История возникновения русского танца

История русского народного танца

Русский народный танец – это танец, наверное, с самой богатой и насыщенной историей. Он берет свои истоки еще со времен Древней Руси. Его образованию послужили народные массовые пляски и гуляния, веселые большие хороводы и т.п. Все эти задорные мероприятия были неотъемлемой частью жизни русского человека. Без них не проходил ни один праздник, ни одна ярмарка или другая увеселительная программа. В отличие от современного человека, люди в эпоху Древней Руси умели радоваться жизни.

Особенности русского народного танца

Русский народный танец ни за что не спутаешь с любым другим. Это особенный вид колоритной хореографии. У этого танца масса отличительных характеристик и особенностей. Во-первых, русский народный танец – это задорные пляски с прыжками и активными движениями, которые неизменно сопровождаются бесконечным юмором и смехом. Во-вторых, обязательным атрибутом этого танца являются национальные костюмы – не менее яркие и красивые, чем сами пляски. Русский народный танец очень богат на самые разнообразные хореографические па, в его основе лежит сразу несколько видов танца, а именно: пляска, хоровод и кадриль. Можно с полной уверенностью сказать, что русский народный танец – это своеобразное олицетворение характера русского человека и его души. Ведь нет, наверное, более веселого и обаятельного танца во всем мире. У русского человека неимоверно широкая и добрая душа – такой же и танец его народа.

Невозможно выделить один период из истории Древней Руси, когда зародился народный танец, но с полной уверенностью можно сказать, что он абсолютно точно олицетворяет в себе всю нелегкую и насыщенную историю этого великого государства. Очень часто подобные пляски проводились под аккомпанемент песен и текстов о родине, героях и царях. В основном народный танец был привязан к массовым и большим церковным праздникам. Из самых грандиозных можно выделить: свадьбы, Рождество, Масленицу, Ивана Купала и еще много других, ведь русский народ еще славится и своим огромным количеством празднеств. Одним из самых красивых и особенных танцев на Руси можно назвать пляски на плотах в ночь на Ивана Купала. В этот вечер происходило массовое гулянье с песнями и танцами, а незамужние девушки пускали по речной глади венок из цветов в поисках жениха.


Гуляния в ночь на Ивана Купала

Русский народный танец отличается динамикой, большой подвижностью и наличием всевозможных прыжков и трюков, которые требовали очень хорошей физической подготовки, но стоит отметить, что во времена Древней Руси с этим проблем не было. К большому сожалению, русский народный танец уже не исполняется в наше время с такой частотой. В современном мире он используется лишь в качестве сценической изюминки и национальной демонстрации.

Поиск презентаций

Результаты поиска

Вы можете бесплатно и без регистрации скачать любую из 4573 презентаций на тему История танца

История Олимпийских Игр возникновение. Зимние Олимпийские игры, несмотря на огромную популярность, которую они завоевали в мире, не имеют столь давней.

Презентация: История Олимпийских Игр возникновение. Зимние Олимпийские .

. коньках впервые появились соревнования в танцах на льду. Убедительную победу здесь . одиночном и парном катании, спортивных танцах на льду), хоккей с . 9. Феноменального, беспрецедентного в олимпийской истории успеха добились российские лыжницы, выигравшие .

Хореографическая школа Образцовый ансамбль танца г. Самар а.

Презентация: Хореографическая школа Образцовый ансамбль танца г. Самар а.

. Геннадий Яковлевич Власенко. Краткая история 1995 г. — Получение . актера; Мастерство актера; История хореографии; История хореографии; Музыкальная грамота; . танцы; Русские танцы; Танцы народов Поволжья; Танцы народов Поволжья; Танцы народов мира; Танцы .

Современные виды искусства Граффити и танцы.. Ирландские танцы История эта началась еще до нашей эры. Самый старинный известный вид, связанный с ирландским.

Презентация: Современные виды искусства Граффити и танцы.. Ирландские танцы История эта началась еще до нашей .

Современные виды искусства Граффити и танцы. Ирландские танцы История эта началась еще до нашей . в музыкальном мире африканских ритмов. История капоэйры туманна. Есть множество гипотез . после и по всему миру. История капоэйры туманна. Есть множество гипотез .

Танцы мира. История.

Презентация: Танцы мира. История.

