Индийские танцы в череповце

Индийский классический танец

Индийский танец насчитывает более 5000 лет, и всегда был достаточно развитым видом искусства. Создателем и покровителем танцевального искусства в Индии считается Господь Шива (один из трех главных полубогов). Многие слышали о его «танце разрушения«, который может уничтожить даже Вселенную, согласно древним писаниям.

Один из самых авторитетнейших гуру Б.К.С.Айенгар писал: «Шиву называют Натараджа, богом танца. Йоги и танцоры в равной степени поклоняются ему, ибо он одарил человечество этими двумя проявлениями единого знания, благодаря которому человек способен испытать святой дух Божественного в каждой клетке своего тела и открыть единообразие в разнообразии, безликое в личности. Йога есть джняна-марга, путь знания; танец есть бхакти-марга, путь любви. Различие между йогой и танцем заключается в том, что йога является совершенным искусством действия, а танец — совершенным искусством движения«.

До прихода на территорию Индии ислама, танец исполнялся в храмах, как молитва, как особое подношение божествам. Его исполняли девушки, которые постоянно жили в храмах. С приходом мусульман индийский танец стал средством развлечения знати.

В Индии существует 2 вида танца: народный и классический. Они отличаются тем, что классический танец следует всем канонам, изложенным в таких писаниях, как Натья-шастра (Наука о театре), Абхиная Дарпана (Зеркало актерской выразительности) и др.

Индийские танцы сравнивают еще с йогой и считается, что благодаря им, можно достичь освобождения и слияния с Абсолютом. В их основе лежит духовная сила, которая дисциплинирует, дает опору и устойчивость, превращая искусство в путь духовного совершенствования, помогает личности обрести целостность, развить эстетический вкус, ум и открыть свое сердце.

Классический индийский танец по своей сложности превосходит занятия йогой. Чередование быстрых движений и фаз полного покоя делает танец многоуровневым тренингом для всего тела. В процессе освоения танца развиваются такие качества как, гибкость и выносливость, высокая концентрация внимания и артистизм.

В танце существуют правила позиций ступней. Танцовщиков обучают также спиралевидным движениям и прыжкам. Есть правила (мудра и хаста), определяющие язык кистей рук, туловища, плечей, предплечий, шеи. Существует 24 типа движений одной кистью, 13 типов движений двух кистей рук, 10 движений руки целиком, 5 типов движений для грудной клетки и по 5 типов для торса, живота и бедер. Есть типы движений для бровей, а также 36 типов взглядов.

Индийский классический танец — удивительное и захватывающее зрелище, но мало кто знает, что на разучивание движений уходит 5–9 лет, после чего уже ученики приступают к самому танцу. Он делится на семь видов:

  1. Бхарата-натьям — самый древний танцевальный стиль. Это танец-молитва, танец-разговор, исполнявшийся девадаси (храмовые танцовщиы) в храмах Шивы. Все движения в Бхарата-натьям исполняются строго по геометрическим траекториям, что придает танцу линейность. Глаза, голова и руки танцовщицы как бы рисуют круги, прямые линии и треугольники. Этот танец считается наиболее классическим по своей форме. Каждое из движений танцовщицы, каждая её поза, поворот головы, мимика и различные сочетания движений рук и пальцев несут смысловую нагрузку. Сюжеты танцев — это сюжеты древней мифологии.
  2. Катхак — это танец жрецов-брахманов, которые излагали с помощью танца и пантомимы историю своего вероучения. Катхак основан на сюжетах из жизни Господа Кришны и его возлюбленной Радхи. Танцовщицы звоном бубенчиков на ножных браслетах воспроизводят ритм аккомпанирующего танцу барабана. Танцор совершает множество вращений, импровизирует с помощью ног, достигая при этом высокого совершенства в овладении ритмическим мастерством. Здесь внимание уделяется технике, а эмоциональное выражение в танце отсутствует.
  3. Катхкали — рассказ-искусство, пантомимический танец-драма. По традиции исполнителями катхакали могут быть только мужчины и выступления должны быть групповыми. Этот танец, сочетающий в себе пантомиму и драму, берет начало в древнеиндийских эпосах Рамаяна и Махабхарата. Исполняют его обычно мальчики и молодые люди; они же, гримируясь и переодеваясь, играют и женские роли.
  4. Манипури — танец, посвященный Богу Кришне, изображает отношения между Богом Кришной и Его возлюбленной Радхой. Как правило, танец исполняют мужчины и женщины, находясь в кругу или полукруге. Исполнение сопровождается песнями из «Гита Говинда«. Традиционное представление в стиле манипури — полномасштабная опера, с элементами танца и хоровым исполнением. В танце сочетаются строгая сдержанность и легкость. Жесты плавные и перетекают из одного в другой.
  5. Одисси — штат Орисса (Восточная Индия). Его характерной особенностью является особая скульптурность поз и танцевальных движений. Одисси убеждает, что танец — это движущаяся скульптура, а скульптура — застывший танец. Музыка в одисси очень лирична.
  6. Мохиниаттам — южноиндийский танец. Очень напоминает бхарат-натьям, с которым непосвященный может его спутать. Репертуар невелик. Это прежде всего абстрактный танец, в котором танцовщица демонстрирует картины, привычные для жителя Кералы, в конце разыгрывает сюжет из древнего эпоса Рамаяна или сюжет из произведений известных индийских поэтов.
  7. Кучипуди — сочетание драматического и классического танца, во время которого танцовщица стиля Кучипуди декламирует и танцует одновременно.

