Муджра в индийском танце

Теория индийского классического танца. Хасты и Абхиная

Стиль Кучипуди имеет довольно обширную и хорошо разработанную теоретическую базу.

Каждый аспект Абхинаи, или выразительного средства, доступного человеку, подробно описывается в таком компетентном трактате, как Натьяшастра, написанном великим Бхаратамуни. Кучипуди следует Натьяшастре больше чем любая другая танцевальная форма Индии.

Существует четыре вида абхинаи (способа выражения):

1. Ангика Абхиная — выражение через различные части тела.

2. Вачика Абхиная — выражение через голос, речь, песню.

3. Саттвика Абхиная — выражение через бхавас, т.е. чувства, эмоции.

4. Ахарья Абхиная — выражение через грим, костюм, украшения.

Жизнь каждого человека проявляется посредством трех аспектов:

3. Карна — действие.

Вместе эти три аспекта называются каранас. В танце они нашли воплощение соответственно как саттвика, вачика и ангика абхиная.

Саттвика Абхиная доминирует преимущественно в Натаке (драме), Ангика Абхиная выражается в Нритта (чистый танец, техника) и обе равносильны в Нритье (сольный танец).

В Ангика Абхинае различают три группы:

1. Ангас:
— ширас (голова)
— хастас (жесты)
— вакша (грудь)
— паршва (сторона)
— кати (бедра)
— падас (стопы)

2. Пратьянгас:
— скадхэ (плечи)
— баху (руки)
— прштам (спина)
— ударам (живот)
— уру (внешняя часть бедра)
— джангха (верхняя часть ноги)

3. Упангас:
— дршти (глаза)
— бхру (брови)
— путта (веки)
— капола (щеки)
— насака (нос)
— хану (челюсть)
— адхара (нижняя губа)
— дасана (зубы)
— джихва (язык)
— вадана (лицо)
— гульбха (щиколотка)
— ангулья (пальцы)

Движения Пратьянгас и Упангас всегда зависят от Ангас.

Хасты (жесты рук) являются частью Ангика Абхинаи и включают в себя способы выражения через физическое тело (голова, глаза, нос, руки и т.д.). Несмотря на то, что выражение через жесты занимает лишь небольшую часть в Ангика Абхинае, их роль очень важна. Они имеют не только декоративное значение, но и показывают специфику общения и действия по отношению к предметам.

При этом следует различать понятия хаста и мудра. Хотя и те и другие являются жестами рук, мы будем называть их хастами, когда говорим о техническом аспекте танца, и мудрами, когда необходимо выделить в танце какой-либо жест, имеющий определенное значение.

Существует три вида хаст:

1. Асамьюта Хастас — жесты одной руки, несущие определенную смысловую нагрузку.

2. Самьюта Хастас — жесты двумя руками, также имеющие определенное значение.

3. Нритта Хастас — декоративные жесты не имеющие определенного значения, являются чистым танцем (техникой).

Среди текстов по теории танца выделяют два наиболее компетентных источника — Натьяшастру и Абхиная Дарпану. В них существуют некоторые различия либо по количеству хаст, либо по числу их значений.

Так Натьяшастра указывает следующее количество хаст: Асамьюта Хастас — 24, Самьюта Хастас — 13 и Нритта Хастас — 27. Абхиная Дарпана отмечает соответственно 28, 23 и 13.

Нритта Хасты согласно Натьяшастре имеют независимое происхождение, а в Абхиная Дарпане они происходят от Асамьюта и Самьюта Хаст.

Вот чем объясняются некоторые отличия в использовании хаст, к примеру, между стилями Кучипуди и Бхаратнатьям, просто эти стили базируются на разных источниках.

То же относится и к винийогас, т.е. значениям хаст. Так например в Натьяшастре для хасты Патака указывают порядка 35 различных значений, а в Абхиная Дарпане их более 40.

Кроме того, значения хаст подразделяются на три группы:

1. Натуральные (естественные) — это жесты, выражающие простые действия — идти, остановиться, есть, спать и т.д.

2. Интерпретируемые — это жесты, имитирующие наиболее характерные черты объекта: набирать воду из колодца, ехать на колеснице, действия животных и т.п.

3. Символические — такие жесты предназначены для изображения таких понятий, как красота, сила, мнение, женский или мужской пол и т. д.

С помощью Хаст в классическом танце можно выразить практически все, но их употребление не должно быть изолировано от действий тела и смысл обязательно должен быть подкреплен выражением лица и глаз.

Ведический психолог, лайф-коуч

Я желаю всем счастья!