Танцы Оглавление История История История Балет Балет Балет . живота Вывод Вывод Вывод История Танец возник из . из наиболее популярных инструментальных танцев эпохи Барокко, стандартная . презентации мы узнали об истории танцев. Танец вид искусства, .

Гимназия 21. Т ЕМА ПРОЕКТА :Индийские танцы. ПАРАСТАЕВА МИЛАНА 1акласс Г. Электросталь.

Презентация: Гимназия 21. Т ЕМА ПРОЕКТА :Индийские танцы. ПАРАСТАЕВА МИЛАНА 1акласс Г. Электросталь.

. истории индийского классического танца побывать на мастер-классепо индийскому танцу Танцевать, танцевать, танцевать… История . возникновения индийского танца .

Творческий проект Изготовление юбки для Восточного танца 2011г 2011г. Выполнила Кононова Лидия -ученица 8 класса В МОУ ООШ 21 г.Оленегорска Под руководством.

. проект Изготовление юбки для Восточного танца 2011г 2011г. Выполнила Кононова Лидия .

. восточного танца История возникновения костюма для восточного танца История возникновения История возникновения . я познакомилась с историей восточных танцев красотой восточного костюма. . я познакомилась с историей восточных танцев красотой восточного костюма .

«Страницы истории» «Мудр не тот, кто знает много, а тот, чьи знания полезны» Эсхил (ок. 525 – 456 до н.э.)

«Страницы истории» «Мудр не тот, кто знает много, а тот, чьи знания полезны» Эсхил (ок. 525 – 456 до н.э.)

. Греции? Олимпийских праздниках? Музыке и танцах Древней Греции? Фригидарии? Назовите . с музыкой и танцами. Танцы и музыка. Греки отводили танцам очень видное место . . Он содержит разнообразные сведения по истории, географии, этнографии, военному искусству, .

Оглавление Музыка и театр Музыка и театр Музеи Национальные танцы и балет Национальные танцы и балет Вывод.

Оглавление Музыка и театр Музыка и театр Музеи Национальные танцы и балет Национальные танцы и балет Вывод.

. туристов. Те, кто заинтересован историей государства, иконографическим выставками или макетами . Национальные танцы и балет Национальные танцы и балет Национальные танцы имеют . филиппинцы любят все виды танцев. Национальные танцы имеют большое значение для .

Планета Танца. Виды современных танцевальных культур Классический танец Бальный танец Фламенко Одисси Восточный танец Хип-Хоп Джаз-Модерн.

Планета Танца. Виды современных танцевальных культур Классический .

. заложить азы этого вида танца. Основоположницей классического танца стала А.Я, Ваганова . нем сочетаются истории, культуры и религии многих народов. Искусство танца сходно с . нем сочетаются истории, культуры и религии многих народов. Искусство танца сходно с .

Занятие Тема занятия: История русского танца. Цвингер Виктория Александровна педагог дополнительного образования ГОУ ДОД ДДТ «Олимп» Санкт-Петербург 2010.

Занятие Тема занятия: История русского танца. Цвингер Виктория Александровна педагог дополнительного .

Занятие Тема занятия: История русского танца. Цвингер Виктория Александровна . -Петербург 2010 год История русского народного танца Бытовое русское народное . Электронные образовательные ресурсы: Презентация «История русского народного танца» DVD – диск Заикин .

. совершенство свободы движений тела. Для танцев «джаз» характерны.

. и афро-американский джазовый танец. История танца джаз началась в 1830 году . роль джазовый танец сыграл в истории развития мюзикла. В 30- 40 . методикой. Глубоко изучив историю и конкретно африканские народные танцы, она включила их .

«История — сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего.» М.Сервантес.

«История — сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего.» М.Сервантес.

. сценки, сопровождающиеся легкими песнями и танцами, остроумными импровизациями. Большой интерес . выступления чтецов. Излюбленным развлечением были танцы в полном вооружении (пирриха) . празднеств и зрелищ неотделимо от истории местных верований, культов и .

К 100- летию Игоря Моисеева Руководителя «Государственного Академического Ордена Дружбы народов ансамбля народного танца» Юрьева Алена Юрьевна, учитель.

. Ордена Дружбы народов ансамбля народного танца» Юрьева Алена Юрьевна, учитель .

