СССР и России.

Ярким выражением творческих принципов воспитания актеров-танцовщиков является программа «Дорога к танцу» («Класс-концерт»), в которой наглядно показан творческий путь коллектива от освоения отдельных элементов до создания полномасштабных сценических полотен. За программу «Дорога к танцу» (1965) коллектив первым из ансамблей народного танца был удостоен звания «Академического», а Игорь Моисеев — Ленинской премии.

За свою концертную деятельность, которая продолжается более 70 лет, коллектив награжден орденом Дружбы народов. Ансамбль по праву был и остается визитной карточкой нашей страны за рубежом.

На разных континентах зрителям разных поколений полюбились «коронные» номера Ансамбля, ставшие «визитными карточками» коллектива: легендарные «Партизаны», флотская сюита «Яблочко», старинная городская Кадриль, молдавский Жок, украинский Гопак, русский танец «Лето», зажигательная Тарантелла. Большой успех Ансамблю снискали яркие одноактные спектакли, поставленные Игорем Моисеевым с привлечением средств и приемов мировой народной и театральной культуры, — «Веснянки», «Цам», «Санчакоу», «Половецкие пляски» на музыку А.Бородина, «На катке» на музыку И.Штрауса, «Ночь на Лысой горе» на музыку М.Мусоргского, «Испанская баллада» на музыку Пабло ди Луна, «Вечер в таверне» на музыку аргентинских композиторов и др.

И сейчас, после ухода из жизни бессменного руководителя ансамбля Игоря Моисеева, хореографический уровень коллектива по-прежнему служит непревзойденным эталоном, а звание «моисеевца» является синонимом высокого профессионализма.

Ансамбли народного танца

История возникновения народно-сценического танца как отдельного вида сценического искусства. Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева. Хореографический ансамбль русского народного танца, созданный в 1948 г. Надеждиной.

Подобные документы

Анализ школы народно-сценического танца как целостной художественно-образовательной системы. Характеристика проникновения народного танца в недра балетного искусства. Обзор эволюции группировок, сочетания костюмов, подчиняющихся сценическим задачам.

История развития русского народного танца от истоков до наших дней. Хореографическая структура хороводов и плясок. Методика преподавания народно-сценического танца на первоначальном этапе обучения. Правила исполнения движений народного экзерсиса.

История создания танцевальных самодеятельных коллективов. Влияние экзерсиса классического танца на формирование исполнительской культуры. Понятия и принципы танцевальной исполнительской культуры. Принцип формирования репертуара в ансамбле народного танца.

Истоки форм русского народного танца. Балетное искусство России XVIII века. Совершенствование форм хореографии. Балет как высшая форма хореографии. Особенности форм народной хореографии. Основные элементы русского народного танца. Положения рук и ног.

Определение танца, его направления и виды. Краткая характеристика творческого пути артиста балета Игоря Моисеева. Народно-сценические танцы. Специфика хореографического отображения действительности. Роль магического танца в воспитании академизма у детей.

Классический, народный, характерный, историко-бытовой, бальный и эстрадный танцы. Истоки современного русского балета. Профессионализация русского народного танца. Появление театрального танца в России. Начало хореографического образования в России.

Балет и разновидности сценического танца. Создание хореографического образа на сцене. Танцевальные техники и стили XX-начала XXI вв., сформировавшиеся на основе американского и европейского танца Модерн и танца Постмодерн. Свободный пластический танец.

Основные части урока народно-сценического танца, его структура, используемые методы и приемы ведения. Организационные формы проведения данного мероприятия и требования к музыкальному оформлению. Содержание, цели и задачи урока первого года обучения.

Географическое положение и климатические условия Башкортостана. Музыкальная и песенная, танцевальная культура республики. Государственный академический ансамбль народного танца им. Файзи Гаскарова. Особенности, история формирования национального костюма.

Шаманская пляска как предпосылка возникновения алтайского танца, история ее развития. Роль фольклорных коллективов в трансляции национальных традиций. Театр танца «Алтам» как первый профессиональный коллектив хореографического искусства Республики Алтай.