В индийском классическом танце существует также последовательность номеров, но все они начинаются с движений, приветствующих Бога.

Индийский танец — это больше, чем танец. Он всегда был и есть средством общения людей друг с другом и Богом. Любое движение тела, глаз имеет свое смысловое значение. Язык индийского классического танца гораздо богаче и выразительней, чем обыкновенная речь.

За несколько тысячелетий своего существования, индийский танец ни сколько не утратил своей привлекательности и притягательности и продолжает поражать умы многих людей своим совершенством.

Школы танцев в Череповце

1. Школа танцев Dance Republic

Адрес: Вологодская обл., Череповец г., ул. Наседкина, 8
Телефон: +7 (921) 688-21-55; +7 (911) 522-38-05
Режим работы: ежедневно, 9:00–20:00

2. Живи, танцуя!

Адрес: Вологодская обл., Череповец, ул. Гоголя, 56
Телефон: +7 (8202) 62-70-05
Режим работы: ежедневно, 10:00–23:00

3. Танцевальный клуб Мальвина

Адрес: Вологодская обл., Череповец, ул. Сталеваров, 41, каб. 250
Телефон: +7 (8202) 54-49-54
Режим работы: ежедневно, 17:00–22:00

4. Hip-hop dance studio Quest Beat

Адрес: Вологодская обл., Череповец г., ул. Сталеваров, 41, ДК Металлургов
Телефон: +7 (900) 538-89-57
Режим работы: пн-пт 16:00–22:00

5. Студия фитнеса и школа танца Америка

Адрес: Вологодская обл., Череповец, ул. Ленина, 119
Телефон: +7 (8202) 60-90-00
Режим работы: ежедневно, 9:00–22:00

6. La noche Latina

Адрес: Вологодская обл., Череповец, ул. Ленина, 193
Телефон: +7 (8202) 73-44-88; +7 (8202) 62-40-44
Режим работы: пн,вт,ср,чт,сб,вс 10:00–22:00

7. Народный ансамбль танца Северные зори

Адрес: Вологодская обл., Череповец г., пл. Строителей, 1, ДК Строитель
Телефон: +7 (8202) 25-59-14; +7 (8202) 25-50-95; +7 (8202) 25-59-33; +7 (8202) 57-17-05

8. Школа аргентинского танго ТангоДом

Адрес: Вологодская обл., Череповец г., ул. Сталеваров, 41, каб. 250
Телефон: +7 (8202) 54-49-54
Режим работы: пн,ср 20:30–22:00

9. Cтудия Мюзикла Msa

Адрес: Вологодская обл., Череповец, ул. Коммунистов, 16
Телефон: +7 (8202) 62-12-88
Режим работы: ежедневно, 10:00–21:00

