Индийские танцы и виды

Индийский танец, виды индийских танцев.

Индийский танец большинству из нас знаком по индийскому кино. Нежные, неторопливые движения, большое количество поз, выразительные жесты рук и кистей характеризуют это направление хореографии. Танец, как и песня в Индии – это один из способов эмоционального общения, эмпатии между партнерами. В процессе танца идет не столько обмен информацией, сколько чувственное взаимодействие с окружением.

Индийский танец не отделим от религии, культуры и быта своего народа. Именно поэтому профессиональные студии индийского танца обучают не только движениям, но также философии и традициям. Поэтому посещать их очень интересно. Ученики таких школ чувствуют погружение в мир индийской культуры, что сравнимо с путешествием по стране.

Виды индийских танцев

Далеко не все знают, что в Индии существует большое количество танцев, которые объединяет богатое духовное содержание. Расскажем о них более подробно.

Классические индийские танцы

— Катхакали Аттам – это танец и своеобразная сюжетная игра, главной темой которой является борьба правды и лжи. Финал танца классически изображает победу правды над ложью. Особенность этого индийского танца заключается в яром макияже и точно таких же традиционных костюмах. С помощью грима зрители могут без труда узнать характер персонажей, которых играют танцоры. В подобных зарисовках главными действующими лицами являются Бог, Герой и Демон.

— Мохини Аттам – индийский танец, который рассказывает о любви к Богу и о преданности ему. Главный герой танца – это Бог Вишну или Кришна. Их присутствие в танце символизируют детали костюмов и особые движения исполнителей. Большое значение в этом танце имеет импровизация танцоров. С ее помощью исполнители демонстрируют зрителям эмоции, о которых рассказывают. В отличии от Катхакали Аттам в этом танце исполнители наносят естественный и реалистичный макияж. Костюм также выглядит очень просто. Обычно он белого цвета с золотой каймой. А в прическу танцоров сплетаются цветы жасмина.

— Бхарата Натьям – классически индийский танец, становление которого длилось веками в особой среде священных храмов. Над созданием танца работали служители из этих храмов и их наставники. Впоследствии для того, чтобы овладеть этим танцем, требовалось около семи лет обучения.

— Кучипуди из штата Андхра – Прадеш до сегодняшнего дня исполняется танцорами в Индии. В танце собраны главные театральные традиции народа. В ходе постановки исполнители не только танцуют, но и поют. При этом классический и народный стили танца сливаются в композиции воедино. В отличии от других танцев для Кучипуди характерна свобода и раскрепощенность исполнения.

-Танец Одиссии из Орисса посвящен идее любви и преданности Господу Кришне. Для танца характерны мягкие и плавные движения головой, корпусом и руками. С помощью них танцоры выражают эмоции и настроение, заложенные в танец постановщиком. Этот танец очень лиричен, он отличается мягкостью и нежностью движений. Танец хорошо передает атмосферу Орисса, а также характер главных индийских божеств.

— Катхак из штата Уттар-Прадеш – танец северной части Индии, который исполняется под классическую музыку. После вторжения Монголов в Индию, танец заметно изменился, став менее религиозным, более светским и интересным. Его особенность в том, что внимание зрителей привлекается к содержательной, а не к эмоциональной составляющей танца.

— Манипури из Манипур. Первоначально танец назывался «Дзегай», что буквально означает – круговые движения. В древних писаниях танец воплощал движение планет вокруг Солнца. Согласно древним текстам, этот танец давным-давно танцевали Боги. Но как-то раз супруга Бога Шивы пожелала полюбоваться танцем с неба, и чтобы угодить ей, Шива подарил танец людям, жившим в красивейшем штате «Манипур». Таким образом, Манипури – один из самых древнейших танцев Индии.

Постигая науку танца во всем ее многообразии, ученики современных театров индийской хореографии не только улучшат физическую форму, но и обогатят свой внутренний мир. Именно поэтому советуем выбрать этот стиль танца тем людям, для которых духовная пища занимает такое же важное место, как и телесная.

Искусство индийского танца

Основные танцевальные традиции Индии: классические, полуклассические, народные и эстрадные танцы. Характеристика форм индийского классического танца (Бхарата Натьям, Мохини Аттам, Кучипуди и Одисси). Требования к украшениям, костюму и гриму танцоров.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

по мировой художественной культуре

Искусство индийского танца

Выполнил: Загумённова Люба

ученица 9 «Б» класса

Проверил: учитель истории Юмашева Э.И

1. История возникновения танца

2. Классические танцы

3. Украшения в Индийском классическом танце

В настоящее время в Индии существует множество самых разнообразных танцевальных традиций, среди которых выделяют следующие:

1. Классические танцы.

