Индийский танец в живописи

Индийский танец в живописи





«Почитать Бога в танце — значит воплотить все желания, и поступающему так открыта дорога к спасению. Совершается же это ради блага людей, и вечно стремящийся к совершенству одерживает победу над всеми тремя мирами.»

Индийский классический танец Кучипуди

– это уникальный синтез искусств: музыки, театра, литературы, скульптуры и живописи. Этот танец смело можно назвать йогой. Он является источником глубочайших духовных знаний.

Изучая индийский классический танец вы совершенствуете не только тело, но и Дух. Этот путь открыт каждому. Если вы обретете внутреннюю гармонию, она будет проявляться во всех ваших делах, на работе, в школе, в отношениях с другими людьми, в ваших мыслях и чувствах. Путь танца – это путь жизни. Ваш возраст и опыт не имеет значения.

Источником правил и основ искусства Кучипуди является древнейший трактат-наставление о танцевальной драме – НАТЬЯ ШАСТРА.

Кучипуди, как и все остальные индийские классические танцы, очень символичен. Одним жестом танцовщица может обозначить слово, целую фразу и даже напомнить зрителю о мифологических событиях и древних сказаниях. Чтобы в полной мере наслаждаться искусством индийского танца, зритель должен понимать его язык и символизм. В разделе СТАТЬИ вы найдете интересную информацию о героях индийского классического танца и об их символах.

Танец в живописи

РЕСПУБЛИКИ КАВКАЗА И ЗАКАВКАЗЬЯ.

Мартирос Сарьян Пляска крестьян 1929 г. Частная коллекция

Мартирос Сарьян Армянский танец 1915 г.

Михаил Врубель Танец царицы Тамары 1890-91 г.г. Третьяковка

Здесь комментарии не нужны ) смотрите и наслаждайтесь,

Ансамбль танца «Мамули» (Отчизна)

Танцы народов мира

Танцующий Шива 10-13 век Музей Гиме, Париж

Кес ван Донген Индийская танцовщица

Гари Мельхерс Индийская танцовщица 1931 г.

Ольга Пфеффер Индийский танец из серии «Интернационал»

Искусство Индии (обзор)

Разговор об искусстве Индии, я полагаю, стоит начинать с самых зрелищных и в то же время наиболее древних произведений индийского искусства.
Население Индии отличается религиозностью даже в наше время и поэтому храмы строились с самой глубокой древности до сегодняшних дней.
Говоря об индийских храмах как произведениях искусства необходимо отметить, что как храмовое зодчество Индии очень разнообразно, причем разнообразие это носит не только религиозные особенности, но и региональные черты, и черты присущие определенному периоду времени и правящей династии, к которому относится их строительство.

Так, например, во времена позднего средневековья в северной Индии храмы строились как комплексы из 10 и более относительно небольших или крохотных каменных храмиков, в то время как в Южной Индии храмовый комплекс того же времени — это настоящий город, внутри высоких стен с многоэтажными надвратными башнями.
Тоже самое относится и к стилям — индо-сарацинский (индо-исламский) тип архитектуры, расцвет которого приходится на время правления Великих Моголов, с его воздушными строениями, куполами и замысловатыми цветочными орнаментами, разительно отличается от индусской архитектуры в стиле Хойсала или Виджаянагара с массивными мандапами с резными колоннами и обилием скульптуры , изображающей Богов, людей и животных.
Поэтому храмы Индии я рассматриваю как отдельное и самостоятельное направление в искусстве, соответственно в отдельный раздел выделены и статьи о храмах и стилях храмовой архитектуры.

Однако творческий гений индийского народа реализовывался не только в строительстве храмов, но также и в возведении мемориальных и светских сооружений, таких как форты, мавзолеи, дворцы, сооружения для хранения воды и т.д. Светская архитектура и скульптура очень близка по тенденциям к духовной и во многом стили пересекаются, тоже богатство декора, резьба по дереву и камню, причудливые формы сооружений, некоторые из которых являются настоящими шедеврами мировой архитектуры и скульптуры.

В следующее направление я выделила живопись и декоративно-прикладное искусство . Живопись как самоятоятельный вид искусства также имеет довольно долгую историю, первые фрески мы можем до сих пор увидеть на стенах пещерных храмов, построенных в начале первого тысячелетия. Традиции настенной живописи живы и по сей день, но наряду с ними в Индии развилось искусство миниатюры , оно родилось на страницах иллюстрированных манускриптов и заявило о себе как о самостоятельном направлении в средние века.
Наряду с оформительским искусством надо обратить внимание и на ювелирные украшения . Традиция ношения украшений есть у многих древних народов и индийцы не являются исключением. Исключительное богатство индийской земли дало жителям региона возможность использования богатых даров земли и сюжетов, позаимствованных у природы, что бы создать прекрасные вещи.
Однако не будем забывать и о народном искусстве, которое живет собственной жизнью, тесно связанной с жизнью простых индийцев. Здесь нельзя не упомянуть о резьбе по дереву, украшающей дома и вышивке на платках и шалях.
Читать статьи о живописи и народных ремеслах