Христианский фильм «Огнеупорный»

Христианский фильм «Огнеупорный». Первый раз отрывки из него я увидел на фестивале «Благость» в 2014 году, семинар «Есть ли жизнь после брака» проводил Пшонко Дмитрий. Рекомендую всем мужчинам к просмотру, так как часто мы излишне сильно концентрируемся на работе, но без сильных тылов в виде крепкой семьи шансы наши на успех в этом мире минимальны. Да и нужен ли такой успех, если поделится радостью победы будет не с кем?

Фильм «Стажер»

В фильме «Стажер», 70-летний вдовец Бен Уитакер (Роберт Де Ниро) обнаруживает, что выход на пенсию – это еще не конец. Пользуясь случаем, он становится старшим стажером на сайте моды, которым руководит Джулс (Энн Хэтэуэй).

Связь болезней с мировоззрением, глубинная личностная работа

Отрывок из книги Олега Гадецкого «Лучшие психологические методики, или Что делать, когда не везет?» посвященный связи болезней с нашим мировоззрением.

Физическое тело и тонкое тело (психическое тело) тесно связаны друг с другом. Интуитивно мы знаем об этом. Если мы живем в ситуации стресса, то у нас развивается язва. Если боимся, то чувствуем, как дрожат колени. Однако, может быть, ни разу мы не задумывались об этом как о четкой закономерности.

Ниже Олег Гадецкий приводит таблицу, в которой объясняется связь между мировоззрением и болезнями. Подобные таблицы используют такие авторы, как Луиза Хей и Владимир Жикаренцев. Однако здесь эта таблица дается с существенными корректировками.

Прочитал книгу советского педагога и писателя Антона Семеновича Макаренко, «Педагогическая поэма»

Прочитал книгу советского педагога и писателя Антона Семеновича Макаренко, «Педагогическая поэма».

Заинтересовался творчеством Антона Семеновича я после лекций не менее известного педагога — Шалва Александровича Амонашвили.

Хоть в книге и описывается опыт работы в колонии для малолетних правонарушителей и бездомных детей, очень много полезного можно почерпнуть для себя лично всем у кого есть дети, подчиненные, кто так или иначе соприкасается с людьми, ведет социально активный образ жизни.
[Читать далее…]

Книга Ирвина Ялома «Дар психотерапии»

Ирвин Ялом, психотерапевт с огромным стажем, написал немало книг, научных и не очень. Однако «Дар психотерапии» — текст настолько структурный, интересный и полезный, что его можно назвать одной из лучших работ этого автора.

Видео трансляции лекций с фестиваля «Благость»

Дорогие друзья, прекрасная новость — мы организуем для вас трансляции лекций с фестиваля Благость. В этом году нас ждут семинары о здоровье, семейных взаимотношениях, самоосознании и другие интересные и важные темы.
[Читать далее…]

Книга Развитие разума, Торсунов О.Г.

ЛУННОЕ ЗАТМЕНИЕ 16 СЕНТЯБРЯ 2016г.

ВНИМАНИЕ! ЛУННОЕ ЗАТМЕНИЕ 16 СЕНТЯБРЯ!
16 сентября (Пурнима) — полное лунное затмение в 22-04 по МСК. Это затмение будет очень тяжело переносится, если в Вашем гороскопе Луна является вредителем и поражена.
В промежуток с 1го по 16 сентября следует избегать принятия важных решений. Это время советуем провести в духовных практиках, медитации, осмыслению жизненного опыта и отдыху.

Книга Берта Хеллингера — Порядки помощи

Друзья, рекомендую к прочтению книгу Берта Хеллингера — Порядки помощи.

Бе́рт (Антуа́н) Хе́ллингер (род. 16 декабря 1925 года, Лаймен (Баден), Германия) — немецкий философ, психотерапевт и богослов. Широко известен благодаря краткосрочному терапевтическому методу, именуемому — «семейные расстановки».

Шавасана (поза трупа) — отличная поза из йоги для расслабления

Шавасана (поза трупа) — отличная поза из йоги для удовлетворения потребности в расслаблении. Настройка от Владимира Слепцова (Вальмики).

Современная жизнь полна стрессов и напряжений. Беспокойный темп жизни приводит к перенапряжению, как дома, так и на работе. Это особенно проявляется в больших городах, где люди полны амбиций и желаний достичь материального благополучия и славы.

[Читать далее…]

Индийский танец: не только диско

Привлекательность такого индийского танца еще и в том, что сложность его для начинающих танцоров несравнимо мала по сравнению с задачами, стоящими перед исполнителями классических индийских танцев. На первом месте стоит не техника, а эмоциональность, отдача, погруженность в танец, отодвигаются на задний план отточенность жеста и правильность поз.