2. Полуклассические танцы.

3. Народные танцы.

4. Эстрадные танцы.

Наибольший интерес несомненно вызывают классические формы танца, корни которых уходят в глубокое прошлое — во времена ритуальных храмовых богослужений.

Полуклассические танцы представляют собою стилизацию классического искусства.

Народные танцы тесно связаны с событиями жизненного цикла, с явлениями природы. Рождение, свадьба, окончание сбора урожая — вот важнейшие события, сопровождающиеся исполнением танцев.

Религиозная тематика в народных танцах встречается значительно реже, чем в классических. Единственным часто используемым в народных танцах религиозным сюжетом являются игры Кришны с пастушками.

Эстрадные танцы — смесь разных ярких движений, музыки и костюмов (могут быть даже современные), чтобы привлечь внимание зрителя. Они используются в Болливуде.

Танцевать в Индии умеют и любят.

1. История возникновения танца

Как-то раз Боги собрали совет и с удивлением обнаружили, что им совершенно нечего делать — не было абсолютно ничего, чем бы они могли занять свой ум или внимание. Они поняли, что должны положить этому конец и, посовещавшись, решили пересказывать истории с помощью жестов и движений. Так возникло искусства танца и драмы.

Все это происходило примерно в то время, которое в Индийской мифологии называется Золотым веком или Крита Юга. Тогда ни о каком искусстве танца или драме никто и не слышал. Золотой век длился сотни тысяч лет, затем, согласно космическим законам, Крита Югу сменила Трэта Юга, и все в мире претерпело большие изменения — исказились идеалы, мораль, этика. Люди стали неудовлетворенны, у них появилось чувство скуки.

И тогда Индра, собрав совет Богов, предложил обратиться к Брахме с просьбой о создании такого искусства, которое было бы благоприятно для глаз и ушей, как самые прекрасные вещи в мире, для самых высших каст и в то же время доступное даже низшим, которым было запрещено изучать Веды.

Брахма с энтузиазмом поддержал предложение и попросил Шиву обучить Бхарату технике танца. Шива, в свою очередь, отдал приказание своему ученику Танду об обучении Бхарaты. Так танец объединился с искусством Натьи и стал его неотъемлемой частью. Высшей точкой стал письменный источник — Hатья Шастра, написанный святым Бхаратой.

Существует версия, что пока Танду обучал Бхарату Тандаве, супруга Шивы -богиня Парвати — представилa свой собственный стиль танца — Ласью. Позже она обучила этому стилю Ушу, дочь демона-Бану,которая в свою очередь передала эти знания женщинам Саураштры (Западная Индия).

Так по всему миру распространились два основных направления индийского танца — Тандава и Ласья.

Несмотря на то, что искусство Натьи было создано Брахмой как источник развлечения и просвещения, важно помнить, что оно также является таинством. Поэтому Брахма дал наставления всем танцорам перед выступлением обязательно делaть Пуджу (или Пурварангам Врити — определенные ритуалы поклонения божествам перед выступлением, всего их насчитывают 19, 9 из которых совершаются за кулисами, а остальные 10 — на сцене после поднятия занавеса).

Считается, что если Пурварангам Врити будет проигнорирован или проведен не правильно исполнителями или их учителями, то такие люди будут пребывать в горе. Их выступление станет Нича Натьям (вульгарным), а зрители, смотрящие такое выступление, будут рождены животными в следующей жизни. В то время как выполнение Пуджи по всем правилам и с должным почтением позволит даже смертным танцорам получить от Богов грацию и место на небесах.

Таким образом, искусство танца является воплощением высшей формы божественности. Вот почему в Индии классический танец уже столько веков почитается как празднество, достойное глаз Богов.

2. Классические танцы

Выделяют семь форм классического танца:

1. Бхарата Натьям- — утонченная и сложная форма танцевального искусства штата Тамилнад. Это динамичный, земной и очень четкий стиль танца. Ему присуще разнообразие движений с упором на притопывание, прыжки и повороты. Основные фигуры — уравновешенные позы с вытянутыми руками и ногами, что придает танцу некоторую линейность. В этом танце в равной степени чувствуются красота и сила, замедленность и убыстренность, чистый танец и пантомима. Этот стиль одинаково пригоден как для сольного, так и для группового исполнения.

