Музыка для дошкольников детские танцы

Танцевально-ритмическая гимнастика для дошкольников

Марина Чубакова
Танцевально-ритмическая гимнастика для дошкольников

В последнее время в дошкольных учреждениях всё чаще стали применять нетрадиционные средства физического воспитания детей. Наиболее популярной считается ритмическая гимнастика, в которой сочетаются гимнастика и ритмический танец.

Я решила изменить традиционное проведения утренней гимнастики, и проводить её в форме танцевально-ритмической гимнастики, которая состоит из комплекса общеразвивающих и танцевальных упражнений. Для этого обратилась к программе «Са-Фи-Дансе Е. Г. Сайкиной, Ж. Е. Фирилёвой, которая является оздоровительно-развивающей программой.

Почему я решила проводить такую гимнастику с детьми?

Во-первых, танцевально-ритмическая гимнастика способствует укреплению здоровья детей:

• Формирует правильную осанку

• Содействует развитию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой системы организма.

• Содействует профилактики плоскостопия.

Во-вторых, совершенствует психомоторные способности дошкольников:

• Развивает мышечную силу, координацию

• Развивает чувства ритма, музыкальный слух, память,

• Развивает умение согласовывать движения с музыкой.

• Формирует навыки выразительности и пластичности танцевальных движений.

На каждую возрастную группу мною предусмотрен отдельный комплекс, соответствующий данному возрасту.

Для детей 4-5 лет это комплексы состоящие из простых движений руками вверх, вниз, в стороны, полуприседания с поворотами, прыжковые движения на двух ногах, наклоны. Музыкальное сопровождение не превышает по времени пяти минут.

Для детей 5-6 лет – составляю комплексы, в которые включаю движения на координацию рук и ног (сделать круг рукой одновременно с полуприседанием; Бег на месте одновременно поднимая прямые руки вверх,добавляю больше танцевальных движений. Обращаю внимание на выразительное исполнение движений, на мимику.

Для детей 6-7 лет предусматриваются более сложные по строению комплексы. Используется смена темпа движений, движения на ориентировку в пространстве (право, лево). Включается больше прыжковых и беговых движений, а также движений со сложной координацией (поочередное поднимание левой и правой руки с одновременным движением ногами).

Почему детям нравиться такая гимнастика?

В первую очередь, потому что движения выполняются под музыку. Для такой гимнастики подбирается, детские песни, современные песни, которые имеют образный характер («Часики», «Веселые поросята», «Облака», «Божья коровка»).

Стараюсь подбирать песни, в которых присутствует куплет и припев, т. к. на припев движения обычно повторяются и дети чувствуют себя уверенней, а под музыку со словами легче запомнить то или иное движение.

Зарядка проводиться по показу педагога, а это для детей наглядный пример правильности выполнения движений.

На такой зарядке дети с удовольствием превращаются в часики, изображая движение стрелочек руками, «катаются по небу на облаках», или изображают озорных поросят, или становятся легкими воздушными божьими коровками.

Когда дети запомнили комплекс зарядки, я добавляю небольшие перестроения и получается самостоятельный танец, который можно использовать в утренниках.

Благодаря такой гимнастике, каждый новый день в детском саду дети начинают с веселого танца и получают огромный заряд бодрости. Очень приятно видеть, когда и воспитатели делают с детьми такую зарядку, т. к. это полезно и для взрослых.

Предлагаю вашему вниманию комплекс танцевально-ритмической гимнастики для детей старшей группы.

(песня «Ни кола, ни двора» поет Клара Румянова)

И. п. – основная стойка;

1 – 4 – полуприседая, на каждый счет увести колени вправо, влево, вправо, влево, руки работают, как при ходьбе.

5 – 8 — повторить счет 1-4, но вставая.

А. 1 – и – полуприседая и вставая, правую ногу выставить на носок в сторону, руки на поясе.

2 – и – приставить правую ногу к левой.

3 – и – повторить счет 1-и с другой ноги.

4 – и – приставить левую ногу к правой.

