Матвеев русский народный танец теория и методика преподавания

Экзерсис в народно-сценическом танце

Определение, основные элементы и движения экзерсиса, развивающие и тренирующие психофизический аппарат обучающегося. Основная особенность народно-сценического экзерсиса, его пластико-технологические особенности и применение принципа контрастности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1.1 Основные положения ног……………………………. …………..3

1.2 Основные положения рук………………………. ………………..5

1.3 Положения корпуса, плеч и головы……………. ………………..6

2. Основные движения экзерсиса…………………. ………………. 7

2.1 Анализ народно-сценического экзерсиса……. ……………. 11

3. Особенности обучения народно-сценическому экзерсису……. 13

Список использованной литературы………………. ……………. 15

Современный экзерсис — отточенная, совершенная и унифицированная система упражнений и комбинаций, созданная в процессе длительного хореографического опыта.

Все элементы экзерсиса прошли «естественный отбор». Выжили и вошли в состав экзерсиса только действительно необходимые элементы, наиболее конкретно и целенаправленно развивающие и тренирующие психофизический аппарат обучающегося.

«В экзерсисе разносторонне развивается мускулатура ног, их выворотность, шаг и plie; постановка корпуса, рук и головы, координация движений. В результате ежедневной тренировки фигура приобретает подтянутость, вырабатывается устойчивость» Костровицкая В., Писарев А. Школа классического танца. Л., 1986. с.7.

Экзерсис это постоянная и последовательная тренировка костного и суставно-мышечного аппарата, а так же психическая настройка обучающегося, способствующая развитию волевых качеств, двигательной памяти, ритмичности, музыкальности. Это освоение танцевальной техники, закладывающее основы выразительного движения. Экзерсис создает пластический фундамент, который дает возможность обучающемуся гармонически развивать двигательный аппарат, подчиняя это обучение совершенствованию пластически-художественных возможностей организма.

Цели курсовой работы: Рассмотреть, что такое экзерсис и его значение в народно-сценическом танце.

Задачи курсовой работы: Дать понятия, описания и характеристику танцевального экзерсиса.

Элементы экзерсиса формируют основные танцевальные навыки. Каждый элемент создает простейшее и конкретное пластическое положение тела танцующего, включающее характерные для данного и отличительные от других элементов сочетания разных положений частей тела; рук, ног, корпуса и головы.

Совершенствование элементов экзерсиса — сложный процесс. Навык в исполнении элементов возникает только в результате целенаправленной умственной деятельности обучающегося, устремляющего свою волю, внимание, память на выполнение поставленной перед ним конкретной задачи.

Экзерсис воспитывает высокий уровень координации движений, что крайне необходимо исполнителю.

Особой ценностью экзерсиса является возможность разнообразно совершенствовать такие признаки движений, как темп, ритм, размер, направление, количество повторений, характер и мышечные усилия.

Авторы первого в мире учебника по характерному танцу А.Лопухов, А. Ширяев и А. Бочаров подчеркивали; «Проходя курс характерного танца, учащийся тренирует все свое тело, развивает его артистическую емкость, готовность в любую минуту и с одинаковым успехом исполнить всякий танец, будь то испанский, чечетку, украинский гопак с присядками и прыжками, лезгинку или матлот». Лопухов А. Основы характерного танца /А.Лопухов, А.Ширяев, А.Бочаров. Л., М., 1939.- с.33.

1.1 Основные положения ног

Встречающихся в танце положений и сочетаний положений ног очень много. Из этого множества мы выделяем только те положения и сочетания, с которых исполнитель чаще всего начинает то или иное движение либо заканчивает его. Такие положения являются основными. В русском танце их четыре.

1-е положение: ноги свободно, без напряжения стоят на полу, пятки вместе, носки развернуты под небольшим углом, т.е. ставятся Вт естественное положение.

2-е положение: ноги стоят свободно, пятки находятся на расстоянии стопы друг от друга, носки развернуты в стороны под небольшим углом.

3-е положение: левая нога стоит свободно, носок развернут в сторону под небольшим углом, правая нога каблуком прикасается к середине стопы левой ноги; носок правой ноги развернут в сторону под небольшим углом. Это положение соответствует 3-ей позиции ног в народно-сценическом танце.

Существует вариант этого положения: обе ноги поставлены рядом и соприкасаются внутренними сторонами стоп, каблук правой ноги находиться у середины стопы левой ноги. Это положение характерно для исполнения дробей.

4-е положение: обе ноги соприкасаются внутренними сторонами стоп, что соответствует 6-й позиции ног в народно-сценическом танце.

Так же существует множество вариантов положений стоп в народно — сценическом экзерсисе.

Натянутая стопа — это напряженная стопа с предельно вытянутым подъемом и пальцами.

Сокращенная стопа — это напряженная стопа с сокращенным подъемом и сильно поднятыми вверх пальцами.

Свободная стопа — это нога, расслабленная от голеностопного сустава до пальцев.

Опорная нога — это нога, на которой находится тяжесть корпуса.

Работающая нога — это нога, которая выполняет движение.

1.2 Основные положения рук

Руки в русском танце очень выразительны, и положения их разнообразны. В сочетании с движениями головы и корпуса они передают характер, настроение исполнителя, придают танцу национальную окраску и особую выразительность.

Здесь так существует много положений, но выделяются четыре основные положения рук и одно подготовительное.

Подготовительное положение: обе руки свободно опущены вдоль корпуса, кисти направлены ладонями к корпусу.

1-е положение: обе руки согнуты в локтях и находятся на талии, Локти направлены точно в стороны и расположены на одной линии с плечами. Кисть руки не прогибается, пальцы сжаты в кулачки, тыльная сторона кисти направлена строго вперед, большой палец прижат к указательному.

Существует вариант этого положения: кисти обхватывают талию — большой палец сзади, четыре других сжаты вместе, спереди.

2-е положение: обе руки, свободные в локтях, подняты вперед на уровне груди, кисти повернуты ладонями вверх, пальцы вытянуты и соединены друг с другом. Голова приподнята, взгляд открытый.

Это положение характерно для приветствия с хлебом — солью, приглашения, соединения рук юношей и девушек.

3-е положение: обе руки широко раскрыты в стороны на уровне груди, ладони направлены верх, пальцы вытянуты и соединены друг с другом. У девушки локти свободны, руки мягкие. У юношей руки раскрыты широко, грудь расправлена, руки в локтях вытянуты больше, чем у девушек.

4-е положение: обе руки скрещены на уровне груди, сложены «калачиком». У девушки левая рука лежит на правой, руки свободно касаются корпуса. Кисти рук как бы спрятаны под локоть, пальцы собраны вместе. Корпус подтянут, голова приподнята. У юношей левая рука лежит на правой на уровне груди. Руки к корпусу не прикасаются. Ладони рук лежат чуть выше локтя, пальцы собраны вместе. Корпус подтянут голова приподнята.

Так же существуют комбинированные положения рук, они строятся из основных положений и представляют собой своеобразную импровизацию исполнителей.

В хороводах, плясках, кадрилях, переплясах существуют различные положения рук, присущи только девушкам либо только юношам.

1.3 Положения корпуса, плеч и головы

Корпус. В русских женских танцах корпус чаще всего прямой и спокойный, без резких движений. Даже при исполнении дробей он остается прямым, свободным, ненапряженным. В медленном танце девушка «плывет как пава», корпус подтянут, движения мягкие и плавные. Только изредка корпус слегка наклоняется вперед, на правый или левый бок или, оставаясь прямым, поворачивается вправо-влево.

У юношей корпус более подвижен. При исполнении «хлопушек» он резко наклоняется вперед, на правый или левый бок, поворачивается из стороны в сторону и так же резко выпрямляется. Во время присядок или прыжков он сильно наклоняется вперед или прогибается назад.

В парном танце исполнители слегка отклоняют корпус друг от друга или наклоняют его вперед, например, проходя в «воротца», приглашая к танцу или низко кланяясь широким русским поклоном.

Плечи. Обычно прямые, спокойные. Иногда в женском танце девушка поводит плечом или, стоя подбоченившись, одновременно с притопом задорно — кокетливо поднимает и опускает одно или оба плеча.

Голова. Положение головы определяется характером танца и подчеркивает его эмоциональное содержание. В медленном девичьем танце посадка головы прямая, спокойная, иногда голова скромно наклоняется и поворачивается к правому или левому плечу.