2. История возникновения танцевальной традиции Мохини Аттам (дословно «Танец Чаровницы») уходит корнями в дал?кое прошлое Кералы, штата на юго-западе Индии. Геометрия движений и основная техника Мохини Аттам отображают незабываемые образы природы Кералы: листья кокосовой пальмы, колышущиеся на ветру; лодки, раскачивающиеся на волнах и создающие на воде узоры из расходящихся кругов и т.д. С древний времен танец исполнялся только женщинами, и ему свойственно особое очарование женской грации и мягкости.

3. Кучипуди- это неповторимое очарование тонкого слияния искусства драмы, черпающего свое вдохновение в древнем эпосе, и непревзойденной техники. В нем присутствуют энергичные прыжки и повороты, смелая и полная чувств игра глаз, вихрь необыкновенно быстрых и точных движений, которые затем сменяются каскадом застывших скульптурных поз. Родина танца кучипуди — деревня под названием Кучелапурам в Анхра-Прадеш, на юге Индии, где традиция классического танца восходит к древнейшим временам. Зародившись в 15 веке, он первоначально исполнялся во времена ритуальных процессий, прославлявших богов. индия танец

4. Одисси- классический танец штата Орисса. Этот стиль танца, существующий уже более двух тысячелетий, процветал в храмах и при дворах раджей. Это лирический стиль танца, в нем существуют правила телодвижений, совершенно отличные от других видов. Его основным качеством является утонченность, а эстетика стиля строится на тесной связи поэзии и музыки. Характерной особенностью является особая скульптурность поз и танцевальных движений. Одисси убеждает, что танец — это движущаяся скульптура, а скульптура — застывший танец. Музыка в одисси очень лирична.

5. Катха кахе со катхак- «тот, кто рассказывает историю, — катхак». В Индии сказителя называют катхаком. Танцевальная музыкальная форма катхак зародилась на севере страны, и первыми ее исполнителями были храмовые сказители, иллюстрировавшие религиозные стихи жестикуляцией и танцами. В эпоху Великих Моголов этих танцоров стали приглашать ко двору, и катхак получил новые элементы, обогатившись сложными ритмами, которые отбиваются ступнями и стремительными пируэтами. Катхак соединил и взаимообогатил традиции индусского храма и музыкального двора, и в этом синтезе раскрывается гений индийского народа. Чистый танец занимает в Катхаке основное место. В отличие от других индийских классических танцев, танцор не выставляет согнутые колени вперед или в стороны и не совершает глубоких наклонов тела. В Катхаке нритта, или чистый танец — это выражение чистой радости движения и легко узнаваемого самозабвения в ритме. Прикрепив на щиколотки колокольчики (гхунгра), танцор отбивает ногами целый ряд ритмичных звуков и вариаций. Это умение — основополагающая часть стиля.

6. Манипур- край необыкновенной красоты, зеленый, плодородный, окруженный горами. Это долина Бога Змея, ее населяет народ, считающий жизнь человека и природу дарами Бога и рассматривающий танец и музыку как прекраснейший и наиболее естественный способ выражения благодарности. Танцор Манипури должен сохранять

уникальную легкость движения и строгую сдержанность, каким бы сложным ни был танец и каких бы физических усилий он ни требовал. В этом, пожалуй, ключ к пониманию стиля. Никаких резких жестов. Одно движение переходит в другое, создавая ощущение бесконечности. Мягкая смена фигур приводит к плавности и непрерывности движения тела, что столь характерно для этого стиля танца.

7. Катхакали- наиболее красочная, искренняя и полная страстей форма танца в Индии. Катхакали распространен в штате Керала (Южная Индия). Нынешняя форма этого стиля сложилась около 300 лет назад. Это пантомимическая танцевальная драма; для него характерны сложный язык жестов, ошеломляющая красочность костюмов и грима, виртуозность движений. Катхакали использует сюжеты из эпических произведений «Махабхараты» и «Рамаяны» Поскольку танец этого стиля отличается воинственностью и выражает неукротимую мужскую энергию, исполняют его исключительно мужчины. В женских ролях выступают юноши.