5-и – 8-и – повторить счет 1-и – 4-и.

Б. 1 – и – с полуповоротом налево подняться на носки, поднять плечи, руки в стороны книзу, ладонями вперед («удивление»)

2 – и – основная стойка (полуприсед, руки на поясе)

3-и – 4-и – повторить счет 1-и – 2-и в другую сторону.

5-и – прыжком стойка ноги врозь.

6 – и – руки вверх, пальцы в «замок».

А. 1 – и – наклон вперед, руки резко вниз, пальцы в «замок» («рубка дров»).

2 – и – выпрямиться, руки вверх, пальцы в «замок».

3-и – 4-и – повторить счет 1-и – 2-и.

5-и – 6-и – повторить счет 1-и – 2-и.

7 – и – повторить счет 1 – и.

8 – и – прыжком ноги вместе, руки выпрямить вперед, пальцы в «замок» ладонями от себя.

Б. 1 – и – полуприсед, согнуть правую ногу в сторону.

2 – и – поставить ноги вместе.

3 – и – полуприсед, согнуть левую ногу в сторону.

4 – и– поставить ноги вместе.

5-и – 6-и – основная стойка в полуприседе, движение «хвостик» лицом вперед.

7-и – 8-и – прыжком повернуться на 180 градусов, движение «хвостик»

А. 1 – и – выставить ногу на пятку вперед, руки раскрыты в стороны («распашонка»)

2 – и – И. П. (ноги вместе, руки на поясе)

3 – и – повторить счет 1-и с другой ноги.

4 – и – повторить счет 2-и.

5-и – 6-и – повторить движения части Б. Первого куплета счет 1-и – 2-и.

7-и – 8-и – повторить движения части Б. Первого куплета счет 3-и – 4-и.

Б. 1-и – 4-и – повторить движения части А. Второго куплета счет 1-и – 4-и.

5-и – 6-и – повторить движения части Б. Первого куплета счет 5-и – 6-и.

Припев. Повторить движения припева.

1-и – 4-и – движения коленями вправо, влево, приседая вниз.

5-и – 8-и – движения коленями вправо, влево, вставая наверх.

Припев. Повторить движения припева.

«Радость в движениях — ключик к здоровью» Всё, что приносит радость, связано со здоровьем. Оно является самым ценным из всех благ. Поэтому необходимо его беречь и сохранять. Конфуций.

Студия «Ритмика» (старший возраст) Я веду студию ритмики. Посещают студию дети старшего возраста. Выступаем на различных праздниках. «Озорные девчонки» Пластический этюд.

Танцы и пляски для детей-дошкольников с минусовками

Детские танцы с движениями

Не только начинающие, но и опытные музыкальные руководители ищут в Интернете детские танцы с описанием движений, и на сайте Дошкольники вы найдете детские пляски с движениями и с нотами для музыкального сопровождения. Вам достаточно лишь распечатать или скачать бесплатно детские танцы и выучить их с детьми для выступления на утреннике или празднике.

Детские пляски в детском саду

В любом детскому саду с хорошим уровнем образования на уроках музыки (иногда это ритмика или хореография) обязательно разучиваются пляски детские, танцы детские, веселые песни-танцы, игры-танцы. Некоторые материалы для таких занятий мы предлагаем вам из собственной коллекции.

Детские танцы с песнями

Детям нравятся пляски с пением, которые позволяют сочетать несколько видов активной деятельности ребенка. Используйте на своих занятиях танцы со словами и пением, и вы поймете, насколько лучше дети развиваются, когда им приходится активно вовлекаться в процесс такого танца.

Детские танцы к праздникам

Вы найдете у нас и детские танцы на новый год с движениями, и детские танцы 8 марта, и пляски на день матери, и детские танцы 9 мая, и детские танцы школа и школьные праздники, и многое другое. Пляски к праздникам – это желательный элемент праздничной программы. Когда дети танцуют, праздник преображается и такая праздничная программа намного предпочтительнее в любом детском заведении.

