Индийский танец в древней индии

Музыка и танцы Древней Индии

МХК 10 класс

«Античный театр Древней Греции» — Театр греков. Драма. Период. Культ Диониса. Число актеров. Греческий театр. Трагедия. Место для представлений. Феспид. Афинская публика. Античный театр. Костюм трагического актера. Театр в Древней Греции. Рождение театра в Афинах.

«Эпоха барокко в архитектуре» — Церковь Троицы в Никитниках. Архитектурные творения. Аполлон и Дафна. Зимний дворец. Пьяцца Сан-Пьетро. Бюст Людовика XIV в Версале. Собор Смольного монастыря. Франческо Бромонни. Архитектура барокко. Характерные черты. Шедевры итальянского барокко. Андреевская церковь. Барокко. Купол храма в Кастель-Гандольфо. Фонтан Тритона. Фонтан Четырёх рек. Дивное узорочье.

«Исламская архитектура» — Усыпальницы ханов. Форма минарета. История возникновения. Пол в мечети. Углы больших построек. Османская архитектура. Правила поведения в мечети. Укрепляли стены редкими деревянными брусьями. Кааба. Стены были ровными и «скучными». Михраб в мечети. Михраб и минбар. Позднее стали украшать стены узорами. Мечети. Исламская архитектура. Купол. Караван-сарай. Комплекс. Своеобразная арка. Высокие башни.

«Живопись Средневековой Руси» — Сошествие во ад. Андрей Рублев. Парсуны. Живопись России XIII-XVI веков. Парсуна М.В. Скопина –Шуйского. Атмосфера национального подъёма. Дионисий. Андрей Рублев – имя, ставшее символом. Феофан Грек. Русская культура XIV-XVIв.в.. Успение Пресвятой Богородицы. «Спас Вседержитель» Рублёва. Как ни парадоксально, ту настоящую «Троицу» нам уже никогда не увидеть. Одигитрия Смоленская. Из-за ордынского ига культура средневековой России сильно задержалась.

«Греческая скульптура» — Копьеносец. Канон Поликлета. Дискобол. Дорифор. Сохранность и местонахождение. Период бурной духовной жизни Греции. Лисипп. Мрамор. Параметры статуи. Красота. Мирон. Греческая скульптура. Венера Милосская. Скопас.

«Художественная культура Средневековья» — Robin Hood and the King. Рыцари Средневековья. Альфред Теннисон. Рыцарский турнир. The Sword Excalibur. В поэзии Теннисона отразились впечатления живописной природы. Знаменитый английский поэт. Sir Thomas Malory. Merlin and Vivien. Arthur and Merlin. Образ прекрасной дамы. Этапы истории развития средневековой художественной культуры. Средние века – «темная ночь», «эпоха умственного застоя». Робин Гуд – герой английского эпоса.

Танцы Индии: история древнего искусства

Индия – страна, где до сих пор, несмотря на глобальные перемены в мире, трепетно берегут и чтут культурные традиции. Зародившись несколько тысячелетий назад, они продолжают играть важную роль в жизни индийцев. Впрочем, не только их. В последние годы во всем мире, и особенно на Западе, вырос интерес к самобытной культуре этой страны.

Формировавшиеся в течение многих столетий философские учения, а также архитектура, музыка и танцы Индии, представляют собой синтез религиозного сознания различных этносов, составляющих индийскую нацию сегодня. В основе ее культуры лежит стремление человека к единению с божеством.

Шива – бог-разрушитель и созидатель

Согласно древним преданиям, Брахма, обеспокоенный беспорядком на сотворенной им Земле, решил, кроме четырех Вед, хранившихся в строжайшей тайне, создать еще и пятую, доступную всем людям. С этой целью он обучил мудреца Бхарату драматическому искусству, в котором соединялись музыка, песня и танец. Бхарата, в свою очередь, поделился новыми знаниями с Шивой.

Этот бог-разрушитель, если хотел, мог и созидать. В отношении танца он проявил себя как раз во второй ипостаси. Те же предания утверждают, что Шива, будучи непревзойденным танцором, научил этому искусству свою жену Парвати и мудреца Бхарату. Последний, объединив уже имеющиеся у него знания с теми, которые получил от Шивы, написал объемный труд, посвященный театральному мастерству – «Натьяшастру».

Вместе с другими мудрецами Бхарата распространял свой трактат среди простого народа. В результате труд «Натьяшастра» оказал огромное влияние на песни и танцы Индии. Оба искусства были тесно переплетены с религиозными верованиями. Даже сегодня в выборе песенных тем и в самих плясках преобладает мифологическое содержание.

Храмовая культура Индии

Танцы всегда были одной из главных составляющих индийского искусства. Зародившись приблизительно пять тысяч лет назад, они со временем достигли высочайшего развития, отдавая при этом дань древним традициям.

Сохранившиеся панели, фризы и скульптурные изображения свидетельствуют о том, что танцы Индии с самого начала были частью религиозного культа. До сих пор в храмах можно увидеть залы, предназначенные для ритуальных плясок. По сути, ими сопровождался любой религиозный обряд.

