Методика русский народный танец

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

русский народный танец сценический экзерсис

Прежде чем приступить к методике каждого упражнения, необходимо помнить, что ни одно движение народного экзерсиса (его музыкальная раскладка, методика выполнения, задачи этого движения), не должно противоречить методике классического танца. Нельзя допускать, чтобы освоение народных элементов опережало освоение и отработки классических. На первоначальном этапе обучения народный танец должен быть всецело направлен на развитие и закрепление основных задач классического танца.

Разучивать и исполнять элементы русского народного танца, а также танцевальные комбинации нужно только на середине зала. Исполнение как отдельных элементов, так и комбинаций на середине зала дает исполнителю полное раскрепощение, создает большую свободу передвижения, возможность донести характер движения и его манеру, усилить выразительность и усложнить координацию и технику исполнения. Руки и корпус исполнителя при этом находятся в тех естественных условиях, в которых зарождался и бытует в настоящее время данный элемент. Это дает возможность учащимся с меньшей затратой времени и сил переносить различные движения в какой- либо этюд или танец. Если учащийся держится за станок одной или двумя руками, он в какой то степени скован, разучивание движений у станка служит тренировкой, подготовкой мышц и корпуса учащихся к выполнению этих движений на середине.

При изучении основных элементов необходимо требовать от учащихся согласованного движения ног, рук, корпуса и головы, т. е. координации движений. Каждый освоенный элемент необходимо развивать и усложнять не соединяя его с другими элементами: постепенно увеличивать темп музыкального сопровождения, усложнять координацию рук корпуса и головы. Усложняя и совершенствуя каждый отдельный элемент, раскрывая его технические и выразительные возможности, его многообразие, учащиеся не только будут сознательно воспринимать основные элементы русского танца, но и творчески осваивать их.

Темп музыкального сопровождения на первых годах разучивания большинства элементов не должен быть быстрым. Выполнение элементов в большинстве своем происходит на музыкальный размер 2/4.

УПРАЖНЕНИЯ У СТАНКА.

Начиная вырабатывать правильную постановку корпуса, надо стать лицом к палке, положив на полку руки, слегка согнутые и опущенные в локтях. Кисти рук свободно положены на палку против середины корпуса рядом одна с другой. Ноги в I позиции. В выворотном положении мышцы ног и колени напряжены и подтянуты. Корпус поставлен вертикально, диафрагма подтянута. Плечи свободно опущены, раскрыты и развёрнуты параллельно палке. Лопатки не соединяются. Ягодичные мышцы напряжены и подтянуты к верху. Музыкальный размер 4/4. Положение сохраняется до конца музыкальной фразы, затем расслабляем все мышцы до следующей музыкальной фразы.

Подтянутость корпуса обеспечивает свободу тазобедренного сустава, облегчает тем самым развитие выворотности.

Стать лицом к станку, положив руки перед собой. Корпус поставлен вертикально, мышцы и колени подтянуты. Музыкальный размер 4/4 на музыкальную фразу идет максимальный перегиб в сторону через правый бок, на следующую музыкальную фразу возврат в исходное положение. По такому принципу следуют перегибы в лево и назад. Необходимо следить за подтянутостью ног, и не допускать при наклоне назад, перегиба в пояснице.

Данное упражнение увеличивает эластичность мышц, гибкость и подвижность корпуса.

Исходное положение как описывалось выше. Идёт максимальный подъем на носки. Необходимо следить за подтянутостью всего корпуса. Подъём идет исключительно наверх. Смена позиций происходит через bt. tendu. Исполняется на первом этапе обучения только по I, II и V. Развивает эластичность и силу стоп.

Demi plie — grand plie.

Demi plie начинают изучать стоя лицом к палке, по I, II, III, V позициях. Сначала движение исполняется раздельно по 4 раза в каждой позиции на такт 4/4,затем подряд во всех позициях не более 2-х раз в каждой. Когда demi-plie исполняется, держась одной рукой за палку, перед началом свободная рука выполняет preparation.

Preparation на первоначальном этапе обучения выполняется в такой последовательности: если музыкальный размер 4/4 то 1такт пауза, 2-ой такт открытие руки во 2-ю позицию; если музыкальный размер 2/4 то 2 такта пауза, на следующие 2-а такта открытие руки. В дальнейшем preparation делается на 1 и 2-а такта соответственно с выше написанным. Переход из позиции в позицию осуществляется при помощи bt.tendu. После тщательного изучения demi plie приступают к drand plie. Методика выполнения этих двух движений очень схожа с классической. Сфера применения plie в характерном танце очень широка, многие характерные танцы исполняются на присогнутых ногах. В танцах очень применяется задержка на полуприседании и даже в полном plie. На этом принципе построена вся присядка. По этому по усвоению этих 2-х движений, в комбинации на plie обязательно вводят «резкие приседания» по всем позициям.

Характеризуется скользящим отведением и приведением выворотной ноги. Первоначальное изучение идёт из 1 позиции. По мере усвоения исполняется по V позиции. Необходимо следить за подтянутостью ног и корпуса, выворотном положении и работе ног, за неподвижностью корпуса.

Музыкальный размер 2/4. Первоначально исполняется на 2 такта 2/4,затем на 1 такт 2/4. Но при исполнении характерного bt.tendu речь идет не только о вытягивании ноги, но и о выбрасывании, сгибании, переводе с носка на пятку. По усвоению bt.tendu, в комбинацию добавляют элементы характерные только для народного танца. Рабочая нога может переводится с носка на каблук, менять направление движения через demi rond. Опорная нога может сгибаться в колене и пристукивать каблуком. Руки (это касается большинства движений в экзерсисе у станка), на первоначальном этапе не нужно перегружать работой, а лучше чтобы они сохраняли положение 2-ой позиции. Участвовали в работе лишь только тогда, когда, в меньшей степени задействованы ноги.

Battement tendu jete.

