Испанский танец ансамбль моисеев

Ансамбль народного танца И. Моисеева

«Балет Моисеева» на всех языках произносится одинаково. Словно волшебная формула, открывающая целый мир, объединившая чувством радостного изумления зрителей всех континентов.
Праздник, чудо, фейерверк — синонимам формулы нет конца. Цена этой радости узнавания — подвижнический труд не одного поколения «моисеевцев».
Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева – первый в мире профессиональный хореографический коллектив, занимающийся художественной интерпретацией и пропагандой танцевального фольклора народов мира.

Русский танец «Лето»
Муз. обработка С. Гальперина, В. Жмыхова
Хореография Игоря Моисеева

Калмыцкий танец
Муз. обработка П. Рыбакова
Хореография Игоря Моисеева

Татарочка
Муз. обработка Е. Авксентьева
Хореография Игоря Моисеева

Сюита молдавских танцев «Хора», «Чиокылия», «Жок»
Муз. обработка Д. Федова
Хореография Игоря Моисеева

Старинная городская кадриль
Муз.обработка П. Рыбакова
Хореография Игоря Моисеева

Хореографическая картина «На катке»
Музыка И. Штрауса, Ж. Оффенбаха
Хореография Игоря Моисеева

Сюита греческих танцев «Сиртаки»
Музыка М. Теодоракиса
Хореография Игоря Моисеева

Болгарский танец
Музыка народная
Хореография Игоря Моисеева, Живко Иванова

Испанская баллада
Музыка Пабло Де Луна
Хореография Игоря Моисеева

Арагонская хота
Музыка М. Глинки, обработка Н. Некрасова
Хореография Игоря Моисеева

Танец аргентинских пастухов «Гаучо»
Муз. обработка Н. Некрасова
Хореография Игоря Моисеева

Фрагмент флотской сюиты «День на корабле», «Яблочко»
Муз. обработка С. Гальперина, В. Жмыхова
Хореография Игоря Моисеева

Государственный академический
ансамбль народного танца
имени Игоря Моисеева

художественный руководитель — Елена Щербакова

Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева — первый и единственный в мире профессиональный хореографический коллектив, занимающийся художественной интерпретацией и пропагандой танцевального фольклора народов мира.

Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева — первый и единственный в мире профессиональный хореографический коллектив, занимающийся художественной интерпретацией и пропагандой танцевального фольклора народов мира.

Ансамбль организован 10 февраля 1937 года, и с тех пор главными художественными принципами его развития являются преемственность и творческое взаимодействие традиций и новаторства. Главная задача, которую впервые поставил перед артистами основатель ансамбля Игорь Моисеев (1906-2007), — творческая обработка бытующих в то время в СССР образцов фольклора. С этой целью артисты ансамбля отправлялись в фольклорные экспедиции по стране, где отыскивали и фиксировали исчезающие танцы, песни, обряды. В результате появились первые программы ансамбля: «Танцы народов СССР» (1937-1938), «Танцы прибалтийских народов» (1939). В репертуаре ансамбля фольклорные образцы получили новую сценическую жизнь и сохранились для нескольких поколений зрителей всего мира. Для этой цели Игорем Моисеевым были использованы все средства сценической культуры: все виды и роды танцев, симфоническая музыка, драматургия, сценография, актерское мастерство.

Важным этапом стало освоение и творческая интерпретация европейского фольклора. Программа «Танцы славянских народов» (1945) создавалась в уникальных условиях: не имея возможности выехать за рубеж, Игорь Моисеев воссоздал живые образцы танцевального творчества, консультируясь с музыкантами, фольклористами, историками, музыковедами. На гастролях в 1946 году в Польше, Венгрии, Румынии, Чехословакии, Болгарии, Югославии зрители были изумлены точностью постановок, верным художественным смыслом сценических произведений ансамбля. С этого времени и до сих пор ансамбль является школой и творческой лабораторией для балетмейстеров разных стран, а его репертуар служит своеобразной хореографической энциклопедией танцевальной культуры народов мира. При непосредственном участии известных знатоков фольклора балетмейстеров Миклоша Рабаи (Венгрия), Любуше Гиньковой (Чехословакия), Ан Сон Хи (Корея), которых Игорь Моисеев привлекал к работе, создана программа «Мир и Дружба» (1953), где впервые собраны образцы европейского и азиатского танцевального фольклора одиннадцати стран.

По образцу ансамбля народного танца Игоря Моисеева были созданы хореографические коллективы во всех республиках СССР (ныне странах СНГ), а также во многих европейских странах.

Ансамбль народного танца – первый советский коллектив, который в период «железного занавеса» выпустили на гастроли. В 1955 году артисты ансамбля впервые выступили в Париже и Лондоне. Триумф советской танцевальной труппы послужил первым шагом к международной разрядке. В 1958 году ансамбль Игоря Моисеева также первым из отечественных коллективов выступил в США. Успешные гастроли, признавала американская пресса, растопили лед недоверия к СССР и стали основой налаживания новых, конструктивных отношений между нашими странами.