10. Студия экспериментальной пластики Имаго

Адрес: Вологодская обл., Череповец г., Советский просп., 88
Телефон: +7 (8202) 60-75-60; +7 (921) 134-70-43
Режим работы: ежедневно, 16:00–22:00

11. Школа танца Ритм

Адрес: 162600, Вологодская обл., Череповец г., просп. Победы, 100
Телефон: +7 (8202) 55-30-47; +7 (921) 131-09-44
Режим работы: пн-сб 9:00–21:30

12. Pole Dance

Адрес: Вологодская обл., Череповецкий р-н, Череповец г., ул. Ленина, 125а, Спорт комплекс Юбилейный
Телефон: +7 (8202) 54-43-22
Режим работы: ежедневно, 18:00–22:00

Адрес: Вологодская обл., Череповец г., ул. Раахе, 4, ДК Строителей
Телефон: +7 (8202) 62-22-44
Режим работы: пн-пт 16:00–21:00; сб 11:00–16:00

14. Theater Street Dance Kvartal

Адрес: Вологодская обл., Череповец, Советский просп., 30б
Телефон: +7 (921) 137-33-38
Режим работы: вт,ср,пт,сб,вс 12:00–22:00

15. Студия танцев для детей mimiKIDS

Адрес: Вологодская обл., Череповец, просп. Строителей, 37
Телефон: +7 (8202) 62-45-53
Режим работы: ежедневно, 14:00–20:00

16. Фитнес клуб Настроение

Адрес: Вологодская обл., Череповец, просп. Строителей, 16а
Телефон: +7 (8202) 60-06-14
Режим работы: пн-пт 12:00–20:00

17. Цссх академия танца

Адрес: Вологодская обл., Череповец, Октябрьский просп., 34
Телефон: +7 (8202) 60-77-20
Режим работы: ежедневно, 10:00–21:00

18. Школа танцев Elefunk. Обучение современным танцам в Череповце!

Адрес: Вологодская обл., Череповец, ул. Сталеваров, 24а, эт. 2
Телефон: +7 (8202) 62-35-52
Режим работы: пн-чт 15:30–21:30

19. Школа танцев Elefunk. Обучение современным танцам в Череповце!

Адрес: Вологодская обл., Череповец, ул. Гоголя, 56, эт. 3
Телефон: +7 (8202) 62-35-52
Режим работы: пн-чт 15:30–21:30

20. Детский и юношеский центр Надежда

Адрес: Вологодская обл., Череповецкий р-н, Череповец г., ул. Гоголя, 36
Телефон: +7 (8202) 21-14-75
Режим работы: пн-сб 9:30–20:30

«Индия моими глазами» — в Череповце стартовал конкурс детских рисунков и эссе.

17.12.2012 14:31 855 0

Это первый этап Северо-Западного, регионального, открытого конкурса художественного и литературного творчества. Череповец неслучайно выбран стартовой площадкой для такого необычного проекта. В городе на Шексне родился и жил Василий Верещагин, который неоднократно посещал Индию и написал великолепную серию картин с красотами южной страны.

Директор художественной школы № 1 Татьяна Смирнова подчеркнула, что подобный конкурс проводится в Череповце впервые. Он охватил множество российских регионов — это Карелия, Вологодчина, Новгородская, Мурманская, Архангельская и другие области.

«И вот, теперь 75 юных художников Череповца и Вологды создадут рисунки на эту интереснейшую тему. Нам, взрослым, хотелось бы узнать, какой в глазах детей предстает эта удивительная и сказочная страна», — заметила Татьяна Смирнова.

Главный специалист управления культурной политики департамента культуры и охраны объектов культурного наследия Вологодской области Сергей Вьялкин заметил, что таких проектов в регионе еще не запускалось: «Детский конкурс рисунков и эссе был предложен генеральным консулом Индии в Санкт-Петербурге. В большинстве регионов Северо-Запада конкурс уже прошел. Теперь эту эстафету подхватили и мы. Нам очень интересно погрузиться в эти солнечные, но весьма морозные дни в атмосферу знойной и загадочной Индии. Думаю, что такое русский Север, в свою очередь прочувствуют и наши гости. Это ассистент по вопросам культуры консульства Индии и помощник генерального консула — господа Моханту и Лалу».