Храмовые танцовщицы – девадаси – считались хранительницами этого векового классического искусства. Сами же танцы рассматривались как духовная практика, которая, наряду с йогой, способна привести в гармонию эмоции и тело. Правда, достичь такого духовного развития можно только при одном условии: танцевать надо самозабвенно.

В основе ритуальных храмовых плясок лежали сюжеты из древних эпических произведений, таких как Махабхарата или Рамаяна, а также из священных писаний индуизма. Храмовые танцовщицы пользовались большим уважением, однако колониальная политика Великобритании в отношении девадаси привела к постепенному упадку искусства ритуального танца.

Музыка как часть «Натьяшастры»

Древние литературные памятники указывают на то, что в Индии сложилось специфическое восприятие музыки, обусловленное религиозными представлениями и этническим многообразием страны. С одной стороны, она стала частью повседневности, а с другой, средством, позволяющим соединить физические явления с духовными.

Музыка и танцы Индии тесно взаимосвязаны, кроме того, их объединяет некая форма театральности. Например, характер того или иного произведения определяет жесты, позы и выражение лиц исполнителей.

Трактат «Натьяшастра» подробно описывал разные виды священных мелодий, инструментов и песен. Уже в древности индийцы считали возможным воспроизводить самые глубокие переживания с помощью музыки и танца.

В представлении жителей Индостана оба искусства – дар богов, следовательно, они обладают сильным воздействием не только на людей, но и на птиц, животных, растения и силы природы. С их помощью можно укрощать змей, гасить пламя, вызывать дождь и т. д.

Особенности индийского танцевального искусства

Танцы Древней Индии с самого начала обладали рядом отличительных черт. Во-первых, это был не просто набор повторяющихся движений, как это можно наблюдать в фольклорных плясках других народов, а полноценная история, изложенная ярким языком хореографии.

Во-вторых, каждый исполнитель вкладывал в танец свое видение мира и силу мастерства. Таким образом, используя определенные шаги, движения рук и мимику, он передавал зрителям целую гамму чувств и даже события.

Эти особенности индийского танцевального искусства сохранились до наших дней, несмотря на то, что оно уже практически потеряло религиозную суть, перейдя в категорию красочного развлекательного действа.

Народный фольклор

Огромное число народностей, проживающих в Индии, определяет культурное богатство страны. Каждый штат и регион имеют свои характерные танцы, музыку, грим, костюмы. Многие индийцы в детстве обучаются искусству традиционной хореографии или игре на музыкальном инструменте.

В народных танцах редко встречаются религиозные сюжеты, к тому же виртуозность и изящество движений не столь важны, как в классических, поэтому исполнять их могут все.

Хотя народные танцы Индии вобрали в себя определенные элементы традиционной хореографии, все же в них преобладают темы, связанные с повседневной жизнью: циклом сельскохозяйственных работ, рождением детей, свадьбой и т. д.

Вечная классика

Вплоть до XX века танец в Индии представлял собой часть храмового обряда, в который вкладывался сакральный смысл. Костюмы исполнительниц включали большое количество украшений: золотые браслеты, ножные бронзовые колокольчики, кольцо в носу, соединенное с ухом цепочкой, ожерелье, а голову венчал обруч с подвеской.

Классические танцы Индии – это сложное хореографическое искусство, движения которого были канонизированы в упоминавшемся выше трактате «Натьяшастра». Согласно этому древнему руководству, триада элементов Натья, Нритта и Нритья составляют классику танца.

К Натье относятся определенные позы, жесты, мимика и речь исполнителя. Нритта – это собственно сам танец, который состоит из повторяющихся ритмичных элементов. Нритья же представляет собой соединение двух предыдущих компонентов, посредством чего выражается заложенный в пляске смысл. Обучение индийской хореографии начинается с разучивания и отработки движений, на что уходит от 5 до 9 лет.

Самые древние стили

Танцы Индии включают в себя семь классических стилей, четыре из которых насчитывают сотни лет. Самый древний из них – Бхаратнатьям, основанный на древней мифологии. Этот танец-молитву исполняли храмовые танцовщицы девадаси в честь бога Шивы.

Его движения выполняются по строгим геометрическим траекториям: глаза, руки, голова рисуют то треугольники, то прямые линии, то круги. Все это придает Бхаратнатьям линейность.

Другой танец, Катхак, использовали жрецы-брамины для изложения своего учения о Кришне. В нем очень заметно мусульманское влияние, так как он был популярен при дворе могольской династии, правившей Индией в течение двухсот лет.

Катхакали – танец-драма, может исполняться юношами в течение всей ночи. Главная его тема – героизм, а в качестве источника вдохновения используется древний эпос Рамаяна.

Манипури – грациозный, но в то же время близкий к народным танцам стиль, повествующий об отношениях бога Кришны и его возлюбленной Радхи.