В древнеиндийских трактатах о танце приводился 28 положений одной руки и 24 положения двух рук вместе. «Хасты» и «мудры» по большей части многозначны, их смысл определяется контекстом. Так, положение «патака» (все пальцы сомкнуты, ладонь раскрыта) может символизировать ночь, свет, реку, коня, жару, открывание и закрывание двери, улицу, равенство, клятву, идеального правителя, волны океана, сон, восхваление. Выполнение хаст и мудр имеет немалый психофизический эффект, связанный с величиной проекции кисти на кору головного мозга. Он отлично известен педагогам и логопедам, использующим пальчиковые игры для развития у детей речи и сообразительности. Врачи видят в хастах и мудрах стимуляцию точек акупунктуры на пальцах, в результате чего голова становится чище и легче. А индусыполагают, что хасты и мудры активизируют «аджна-чакру» — «третий глаз».

Некоторые исполнители не считают, что классический индийский танец не требует особой прирожденной гибкости и изнурительных ежедневных тренировок. По их словам, «уровень совершенства в нритте (танец как таковой, без его сюжетной стороны) напрямую зависит от степени осознания исполнителем своей духовной сущности, что не имеет никакого отношения к физическим данным или даже мастерству». В один прекрасный день наступает момент, когда танец сам начинает таинственным образом вести человека, который искренне жаждет ему обучиться. Танец как бы превращается в невидимого гуру-наставника, который подсказывает и помогает телу принимать определенные позы

3. Украшение в индийском классическом танце

Грим и украшения относятся к Ахарья Абхиная как аспект Рангабхуса. И хотя по сравнению с аспектами Ангика, Саттвика и Вачика Абхиная Ахарья играет второстепенную роль, она призвана в качестве дополнительного средства для усиления визуального представления в эстетическом плане. При этом использование грима, украшений, также как и декораций, цветов варьируется в зависимости от вритти (типа) и дхарми (формы предствления). Например, трактат по драматургии «Натья Шастра» приписывает определенные украшения для женщин и мужчин.

Женщины Сиддхи должны выступать в сари желтого цвета и украшениях из жемчуга и изумрудов. Актеры, исполняющие роль Апсар (небесных танцовщиц), используют украшения в качестве орнаментов из драгоценных камней, а волосы укладывают в высокую прическу.

Танцоры, изображающие Гандхарвов (небесных музыкантов), украшают себя рубинами и выступают в костюмах ярко-красного цвета. В руках они должны держать Вину (струнный музыкальный инструмент Богини Сарасвати). Видьядхари должны представать перед зрителями в белых костюмах, украшенных жемчугом. Темные одеяния и голубые камни служат украшением для танцовщиц, изображающих демониц.

Костюмы из зеленого шелка и украшения из жемчуга характерны для изображения богинь. Для разносчиц молока костюмы должны быть голубого цвета, а волосы заплетены в косу.

Цветовая гамма используется для отличия одних персонажей от других. Так Кшатрии (воины) предстают в рыжевато-красноватых оттенках, Вайшьи (купцы) и Шудры (слуги) — в более темных оттенках. Безукоризненно белый цвет предназначен Брахманам.

Символика цвета, костюма, грима, украшений является дополнительным внешним средством, к которому прибегают танцоры для представления того или иного образа, героя или героини, характера.

Особую роль играют украшения. Танцовщицы классических стилей Бхаратнатьям, Кучипуди, Мохиниаттам носят, так называемые, храмовые украшения из золота и драгоценных камней. Последние, в настоящее время, заменяются искусственными. Но традиционность храмового набора украшений сохраняется и по сей день. Каждый элемент украшения имеет свое название и символику.

Особую роль играет также кольцо в нос — Чаланг. Причем полный комплект состоит из 3-х видов: гвоздика или зажима в правую ноздрю, круглого, украшенного камнями кольца — левую (в Кучипуди его называют Муккера) и подвесной, который крепится за нижнюю часть носовой перегородки.

Существуют также Джиммики (серьги) или Кундалу в Кучипуди и цветы из жасмина (белые) и оранжевые — Канакамбарам.