2. Основные движения экзерсиса

Вначале все упражнения экзерсиса исполняются в медленном темпе, в так называемом «чистом виде» или в простых комбинациях. Сначала корпус и руки находятся в статическом положении, работают только ноги, затем добавляются port de bras, и по мере усвоения элементы все усложняются.

Задачами экзерсиса первого года обучения являются изучение основ и формирование первоначальных профессиональных навыков, а так же развитие суставно-связочного аппарата, выработка пластичности, силы мышц и натянутости ног.

Основная задача экзерсиса у станка на втором году обучения заключается в закреплении профессиональной основы, заложенной ранее. В работе над каждым движением экзерсиса необходимо добиваться точности и чистоты исполнения, только после этого можно усложнять упражнения координационно и композиционно.

В последующих годах композиции у станка все больше усложняются.

Все движения народно-сценического танца — это все те же элементы основанные на движениях классического танца.

Plie — приседать, сгибать, demi — половина, grand — большой (полный).

Plie способствует развитию эластичности связок, укреплению мышц, развитию выворотности. Правильно и в разумных количествах оно укрепляет коленный сустав.

Plie может исполняться как плавное, так и отрывистое, резкое, с акцентом на подъеме. Demi-plie и grand plie исполняются в различных характерах, но первоначально целесообразно составлять комбинацию этого упражнения в венгерском и русском характерах.

Так же в комбинацию вводятся различные releve и движения корпуса (наклоны, перегибы, повороты).

Battement tendu — с фр. «вынос ноги».

Battement tendu способствует развитию силы мышц ног, эластичности связок, подготавливает мышцы и связки ног для работы. Подъем пятки опорной ноги развивает подвижность стопы и укрепляет голеностопный сустав. Характер движения — резкий, четкий, энергичный. При исполнении нужно максимально напрягать мышцы всех частей ног. Следить за корпусом.

Battement самое разнообразное , это — battement tendu обычное, и с подъемом пятки опорной ноги, и с переходом работающей ноги с носка на каблук, с выносом ноги на каблук, с tombe, с двойным ударом, и много других движений, комбинирующихся с battement tendu.

Battement tendu jete

Battement tendu jete — от фр. « вынос ноги на 45 0 и выше», jete — «бросок».

Движение battement tendu jete развивает силу мышц, вырабатывает «натянутость» ног, умение «бросать» их на 25 0 и 45 0 . Все виды battement tendu jete комбинируются друг с другом, с battement tendu, pas tortille, с flic — flac и другими движениями, сходными по ритму и характеру.

Flic-flac — flic — «мазок» от себя, flac — «мазок» к себе.

Это очень интересное упражнение, относящееся к разряду чечеточных. Здесь нет натянутости и напряженности стопы, а происходят «мазковые» движения. Его цель — научить владению стопой в свободном (расслабленном) положении.

При исполнении следить за стопой, что бы она не напрягалась, не вытягивался подъем и не «крючились» пальцы. Нога от колена до стопы должна раскачиваться подобно маятнику.

Rond de jambe par terre

Rond de jambe par terre — «круг ногой по земле».

Упражнение rond de jambe par terre исполняется не только носком и пяткой, но так же скошенной внешней частью стопы.

Движение развивает выворотность тазобедренного сустава, а особенно для голеностопного сустава. Основная задача, научить движению в скошенном положении стопы работающей ноги, и резкому подведению ноги на sur le cou-de-pied.

Rond de pied par terre — цель этого движения та же что и rond de jambe, только в этом упражнении усиливается работа голеностопного сустава.

Battement developpe — от фр. «вынимание ноги». Battement developpe народно — сценического экзерсиса встречаются в венгерских сценических танцах, и потому иногда их называют «венгерскими батманами».

Исполнения различают плавное и отрывистое developpe. Движение развивает шаг и силу мышц, исполняется во всех направлениях. Корпус и руки работают по заданию педагога — в зависимости от цели и характера комбинации. Так же комбинируется со всеми видами developpe, с grand battement jete, с подготовкой к «веревочке» и др.

Pas tortille — это движение является элементом венгерского сценического танца. Главное в этом упражнении — переходы из выворотного в невыворотное положение и опять в выворотное положение. Технически — это сложное упражнение, развивающее подвижность тазобедренного сустава и технику стопы.

При исполнении необходимо стремится к слитному исполнению. Движение носит как бы зигзагообразный, ползущий характер. Комбинируется pas tortille — с pas tortille с ударом рабочей ноги, с подготовкой к «веревочке», с упражнением для бедра, с подготовкой к flic — flac, с developpe.

Battement fondu — «fondu» с фр. — мягкий, тающий.

Исполняется сначала на 45 0 , а затем на 90 0 и выше. Комбинируется с другими видами fondu, с battement developpe.

Battement fondu tire-bouchon.

Battement fondu tire-bouchon — это совсем другой вариант battement fondu. Упражнение развивает пластичность корпуса и координацию.

Упражнения для бедра.

Само название говорит о его значении и направленности. Упражнение развивает подвижность тазобедренного сустава. Помимо «раздельного» упражнения для бедра, изучается и упражнение для бедра в «один темп».

Выстукивающие движения широко распространены во многих народно-сценических танцах: русских, татарских, испанских и др. В основе лежат удары: всей стопой, каблуком, полупальцами.

При начальном проучивании комбинации на выстукивания не должны быть ритмически сложными, но следует добиваться ритмического рисунка, четкости удара и сохранения позы.

Комбинаций на выстукивание очень много, например: в испанском характере, в русском характере, в татарском и др.

Движение «веревочка» является элементом украинского, русского, венгерского и других танцев. В русском характере веревочка исполняется на plie, в украинском это маленькие движения, в венгерском на полупальцах. Наиболее выразительна «веревочка» в венгерском характере. Так же «веревочка» исполняется в обратном порядке, на месте и с продвижением.

Движение комбинируется с подготовкой к веревочке, с pas tortille, с grand battement jete, battement developpe, в русском характере с выстукивающими движениями.

Прыжки, подскоки, присядки.

Эти упражнения относятся к мужскому классу. Для них необходимы хорошо подготовленные ноги.

Присядки и полуприсядки встречаются в танцах разных народов, но особенно часто — в русских и украинских.

Присядка — это движение на полном приседании (grand plie) без подъема наверх. Полуприсядка — движение с полного plie на вытянутые ноги или на demi plie.

В названии этого движения подчеркнут характер его исполнения. Оно развивает координацию и ловкость. «Качалка» — это равномерный переход с одной ноги на другую с одновременным покачиванием корпуса.

Движение комбинируется с подготовкой к «качалке», с battement tendu, battement tendu jete.

Название это движение получило благодаря тому, что при правильном исполнении достигается зрительное впечатление ввинчивания ног в одну точку. Движение развивает эластичность, силу мышц, ловкость.

Все элементы экзерсиса составляют азбуку танцевальной лексики. Элемент экзерсиса есть та техника, из которой и создается танец.

2.1 Анализ народно-сценического экзерсиса

Основная особенность народно-сценического экзерсиса — активное движение на опорной ноге (это касается коленного сустава, мышц голени и мышц, производящих движения в суставах стопы). Кроме того, происходит значительное совершенствование функций нижних конечностей как опорного, рессорного и толкательного аппарата, так и мышц, производящих движения в плечевом поясе и верхних конечностях.

В народно-сценического экзерсисе часто применяется принцип контрастности, то есть чередование различных по нагрузке упражнений и элементов. Резкая смена контрастных элементов одновременно приводит в работу различные группы мышц, суставов и связок. Например, приседания, движения на вытянутых и присогнутых ногах, упражнения со свободной ногой и круговерчения ног; упражнения, вырабатывающие пружинистость и эластичность, дробные и выстукивающие движения.

3. Особенности обучения народно-сценическому экзерсису

Обучение народно-сценическому экзерсису в целом аналогично обучению классическому экзерсису. Однако необходимо помнить пластико — технологические особенности народного танца.