Еще одна важная заслуга Ансамбля народного танца — создание уникальной, единственной в мире моисеевской Школы танца (1943). Ее отличительные черты — высокий профессионализм, виртуозная техническая оснащенность, способность к передаче импровизационной природы народного исполнительства. Актеры-танцовщики, воспитанные Игорем Моисеевым, — широко образованные, универсальные артисты, свободно владеющие всеми видами танца, способные воплотить национальный характер в художественном образе. Танцовщик моисеевской школы — лучшая рекомендация в любой точке планеты, в хореографическом коллективе любого направления. Артисты ансамбля удостоены званий Заслуженных и Народных артистов СССР и России.

Ярким выражением творческих принципов воспитания актеров-танцовщиков является программа «Дорога к танцу» («Класс-концерт»), в которой наглядно показан творческий путь коллектива от освоения отдельных элементов до создания полномасштабных сценических полотен. За программу «Дорога к танцу» (1965) коллектив первым из ансамблей народного танца был удостоен звания «Академического», а Игорь Моисеев — Ленинской премии.

За свою концертную деятельность, которая продолжается более 70 лет, коллектив награжден орденом Дружбы народов. Ансамбль по праву был и остается визитной карточкой нашей страны за рубежом.

На разных континентах зрителям разных поколений полюбились «коронные» номера Ансамбля, ставшие «визитными карточками» коллектива: легендарные «Партизаны», флотская сюита «Яблочко», старинная городская Кадриль, молдавский Жок, украинский Гопак, русский танец «Лето», зажигательная Тарантелла. Большой успех Ансамблю снискали яркие одноактные спектакли, поставленные Игорем Моисеевым с привлечением средств и приемов мировой народной и театральной культуры, — «Веснянки», «Цам», «Санчакоу», «Половецкие пляски» на музыку А.Бородина, «На катке» на музыку И.Штрауса, «Ночь на Лысой горе» на музыку М.Мусоргского, «Испанская баллада» на музыку Пабло ди Луна, «Вечер в таверне» на музыку аргентинских композиторов и др.

И сейчас, после ухода из жизни бессменного руководителя ансамбля Игоря Моисеева, хореографический уровень коллектива по-прежнему служит непревзойденным эталоном, а звание «моисеевца» является синонимом высокого профессионализма.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО АНСАМБЛЯ НАРОДНОГО ТАНЦА ИМ. И.А. МОИСЕЕВА

1.История создания ансамбля…………………………………………………….4

2.Школа-студия при ГААНТ им. И.А. Моисеева……………………………….7

3.Биография Игоря Александровича Моисеева…………………………………9

5.Отличительные черты творческого подчерка ансамбля…………………….25

6.Творческие награды Игоря Александровича Моисеева…………………….30

7. Гастрольная география ансамбля…………………………………………….34

Предварительный просмотр:

И СТОРИЯ СОЗДАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО АНСАМБЛЯ НАРОДНОГО ТАНЦА ИМ. И.А. МОИСЕЕВА

1.История создания ансамбля…………………………………………………….4

2.Школа-студия при ГААНТ им. И.А. Моисеева……………………………….7

3.Биография Игоря Александровича Моисеева…………………………………9

5.Отличительные черты творческого подчерка ансамбля…………………….25

6.Творческие награды Игоря Александровича Моисеева…………………….30

7. Гастрольная география ансамбля…………………………………………….34

Танец — искусство выражения эмоций и чувств в пластике, в ритме движений. Танец — древнее искусство, зародившееся во времена первобытного строя, когда человек стоял на пороге своего эволюционного движения вперед. Человек эволюционировал, осваивая все более обширные территории, которые, несомненно, накладывали свой отпечаток на жизнедеятельность человека. Со временем искусство танца стало приобретать характерные черты, присущие только племени, а впоследствии и народности, заселявшей данные территории. Искусство танца, мастерство и неповторимость оттачивались и шлифовались, ведь в танце народ мог выразить боль и радость, уважение и бесстрашие. Танец развивался вместе с человеком. Человек развивался вместе с танцем, с его основными направлениями, которые были выделены в отдельные виды: Народный танец — у каждого народа он свой особенный, неповторимый. Язык народа так же неповторим, как и его танец. Именно народные танцы дали развитие всем видам хореографического искусства. Выдающийся хореограф Игорь Александрович Моисеев является первооткрывателем в искусстве. Он создал новый жанр сценической хореографии — яркий, самобытный Театр народного танца. В современном танцевальном мире Театр Моисеева определяет пути развития всей народно-сценической хореографии не только в России, но и за рубежом.