Болливуд масала

Говоря об истории индийского танца, невозможно обойти стороной огромный интерес к нему в современном мире. Не последнюю роль в его популяризации сыграл кинематограф.

Благодаря ему появился новый стиль – болливуд масала, в котором соединилась традиционная индийская экспрессия с достижениями восточной и западной хореографии. Это самый популярный танцевальный стиль среди всех, кто увлечен культурой данной страны.

Определенно можно сказать, что танцы Индии с их древней историей и хореографией, не имеющей аналогов в мире, представляют собой культурное наследие всего человечества. Ведь они развивают эстетический вкус, дисциплинируют, дают духовную силу и помогают выражать свои чувства посредством ритмичных движений.

Танец Древней Индии.

Корни танца в Индии уходят далеко в глубь истории. Благодаря древней истории Индии, танец в своем развитии стал очень разнообразным, вобрав все многообразие культуры. Культурные традиции Индии цели­ком основаны на религии, оказавшей огромное влияние на индийскую нацио­нальную музыку, обряды, танцы и народные праздники.

Танец являлся составной частью индуистского ритуала. По приданию мир был создан богом Шивой в космическом танце. У Шивы много священных имен, но больше всего он известен как Шива Натараджа – владыка танцев. Он изображается с одной головой, но с третьим глазом во лбу и с четырьмя руками, держащими символический барабанчик и пылающее пламя. Ногами он попирает карлика-демона, своего врага.

Чтобы понять суть индийского танца, необходимо, в первую очередь, помнить, что это танец храмовый – посвященный божеству. Его еще называют одной из форм йоги. В ритуальном танце соединяются физическая энергия и духовная сила. Считается, что в индийского танцора вселяется бог Шива (также как шаманами во время обрядов овладевают духи). Поэтому зрители во время выступления испытывают особое чувство благодати, а, согласно поверью, и избавляются от многих недугов. Постичь это искусство по силам далеко не всем. Не каждый, даже очень талантливый исполнитель, может справиться с такой нелегкой задачей: изображать смысл танца жестами, чувства и эмоции – мимикой, при этом отбивая ритм ногами.

Возможно, одна из причин, почему индийский танец за столько веков почти не изменился под влиянием времени — форма обучения. Здесь сохранилась древняя традиция передачи знаний – непосредственно от Учителя к ученику. Только Учитель может объяснять и показывать движения начинающему танцору. И совершенно недопустимо повторять движения за другими учащимися, если вы сами их не знаете, то есть Учитель не показывал их вам. Если занятия начинают одновременно несколько человек, Учитель преподает сразу всей группе, а не по очереди. Но каждый выполняет упражнения до своего уровня (последнего изученного движения).Во время урока Учитель сидит лицом к ученикам, ученики строятся в колонки. Палкой он отбивает ритм выполнения упражнений базы. В танцевальный класс и на сцену нельзя входить в обуви, танцевать можно только босиком (правда в России все-таки делается поправка на климат, и допускаются носки в холодное время года). Это связано с тем, что изначально танец считается храмовым искусством, а в индуистский храм входить в обуви запрещено.

Теория индийского танца изложена в трактате Бхараты “Натьяшастра”, где содержатся также каноны театрального искусства, музыки, поэзии и литературы. Натья, театральное искусство, должно было включать в себя танец, сценическую игру и музыку; танец, таким образом, являлся неотъемлемой частью театра. Впоследствии танец выделяется в самостоятельный жанр и, хотя он сохраняет связь с другими жанрами, его начинают рассматривать, прежде всего, как зримую поэзию.

Формы танца можно разделить на две основные категории:

нритта “чистый” танец, танец как таковой т. е. движения и жесты танцора преследуют чисто эстетические цели. Это феерия красочных поз и положений человеческого тела, комбинации ритма, отбиваемого ногами, с движениями рук, ладоней, пальцев, шеи, плеч, а также с мимикой. Движения образуют в пространстве геометрические фигуры, чисто декоративного характера — как узоры, которыми часто окаймляются миниатюры. В них нет никакой другой цели, кроме того, чтобы доставлять зрителю эстетическое удовольствие.

нритья танец, передающий некую идею. Танец наполняется глубинным значением, получает смысловую нагрузку. Лицо становится зеркалом эмоциональных состояний, мимика передает зрителю чувства, знакомые из повседневной жизни, — и хотя танец стилизует их, они тем неменее понятны всем. Мимика подкрепляется символическими жестами, которые представляют собой своеобразный язык. Движения рук, так называемые “хасты” или чаще “мудры”, являются самой удивительной особенностью индийского танца. Нритья всегда сопровождается пением. Порой танец стремится передать конкретное содержание песни, иногда — ее общий смысл, а порой это полет воображения, поток ассоциативных образов, вызванных словами песни. Все это воплощено в движениях тела и символических жестах рук, и когда зритель начинает понимать их язык, перед ним раскрываются все тайны классического индийского танца.

Дата добавления: 2016-06-15 ; просмотров: 1857 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