. История образования ансамбля народного танца под руководством Игоря Моисеева История образования ансамбля народного танца . в г. Киеве История образования ансамбля народного танца под руководством И.Моисеева .

Номинация: «История одной профессии» « Профессия – Хореограф » Работу выполнила: Ученица 9 класса МОБУ СОШ 90 Руководитель: Учитель технологии Тлиф. М.Х.

Номинация: «История одной профессии» « Профессия – Хореограф » Работу .

. и: Бальные танцы Балет Народные танцы Современные танцы Фигурное катание или танцы на льду . постановки Художественная гимнастика Бальные танцы Балет Народные танцы Современные танцы История возникновения профессии хореограф .

Тема:«История бального танца». Цель: Создать условия для развития творческих способностей и формирования эстетического вкуса у детей. Задачи: Расширить.

Тема:«История бального танца«. Цель: Создать условия для развития .

Тема:«История бального танца«. Цель: Создать условия для . хореографического искусства. Познакомить с историей бального танца. Предоставить детям возможности для . европейская латиноамериканская Сегодня мы танцуем самые разнообразные танцы, медленные и быстрые, .

Танцы — моя жизнь. ПРОЕКТ ученицы 3 «А» класса Разницыной Светланы.

Танцы — моя жизнь. ПРОЕКТ ученицы 3 «А» класса Разницыной Светланы.

. . ) Новая история танца (Мазурка, полька, вальс, фокстрот. ) Новейшая история танца (Соревнования, турниры, чемпионаты. ) Новейшая история танца .

История танца. П О Л О Н Е З — по-французски значит « польский». Это торжественный танец-шествие в умеренном темпе. У КАЖДОГО ТАНЦА СВОЯ СУДЬБА.

История танца. П О Л О Н . в умеренном темпе. У КАЖДОГО ТАНЦА СВОЯ СУДЬБА.

. полонез был исключительно свадебным танцем. ИСТОРИЯ ТАНЦА Затем, несколько видоизменившись, . реверансы и поклоны. ИСТОРИЯ ТАНЦА Ведущим танца был кавалер первой пары . никакого замешательства и толкотни». ИСТОРИЯ ТАНЦА Наибольшее распространение в России .

Т АНЦЫ, ТАНЦЫ …. Научите меня танцевать, В ритме плавных движений струиться, В вихре звуков себя расплескать, Раствориться… и с музыкой слиться. Пусть.

Т АНЦЫ, ТАНЦЫ …. Научите меня танцевать, В ритме .

. . Д О ИСТОРИИ ТАНЦА. Возможно, история танца не короче истории человечества. Нам . остается только догадываться, как танцы . НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ Шотландские танцы собирательное название танцев, связанных с .

Танцы народов мира Автор: Сухомлинова Д.С.. Вселенная танца огромна, неизмерима. Танцев неисчислимое множество. Условно танцы можно разделить на бальные,

. .С.. Вселенная танца огромна, неизмерима. Танцев неисчислимое множество. Условно танцы можно разделить на .

. в том, что история танцев в этой стране охватывает историю множества народов, проживающих . народные танцы — это вид русского традиционного искусства, имеющий многовековую историю и включающий .

Тема урока : «БалетноеискусствоКазахстана». 1.Учащиеся познакомятся с историей развития балетного искусства в Казахстане 2.Познакомятся с выдающимися.

. : «БалетноеискусствоКазахстана». 1.Учащиеся познакомятся с историей развития балетного искусства в Казахстане .

. » 1. Учащиеся познакомятся с историей развития балетного искусства в Казахстане . том числе и казахских танцев. Введение народных танцев в балетные спектакли . Нурсулу Топалову — исполнительницу народных танцев, которая самостоятельно освоила пальцевую технику .

История возникновения народно-сценического танца как отдельного вида сценического искусства

Танец — это самый древний и богатый вид искусства: очень интересный, многогранный, яркий, несущий в себе огромный эмоциональный заряд.

Танец был одним из первых языков, которым люди могли выразить свои чувства. Со временем искусство танца стало приобретать характерные черты, присущие только племени, а впоследствии и народности, заселявшей данные территории.

Искусство танца, мастерство и неповторимость оттачивались и шлифовались, ведь в танце народ мог выразить боль и радость, уважение и бесстрашие. Танец развивался вместе с человеком. Человек развивался вместе с танцем.