Бросок ноги на 25°. Первоначальное изучение и музыкальная раскладка такая же, как и в bt.tendu. В отличии от классического bt.td.jete народный исполняют на согнутой в колене рабочей ноге и подъемом и опусканием пятки на пол. Движение должно быть четким, острым. Во втором полугодии первого класса можно исполнить jete в итальянском, корякском, либо в любом другом характере, это сделает движение и урок интересней, разнообразней. Но необходимо помнить, что перегружать характерными движениями той или иной национальности нельзя, допускаемый процент таких движений не должен превышать 25%.

Pond de jambe par tere.

Из исходного положения I позиции исполнитель делает preparation, после чего рабочая нога находится в положении con-de-pied сзади. Колено поворачивается во внутрь при этом стопа скользя наружным ребром по полу, проводится вдоль левой. Зайдя за неё и выдвинувшись предельно вперёд, останавливается на ребре носка. Подъём скошен, колено прямое.

Затем нога описывает полукруг, стопа из скошенного положения переходит в выворотное. Приподнять ногу от пола и рывком подвести к щиколотки левой ноги. Музыкальный размер 4/4. Первоначально исполняется на 1 такт 4/4. По мере изучения demi-pond, исполняется целый pond. Также рабочая нога может двигаться не только носком по полу но и каблуком. Опорная нога может быть согнута в колене. Очень часто rond исполняют в лирическом украинском характере, где применяют degage, конечные позы на releve с характерными данной национальности руками.

Упражнение характерное только для народного танца. Исходное положение: опорная нога на plie пятка поднята от пола, рабочая нога согнута в колене всей стопой стоит на полу. На «раз» фиксация рабочей ноги con-de-pied вперёд на «два» вытянуть вперёд на каблук, на «три»-вернуть ногу на con-de-pied, на «четыре»-поставить в исходное положение. Основная задача, четкость не размазанность движения, точная фиксация ноги на con-de-pied. По мере изучения добавляются удары каблуком об пол, перевод рабочей ноги через demi rond, допускаются элементы ковырялочки. Руки, для выработки устойчивости и неподвижности корпуса лучше держать во II позиции.

На первом году обучения следует отдельно прорабатывать, а затем чередовать классическое и народное fondu. При народном fondu колено рабочей ноги разворачивается во внутрь стопа из положения con-de-pied сзади, приходит в положение con-de-pied впереди, одновременно опорная нога делает plie, и только потом одновременно вытягиваются в колене, при этом рабочая нога открывается в сторону, делается flac к себе в исходное положение. Необходимо тщательно следить за выворотностью, четким положением con-de-pied, плавным характером движения.

Подготовка к веревочке.

Ещё одно характерное движение только для народного танца. Первоначальное обучение проходит лицом к станку, для того, чтобы закрепить корпус в неподвижном состоянии. Из исходного V положения ног ученик рабочую ногу сгибая в колене, резко поднимает вверх до положения 90°(passe), так что вытянутая стопа скользит по левой ноге впереди, переводится носком назад и опускается вниз. Подготовка к верёвочке изучается сначала на всей стопе и с ровным опорным коленом.

Затем, опорное колено сгибается, идёт чередование на всей стопе и на полупальцах, включаются различные ритмические акценты. И в конце первого года обучения подготовка к верёвочке исполняется держась одной рукой за станок, чередуя разные ритмические рисунки, и с разворотом колена к станку и от станка.

Признаком этого движения является резкий акцент. Отведенной ногой при соприкосновении вытянутого носка её с полом, но мазок этот производится стопой ненапряжённой и движущейся не только «от себя»,но и «с себя». Характерный при этом звук должен быть четким как при flic так и при flac.

Большое внимание надо уделить положению ноги на con-de-pied, четко показывать разницу между положением con-de-pied впереди и сзади. Необходимо следить за выворотностью стоп и коленей. Верх рабочей ноги должен быть закреплён, работает только низ ноги. По окончанию первого года обучения в комбинацию на flic-flac могут быть включены, переступания, упражнение может исполняться на peie с разнообразным ритмическим рисунком. Движение может заканчиваться с фиксацией стопы как на con-de-pied, так и носком на полу.

Дроби- один из самых распространенных элементов русского народного танца. Дроби любимы народом, их исполняют с большим удовольствием парни и девушки, мужчины и женщины. В ни выражается удаль и нежность, они показывают мастерство, ловкость и доносят тонкую музыкальность исполнителя, его характер.

По исполнению дроби должны быть четкими, острыми, громкими- стучащими, но они могут быть и тихими- журчащими. Чем мельче, бисернее удары в дробях и замысловатее их ритмический рисунок, чем виртуознее исполнение, тем интереснее дробь. Русская дробь очень разнообразна по своему исполнению. Дроби исполняются в различных темпах и характерах.

Дробь-это движение русского танца, которое в своей основе состоит из сильных и резких ударов ногами в пол полной стопой, полупальцами и каблуком. Все удары и выстукивание, в дробях должны быть четкими, ритмичными, легкими и короткими. Все удары сочетаются между собой в различных комбинациях и ритмических рисунках. Они могут быть одинарными и выполняться поочередно то правой, то левой ногой, двойными и даже тройными. Все эти удары могут исполняться на каждую четверть, на каждую восьмую, на шестнадцатую и даже на тридцать вторую долю такта. В женской дроби удар должен быть более острым, а звук тише нежели у мужчин, и работающая нога поднимается не так высоко. Все дроби могут исполняться на месте, с продвижением вперед или назад, с поворотами. Дроби легко комбинируются со всеми элементами русского танца.

Очень важно не перенасытить дробные выстукивания чересчур сложными элементами, и сложным ритмическим рисунком. Лучше всего дробные выстукивания сделать в форме перепляса. Можно сделать с ковырялочкой, игровыми элементами, позировками.

Relevelent battement devellope.

Одно из наиболее трудных движений экзерсиса, развивает силу ног, бедра, шаг, подготавливает ноги и тело. При исполнении этого движения нога поднимается на 90°и выше.

