Индийские движения для танца

Индийские движения для танца

Индийские танцы

«Нет другой молитвы и другого жертвоприношения,
которое было бы так приятно Богу»
(из священных индийских книг)

Индия – страна многообразных культур, традиций и языков. Хотя шесть основных классических танцевальных стилей развивались в Индии на протяжении последних двух тысяч лет, основные детали отражены в трактате 2-го века до н. э. Т. обр., индийскому танцу никак не менее четырех тысяч лет. В трактате «Бхарата Натьяшастра» («натья» — это драма или театр, «шастра» – общий термин, обозначающий любой официальный текст; древний индийский театр представлял собой смешение всех исполнительных искусств, поэтому актеры и актрисы были знатоками танца и музыки), написанном в период с 200 до н.э. до 200 н.э., описаны два вида танца: нритта (Nritta), или чистый танец, и нритья (Nritya) – интерпретационный танец.

Нритта представляет собой ритмическое движение, создаваемое при помощи кистей и ступней. Движения не передают конкретный смысл или эмоцию и не имеют конкретной темы. Привлекательность этого танца заключается совершенной работе ног, сочетающейся с движениями рук и тела.

Второй, интерпретационный танец использует жестикуляцию и мимические выражения для передачи какого-либо поэтического или чувственного смысла, при этом танцор то совершает ритмическую походку, то принимает определенную позу.

Один из важнейших документов, содержащих информацию об индийском танце «Abhinaya Darpanam» («Зеркало телодвижений»), создан в XII в. В нем отражены жесты, совершаемые одной и двумя руками для изображения объектов, выражения действий, эмоций; кроме того, приведено множество описаний положений тела стоя и сидя, прыжков, скачков и походок. Танец нритья — настоящее испытание воображения и находчивости: попробуйте передать зрителям буквальный смысл лирики, тончайшие оттенки чувства, содержащиеся в тексте.

Сказать, что танцевать индийскую классику сложно — не сказать ничего. Помимо отличной физической подготовки, не уступающей по уровню легкой атлетике, необходимо освоить огромный пласт знаний, касающийся индийской мифологии, культуры и религии, т. к. изначально индийский танец — танец религиозный, возникший как средство общения человека с Богом, в прошлом исполняемый только в храмах. Танцевальное подношение было часть ежедневного ритуала и самой важной составляющей молитвы. (Отсюда и происходит индивидуальный характер индийского классического танца. Хотя балеты и групповые танцы недавно вошли в моду, классика индийского танцевального искусства по-прежнему остается сольной). Кроме того, необходимо владеть искусством пантомимы, уметь выразить свои эмоции, т. е. обладать артистическим даром и получать удовольствие от танца. В силу этих особенностей очень малое количество людей способны танцевать индийскую классику на достойном уровне. Заложенные в индийском танце возможности совершенствования тела и духа не уступают йоге и превосходят ее с эстетической точки зрения.

Индийский танец тесно связан с преданиями и мифами. Есть даже поэмы, написанные специально для постановки танцев на их основе. Религия не только разрешает, но и одобряет танец, в храмах есть специальные площади для ритуальных танцев, а на стенах можно увидеть изображения танцующих.

Наибольшей популярностью пользуется «катхак» — североиндийский стиль, наименее требовательный к физической подготовке и исполняемый, в отличие от других, на прямых ногах. В нем много пируэтов и сложных ритмических рисунков ногами. Южноиндийские стили «бхаратнатьям», «кучипуди» и «одисси» требуют большой выносливости, равновесия, пластичности танцора и безупречного чувства ритма, исполняются в глубоком приседе, со строгой геометричностью линий и только под южноиндийскую музыку.

Например, сложнейшая техника «bharata-natyam» требует многих лет обучения. В нем задействованы все мускулы, в т. ч. лицевые. Искусство абхинайя («abhinaya»), т. е. выражение сюжета, эмоций и чувств посредством мимики — неотъемлемая часть любого индийского танца.

Покой среди движения — характерная черта основных фигур индийского танца. Тело сохраняет жестко фиксированное положение при самых быстрых прыжках. Положения пальцев и рук имеют определенное значение и называются хастами или мудрами. С помощью языка жестов ведется повествование. Например, скрепленные вместе пальцы рук обозначают близость и дружбу. Действуя одновременно, правая и левая руки могут показать разные хасты, вместе образующие новое значение. В древнеиндийских трактатах о танце приводится 28 положений одной руки и 24 положения рук вместе. Каждая черта облика танцора играет важную роль в его танцевальном рассказе. Это отличает индийский танец от других танцев мира.

В упомянутом древнем танцевальном трактате «Abhinaya Darpanam» сказано: «Куда идет рука, идет глаз; куда идет глаз, идет разум; куда идет разум, идет сердце; а где сердце – там сущность жизни». Эта духовная сущность просыпается не только в танцоре, но и в зрителях. В индийском танце все имеет глубокий смысл, и, кроме того, танец этот удивительно красив и доставляет большую радость.

Индийские танцы — самоучитель

Классика настоящего индийского танца — уникальное сочетание физического и духовного начал. Все они легко узнаваемы по специфическим движениям танцоров, каждое из которых со своим смыслом и значением. «Индийские танцы — самоучитель» поможет тем, кто хочет освоить или совершенствовать технику оригинальных движений индийский танцев.