Строить народно — сценический экзерсис следует так, что бы по мере изучения технологии танца она постепенно подчинялась сценическим задачам. Важно понимать, что исполнение элементов народно-сценического танца продолжает линию развития танцевальности. Элементы народно-сценического танца на середине зала играют особую роль в выработке стиля и манеры исполнения как подлинно народных, так и сценически стилизованных танцев. Они из-за своей технической и эмоционально-образной содержательности являются ступенью к созданию пластического и танцевального действия. Кроме того, небольшие по размеру, но различные по характеру и темпоритму элементы народных танцев создают у обучающихся необходимую контрастность в подборе движений. Это тренирует еще более высокий уровень координации и скорости реакции, что так важно для развития пластичности исполнителя.

Элементы народно-сценического экзерсиса требуют для изучения меньше времени, чем элементы классического. По технологии и психофизической природе они более естественны и опираются на развитый танцевальной классикой пластический аппарат ученика.

Часть элементов народно-сценического экзерсиса возникла на основе элементов классического танца и классического экзерсиса. Однако приближение народно-сценического танца к подлинно фольклорным источникам ведет к необходимости освоения в народно — сценическом экзерсисе техники подлинно народных танцев.

На протяжении веков одним из универсальных средств воспитания было и остаётся искусство, представляющее целостную картину мира в единстве мысли и чувства, в системе эмоциональных образов. В процессе исторического развития искусство выступает и как хранитель нравственного опыта человечества. Благодаря сохранению и передачи истинно народных движений, мы продолжаем нести нашу культуру.

Список использованной литературы.

1. Богданов Г.Ф. Урок русского народного танца / Г.Ф. Богданов. — М., 1995. — С.23.

2. А.Лопухов, А.Ширяев, А.Бочаров. Основы характерного танца. Л.;М., 1939

3. В.Матвеев. Теория и методика преподавания русского народного танца/ В.Матвеев. — СПб.,1999

4. Санкт — Петербургский гуманитарный университет профсоюзов. Основы подготовки специалистов-хореографов. СПб.,2006

5. Н.Тарасова. Теория и методика преподавания народно-сценического танца: учеб. пособие / Н.Б. Тарасова. — СПб.: ИГПУ, 1996

6. Т.Ткаченко. Народный танец / Т. Ткаченко. — М., 1967

7. Т .Устинова. Избранные русские народные танцы / Т.Устинова. — М., 1996

8.В.Уральская. Рождение танца / В.И. Уральская. — М.: Совет. Россия, 1982

Подобные документы

История развития русского народного танца от истоков до наших дней. Хореографическая структура хороводов и плясок. Методика преподавания народно-сценического танца на первоначальном этапе обучения. Правила исполнения движений народного экзерсиса.

Сущность прыжков в классическом танце, методика их исполнения, особенности техники и проучивания. Два важных элемента прыжков: элевация и баллон. Последовательность экзерсиса и танцевальная наука аllegro. Примеры упражнения для отрабатывания приемов.

Анализ школы народно-сценического танца как целостной художественно-образовательной системы. Характеристика проникновения народного танца в недра балетного искусства. Обзор эволюции группировок, сочетания костюмов, подчиняющихся сценическим задачам.

Основные части урока народно-сценического танца, его структура, используемые методы и приемы ведения. Организационные формы проведения данного мероприятия и требования к музыкальному оформлению. Содержание, цели и задачи урока первого года обучения.

История создания танцевальных самодеятельных коллективов. Влияние экзерсиса классического танца на формирование исполнительской культуры. Понятия и принципы танцевальной исполнительской культуры. Принцип формирования репертуара в ансамбле народного танца.

История возникновения народно-сценического танца как отдельного вида сценического искусства. Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева. Хореографический ансамбль русского народного танца, созданный в 1948 г. Надеждиной.

Народно-сценический танец как предмет обучения. Основные исполнительские особенности танцев народов мира. Сложные технические элементы русской народной хореографии. Составляющие элементы грамотного исполнения технически сложных танцевальных движений.

Аналіз методів викладання хореографії та їх впливу на розвиток особистості дитини. Особливості організації роботи гуртка народно-сценічного танцю. Музичний супровід як методичний прийом та засоби музичної виразності. Опис обладнання приміщення для занять.

Методы актерской техники. Психология актерского мастерства. Что меняется в личности актера в процессе сценического перевоплощения. Применение системы Станиславского. Теория сценического искусства. Некоторые психофизиологические механизмы перевоплощения.

Грим 30-х годов ХХ ст. на сцене и в кино. Анализ стиля и макияжа Марлен Дитрих. Способы нанесения макияжа. Подготовка кожи, материалы и средства для проведения процедуры. Влияние цветов и света на грим. Технологические этапы нанесения сценического грима.

Матвеев русский народный танец теория и методика преподавания

И.о. зав. кафедрой — Моисеенко Роман Николаевич, старший преподаватель кафедры народного танца.

г. Кемерово, ул. Ворошилова, 17, учебный корпус № 1, четвёртый этаж, ауд. 402

Телефон: (3842) 73-28-72

e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Возникновение и развитие:

Кафедра народного танца – структурное подразделение, входящее в состав факультета хореографии КемГИК, было образовано 28 июня 2007 года приказом ректора № 123/0706 от 28.06.2007 г. На протяжении всего времени кафедра обеспечивает образовательный процесс по направлениям подготовки: 52.03.02 «Хореографическое исполнительство», 52.03.01 «Хореографическое искусство», 51.03.02 «Народная художественная культура»

С 2013 года кафедра является выпускающей по направлению подготовки 52.03.02 «Хореографическое исполнительство», профиль «Артист-танцовщик ансамбля народного танца, педагог-репетитор.

С 2007г. – 2012 г . кафедру возглавляла кандидат культурологических наук Петроченко Наталья Валерьевна.

С 2012 по октябрь 2015 года кафедру возглавляла старший преподаватель Бондаренко Анастасия Александровна, дважды Лауреат губернаторской премии в области культуры и искусств, в 2010 г . Награждена почетной грамотой Министерства культуры Российской Федерации за большой вклад в развитие культуры. С сентября 2015 года – художественный руководитель ансамбля народного танца «Молодой Кузбасс».

С ноября 2015 по август 2017 года кафедру возглавлял кандидат педагогических наук, доцент кафедры балетмейстерского творчества Александр Васильевич Палилей.

С сентября 2017 года по настоящее время, кафедру возглавляет старший преподаватель кафедры Моисеенко Роман Николаевич, Лауреат губернаторской премии в области культуры и искусств, Лауреат Международных фестивалей и конкурсов. С 2016 года является аспирантом 2 курса специальности 09.00.01 «Онтология и теория познания», ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры».

Регламентирующие документы:

Рабочие учебные программы дисциплины:

Профессорско-преподавательский состав.

Обучение студентов ведет высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав. В штатный состав кафедры НТ входят 6 преподавателей (лауреаты международных конкурсов, доцент ВАК) и пять концертмейстеров .

Преподаватели кафедры НТ осуществляют учебную деятельность по дисциплинам: «Танец и методика его преподавания: народно-сценический танец», «Танец и методика его преподавания: русский народный танец», «Образцы танцевального репертуара», «Композиция уроков народно-сценического танца», «Основы репетиторского мастерства», «Техника народно-сценического танца», «Теория, методика и практика народно-сценического танца», «Теория, методика и практика русского народного танца», «Этнография и танцевальный фольклор народов России», «Танцы народов мира». В работе преподавателей используются лекционные, практические и индивидуальные формы обучения студентов. Преподаватели и концертмейстеры кафедры работают в ансамбле народного танца «Молодой Кузбасс», концертмейстеры входят с состав оркестра народных инструментов.

Преподаватели кафедры НТ осуществляют научно-исследовательскую работу, принимая участие в различных научных конференциях, обучаясь в магистратуре.

Направление: 52.03.02 Хореографическое исполнительство

Профиль: Артист-танцовщик ансамбля народного танца, педагог-репетитор

Направления деятельности.

Учебная и учебно-методическая деятельность. Профессорско-преподавательским составом кафедры народного танца разработаны основные образовательные программы и учебно-методические комплексы подготовки специалистов и бакалавров по 4 направлениям и 4 профилям вузовской подготовки в сфере культуры и искусств. Студенты кафедры проходят практику в профессиональных творческих коллективах музыкальных театров, филармоний, в учебно-творческих коллективах КемГИК.

Творческо-исполнительская и международная деятельность. Данное направление является приоритетным в деятельности профессорско-преподавательского состава и студентов. Творческие коллективы и солисты кафедры народного принимают участие в международных, всероссийских и региональных профессиональных конкурсах, фестивалях, концертах, арт-проектах.