«Народный танец – это праздничный, жизнелюбивый вид искусства. Это пластический портрет народа. Немая поэзия, зримая песня, таящая в себе часть народной души. В его неистощимой сокровищнице много бесценных жемчужин. В них отражены творческая сила народной фантазии, поэтичность и образность мысли, выразительность и пластичность формы, глубина и свежесть чувств. Это эмоциональная, поэтическая летопись народа, самобытно, образно, ярко рисующая историю событий и чувств, пережитых им. У народного танца нет служебного хореографа, он рождается из окружающей среды. И в этом его отличие от классического балета, рожденного рациональным умом». Народный танец нуждается в тщательном изучении. И.А. Моисеев говорил: «Мы не коллекционеры танца и не накалываем их, как бабочек на булавку. Опираясь на народный опыт, мы стараемся расширить возможности танца, обогащая его режиссерской выдумкой, техникой танца, благодаря которой он еще ярче выражает себя. Короче говоря, мы подходим к народному танцу как к материалу для творчества, не скрывая своего авторства в каждом народном танце. Но наше творчество продолжается в природе самого народного танца». Безусловно, танцы, поставленные Игорем Моисеевым, оказывают огромное влияние на зрителя. Поэтому тема данной работы важна и актуальна.

Цель: изучить творчество государственного академического ансамбля народного танца им. И. А. Моисеева и рассмотреть вклад И.А. Моисеева в развитие народного танца

-изучить историю создания государственного академического ансамбля народного танца им. И. А. Моисеева;

-описать биографию И.А. Моисеева и творческие награды балетмейстера

-рассмотреть репертуар ансамбля;

-проанализировать отличительные черты творческого подчерка ансамбля.

1. История создания ансамбля

Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева— первый и единственный в мире профессиональный хореографический коллектив, занимающийся художественной интерпретацией и пропагандой танцевального фольклора народов мира.

Ансамбль организован 10 февраля 1937 года, и с тех пор главными художественными принципами его развития являются преемственность и творческое взаимодействие традиций и новаторства. Главная задача, которую впервые поставил перед артистами основатель ансамбля Игорь Моисеев (1906-2007) — творческая обработка бытующих в то время в СССР образцов фольклора. С этой целью артисты ансамбля отправлялись в фольклорные экспедиции по стране, где отыскивали и фиксировали исчезающие танцы, песни, обряды. В результате появились первые программы ансамбля: «Танцы народов СССР» (1937-1938) «Танцы прибалтийских народов» (1939).

В репертуаре ансамбля фольклорные образцы получили новую сценическую жизнь и сохранились для нескольких поколений зрителей всего мира. Для этой цели Игорем Моисеевым были использованы все средства сценической культуры: все виды и роды танцев, симфоническая музыка, драматургия, сценография, актерское мастерство. Важным этапом стало освоение и творческая интерпретация европейского фольклора. Программа «Танцы славянских народов» (1945) создавалась в уникальных условиях: не имея возможности выехать за рубеж, Игорь Моисеев воссоздал живые образцы танцевального творчества, консультируясь с музыкантами, фольклористами, историками, музыковедами. На гастролях в 1946 году в Польше, Венгрии, Румынии, Чехословакии, Болгарии, Югославии зрители были изумлены точностью постановок, верным художественным смыслом сценических произведений ансамбля.

С этого времени и до сих пор ансамбль является школой и творческой лабораторией для балетмейстеров разных стран, а его репертуар служит своеобразной хореографической энциклопедией танцевальной культуры народов мира. При непосредственном участии известных знатоков фольклора балетмейстеров Миклоша Рабаи (Венгрия), Любуше Гиньковой (Чехословакия), Ан Сон Хи (Корея), которых Игорь Моисеев привлекал к работе, создана программа «Мир и Дружба» (1953), где впервые собраны образцы европейского и азиатского танцевального фольклора одиннадцати стран.

По образцу ансамбля народного танца Игоря Моисеева были созданы хореографические коллективы во всех республиках СССР (ныне странах СНГ), а также во многих европейских странах. Ансамбль народного танца – первый советский коллектив, который в период «железного занавеса» выпустили на гастроли. В 1955 году артисты ансамбля впервые выступили в Париже и Лондоне. Триумф советской танцевальной труппы послужил первым шагом к международной разрядке. В 1958 году ансамбль Игоря Моисеева также первым из отечественных коллективов выступил в США. Успешные гастроли, признавала американская пресса, растопили лед недоверия к СССР и стали основой налаживания новых, конструктивных отношений между нашими странами. Еще одна важная заслуга Ансамбля народного танца — создание уникальной, единственной в мире Моисеевкой Школы танца (1943).

Ярким выражением творческих принципов воспитания актеров-танцовщиков является программа «Дорога к танцу» («Класс-концерт»), в которой наглядно показан творческий путь коллектива от освоения отдельных элементов до создания полномасштабных сценических полотен. За программу «Дорога к танцу» (1965) коллектив первым из ансамблей народного танца был удостоен звания «Академического», а Игорь Моисеев — Ленинской премии. За свою концертную деятельность, которая продолжается более 70 лет, коллектив награжден орденом Дружбы народов. Ансамбль по праву был и остается визитной карточкой нашей страны за рубежом. И сейчас, после ухода из жизни бессменного руководителя ансамбля Игоря Моисеева, хореографический уровень коллектива по-прежнему служит непревзойденным эталоном, а звание «моисеевца» является синонимом высокого профессионализма.

