Индийские танцы в современной обработке

Индийский классический танец

Индийский танец насчитывает более 5000 лет, и всегда был достаточно развитым видом искусства. Создателем и покровителем танцевального искусства в Индии считается Господь Шива (один из трех главных полубогов). Многие слышали о его «танце разрушения«, который может уничтожить даже Вселенную, согласно древним писаниям.

Один из самых авторитетнейших гуру Б.К.С.Айенгар писал: «Шиву называют Натараджа, богом танца. Йоги и танцоры в равной степени поклоняются ему, ибо он одарил человечество этими двумя проявлениями единого знания, благодаря которому человек способен испытать святой дух Божественного в каждой клетке своего тела и открыть единообразие в разнообразии, безликое в личности. Йога есть джняна-марга, путь знания; танец есть бхакти-марга, путь любви. Различие между йогой и танцем заключается в том, что йога является совершенным искусством действия, а танец — совершенным искусством движения«.

До прихода на территорию Индии ислама, танец исполнялся в храмах, как молитва, как особое подношение божествам. Его исполняли девушки, которые постоянно жили в храмах. С приходом мусульман индийский танец стал средством развлечения знати.

В Индии существует 2 вида танца: народный и классический. Они отличаются тем, что классический танец следует всем канонам, изложенным в таких писаниях, как Натья-шастра (Наука о театре), Абхиная Дарпана (Зеркало актерской выразительности) и др.

Индийские танцы сравнивают еще с йогой и считается, что благодаря им, можно достичь освобождения и слияния с Абсолютом. В их основе лежит духовная сила, которая дисциплинирует, дает опору и устойчивость, превращая искусство в путь духовного совершенствования, помогает личности обрести целостность, развить эстетический вкус, ум и открыть свое сердце.

Классический индийский танец по своей сложности превосходит занятия йогой. Чередование быстрых движений и фаз полного покоя делает танец многоуровневым тренингом для всего тела. В процессе освоения танца развиваются такие качества как, гибкость и выносливость, высокая концентрация внимания и артистизм.

В танце существуют правила позиций ступней. Танцовщиков обучают также спиралевидным движениям и прыжкам. Есть правила (мудра и хаста), определяющие язык кистей рук, туловища, плечей, предплечий, шеи. Существует 24 типа движений одной кистью, 13 типов движений двух кистей рук, 10 движений руки целиком, 5 типов движений для грудной клетки и по 5 типов для торса, живота и бедер. Есть типы движений для бровей, а также 36 типов взглядов.

Индийский классический танец — удивительное и захватывающее зрелище, но мало кто знает, что на разучивание движений уходит 5–9 лет, после чего уже ученики приступают к самому танцу. Он делится на семь видов:

  1. Бхарата-натьям — самый древний танцевальный стиль. Это танец-молитва, танец-разговор, исполнявшийся девадаси (храмовые танцовщиы) в храмах Шивы. Все движения в Бхарата-натьям исполняются строго по геометрическим траекториям, что придает танцу линейность. Глаза, голова и руки танцовщицы как бы рисуют круги, прямые линии и треугольники. Этот танец считается наиболее классическим по своей форме. Каждое из движений танцовщицы, каждая её поза, поворот головы, мимика и различные сочетания движений рук и пальцев несут смысловую нагрузку. Сюжеты танцев — это сюжеты древней мифологии.
  2. Катхак — это танец жрецов-брахманов, которые излагали с помощью танца и пантомимы историю своего вероучения. Катхак основан на сюжетах из жизни Господа Кришны и его возлюбленной Радхи. Танцовщицы звоном бубенчиков на ножных браслетах воспроизводят ритм аккомпанирующего танцу барабана. Танцор совершает множество вращений, импровизирует с помощью ног, достигая при этом высокого совершенства в овладении ритмическим мастерством. Здесь внимание уделяется технике, а эмоциональное выражение в танце отсутствует.
  3. Катхкали — рассказ-искусство, пантомимический танец-драма. По традиции исполнителями катхакали могут быть только мужчины и выступления должны быть групповыми. Этот танец, сочетающий в себе пантомиму и драму, берет начало в древнеиндийских эпосах Рамаяна и Махабхарата. Исполняют его обычно мальчики и молодые люди; они же, гримируясь и переодеваясь, играют и женские роли.
  4. Манипури — танец, посвященный Богу Кришне, изображает отношения между Богом Кришной и Его возлюбленной Радхой. Как правило, танец исполняют мужчины и женщины, находясь в кругу или полукруге. Исполнение сопровождается песнями из «Гита Говинда«. Традиционное представление в стиле манипури — полномасштабная опера, с элементами танца и хоровым исполнением. В танце сочетаются строгая сдержанность и легкость. Жесты плавные и перетекают из одного в другой.
  5. Одисси — штат Орисса (Восточная Индия). Его характерной особенностью является особая скульптурность поз и танцевальных движений. Одисси убеждает, что танец — это движущаяся скульптура, а скульптура — застывший танец. Музыка в одисси очень лирична.
  6. Мохиниаттам — южноиндийский танец. Очень напоминает бхарат-натьям, с которым непосвященный может его спутать. Репертуар невелик. Это прежде всего абстрактный танец, в котором танцовщица демонстрирует картины, привычные для жителя Кералы, в конце разыгрывает сюжет из древнего эпоса Рамаяна или сюжет из произведений известных индийских поэтов.
  7. Кучипуди — сочетание драматического и классического танца, во время которого танцовщица стиля Кучипуди декламирует и танцует одновременно.