Научно-исследовательская деятельность. Профессорско-преподавательский состав и студенты кафедры народного танца ведут научные исследования в сфере хореографического искусства, исполнительства и педагогики. Результаты научной деятельности представлены в публикациях статей, выступлениях на научно-практических конференциях различного уровня: международных, всероссийских, региональных, внутривузовских. Ежегодно студенты института участвуют во Всероссийской студенческой научно-практической конференции «Культура и искусство: поиски, открытия».

Деловые партнеры:

  • Департамент культуры и национальной политики администрации Кемеровской области
  • Управление культуры, спорта и молодежной политики администрации г. Кемерово
  • ФГБОУ ВПО Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки;
  • Кемеровская государственная областная филармония им. Б. Т. Штоколова;
  • ГОУ СПО Новосибирский областной колледж культуры и искусств;
  • ГОУ СПО Кемеровский областной колледж культуры и искусств;
  • ДМШ и ДШИ Кемеровской области.

Контингент студентов кафедры народного танца в 2014-2015 учебном году

Всего на кафедре народного танца обучается 10 студентов. По направлению подготовки 52.03.02. (071300) «Хореографическое исполнительство», профиль «Артист-танцовщик ансамбля народного танца, педагог-репетитор»

Квалификация (степень) выпускника «бакалавр», форма обучения – очная.

Материально-техническая база. Учебные и специализированные аудитории кафедры народного танца укомплектованы балетными станками, зеркалами, аудио и видео аппаратурой, имеются раздевалки и душевые для студентов.

Федеральное агентство по культуре и кинематографии

____________ И. И. Калина

Примерная программа дисциплины

федерального компонента цикла СД ГОС ВПО второго

поколения по направлению подготовки

по образованию в области хореографического искусства

Сопредседатель УМО ____________________ Леонова М. К.

Примерная программа дисциплины «Основы методики преподавания хореографических дисциплин» федерального компонента цикла СД составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности «Хореографическое исполнительство».

I .Организационно-методический раздел

1. Цель курса – подготовка специалистов, владеющих системой методов и приемов обучения хореографическим дисциплинам.

— знакомство с основами методики преподавания хореографических дисциплин:

народно-сценического (характерного) танца,

джаз (модерн) танца;

— овладение методами проведения занятий;

— знание законов построения целого урока, разделов его

составляющих и отдельных учебных примеров в зависимости от конкретного (данного) этапа обучения;

— понимание особенностей учебного процесса в младших, средних и

— выработка умения работать с программой по данной дисциплине и

— освоение закономерностей развития профессиональных

способностей и формирования творческой личности;

— приобретение навыков работы с концертмейстером.

3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника.

Курс «Основы методики преподавания хореографических дисциплин» является важной составляющей в ряду изучаемых специальных дисциплин, он придает педагогическую направленность в обучении артистов балета высшей квалификации и позволяет приобрести основы теоретических знаний, необходимых для работы педагога.

4. Требования к уровню освоения содержания курса.

После прохождения программы студенты должны

— систему методов и приемов обучения хореографическим

— методику проведения занятий по любой из представленных

— законы построения урока любой из дисциплин;

— особенности учебного процесса в младших, средних и старших

классах; в женском и мужском , а также в артистическом классе;

— закономерности развития профессиональных способностей и

формирования творческой личности;

— работать с программой по любой из хореографических дисциплин

(классический танец, народно-сценический (характерный) танец, историко-бытовой танец, дуэтно-классический танец, джаз (модерн) танец);

— составить урок в соответствии с определенным этапом обучения,

опираясь на программу;

— составить календарно-тематический план;

— грамотно показать разучиваемый материал;

— доступно и ясно объяснить правила исполнения любого па;

— находить ошибки в исполнении и исправлять их;

— анализировать результаты проделанной работы.

— проведения уроков по хореографическим дисциплинам;

— совместной работы с концертмейстером по подбору музыкального

материала для уроков и репетиций;

— репетиторской работы с учениками и артистами балета.

— о путях развития балетной педагогики в современном мире.

II . Содержание курса

1. Разделы курса.

1. Основы методики преподавания классического танца.

2. Основы методики преподавания народно-сценического танца.

1. Основы методики преподавания классического танца.

2. Основы методики преподавания историко-бытового танца.

1. Основы методики преподавания классического танца.

2. Основы методики преподавания дуэтно-классического танца.

1. Основы методики преподавания классического танца.

2. Основы методики преподавания джаз (модерн) танца.

2. Темы и краткое содержание.

Основы методики преподавания классического танца.

Тема 1. Содержание предмета «Основы методики преподавания классического танца».

Знакомство с историей зарождения и развития системы обучения классическому танцу. Вклад русских педагогов в формирование школы классического танца, создание учебников по методике преподавания, их роль и место в процессе обучения.

Тема 2. Организация учебного процесса.

Знакомство с построением программы по классическому танцу. Этапы, разделы, задачи каждого периода обучения.

Особенности учебного процесса в младших, средних и старших классах.

Планирование изучения программного материала от простого к сложному в течение четверти, семестра, года.

Законы построения целого урока, его разделов и их взаимосвязь.

Последовательность в освоении движений.

Правила составления учебных примеров в зависимости от этапа прохождения программы.

Роль музыкальных раскладок и темпа исполнения разучиваемых элементов. Работа с концертмейстером по подбору музыкального материала.

Использование видеозаписей в обучении.

Тема 3. Основы методики преподавания классического танца.

Младшие классы — с 1-го по 3-й.

Наличие профессиональных данных. Их развитие как обязательное условие успешного обучения специальности. Задачи младших классов. Постановка ног, корпуса, рук и головы. Знакомство с основными понятиями классического танца. Изучение движений классического экзерсиса во всех разделах урока. Характерные особенности 1-го, 2-го и 3-го класса. Подведение итогов данного периода обучения.

Средние классы – с 4-го по 5-й.

Задачи средних классов. Освоение движений, подготавливающих к исполнению техники старших классов. Развитие устойчивости на полупальцах на середине зала. Изучение многообразных видов вращений и больших прыжков. Развитие силы, выносливости, координации. Подведение итогов обучения в средних классах.

Старшие классы – с 6-го по 8-й.

Задачи старших классов. Овладение всем объемом программы по классическому танцу. Ускорение темпа исполнения движений. Изучение классического наследия. Развитие исполнительской виртуозности и индивидуальности.

Основы методики преподавания народно-сценического танца.

Тема 1 . Знакомство с историей возникновения предмета.

Тема 2 . Освоение основ и системы преподавания предмета.

Тема 3 . Место предмета в комплексном обучении современного артиста балета.

Тема 4 . Методика раздельного обучения народно-сценическому танцу в 4-х-5-х классах.

Тема 5 . Значение начального обучения у станка в младших классах. Освоение движений, развивающих новые мышцы, новую технику движений и положений ног и рук.

Тема 6 . Значение развития танцевальности, выразительности, индивидуальности при изучении и освоении техники движений народно-сценического танца, начиная с 4-го класса.

Тема 7. Значение подбора музыкального материала, раскрывающего характер движения и танца. Роль концертмейстера как помощника, советника педагога и учеников.

Тема 8. Методика преподавания народно-сценического танца на 1 курсе как новый этап изучения предмета. Возрастные трудности обучения парному танцу.

Тема 9. Необходимость и особенности изучения народных танцев, развивающих координацию и выразительность.

Тема 10 . Особенности постановки корпуса и движений рук, свойственных народно-сценическому танцу, как особенность русской школы.

Тема 11 . Методика преподавания народно-сценического танца на старших курсах ( I , II курсы).

Тема 12 . Умение работать с программой, составлять композиции и танцы, особенно в старших классах, умение отработать и отрепетировать их.

Тема 13. Умение показать пройденный материал, продемонстрировать знания и мастерство, добиться от обучающихся ( III курс) готовности работать в балетных театрах.

Основы методики преподавания классического танца.