В первые годы существования ансамбля концерты проходили в сопровождении группы народных инструментов и группы музыкальных национальных инструментов под управлением Е. Авксентьева. С конца 1940-х годов в связи с расширением репертуара ансамбля и появления в нём цикла «Танцы народов мира» был создан малый симфонический оркестр с привлечением группы национальных инструментов. Основная заслуга в его создании принадлежит дирижёру С. Гальперину. На сегодняшний день концерты ансамбля проходят в сопровождении малого симфонического оркестра в составе 35 человек.

Оригинальные аранжировки народных мелодий в разные годы были созданы дирижёрами Евгением Авксентьевым, Сергеем Гальпериным, Николаем Некрасовым, Анатолием Гусем, музыкантом Владимиром Жмыховым. Артисты оркестра также принимают участие в постановках ансамбля. К примеру, в сюите молдавских танцев «Хора» и «Чиокырлие» на сцене играет скрипач в национальном костюме. «Калмыцкий танец» сопровождается звучанием саратовской гармоники. Одноактный балет «Ночь на лысой горе» начинается с выхода сценического оркестра в национальных украинских костюмах.

2. Школа-студия при ГААНТ им. И.А. Моисеева

Школа-студия при Государственном академическом ансамбле народного танца под руководством Игоря Моисеева была образована в сентябре 1943 года для подготовки артистов народно-сценического для профессиональных коллективов.

Цель- воспитать навыки сценической культуры и понимание стиля ГААНТ, обучить основам его репертуара, подготовить молодежь к бесперебойной работе в коллективе. Во вспомогательный состав ансамбля И.А. Моисеев пригласил на работу замечательных педагогов- А. В. Жукова, В.С. Хомякова, С.С. Холфину, отличающиеся невероятной добротой души, А.П. Ситникову, которые преподавали классический танец, Т.С. Ткаченко и О.С. Монякину, которые преподавали характерный танец. В. Ю. Недзедский преподавал актерское мастерство, В.Е. Яновская преподавала ритмику, И.П. Булавина- преподавала акробатику, А.Н. Исламова — среднеазиатские танцы. Ассистенты- репетиторы ансамбля разучивали с ребятами репертуар ансамбля- то есть то, что сегодня в учебном процессе Школа-студии называется профессиональной практикой.

Долгие годы в Школе-студии преподавал блистательный солист и один из первых красавцев ГААНТа Б.И. Ромазин. Музыкальные дисциплины( баян, балалайка, домбру), как правило, преподавали ведущие музыканты оркестра, фортепиано- также концертмейстеры ГААНТа. В 1947 году состоялся первый выпуск- четырнадцать человек. На выпускном концерте ребята показали большой репертуар, отражение направления творчества ансамбля.

В 1994 году танцевальная школа отметила свой золотой юбилей, дав в этом юбилейном наборе ансамблю из 40 выпускников- 23 молодых артистов. Сегодня Школа-студия уже осуществила 17 выпусков, подготовила более семисот танцовщиков, в 2008году ей исполнилось 65 лет. После смерти И.А. Моисеева она стала носить имя Мастера. Принцип формирования учебного плана у Школы-студии уникален. Цикл практических-специальных дисциплин, которые возможны назвать главными, условно делится на три больших блока- классика, народно-сценический танец и профессиональная практика-репертуар ансамбля. Следовательно, народно-сценический танец – это две трети учебного процесса. И. Моисеев всегда понимал, что «классическая школа- как гамма для пианиста. Она создает для танцовщика некий трамплин мастерства, с которого он может овладеть и техникой классического танца, и новыми выразительными средствами. А. Волынский писал о том, что экзерсис заключает в себе весь фонд балетного искусства, к которому постоянно возвращается артист как к энциклопедии.

Благодаря его техники тело превращается в настоящий свиток идей и чувств. Это единственно возможная схема отражения мира, где форма танца осознана как тайнопись духа. Экзерсис – это развитие, волны усложнения и разрядки. Шаманство экзерсиса в увеличении и накоплении деталей для постижения создания целого, которого понимается через элементы танца. Главная задача учебного процесса- воспитать яркие индивидуальности танцовщиков, которых отличает высокий профессионализм, техническая виртуозность, невероятный артистизм и которые способны создавать сложные художественные образы. Уметь увидеть эту индивидуальность и воспитать из материала, который порой представляется очень скромным и совсем не ярким. В этом главная цель моисеевской танцевальной школы.