Танцы для детей и взрослых

На многих праздниках в детском саду и в школе дети танцуют со взрослыми: с учителями, с родителями, с гостями праздника. На нашем сайте есть материалы для разучивания подобных танцев, и если вы будете включать их в праздничную программу, ваше торжество только выиграет от такого красивого праздничного номера.

Детские танцы с минусовками

Мы уже стали добавлять минусовки для детских танцев, и будет постепенно развивать этот раздел. Минусовки танцев для детей позволят вам выучить понравившийся танец под инструментальную музыку. Бесплатные минусовки для детских танцев – уже на нашем сайте.

Детские танцы скачать бесплатно

Сайт Дошкольники предлагает вам скачать бесплатно детские танцы и пляски: ноты и описание движений. Для этого вам следует открыть страницу с выбранным танцем, нажать правой кнопкой мышки на нотах и выбрать «сохранить как», и сохранить в компьютер или на сменный диск ноты в виде графической картинки, с html-страницей, на которой написано описание движений танца. Также вы можете распечатать страницы сайта с понравившимися вам танцам и плясками. Мы всегда вам рады, и наш сайт регулярно пополняется новыми материалами для детей, родителей и педагогов!

Музыка для дошкольников детские танцы

Танцевальные комплекты

В этой рубрике предлагаю выставлять танцевальные комплекты (музыка+описание танца) для любых возрастов и любых танцевальных направлений.

Дорогие коллеги, большая просьба сообщать о нерабочих ссылках на natali@horeograg.com. Заранее спасибо!

Многие материалы были найдены мной в Интернет без указания автора. Если вы увидели на страницах сайта свой авторский материал, напишите мне и я обязательно укажу Вас, как автора материала или уберу его с сайта по вашей просьбе!

Дошкольники и младшие школьники

1. Танец «Мама» для детей 5-6 лет Скачать
2. Танец «Поварята» для дошкольников Скачать
3. Танец «Солдатики» для дошкольников Скачать
4. «Дочкин вальс» для девочек 6-7 лет Скачать
5. «Шарики-лошарики» для дошкольников Скачать
6. «Зелененький вагончик» Скачать видео и музыку к танцу
7. Менуэт Скачать
8. Танец с цветами Скачать
9. Алые паруса Скачать
10. Мама Мария Скачать
11. Неваляшки Скачать
12. Ромашка Скачать
13. Венская полька автор Каширина Н.Н.Скачать
14. Кадриль Скачать
15. Пять февральских роз Скачать
16. Танец «Za-za» Скачать
17. Губки бантиком Скачать
18. Купите бублики Скачать
19. Танец с саксофонами Скачать
20. Ах, Одесса! Скачать
21. Белый теплоход Скачать
22. Вышита сорочка Скачать
23. Горошинки Скачать
24. Дождик Скачать
25. Пять февральских роз (вариант-2) Скачать
26. Хаванана Скачать
27. Лето для детей 9-10 лет Скачать видео и музыку
28. Дружба крепкая Скачать
29. Модница Скачать
30. Аист на крыше Скачать
31. Васильковая страна Скачать
32. Весна Скачать
34. Карапузы Скачать
35. Карусель Скачать
36. Качели Скачать

«Методика обучения танцам детей дошкольного возраста»

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

НОВОСПАССКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

« Обучение танцам детей

Вершинина Татьяна Вениаминовна, преподаватель по классу хореографии

Органическое единство музыки и движений необходимо и естественно. Движения должны раскрывать содержание музыки, соответствовать характеру, форме, динамике, темпу и ритму музыкального произведения. В то же время движения побуждают к сознательному восприятию музыкального произведения. А музыка становится более понятной и легче усваивается, придавая движениям особую выразительность, четкость, ритмичность. Известно, что как в пении, так и в движении необходимо достичь полного соответствия с музыкой. Яркие примеры взаимосвязи музыки и движений демонстрируют такие виды спорта, как художественная гимнастика, фигурное катание, синхронное плавание.