Тема 4. Основные направления в обучении классическому танцу с 1-го по 8-е классы:

— от знакомства с понятиями «выворотность», «натяжение ног», «подтянутость», «балетная осанка» к грамотности, профессионализму и академичности школы классического танца;

— от постановки ног, корпуса и головы к воспитанию устойчивости (апломба) как основы владения всем диапазоном движений и техникой классического танца;

— от постановки рук — к освоению поз классического танца всех видов ports de bras и использованию их для развития координации и выразительности исполнения, к temps lie в развитии от простейших форм до сложных;

— развитие профессиональных данных, силы, выносливости, целеустремленности, увлеченности рабочим процессом как необходимых составляющих в профессии артиста балета;

— воспитание вкуса, музыкальности, артистизма, развитие индивидуальности обучающихся, как обязательные требования к учебному процессу.

Элементарные движения классического танца в развитии на протяжении всех лет обучения:

— в экзерсисе у станка;

— в экзерсисе на середине зала.

Важность последовательности музыкальных раскладок и изменение темпа исполнения движений в изучении и освоении учебного материала:

— с 1-го по 3-й классы;

— с 4-го по 5-й классы;

— с 6-го по 8-й классы.

Основы методики преподавания историко-бытового танца.

Тема 1. Изучение основ методики преподавания историко-бытовых танцев в младших классах.

Тема 2. Изучение принципа построения урока и метода изложения материала для разного возраста.

Тема 3 . Изучение разницы методики преподавания историко-бытовх танцев в разных классах на примере одних и тех же танцев. Изучение особенностей положения рук, корпуса, головы в разных танцевальных движениях.

Тема 4 . Изучение положения рук и корпуса в паре.

Тема 5 . Расширение лексики танцевальных движений во 2-х и 3-х классах.

Тема 6. Использование большего разнообразия положений рук в паре и положений партнеров относительно друг друга.

Тема 7. Умение правильно подобрать музыкальный материала с учетом танцевальной лексики данного класса и возраста.

Тема 8 . Ускорение темпа и усложнение музыкального материала во 2-х и 3-х классах.

Тема 9 . Особенности построения урока историко-бытового танца в младших классах разных лет обучения.

Тема 10 . Умение правильно составить учебные примеры и композиции танцев с учетом возрастных особенностей и педагогических задач на данном этапе обучения.

Тема 11. Особенности построения экзамена в разных классах с учетом индивидуальных способностей учеников.

Тема 12 . Изучение основ методики преподавания историко-бытовых танцев разных эпох (ХУ-Х1Х вв.).

Тема 13 . Анализ эволюции танцевальных форм и стилей в соответствии с историческими особенностями эпохи.

Тема 14 . Взаимосвязь бальной хореографии с другими видами искусств.

Тема 15 . Влияние музыки на стиль и характер исполнения танцев.

Тема 16 . Умение правильно подобрать музыкальный материал для создания собственных композиций.

Тема 17. Роль костюма, обуви, правила этикета.

Тема 18. Изменение постановки корпуса, рук, головы и ног на примере поклонов и реверансов разных веков.

Тема 19. Анализ изменения стиля и манеры исполнения историко-бытовых танцев на примере основных танцев разных веков.

Тема 20 . Появление новых танцевальных движений, изменение техники исполнения.

Тема 21 . Изучение особенностей общения с партнером в танцах разного времени, разнообразие положения рук в паре.

Тема 22 .Особенности построения урока историко-бытового танца в старшем классе.

Тема 23 . Принципы самостоятельного составления композиции танцев в соответствии с конкретной исторической эпохой и индивидуальными особенностями учеников.

Тема 24 . Особенности построения экзамена с учетом задач старшего класса.

Основы методики преподавания классического танца.

Тема 5. Раздел allegro в развитии:

— место в уроке и значение;

— основные правила исполнения;

— подразделение прыжков на группы;

— основные прыжки 1-го-3-го классов;

— особенности allegro 4-го-5-го классов;

— allegro старших классов как результат освоения элементов экзерсиса у станка и на середине зала.

Экзерсис на пальцах:

— место в уроке и значение;

— основные правила исполнения;

— задачи экзерсиса на пальцах в младших классах, поэтапность разучивания движений;

— усложнение раздела в средних классах и необходимые требования;

— развитие пальцевой техники в старших классах, освоение формы вариаций.

Основы методики преподавания дуэтно-классического танца.

Тема 1. Знакомство студентов с предметом дуэтно-классического танца, с основными целями и задачами этой дисциплины.

Тема 2. Освоение и изучение основных технических приемов партерной и воздушной поддержек.

Тема 3. Важность объяснения студентам понятий темпа, форса, силовой и темповой воздушной поддержки.

Тема 4. Значение положений партнеров по отношению друг к другу, быстроты реакции, чувства взаимного темпа, умения ориентироваться в совместном движении в композиции дуэтно-классического танца.

Тема 5. Выработка навыков дуэтного танца, знание методики исполнения приемов поддержки.

Тема 6. Логика построения того или иного танцевального материала( классический репертуар и самостоятельное сочинение учебной практики).

Тема 7. Объяснение приемов поддержки, исправление допущенных исполнителями ошибок, предупреждение характерных ошибок.

Тема 8. Важность овладения навыками составления учебных приемов с целью создания в дальнейшем композиций дуэтно-классического танца.

Тема 9. Значение наглядного показа и объяснений исполняемого этюда в процессе обучения.

Тема 10. Понимание роли музыкального материала в составлении учебных примеров простейших этюдов, умение работать с концертмейстером.

Основы методики преподавания классического танца.

Тема 6. Освоение техники поворотов и вращений в развитии на протяжении всех лет обучения:

— место в уроке и значение;

— основные правила исполнения;

— виды поворотов и вращений;

— задачи освоения правил исполнения поворотов и основных видов pirouettes в младших классах;

— новый этап развития раздела вращений в средних классах на полупальцах и пальцах;

— усложненные виды вращений во всех разделах урока классического танца, многообразие их сочетаний и комбинирования в старших классах.

Раздел связующих и танцевальных движений:

— место в уроке и значение;

— последовательность разучивания и использования в уроке на протяжении всех лет обучения.

Особенности построения экзаменационных уроков на каждом этапе обучения и их отличие от ежедневных занятий.

Основы методики преподавания джаз (модерн) танца.

Тема 1. Истоки и становление джаз-танца и модерн- танца.

Европейские колонии на территории Северной Америки (1607-1775). Типичные особенности африканского танца. Причины изменений традиций африканского танца и музыки на территории Америки. Основоположники джаз-танца. Основоположники модерн- танца. «Денишоун» — первый учебный центр танца-модерн.

Тема 2 . Модерн-джаз танец – новый этап развития хореографии.

Взаимовлияние модерн-танца и джаз-танца. Джаз-танец как открытая система. Модерн-джаз танец – синтез нескольких танцевальных систем.

Джордж Баланчин. Значение его творчества для становления театрального джаза.

Джером Роббинс. Джек Коул. Мет Меттокс. Мировое распространение джаз-танца.

Тема 3 . Основные техники джаз-танца.

Isolation (изоляция). Polizentrik (полицентрика).Оппозиция.

Multiplication (мультипликация). Policzentrik (многоцентрика).Оппозиция.

Gazz levels — джазовые уровни.

Gazz locomotors – продвижение в пространстве.

Тема 4 . Изучение isolations на различных levels .

Техника изоляции – основа джаз-танца. Изолируемые центры и их части.

Понятие levels. Виды levels. Методика изучения isolations .Позиции и положения ног и рук. Flex. Смены levels.

Тема 5. Мультипликация и джаз-шаги. Джаз-ходы.

Мультипликация как принцип передачи центра тяжести при шагах. Особенности мультиплицированного движения. Джаз-шаг.Джаз-ходы.

Тема 6. Упражнения у станка.

Задачи и цели упражнений у станка. Методика построения упражнений у станка. Постепенное усложнение упражнений у станка.

Тема 7. Свинг( swing ).

Понятие свинга. Свинг- особое выразительное средство в джазе. Свинг – характерный тип метроритмической пульсации, основанной на постоянных микроотклонениях ритма ( опережающих или запаздывающих) от опорных метрических долей (граунд бита). Основополагающая роль свинга в овладении техникой джаз-танца.

Тема 8. Джаз-вращение.

Простые джаз-вращения. Особенности джаз- pirouettes . Вращения в воздухе (оппозиция изолированных частей ног).

Тема 9. Джаз- прыжки и бег. Особенности джаз-прыжков и бега.

Тема 10 . Джаз-падение.

Подготовка к падениям. Методика и виды падений.

