Как разучить русский народный танец

Русский народный танец. Открытое занятие в средней группе

Анастасия Шмелькова
Русский народный танец. Открытое занятие в средней группе

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 20

«Детский сад комбинированного вида»

Конспект занятия по хореографии

«Русский народный танец»

Выполнила: Педагог дополнительного образования.

Хореограф: Шмелькова А. А.

Конспект занятия по хореографии.

Тема: Детский народный танец

Цель: Ознакомление детей с элементами движений народного танца, Русский народный Танец «Веселая пляска»

1. Настроить детей на активную творческую работу.

2. Познакомить детей с русскими народными костюмами. Картинки (женские и мужские народные костюмы)

3. Подготовить (разогреть) мышечный аппарат к активной деятельности.

4. Разучить движения танца «Веселая пляска»

5. Подведение итога занятия.

1. МУЗЫКА на ПОКЛОН

В зал входят девочки. Делают поклон

В зал входят мальчики. Делают Поклон

2. Разминка: на середине зала. «Изобрази скорей»

• На носочках дети бегут по кругу и красиво встают в круг

• Мы оловянные солдаты1

3. Ребятки, какие вы молодцы, вы так хорошо трудились, давайте немножко отдохнём. Играет медленная музыка, дети делают растяжку.

4. Рассказ педагога о народном танце и показ костюмов. (Приложение 1.)

5. Слушание русской народной музыки для танца: «Веселая пляска».

Изучение основных элементов и движений танца «Веселая пляска» (сначала под счёт, затем под музыку фрагменты движений)

Русский народный шаг;

• приставные шаги с приседанием;

• переучивание движений рук;

6. Включается музыка танца «Веселая пляска».

1. Танцуем все комбинации вместе с педагогом.

2. Дети танцуют все комбинации самостоятельно.

Повтори, как я! (под веселую музыку, по очереди каждый ребенок встает в круг и показывает интересные танцевальные упражнения, остальные повторяют.)

Танец — это самый древний и богатый вид искусства: очень интересный, многогранный, яркий, несущий в себе огромный эмоциональный заряд.

В этом плане народный танец стал бесценным сокровищем, показывающим быт, основные занятия, традиции, события, происходящие в жизни людей. Изучая народный танец, мы путешествуем по планете. Благодаря этому виду искусства, можно побывать в любом уголке мира, познакомиться с историей этого края, узнать национальные особенности этой территории.

Танец — это особый вид народного искусства. Не поддаётся счёту сколько различных танцев и плясок бытовало на Руси и существует до сих пор в современной России. Они имеют самые разнообразные названия: иногда по песне, под которую танцуются («Камаринская», «Сени», иногда по количеству танцоров («Парная», «Четвёрка», иногда название определяет картину танца («Плетень», «Воротца»). Но во всех этих столь различных танцах есть что-то общее, характерное для русского народного танца вообще: это широта движения, удаль, особенная жизнерадостность, поэтичность, сочетание скромности и простоты с большим чувством собственного достоинства.

Русская пляска:

Русская пляска — вид русского народного танца. К Русским пляскам относятся хоровод, импровизированные пляски (перепляс, барыня и др.) и танцы, имеющие определённую последовательность фигур (кадриль, ланце и др.). В каждом районе эти пляски видоизменяются по характеру и манере исполнения и имеют обычно своё название, происходящее от названия местности или плясовой песни. Музыкальный размер обычно 2/4 или 6/8. Русские пляски есть медленные и быстрые, с постепенным ускорением темпа. Хороводы бывают женские и смешанные. Исполняются чаще по кругу, обычно сопровождаются песней, иногда в виде диалога участников. Перепляс носит характер соревнования. Для женского танца характерны:плавность, величавость, лёгкое кокетство, игра с платочком; пляска мужчин отличается удалью, ловкостью, широтой, юмором.

Дидактическая игра «Вот как мы нарядились», для детей старшей группы. муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Детский сад № 20 «Земляничка».

Мы разные, но мы вместе. На этой недели в рамках проекта к дню толерантности «Мы разные, но мы вместе» наша группа «Радуга»(подготовительная) подготовила и провела.

Внеклассное мероприятие «Танец — это молодость, танец — это жизнь, танец — это красота!»

