Как называются движения в танце балет

Раскроем томик Пушкина:

Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла — все кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет
И быстрой ножкой ножку бьет.

Как и во времена Пушкина, и сто лет спустя, в наше время русский балет славится во всем мире. Что же это такое — балет? Французское слово «ballet» произошло от итальянского baletto — танец. Вот уже три века этим словом называют спектакль, в котором соединились музыка и танец, драматическое и изобразительное искусство.

Французское название и его итальянские корни не случайны. Балет возник в эпоху Возрождения в Италии. Издавна любили там веселые танцевальные сценки, исполнявшиеся на карнавале. Постепенно они и превратились в самостоятельные танцевальные спектакли.

Во Франции эпохи абсолютизма расцвел придворный балет — пышное и торжественное зрелище, в котором принимали участие король, королева и придворные. Конечно, до балета в нашем понимании было еще очень далеко: ведь танцоров никак нельзя было назвать профессионалами! Во второй половине XVII века великий французский комедиограф Мольер написал несколько комедий-балетов — «Брак поневоле», «Мещанин во дворянстве» и др., — музыку к которым создал замечательный композитор Люлли. Он же был и балетмейстером. А исполняли комедии-балеты актеры труппы Мольера. Правда, профессиональными танцовщиками они еще не были, но уж актерами-то были вполне профессиональными.

В дальнейшем французские балетмейстеры, среди которых появились выдающиеся мастера, создали специальный «хореографический язык», которым классический балет пользуется до сих пор.

В России балет распространился в XVIII веке. В придворных и крепостных театрах выступали прекрасные танцовщицы, пленявшие своим искусством самых взыскательных ценителей. А в XIX и XX веках ни одна страна не может сравниться с Россией. В ней существуют непревзойденные балетные труппы. В ней возникли балеты Чайковского, Глазунова, Стравинского, Прокофьева, А. Хачатуряна.

Балет — это мир выразительнейших танцевальных движений, жестов, мимики. Равно важны в балете три составные части — классический танец, характерный танец и пантомима.

Классический танец — тот, что в основных чертах сложился еще во Франции XVII века, — очень красив, грациозен. Все движения и позы классического танца изящны и возвышенны. Часто главные действующие лица балета танцуют вдвоем. Их дуэт называется па-де-де. Вы, наверное, видели па-де-де Одетты и принца Зигфрида из «Лебединого озера» Чайковского, Жизели и Альберта из «Жизели» Адана, Китри и Базиля из «Дон-Кихота» Минкуса. Это популярные балетные номера, которые часто исполняются в концертах.

Сольные танцы называются в балете вариациями. Подобно оперной арии, балетная вариация словно бы рисует портрет героя, помогает понять его характер.

Кроме солистов, в балете принимает участие и большая группа артистов, которая называется кордебалет. Роль кордебалета аналогична роли хора в опере. Танцы кордебалета оттеняют действие, вносят в него разнообразие. Не всегда они построены на классической основе. Вспомните то же «Лебединое озеро»: в его третьем действии испанский и неаполитанский танцы воспроизводят движения народных танцев. Такие танцы называются характерными.

И, наконец, не менее важна еще одна составная часть балета — пантомима. Греческое слово пантомима означает «все воспроизводящий подражанием». Это движения, жесты, которыми актеры как бы разговаривают друг с другом. При помощи пантомимы передается собственно содержание спектакля, развитие его сюжета.

В современном балете, наряду с классическими танцевальными элементами, широко применяются движения, заимствованные из гимнастики и акробатики. Употребленные уместно и тактично, они чрезвычайно обогащают старинное искусство, омолаживают его, делают современным.

Балет — это когда так танцуют, ответит вам любая девчушка-дошкольница, сделав при этом томные глаза и грациозное движение. Вот именно, что так танцуют. Не просто. Хотя в балете танцуют, балет и танец совсем не одно и то же. Всякий балет — это танец. Но не всякий танец — балет. (Как и всякая опера — пение, но не всякое пение — опера.) В чем же дело?