Тема 11 . Терминология.

Использование английской и французской терминологии.

Тема 12 . Методика построения джаз-комбинаций.

Танцевальный рисунок. Смена ритма, обусловленность свободной импровизации спецификой джаз-танца. Необходимо усложнять ритм движений, смещать акценты и нарушать их периодичность, придавая импульсивность движениям и тем самым подводить к пониманию и ощущению свинга.

Тема 13. Основные методы преподавания модерн-джаз танца.

3. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий

для самостоятельной работы.

1. Составление учебных примеров по конкретному заданию.

2. Составление части урока по определенному классу.

3.Сопоставление и анализ особенностей каждого периода обучения.

4.Методический разбор рассматриваемого материала.

5.Выявление ошибок исполнения движений.

6.Работа с концертмейстером при подборе музыкального сопровождения.

7.Проведение урока или его части в выбранном классе.

4. Примерная тематика рефератов, курсовых работ.

1.Основные отличия женского урока классического танца от мужского.

2.Специфические задачи урока для артистов.

3.Правила составления учебных примеров в зависимости от этапа прохождения программы.

4.Роль музыкальных раскладок и темпа исполнения разучиваемых элементов.

5.Наличие профессиональных данных – необходимое условие для занятий классическим танцем.

6.Устойчивость как основа для освоения техники вращений.

7.Последовательность – основной принцип в обучении классическом танцу.

8.Роль связующих движений в развитии координации, танцевальности.

5. Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу.

Основы методики преподавания классического танца.

1. История зарождения и развития системы обучения классическому танцу.

2. Вклад русских педагогов в формирование школы классического танца.

3. А.Я.Ваганова – основоположник научной методики классического танца.

4. Особенности учебного процесса в младших , средних и старших классов.

5. Построение урока классического танца: задачи, структура, распределение времени между частями урока.

6. Основные задачи младших классов.

7. Функции и роль рук в классическом танце. Основные виды port de bras .

8. Раздел allegro . Место в уроке, значение, основные правила исполнения приема прыжка.

9. Особенности раздела allegro в средних классах.

10.Большие прыжки в старших классах.

11.Экзерсис на пальцах, место в уроке, значение, основные правила исполнения на пальцах.

12.Последовательность развития пальцевого раздела от младших классов до старших.

13.Освоение формы вариаций в старших классах, ее составляющие.

14.Раздел техники вращений:

— полуповороты и повороты в младших классах,

— начало изучения preparation и pirouettes ,

— вращение в средних классах,

— усложненное вращение старших классов.

15.Большое adajio — развитие танцевальности у учащихся, составление большого а dajio по заданию.

16.Отличие в построении большого adajio в младших и средних классах.

17.Особенности построения экзаменационных уроков.

Основы методики преподавания народно-сценического танца.

1. История возникновения предмета «Народно-сценический танец»:

— каким образом танцевальное творчество разных народов было перенесено на сцену профессиональных балетных театров?

— основоположники предмета «Народно-сценический танец» в нашей стране. Наиболее яркие исполнители московской и петербургской (ленинградской) школ.

2. Значение предмета «Народно-сценический танец» в комплексном обучении современных артистов балета. Что развивает предмет «Народно-сценический танец» и каким образом?

Работа с концертмейстером: в чем она заключается? Каково значение музыкального материала в уроке народно-сценического танца?

3. Каковы задачи обучения у станка в младших и старших классах?

Специфические особенности постановки корпуса, рук и ног. Правила перевода рук в народно-сценических танцах (на примерах основных народно-сценических танцев).

Основные позиции и положения народно-сценического танца.

4. 4-5 классы – раздельное обучение (причины). Какова система обучения новым для учащихся движениям?

5.Значение классического наследия в процессе обучения. Примеры.

Значение народных танцев (примеры), их влияние на развитие предмета «Народно-сценический танец».

6. Как нужно работать с программой? Как и по какому принципу должны строиться учебные комбинации, этюды, и развернутые композиции? Каким образом педагог должен подходить к их разучиванию?

7. Различие репетиторской и педагогической деятельности.

Основы методики преподавания историко-бытового танца.

1. Основные особенности проведения уроков историко-бытового танца в младших классах.

2. Основные особенности проведения уроков историко-бытового танца в старших классах.

3. Основные отличия в методе преподавания историко-бытового танца от преподавания других хореографических дисциплин.

4. Методы усложнения танцевальной техники и расширение лексики танцевальных движений для учеников разного возраста и разных индивидуальных особенностей.

5. Особенности работы с музыкальным материалом в разных классах.

6. Основные принципы составления учебных примеров и композиций танцев с учетом возрастных особенностей учеников и педагогических задач на данном этапе обучения.

7. Особенности построения экзаменов, их отличие от других уроков.

8. Особенности передачи стиля, манеры в танцах разных эпох.

9. Основные особенности парного танца.

Основы методики преподавания дуэтно-классического танца.

1. На что должен обратить внимание педагог при правильном выполнении учащимися воздушных поддержек?

2. Значение наглядного показа в объяснении исполняемых этюдов.

3. Роль музыкального материала в составлении учебных примеров.

4. Выработка навыков дуэтно-классического танца. Для чего нужны знания методики исполнения приемов поддержки?

5. Последовательность изучения методики преподавания основных технических приемов поддержки?

Основы методики преподавания джаз (модерн) танца.

1. Основоположники джаз (модерн) танца.

2. Роль Дж.Баланчина в развитии джаз (модерн) танца.

3. Понятие «свинг».

4. Принципы техники джаз (модерн) танца.

5. Значение импровизации в джаз (модерн) танце.

III . Распределение часов курса по темам и видам работ

Теория и методики

Главная > Учебник

Под редакцией Б. А. Ашмарина

Допущено Гособразованием СССР

в качестве учебника для студентов

факультетов физической культуры

по специальности 03.03 «Физическая культура»

МОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1990

Авторы: Б. А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов, 3. Н. Вяткина, Ю. Д. Же­лезняк, Л. К. Завьялов, А. П. Матвеев, Н. К. Меньшиков, Н. М. Моисеев, Ю. Н. Мороз, Н. А. Ноткина, Б. А. Петров, И. П. Потапченко, О. П. Саулина, Л. П. Федоров, Н. Н. Хит-ров

Рецензент: доктор педагогических наук, профессор М. А. Годик

Теория и методики физического воспитания: Учеб. для ТЗЗ студентов фак. физ. культуры пед. ин-тов по спец. 03.03 «Физ. культура»/Б. А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов, 3. Н. Вятки­на и др.; Под ред. Б. А. Ашмарина.— М.: Просвещение, 1990.—287 с: ил.— 15ВЫ 5-09-001807-3.

Учебник рассчитан на подготовку учителей общеобразовательных школ, преподавателей ПТУ. Особое внимание уделено работе педагога на уроке. Рассматриваются также особенности методик физического во­спитания и спортивной подготовки всех возрастных категорий — от детей дошкольного возраста до взрослого населения. Имеется специальный раздел, посвященный спортивной ориентации учащихся на занятия тем или иным видом спорта. Книга адресована студентам факультетов физи­ческой культуры педагогических институтов.

I8ВN 5-09-001807-3 1 Ашмарин и др., 1990

Учебник написан преподавателями кафедры теоретических основ физиче­ского воспитания Ленинградского ордена Трудового Красного Знамени госу­дарственного педагогического института им. А. И. Герцена с участием препо­давателей родственных кафедр институтов Ленинграда, Москвы и Перми.