Музыкальный размер:4/4,изучается на два такта 4/4. Необходимо следить за подтянутостью опорной ноги, и мышц бедра, тазобедренная часть корпуса должна быть ровной и неподвижной. Поднимать и опускать ногу надо сдержано, с вытянутым подъемом и пальцами, сначала на носок, затем спокойно придвинуть ногу скользящим движением в исходное положение. Движение следует выполнять не менее 2-х раз по всем направлениям. Рука должна находится во II позиции, это даёт дополнительную устойчивость и неподвижность корпусу.

Упражнение направленное на развитие стопы. Выполняется как на ровных ногах, так и на plie. Необходимо следить за положением стоп как в выворотных позициях так и в обратных. Под конец 1-го года обучения это обучения это упражнение может выполняться в любой национальности.

Grand battement jete.

Музыкальный размер 2/4. Первоначально исполняется на 2 такта, проходя и фиксируя все положения стопы на полу, затем на один такт. Упражнение выполняется не менее 4-х раз в каждом направлении. В комбинацию могут быть включены releve, plie. Рука должна быть открыта во II позиции. Менять позицию руки необходимо при неподвижном положении ног. Бросок должен быть легким, резким, с акцентом наверх. В дальнейшем можно применять более сложный вариант после броска наверх, рабочая нога опускается на пятку, опорная при этом сгибается в колене, затем одновременно рабочая нога переводится на носок, а опорная вытягивается.

Дипломный доклад Методика преподавания русского народного танца

Представляем Вашему вниманию бесплатный образец доклада к диплому на тему «Методика преподавания русского народного танца».

Здравствуйте, уважаемые члены аттестационной комиссии!

Тема моей выпускной квалификационной работы — «Методика преподавания русского народного танца».

Целью работы является изложение теоретических основ методики преподавания танца, а также их практическая реализация на примере детской студии при ГААНТ им. Ф. Гаскарова.

Объектом выступает процесс преподавания русского народного танца.

Предметом исследования является методика преподавания русского народного танца.
На основании этого целесообразно выдвинуть гипотезу: обучение русскому народному танцу в детской студии при ГААНТ им. Ф. Гаскарова будет успешным, если:

  • педагог владеет теорией и методикой преподавания данного вида танца;
  • педагог грамотно методически объясняет технику исполнения танцевальных движений.

В первой главе работы изложена общая характеристика теории и методики преподавания танца, теоретические и методические знания о рациональных путях решений каких-либо вопросов и проблем, методы и приемы профессиональной деятельности педагога. Методика преподавания танца является одной из основных специальностей подготовки педагогов, призвана обеспечить необходимый уровень теоретических и методических знаниях о рациональных путях, методах и приемах профессиональной деятельности педагога, раскрывает в структуре и содержании этой деятельности условия успешной реализации образовательных, воспитательных задач.

Для достижения цели, во второй главе работы рассматривается Специфика методики преподавания русского народного на базе детской танцевальной студии при ГААНТ им. Ф. Гаскарова.

Детская танцевальная студия при ГААНТ им. Ф. Гаскарова.Детский танцевальный коллектив был создан при Государственном Академическом ансамбле народного танца им. Ф. Гаскарова в 2008 году. Под патронажем президента республики Башкортостан. За время своего существования детский танцевальный коллектив участвовал в мероприятиях республиканского и российского масштаба. В коллективе занимаются более 200 детей от 5 до 17 лет

На начальном этапе практической деятельности была проведена предварительная беседа с руководителем коллектива, в ходе которой обсуждались вопросы:

  • как участники коллектива относятся к русскому народному танцу?
  • какие методы используются руководителем при управлении коллективом? и т.д.

Опытно-практическая деятельность проводилась с 01.12.2014 по 08.05.2015 года.

Этапами опытно-практической деятельности являются:

  • подготовительный;
  • основной;
  • заключительный.

Нашей целью в ходе проведения опытно-практической деятельности на подготовительном этапе было следующее: выявить степень знаний в области народной хореографии.

Исходя из этого, участникам хореографического коллектива было задано 6 вопросов.

По результатам опроса был сделан вывод: большинство участников хореографического коллектива, несмотря на то, что занимаются в нем не первый год, очень мало знают об уроках русского народного танца, о народной хореографии в целом. Вопросы из области народной хореографии вызывали затруднения: наблюдается некоторая поверхность знаний.

После опроса по данной теме, проведена беседа, в которой задачей педагога является донести до участников коллектива истинную цель учебы. В ходе беседы педагогом и участниками коллектива определяются не только цели и задачи, но выбор приоритетов, методов и приемов, с помощью которых будут достигаться цели и выполняться задачи. Педагог должен не упустить участников коллектива всей сложностью процесса обучения, а заинтересованность перспективами удачной работы и творческого роста.

ТОЛЬКО У НАС!

Содержанием основного этапа является проведение формирующегося опытно-практической деятельности, т.е. осуществление контрольной проверки воспроизводимости результатов исследования, проведение контрольной диагностики и коррекции данных, полученных при формирующем эксперименте.

Основными методами на этом этапе являются: диагностические (тестирование, анкетирование), прогностические (опытно-практическая оценка и самооценка).

На данном этапе был представлен сам процесс обучения, т.е. конкретно проведены занятия и уроки по двум дисциплинам: русский народный и классический танец

Один раз в неделю проводились занятия по классическому танцу по первому году обучения, так как классический тренаж – это основа всей хореографии, школа для других видов танцев.

Далее было проведено анкетирование на выявление значимости русского народного танца.

В результате был сделан следующий вывод: большинство участников коллектива ходят на занятия без особого рвения и желания. В основном у большинства – это привычка, а так же привлекает момент общения, стремление хорошо и весело провести время со сверстниками.

В сложившейся ситуации развития участников коллектива в классической и народной хореографии встала необходимость в разработке и написании специальной программы по русскому народному танцу.

В заключительном этапе опытно-практической работы осуществляется обработка, анализ и систематизация данных исследования, формирование основных выводов и практических рекомендаций.

Главной задачей данного этапа является сравнение результатов подготовительного и заключительного этапов, выявление различий и фиксирование полученных результатов в виде графиков.

Основными методами данного этапа являются: анализ теоретических положений, наблюдение, беседа, опрос.

