История русского танца кратко

Русский народный танец – история и реалии

Многие источники по истории хореографии утверждают, что русский народный танец своим появлением обязан суровому русскому климату. Мол, прыжки и трюки, которыми так богаты наши танцы – это не что иное, как способ согреться в морозы. Ведь большинство народных праздников и гуляний на Руси раньше проходило только поздней осенью и зимой, когда старый урожай уже собран, а для сева нового еще не наступило время.

Конечно, такая версия имеет право на жизнь. Но, как бы там ни было, русский народный танец – искусство достаточно древнее. Первое его упоминание в исторических документах датируется 907 годом, то есть еще до крещения Руси. Но когда точно русские люди начали танцевать и какими были их первые танцы, никому сейчас не известно. Можно только предположить, что русский народный танец изначально имел огромное обрядовое значение и символизировал тесную сакральную связь с природой. По крайней мере, именно такое суждение складывается из древних национальных устных преданий, былин и песен.

Нельзя не отметить, что русский народный танец очень точно отображает уклад, темперамент и характер народа. Можно утверждать, что отражение реальной действительности – это одна из особенностей танцевального искусства наших предков. И этим русский народный танец выделяется на фоне мировой культуры танца.

Первая посевная или сбор урожая на Руси издавна сопровождались всевозможными обрядовыми действами. Хоровод стал их основой и плавно перешел в классический для русских танец. Можно утверждать, что именно хоровод и является праотцом нашего национального танцевального искусства. По его мотивам веками создавались танцы, которые и сегодня считаются яркими экземплярами национальной хореографии.

Русский народный танец «Калинка» — это не хоровод, это пляска. Танец, который появился, так сказать, разорвав цепь хоровода. Пляска – это лучший способ продемонстрировать характерные для всех славянских народов веселье, жизнерадостность, удаль и широту души человека. Но абсолютно все русские пляски наполнены и глубоким лирическим смыслом, впрочем, как и веселье русского человека всегда перекликается с грустью. Еще один известный пример классической пляски – русский народный танец «Барыня».

Эти и другие русские танцы — особое искусство. Танцоры, словно театральные актеры, играют роль в постановке. Рассказывают занимательную историю жизни. Рассказывают ярко, красочно, используя не только движения тела, но и мимику, и жесты. Русские танцы — это юмор и смех, кувырки и прыжки, заводные пляски, которые на фоне ярких национальных костюмов выглядят особенно впечатляюще.

Немаловажен тот факт, что в русских национальных танцах четко прослеживается мужское и женское начало. Мужчина – энергичный и мужественный, женщина – величава и горда. Рассказы в песнях о Великой России, добрых царях и доблестных героях, которые веками сопровождали русские танцы, сделали их частью истории Отечества.

Интерес к русскому народному танцу не падал никогда ни в России, ни в зарубежных странах. И сегодня много хореографических школ среди всего многообразия танцев предпочитают делать акцент на русских народных – искусстве, проверенном не одной сотней лет.

История русского народного танца

Русский народный танец – это танец, наверное, с самой богатой и насыщенной историей. Он берет свои истоки еще со времен Древней Руси. Его образованию послужили народные массовые пляски и гуляния, веселые большие хороводы и т.п. Все эти задорные мероприятия были неотъемлемой частью жизни русского человека. Без них не проходил ни один праздник, ни одна ярмарка или другая увеселительная программа. В отличие от современного человека, люди в эпоху Древней Руси умели радоваться жизни.

Особенности русского народного танца

Русский народный танец ни за что не спутаешь с любым другим. Это особенный вид колоритной хореографии. У этого танца масса отличительных характеристик и особенностей. Во-первых, русский народный танец – это задорные пляски с прыжками и активными движениями, которые неизменно сопровождаются бесконечным юмором и смехом. Во-вторых, обязательным атрибутом этого танца являются национальные костюмы – не менее яркие и красивые, чем сами пляски. Русский народный танец очень богат на самые разнообразные хореографические па, в его основе лежит сразу несколько видов танца, а именно: пляска, хоровод и кадриль. Можно с полной уверенностью сказать, что русский народный танец – это своеобразное олицетворение характера русского человека и его души. Ведь нет, наверное, более веселого и обаятельного танца во всем мире. У русского человека неимоверно широкая и добрая душа – такой же и танец его народа.

Невозможно выделить один период из истории Древней Руси, когда зародился народный танец, но с полной уверенностью можно сказать, что он абсолютно точно олицетворяет в себе всю нелегкую и насыщенную историю этого великого государства. Очень часто подобные пляски проводились под аккомпанемент песен и текстов о родине, героях и царях. В основном народный танец был привязан к массовым и большим церковным праздникам. Из самых грандиозных можно выделить: свадьбы, Рождество, Масленицу, Ивана Купала и еще много других, ведь русский народ еще славится и своим огромным количеством празднеств. Одним из самых красивых и особенных танцев на Руси можно назвать пляски на плотах в ночь на Ивана Купала. В этот вечер происходило массовое гулянье с песнями и танцами, а незамужние девушки пускали по речной глади венок из цветов в поисках жениха.


Гуляния в ночь на Ивана Купала

Русский народный танец отличается динамикой, большой подвижностью и наличием всевозможных прыжков и трюков, которые требовали очень хорошей физической подготовки, но стоит отметить, что во времена Древней Руси с этим проблем не было. К большому сожалению, русский народный танец уже не исполняется в наше время с такой частотой. В современном мире он используется лишь в качестве сценической изюминки и национальной демонстрации.

Краткая история современного танца

Исторически танец использовался людьми как часть религиозных ритуалов и общественных праздников. Доказательства этого обнаруживаются во многих документах доисторической эпохи. Вероятно, придворные танцы существовали столько же, сколько короли и королевы. Многообразие танцевальных форм включало в себя народные, социальные, бальные, религиозные и экспериментальные и другие формы. Крупной ветвью этого искусства был Театральный Танец, возникший в Западном Мире. Корни современного балета, танца, который все мы знаем, уходят во Францию шестнадцатого века — Эпохи Возрождения.

Начало двадцатого века: от балета к современному танцу

Русский балет, начавший революцию в балетном искусстве, пытался сломать устаревшие формы классического балета. В настоящее время художественные возможности балетной техники и аккомпанирующих ей музыки, декораций и мультимедиа более глобальны, чем когда бы то ни было. Границы, которые определяют классический балет, постоянно раздвигаются и размываются, и все, что появляется вместо них, теперь лишь едва напоминает о традиционных балетных терминах типа «вращения».

Грянуло новое мышление. Артисты танца стали принимать во внимание качества личности, ритуальные и религиозные аспекты, примитив, выразительность и эмоциональность. В этой атмосфере произошел бум современного танца. Внезапно появилась новая свобода в том, что теперь считалось приемлемым, что получило название признанного искусства, в котором отныне хотели творить многие люди. Все атрибуты нового искусства стали такими же ценными, как костюмы балета — или даже ценнее их.

Большинство хореографов и танцоров начала XX века относились к балету крайне негативно. Айседора Дункан считала его безобразной бессмысленной гимнастикой. Марта Грэм (Грэхем) видела в нем европейщину и империализм, у которых с американцами нет ничего общего. Мерс Каннингхэм, несмотря на то, что использовал в преподавании некоторые основы балетной техники, подходил к хореографии и выступлению с позиций прямо противоположных традиционному балету. Двадцатый век определенно стал временем отрыва от всего, на что опирался балет. Временем беспрецедентного творческого роста танцоров и хореографов. Временем шока, удивления и зрителей, которые изменили свое представление о танце. Временем революции в полном смысле этого слова. [1;23]