В индийском классическом танце существует также последовательность номеров, но все они начинаются с движений, приветствующих Бога.

Индийский танец — это больше, чем танец. Он всегда был и есть средством общения людей друг с другом и Богом. Любое движение тела, глаз имеет свое смысловое значение. Язык индийского классического танца гораздо богаче и выразительней, чем обыкновенная речь.

За несколько тысячелетий своего существования, индийский танец ни сколько не утратил своей привлекательности и притягательности и продолжает поражать умы многих людей своим совершенством.

Десять лет в «Конопушках»

Концерт, посвященный 10-летию иркутской студии танца «Конопушки», прошел 18 июня в Театре юного зрителя. В ТЮЗе был полный аншлаг — в зрительном зале ни одного свободного места. Бабушки и дедушки, мамы и папы, братья и сестры, а также просто почитатели творчества «Конопушек» пришли посмотреть на маленьких звездочек и уже почти состоявшихся танцоров (участникам коллектива от 5 до 20 лет). Одни ходят в студию первый год, другие — чуть ли не с самого начала ее работы.

Руководит «Конопушками» Владимир Шимохин, которого в его 24 года называют не иначе как Владимир Георгиевич. Этот факт можно легко объяснить многочисленными заслугами балетмейстера: его студия является 18-кратным лауреатом всероссийских и международных конкурсов, обладателем Гран-при в Польше, 2-кратным обладателем Гран-при в Египте, лауреатом фестиваля в Чехии, победителем многих конкурсов в Иркутске.

Дмитрий Уральский, участник коллектива:
— Единственный возможный путь к успеху — это постоянные тренировки. По выходным занимаемся по 8—10 часов. С утра встал, растянулся, сел на шпагат, и потом после завтрака прямо на шпагате добираешься до студии — только тогда можно по-настоящему научиться танцевать.

Репертуар коллектива, который, кстати, полностью изменился за последние 3 года, чрезвычайно разнообразен. На концерте 18 июня «Конопушки» исполнили и «Русский микс» (русский танец в современной обработке), и «Современные узоры» (номер, в котором стилизация под русские народные танцы отлично сочетается с элементами хип-хопа и локинга), и «Индийские мотивы» (выступление, построенное на основе индийского танца Бхаратанатьям). Младшие участники коллектива проделали не меньшую работу, чем их старшие товарищи: побывали муравьями в танце «Муравейник» и рок-н-рольными звездами в номере «В стиле ретро». Во всех выступлениях поразила невероятная техника и умение юных танцоров держаться на сцене.

Илья Каршков, зритель:
— Концерт меня приятно удивил. Оригинальные постановки танцев, красивые и яркие костюмы — все на высшем уровне. Особо порадовали неоновые шоу-прологи со светящимися звездочками, рыбками и сердечками — очень интересная находка «Конопушек». Из приглашенных коллективов мне запомнился номер танцевальной студии индийских танцев «Ситара» и Иркутского педагогического колледжа № 1.

Анастасия Климова, IRK.ru

Чтобы сообщить об опечатке, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Индийский танец

Классический индийский танец это переплетение виртуозных ритмов и сакральных идей. Танец помогает человеку жить в гармонии с окружающим миром, познать красоту духовных начал, сделать богаче свой внутренний мир.