Но самым зрелищным видом индийского искусства на мой взгляд являются классические танцы .
Индийский танец — это явление, имевшее поначалу ритуальное значение, сегодня танец, ставший искусством, рассматривается уже не как церемониал, но сюжеты и музыкальное оформление классических танцев остались прежними — повествование на тему мифа или фрагмент из эпоса, и не зря самые крупные танцевальные фестивали проходят и в наши дни в индуистских храмах. В индийском танце надо выделить несколько региональных направлений, таких как одисси, бхарат натьям, кучипуди.
К классическому танцу примыкает классическая драма, являющаяся самостоятельным, но связанным с эпосом видом театрального повествования. И безусловно в Индии как везде есть народные танцы — деревенские и племенные, повествовательные и зажигательные — своеобразные хороводы, пляски и сольные выступления танцоров.
Все эти виды объединены в разделе индийский танец

Наверное многие удивятся, что самые ранние упоминания о музыке содержатся в текстах вед и не задумывались, что в Индии есть классическая музыка, принципиально отличающаяся от нашей классики и индийских песен из кинофильмом. Впрочем как и везде классика — это музыка для души, а популярная и народная музыка — для жизни.
В любом случае индийская музыка очень разноообразна и это пожалуй самое популярное из индийских искусств, едете ли вы в автобусе или приходите в храм, везде звучит музыка. Статьи об индийских музыкальных инструментах и видах индийской музыке собраны в этом разделе.

В последнем разделе мы рассматриваем такие явления как индийское кино и историю его развития, искусство росписи по телу, а также все иные направления искусства.

Высшая Школа Любви и Гармонии




Музыка, танец, живопись

Когда речь заходит об индийской культуре, то трудно избежать воспоминаний о музыкальных индийских киномелодрамах, герои которых не столько говорят, сколько поют и танцуют. Между тем, пришедшие к нам из кино индийские песни и танцы, как и всякий продукт масскульта, далеки от своего аутентичного источника.

Этим изначальным источником является Натья-шастра – самый древний на планете трактат (один из 40 других аспектов Вед), посвященный искусству танца и театра. Классический индийский танец связан с поклонением божествам, которым и посвящали свое искусство храмовые танцовщицы. Собственно, традиционный индийский танец является ничем иным, как разговором человека с Богом.

Существуют четыре основных разновидностей индийского танца, каждой из которых присущи свои особенности стиля и техники исполнения: Бхарата Натьям, возникший на юге страны – в Тамилнаде; Катхакали, появившийся в Керале; Катхак, берущий начало в северных районах страны – Уттар-Прадеш; и Манипури, характерный для штата Манипур.

Чтобы освоить ведическое искусство хореографии и театра, помимо сложной техники жестов – мудр, выражений лица, движения тела – абхинайян, а также замысловатых па – гати, нужно изучить и науку и расе и бхаве – тех или иных настроениях, воссоздание и передача которых является главной задачей артиста.

Медитативные индийские мелодии, где семь изначальных нот (ша, ри, га, ма, па, дха, ни), которые называют божественными звуками, пробуждающими душу к новой жизни, берут своего начало в древней Сама-веде. Каждому из восьми времен суток и шести времен года (а в древней Индии была именно такая квалификация времени), соответствуют свои мелодии (раги), освобождающие ум от тревог и волнений. Умело направляя их тонкую энергию, ведический музыкант мог стать врачом, исцеляющим тело, ум и душу. В ведических текстах звук назван важнейшим средством достижения высшего, одухотворенного сознания.

Искусство правильного произношения санскритских звуков проявляется в повторении мантр, или священных слогов, что является важной составляющей медитативных практик. Часто мантры исполняются в музыкальном сопровождении и используются для того, чтобы пройти через все уровни сознания – чувственный, психический и интеллектуальный – с целью очищения и духовного просветления. Установлено, что звуки, обозначаемые различными буквами санскритского алфавита, воздействуют на психику, ум и слуховые нервы тех, кто их распевает и слушает. Семь энергетических центров (чакр) позвоночного столба, а также ида, пингала и сушумна нади, или три дыхательных канала в теле человека, реагируют на мантры, возвышая его до новых ступеней сознания. Так ведическое искусство, обладающее целительной силой, оказывается в тесной связи с медициной и, естественно, философией.

Запад в последнее время проявляет интерес не только к индийской философии, музыке и танцу, но и к живописи Бхарата-варши, как называли Индию в древности. Восторгаясь световыми эффектами, игрой цветов, причудливой композицией работ художников древней Индии, исследователи поражаются тому, что строгое следование традиции, основанной на богатейшем опыте мастеров прошлого, не мешает приходящим им на смену мастерам кисти и резца проявлять свою фантазию.

Пытаясь классифицировать все богатство изобразительного искусства Индии, многие образцы которого, увы, утеряны, искусствоведы кроме прочих выделяют следующие школы: стиль фресковой живописи, сохранившийся в пещерных храмах; знаменитые буддийские манускрипты на пальмовых листьях, которые относят к 10-13-му векам и джайнские миниатюры; фресковая храмовая живопись, традиция которой насчитывает много тысяч лет; могольская школа, ставшая великим возрождением, сочетавшая индо-персидское и европейское влияния; вобравшая в себя традиции горных районов Индии гималайская школа; славящаяся своей декоративностью так называемая раджапутская школа, в традиции которой было создание иллюстраций к музыкальным произведениям.

Можно по-разному объяснять приверженность жителей Индии различным искусствам, в частности, музыке и танцам. Как бы там ни было, но взрастившие культуру этой удивительной страны Ведические писания убеждают нас в том, что в духовном мире, каждое слово – песня, а каждый шаг – танец. За пределами материальной Вселенной, то есть на Вайкунтхе, (месте, где нет тревог), все танцуют и поют не в кино, а повседневной жизни.