Колокольчики — Гунгхру, Гаджджелу или Кинкини. Помогают отбивать ритм и защищают щиколотки. Раакоди — украшение на накладной «бублик» из волос, украшенный брошью и тесьмой. Кунджалам — украшение, вплетаемое в косу с помпонами или кистями на концах

4. Народные танцы

Издревле по Индии ходили бродячие артисты. Они танцевали, пели и устраивали представления, в которых рассказывалось о жизни людей и богов. Их приглашали для участия в мистериях при храмах. Постепенно часть из танцоров осталась при храмах, и в своих танцах они рассказывали о деяниях богов. Движения этих танцев были канонизированы. Существуют древние трактаты о танцах, в которых зафиксированы танцевальные традиции. Однако в разных регионах стили классических танцев сильно отличаются. На юге — танцуют Бхарат-натьям, на востоке — Одисси, на севере — Катхак.

Движения народных танцев канонизированы не были и они не имеют зафиксированных письменных традиций.

Индия большая страна и в ней живет большое количество этнических и лингвистических групп. В этой стране встречается огромное разнообразие и богатство народной музыки и танцев. В каждом штате танцуют народные танцы. У каждого танца свой характер, свой костюм. Танцы северных штатов очень сильно отличаются от танцев юга.

Танцы могут претерпевать довольно сильные изменения и в рамках одного штата, что хорошо заметно, если двигаться с севера на юг или с запада на восток. В каждой деревне говор несколько отличается, а если сравнивать язык деревень, находящихся друг от друга на довольно большом расстоянии, то это уже может быть новый диалект. Также могут различаться и танцы. Даже у отдельной деревеньки может быть свой собственный вид танца, как, например, танец Тера Тали общины Камад в Раджастане, который вдохновенно исполняется местными жителями.

На танцы может оказывать влияние близость соседних штатов и влияние их танцевальной культуры. Во многих народных танцах можно обнаружить тот или иной элемент, перенятый из классических танцев, исполняемый в данном штате.

На севере и северо-западе одни костюмы, а на северо-востоке совсем другие. Самой популярной одеждой в Индии является Сари. По расцветке и манере одевать сари иногда можно определить, из какого штата приехала его обладательница. Так, например, в центральной Индии в штате Махараштра женщины одевают сари так, что получаются широкие штаны, а в Западной Бенгалии традиционно свободный конец сари превращается в капюшон.

На костюм северных и северо-западных штатов довольно сильное влияние оказало мусульманская культура. Сари здесь носят значительно реже, чем в других регионах Индии, а наиболее популярным видом одежды является шальвар камиз — платье, штаны и покрывало, закрывающее грудь и голову.

Украшения в разных регионах Индии тоже различаются. На юге носят преимущественно золотые украшения, а на востоке (особенно в Ориссе) — серебряные.

Во многих районах Индии танцуют танец со свечами или светильниками. Огонь издревле считался на востоке священным. По поверьям, он приносит очищение. Раз в году в Индии празднуется Праздник огней Дивали, когда силы добра побеждают зло.

Символом победы и очищения является огонь. Поэтому в заключение концертов в Индии любят танцевать танец со свечами. Пластика этого танца завораживает. В движениях рук можно узнать укачивание ребенка, сбор и посадку риса, или девушку, смотрящуюся в зеркало.

Индийский танец — уникальное наследие мировой культуры, его возраст насчитывает несколько тысячелетий. О том, что танец в древней Индии был достаточно развитым видом искусства и занимал особое место в культуре свидетельствует и поныне уважительное отношение к танцовщице — девадаси.

Создателем и покровителем танцевального искусства в Индии считается бог Шива, многие столетия танец был формой молитвы и развивался исключительно в храмах. Новая веха в общей истории индийского танца связана с приходом ислама, танец претерпел серь?зные изменения: эстетика и техническая виртуозность стали цениться более, чем религиозная трактовка. Так танец шагнул из храмов во дворцы знати и стал развлечением. С начала английской колонизации, танцевальное искусство было забыто. Лишь в ХХ веке, благодаря усилиям множества танцоров, индийский классический танец был возрожд?н.

Индия невероятно богата на танцевальные формы: помимо классического танца, существуют десятки народных танцев, полуклассические стили и индийский эстрадный танец — Болливуд. Народный танец и эстрадный его вариант хотя и не так сложны в сравнении с породившей их классикой, но пользуются необычайной популярностью, в том числе и в нашей стране

Индийский танец — это форма психотерапии, он активизирует нервную систему всего организма. Система тренажа помогает раскрепостить тело и устранить немало комплексов из Вашей личной коллекции, индийский танец прида?т уверенности в себе и является мощным средством против стрессов. Занятия помогают снизить уровень сахара в крови, нормализовать давление. Полезны они и тем, кто испытывает затруднения с координацией, страдает различными формами артрита. Занятия индийским танцем — это прекрасная зарядка для мимических мышц лица, глаз, шеи. Во время исполнения танцовщицы отбивают ритм стопами, воздействуя на энергетические точки, что также влияет на общее самочувствие организма. Массируются также активные точки на ладонях и пальцах рук: канон индийского танца предписывает около сотни их различных положений, результат такой практики — гибкость и подвижность суставов, улучшение мелкой моторики.