Танцует человечество столько времени, сколько оно существует. А вот искусство балета появилось сравнительно недавно, ему всего-то около 700 лет. В балете танцуют не так, как в народных танцах, с помощью танца показывают целый сюжет, и танец служит средством выражения весьма тонких, личных чувств героев. Чем талантливее подберутся артисты балета, балетмейстер и композитор — тем большей силы, красоты и правды достигает это искусство.

Надо сказать, что на протяжении сравнительно небольшой своей истории балет очень стремительно развивался. И если бы встретились две балерины разных эпох, они бы вряд ли поверили, что у них одна специальность. Ну наша-то современница, конечно, узнала бы свою предшественницу, потому что она читала историю балета и видела старинные гравюры с изображением балетных артистов. А вот заглянуть в будущее трудно. Каким будет балет через сто лет? Попробуй, пофантазируй!

Впрочем, так во всем. Представьте себе людей других профессий: землепашца, врача — хотя бы 300 лет назад и сейчас. Узнал ли бы предшественник своего потомка?

Балетное искусство возникло в эпоху Возрождения в Италии. Небольшие мимические и танцевальные сцены включались в праздники, маскарады, шествия, торжественные трапезы, конные турниры. Вскоре центром балетного искусства стала Франция. А наиболее благоприятное время для развития балета наступило с возникновением оперы.

Балетные представления поначалу были короткими, несамостоятельными и составляли только отдельные эпизоды оперного спектакля. Танцоры под оркестровую музыку как бы иллюстрировали с помощью особых выразительных движений какие-либо небольшие сценки.

По мере того, как жесты и движения балетного танца становились все менее условными и все более конкретными, в балете стали возможны более интересные и пространные сюжеты.

Балет привился в придворных оперных театрах всех европейских королей и императоров. Чем парадней и пышней был оперный спектакль, тем больше места в нем отводилось балету. Особенно радовали зрителя балетные интермедии (небольшие представления), которые ставили между вторым и третьим актами оперы.

Лишь к концу XVIII века стали появляться самостоятельные балетные спектакли. Несколько балетов было у К. В. Глюка, Л. Бетховен написал героический балет Прометей. Но большинство балетмейстеров и композиторов тогда, да и позже, почти в течение всего XIX века, считали, что поскольку балет — искусство танца, то музыка в нем имеет второстепенное значение. И относились к ней примерно так, как сейчас относятся к музыке в фигурном катании, цирке или аэробике. Есть живая, ритмичная музыка — и ладно. А ее выразительность, художественные достоинства — не очень-то их интересовали. Оттого-то в XVIII веке балет как искусство хоть и развивался, но почти ни одного памятного, по-настоящему ценного произведения не оставил.

Кто был революционером в балете, сделавшим его настоящим, великим искусством? Наверное, не знаете. Хотя имя этого композитора почти каждый ребенок и взрослый произнесет первым среди композиторов-классиков. Это Петр Ильич Чайковский. Он написал три гениальных балета: Лебединое озеро, Спящая красавииа и Щелкунчик. Музыка их настолько красива, выразительна и полнокровна, что прекрасно живет и сама по себе, недаром вы ее часто слышите по радио.

После Чайковского и другие композиторы стали относиться к балету как к высокому искусству. Конечно, превзойти Чайковского еще никому не удалось, но благодаря ему в XX веке появились десятки выдающихся произведений этого жанра у М. Равеля и И. Ф. Стравинского, Б. Бартока и С. С. Прокофьева. Я думаю, что балетом Ромео и Джульетта Прокофьева гордился бы сам Чайковский.

Революция коснулась не только музыки. Потому что великая музыка вдохновила балетмейстеров и артистов балета на создание новых образов и приемов балетного танца — хореографии. А потом и хореография развилась настолько, что балетмейстеры стали иногда ставить балеты на музыку симфоний, опер и других сочинений. Сейчас в балете все время появляется что-нибудь новое. Балет на льду, балет- оратория, фильм-балет, опера- балет, рок-балет.