Танец позволяет создать своеобразную атмосферу, ритм общения и сам выступает как язык общения. Эта природа танца, заложенная еще при его зарождении, получая многообразные формы, остается неизменной. Со временем искусство танца развивалось, многообразие форм и стилей было выделено в отдельные виды. Такие как: классический танец, историко-бытовой, эстрадный, бальный, модерн. Среди всего этого многообразия народный танец был и остается одним из основных видов хореографического искусства.

В свою очередь народный танец можно разделить на народный, фольклорный и народно-сценический.

Народный танец — фольклорный танец, который исполняется в своей естественной среде и имеет определённые традиционные для данной местности движения, ритмы, костюмы и тому подобное.

Фольклорный танец — это стихийное проявление чувств, настроения, эмоций, выполняется в первую очередь для себя, а потом — для зрителя (общества, группы, общества).

Возникновению школы народно-сценического танца предшествовал длинный исторический путь.

Народно-сценичекий танец постепенно завоевывал свою автономию в театральном искусстве. Это был путь порицания и признания, спадов и подъемов.

Первоначально следует определить, что мы понимаем под народно-сценическим танцем.

а) в целостном понимании это народный танец и варианты его интерпретации в рамках сценического пространства и по законам театрального действия.

б) в структурном плане термин отражает стили исполнения, связанные со средой возникновения и существования: народный (бытовой, фольклорный) с традициями исполнения и национальным многообразием; сценический (родившийся в недрах балетного спектакля), по своей выверенности, координационному совершенству предполагающий крепкую основу школы классического танца.

Народно-сценический танец можно определить как исторически выработанную, устойчивую систему выразительных средств хореографического искусства в сценической трактовке многообразия танцев, сложившихся на протяжении нескольких веков у многих народов.

Однако в среде хореографов-практиков и теоретиков, а также критиков и балетоманов не существует единого мнения в отношении терминологии, связанной со сценической практикой народного танца. В дискуссиях, исторических очерках, мемуарах, учебниках сделаны попытки поиска единого определения. В зависимости от профессионального опыта, эстетических взглядов, осведомленности в обсуждаемом вопросе, возник ряд взаимодополняющих или взаимоисключающих понятий: «характерный», «народно-характерный», «народный академический», «сценически-народный», «характерная классика». Наиболее устойчивыми из перечисленных являются «характерный» и «народно-сценический».

Понятие «характерный танец» имеет истоки своего возникновения, а также и оттенки явлений, им характеризующихся.

Обратимся к процессу становления и качественной трансформации народного танца в нашей стране с древних времен по наше время.

Развитие народного танца тесно связано со всей историей народа. Каждая новая эпоха, новые политические, экономические, административные и религиозные условия отражались в формах общественного сознания, в том числе и в народном творчестве. Все это несло с собой известные перемены в быту русского человека, что в свою очередь накладывало отпечаток и на танец, который на многовековом пути своего развития не раз подвергался различными изменениями. Происходила эволюция танцевальных форм, отмирали старые и зарождались новые виды танца, обогащалась и видоизменялась его техника.

Уже на раннем этапе язычества, в период становления восточных славянских племен, существуют народные игрища или сходбища, где встречались племя, род или несколько племен или родов. Обожествляя солнце, гром, молнию, реки, огонь, камни и другие предметы, славяне поклонялись им. Весь окружающий мир воспринимался ими в конкретных одушевленных образах. На игрищах славяне веселились и совершали обряды, чтобы умилостивить природу, состоящую, по их понятиям, из множества могучих существ-богов и духов. Эти обряды сопровождались играми, хороводами, игрищными плясами, пением, игрой на музыкальных инструментах и заклинаниями.

Древние славяне занимались земледелием, охотой, они были мирными, гостеприимными людьми и почти не знали воинственных плясок. В дохристианской Руси были широко распространены игрища, на характер и содержание которых наложили отпечаток земледельческий быт славян. Игрища эти были приурочены к календарным языческим праздникам: семик — праздник, связанный с весенними земледельческими работами — посевом; обжинки, спожинки — окончание жатвы, сбор урожая; осенины — проводы лета и встреча осени; коляда — зимний праздник; радуница, русалии — зимне-летние праздники в память об умерших, или поминовение умерших; Ярилин день — праздник солнца — Ярилы; таусень — Новый год и др.

