Индийский танец мудры рук

Индийский танец мудры рук

«Язык» индийского танца

Древние индийские трактаты донесли до нас эстетико-теоретические основы и принципы танцевального искусства, законы образования художественной формы. Все лексическое многообразие индийской хореографии отражено здесь предстает перед нами как стройная, оригинальная художественно-образная система.

Алфавитом танца трактаты провозглашают 108 поз Шивы, названных каранами. Из каран индийский танцовщик складывает своеобразные комбинации, некую основу танцевальной композиции, — они называются ангахарами. Помимо этого танцовщику досконально следует знать мудра — разнообразные позиции пальцев, и хаста — жесты рук, а также многочисленные канонические движения глаз, шеи, головы и других частей тела.

При помощи мудра исполнитель способен изобразить не только различные предметы, но и любое действие, эмоции и абстрактные понятия. Этот своеобразный «язык жестов» имеет в своем «словаре» более 500 символов-понятий. В зависимости от чередований и комбинаций их, выполненных одной или двумя руками, и от положения самих рук по о тношению к телу танцовщик может передать любое содержание.

Вместо звучащих со сцены слов индийские зрители воспринимают в этом случае сменяющиеся пластические комбинации, высоким искусством танцовщика превращенные в целые фразы, реплики, монологи и диалоги. Иными словами, индийский танцовщик благодаря мудра обладает уникальной возможностью с большой точностью воспроизводить литературный текст драматургического произведения.

В Индии сама собой разумеется способность каждого индийца с детства понимать специфический язык танцовщиков. Индийцы в повседневной жизни часто пользуются ими и получают сведения о мудра в своей семье из поколения в поколение.
Художественно-выразительные средства индийского танца, при помощи которых создается пластический образ, не ограничиваются каранами и мудра. Пластический рисунок приобретает завершенность при помощи абхинайя — искусства драматического артиста, которое, как бы вытекая из двух первых компонентов и сливаясь с ними, призвано вдохнуть жизнь в сценический образ, наполнить его ярким эмоциональным содержанием. Искусство абхинайя позволяет передавать различные эмоциональные состояния движениями головы, глаз, бровей, шеи.

Трактаты по драматическому искусству фиксируют

24 движения головы:
сама — голова неподвижна (гнев, безразличие);
адхомуака — голова наклонена вперед (удовольствие, радость);
алокита — движение головой по кругу (опьянение, колебания);
паравритта — голова наклонена в сторону (влюбленность);
тирлонната — движение головой вверх, затем вниз (чувство одиночества) и т.д.

26 движений глаз:
шрингара — брови подняты, зрачки передвигаются от одного угла глаза к другому (любовь);
вира — сияющий, устремленный вперед взгляд (героизм);
шанта — медленно двигающиеся зрачки (самоуглубление, покой) и т.д.

6 положений бровей:
патита — брови нахмурены (гнев, недоверие, отвращение);
ресита — брови кокетливо приподняты (любопытство);
кунсита — одна из бровей изогнута (удовольствие, счастье или тоска) и т.д.
движения шеи:
сундари — движение по горизонтали (экзальтация);
параваритта — движение справа налево (любовь, нажность, поцелуй);
пракамрита — шея отклоняется назад, затем наклоняется вперед (беседа, объяснение) и т.д.

Движения глаз, бровей, головы и шеи танцовщика, сливаясь воедино с другими компонентами танца, подчинены общей задаче — максимально выразительному и эмоционально насыщенному показу событий, совершающихся по ходу действия. Эмоции уложены в четкие жесты и движения, соразмерные мелодико-ритмическому построению музыкального образа. Техническая сверхсложность танца предполагает безукоризненную филигранную отточенность каждого движения.

Благодаря двум художественным эквивалентам — музыкальному и пластическому, синхронно выражающим одни и те же эмоции, становится возможным их слияние, создающее впечатляющий художественный образ.

