Испанская музыка под испанские танцы

Самый известный испанский танец: название. Список и виды испанских танцев

Широко популярны во всем мире испанские танцы. Названия их известны многим. Вместе с тем мало кто задумывался о том, откуда они берут свое начало. А ведь названия испанских танцев (список приведем ниже) люди знали еще в глубокой древности. Даже танцевальные формы, существовавшие в эпоху эллинизма, сохранились до наших дней.

Общая информация

Многие тысячелетия Испанию знали как Иберию. Ее первые жители характеризовались весьма пестрым этническим составом, что и сделало испанские народные танцы, названия которых очень звучные, такими неповторимыми и разнообразными. На танцевальное искусство во многом повлияли жившие в Иберии в пятисотом году до нашей эры кельты, а также мавры, занимавшие Испанию в течение семисот лет.

Еще большее разнообразие в этнический состав внесли еврейские иммигранты и индийские и пакистанские цыгане, прибывшие на испанские земли после ее завоевания Кастилией. Соединение этнических форм и новых иммигрантских культур в искусстве привело к тому, что появились необыкновенные испанские танцы. Названия их сегодня знакомы каждому. Каждый танец обладает уникальными чертами в соответствии с регионом, где он зародился. Это неудивительно, ведь каждая область Испании имеет свои культурные корни и специфические особенности.

Испанские танцы: названия

Исторически сложилось так, что наиболее темпераментные и страстные женщины и мужчины проживают в Андалусии и других провинциях Испании. Они умеют горячо любить, без оглядки, и горько страдать. Такая неудержимая страсть и явила миру всеми любимые испанские танцы. Названия, такие как фламенко, болеро, пасодобль, сегодня у каждого на устах. Несомненно, эти танцы – самые эмоциональные в мире. Они объединяют в себе ритмы кастаньет, южный темперамент, звуки гитары, отточенные движения статных брюнетов и брюнеток.

Не всем известно, что испанские танцы включают множество стилистических воплощений и разновидностей. Рассмотрим отдельные виды.

Если попросить любого человека сказать название знаменитого испанского танца, почти со стопроцентной вероятностью он произнесет слово «фламенко». И это действительно так. Этот популярнейший во всем мире танец зародился на землях Андалусии, когда туда в пятнадцатом веке прибыли цыгане. Именно они сформировали особенную танцевальную касту.

Относительно того, почему фламенко получил такое название, есть много теорий. Одни считают его синонимом слова «gitano», с испанского жаргона переводящегося как «цыган». Другие отождествляют происхождение термина с фламандскими солдатами, которые охраняли испано-бельгийские территории. Они носили особую одежду, подчеркивающую показную гордость и уверенность в себе. Такие же качества были присущи и характеру цыган.

Таким образом, достоверно узнать нельзя, откуда произошло название известного испанского танца – фламенко. Но если изучить все имеющиеся источники, то они приведут нас в Севилью, Кадис и Херес. Вообще же фламенко включает две школы: Кастильскую и Андалусскую. Для первой характерны более бедные и сухие позы и движения. Вторая же отличается некоторой вычурностью.

Цыгане говорят, что фламенко выражает их душу. Сейчас этот танец популярен не только в Испании, но и во всем мире. Наверное, даже ошибочно позиционировать его как исключительно испанский или цыганский – это уникальное соединение танцевальных форм всех народов, живших на территории Испании за всю ее историю.

Этот испанский танец, название которого произошло от португальской народной песенки, зародился в области Уэльва. На развитие фанданго значительное влияние оказал фламенко. В основе лежат типичные для танца ухаживания вращения и фигуры. В провинциях Андалусии сейчас популярны разные вариации фанданго, но только особенные черты старого стиля, зародившегося в Уэльве, делают этот танец непревзойденным. Однако надо сказать, что за пределами Испании фанданго мало известен.