Режиссер балетного спектакля называется балетмейстером. Но поскольку балет — искусство синтетическое, то и функции балетмейстера весьма разнообразны. Он не только разрабатывает общую драматургию спектакля, но ставит каждый жест артистов. В нем как бы совмещаются драматург, музыкант, художник и скульптор. Каждый миг действия должен представлять собой выразительную картину. И одновременно все моменты действия должны выстраиваться в динамичное целое, составлять художественный аналог музыкальной партитуры.

Поэтому балетмейстеры в том случае, когда находят подходящий сюжет, сами создают на его основе либретто. Но поскольку в балете все виды искусства тесно связаны, работа балетмейстера и композитора обычно идет совместно.

Балетмейстеров было и есть немало. Их искусство стремительно развивается. Более других в истории запоминаются имена талантливых новаторов, среди которых Ф. Хильфердинк, Жан Жорж Новер (XVIII век); Шарль Дидло, Мариус Петипа (XIX век); Джордж Баланчин, Михаил Фокин, Леонид Лавровский (первая половина XX века); Морис Бежар, Леонид Якобсон, Борис Эйфман, Олег Виноградов, Юрий Григорович, Владимир Васильев (наши современники).

Однако славу балета более всего создают его артисты. Именно на них обычно ходит публика, вокруг них кипят балетные страсти. Новые имена танцовщиков могут появиться и в традиционных балетных спектаклях, но чаще их открывают вместе с новым направлением в балете. Так, о Галине Улановой заговорили в связи с новаторским балетом С. С. Прокофьева Ромео и Джульетта, талант Майи Плисецкой более всего раскрылся в балетах Р. К. Щедрина, Вацлав Нижинский получил известность, танцуя в балетах И. Ф. Стравинского, Аскольд Макаров — исполнив роль Спартака в одноименном балете А. И. Хачатуряна.

С именами Авдотьи Истоминой (начало XIX века), Анны Павловой, Тамары Карсавиной (начало XX века) связаны целые эпохи в истории балета. Они были в центре внимания, им подражали, для них создавались роли. Все названные здесь русские имена известны всему миру. Русская императорская сцена прошлого века взрастила великолепную балетную традицию, сочетавшую истоки французского мастерства и вкуса с русскими поэтичностью и трудолюбием. И по сей день работающие во всем мире крупнейшие мастера балетного танца — наследники этой школы.

Что такое балет? Классика и современность

Что такое балет? Это вид театрального искусства, в основе которого лежит танец. Балетный спектакль основан на каком-либо сюжете, который называется либретто. Большую роль в балете играет пантомима. С ее помощью танцовщики передают свои чувства и суть происходящего.

Виды балета

Изначально балетом назывался исключительно классический танец, но постепенно это понятие стало распространяться на народные танцы, современные, характерные, акробатические. Существует также шоу-балет с красочными декорациями и костюмами. Помимо этого, очень популярным видом искусства является балет на льду, где вместо балетной обуви, которая называется пуанты, надеваются коньки, а сами артисты являются профессиональными фигуристами. Балет — прекрасный вид искусства, но он требует определенной выдержки, хорошего здоровья, выносливости, силы воли и трудолюбия. Для того чтобы продемонстрировать парящие движения на сцене, необходимо каждый день заниматься в балетном зале.

Происхождение балета

Слово «балет» произошло от латинского слова ballo, которое означает «танцую». Родиной этого вида искусства считается Италия. В шестнадцатом веке появились первые танцевальные сценки. Через некоторое время во Франции становится популярным придворный балет. До таких шедевров, как балет «Лебединое озеро», было еще очень далеко, и танцы, исполняемые во дворцах, мало напоминали то искусство, которое сейчас можно увидеть на сцене.

К концу восемнадцатого века балетный костюм становится короче и воздушнее, а также появляются первые пуанты — профессиональная обувь балерин.