Возникновение индийского танца можно напрямую связать с религией. В божественных трактатах рассказывается о том, что создателем нашего мира был танцующий Бог Шива. Танец, который исполняет Шива-Натараджа, символизирует космическое движение и обновление. Если танец прекратится в тот же момент и настанет конец света. Танцы исполнялись в храмах и были своеобразной молитвой. В движении, жестах, мимике, темпе происходило общением с богами, проводились религиозные обряды. За время своего существования, а это более пяти тысячелетий, танец стал культурным достоянием индийского народа, его душой.

Опираясь на трактат Бхараты «Натьяшастра», написанный между II и IV вв. н. э.,индийский танец можно назвать частью театрального представления. Уже по прошествии многих сотен лет танец становиться отдельным, самостоятельно существующим жанром. Главным каноном которого считается, что танец это зримая поэзия. Литературные произведения воплощены в красивейшие, сложнейшие, четко идущие друг за другом танцевальные движения.

Классический индийский танец можно разбить на две основные категории. Нритта «чистый» танец, в котором ценят только движения, и нритья танец, передающий некую идею. В нритье ценят танцора за безукоризненное исполнение танцевальных движений, их красоту, правильную манеру исполнения. Главная цель такого танца – доставить эстетическое удовольствие зрителю. Движения рук, повороты головы, наклоны шеи все должно увязаться в фееричную картинку и заворожить зрителя. Движения образуют красивый декоративный узор. Нритья более сложный танец ,он должен раскрыть смысл обыгрываемого сюжета. Главное здесь мастерски передать эмоции, чувства героев. Актер обязан искусно владеть своим лицом, уметь отразить на нем яркие эмоции.

В классическом индийском танце главным образом задействована верхняя часть туловища танцора. Но при этом четко определены позиции ступней как на полу, так и в выполнении движений ногами в воздухе. Обучаются танцоры и прыжкам, и сложным движениям по спирали. Отдельная, огромнейшая символическая нагрузка делается на кисти рук.

Классический индийский танец можно бесконечно изучать, но и наслаждаться им так же можно бесконечно.

Обучение — индийские танцы

Индийские танцы — занятия

Женственный и прекрасный — индийский танец увлечет Вас! Вы любовались красочными индийскими нарядами и чувственными танцами в болливудских фильмах? Даже если нет, Вы с немалой пользой для себя можете заняться этими танцам! Два курса в программе этой группы: классический индийский танец (бхаратанатьям) и современный индийский танец («болливуд», bollywood-style-dance, болливуд танцы). Вы можете посещать оба курса, можете — лишь один из них — на Ваш выбор.

с 28 мая — везде НОВЫЙ цикл обучения! Ждём новичков!

Пробное занятие в любую группу 200р. Скидка на Ваш первый абонемент — 500р!

Отчетные концерты «Divadance»проходят в лучших залах нашего города: ДК Горького, Мюзик-Холл, Балтийский Дом, Дом молодежи, КЗ отеля «Санкт-Петербург», КЗ «Колизей». Вы сможете выступать на лучших концертных площадках Санкт-Петербурга.

Занятия индийскими танцами:

пр. Королева 32-1

расписание — т.348-55-39 записаться — школа стретчинга (растяжки) в Приморском районе

Ждём новичков с 29 мая!

ул. Есенина 9-1

расписание — т.291-43-34 записаться — школа стретчинга (растяжки) в Выборгском районе

Ждём новичков со 2 июня!

пр. Солидарности 3-3

расписание — т.8(962)727-42-74 записаться — школа стретчинга (растяжки) в Невском район

Стоимость занятий:

4 занятия в месяц 1650 руб.

8 занятий в месяц 2600 руб.

12 занятий в месяц 3500 руб.

16 занятий в месяц 4250 руб.

безлимит на месяц 6350 руб.

25 занятий на 3 месяца 7200 руб.

пробное занятие 200 руб.

разовое занятие 500 руб.

индивидуально 1550 руб.

индивидуально на двоих 900 руб. с каждого

Если Вас заинтересовал индийский танец, то ещё может понравиться:

Что нужно для занятия: запись, форма?

Предварительная запись не требуется. Вы можете позвонить и записаться, а можете просто придти на занятие.

Для овладения искусством индийского танца Вам потребуется самая обычная легкая удобная одежда. Верхняя ее часть желательно — более или менее облегающая — чтобы Вы сами видели в зеркале движения собственного корпуса. В идеале надо быть босиком, но, если Вам это неприятно, то берем мягкую гибкую обувь (чешки, балетки), можно заниматься в носках.