Занятия могут показаться сложным, они требуют большой траты энергии, но способствуют хорошему самочувствию: после занятий чувствуешь себя легко и свободно. Регулярность занятий поддерживает тело в хорошей форме, обеспечивает гибкость, остроту реакции и восприятия. Индийский танец развивает чувство ритма и прекрасно тренирует вестибулярный аппарат, является прекрасной профилактикой целого рядя заболеваний.

Танец и язык жестов

Внимание Индии поглощено временем; внимание Запада – пространством. Музыка и танец – это временное искусство для Индии. Для Запада – это искусство пространственное.
Для Индии танец – это нечто возвышенное. Считается, что в своей высшей форме танец сочетается с космическим ритмом. Исполнитель пребывает в блаженстве. Великий суфийский поэт-мистик Руми сказал, что танец – это «кратчайший путь к Богу.»

Шива является покровителем музыки и танца. Он обучил музыке Нараду, небесного посланника, и танцу Бхарату, автора Натьяшастры, трактата по драматическому искусству.
У древних греков, подобно индийцам, существовала драматическая форма, объединенная с музыкой и танцем. В греческих постановках история рассказывалась хором, в индийских же повествование велось в виде песни. Видушака (ведущий, за неимением лучшего способа представления) объяснял тонкости.

Танец – это согласованное движение всего тела и ума . В трактате Абхинайя Дарпана объясняется, что танцор должен пропевать песню горлом, изображать ее смысл жестами, настроение (бхава) – глазами, и отбивать точный ритм ногами. Опять-таки, «куда следует рука – туда и взгляд; за взглядом следует ум; за умом – чувства; а за чувствами – настроение». Жест считается душой индийского танца.

Драматическое искусство (Натья) было создано Брахмой (одним из божеств индийской триады Богов) для просвещения и развлечения людей. Это называлось «имитация мирских обычаев». Четыре элементы Натьи – декламация, пение, актерская игра и раса – были заимствованы из четырех Вед. Поэтому она называется Натьяведа. Из Риг Веды была заимствована декламация, из Сама Веды – система пения, из Яджур Веды – абхинайя (мимика, сопровождаемая жестами), а из Атхарва Веды — раса (эстетическое переживание).

Жесты являются одной из старейших форм передачи мысли. В человеке заложена сильная склонность к подражанию. И многие из этих систем языка жестов являются общими для человечества. Но танцевальные жесты могут означать множество понятий. Поэтому пение приобрело такое важное значение. Вачика (словесная) абхинайя дополняет ангика абхинайя (язык тела и жестов). И, не будем забывать, добавляет изящества и красоты искусству танца. Как под слова подбираются соответствующие мудры (жесты)? Считается, что слова свойственны рукам. Это выражает основополагающий принцип языка, основанного на естественных и выразительных движениях, говорит Ананда Кумарасвами, авторитетный специалист по индийскому искусству.

Можно привести несколько примеров таких «естественных» выражений: вращающиеся глаза обозначают гнев; застывший взгляд выражает любовь ; поднятые брови – сомнение; расширенные ноздри – гнев; опущенные вниз уголки губ – печаль, опущенная губа – зависть, и так далее. Тело может выразить эмоции множеством способов. Танцор пытается достичь идеального исполнения позы и передать смысл вечного. Поэтому техника танца объединена с искусством скульптуры . Берил Де Зете, европеец, занимающийся индийскими танцами, так отзывается о европейской системе танца: она «очень простая» по сравнению с «выразительной культурой тела» индийского танца.

Существует три формы танца: Тандава (мужская, энергичная), Ласья (женская, мягкая) и Пиндибандха (сочетание этих двух). Тандава (космический танец) исполняется Шивой, а Ласья – его супругой Парвати. Шива добавил танец в Натью, чтобы наделить ее «блеском и красотой», сделать милой сердцам людей.