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Тема: «Танец — это молодость, танец — это жизнь, танец — это красота!» Цель мероприятия: 1) дать информацию о танцах народов мира и национальных костюмах;

развивать таланты и способности учащихся ;

пропагандировать здоровый образ жизни;

прививать любовь к искусству;

совершенствовать эстетическое воспитание подрастающего поколения.

Приветствие учащихся, учителей, гостей. Ведущий:

Сегодня у нас праздник.

-Давайте с вами представим, что мы находимся в мастерской. -Что вы видите? (национальные костюмы)

-Да, сегодняшнее мероприятие связано с танцами. Танцы каких народов вы знаете ?

-Какие танцы вам нравятся? Танец — это выражение мысли и чувства средствами условных движений жестов и поз. Он исполняется под музыку, из которой черпает своё содержание.

Танец как своеобразный язык, выражающий специфическими средствами радость и восторг, печаль и боль, и множество других чувств, возник по всей вероятности, вслед за простыми жестами, движениями, возможно даже раньше слова. С тех пор танец неизменно сопровождает человека. Без него не обходились в первых поселениях далеких наших предков, на народных праздниках и даже во время военных походов.

— Сейчас прозвучит мелодия, а вы угадаете, какой танец нам станцуют девочки? (звучит украинская мелодия)

-Скажите, пожалуйста, что это за мелодия?

— Что вы об этом танце знаете?

(Показ слайдов, под музыку, и объяснение о танце и национальных костюмах.)

Среди богатейшей истории народного творчества одной из самых ярких страниц является народное творчество Украины. Не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами оно снискало себе заслуженную славу. Столь щедро одаренный народ украинский создал многожанровое искусство. И среди всех искусств танец занимает особое место. Украинский народный танец, также как и другие виды народного творчества, развивался на протяжении всей истории украинского народа, обогащаясь новым содержанием и своеобразными, выразительными средствами. В нем нашли свое отображение радость творческого труда, героизм борьбы и величие побед, задорная веселость, мягкий юмор и другие черты, присущие украинскому национальному характеру. Танец Украины — то задумчиво лиричен, то неудержимо весел, скромен и нежен. Искусство Украины, как и всякое искусство, отражало в себе всю историю и жизнь украинского народа, его в прошлом нелегкую жизнь.

— Девочки, пожалуйста, покажите нам элементы украинского танца. ( девочки танцуют украинский народный танец)

— Так как у нас небольшой мастер класс, то давайте вместе с вами разучим украинский танец, (разучивание с 66 классом нескольких движений )

-Посмотрите, я здесь развесила национальные костюмы. Какой костюм вам наиболее знаком? (тат.)

-Как вы думаете, к какому народу это платье принадлежит?

-Какого цвета это платье?

-Что украшает это платье? (узоры).

-У каждой национальности, у каждого народа свои узоры. Костюмы все яркие, красочные.

Татарский костюм нам наиболее близок.

-Сейчас прозвучит другая мелодия, а вы угадайте, какой танец нам станцуют девочки? (звучит татарская мелодия)

-Скажите, пожалуйста, что это за мелодия?

— Что вы об этом танце знаете?

-(Показ слайдов, под музыку, и объяснение о танце и национальных костюмах.)

Татарские народные танцы быстрые и зажигательные. Они наполнены разным содержанием — это может быть картина мирного труда, праздник, свадьба и т.д. Музыкальные ритмы у них — живые и бойкие, песни полны добра, юмора и лирики. Ведущий:

Девочки, покажите нам пожалуйста элементы татарского танца. ( девочки 96 класса танцуют татарский народный танец)

Давайте попробуем разучить с вами татарский танец. (66 разучивают несколько движений)

— Сейчас я вам прочитаю пословицу.

Русский в словах горд,

Русский человек добро помнит.

Пословицы эти о русском народе.

— Значит следующий у нас русский народный танец.

(Показ слайдов, под музыку, и объяснение о танце и национальных костюмах.)

У Русского Народного Танца своя многовековая история. В V — VII веках народные танцы исполнялись в лоне «игрищ» (сходбищ). На их характер налагали отпечаток древние языческие представления.

Принятие христианства способствует развитию культуры, и народное творчество получает выражение в скоморошестве. Скоморохи сыграли огромную роль в развитии и популяризации народного танца. Именно в это время зарождаются сценические формы народных танцев.