Жестикуляционный код – это своего рода алфавит. Он состоит из двадцати четырех базовых единиц – «хаст», знаков, образованных определенным образом сложенными пальцами. Плоская ладонь с прямыми, плотно прижатыми друг к другу пальцами, называется хаста «хамсасьия» (Лебедь). Ладонь, плотно сжатая в кулак, образует знак под названием «мусти» (Захватчик), а кулак с вытянутым указательным пальцем и оттянутым в сторону большим – это знак «ардхачандра» (Пол Луны). Однако сами по себе «хасты» ничего не обозначают: ведь это всего лишь символы, подобные буквам любого алфавита. Они обретают смысл только в сочетании друг с другом, в определенном контексте и в связи с воспроизводимым действием. В таком случае «хаста» обретает значение слова – имени существительного, глагола, прилагательного и даже приставки, суффикса или окончания множественного числа. Таким образом, «хасты» переходят в разряд «мудра». Некоторые «мудра», благодаря своей выразительности и образности, расшифровываются довольно просто. Так, в движениях танцора зритель может без труда распознать пчелу, собирающую нектар с цветка, боевое оружие, брошенные игральные кости, когти тигра, восход солнца.

Иконический мудра отсылает зрителя не к форме обозначаемого предмета, а скорее к его движению, перемещению в пространстве, к производимому им действию или вызвавшей его причине. Мудра «дерево» обозначает больше процесс роста дерева, чем его форму. Существуют и указательные мудра, но указывают они не на сходство с обозначаемым предметом, а на его место в пространстве.
Мудра «небо» образуется двумя поднятыми «ардхачандрами» (указательными пальцами). А указательное местоимение «этот» выражается с помощью мудра того же рода. Другие мудра выполняют чисто символическую функцию. Все имена собственные (Шива, Панжали, Хануман, Сита, Равана и другие) обозначаются условными мудра и внешнего сходства с обозначаемым «лицом» не имеют.
Глаголы «быть», «иметь», наречия «сейчас», «всегда», существительные «счастье», «красота» — и это только несколько примеров – тоже обозначаются символическим мудра. Всего же лексика катхакали (один из видов индийского танца) включает в себя свыше пятисот мудра. Такого количества больше чем достаточно, чтобы выразить все тонкости текста.

отрывок из статьи: Тремблей Л. Знаковая система катхакали. Протей, Монреаль, 1983 (с очень познавательного сайта http://artsofindia.tripod.com — на нем описаны 32 основных хасты одной руки и 16 хаст двух рук, которые передаются в традиции танца Катхакали)

24 ХАСТЫ, описанные в Натья Шастре (ведический трактат по драматическому искусству)
(правой и левой рукой, с названием на санскрите и переводом на русский язык)




Значения 24 хаст (принятые в традиции Катхакали), используются для изложения мифологических и сакральных сюжетов в танце

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

  • Рецепты (138)
  • Интересное (99)
  • Рукоделия и поделки (36)
  • Красивые фотографии (35)
  • Лицо и тело — полезные советы (30)
  • Фотошоп. Уроки и советы. (30)
  • Лечебные рецепты (18)
  • Шитье и вязание (18)
  • Художники мира (12)
  • Фотографии (10)
  • Для деток. Развлекалки. (6)
  • Видео про удивительное (6)
  • Известные люди (6)
  • Музыка.Тексты. (4)
  • Архитектура (4)
  • Афоризмы (3)
  • Мыловарение (2)
  • Одежда (2)
  • Видео — музыка (1)
  • Цитаты (0)

Цитатник

Очень полезная памятка всем начинающим фотографам .

Картофельные дольки в специях картофель 6 штук сухари толченые 25 гр. масло растительное 1.

Наталья Грэйс — Нейролингвистическое программирование НЛП — способность управлять своим состояние.

Ложки и стаканы вместо весов

1. Выделение части текста Мы все знаем, что для выделения текста необходимо зажать левую кнопку м.

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Мудры (хасты) в индийском классическом танце

Ведический психолог, лайф-коуч

Я желаю всем счастья!

Христианский фильм «Огнеупорный»

Христианский фильм «Огнеупорный». Первый раз отрывки из него я увидел на фестивале «Благость» в 2014 году, семинар «Есть ли жизнь после брака» проводил Пшонко Дмитрий. Рекомендую всем мужчинам к просмотру, так как часто мы излишне сильно концентрируемся на работе, но без сильных тылов в виде крепкой семьи шансы наши на успех в этом мире минимальны. Да и нужен ли такой успех, если поделится радостью победы будет не с кем?