На заключительном этапе, как и на подготовительном основной целью является выявление степени знаний в области хореографии.

Участникам коллектива были заданы вопросы, что и на подготовительном этапе

В результате педагогического процесса путем интенсивных тренировок удалось добиться одинакового качественного уровня подготовки всех участников коллектива.

На основе личных наблюдений педагога и качественных показателей развития участников коллектива можно заключить, что совместными усилиями и стараниями руководителя и членов коллектива удалось добиться хороших результатов.

На основе анализа полученных в ходе педагогического контроля данных проверяется правильность подбора средств, методов и форм занятий, что дало возможность при необходимости вносить коррективы в ход педагогического процесса.

Очевидно, что уровень культурного развития участников коллектива в области хореографического искусства вырос. Но в большей степени рост произошел в области народной хореографии, что соответствует одной из задач опытно-практической деятельности.

В практике обучения танцу использовались пять видов педагогического контроля, каждый из которых имел свое назначение:

  1. Предварительный контроль проводился в начале учебного года. Он был предназначен для изучения состояния здоровья, физической подготовленности участников хореографического коллектива и определения готовности участников коллектива к предстоящим занятиям.
  2. Оперативный контроль был предназначен для определения учебно-тренировочного эффекта в рамках одного учебного занятия с цель целесообразного чередования нагрузки и отдыха.
  3. Текущий контроль проводился после занятия для определения реакции организма занимающихся на нагрузку. С его помощью время восстановления работоспособности участников коллектива после разных физических нагрузок.
  4. Этапный контроль служил для получения информации о кумулятивном (суммарном) учебно-тренировочном эффекте, полученном на протяжении одной учебной четверти.
  5. Итоговый контроль проводился в конце учебного года для определения успешности выполнения годового плана-графика учебного процесса, степени решения поставленных задач, выявления положительных и отрицательных сторон процесса обучения и его составляющих.

Следует обратить внимание на следующие рекомендации:

  • Ввести изучение теории русского народного танца, выяснить сущность предмета, его творческое начало и перспективы развития;
  • Расширить практический курс по изучению русского народного танца, ознакомить с образцами народного наследия в их полном объеме;
  • Расширить концертную деятельность ансамбля не только по области, но и за ее пределами; принимать участие во всевозможных конкурсах, фестивалей, концертах для повышения стимула в творчестве у участников коллектива;
  • Стремиться обновлять репертуар не менее одного раза в год (2-3 постановки в течение года), не опускаться ниже достигнутых результатов, повышать технически-профессиональный уровень у участников коллектива.
  • Необходимо организовывать и проводить работу по повышению общекультурного кругозора участников коллектива

Таким образом, Цель работы — изложение теоретических основ методики преподавания танца, а также их практическая реализация на примере детской студии при ГААНТ им. Ф. Гаскарова – достигнута.

/ Методика народного танца

«ТЕОРИЯ И МЕТОДТКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА»

«ТЕОРИЯ И МЕТОДТКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА»

Под общей редакцией

заслуженного деятеля искусств РФ, заведующего кафедрой

хореографического искусства СПбГУП, профессора

Матвеев В. Ф. М33 Теория и методика преподавания русского народного танца:

Учебное пособие. — СПб.: Изд-во СПбГУП, 1999. — 272 с.

ISBN 5-7621-0087-1 Пособие знакомит с основными элементами русского народного танца,

характером их исполнения, методикой преподавания.

Курс рассчитан на три года обучения.

Данное пособие адресовано педагогам-хореографам, балетмейстерам ансамблей народного танца, а также студентам, изучающим хореографическое искусство, режиссуру и педагогику хореографии.

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ НОГ

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РУК

КОМБИНИРОВАННЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РУК ОБРАЩЕНИЕ С ПЛАТОЧКОМ

НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РУК В ТАНЦАХ У ДЕВУШЕК (С ПЛАТОЧКОМ) НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РУК В ТАНЦАХ У ЮНОШЕЙ

НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РУК В ПАРАХ

НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ РУК В ХОРОВОДАХ И ПЛЯСКАХ РАЗЛИЧНЫХ ОБЛАСТЕЙ РОССИИ

— ИГРА С ПЛАТОЧКОМ

— ПОЛОЖЕНИЕ КОРПУСА, ПЛЕЧ И ГОЛОВЫ

— ПОДГОТОВКА К НАЧАЛУ ДВИЖЕНИЯ

-ХОДЫ ПОДГОТОВКА К ДРОБЯМ

КОНЦНОВКА В РУССКОЙ ПЛЯСКЕ

Русский народный танец является одним из наиболее популярных и любимых видов народного творчества. Даннос учебное пособие знакомит с основными элементами русского народного танца, характером их исполнения, методикой преподавания и состоит из трех частей, каждая из которых соответствует определенному этапу обучения. В первой части учебного пособия дано описание основных танцевальных движений, во второй и третьей их более сложные варианты. Элементы расположены по степени трудности — от простых к сложным, что позволяет изучать их постепенно. Разучивать и исполнять элементы русского народного танца, а также танцевальные комбинации, составленные из различных движений, нужно только на середине зала. На начальном этапе обучения рекомендуется все нижеописанные элементы русского народного танца исполнять в так называемом чистом виде от двух до восьми раз поочередно (не более восьми раз с каждой ноги). Упражнения на этом этапе изучения исполняются только ногами; руки, корпус и голова находятся в основных положениях, т. е. статичны. Для разучивания ряда трудных элементов (полных присядок, полуприсядок и некоторых прыжков) можно прибегнуть к помощи станка, держась за него одной или двумя руками, что служит подготовкой мышц и корпуса исполнителей к выполнению этих движений на середине зала. По мере освоения того или иного движения можно, добавляя различные положения рук, корпуса, головы, а также увеличивая темп музыкального сопровождения, усложнить его и разнообразить ритмический рисунок танца, обращая внимание на манеру и выразительность исполнения. Koгда элементы хорошо и правильно усвоены, их можно соединять в небольшие, затем в более сложные танцевальные комбинации. Желательно, чтобы часть танцевальных комбинаций была составлена из элементов, характерных для той или иной области, и исполнялась с соблюдением манеры и характера данного региона. Темп музыкального сопровождения на первоначальном этапе обучения не должен быть быстрым. Выполнение элементов в большинстве упражнений проходит на музыкальный размер 2/4 (на счет «раз-и», «два-и»), поэтому перед каждым элементом этот музыкальный размер не указывается. Использовать данный материал в хореографических коллективах следует дифференцированно, с учетом возможностей отдельных участников. Он рассчитан на изучение в течение трех учебных лет. однако в зависимости от конкретных условий сроки могут быть изменены.