Начинается популяризация хореографического искусства, появляются его любители, которые регулярно посещают спектакли. В те времена еще не было отдельных учреждений, которые именовались как театр балета, но искусству танца стало уделяться большое внимание. Великие композиторы Людвиг Ван Бетховен, Лео Делиб, Минкус и другие начинают создавать романтическую музыку для балетов. Появляются первые полноценные балетные спектакли.

Балет в России

В России зрители узнали, что такое балет, в 1673 г. Тогда при царе Алексее Михайловиче состоялся первый балетный спектакль. Огромное влияние на русский балет оказал французский балетмейстер-хореограф Шарль-Луи Дидло. Он связал танец и пантомиму, придал большое значение кордебалету и сделал акцент на сольных женских партиях.

Балетмейстер Мариус Петипа укрепил русскую школу балета, его имя до сих пор известно поклонникам хореографического искусства. Конец девятнадцатого века в балетных кругах называют «эпохой Петипа».

Затем в России прогремело новое имя, оказавшее огромное влияние на мир балета. Это Михаил Фокин. Он стал настоящим реформатором и внес значительные изменения в спектакли. Он изменил традиционное построение балета и рисунки в танце. Фокин возродил романтические балеты, такие как «Шопениана». Его музой стала несравненная балерина Анна Павлова. Ее «Умирающий лебедь» — это символ русского балета начала двадцатого века.

Бессмертный спектакль «Лебединое озеро»

Петр Ильич Чайковский произвел настоящий фурор в балетном мире. Он написал музыку к нескольким балетным спектаклям, включая известный всему миру балет «Лебединое озеро». Это произведение искусства на слуху у каждого человека, даже у того, кто совершенно далек от хореографии. Самый популярный балет в мире был создан в 1876 г. Трудно поверить, что две первые постановки не имели никакой популярности и не произвели впечатления на зрителей. Великий композитор при жизни не застал грандиозного успеха своего творения. Лишь в 1895 г. возрожденный балет в постановке хореографов Льва Иванова и Мариуса Петипа был показан на сцене Мариинского театра. Именно Лев Иванов возродил спектакль, поставив сначала второй акт, в который вошел легендарный танец маленьких лебедей. Мариусу Петипа понравилось его видение сюжета, и они стали вместе работать над постановкой. Новая версия балета «Лебединое озеро» имела оглушительный успех. Хореография двух великих балетмейстеров является классической, любой театр оперы и балета в мире обязательно отводит этому спектаклю важнейшую роль в своем репертуаре.

Современный балет

Говоря о том, что такое балет, нельзя не упомянуть современные театральные постановки, которые отличаются от классического балета более смелыми костюмами и раскованными движениями. Если классика предполагает строгие и четкие движения, то модерн представляет более свободную танцевальную интерпретацию. В современном балете появились новые движения, которые стали пластичнее и акробатичнее. Ценители балета по-разному реагируют на новаторство в хореографии. Кто-то по-прежнему воспринимает только классику и считает, что настоящий балетный спектакль должен идти только в таких местах, как театр оперы и балета, а кто-то считает, что балет, как и современный мир, должен развиваться и не стоять на одном месте. Это естественно и закономерно, можно принимать этот факт или нет, но этого не избежать. Современный балет многогранный и многоуровневый, и многие известные танцовщики с удовольствием участвуют в новых постановках, в которых оттачивают свое мастерство.

Будущее балета

Что такое балет? Многие творческие люди любят его и разбираются в движениях. Настоящий балетоман не мыслит жизни без танца. Некоторые же считают, что балетные спектакли созданы только на любителя, и не понимают, в чем смысл данного искусства. Однако ни одна страна мира не представляет себе культурную жизнь без балета. Это тот вид сценического искусства, который будет жить вечно. Он будет меняться, появятся новые постановки, новые талантливые балетмейстеры и танцовщики, новые ценители и просто зрители, но его популярность никогда не исчезнет, потому что танец бессмертен.