На самом деле зародился этот танец на юге Франции, но его движения, драматичность и звучание отражают корриду – испанский бой быков. С испанского слово «пасодобль» переводится как «двойной шаг». В основе танца лежит музыка, которая звучит в то время, когда тореадоры выходят на арену, или же непосредственно перед тем, как свершается убийство быка. Пасодобль характеризуется быстротой движений – он состоит из поворотов и шагов. В настоящее время без него не обходится программа латиноамериканских танцев.

Это национальный танец Испании, родоначальником которого является придворный танцор по имени Себастьян Серезо. Он придумал его еще в 1780 году для своего французского балета. За основу были взяты танцевальные формы из Марокко. Болеро можно назвать одним из наиболее старых «школьных» танцев. Предположительно его название происходит от испанского глагола «volar», который переводится как «летать». Это связано с тем, что во время исполнения болеро создается ощущение, что танцоры как будто парят в воздухе.

Начиная с восемнадцатого века было создано очень много композиций танца. В качестве сопровождения используется гитара. Этот национальный танец – один из любимейших у испанского народа. Благодаря интересным танцевальным па и прекрасным ритмам он получил известность во всем мире.

Болеро может исполняться одной парой мужчины и женщины или сразу несколькими парами. Есть вариант танца в виде кадрили.

Этот танец известен в Испании еще с двенадцатого столетия. Когда-то католическая церковь даже настаивала на его запрете, поскольку во время исполнения использовались некоторые откровенные движения, слишком открыто демонстрировались изящество и изгибы женского тела. Песни, под которые исполнялась сарабанда, тоже считались неприличными. Затем началось сознательное переосмысление танца, в результате чего он стал более торжественным и серьезным. Его даже начали исполнять на похоронах, а музыку под заказ писали в минорном ладе.

Все это привело к тому, что в семнадцатом — восемнадцатом веках облагороженный вариант сарабанды распространился по всей Западной Европе в качестве бального танца. Однако к середине восемнадцатого столетия он утратил свою популярность.

Этнические танцы

Вообще первые танцы, появившиеся в Испании, базировались на теме волшебства. В их основе лежали разнообразные религиозные ритуалы, которые были неразрывно связаны с циклами природы. К примеру, в Стране Басков со времен язычества популярен ведьмовский танец. Его название – Sorgin Dantza. Кроме того, у басков есть танец с мечами, символизирующий приход весны, — Galicians. Также этот народ известен своим боевым танцевальным искусством. В таких танцах участвуют два конкурирующих танцора, они используют палки или мечи. Захватывающе и грандиозно смотрятся их прыжки.

В Испании популярны народные танцы в кругу, в которых участвуют как мужчины, так и женщины. Люди становятся в круг, берутся за руки и выполняют синхронно определенные шаги. Есть каталонский танец сардана, когда мужчины и женщины также становятся в круг, берут соседей за руки, поднимают их вверх и начинают двигаться медленными шагами.

Каждый испанский танец являет собой историю своего народа и показывает колоритность и индивидуальность его души.

Испанские танцы – страсть и вековая традиция

Разговор о танцах Испании среди людей, недостаточно хорошо знающих эту удивительную страну на Иберийском полуострове сводится, обычно, только к одному из них. Бесспорно, фламенко стал одним из символов Испании, яркой и запоминающейся навсегда «визитной карточкой», квинтэссенцией испанской страсти и темперамента. Однако мир испанских танцев много разнообразней. По-настоящему познать этот мир и понять значение, которое танцы занимают в культуре страны можно, совершив поездку в Испанию. Эту очевидную мысль высказывают многие известные испанские исследователи национального танца. Действительно, ведь никому же не придет в голову изучать узоры русских хороводов где-нибудь в Памплоне.

Традиционные испанские танцы

Традиционные испанские танцы – bailes españoles tradicionales – байлес эспаньолес традисионалес так же разнообразны и очаровательны, как и сама страна. Видимо, сегодня надо говорить о том, что есть испанские танцы + танец фламенко, настолько велика его популярность.