Заинтересовавшись индийским искусством танца более подробно, мы откроем для себя такие пласты, как классический катхак и его стилизация — танец муджра, исполнявшийся в гаремах империи Великих Моголов прекрасными соблазнительницами. Следующие — Бхарата-Натьям, Одисси, Кучипуди, Мохиниаттам, Катхакали и многие другие. Сам Шива покровительствует искусству танца, а Вселенную он создал, танцуя под звон колокольчика. Потому и танцевальное искусство в Индии рождалось как священный ритуал.

Танцы в Индии делились на классические и народные. Движения классических были канонизированы, народные же исполнялись в достаточно свободных вариациях. Изначально классические стили были религиозными. Мимика, включавшая в себя движения глаз и бровей, жесты, позы, наклоны, шаги – все должно соответствовать складывавшимся веками канонам храмового танца. Только на разучивание поз и движений уходит от 5 до 9 лет, ведь, только отработав идеальную технику, можно приступать к танцу в целом.

Наряд девадаси – храмовой танцовщицы – очаровывает великолепием. Огромное количество тяжелых украшений, издающих мелодичные звуки при каждом движении, — колокольчики из бронзы на ногах, золотые браслеты на запястьях, предплечьях и над локтями, обязательное кольцо на носу, соединенное с ухом цепочкой, ожерелье-монисто на шее, плоский обруч, обхватывающий голову, подвеска на нем – все это, соединенное с женской красотой и грацией, становится незабываемым зрелищем, граничащим с чудом.

Муджра в индийском танце

Одисси – это один из самых изысканных классических стилей. Он зародился и популярен на восточном побережье Индии.

По своей технике, выразительным средствам и костюмам этот стиль близок к Бхаратнатьяму. Он отличается грациозными движениями, большей плавностью, красивыми позами. Музыка, которая звучит во время этого танца, еще более мелодичная. Отдельного внимания заслуживает наряд исполнителя: в отличие от иных стилей индийского танца, здесь украшения серебряные, а прическу возглавляет башенка – гопурама, которая и напоминает об истоках танца. Орнамент, находящийся на сари, характерен исключительно для Ориссы (территория Индии). Техника смены поз основывается на координации трех на первый взгляд независимых друг от друга уровней корпуса: головы, ног, тела, каждый из которых по отдельности исполняет важный для танца пластический рисунок. Бывает, что танцовщица замирает на пару минут в какой-то из поз, и тогда она становится похожа на изысканную статуэтку. Характерной особенностью стиля Одисси является то, что тело исполнительницы плавно изогнуто в трибанги – талия, бедра, шея.

Такой стиль как Катхакали исполняется только мужчинами, облаченными в красочные костюмы с огромными головными уборами и сложным макияжем на лице. Ни в одном из классических танцев подобный грим не используется, ведь он наносится несколько часов. Целыми столетиями отбирались, а после отшлифовывались некоторые важные элементы танца Катхакали. Это направление исполняется под аккомпанемент ченды – специального барабана, который производит маддалы и глухой звук. Вместе с тем используются и бронзовые цимбалы.

Манипури появился в горных областях на северо-востоке Индии. Родиной этого танца считается одноименный штат Манипури. Древняя легенда гласит, что для того, чтобы подыскать идеальное место для танца в свое время Боги отважились даже осушить озеро в одной из чудных долин. Поэтому нет ничего удивительного в том, что танец этот является неотъемлемой частью ритуалов обычной жизни, как, к примеру, поклонение предкам или свадьба. В танце могут использоваться расшитые юбки, которые резко расширяются от талии, а также полупрозрачные вуали. В одном из танцев Кришны и пастушек главный атрибут – павлинье перо в волосах. Движения здесь начинаются медленно и постепенно переходят в быстрые вращения.

Некоторые виды Манипури исполняются достаточно энергично, даже с применением акробатических приемов.

В южной Индии родился танец под названием Мохини-аттам, который, как и Одисси, очень напоминает Бхаратнатьяму, и незнающий человек может даже их спутать. С древних времен этот танец исполняли женщины. Ему свойственно очарование женской мягкости и грации. Репертуар Мохини-аттам не так уж и велик: абстрактный танец чолукатту, в котором танцовщица, изгибаясь всем телом, показывает плавные движения, будто бы имитирует покачивание лодки на воде. В конце чолукатту девушка разыгрывает сюжет из «Рамаяны», при этом использует мимику и язык жестов. Другой композицией является тиллана. В ней средствами выразительности считаются мимика, движения глаз и рук.