История возникновения классического балета

Балет справедливо считается высшей ступенью хореографического искусства, где танец превращается в музыкально-сценическое представление. Этот вид искусства возник в XV-XVI веках, намного позднее танца. Изначально он являлся придворно-аристократическим искусством. Танец — главное средство выражения в балете, но немалое значение имеют драматургическая основа, сценография, работа художников по костюмам, по свету.

Классический балет – сюжетный танец, где танцоры всегда посредством танца рассказывают некую историю. Классический многоактный балет традиционно посвящен мифам, сказкам, историческим темам. Жанровые постановки могут быть героическими, комическими, фольклорными.

В основе происхождения названия либо латинское ballo – «танцую», либо французское balletо, имеющее то же значение.

Балетом называется и танцевальный спектакль, и разновидность театрально-музыкального искусства, где с помощью пластики и хореографии создаются выразительные художественные образы.

Театрализация танца началась в Италии в XV веке, когда танцмейстеры стали создавать на основе народных танцев танцы придворные, а также бальные.

Первый балет

Первая балетная постановка, где были объединены танец, музыка, пантомима и слово была поставлена во Франции при дворе Екатерины Медичи в конце XVI века. Она называлась «Цирцея и нимфы» и была поставлена Бальтазарини ди Бельджойозо, замечательным балетмейстером, скрипачом, прибывшим из Италии со своим оркестром скрипачей.

Это была постановка с античным сюжетом, которая положила начало развитию французского придворного балета. Интермедии, пасторали, маскарады и танцевальные дивертисменты быстро стали украшением придворных празднеств.

Основные каноны балета, составленные Пьером Бошаном

Всякий танец в основе имеет определенные правила, и танец превратился в балет, когда балетмейстер Пьер Бошан описал каноны благородной танцевальной манеры.

Движения танцора Бошан разделил на группы – прыжки, приседания, различные положения корпуса и вращения. В основе этого вида танцевального искусства был принцип выворотности ног, благодаря которому тело могло двигаться в разные стороны. Вышеописанные движения выполнялись на основе трех позиций рук и пяти позиций ног.

Развитие балета

С этого момента и началось развитие балета, ставшего самостоятельным искусством в XVIII веке.

Развитие балетных школ начинается во всей Европе, добираясь до России, где в 1738 г. в Санкт-Петербурге был основан Русский императорский балет.

Ранним танцовщикам приходилось нелегко – они носили очень сложные костюмы, движения затрудняли тяжелые юбки. Но постепенно костюм менялся – балетные туфли утратили каблуки, одеяния балерин стали легкими и воздушными.

Балетмейстеры учили танцовщиков выражать эмоции жестами и выражением лиц, мифологические сюжеты заменялись рассказами о дальних странах, любовными историями и сказками. В таком виде классический балет сохранился до наших дней как один из видов прекрасного танцевального искусства.

Как называются движения в танце балет

Балет – это определенная академическая форма танца и техники, которая преподается в балетных школах согласно определенным методам. Существует много балетных школ во всем мире, которые специализируются в различных стилях балета и различных методах обучения. Танцевальные работы, использующие эту технику, называются балетом, и обычно включают танец, пантомиму, действие и музыку (обычно оркестровую, но иногда и вокальную). Балет является самым известным танцевальным действием из-за его уникальных особенностей и методов, типа работы на пуантах, поворотов ног и больших растяжек, изящных, плавных, точных движений и за его воздушность.

Танец проходит через историю. Традиции танца рассказа развились в Китае, Индии, Индонезии и Древней Греции. Театральный танец был известен на более широкой арене древнегреческого театра. Когда Римская империя завоевала Грецию, они ассимилировали греческий танец и театр со своим искусством и культурой. В то время как танец продолжал быть важным в Средневековье, несмотря на незаслуженное подавление Церковью, искусство балета не появлялось до конца 1400-х в Италии. Италия начала свои традиции балета, но это были французы, которые позволили такой расцвет. Включая аспекты итальянского балета, французский балет занял выдающееся место и повлиял на жанр танца интернационально. К нашим дням большинство балетной терминологии происходит из французского языка.