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ НОГ

Встречающихся в танце положений и сочетаний положений ног очень много. Из этого множества мы выделяем только те положения и сочетания, с которых исполнитель чаще всего начинает то или иное движение либо заканчивает его. Такие положения являются основными. В русском народном танце их четыре. 1-е положение: ноги свободно, без напряжения стоят на полу, пятки вместе, носки развернуты под небольшим углом, т. с. ставятся в естественное положение. 2-е положение: ноги стоят свободно, пятки находятся на расстоянии стопы друг от друга, носки развернуты в стороны под небольшим углом. 3-е положение: левая нога стоит свободно, носок развернут в сторону под небольшим углом, правая нога каблуком прикасается к середине стопы левой ноги: носок правой ноги развернут в сторону под небольшим углом. Это положение соответствует 3-й позиции ног в народно-сценическом танце. Существует вариант этого положения: обе ноги поставлены рядом и соприкасаются внутренними сторонами стоп, каблук правой ноги находится у середины стопы левой ноги. Это положение характерно для исполнения дробей. 4-е положение: обе ноги соприкасаются внутренними сторонами стоп, что соответствует 6-й позиции ног в народно-сценическом танце.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РУК

Руки в русском танце очень выразительны, и положения их разнообразны. В сочетании с движениями головы и корпуса они передают характер, настроение исполнителя. придают танцу национальную окраску и особую вырази- В хороводах, кадрилях, плясках и переплясах существует много различных положений и сочетаний движений, зависящих от характера танца и местных особенностей. Некоторые из них используются чаще и являются общими как для юношей, так и для девушек. В русском народном танце выделяют четыре основных положения рук и одно подготовительное. Подготовительное положение: обе руки свободно опущены вдоль корпуса, кисти направлены ладонями к корпусу (внутрь). 1-е положение («подбочениться»‘): обе руки согнуты в локтях и находятся на талии. Локти направлены в стороны и расположены на одной линии с плечами. Кисть руки не прогибается, пальцы сжаты в кулачки, тыльная сторона кисти направлена строго вперед, большой палец прижат к указательному. Существует вариант этого положения: кисти обхватывают талию — большой палец сзади, четыре других, сжатых вместе, спереди. Наиболее распространенная ошибка смещение (сдвиг) рук к животу. 2-е положение: обе руки, свободные в локтях, подняты вперед на уровне груди, кисти повернуты ладонями вверх, пальцы вытянуты и соединены друг с другом. Голова приподнята, взгляд открытый. Это положение характерно для приветствия с хлебом-солью, приглашения, соединения рук юношей и девушек, подачи их друг другу. 3-е положение: обе руки широко раскрыты в стороны на уровне груди, ладони направлены вверх, пальцы вытянуты и соединены друг с другом. У девушек локти свободны, руки мягкие. У юношей руки раскрыты широко, грудь расправлена, руки в локтях вытянуты больше, чем у девушек. 4-е положение: обе руки скрещены на уровне груди, сложены «‘калачиком». У девушек левая рука лежит на правой, руки свободно касаются корпуса. Кисти рук как бы спрятаны под локоть, пальцы собраны вместе. Корпус подтянут, голова приподнята. У юношей левая рука лежит на правой на уровне груди. Руки к корпусу не прикасаются.

Ладони рук лежат чуть выше локтя, пальцы собраны вместе. Корпус подтянут, голова приподнята. Вариант этого положения для девушек, руки скрещены чуть ниже груди (левая поверх правой), немного отведены от корпуса вперед. Ладонь правой поддерживает снизу локоть левой, а ладонь левой — локоть правой. Пальцы обеих рук собраны. Такое положение рук придает движению характер задумчивый, «с грустинкой».

КОМБИНИРОВАННЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РУК

Комбинированные положения рук строятся из основных положений и представляют собой своеобразную импровизацию исполнителей. Например: правая рука в подготовительном положении, левая — в 1-м (или наоборот); правая рука — в 3-м основном положении, левая — в 1-м(или наоборот). В хороводах, плясках, кадрилях, переплясах существуют различные положения рук. присущие только девушкам либо только юношам. Мы рассмотрим лишь наиболее характерные из них, но вначале разучим, как держать платочек в руке во время танца.

ОБРАЩЕНИЕ С ПЛАТОЧКОМ

• Левой рукой взять конец платочка и пропустить его со стороны ладони между указательным и средним пальцами правой руки от себя, затем вывести конец платочка между средним и безымянным пальцами в сторону ладони: пальцы сжимаются, и платочек удобно лежит в руке. • Левой рукой взять платочек за конец и пропустить его между указательным и средним пальцами в сторону ладони, затем вывести этот же конец между указательным и большим пальцами и крепко прижать его большим пальцем. За середину (все четыре конца платочка находятся на одном уровне и свисают вниз)

• Платочек берется за середину двумя пальцами средним и указательным (пропускается между ними с тыльной стороны ладони).

• Платочек берется за середину «щепоткой» – тремя пальцами: большим, указательным, средним.

• Середина платочка пропускается между указательным и средним пальцами и прижимается большим пальцем к ладони.

НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РУК

В ТАНЦАХ У ЛЕВУШЕК (С ПЛАТОЧКОМ)

1. Правая рука (с платочком) слегка согнутыми пальцами касается подбородка, ребро ладони направлено от себя. Левая согнута на уровне талии и поддерживает ладонью или тыльной стороной кисти локоть правой руки. Голова задумчиво наклонена к правому плечу или направлена прямо.