Введение христианства в качестве официальной государственной религии повлекло за собой изменение характера жеста в танце, стали появляться новые танцевальные движения. В этот период некоторые из языческих обрядов отмирают, другие же, потеряв свое первоначальное значение, переходят в игры.

Х-XI вв. — период яркого расцвета среднерусского феодального государства, его культуры, искусства. Для этого периода характерен и большой подъем в творчестве народа. Описание хороводов, плясок, песен являющихся неотъемлемой частью народных праздников и княжеских пиров того времени, сохранилось в летописях, устном народном творчестве — былинах, сказках, а также в рисунках и фресках.

Большую роль в развитии, совершенствовании и популяризации русского народного танца сыграли скоморохи. Они являлись первыми профессиональными исполнителями русской пляски, Скоморохи не только поддерживали традиции в исполнении пляски, но и усложняли ее рисунок, лексику, совершенствовали технику исполнения, сочиняли отдельные движения, а иногда и целые пляски, вносили яркий игровой элемент в их исполнение.

С конца XVII в. Русское государство вступает в новый период своего развития. Эта эпоха связана с именем Петра. Искусство, в частности танец, приобретает светский характер. Вводятся ассамблеи, положившие начало публичным балам в России, а с ними новые европейские порядки и новые правила светского обхождения, которые регламентировались самим царем.

В обязательную программу петровских ассамблей входили различные европейские танцы: менуэт — французский танец, польский — типа полонеза, английский — англез, сочиненный в Петровскую эпоху танец типа немецкого гросфатера и др. Все должны были знать новые танцы, их преподавали и в учебных заведениях и в частных школах. Распространению новых светских танцев также способствовали иностранные артисты, торговцы, военные и многочисленные заграничные мастера, живущие в России.

Указами Петра устанавливаются правила поведения не только на торжественных приемах и ассамблеях, но и на семейных праздниках и свадьбах. Эти правила, состоящие из шестидесяти трех параграфов, напечатали в специальном пособии для обучения и воспитания детей дворян под названием «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению». В правилах говорилось и о поведении во время танцев.

Вместе с танцами в быт входила светская музыка, что было не менее значительным событием, так как свидетельствовало о росте в стране музыкальной культуры. Интерес к танцам все больше возрастал. Появились первые учителя танцев — танцмейстеры, которых выписывали из-за границы. Они не только учили танцевать, но и воспитывать учеников.

Русское государство в XIX в. проходит процесс своего развития. Появляется рабочий класс, обостряется классовая борьба, растет революционный протест народа и его национальное самосознание. Развитие капитализма в России, формирование рабочего класса, рост городов и городского населения с образованием в них новых социальных групп — ремесленников, мещан, мелких служащих, городской прислуги и т.д., — нарушение патриархального семейного быта — все это не могло не отразиться на народном творчестве, в частности на русском народном танце, на его содержании и художественной форме. Рабочие и мелкие служащие, городская прислуга, студенты и приказчики вносят в исполняемые ими пляски свой характер, жесты, мимику, свою манеру исполнения. Многие пляски и хороводы этого времени связаны с проведением рабочих маевок и с городскими гуляньями. Появляются городские и фабричные кадрили, новые танцы — «коробочка», «полька-бабочка», «тустеп» и др.

Развитие профессионального балетного театра немало способствовало популяризации на театральной сцене народного танца, всячески стремясь найти ему достойное место.

Многие балетмейстеры включали в свои балеты темы народных танцев, место и роль характерного танца в балете то расширялось, то сужалась, согласно эстетическим требованиям той или иной эпохи. Он мог быть действенной основой всего спектакля, мог выпадать из действия, сохраняя лишь права вставного номера.

Каждая эпоха в истории русской хореографии выдвигала не только блестящих мастеров классического стиля, но и одаренных исполнителей, народного танца.

Огромный вклад в развитие характерного танца внес А. Горский

Разрушая традиционную симметричность построения танцев, он превращает кордебалет в живую массу, индивидуализирую каждого персонажа. Горский обогащает лексику классического танца за счет характера и широко вводит в спектакль народный танец. В 1914 году он показал программу «Танцы народов», куда входили театрализованные пляски различных наций.

Так же важнейшим этапом развития характерного танца стало в начале XX века творчество Н. Фокина, создавшего целые характерные балеты и утвердившего в них принципы хореографического тематизма.