В прошлом столетии, Соединенные Штаты также развивали свои собственные традиции балета, наиболее значительно с балетмейстером Джорджем Баланчин. Хотя интерес в современном танце расширился, включая современный танец, джаз, фламенко и другие формы, балет перенес тестирование временем и все еще преподается и исполняется.

Этимология слова «балет» относится к развитию художественной формы. Слово «балет» происходит из французского языка и было заимствовано в английский язык в 17-м столетии. Французское слово в свою очередь берет свое начало в итальянском балете, уменьшительное «ballo» (танец). Балет, в конечном счете, прослеживает свой путь назад к латинскому «ballere», означающего «танцевать».

Балет, особенно классический балет, помещает большой акцент на метод и выполнение движений. Отличительная особенность балета – это наружное вращение от бедра. Основа танца состоит из пяти основных позиций. Молодые балерины получают строгое образование по методике их балетной школы, в которую начинают ходить в детстве и заканчивают с окончанием средней школы. Студенты обязаны изучать названия, значения и уточнять технику каждого движения, которое они изучают. Акцент помещен в формировании силы главным образом в нижней части тела, особенно ног, и средней части (также называемой центральной или абдоминальной), поскольку сильный центр и пресс необходим для многих движений в балете, особенно поворотов. Также важно развитие гибкости и сильные ноги для того, чтобы танцевать на пуантах.

Балетные техники вообще связаны с той областью, в которой они произошли, типа российского балета, французского балета, итальянского балета. Хотя существуют некоторые небольшие региональные изменения, ‘правила’ и словарь движений балета остаются одинаковыми во всем мире. Различные учебные методы балета разработаны, чтобы произвести различное эстетическое качество от студентов. Это особенно примечательно в высоких растяжках и динамических поворотах российского балета, тогда как итальянский балет более основан на нижней части с большим фокусом на быстрой работе ног ( Тарантелла — известный итальянский народный танец, который, как полагают, повлиял на итальянский балет.)

Во многих случаях, некоторые из самых известных методов балета названы в честь их создателей. В России например, две из самых известных систем балета — метод Вагановой в честь Агриппины Вагановой и метода Легата, в честь Николая Легата, а в Италии, преобладающая техника- метод Секкетти в честь Энрико Секкетти. Другая популярная европейская система приблизительно того же самого периода — метод Бурнонвилль, который произошел в Дании и назван в честь Августа Бурнонвилля.

Иллюзия полета в балете

Чтобы выполнять больше требуемых движений, балерина, как кажется, бросает вызов земному притяжению, работая на пределах ее возможностей. Основы физики и науки человеческого восприятия обеспечивают понимание того, как это достигнуто.

Например, во время grand jetй, может казаться, что балерина парит. Физически, его/ее центр тяжести описывает параболу, и таким образом создает окружность при броске (ведь действительно, любой объект в полете руководствуется только гравитационной силой). Однако, преимущество идет из ограничения человеческой способности рассчитывать центр тяжести, когда тело изменяет конфигурацию в полете. Прыгая, балерина расширяет руки и ноги. Маневр скрывает падение и заставляет аудиторию чувствовать, что балерина летит. Pas de Chat (кошачья походка) создает подобную иллюзию. Балерина начинает с pliй, затем во время фазы нарастания шага быстро поднимает каждое колено в последовательном развороте бедер, так, чтобы на мгновение обе ноги находились в воздухе в то же самое время. На мгновение балерина кажется зависнувшей в воздухе.

Способность балерины держать положение в воздушном пространстве называют баллон.

Приземление должно быть выполнено тщательно. Законы физики устанавливают правило, что импульс должен быть рассеян, а тяжесть приземления разрушила бы впечатление от легкости, и вероятно травмировала бы балерину. Часть решения проблемы – это пол, специально разработанный для поглощения удара. Балерина также сгибает колени (плие) и растягивает ногу от пальцев до пятки. Для артистического смысла, так же как и из соображения безопасности, эту технику должны преподавать компетентные преподаватели.