2. Руки согнуты в локтях и находятся перед корпусом, не касаясь его, на уровне груди (кисти рук и локти на одной высоте). Ладонь правой руки повернута к корпусу, ладонь левой — от корпуса. Присогнутые пальцы обеих рук соединены в «замок».

3. Руки подняты вверх, локти слегка округлены и направлены в стороны. Платочек держится за концы обеими руками. Взгляд на платочек: девушка любуется им.

4. Руки согнуты в локтях на уровне плеч, кисли соединены ладонями над правым плечом. Голова наклонена вправо и щекой чуть касается тыльной стороны левой кисти.

5. Корпус слегка развернут правым плечом вперед. Правая рука согнута в локте и находится в вертикальном положении у правого плеча, локоть не касается корпуса.

Кисть с присогнутыми пальцами повернута ладонью влево и находится на уровне подбородка. Левая рука опущена вниз и немного отведена от корпуса назад.

6. Правая рука в 1-м положении (основном). Пальцы левой руки лежат на тыльной стороне правой кисти, локоть не прижимается к корпусу.

НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РУК

В танцах У ЮНОШЕЙ

1. Правая рука согнута в локте на уровне груди, кисть сжата в кулак (тыльной стороной от корпуса). Левая рука согнута в локте, сжата в кулак и заведена за спину (тыльной стороной к корпусу). Голова повернута вправо, подбородок приподнят.

2. Левая рука в 3-м положении. Голова повернута по направлению руки. Правая рука согнута в локте и касается кончиками пальцев затылка, как бы поддерживая шапку или фуражку (картуз).

3. Руки заложены за спину на талии. Кисти раскрыты, пальцы вытянуты. Кисть левой руки тыльной стороной лежит на ладони правой. Плечи раскрыты, расправлены, локти направлены в стороны, голова приподнята. 4. Руки согнуты в локтях и заведены за голову. Локти направлены в стороны и находятся выше уровня плеч. Пальцы обеих рук вытянуты и касаются затылка.

НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РУК В ПАРАХ

1. В хороводах, плясках, кадрилях девушка и юноша стоят лицом к зрителю или по направлению движения в танце. Девушка находится справа от юноши. Ее левая рука и его правая согнуты в локтях и находятся на уровне плеча немного впереди корпуса. Пальцы левой руки девушки присогнуты и соединены, большой палец прижат к указательному. Юноша правой кистью подхватывает снизу левую кисть девушки.

Правая рука девушки и левая у юноши опущены вниз вдоль корпуса, т.е. находятся в подготовительном положении.

2. «Пол крендель» — в плясках и кадрилях девушка и юноша стоят правым плечом друг к другу. Их правые руки скрещены и находятся на талии, левые также па талии, кис-

ти обеих рук собраны б кулачок. Корпус подтянут и слегка отклонен влево, взгляд друг па друга; По внешнему виду это положение напоминает крендель.

3. В групповых плясках, кадрилях, хороводах две девушки стоят лицом по направлению движения, соприкасаясь плечами. Одна из них держит правой рукой за талию стоящую справа от нее девушку. Другая держит левой рукой за талию

стоящую слева от нее девушку. Свободные руки находятся в 3-м положении. Корпус подтянут и слегка наклонен вперед.

4. В плясках, кадрилях, хороводах девушка и юноша стоят рядом друг с другом лицом по направлению движения. Девушка — справа от юноши. Правой рукой он держит ее за талию, в его левой руке (вытянутой вперед на уровне груди) лежит левая рука девушки. Ее правая рука в подготовительном положении. Корпус подтянут, взгляд друг на друга.

5. В плясках, кадрилях, хороводах (регион Сибири) девушка и юноша стоят рядом, лицом по направлению движения. Девушка — справа от юноши. Правой рукой он держит ее за талию, в левой руке (вытянутой вперед на уровне груди) лежит правая рука девушки. Их соединенные руки сохраняют округлость. Левая рука девушки на ее правом плече, локоть направлен вниз. Взгляд вперед или друг на друга.

6. В плясках и кадрилях (регион Сибири) девушка и юноша стоят лицом друг к другу. Левая рука девушки лежит на правом плече юноши, а левая рука юноши — на правом плече девушки. Их правые руки находятся на уровне талии и соединены как в рукопожатии, только юноша держит кисть девушки за копчики пальцев.

7. В плясках и кадрилях (регион Сибири) девушка и юноша стоят лицом друг к другу. Девушка. правым боком но направлению движения, юноша — левым. Ее левая рука -— на правом плече юноши, сто правая рука — на левом плече девушки, их свободные руки лежат на талии.

8. «Уральская свечка» — в кадрильной пляске «Шестера». Девушка и юноша стоят лицом друг к другу, немного сместившись влево так. чтобы правое плечо девушки находилось против правого плеча юноши. Их правые руки согнуты в локтях, направлены вперед и подняты от локтя вверх параллельно корпусу, как говорят на Урале, «свечкой». Кисти с согнутыми пальцами соединены и находятся на уровне глаз. Девушка левой ладонью поддерживает правый локоть юноши, а юноша левой ладонью поддерживает

правый локоть девушки.

9. В северных кадрилях девушка и юноша стоят лицом друг к другу, немного сместившись влево так, чтобы правое плечо девушки находилось напротив правого плеча, юноши. Их правые руки согнуты в локтях и направлены вперед на уровне талии. При этом девушка кистью правой руки поддерживает правый локоть юноши, а юноша кистью правой руки поддерживает правый локоть девушки. Корпус слегка откинут назад, взгляд друг на друга. Левые руки танцоров — в подготовительном положении и слегка отведены от корпуса в сторону.

10. В групповых плясках и кадрилях девушка и юноша стоят лицом друг к другу. Руки девушки вытянуты вперед и скрещены чуть выше запястья (левая рука поверх правой). Руки юноши вытянуты вперед. Правой рукой юноша берет за кисть правую руку девушки, левой кисть ее левой руки. Корпус подтянут и слегка откинут назад. Взгляд друг на друга.