Отдельные главы и параграфы написаны следующими авторами (по алфа­виту) : Б. А. Ашмарин —«Теория и методики физического воспитания как научная и учебная дисциплина», «Педагогические исследования в физическом воспитании», «Обучение физическим упражнениям»; 10. А. Виноградов—«Вос­питывающее назначение занятий физическими упражнениями»; 3. Н. Вяткина — «Физическое воспитание в школах полного дня»; Ю. Д. Железняк —«Спортивная подготовка» (кроме «Особенности спортивной подготовки детей», «Особенности спортивной подготовки девочек и девушек»); Л. К. Завьялов—«Формирование знаний в процессе физического воспитания», «Физическое воспитание школьни­ков» (кроме «Планирование учебной работы», «Физическое воспитание в мало­комплектной сельской школе», «Физическое воспитание в школах полного дня», «Физическое воспитание школьников с отклонениями в состоянии здоровья»); А. П. Матвеев —«Воспитание физических качеств»; Н. К. Меньшиков —«Физи­ческое воспитание с профессиональной направленностью», «Физическое воспи­тание учащихся СПТУ»; Н. ГЛ. Моисеев —«Планирование учебной работы»; Ю. Н. Мороз—«Физическое воспитание школьников с отклонениями в состоянии здоровья», Н. А. Ноткина —«Физическое воспитание дошкольников»; Б. А. Пет­ров —«Физическое воспитание как социальная система» (кроме «Физическое воспитание с профессиональной направленностью»); И. П. Потапченко—«Физи­ческое воспитание студентов вузов», «Особенности спортивной подготовки детей»; О. П. Саулина —«Физическое воспитание в малокомплектной сельской школе»; Л. П. Федоров—«Особенности спортивной подготовки девочек и девушек»; Н, Н. Хитров —«Физическое воспитание допризывной молодежи».

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ТЕОРИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Полная характеристика системы физического воспитания рас­крывается всеми темами курса теории и методики физического воспитания, специальными теоретическими и спортивно-педагоги­ческими дисциплинами. В данном разделе рассматривается лишь самое общее социальное содержание, Необходимое для понима­ния педагогической сущности физического воспитания.

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА

Анализ физического воспитания как общественного явления позволяет познать основные закономерности становления и раз­вития советской системы физического воспитания, особенности ее функционирования и построения. Совокупность подобных знаний необходима для осуществления физического воспитания подра­стающего поколения в соответствии с принципами образования и воспитания.

Основные причины возникновения и развития физического воспитания

Возникновение и первоначальное развитие физического воспи­тания как общественного явления определялось бытием и сознани­ем народа, являлось целенаправленным.

Возникновение физического воспитания относится к самому раннему периоду в истории человеческого общества. Оно обуслов­лено взаимодействием объективных (характер, уровень производ­ства и вызванные им потребности общества) и субъективных (сознание человека) факторов. Тысячелетиями человек «состязал­ся» с животными в силе, выносливости, быстроте и ловкости. Ус­пех в этом «состязании» мог быть достигнут только при условии хорошей физической подготовленности всего охотничьего коллек­тива. Метание копий, дротиков и т. п., т. е. использование орудий труда, было специфической человеческой деятельностью, требо­вавшей длительной выучки для формирования качественно новых двигательных навыков. Однако потребности производства в физи­чески подготовленных людях еще не могли привести к возникно­вению физического воспитания. Необходимо было, чтобы эти потребности привели человека к осознанию эффекта упражняе-

мости, т. е. к пониманию им влияния предварительной физической подготовки на эффективность владения орудиями труда, на про­цесс труда.

Осознав эффект упражняемости, человек стал имитировать не­обходимые ему в трудовой деятельности движения (действия) вне реального трудового процесса, например, бросать дротик в изображение животного. Как только трудовые действия начали применять вне реальных трудовых процессов, они превратились в физические упражнения и тем самым обособились от этих про­цессов. Действия, на основе которых возникли физические упраж­нения, стали непосредственно влиять не на предмет труда, а на человека. С помощью физических упражнений люди стали гото­вить себя к реальным действиям в трудовой практике. Повышая уровень здоровья и физической подготовленности, физические уп­ражнения опосредованно влияли и на производство материальных благ. Превращение трудовых действий в физические упражнения неизмеримо расширило сферу их воздействия на человека, и в первую очередь в плане всестороннего физического совершен­ствования.

Таким образом, объективно причиной возникновения физиче­ского воспитания явилась потребность в передаче накопленного опыта в изготовлении и применении орудий труда.

В связи с тем, что ни одна из форм человеческой деятельности биологически не наследуется, она может стать достоянием чело­века только путем упражнения, освоения многократным повто­рением. Но эффективность процесса освоения трудовых действий зависела от уровня духовного развития человека. Необходимо было осознать, что передача и использование имевшегося опыта основаны на механизмах социальных отношений. Понимание роли общения для сохранения приобретенных людьми знаний и навы­ков и их совершенствования привело к возникновению целена­правленного процесса обучения и воспитания, в том числе физи­ческого воспитания.

Первоначально передача знаний происходила путем подража­ния. Дети перенимали у родителей и старших сородичей трудовые действия, когда те охотились, ловили рыбу, собирали дикорасту­щие плоды и пр. Однако подражание еще не являлось тем про­цессом общения людей, которым характеризуется воспитание. Воспитание появилось лишь тогда, когда люди осознанно стали подвергать друг друга (других членов рода) продуманному воз­действию с целью формирования их поведения в соответствии с потребностями семьи, общества.

Возникнув как средство и метод подготовки человека к тру­довым действиям, физическое воспитание на первоначальном эта­пе развития было настолько тесно связано с трудовыми процесса­ми, что фактически сливалось с ними. В дальнейшем более высо­кий уровень общественного бытия и сознания, увеличение доли свободного времени привели к разделению физического воспита­ния на утилитарное и собственно игровое.

Таким образом, в процессе созидательного труда, в процессе создания второй природы — культуры, человек труда вышел из-под действия законов чисто биологического развития и вступил в поле действия социальных законов. Для передачи накопленного соци­ального опыта, и прежде всего опыта по изготовлению и приме­нению орудий труда, человечеству понадобились принципиально иные, надбиологические механизмы социального наследования: в противном случае каждому новому поколению людей вновь и вновь приходилось бы изобретать лук и стрелы, каменный топор и колесо. Таким механизмом стало воспитание. Воспитание как социальное явление опиралось на врожденные механизмы пере­дачи видового опыта, свойственные ребенку — подражание, игру.

Усложняющаяся культура, общественные отношения тем не менее не нейтральны по отношению к человеку,— они сами ока­зывают формирующее влияние на людей. Поэтому классики марк­сизма под воспитанием понимали не только специально организо­ванные, но и стихийные воздействия общества на человека, его участие в общественной практике: человек не только воспиты­вается окружающей действительностью, но и коренным образом изменяет ее, и в процессе этого изменения действительности он изменяется сам. В этом смысле справедливо утверждение, что человека воспитывает весь окружающий мир.

Изменение экономического и политического уклада жизни общества вело к изменению существующей системы физического воспитания или появлению принципиально новой системы. Изме­нялись цель и задачи системы физического воспитания, сред­ства, принципы, методы и формы организации занятий физиче­скими упражнениями, но как общественное явление физиче­ское воспитание, однажды возникнув в жизни человека, стано­вится вечной категорией. Изменение цели и задач системы физического воспитания прежде всего сказывалось на специфи­ческом средстве физического воспитания — физических упраж­нениях. Одни физические упражнения только видоизменялись, другие отмирали и на смену им приходили новые. Обусловлива­лось это двумя причинами. Во-первых, на каждом этапе развития условий материальной жизни общество требовало от человека определенных двигательных качеств и навыков. Новые задачи по­рождали новые системы физических упражнений. Во-вторых, развитие науки о физическом воспитании позволяло глубже по­знавать закономерности двигательной деятельности человека и в результате, с одной стороны, разрабатывать физические упражне­ния, ранее не встречавшиеся в жизни человека, а с другой — изыскивать наиболее эффективные средства благотворного влия­ния на человека. С развитием физического воспитания увеличива­лось разнообразие физических упражнений. Они заимствовались не только из трудовой деятельности, но и из военного дела, из ритуальных плясок и искусства. С течением времени физические упражнения стали создаваться искусственно на основе познания человеком возможностей движений своего организма.

Система физического воспитания

Эффективность использования людьми физических упражне­ний зависит как от организации педагогического процесса, так и от уровня материального и научного обеспечения, совершенст­ва органов руководства и контроля. Целенаправленное взаимо­действие всех этих частей и создает ту целостную социальную организацию, которая называется системой физического воспита­ния. Каждая система физического воспитания создается тем или иным обществом для достижения поставленной цели, а поэтому отражает конкретно-исторический тип физического воспитания.

Система характеризуется определенным составом элементов, присущими им функциями, особенностями взаимных связей с другими системами общества.