Индуистские сказания настаивают на божественных истоках танца, основные движения которого придумал бог Шива, его еще называют Владыкой танца Шива или Натараджа. Он посвятил в секреты движений свою жену Парвати, а затем передал их мужчинам, а Парвати — женщинам. Многие линии движений совпадают с йогой.

Видео-обучение «Индийские танцы — самоучитель»

Классические танцы

Их движения завораживают внимание зрителей и подчиняют сознание, как будто бы перенося в мир с другим измерением, с другими красками и божественно возвышенными образами.

Известны многие старинные трактаты о танцах, «узаконившие» его традиции. И все же, у них существует свой «почерк». На севере Индии популярен Катхак, на юге Бхарата-Натьям, на востоке Одисси. Согласно классификации Национальной Академии музыки, танца и драмы классических индийских танцев восемь типов:

  1. Бхарата Натьям.
  2. Катхак.
  3. Катхакали.
  4. Кучипуди.
  5. Манипури.
  6. Мохиниаттам.
  7. Одисси.
  8. Саттрия.

Храмовые танцы до начала прошлого века относились только к храмовым обрядам. Они основаны на духовной практике и по «возрасту» — ровесники йоги. Исполнительницы вместе с музыкантами были в большом почете и даже содержались за счет храма. Принимали участие во всех церемониях, приуроченных культу бога. Место вокруг храма считалось единственным, где люди могли полюбоваться танцем. В период британского правления он стал терять свое ритуальное предназначение.

Народные и танцы, которые зрители привыкли видеть в индийском кино, не канонизированы и следов о них нет ни в каких письменах.

Мудра и хаста

Прежде чем приступить к разучиванию, необходимо выучить мудра и хаста, т.е. положение пальцев и жестов рук. Затем освоить «азбуку» движений тела, а также шеи, головы, глаз и др.

Движения одной рукой называются асамьюта хаста, а двумя — самьюта хаста. В каждом движении закодирован какой-то смысл — Хаста Винийога. В технических танцах, где главная смысловая нагрузка — эстетическое восприятия, хаста, есть ни что иное, как художественное обрамление движений – раса.

Бхаратанатьям

Когда-то танцы называли «танцами «раба Бога», т.е. танцовщиц храма, и известен, как самый древний танец — театр. Все они канонизированы. Аларипу и джатисварам сопровождаются и имеют свои мелодию и зафиксированную последовательность движений. Они больше других присмотрелись европейским зрителям.

Аларипу. Дословно означает «бутон распускающегося цветка». Танцовщица выступает в роли цветка, предлагает божеству танец и цветок. Сначала неподвижный, но постепенно оживающий. Затем оживают глаза, постепенно начинают двигаться части тела. Танец исполняется под речитатив sollukatta, смолукатта в сопровождении барабана.

Джатисварам в переводе джати означает «вариации», а сварам — «гамма нот». Начало быстрое с постепенным замедлением темпа с последующими танцевальными блоками «корвей».

Своими танцами индийцы культивируют народные традиции и устоявшиеся танцевальные па. Для европейцев они интересны оригинальностью и возможностью адаптации, как шоу, внося разнообразие в танцевальную палитру искусства.

Индийские танцы

Индийские танцы созданы специально для того, чтобы люди могли красиво и эффектно поклоняться Богам, посвящая им каждое свое движение. Как известно, индийские танцы имеют множество сложных движений, производимых разными частями тела человека. В основном женщины обучаются телодвижениям индийских танцев, и сегодня он прекрасно используется для привлечения противоположного пола.
Следует отметить, что любой индийский танец скачать можно, если есть компьютер и выход в интернет. В режимеонлайн можно изучать последовательность непростых движений и затем удивлять своим мастерством окружающих людей. Как известно, песня индийский танец украшает. Обычно слова песни посвящены прославлению Богов. Но часто используется просто индийская музыка для танцев.

Современные женщины европейских стран также разучивают индийские танцы, учась гармонизировать каждое движение. Если удается индийский танец скачать и изучать самостоятельно, рано или поздно возникает желание посещать групповые занятия с профессиональным инструктором. И здесь сочетается песня индийский танец, поскольку происходит энергетический обмен между участниками группы. Но не всегда имеется под рукой индийская музыка для танцев в хорошем качестве. И можно приобрести специально создаваемый для индийского танца сборник музыкальных композиций, записанный в самом лучшем качестве.

Индийские танцы полюбились женщинам всего мира после распространения культуры индийских фильмов. Каждая картину сопровождается хорошо запоминающимися сюжетами и красивыми танцевальными движениями под красивую мелодию. В основном индийские танцы исполняют профессиональные танцовщицы, но видно, что большое количество актрис Индии владеют этим мастерством. Многие женщины, видя изящество исполнительниц красивого танца, также стремятся к совершенству и осваивают язык древнего индийского танца, который за пять минут рассказывает длинную историю жизни и наполнен мудростью предков. Глубина танца поражает своей бездонностью и непредсказуемостью. В нем ощущается полнота жизни.