Совет: если доведется путешествовать по Испании, находите время на посещение танцевальных фестивалей в регионах и, разумеется, таблао фламенко – tablao – таблао. В этом контексте речь идет о небольших театрах, в которых проходят представления фламенко. Другое значение – сцена для представлений фламенко). Для вас это будет прекрасной возможностью познакомится с «душой» старинного испанского танца.

Jota — хота cчитается типичным испанским танцем. Появился в Арагоне (Jota Aragonesa), однако истоки его гораздо глубже, они уходят в языческое прошлое народов, населяющих Испанию. Танец сопровождается звуком кастаньет, танцоры облачены в костюмы, подобные костюмам танцоров фламенко. Арагонская хота – быстрый парный танец в 3/4 такта (испанцы говорят: compas de ¾, с ударением на последнем слоге), танцуют его с руками, поднятыми к голове. Жители Арагона гордятся своей Хотой и утверждают, что симпатичная chica — чика – девочка, исполняющая танец, каждым своим движением посылает стрелу в сердце каждого зрителя. Испанцы считают, что начало стихотворной части Хоты (танец сопровождается чтением импровизированных двустиший) положил один арабский поэт, изгнанный из Валенсии в XII веке.

Sardana — сардана – традиционный танец в Каталонии и Андорре. Несколько пар берутся за руки и танцуют в круге.

Muñeira – муньейра – этот традиционный для Галисии и Астурии «танец мельника». Танцуют две пары под звуки волынки. Compas de 6/8.

Sevillana – севильяна – веселый и энергичный танец, типичный для Севильи. Напоминает фламенко. Состоит из четырех ясно различимых частей.

Zambra – замбра – танец с арабскими корнями. После завершения Реконкисты Католическими королями – Reyes Catolicos – рейес католикос , оставшиеся на полуострове мавры сохранили этот танец, адаптировав его под традиции испанских народных танцев.

Paso doble – пасо добле – знаменитый Пасодобль, быстрый «танец сближения»). Основан танец на музыке, под которую тореро выходит на арену – paseo – пасео. Эта же музыка звучит во время так называемого «прохода» – faena – фаэна, перед тем как тореро и бык сойдутся в последний раз. Танцуют мужчина с женщиной или двое мужчин. Один – матадор, другой (другая) – muleta – мулета, кусок ткани ярко-красного цвета в руках матадора.

Это небольшая часть старинных испанских танцев. Есть еще Fandangos — фандангос, Seguidillas — сегидильяс, танцы Страны басков, Aurresku de honor — аурреску де онор — и каждый из них – отражение народных традиций.

История испанских танцев

Как с сожалением пишут исследователи испанских танцев, большинство иностранцев соотносит это понятие – старинный испанский танец – только с фламенко, перебором гитарных струн, кастаньетами (вот какое заблуждение!) и ослепительными костюмами. Тем больше будет удивление человека, в первый раз приехавшего в Испанию, услышать звуки волынки и бубна, этих традиционных музыкальных инструментов в северных регионах Испании.

Часть исследователей находят корни испанского танца в танцах иберов, населявших полуостров до нашей эры, и жителей древнегреческих и финикийских колоний на территории современной Испании. Тем более, что испанская тавромахия имеет одно происхождение с культами быка на островах Древней Эллады. Ритуальными танцами праздновали победы в сражениях, в том числе и на аренах.

Исследователи считают, что быстрое развитие народного фольклорного танца возобновилось с наступлением XV века, причем возобновилось гигантскими шагами. Так, только в Каталонии существует сегодня более 200 различных традиционных танцев.

Обогатило школу испанского танца появление танцев и музыки цыган. В XX веке неожиданно наступил упадок, что было связано с запретом, введенным диктатором Франко, на проявление любых региональных отличий. Для танцев диктатор исключения не сделал. И только после смерти Франко началась эпоха нового возрождения для испанского танца. Как отмечают специалисты в этой области, история испанского танца продолжается!