Существует чистый танец без абхинайи, а также танец с элементами драмы. Чистый танец развился из 108 идеальных поз, на которых основана техника движений, называемых карана. Каждая карана состоит из движений нескольких конечностей – другими словами, большей части тела. Сходным образом, комплексная система языковых знаков (жестов рук) образовалась из алфавита основных жестов рук (хаста), подобно тому, как развилась устная и письменная речь. Руки стали основным средством передачи мыслей. Они переводят слова в знаки. Прилагательные, существительные, глаголы, имена собственные, наречия, слова- связки, предлоги, абстрактные понятия – все это можно изобразить с помощью жестов и мимики.

Каждая школа танца (а в Индии существует шесть основных школ – Бхарат-Натьям, Катхакали, Манипури, Кучипуди, Одисси и Катхак) использует основые жесты. А каждый жест может выражать множество понятий – до 85, как жест патака (флаг). Поэтому возникла потребность в пении, которое бы поясняло повествование. В западной системе балета упор делается на широкие жесты рук и минимум выражений лица. В сущности лицо балетного исполнителя выражает мало эмоций. Индийский танцор, напротив, выражает лицом тысячи эмоций, быстро сменяющих друг друга. Балет – это скорее «спектакль», без сомнения, привлекательный. Аристотель сказал о драматических постановках, что их цель – очистить душу человека от сильных страстей. Этой цели невозможно достигнуть западным балетом или танцем.

Танец в Индии возник из ведических ритуальных танцев. В ритуале также были заложены элементы драматического представления.
Никакая другая танцевальная форма не уделяет столько внимания языку жестов, как индийская. Каждый жест продумывается до мельчайших подробностей.
С древнейших времен «язык рук» (акшара- муштика) был предметом серьезного изучения. Некоторые жесты стали универсальными. Например, жест, обозначающий «покровительство и защиту» (абхайя- мудра ). Подобным образом, сложенные вместе ладони (анджали), жест, которым индийцы приветствуют друг друга, напоминает им о божественной сущности человека. (Кстати, сложенными вместе ладонями, поднятыми над головой, приветствуют богов, сложенными перед лицом приветствуют своего гуру (учителя), а сложенными у груди – брахмана или уважаемого человека.)

Язык жестов
Существует три формы танца: Тандава (энергичная), Ласья (мягкая) и Пиндибандха (сочетание этих двух). Известны 108 танцевальных поз, описанных в Натьяшастре, называемых карана.
“Натья” состоит из четырех элементов: Ангика (жесты и движения), Вачика (речь), Ахарья (костюм) и Сатвика (чувства и эстетическое представление).

Существует три формы Ангика: Сарира (тело), Мукхайя (лицо) и Каста (движения частей тела).
В танце используются шесть анга (основных частей тела): голова, руки, бедра, грудь, бока, стопы; шесть упанга (меньших частей тела) – глаза, брови, нос, губы, щеки, подбородок. Кроме того, в танце также используются шея, плечи, живот, ляжки, голени, колени.

Разделяют две формы хаста мудр (жестов руки): Асамьюта (жесты для одной руки) мудры (их всего 28), и Самьюта (жесты для обеих рук). Таких жестов всего 24. Для чистого танца используют 30 движений хаст.

Движения тела разделяются на четыре группы: караны, ангахары, речаки и пиндибандхи.
Существует четыре формы бханга (наклоны): бханга, самабханга, атибханга и трибханга. Первый означает спокойствие, второй – Будду, третий – Натараджу, а четвертый – Парвати.

Движения ног также бывают четырех видов: Мандала (круговые, 10 позиций), Утплавана (прыжки, пять типов), Бхрамари (кружения, семь типов) и Падачари (движения ног, семь типов), а также различают десять видов походки. Различают четыре цвета лица, обозначающие типы личности. Глаза: Бхарата отмечает 36 видов взглядов.

Используют семь движений бровями, семь движений глазами, шесть – носом, шесть – щеками, шесть – губами, шесть — лицом, девять — шеей, тринадцать – головой, пять положений груди, пять движений боков, пять движений бедер, пять движений лодыжками, пять – голенью, пять – стопами, четыре – руками и т.д.

На этом я прощаюсь словом «пранам» – практически универсальным жестом.

Автор – опытный журналист и известный писатель. Данная статья является сокращенной версией статьи, вышедшей в журнале «Индия Перспективы» в январе 1997 г.