В середине XVI столетия усиливающееся влияние русской церкви негативно сказывается на народном искусстве. Видя в народных песнях и танцах пережитки язычества, церковь притесняет музыкантов, танцоров и певцов, а в XVII веке Алексей Михайлович издает указ о преследовании скоморохов.

Восемнадцатый век — это эпоха, связанная с именем Петра I, блестящего реформатора. В этот период произошли серьезные преобразования в культуре: танец приобретает более светский характер. И лишь в народе русский танец не только сохраняется, но и развивается, принимая новые разновидности.

После Октябрьской революции новым проявлением танцевального творчества народа стали профессиональные ансамбли танца, а также самодеятельные коллективы. Художественная самодеятельность стала своеобразным преемником и продолжателем традиций русской народной хореографии. Если раньше русские танцы исполнялись в основном на праздниках, игрищах, свадьбах, то теперь они занимают большое место в репертуаре профессиональных театров.

Трудно определить, сколько народных плясок и танцев бытует в России. Их просто невозможно сосчитать. Они имеют самые разнообразные названия: иногда по песне, под которую танцуются («Камаринская», «Сени»), иногда по количеству танцоров («Парная», «Четверка»), иногда название определяет рисунок танца («Плетень», «Воротца»).

Но во всех этих столь различных танцах есть что-то общее, характерное для русского танца вообще: это широта движения, удаль, особенная жизнерадостность, поэтичность, сочетание скромности и простоты с большим чувством собственного достоинства.

Русские ганцы сильно различаются между собой по настроению, по рисунку и по темпу. Русский народный танец не музейное искусство прошлого, он не представляет собой что-то неизменное, застывшее. Все его виды -хороводы, пляски, переплясы — бытуют в народе, они не застыли в своем развитии! Ведущий:

— Девочки, покажите нам пожалуйста элементы русского народного танца. ( девочки 96 класса танцуют русский народный танец)

— Давайте попробуем разучить с вами русский танец. (66 разучивают несколько движений)

— Сейчас прозвучит мелодия, а вы угадаете, какой танец нам станцуют девочки? (звучит молдавская мелодия)

-Скажите, пожалуйста, что это за мелодия?

— Что вы об этом танце знаете?

(Показ слайдов, под музыку, и объяснение о танце и национальных костюмах.)

Выращивание, сбор и обработка винограда (приготовление из него вина) является одним из основных занятий тружеников Молдавии. Естественно, что эта тема нашла яркое и многообразное воплощение в народном творчестве, в котором молдавский народ поэтизирует свой труд. Характерным для молдавских танцев является легкий, устремленный вверх подскок. Танцуют молдаване увлеченно, с большим темпераментом. Ведущий:

Девочки, покажите нам пожалуйста элементы молдавского народного танца. (девочки 96 класса танцуют молдавский народный танец)

Давайте попробуем разучить с вами молдавский танец. (66 разучивают несколько движений)

— Сейчас прозвучит мелодия, а вы угадаете, какой танец нам станцуют девочки? (звучит румынская мелодия)

-Скажите, пожалуйста, что это за мелодия?

— Что вы об этом танце знаете?

(Показ слайдов, под музыку, и объяснение о танце и национальных костюмах.)

Музыкальная культура Румынии тоже необычайно интересна. Музыка скорее похожа на восточную. Самым популярным танцем почему-то является так называемая Сырба (сырб — это серб), то есть, сербский танец. Народная культура также живет и в национальном костюме, который можно увидеть на реальных людях в деревнях и в народных промыслах, таких как керамика, резьба по дереву (широко известна великолепная резная румынская мебель), ткачество. Ведущий:

Девочки, покажите нам пожалуйста элементы румынского народного танца.

( девочки 96 класса танцуют румынский народный танец)

Давайте попробуем разучить с вами румынский танец. (66 разучивают несколько движений)

Подумайте, вы видели много народных танцев.

Что же является особенностью этих танцев?

У танца, как ни у какого другого вида искусства, есть качества, способствовавшие быстрому и полному освоению жизненно необходимых навыков: в форме жестов и телодвижений, человек за короткое время успевал передать эти навыки более ярко и эмоционально, нежели любым иным способом.

Народный танец — это танец, созданный этносом и распространенный в быту, обладающий этническими особенностями, проявляющимися в характере, координации движений, в музыкально-ритмической и метрической структуре танца, манере его исполнения.

Народный танец — одна из основ классической хореографии. Он столь же разнообразен, как разнообразна жизнь и культура разных народов. Такое разнообразие танцев родилось их характера народов, его жизни и образа занятий.