Что Важно увидеть в Испании

Будете в Испании, обязательно посетите танцевальные фестивали и зайдите в настоящий таблао посмотреть и послушать выступление исполнителей фламенко. Если даже еда по-другому воспринимается на своей «родине», то что говорить об искусстве?! Воспоминания, которые вы сохраните до конца жизни от выступления танцоров и певцов фламенко в таблао, испанская страсть, с которой они выступают, и которая захлестнет и вас, не сравнятся с впечатлениями от подобного выступления на большой сцене, где нет контакта со зрителем. История фламенко и испанского танца продолжается!

Самый красивый испанский танец: название. Характеристика испанского национального танца

Какой самый красивый испанский танец? Название лучшего проявления пластики и грации этой южной страны сегодня волнует многих поклонников этого жанра искусства. Признаемся сразу, единого мнения о том, какой танец является самым лучшим, нет. В этой статье рассмотрим самые популярные и известные из них.

Чем славятся испанские танцы

Испанский танец названий имеет много. Самые популярные — это фламенко, болеро, качуча, мунейра, сарабанда, сардана, сегдилья, хока и фондаго. Для того чтобы их освоить, нужно быть испанцем в душе, утверждают все учителя танцев.

Все они захватывают с первого взгляда любого, кто бы ни присутствовал в зале или на танцплощадке. Это красота, страсть, изящество и отточенная техника. Все это очаровывает зрителей уже на протяжении нескольких столетий. При этом каждый из испанских танцев, названия которых вы увидите в этой статье, уникален и неповторим.

Большинство может себе хорошо представить испанский танец с кастаньетами. Название его вспомнят единицы. Это хота.

Это парный испанский национальный танец, который появился в самом конце 18-го века в автономии Арагон, а чуть позже распространился по всей стране.

То, как танцуют хоту, зависит от того, в каком регионе обучался начинающий мастер сцены. Так, есть классическая хота из Арагона, а также каталонская, официально признанная правительством этой автономии, кастильяская, филиппинская.

Все эти разновидности объединяет одно. Танец исполняется в обязательном порядке в традиционных национальных костюмах, а в руках у танцовщиц кастаньеты. Все это сопровождается пением. Вокальные темы могут быть различными, но большинство так или иначе связаны с любовью. Также может упоминаться религия и даже политика.

В некоторых испанских регионах хоту традиционно танцуют на похоронах, прямо во время траурной процессии.

Музыкальное сопровождение также бывает разным. Это могут быть гитары, барабаны или лютни. В провинции Галисия даже используют волынки.

Испанский танец, название которого болеро, появился во второй половине XVIII века.

Причем у него, в отличие от большинства других танцев, которые считаются народными, есть конкретный автор. Исследователь народного творчества Хуан-Антонио де Самакола утверждал, что автором болеро является танцовщик из Ла-Манчи (родины Дон Кихота) Себастьян Сересо. Случилось это в 1780 году.

Правда, современные исследования полагают, что болеро появилось несколько раньше. Примерно в 1773 году. Впервые танец был исполнен в спектакле Рамона де ла Круса под названием «Приличная гостиница».

Характеристика испанского национального танца болеро укладывается в три составляющих — страсть, яркость и ритм. Танец исполняется под барабаны и гитару. Ритмический рисунок, как и в случае с хотой, дополняется кастаньетами.

В отличие от всех ранее описанных танцев, качуча исполняется сольно. В дословном переводе с испанского это слово означает «маленькая лодка».

Названия испанских танцев, список которых есть в этой статье, запомнить несложно. Качуча появился в Андалусии, чем-то похоже на уже знакомый нам болеро. Также весьма популярен на Кубе и в другой испанской провинции — Кадис.

Это сольный танец, который исполняют как женщины, так и мужчины. Только в одиночку. Как правило, выступление сопровождается стуком кастаньет, притопыванием каблуками и ритмичным хлопаньем в ладоши.