• Из подготовительного положения в 1-е Юноши: руки поднять невысоко в стороны, кисти на уровне талии повернуть ладонями вперед, руки согнуть в локтях и круговым движением перевести в 1 -с положение. Девушки: руки поднимаются вдоль корпуса, кисти постепенно сжимаются в кулачки и переводятся в 1-е положение ( «подбоченившись»).

• Из 1-го положения в 3-е (раскрывание рук в стороны). Руки вывести вперед до 2-го положения, сохраняя округлость в локтях (положение 1-й позиции рук классического

танца), и. не задерживая, повернув кисти ладонями вверх, широко раскрыть в стороны, останавливаясь в 3-м положении. При движении рук вперед необходимо следить за тем, чтобы кисти не соприкасались друг с другом. Взгляд в момент 2-го положения направлен па кисти рук. при разведении рук в 3-е положение — вперед, голова приподнята, корпус подтянут.

• Из 3-го положения в 4-е (женское) Руки мягко опустить ладонями вниз и через подготовительное положение поднять впереди корпуса вверх (скрестить ниже груди в 4-м положении — — 2-й вариант). Голова следует за движением правой или левой руки и заканчивает движение наклоном к правому или левому плечу, создавая впечатление задумчивости, грусти.

• Из 3-го положения в 1-е (‘»подбоченившись») Руки слегка согнуть в локтях, кисти двигаются по полукругу вперед, опускаясь ладонями вниз ниже уровня локтей, и кладутся кулачками или ладонями на талию, т. е. приводятся в 1-е положение. Локти при этом движении должны оставаться на одном уровне. Все переводы рук из одного основного положения в другое могут выполняться обеими руками одновременно или поочередно каждой рукой. Например, из 1-го положения «подбоченившись» — правая рука переходит в 3-е положение, голова следует за движением руки, а левая рука остается в 1-м положении. Затем движение повторяется левой рукой и т. д.

НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ РУК В ХОРОВОДАХ И ПЛЯСКАХ РАЗЛИЧНЫХ ОБЛАСТЕЙ РОССИИ

1. Поворот кистей вправо-влево (в курских тапках и карагодах)

Обе руки согнуты в локтях, разведены в стороны и чуть вперед, подняты от локтя вверх параллельно корпусу. Кисти с раскрытыми и соединенными пальцами направлены вперед и находятся на уровне глаз.

Раз — кисти рук повернуть ладонями к себе, тыльной стороной вперед. Одновременно локти подаются немного вперед.

И — кисти рук повернуть ладонями вперед, локти подаются немного назад, возвращаясь в исходное положение.

2. Наклоны рук вправо-влево (в курских, белгородских танках)

Обе руки согнуты в локтях, направлены в стороны и чуть вперед и подняты от локтя вверх параллельно корпусу. Кисти с раскрытыми и соединенными пальцами направлены вперед и находятся не ниже уровня головы.

Раз — руки наклонить вправо, при этом локти остаются на том же исходном уровне. И — пауза. Два — руки, возвращаясь в исходное положение, наклоняются влево.

3. Прищелкивание пальцами в плясках и хороводах (Воронежская область)

Руки находятся во 2-м положении, только локти слегка опущены вниз.

Раз — щелчок большим и средним пальцами; одновременно локти обеих рук опустить параллельно корпусу; кисти движутся наружу и раскрываются «прикрытыми»Ладонями вверх.

Два — щелчок большим и средним пальцами; одновременно локти обеих рук поднять немного вверх, в исходное положение: кисти движутся вовнутрь и как бы слегка провисают.

4. «Уральские кружочки» (в плясках Среднего Урала) Правая рука слегка согнута в локте и направлена вперед-в-сторону (между 2-м и 3-м положениями), кисть приподнята немного вверх. Левая рука в подготовительном или 1-м положении. Кисть правой руки движется по часовой стрелке справа налево, описывая небольшой круг, при этом рука слегка сгибается и вновь выпрямляется в локте.

ИГРА С ПЛАТОЧКОМ

1. Руки в 4-м положении; правая рука сверху.

Раз правую руку поднять вверх-вправо в вертикальное положение; кисть продолжает движение, поворачиваясь ладонью вверх.

И — пауза. Два — правую руку вернуть в 4-е положение.

2. Правая рука во 2-м положении, ее кисть направлена ладонью вниз и немного приспущена; левая рука находится в 1-м положении.

Раз правую руку поднять вправо-вверх в вертикальное положение п. продолжая движение вправо, опустить в 3-е положение. Кисть руки повернуть ладонью вверх.

Два правую руку вернуть в исходное 2-е положение.

3. Правая рука согнута в локте и находится в вертикальном положении у правого плеча. Локоть не касается корпуса. Кисть повернута ладонью влево, немного приспущена и находится на уровне глаз. Левая рука в 1-м положении.

Раз — кисть правой руки поднять вправо-вверх, поворачивая ладонью вверх.

Два — кисть правой руки опустить влево-вниз в исходное положение.

ПОЛОЖЕНИЕ КОРПУСА, ПЛЕЧ И ГОЛОВЫ

Корпус. В русских женских танцах корпус чаще всего прямой и спокойный, без резких движений. Даже при исполнении дробей он остается прямым, свободным, ненапряженным.

В медленном танце девушка «»плывет как пава», корпус подтянут, движения плавные, спокойные. Только изредка корпус слегка наклоняется вперед, на правый или левый бок пли. оставаясь прямым, поворачивается вправо-влево.

У юношей корпус более подвижен. При исполнении «хлопушек» он резко наклоняется вперед, на правый или левый бок, поворачивается из стороны в сторону и так же резко выпрямляется. Во время присядок или прыжков он сильно наклоняется вперед или прогибается назад.

В парном танце исполнители слегка отклоняют корпус друг от друга или наклоняют его вперед, например, походя в «воротца», приглашая к танцу или низко кланяясь широким русским поклоном.

Плечи. Обычно прямые, спокойные. Иногда в женском танце девушка поводит плечом или. стоя подбоченившись, одновременно с притопом задорно-кокетливо поднимает и опускает одно или оба плеча.