Предназначение всей этой совокупности элементов состоит в том, чтобы совершалась главная функция системы — осуществля­лось физическое совершенствование людей. Результативность функционирования системы зависит от ее целевой направленно­сти и совершенства входящих в систему элементов. Система физи­ческого воспитания функционирует в тесной взаимосвязи с други­ми системами общества. Развиваясь под влиянием культуры, нау­ки, экономики, политики, искусства, система физического воспи­тания оказывает и обратное влияние на все сферы общественной деятельности.

В государствах, имеющих однотипный общественный строй, цель и задачи систем физического воспитания могут совпадать при одновременном различии некоторых элементов систем. Наобо­рот, в различных по общественному строю государствах при раз­ных целях и задачах систем физического воспитания иногда ис­пользуются одинаковые средства, методы и формы организации занятий.

Полноценное выполнение системой своих функций зависит от ряда условий, прежде всего от характера общественно-политиче­ского устройства, внутри которого создается и развивается система физического воспитания. Именно государственный строй обу­словливает не только идеологическую направленность функцио­нирования системы физического воспитания, но и уровень мате­риального обеспечения (строительство спортивных сооружений, изготовление специального инвентаря, подготовка квалифициро-ва-нных кадров, определение меры оплаты населения), научного обслуживания, снабжения методической литературой и пр.

Советская система физического воспитания

В условиях социализма система физического воспитания име­ет богатые потенциальные возможности для своего совершенст­вования. Советская система физического воспитания, являясь органической частью социалистического общества, имеет все при­знаки зрелой социальной системы, так как превратилась в обще­народную.

Советская система физического воспитания представляет со­бой социальную организацию, направленную на всестороннее фи­зическое совершенствование всех социальных групп населения страны.

Советская система физического воспитания складывается из ряда взаимосвязанных частных систем физического воспитания, отражающих особенности физического воспитания лиц разных социальных групп населения (система физического воспитания детей, система физического воспитания школьников и др.).

Система физического воспитания детей есть социальная орга­низация, направленная на всестороннее физическое совершен­ствование детей всех возрастных групп.

Изложение последующего учебного материала будет характе­ризовать лишь советскую систему физического воспитания.

Основные понятия советской системы физического

Основными понятиями советской системы физического воспи­тания являются следующие: «физическая культура», «спорт», «фи­зическое воспитание». Чтобы легче было понять взаимные связи и различия между этими понятиями, обратимся к схеме «Соотно­шение основных понятий» (см. первый форзац).

Существуют различные точки зрения структурного анализа этого явления. В данном случае анализ дается через призму фи­зического воспитания, через его функции, связи и взаимодействия с другими элементами системы физической культуры. Как видно на схеме, наиболее общим понятием является «физическая куль­тура». Спорт же является лишь частью физической культуры. Физическое воспитание входит в понятие «физическая культура» как ее деятельная часть в виде трех направлений педагогического процесса: общего физического воспитания, физического воспита­ния с профессиональной направленностью и физического воспита­ния со спортивной направленностью. Следовательно, спорт своей педагогической стороной, т. е. спортивной подготовкой, составляет часть физического воспитания в целом, а поэтому служит инте­ресам всей системы образования и воспитания. Встречающий­ся в современной литературе термин «физическая рекреация» отражает одну из задач физического воспитания — обеспечение активного отдыха, переключение на другой вид деятельности с це­лью восстановления сил. Решение этой задачи обеспечивается формами организации занятий, характерными и для общего фи­зического воспитания (гигиеническая гимнастика, прогулки и пр.), и для физического воспитания с профессиональной направленно­стью (производственная гимнастика), и для физического воспита­ния со спортивной направленностью (занятия в спортивной секции и пр.). Термин «физическая реабилитация» отражает специфиче­ское использование физических упражнений для восстановления временно утраченных или сниженных физических способностей

после травм и заболеваний. Однако подобное использование фи­зических упражнений является прерогативой такой медицинской дисциплины, как лечебная физическая культура.

Равноценность трех направлений физического воспитания сви­детельствует, с одной стороны, об их равноправии в советской системе физического воспитания, с другой — о разнообразии вза­имоисключающих критериев (например, размера материального обеспечения и количества занимающихся), по которым можно было бы установить их удельные веса в решении задач воспи­тания, а также об условности границ каждого направления, об их взаимопроникновении (например, ученик общеобразова­тельной школы может получать спортивную подготовку в ДЮСШ).

Понятие «физическая культура» относится к понятию «культу­ра» как частное к общему. Другими словами, физическая культу­ра является частью общей культуры народа.

Физическая культура есть процесс и результат деятельности человека по преобразованию своей физической (телесной) приро­ды. Это есть совокупность материальных и духовных ценностей общества, создаваемых и используемых им для физического со­вершенствования людей.

Под материальными ценностями понимаются разнообразные сооружения для занятий, специальный инвентарь и оборудование, финансирование, уровень физического совершенства людей (вклю­чая их спортивные достижения), под духовными — социальные, специальные научные и практические достижения, обеспечиваю­щие идеологическую, научную и организационную направленность советской системы физического воспитания. Создание и непре­рывное развитие этих ценностей немыслимо вне экономического и социально-политического уклада общества. Однако это не ли­шает физическую культуру относительной самостоятельности, от­ражающей специфичность явления.

Все материальные и духовные ценности составляют не только культурные традиции, помогающие судить о результатах деятель­ности общества в области физической культуры, но и стимули­руют их использование, а следовательно, и дальнейшее пополне­ние. Создание материальных и духовных ценностей происходит в сфере производства, общественной, научной и педагогической дея­тельности людей. Использование же ценностей осуществляется, во-первых, в специально организованном педагогическом процес­се; во-вторых, в виде занятий физическими упражнениями в бы­товых условиях; в-третьих, в различных формах массовых комму­никаций (печать, радио и т. п.).

Физическая культура в школе есть совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых обществом и используемых в школе для физической подготовки детей к жизни.

Ценности для физической подготовки детей создаются обще­ством в целом, а не только работниками народного образования, в то время как используются они только в рамках школы.

Спорт является органической частью физической культуры и представляет собой совокупность материальных и духовных цен­ностей, которые создаются и используются обществом для игро­вой физической деятельности людей, направленной на интенсив­ную специализированную морфофункциональную и психическую подготовку для последующего максимального проявления способ­ностей путем соревнования в заранее определяемых двигатель­ных действиях.

Следовательно, во-первых, спорт есть деятельность, которая служит интересам общества, реализуя воспитательную, подгото­вительную и коммуникативную функции. (Здесь и далее речь идет о массовом и детском типах спорта. См. раздел «Спортив­ная подготовка».)

Во-вторых, спорт — это непроизводственная деятельность, т. е. он непосредственно не связан с производством материальных благ.

В «детском спорте» оба признака выражаются в том, что спортивная деятельность учеников является внеучебной, не пре­дусмотренной государственными планами и программами в каче­стве учебной дисциплины общеобразовательной школы и осуще­ствляется через внеклассные и внешкольные формы работы, т. е. на сугубо добровольных началах.

В-третьих, спорта без интенсивной специальной подготовки нет и не может быть. Характер ее определяется видом спортивной специализации, осуществляемой на базе общей физической подго­товки. В «детском спорте» этот признак реализуется полностью, даже с акцентом на более широкую и длительную подготовку.

В-четвертых, человек готовится к максимальному проявлению физических и духовных способностей в узко ограниченном и зара­нее определенном круге двигательных действий. Этот признак остается ведущим и для «детского спорта», ибо понятие максиму­ма относительно: уровень его зависит от индивидуальных воз­можностей. Тем не менее, чтобы предотвратить неправильное тол­кование максимума для ребенка, целесообразно говорить об опти­муме.

В-пятых, максимальные проявления сопоставляются только в форме соревнований со всеми вытекающими отсюда последствия­ми (правила, спортивная классификация, поощрения, зрелищ-ность и т. п.). Именно в соревнованиях реализуется престижная функция спорта. Этот признак остается определяющим и для «детского спорта». Изменяются только внешние черты соревно­вания, но сам дух стремления к сопоставлению своих сил сохра­няется.

Все признаки, характеризующие спорт в целом, находят отра­жение и в детском спорте. Его можно определить как разновид­ность внеучебной деятельности ребенка, состоящей из специальной подготовки и выступлений на соревнованиях для оптимального с учетом возрастных особенностей проявления способностей в зара­нее определяемых двигательных действиях. Рамки «детского спор­та» лимитируются возрастом: от момента, когда разрешается при-