3. Биография Игоря Александровича Моисеева

Жизнь и судьба Игоря Моисеева- исключительный пример беззаветного служения любимому делу. Уже в юности Игорь Моисеев был очарован народным искусством, с тех пор все его помыслы и устремления подчинены единственной цели- сохранить, развить, обогатить фольклор профессиональными знаниями и сделать достоянием мировой культуры. Игорь Моисеев родился 21 января 1906 года в Киеве в семье мелкопоместного дворянина Александра Михайловича Моисеева и модистки Анны Александровны Грэн.

Детство провел в Париже, Полтаве, в 1920 году в Москве брал частные уроки классического танца у балерины Большого театра Мосоловой В.И. затем поступил на вечернее отделение Хореографического техникума при Большом театре, который закончил в 1924 году по классу Горского А.А. и в том же году зачислен в труппу Большого театра.

В 1924-1929 годы Игорь Моисеев- солист балета Государственного Академического Большого театра. В Большом театре карьера Игоря Моисеева не имеет равных: он стал балетмейстером в 24 года.

В 1927 году в Большом театре Моисеев поставил балет «Красный мак», в 1932 году — оперу «Саламбо» по роману Флобера, в 1935-м — балет «Три толстяка» по сказке Олеши. Вместе с тем он искал постоянную работу и увлеченно изучал народные танцы — объездил весь Памир, Белоруссию, Украину, Кавказ, собирая образы танцевального фольклора.

В 1936 году он был назначен заведующим хореографической частью только что созданного Театра народного творчества и вскоре осуществил постановку I Всесоюзного фестиваля народного танца. Успех этих начинаний и подготовил почву для создания первого в стране профессионального ансамбля народного танца. Была в творческой биографии Моисеева и еще одна яркая глава – постановки физкультурных парадов на Красной площади. Первый опыт состоялся в 1936 году, когда Моисеев поставил семиминутное выступление для спортсменов Малаховского физкультурного техникума имени Антипова. Участники выбегали на площадь, за считанные секунды выстраивались и в том же темпе делали упражнения. Выступление имело колоссальный успех, и техникум наградили. С тех пор у Моисеева не было отбоя от заказчиков самого высокого уровня. Его постановки нравились самому Сталину, который на одном из приемов познакомился с Моисеевым и спросил его: «Как дела?» Моисеев не растерялся и пожаловался, что у ансамбля нет помещения. На другой день Моисееву предложили выбрать любое место в городе, и он указал на разрушенное здание театра имени Мейерхольда (то самое, где ныне находится Концертный зал имени Чайковского). Через три месяца оно было восстановлено.

В 1966 году Игорь Моисеев организует Государственный хореографический концерт ансамбль «Молодой балет» . За уникальный вклад в развитие мировой культуры Игоря Моисеева награжден орденами, медалями и почетными званиями десятков стран. Игорь Моисеева- профессор, лауреат международных премий в области хореографии, почетный член нескольких академий, автор статей по хореографии, автобиографической книги « Я вспоминаю…Гастроль длинною в жизнь».

Во время войны Ансамбль народного танца под руководством Моисеева гастролировал по Сибири, Забайкалью, Дальнему Востоку, Монголии. Моисеев поставил несколько номеров в самодеятельном ансамбле Тихоокеанского флота, а также «Большую флотскую сюиту» и «Русскую сюиту», которые до сих пор держатся в репертуаре ансамбля. На концертах ансамбль собрал около полутора миллионов рублей. На эти деньги построили танк — «ГАНТ СССР» (Государственный ансамбль народного танца СССР). В 1943 году по возвращении в Москву Моисееву разрешили создать первую в стране профессиональную школу народного танца. С тех пор ее выпускники пополняют не только труппу самого ансамбля, но и все ведущие коллективы России.

4. Репертуар ансамбля

Репертуар ансамбля составляют около 300 хореографических произведений, созданных Игорем Моисеевым, начиная с 1937 года. По жанровому признаку все танцы делятся на хореографические миниатюры, танцевальные картины, сюиты танцев и одноактные балеты. Тематически танцы объединены в циклы «Картинки прошлого», «Советские картинки» и «По странам мира».

ТАНЦЫ НАРОДОВ МИРА

Полянка Времена года. Сюита

1. Лето 2. Зимушка Вензеля

Шестера. Уральский танец Задиристые частушки Русский перепляс Метелица (Снегурочка)

Юрочка (Деревенский Дон Жуан)

1.Выход девушек (Девичья печаль)

3. Гадание (Сцена с венками)

4. Большой танец

8. Встреча и величание

Жок улмаре (большой жок). Сюита

1.Хора (Танец девушек)

Ла спалат (Прачка)

Сфределуш (сельскохозяйственный танец)

Хитрый Макану. Сюита

Объяснение в любви

5.Сырба (очень быстрый танец)

Кыз кумай (Догони девушку)

Танец киргизских девушек

Уйгурский танец «Сафаили»

(национальный погремушечный инструмент)