До М.М. Фокина (1880-1942) народный танец в балете был только вставным номером. М.М. Фокин создает характерный танец-сюиту «Арагонская хота» на музыку М.И. Глинки, то есть объединяет группу танцев одной композиционной мыслью. Он ставит спектакли «Шехеразада», «Стенька Разин», «Исламей», которые целиком основаны на характерном жанре. Характерный танец М.М. Фокина отличался от танцев его предшественников.

У М.М. Фокина народно-сценический танец становится выразительным, расширяет свои сюжетные возможности. Подлинным шедевром явились «Половецкие пляски» из оперы А.П. Бородина «Князь Игорь».

Все это, безусловно, послужило серьезной предпосылкой для будущего рождения ансамблей народного танца.

В XX в. Появилась группа больших мастеров, знатоков народного искусства, хореографов, педагогов, исполнителей. появились люди — этнохореологи . Всем известны эти имена: К.Я. Голейзовский, И.А. Моисеев, Н.С. Надеждина, П.П. Вирский, Ф,Гаскаров, М.С.Годенко, О.Н. Князева, И.З. Меркулов и другие.

Именно этими мастерами народной хореографии собирался, изучался и обрабатывался народный танцевальный фольклор, обретая новую жизнь не только в рамках сценической площадки, но и в сердцах зрителей. Переместившись на сцену, фольклорный танец не только не мог выглядеть и воспроизводиться в первозданном виде, но и качественный уровень его исполнения должен был выглядеть несколько иначе, чем прежде.

В результате возникновения целого ряда профессиональных ансамблей народного танца как самостоятельного вида хореографической деятельности, появляется термин «народно-сценический танец». Являясь приемником характерного танца, который возник в результате разделения сценического танца на две самостоятельные ветви, народно-сценическая хореография впитала все лучшее из его эволюционного опыта, одновременно обогащаясь образцами многонациональной танцевальной культуры и находясь в тесном взаимодействии с другими видами танца и музыкой.

В 1937 году был создан первый такой ансамбль. Задачи ансамбля народного танца были точно сформулированы создателем этого ансамбля. Игорем Александровичем Моисеевым. «Задачи ансамбля, — писал он, — создать пластические образы народного танца, отсеять все ненужное и чуждое ему, поднять исполнительское мастерство народных танцев на высший художественный уровень, развивать и совершенствовать ряд старых танцев, а также творчески влиять на процесс формирования народных танцев».

Со временем стали возникать новые ансамбли народного танца в каждой республике у каждого народа нашей страны. Танцевальные группы Хора имени Пятницкого, Уральского хора, ансамбль «Березка», Украинский ансамбль под руководством П. Вирского, Грузинский ансамбль, руководимый И. Сухишвили и Н.Рамишвили, знает весь мир и ценит их смелое творчество, художественность формы и внутреннюю трепетность.

В настоящее время народно-сценический танец занимает свою, отдельную нишу в хореографическом искусстве. Программы ансамблей народного танца восторженно приветствуют зрители как нашей страны, так и зарубежных стран. Этот вид хореографического искусства наиболее близок самым широким массам зрителей.

Можно отметить три основных пути сценического решения народного танца в ансамбле.

Первый — это сценическая обработка фольклорного танца.

Второй — создание танца на основе традиционных хореографических приемов, элементов, композиций рисунков, характерных черт пластики и манеры исполнения.

Третий — использование наиболее общих стилистических особенностей народного первоисточника в создании современного сценического хореографического произведения.

Думается, что все три направления в деятельности: любого коллектива народно-сценического танца и составляют тот оптимальный процесс, который позволяет наращивать выразительные богатства сценической народной хореографии, соотнося их с фольклорным творчеством народа, с одной стороны, и пульсом времени — с другой.

Народно-сценический танец прошел длинный путь, в процессе своего формирования, начиная с древних времен и дошел до нашего времени как целостный, выразительный, показывающий особенности народной культуры танец. Народно-сценический танец перешел в профессиональные и любительские сферы хореографии, стал предметом исследований искусствоведов, педагогов, музыкантов, хореографов, а также одной из основных учебных дисциплин в подготовке специалистов различного уровня и видов деятельности, начиная от исполнителей и заканчивая педагогами и балетмейстерами.