Ведущий: Кроме народных танцев у нас есть и современные. Давайте посмотрим один из них.

Сегодня вы много узнали о народных танцах. Спасибо, что вы пришли на праздник.

«Описание материала:

Для проведения внеклассного мероприятия учащиеся узнают много интересного о танцах, о костюмах различных народов.

Можно узнать информацию о танцах народов мира и национальных костюмах, совершенствовать эстетическое воспитание подрастающего поколения, прививать любовь к искусству, пропагандировать здоровый образ жизни; развивать таланты и способности учащихся.

Что же является особенностью этих танцев?

«Выдержка из материала:

Тема: «Танец — это молодость, танец — это жизнь, танец — это красота!»

Цель мероприятия:

  1. дать информацию о танцах народов мира и национальных костюмах;
  2. развивать таланты и способности учащихся ;
  3. пропагандировать здоровый образ жизни;
  4. прививать любовь к искусству;
  5. совершенствовать эстетическое воспитание подрастающего поколения.

Ход мероприятия:

1. Приветствие учащихся, учителей, гостей.

Ведущий:Сегодня у нас праздник.-Давайте с вами представим, что мы находимся в мастерской. -Что вы видите? (национальные костюмы)-Да, сегодняшнее мероприятие связано с танцами. Танцы каких народов вы знаете ?-Какие танцы вам нравятся? Танец — это выражение мысли и чувства средствами условных движений жестов и поз. Он исполняется под музыку, из которой черпает своё содержание.

Ведущий:- Сейчас прозвучит мелодия, а вы угадаете, какой танец нам станцуют девочки? (звучит украинская мелодия)-Скажите, пожалуйста, что это за мелодия?- Что вы об этом танце знаете?

Ведущий:- Так как у нас небольшой мастер класс, то давайте вместе с вами разучим украинский танец, (разучивание с 66 классом нескольких движений )Ведущий:-Посмотрите, я здесь развесила национальные костюмы. Какой костюм вам наиболее знаком? (тат.)-Как вы думаете, к какому народу это платье принадлежит?

-Какого цвета это платье?-Что украшает это платье? (узоры).-У каждой национальности, у каждого народа свои узоры. Костюмы все яркие, красочные.Татарский костюм нам наиболее близок.Ведущий:-Сейчас прозвучит другая мелодия, а вы угадайте, какой танец нам станцуют девочки? (звучит татарская мелодия)-Скажите, пожалуйста, что это за мелодия?

— Что вы об этом танце знаете?-(Показ слайдов, под музыку, и объяснение о танце и национальных костюмах.)Татарские народные танцы быстрые и зажигательные. Они наполнены разным содержанием — это может быть картина мирного труда, праздник, свадьба и т.д. Музыкальные ритмы у них — живые и бойкие, песни полны добра, юмора и лирики.

Ведущий:- Девочки, покажите нам пожалуйста элементы татарского танца. ( девочки 96 класса танцуют татарский народный танец)- Давайте попробуем разучить с вами татарский танец. (66 разучивают несколько движений)

Выращивание, сбор и обработка винограда (приготовление из него вина) является одним из основных занятий тружеников Молдавии. Естественно, что эта тема нашла яркое и многообразное воплощение в народном творчестве, в котором молдавский народ поэтизирует свой труд.

Характерным для молдавских танцев является легкий, устремленный вверх подскок. Танцуют молдаване увлеченно, с большим темпераментом. Ведущий:- Девочки, покажите нам пожалуйста элементы молдавского народного танца. (девочки 96 класса танцуют молдавский народный танец)- Давайте попробуем разучить с вами молдавский танец. (66 разучивают несколько движений)

Ведущий:- Сейчас прозвучит мелодия, а вы угадаете, какой танец нам станцуют девочки? (звучит румынская мелодия)-Скажите, пожалуйста, что это за мелодия?-

Что вы об этом танце знаете?

— Девочки, покажите нам пожалуйста элементы румынского народного танца.( девочки 96 класса танцуют румынский народный танец)

— Давайте попробуем разучить с вами румынский танец. (66 разучивают несколько движений)Ведущий:Подумайте, вы видели много народных танцев.Что же является особенностью этих танцев?