Мужской воинственный танец с кинжалом

Танец с дойрой (восточное название бубна)»

Танец монгольских борцов

1. Цаган-убкин(Седой старик)

4.Старик и ворон

5. Выход ацирей (воинствующих злых духов)

6. Истязание Цаган-убгуна

7.Битва Белого Батыря а ацирями

8. Выход джамцаранов

(чертей, принимающих обличие святых)

10. Финал. Гибель Цаган-убгуна

Танец казанских татар

Танец крымских татар

1. Чичирдык (Парящий орел)

2. Ишкымдык (Два всадника)

Аркан (мужской пастушеский танец)

Танец девушки и двух парней

Хоруми (аджарский танец)

Чабаны (Танец карабахских пастухов)

Десмолы (женский танец)

Газахи (мужской танец)

1. Керцы (мужской воинственный танец)

2. Крынги (женский трудовой танец)

4. Шейхана (женский свадебный танец)

Сюита из трех танцев

Сюита из пяти танцев

Эстонская полька через ножку

Эстонская сюита из трех танцев

Понтозоо («Хлопушки»; танец точками

с отбивкой по сапогам)

Девичий танец с бутылками на голове

Танец со шпорами

(Сюита из пяти танцев)

Мушамауа (веселый массовый танец)

Танец с барабанами

Танец с лентами

Сан ча коу (На перекрестке). Большая пантомима

Нанайская народная игра «Фехтование на палках»

Борьба двух малышей (сценка)

Танец с бамбуком

Сертаки (мужской танец) музыка М. Теодоракиса

Мужской танец четверками

Общий финальный танец

Сицилианская тарантелла La karetta

музыка М.И. Глинки

Сербиянка (сербский танец)

Кукунешти (сербский мужской танец)

Македонский женский танец

Дзюрдевка (черногорский воинственный танец)

Селянчица (сербский танец)

ТАНЦЫ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ

Гаучо (Танец аргентинских пастухов),

Таверна (одноактная картина)

1. Танец официантов

2. Разговор гида с туристами

3. Танго трех пар

4.Танго четырех пар

5. Красотка и гангстер

6. Танго двух пар

7. Танго трех пар

8. Танго туристов

9. Сцена с бутылкой

11. Матросы и проститутка

2. Танец двоих кавалеров

3. Танец девушек La palona(Голубь)

Назад к обезьяне (пародия на рок-н-ролл).

ЦИКЛ «КАРТИНКИ ПРОШЛОГО»

Городская фабричная кадриль

Трепак Музыка П.И.Чайковского из балета «Щелкунчик»

Сюита из старинных русских танцев

1. Выход девушек

3. Коробочка. Лирический танец

4. Травушка (Восемь девок один я)

1. Дореволюционная маевка

а) Вальс курсисток и студентов

в) Пьяная пляска

2. Победный Первомай

г) Хиу-вальс (эстонский)

е) Гопак-коло(по кругу)

л) Физкультурный вальс

м) Парад республик

1. Слепой музыкант

2. Уличная певица

3. Бродячий цирк

Ухажеры (Жанровая сценка городского быта)

Полька-красотка с фигурами и комплиментами

Еврейская сюита «Семейные радости»

1. Разговор двух евреев

2. Предпраздничная сюита

3. Приход гостей

4. Выход семьи невесты

5. Выход семьи жениха

7. Величание жениха и невесты

8. Танец трех евреев

9. Второй танец трех евреев

10. Танец отца жениха и отца невесты

11. Танец двух гостей

12. Танец еврейских девушек

13. Мужской танец с бутылками

14. «Хаве нагила» и финал

ЦИКЛ «СОВЕТСКИЕ КАРТИНКИ»

1. Тракторные частушки

2. Председатель колхоза и бухгалтер (Спор)

4. «Хороша страна Болгария, а Россия лучше всех…»

(пародия на приверженцев модных городских танцев)

Русская красноармейская пляска

5. Красноармейский пляс

Пятнадцать танцевальных фрагментов

Флотская сюита «День на корабле»

2. Машинное отделение

3. Танец поваров

4. Танец моряков

Футбол (хореографическая сценка)

Музыка А. Цфасмана

музыка Иоганна Штрауса

Девушка и юноша

НОЧЬ НА ЛЫСОЙ ГОРЕ

В двух картинах

Ярмарка музыка народная

1. Выход музыкантов и общий танец

3. Танец девушек

4. Выход парней и общий танец

7. «Тропотянка» (Девичий танец)

10. «Метелица» (украинский танец)

11. Танец пьяниц

12. Пацюк и черт

Ночь на лысой горе

музыка М.П. Мусорского

2. Выход чертей и вельм

3. Выход Чернобога

6. Черти и ведьмы

8. Истязание Пацюка

10. Свидание на рассвете

11. Финальный гопак

музыка А.П. Бородина

ТАНЦЫ ИЗ БАЛЕТА «СПАРТАК»