Господин Моханту отметили, что им понравился наш город, а зима только подчеркивает красоту индустриального, но очень уютного Череповца:

«Цель нашего конкурса — укреплять дружеские отношения между Россией и Индией путем художественного и литературного творчества. Ведь всему миру известно, какое богатое культурное наследие имеют наши страны. В условиях глобализации очень важно — познавать друг друга через культуру. Мы надеемся, что новый детский конкурс поможет сближению наших стран не только на взрослом, политическом и экономическом уровнях, но и с помощью творческого общения и взаимообогащения наших детей».

Начальник управления по делам культуры Череповца Леонид Лавров считает, что добрые дела в этом мире делаются разными способами, при этом люди говорят на разных языках, и один из них — художественный, который понятен без перевода. И неслучайно для такого художественного общения выбрана Индия:

«Потрясающая страна с древней цивилизацией с удивительной музыкой, поэзией, ритмами и философией, не похожая ни на одну из других стран. Россия не менее глубокая и яркая страна. Когда люди, представляющее две великие нации, желают как можно больше узнать друг о друге, в том числе с помощью языка живописи, наш мир становится добрее, а непонимание и недоверие исчезают сами собой».

С музыкальным приветствием к почетным гостям обратились артисты фольклорной студии «Матица» Дворца детского и юношеского творчества. Они исполнили старинные русские песни и танцевальные композиции. Индийским гостям также подарили картины, выполненные учениками художественной школы № 1 в жанре флористики — на них изображены фрагменты нашего северного лета.

Танцы для незрячих и разводящихся

От 800 (по данным полиции) до 1 500 (по ощущениям организаторов) человек пришли потанцевать в Комсомольский парк Череповца в прошлую пятницу. И уж действительно танцевали почти без передышек и до упаду, при этом никто не заметил резкого похолодания.

Гости на любой вкус

В Череповце столбик термометра еле достигает отметки +15, а на улице настоящий карнавал. Яркие юбки и майки, перья, сомбреро, светящиеся улыбками лица — и танцы, танцы, танцы! 16 танцевальных коллективов выступили у фонтана Комсомольского парка вечером 14 августа. Многие из них широкой публике мало знакомы, хотя работают в городе уже не первый год. Феерия латиноамериканских танцев была разбавлена другими направлениями: зрители увидели восточные и исторические танцы, брейк и фламенко. К череповецким артистам на фестивале присоединился клуб индийских танцев из Вологды и танцовщица фламенко из Москвы.

— Мы приглашали к участию всех, кого знали. Очень рады, что получился такой вот карнавал и зрители на ура встречали танцоров любых направлений. Считаем, что все получилось! Впервые в Череповце на открытой площадке собралось такое количество коллективов, причем преимущественно самодеятельных (хотя это не было нашей целью), они смогли заявить о себе, и было очень много людей, записавшихся на занятия. А еще у нас царило прекрасное настроение и мы совсем не чувствовали холода! Танцевали с 6 и почти до 10 вечера, и если б не закон тишины, то продолжали бы и дальше! — с восхищением вспоминает Наталия Беляева, директор Дома музыки и кино «Комсомолец», который и выступил организатором фестиваля.

Жаль только, что не смогли доехать до нас из-за поломки транспорта заокеанские гости — этническая индейская группа Pakari из Эквадора. Она бы дополнила калейдоскоп музыки и танцев народными мелодиями индейцев Южной и Северной Америки.

Пришел и научился

Сказать, что на фестивале публика стояла у сцены, где выступали танцоры, было бы совсем неправильно. Публика не переставая и не стесняясь танцевала у сцены, за сценой и на мастер-классах. Местные школы танцев проводили уроки для гостей фестиваля и собирали немало учеников. Как иначе? Интересно же увидеть и попробовать, что скрывается под причудливыми названиями реггетон, зук, кизомба, бачата. Все это танцы Латинской Америки, но реггетон ближе к молодежному хип-хопу, зук — к ламбаде, кизомба чем-то напоминает танец живота, а что вобрала в себя бачата — не перечесть, лучше станцевать. Все латиноамериканские танцы, популярные в наше время и преподаваемые череповецкими школами, раскрепощают людей, делают мужчин чувственными, а женщин женственными.