Ведущий: Кроме народных танцев у нас есть и современные. Давайте посмотрим один из них.Сегодня вы много узнали о народных танцах. Спасибо, что вы пришли на праздник.

Презентация на тему: Русский народный танец

реферативная работа РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ Выполнила ученица 7 «А» классаКиль АннаРуководитель: Бородина Е.В.г. Дудинка2011-2012 учебный год

Целью работы является знакомство с историей русского народного танца.Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: 1. Изучить литературные источники, позволяющие определить особенности русского народного танца.2. Узнать об основных жанрах народного танца.3. Проследить взаимосвязь компонентов народного танца: движений, композиции, музыки, костюма.

НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ Народный танец – один из древнейших видов искусства. Он выражает стиль и манеру исполнения каждого народа, неразрывно связан с музыкой.Народный танец – результат коллективного творчества. У каждого народа сложились свои танцевальные традиции. Народ танцами украшал свою жизнь. Во время праздников водили хороводы, плясали, пели, играли в различные игры.

ХОРОВОДЫ Хоровод- массовый танец. Его рисунок – простой круг- олицетворял движение Солнца вокруг Земли.Участники хоровода поют, движутся по кругу, приплясывают и разыгрывают действие. Танец, игра и песня в хороводе неразрывно и органично связаны между собой. В народе говорят: «Песня, игра и пляска в хороводе неразлучны, как крылья у птицы».Хоровод собирает большое число участников. В нем проявляется чувства дружбы, единения. Участники держатся за руки, за платок, пояс, венок. Иногда движутся друг за другом или рядом, сохраняя строгий интервал, иногда идут парами. Русский хоровод «Веретёнце»

РУССКАЯ ПЛЯСКА Русские пляски есть медленные и быстрые, с постепенным ускорением темпа. Перепляс носит характер соревнования. Исполняются по парам и тройкам в различных сочетаниях, одними девушками или одними парнями.Для женского танца характерны плавность, величавость, лёгкое кокетство, игра с платочком; пляска мужчин отличается удалью, ловкостью, широтой, юмором. Большой популярностью в народе пользуются пляски-импровизации, пляски-соревнования. Каждому исполнителю дается возможность выразить себя, показать, на что он способен.

ИГРОВЫЕ ТАНЦЫ В игровых танцах с помощью различных движений передаются характер, поведение, повадки животных и птиц: «Медведь», «Гусачок», «Журавель». Другие пляски связаны с трудовыми процессами — «Толкуша», «Веретено», «Косари». В них раскрываются и имитируются, благодаря рисунку и движениям, трудовые процессы. танец «Топотуха» танец «Журавель»

РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ Русская народная одежда красива, ярка по краскам, богата украшениями, вышивкой. В создании одежды народ проявил столько же таланта и художественного вкуса, сколько и в создании песен и плясок. В старину девушки долгие годы готовили себе праздничную одежду, украшали узорами сарафан, кокошник, вышивали рубашки и кофты. Богатый костюм, в который было вложено много труда, переходил по наследству от матери к дочери. Парни одевались тоже нарядно (вышитые разноцветные рубахи, красивые тканые пояса).Для мужского костюма характерен особый покрой рубашки — косоворотки (разрез воротника не на середине груди, а сбоку). Штаны шили из холста, украшали узорами или полосками.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ На западе принято считать, что диковинные прыжки традиционного русского танца являются следствием холодного климата северной страны. Дескать, «Присядка», «Арабский», «Коза», «Разножка», «Чёрт», «Пистолет», «Кольцо», «Бочонок», «Щучка», «Бедуинский», и другие трюки были придуманы русскими, исключительно чтобы согреться. Действительно, большинство традиционных русских праздников справлялись осенью и зимою, когда заканчивались работы в поле. ТРЮКИ РУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА

Я занимаюсь хореографией с 5 лет. Каждый год в апреле мы выступаем на сцене городского дома культуры с отчетным концертом. Для всех нас это яркий праздник: красивые костюмы, аплодисменты. Но за каждым таким выступлением (которое длится 3-5 минут) стоят месяцы репетиций, разучивания каждого движения.

Заключение Изучая данный вопрос, я пришла к выводу, что танец — это не только набор движений, соединённых между собой. Танец — это большое понятие, включающее в себя и разнообразные движения, и определённую композицию, и подходящую мелодию, и костюм, и идею. Без этих компонентов танец теряет смысл, перестаёт быть интересным для зрителя.