Голова. Положение головы определяется характером танца и подчеркивает его эмоциональное содержание. В медленном девичьем танце посадка головы прямая, спокойная, иногда голова скромно наклоняется и поворачивается к правому или левому плечу.

В быстром танце мужском или женском — голова исполнителя слегка приподнята.

Иногда девушка или юноша задорно вскидывают голову, вызывая другого исполнителя на танец или заканчивая «»колено» ударом ногив пол. Согласуясь с движениями ног. корпуса и рук. Голова также переводится и наклоняется то к правому, то к левом), плечу или вместе с корпусом наклоняется вперед.

В массовых тайнах исполнители пли смотрят вперед по ходу движения, или поворачивают головы друг к другу»»общаясь» между собой. Девушка может застенчиво или игриво отворачиваться, а юноша наклоняет голову вперед, как бы заглядывая на девушку.

ПОДГОТОВКА К НАЧАЛУ ДВИЖЕНИЯ

В подготовке помимо движения рук и корпуса создается общее настроение, необходимое для исполнения

Движения в заданном темпе и в соответствии с характером музыкального сопровождения, т. е. дается заявка на танец. Движение рук из подготовительного в какое-либо другое положение выполняется на два такта музыкального вступления (проигрыш). Педагог вправе по своему усмотрению увеличить его. Музыкальное вступление исполняется медленно или быстро — в зависимости от характера музыки и танца. Зафиксированное положение рук к моменту начала движения может быть различным, но в любой позе должен чувствоваться характер исполняемого танца. Чаще всего руки из подготовительного положения переводятся в 1-е положение, т. е. «подбоченившись», но также могут раскрываться в 3-е. 4-е или какое-либо другое, по усмотрению педагога. Ниже приводится пример подготовки к движению. наиболее часто встречающийся в процессе учебы, а именно: из подготовительного положения в 1-е.

I вариант (различный для девушек и юношей)

1-й такт — обе руки в подготовительном положении, корпус подтянут, спокойный. Девушка как бы прислушивается к музыке, вникая в ее настроение, или общается со стоящими рядом, поворачивая корпус и голову вправо иливлево.

Раз-и — руки, сгибаясь в локтях, поднимаются по корпусу вверх. Локти направлены в стороны.

Два — руки приходят в 1 -с положение.

1-й такт — руки в подготовительном положении. Юноша, стоя на месте, пританцовывает, слегка приподнимая от пола пятки в такт музыке, или общается со стоящими рядом.

Раз-и — руки поднимаются в стороны-вверх — до уровня талии, кисти раскрыты, ладони направлены вперед.

Два — руки резко сгибаются в локтях и. закругляясь, круговым движением закрываются в 1-е положение.

II вариант (единый для девушек и юношей)

1-й такт — руки в подготовительном положении.

Раз — сохраняя округлость, руки поднимаются вперед на высоту диафрагмы, кисти не соприкасаются и направлены к себе (положение 1-й позиции классического танца); взгляд на кисти рук.

И кисти раскрываются ладонями вверх; локти, слегка смягчаясь, разворачиваются книзу (2-е положение).

Два-и руки, широко раскрываясь, разводятся в стороны (3-е положение). У юношей руки раскрыты более широко и в локтях более вытянуты, чем у девушек. Взгляд

вперед, голова приподнята.

Раз — руки согнуть в локтях, кисти повернуть ладонями вниз. И — круговым движением руки перевести в 1-ю позицию классического танца; кисти не должны быть выше уровня локтей. Два руки, не задерживаясь, двигаются к корпусу на уровне диафрагмы. И — кисти рук. сжимаясь в кулачки или обхватывая

талию четырьмя пальцами спереди и одним сзади, закрываются в 1-е положение.

Существуют различные виды поклонов. Наряду с общепринятыми имеются их областные разновидности. Форма или вид поклона зависят от его назначения. Поклон может означать приветствие друг друга, приглашение на танец, благодарность за танец как со стороны юноши, так и со стороны девушки. Занятия следует начинать поклоном-приветствием, а заканчивать поклоном, имеющим другое значение: выражение благодарности педагогу и концертмейстеру. Поклон выполняется на месте (без шагов, без подхода) и с шагами (с подходом).

1. Простой поклон друг другу (приветствие, приглашение)

Движение занимает 2 такта.

Исходное положение ног — 1-е.

Руки в подготовительном или в 1-м положении, корпус подтянут, взгляд вперед.

Раз — подбородок слегка приподнимается вверх. И — голова начинает опускаться вперед.

Два — корпус постепенно наклоняется вперед. И —- корпус заканчивает небольшой наклон, голова заканчивает кивок.

Раз — голова начинает медленно подниматься вверх. И — вслед за головой корпус начинает выпрямляться. Два — корпус и голова продолжают движение. И — корпус и голова приходят в исходное положение. Поклон исполняется очень спокойно, плавно, с достоинством.

2. Простой поясной поклон на месте

Движение занимает 4 такта.

Исходное положение ног — 1-е.

Руки в подготовительном или в 1-м положении.

1—2-й такты — корпус от талии (пояса) плавно, без рывков сгибается вниз и вперед.

3—4-й такты — корпус так же плавно выпрямляется. Юноши исполняют поклон несколько ниже, чем девушки.

3. Простой поклон с продвижением (выход вперед и отход назад)

Движение занимает 8 тактов.

Исходное положение ног — 1-е.

Руки в 1-м положении.

1-2-й такты — начиная с правой ноги три шага вперед на каждую четверть; на вторую четверть 2-го такта левую ногу приставить к правой в 1-е положение. Руки во время шагов остаются в 1-м положении.

3-4-й такты — простой поклон на месте.

5 —6-й такты — с правой ноги три шага назад на каждую четверть; на вторую четверть 6-го такта левую ногу приставить к правой в 1-е положение. Руки во время исполнения шагов переводятся из 1-го положения через 2-е в 3-е. Кисти рук во 2-м положении не сближаются. 7—8-й такты — поясной поклон на месте.