Поздравляем тех, кто попал на запись программы НТВ «Следствие вели...» с Леонидом Каневским, серия № 138 «Проклятый дом» от 21 мая 2010г. Индийскую группу вместе с вещущим программы показывали в эпизоде о моде на индийское кино в советские времена.

В апреле 2012г. студия Divadance участвовала в Фестивале индийской культуры и индийского кино «OPEN INDIA». 04.04.2013 Международный танцевальный конкурс 4 ноября 2013г., 1ое место номинация «малая группа болливуд».

Классический индийский танец бхаратанатьям (bharatanatyam)

На занятиях классическим индийским танцем (бхарата натьям) Вы познакомитесь с традиционной культурой Индии, разучите и яркие эффектные фольклорные танцы. А еще присутствуют элементы йоги, столь полезной для здоровья и красоты.

Классический индийский танец являет нам синтез физической и духовной силы. У различных направлений танца в Индии проявляется некий общий трансцидентальный импульс. Что во многом объясняется особым значением каждого жеста, а также связью с индуизмом с его богатейшим фольклором.

В индуистских преданиях указывается на божественное начало танца, прежде всего танец был порожден одним из Богов. Западная цивилизация веками ставила танец в оппозицию своей вере, тогда как индуизм сделал танец средством духовного развития человека. В результате он тесно связан с преданиями, сюжетами духовных книг, нередко для танца берутся темы мифов. Есть даже поэмы, написанные специально для постановки танцев на их основе. Раз религия не только разрешает, но и одобряет танец, в храме есть специальные площади для ритуальных танцев, а на стенах можно увидеть изображение танцующих.

Классический индийский танец бхаратанатьям дает большую общую нагрузку на все тело. А еще это — идеальный способ создать себе изумительную осанку. Студия индийского танца Divadance здёт Вас!

Современные индийские танцы — болливуд танцы (Bollywood — style)

Кроме классического индийского танца проводятся также занятия современным танцем.Это — то, что Вы видите в индийских фильмах — зажигательная и одновремено предельно женственная смесь традиционных индийских танцев и других стилей танца, влияние которых на индийские было исторически обусловлено в различные периоды становления и развития современной индийской культуры. Все это еще иногда называют «Болливуд стиль» или «Bollywood style» или «Индийские танцы болливуд»). Эти танцы Вы разучите довольно быстро и сможете выражать свою женственность, сексуальность под разнообразную музыку. В рамках этих занятий Вы познакомитесь с культурой разных штатов, так как именно на народных атанцах «базируются» лучшие боливудские танцевальные номера.

На этих занятиях болливуд дэнсом в нашей школе танца Вы разработаете себе талию благодаря многим разнообразным движениям бедер, волнам корпуса. Вы в полной мере осознаете свою женственность и уникальную привлекательность, которую несет в себе образ болливудской киногероини.

Вместе классический бхарата натьям и современный танец, болливуд танец (с элементами народного) дают хорошее всестороннее воздействие на фигуру и пластику. Эти танцы дают разную нагрузку, чем прекрасно дополняют друг друга. А индийские песни из болливудских фильмов поднимут Ваше настроение надолго!

Если на Вашем мобильном или планшете не читается видео — смотрите видео в альбоме нашей группе вконтакте

Особая польза индийских танцев

Ваши руки станут женственными и пластичными. Вашим жестам даже в повседневной жизни можно будет позавидовать.

Ваши руки в индийских танцах болливуд стиля будут привлекать внимание всегда: и когда Вы танцуете, и когда изящно берете книги с полки. Множество мелких сложных движений рук и ног здорово разовьют Вашу координацию.

Большая нагрузка ложится на ряд мышц ног.
Изучаются мудры — хасты — древнейшие положения рук, принятие которых положительно влияет на функционирование различных органов и организма в целом.

Фотогалерея «Индийские танцы». С наших концертов, вечеринок и других наших выступлений.

Скачать и смотреть видео индийских танцев (в основном под песни из фильмов)

статья преподавателя индийских танцев Елены Стеценко о бхаратанатьям от Divadance опубликована также в теме «Репертуар бхаратанатьям» в Википедии

Сюжет НТВ в программе «Следствие вели»

на тему популярности болливудского кино и индийской культуры в СССР. Сняты индийские танцы

Снято в студии на ул.Есенина,д.9,к.1