Музыка А.И. Хачатуряна

Андобаты (Бой в слепых шлемах)

Ретиари и мермелон (Рыбак и рыбка)

Битва фракийцев и самнитов»

5. Отличительные черты творческого подчерка ансамбля

Ансамбль Моисеева – давно эталон и мировая знаменитость. Начав с нуля (никогда и нигде не было аналогов тому, что он задумал), Моисеев путем проб и ошибок создал новый жанр – сценический народный танец и выстроил собственную уникальную систему, без которой не могла бы появиться ни студия при ансамбле, ни многочисленные коллективы последователи. Он твердо прочертил линию жизни своего ансамбля, и эта линия – восходящая, от отдельных танцевальных номеров, через хореографические композиции и сюжеты, к одноактным спектаклям. Он смотрел из будущего. И невозмутимо обходя невежд, доверял единомышленникам – своим танцорам. Одни пришли едва ли не с деревенской околицы, другие – с балетных подмостков. Предстояло переплавить лихую народную выходку и сухость академизма в единую танцевальную манеру. Ныне знаменитый моисеевский стиль. Тогда же не было ни опыта, ни знания, ни традиций – всё создавали впервые. И аргументы в защиту моисеевской идеи Театра танца ансамбль «вытанцовывал» в упорном труде. Тем энтузиастам и смельчакам, что радостно и без оглядки устремились за ним в неизвестность.

Моисеев говорил «Я так возвышен, потому что у меня есть крылья – это мой коллектив, без них я бы был, как парус без ветра, как дирижёр без оркестра» . Он никогда не был праздным мечтателем, и все, что было в его воле, сделал. Но свое слово «сказали» и объективные обстоятельства. «Я всегда занимался тем, что мне нравилось». Видимо в этом одна из причин долголетия и успеха феноменального человека, который умеет обращать обстоятельства в свою пользу и в пользу своего дела.

Еще одна важная заслуга Моисеева – создание уникальной, единственной в мире моисеевской Школы танца (1943). Ее отличительные черты – высокий профессионализм, виртуозная техническая оснащенность, способность к передаче импровизационной природы народного исполнительства. Актеры-танцовщики, воспитанные Игорем Моисеевым – широко образованные, универсальные артисты, свободно владеющие всеми видами танца, способные воплотить национальный характер в художественном образе.

Танцовщик моисеевской школы – лучшая рекомендация в любой точке планеты, в хореографическом коллективе любого направления. Артисты ансамбля удостоены званий Заслуженных и Народных артистов СССР и России. В основе его хореографии лежит так называемое плие. Этот термин в балете означает низкое приседание. Вы всегда отличите «моисеевцев» по плие, которое присутствует в каждом движении. Этот прием действует как пружина, все движения танцора становятся более широкими и мощными. Представьте, за два прыжка «моисеевцы» могут пересечь любую сцену, независимо от ее размеров.

Прием plie – это пружина, а значит, энергия. Без plie не может быть ни движения, ни толчка для прыжка – какой тогда танец? На сцене plie дает движению необходимую широту, какой нет в народных танцах. Собственно, это основа нашей школы танца. Вы говорите трудно? Так я никого не держу. У нас вообще всё танцевать неудобно – слишком много сил надо тратить.

Моисеев не только великий хореограф, он еще и блестящий режиссер. Потому что в его танце каждое движение, каждый поворот головы что-то означает. У Моисеева нет абстрактных движений на сцене, он всегда создает образ, картину мира. Каждый артист, который выходит на сцену, не просто блестящий танцовщик, но еще и солист, и актер, а все мы вместе – единый ансамбль.

Владимир Васильев говорил «У Моисеева удивительная манера показа движений. Это точность и вместе с тем элегантность. У него никогда не было грубости. А если и грубость, то все равно какая-то утонченная. Как артист, я в огромной степени обязан ему, его манере показывать движения».

Игорь Моисеев народный танец поднял на новую высоту. Он брал простые образцы и превращал их в алмазы. Например, у узбеков есть трюк с блюдом, где блюдо вращается на спине и поднимается на голову. Из этого трюка Моисеев сделал сценку, в которой узбек моет руки, разделяет трапезу и т. д. Он умеет расширить какой-то факт на основе народной хореографии. Моисеев не просто берет и ставит танец как музейный экспонат, он танцу дает новую жизнь» . Сергей Аникин, педагог-репетитор ансамбля говорил : « Танец Моисеева – это не просто механическое движение под музыку. Это всегда характер, всегда образ, вот почему зритель всегда всё понимает без объяснений» .