В XIX столетии это был один из самых любимых танцев, который регулярно исполняли на крупнейших европейских сценах. Стал он часто использоваться и в балете. Например, у Жана Коралли в «Хромом бесе». В более поздние времена качучу исполняли такие известные танцовщицы, как Анна Павлова и Люсиль Гран.

Испанские народные танцы, названия которых вы теперь знаете, невозможно представить без мунейры. Этот танец зародился в Галисии.

Исполняют его обязательно с поднятыми вверх руками. Название движений испанского сценического танца в мунейре — пасе. Это особый танцевальный шаг.

Танцоры выходят на сцену в традиционных национальных костюмах. Аккомпанируют им на бубне, волынке или небольшом барабане. Как правило, мунейра сопровождается испанскими народными песнями.

Мунейро считается одним из самых древних испанских танцев. По некоторым данным, он был заимствован еще у иберийецв, живших на территории современной Испании до нашей эры. В пользу этой версии приводят традиционный выкрик атурушо, который сопровождает мунейро. Он имеет явное кельтское происхождение, с похожими словами кельты бежали в атаку.

Однако по официальным источникам танец появился только в XVI веке. Согласно некоторым исследованиям, танец первоначально был чрезвычайно популярен среди мельников, так как с испанского его название так дословно и переводится — «мельница». По другим источникам, свое название он получил от того, что вокруг мельницы часто собиралась молодежь потанцевать и отдохнуть.

Примечательно, что это универсальный танец. Его исполняют как по праздникам, так и по будням, например на вечеринке после окончания трудового дня.

Исследователи выделяют два вида мунейры. Старую, которая в обязательном порядке сопровождается пением и игрой на бубне, и новую, для которой характерна прелюдия и инструментальное сопровождение.

Сарабанда — еще один старый испанский танец, известный с XVI века. Его отличает мрачная и суровая музыка, которая исполняется в неспешном и даже замедленном темпе.

Первоначально сарабанда появилась как танец-соблазнение, в котором использовались кастаньеты, а партнера обнимали максимально откровенно. Католическая церковь неоднократно пыталась его запретить. Из-за этого в обществе началось переосмысление танца, что неизбежно снизило его популярность.

К XVIII веку сарабанда стала настолько целомудренной, что ее исполняют даже на похоронах. Для этих случаев музыка специально переделывается на минорный лад. В то же время в Европе сарабанда стала бальным танцем, который к XIX веку потерял свою популярность.

Фанданго — еще один народный танец, который исполняют под сопровождение гитары и кастаньет. Также обязательна песня, как правило, лирического содержания.

Этот танец появился в XVII веке в Андалусии и Эстремадуре. Вскоре его популярность дошла до Каталонии, а оттуда переместилась в Португалию и за океан — в Америку.

Доказано, что в начале XIX века классический аргентинский танец фламенко перенял некоторые черты фанданго из Андалусии и уже не был прежним. Сейчас даже существует отдельный стиль — фанданго в стиле фламенко.

Фанданго часто использовали в классических произведениях. В частности, у Доменико Скарлатти, Антонио Солера, Кристофа Глюка, Вольфганга Моцарта, Николая Римского-Корсакова, Исаака Альбениса, Энрике Гранадоса, Мануэля де Фалья, Луиджи Боккерини, Карла Баха.

Сегидилья — народный испанский танец, который обязательно сопровождают песни. Он возник на рубеже XV-XVI веков.

Музыкальное сопровождение всегда на мажорных ладах, однако иногда может чередоваться с минором. Исполняется жизнерадостно и подвижно. Песни имеют любовное или шутливое содержание. В качестве аккомпанирующих инструментов выступают гитары, лютни, мандолины и, конечно, кастаньеты. Без них не обходится практически ни один испанский танец.

Сегидилью танцуют парами, которые время от времени смешиваются. Это классический танец, который веками исполняли, отмечая успешный сбор богатого урожая.