— На самом деле танец кизомба очень скромный: мы бедрами никогда не касаемся партнера, а он нас, но вам нужно постоянно соприкасаться солнечными сплетениями, — объясняет собравшимся вокруг нее ученицам преподаватель и руководитель клуба «Живи танцуя!» Елена Мельникова.

— Самое красивое, когда попа не просто назад уходит, а вы ее сексуально подтягиваете, — показывает она, как делать волну бедрами и животом.

Рядом с уже раскрепостившимися женщинами сосредоточенно отсчитывают шаги мужчины — у них свой кружок, в котором ведет урок Илья Ксензов. Затем все встают в пары и пытаются повторить грациозные движения преподавателей.

— Мы часто танцуем с закрытыми глазами, потому что партнеры в этом танце очень хорошо чувствуют друг друга. Мужчина ведет, дает направление, а женщина следует за ним не споря. Многие, начиная танцевать латиноамериканские танцы, становятся парами. К нам приходят и уже сложившиеся пары разных возрастов и говорят: «У нас проблемы в отношениях — помогите!» Благодаря таким примерам мы поняли, как много могут наши танцы, как они учат чувствовать и понимать друг друга! — к такому выводу пришли Илья и Елена.

Подтверждение того, что латину можно танцевать с закрытыми глазами, — Ульяна Михайлова и ее подруги из группы слепых в клубе «Живи танцуя!». Ульяна и ее партнер с ДЦП Андрей Степанов так слаженно танцевали в парке бачату, как не у каждого пышущего здоровьем получилось бы.

— Мы, незрячие, привыкли, что нас водят, поэтому мы лучше чувствуем партнера и нам даже немного легче дается обучение таким танцам, — рассказала нам Ульяна. — Нам показывают основные движения, а дальше мы уже можем танцевать с любыми партнерами. Это очень интересно и очень нам нравится! И в танце совсем забываешь о проблемах со зрением. Очень хочется идти дальше и выступать на сцене!

Гости «Латино феста» периодически отдыхали от танцев, перекусывая шашлыком и согреваясь чаем за столиками организованного на время фестиваля уличного кафе. Многие делали снимки в фотозоне, где можно было стать мексиканским ковбоем (чарро) в сомбреро с гитарой в руках на фоне кактусов и пустыни, или же нарядиться в райскую птицу, или примерить плащ тореадора. Ведущие проводили для горожан конкурсы, разыгрывая сертификаты на посещение танцевальных школ. А кому-то достались и туристические путевки в Сизьму.

— Город у нас, как многие говорят, серый, а здесь такие яркие краски! Я пока танцую бачату дома, ищу партнера, вот и сюда пришла на мастер-класс по бачате, — говорит череповчанка Валерия Меницкая. — Мне в этом танце нравится музыка, контакт с партнером и ощущение себя женственной и привлекательной!

Не знаем, как Валерия, а вот Елена Лапина партнера для танцев в этот вечер себе нашла. Ее и Михаила Перебиноса привлекло на мастер-класс по бразильскому зуку желание попробовать новое и давняя любовь к латине. Оба видят друг друга впервые, но уже неплохо станцевались, и оба несколько лет назад ходили на занятия по латиноамериканским танцам.

— Я посмотрела на танцующую пару — и мне захотелось самой так потанцевать. Я такого танца не знала! — говорит Елена, явно получающая удовольствие от обучения.

— Мы здесь сегодня до конца! Хотим еще потанцевать румбу, танго. — строит планы новоиспеченная танцевальная пара. — Узнали о мероприятии по объявлениям, но, знаете, надо больше рекламы таким фестивалям!

Праздник жгучей латины завершился огненным шоу. Но в следующие два дня горожане еще скучали по танцам и шли в кинотеатр «Комсомолец» смотреть фильмы о танцах. А также, надеемся, шли записываться в танцевальные школы.