На репетициях он прокладывает путь, который умеет превратить в захватывающее восхождение к вершине, но который не желает облегчать, ни себе, ни другим. Без устали простреливает репетиционное пространство острым словом: «уворачивайся, танцор, будь гибким и выносливым!» . Не выносит работы в полноги. Но довольно его саркастического: «На что это вы мне намекаете?» – как всё преобразится. А может не говорить ничего, вдруг ушел в себя, кажется, не видит и не слышит. Но Моисеев здесь – и они выкладываются на все сто. Потому что магия в самой его фигуре. Потому что он – этический и эстетический центр этого мира, который покоится на крепчайшей из опор – культуре работы и дисциплины, и в котором выплавляется удивительное своей ясностью и открытостью искусство. Этот сотворенный им мир – ансамбль народного танца – стал главной темой его жизни.

Поразительное пластическое решение, непривычное действо ансамбля народного танца завораживает зрителя. Лучшие традиции народного танца в сочетании со сложной акробатикой приводит неимоверной силы впечатление, которое незабываемо! «Моисеев владел глубоким знанием хореографической лексики, умением пользоваться ею как выразительным средством раскрытия внутреннего мира героя и многообразной картины мира. Обладал богатой фантазией и изобретательностью в создании характерной для персонажа пластической «речи».

В своих постановках – не только хореограф, но и драматург, режиссёр, соблюдающий законы сценического искусства» . По образцу ансамбля народного танца Игоря Моисеева были созданы хореографические коллективы во всех республиках СССР (ныне странах СНГ), а также во многих европейских странах. Ансамбль стал новаторским явлением в истории мировой хореографической культуры, новым видом танцевально-сценического искусства .

Многие постановки Игоря Моисеева являются золотым фондом мировой хореографической культуры: русский танец «Лето», молдавская сюита «Жок», старинная городская кадриль из цикла танцев «Картинки прошлого», танец аргентинских пастухов «Гаучо», калмыцкий танец, сюита греческих танцев «Сиртаки», танец бессарабских цыган, корейский танец «Санчонга», «легендарное» моисеевское « Яблочко», «Татарочка» и другие.

Таким образом, проанализировав творческий метод и особенности стиля танца Игоря Моисеева, можно сделать вывод: Моисеев создал собственную систему, переплавляя академизм балета и лихую народную пляску в единую танцевальную манеру. С помощью своего моисеевского метода возродил исчезающие народные танцы, дав им новую жизнь для нескольких поколений.

После ухода из жизни И. Моисеева его школа продолжает жить: танцевальные номера, которые он не успел доставить, создают юные молодые балетмейстеры, воспитанные на моисеевских традициях, на его исполнительской культуре.

ансамбль народного танца под руководством И. А. Моисеева

Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое «ансамбль народного танца под руководством И. А. Моисеева» в других словарях:

Ансамбль народного танца под руководством И.А. Моисеева — Ансамбль народного танца под руководством И.А. Моисеева (с 1965 академический), один из крупнейших хореографических коллективов страны. Создан в 1937 в Москве после Всесоюзного фестиваля народного танца (1936). Первоначально ансамбль состоял из… … Москва (энциклопедия)

АНСАМБЛЬ НАРОДНОГО ТАНЦА — под руководством И. А. Моисеева крупнейший хореографический коллектив, создан в 1937 в Москве; с 1965 академический. Исполняет танцы народов мира … Большой Энциклопедический словарь

Ансамбль народного танца — под руководством И.А. Моисеева (с 1965 академический), один из крупнейших хореографических коллективов страны. Создан в 1937 в Москве после Всесоюзного фестиваля народного танца (1936). Первоначально ансамбль состоял из 30 танцоров и небольшого… … Москва (энциклопедия)

АНСАМБЛЬ НАРОДНОГО ТАНЦА — под руководством И. А. Моисеева (см. МОИСЕЕВ Игорь Александрович), крупнейший хореографический коллектив, создан в 1937 в Москве; с 1965 академический. Исполняет танцы народов мира … Энциклопедический словарь

Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева — Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева … Википедия

Государственный ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева — Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева был организован 10 февраля 1937 года. Тогда это был первый в мире профессиональный хореографический коллектив, занимающийся художественной интерпретацией и пропагандой… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Кантеле (ансамбль) — Государственный Национальный ансамбль песни и танца Карелии «Кантеле» Kantele Годы 1936 Страна … Википедия

МОСКВА (город) — МОСКВА город (см. ГОРОД) в центре Европейской части России, столица Российской Федерации, город герой. Москва имеет статус города федерального значения, является субъектом Российской Федерации и вмессте с тем административным центром Московской… … Энциклопедический словарь

Московская государственная филармония — МГФ (Тверская улица, 31). Основана в 1922; преемница Московского филармонического общества (1833 1918), созданного по инициативе дирижёра и пианиста П.А. Шостаковского на базе возглавляемого им Общества любителей драматических и музыкальных… … Москва (энциклопедия)

Московская государственная филармония (МГФ) — (, 31). Основана в 1922; преемница Московского филармонического общества (1833 1918), созданного по инициативе дирижёра и пианиста П.А. Шостаковского на базе возглавляемого им Общества любителей драматических и музыкальных искусств. Оно… … Москва (энциклопедия)