Фильм «Стажер»

В фильме «Стажер», 70-летний вдовец Бен Уитакер (Роберт Де Ниро) обнаруживает, что выход на пенсию – это еще не конец. Пользуясь случаем, он становится старшим стажером на сайте моды, которым руководит Джулс (Энн Хэтэуэй).

Связь болезней с мировоззрением, глубинная личностная работа

Отрывок из книги Олега Гадецкого «Лучшие психологические методики, или Что делать, когда не везет?» посвященный связи болезней с нашим мировоззрением.

Физическое тело и тонкое тело (психическое тело) тесно связаны друг с другом. Интуитивно мы знаем об этом. Если мы живем в ситуации стресса, то у нас развивается язва. Если боимся, то чувствуем, как дрожат колени. Однако, может быть, ни разу мы не задумывались об этом как о четкой закономерности.

Ниже Олег Гадецкий приводит таблицу, в которой объясняется связь между мировоззрением и болезнями. Подобные таблицы используют такие авторы, как Луиза Хей и Владимир Жикаренцев. Однако здесь эта таблица дается с существенными корректировками.

Прочитал книгу советского педагога и писателя Антона Семеновича Макаренко, «Педагогическая поэма»

Прочитал книгу советского педагога и писателя Антона Семеновича Макаренко, «Педагогическая поэма».

Заинтересовался творчеством Антона Семеновича я после лекций не менее известного педагога — Шалва Александровича Амонашвили.

Хоть в книге и описывается опыт работы в колонии для малолетних правонарушителей и бездомных детей, очень много полезного можно почерпнуть для себя лично всем у кого есть дети, подчиненные, кто так или иначе соприкасается с людьми, ведет социально активный образ жизни.
[Читать далее…]

Книга Ирвина Ялома «Дар психотерапии»

Ирвин Ялом, психотерапевт с огромным стажем, написал немало книг, научных и не очень. Однако «Дар психотерапии» — текст настолько структурный, интересный и полезный, что его можно назвать одной из лучших работ этого автора.

Видео трансляции лекций с фестиваля «Благость»

Дорогие друзья, прекрасная новость — мы организуем для вас трансляции лекций с фестиваля Благость. В этом году нас ждут семинары о здоровье, семейных взаимотношениях, самоосознании и другие интересные и важные темы.
[Читать далее…]

Книга Развитие разума, Торсунов О.Г.

ЛУННОЕ ЗАТМЕНИЕ 16 СЕНТЯБРЯ 2016г.

ВНИМАНИЕ! ЛУННОЕ ЗАТМЕНИЕ 16 СЕНТЯБРЯ!
16 сентября (Пурнима) — полное лунное затмение в 22-04 по МСК. Это затмение будет очень тяжело переносится, если в Вашем гороскопе Луна является вредителем и поражена.
В промежуток с 1го по 16 сентября следует избегать принятия важных решений. Это время советуем провести в духовных практиках, медитации, осмыслению жизненного опыта и отдыху.

Книга Берта Хеллингера — Порядки помощи

Друзья, рекомендую к прочтению книгу Берта Хеллингера — Порядки помощи.

Бе́рт (Антуа́н) Хе́ллингер (род. 16 декабря 1925 года, Лаймен (Баден), Германия) — немецкий философ, психотерапевт и богослов. Широко известен благодаря краткосрочному терапевтическому методу, именуемому — «семейные расстановки».

Шавасана (поза трупа) — отличная поза из йоги для расслабления

Шавасана (поза трупа) — отличная поза из йоги для удовлетворения потребности в расслаблении. Настройка от Владимира Слепцова (Вальмики).

Современная жизнь полна стрессов и напряжений. Беспокойный темп жизни приводит к перенапряжению, как дома, так и на работе. Это особенно проявляется в больших городах, где люди полны амбиций и желаний достичь материального благополучия и славы.

[Читать далее…]