Значительное место в музыкально-ритмическом воспитании дошкольников отводится танцам. Научить ребенка передавать характер музыкального произведения, его образное содержание через пластику движений под музыку – именно на это направлена работа над танцем. Известно, что дети очень любят танцевать. В танцах они удовлетворяют свою естественную потребность в движении. В выразительных, ритмичных движениях танца раскрываются чувства, мысли, настроение, проявляется характер детей.

Танец — искусство синтетическое. Оно направлено на решение музыкально-ритмического, физического, эстетического и психического развития детей. Движения под музыку приучают их к коллективным действиям, способствуют воспитанию чувства коллективизма, дружбы, товарищества, взаимного уважения.

Движения под музыку укрепляют детский организм. Удовлетворение, полученное ребенком в процессе двигательных действий, побочно сопровождаются значительными физиологическими изменениями в его организме, улучшается дыхание и кровообращение.

Веселая музыка возбуждает нервную систему, вызывает усиленную деятельность высших отделов головного мозга, связанных с ассоциативными, интеллектуальными и волевыми процессами. Деятельность скелетной мускулатуры в дошкольном возрасте имеет важное значение, так как у растущего организма восстановление затраченной энергии характеризуется не только возвращением к исходному уровню, но и его превышением. Поэтому в результате занятиями танцами происходит не трата, а приобретение энергии. Музыкально-ритмические движения способствуют формированию моторики, улучшает осанку. Систематические занятия танцами очень полезны для физического развития детей: улучшается осанка, совершенствуются пропорции тела, укрепляются мышцы. Постепенно дети начинают легче, грациознее двигаться, становятся раскованными. У детей появляются такие качества движений, как легкость, полетность, упругость, ловкость, быстрота и энергичность. Благодаря музыке движения дошкольников становятся более четкими, выразительными и красивыми.

Замечено: если музыка нравится, у ребят возникает желание двигаться, им трудно усидеть на месте, они буквально “выплескивают” свои эмоции. Ритм можно “переживать”. И детям легче передать свое понимание музыки не словом, а посредством движений. А это хорошая предпосылка для творческого процесса. Приобретая знания и навыки в области танцевального искусства, дети начинают понимать, что каждый танец имеет свое содержание, характер, свой образ. Чтобы передать выразительность танцевальных образов, ребенок должен запомнить не только сами движения, но и их последовательность (что само по себе положительно влияет на развитие памяти и внимания), но и мобилизовать воображение, наблюдательность, творческую активность.

Танец приучает детей к нормам культурного общения. В детях воспитывается скромность, доброжелательность, приветливость. Мальчики начинают бережно относиться к своей партнерше. Танец становится одним из средств нравственного воспитания ребенка.

Танцы состоят из простых народных и классических танцевальных движений. Их можно разделить на несколько видов:

танцы и пляски с зафиксированными движениями, построение которых определяется структурой музыкального произведения;

свободные танцы и пляски , в которых наиболее ярко проявляются творческие способности исполнителей;

комбинированные танцы , включающие зафиксированные движения и свободную импровизацию;

народные танцы и пляски , построенные на подлинных элементах народного танца;

характерные танцы , исполняемые различными персонажами;

детские бальные танцы , включающие шаги польки, галопа, вальсообразные движения и другие.

В настоящее время внимание детей и педагогов привлекают современные ритмы музыки, новые танцы. Но иногда приходится сталкиваться с тем, что дети, наблюдая в быту танцы взрослых, подражают самым худшим образцам их исполнения (они кривляются, ломаются, танцуют грубо, немузыкально). Это вызывает большую тревогу, так как именно в дошкольном возрасте закладываются основы художественно-музыкального вкуса.

Существует два пути в работе над созданием детских танцев. Первый путь – это работа над облегченным, доступным для детей вариантов уже существующих бальных танцев для взрослых с использованием той же музыки. В них сохраняются движения танца для взрослых, его рисунок, но сокращается количество фигур, упрощается композиция, исключаются наиболее трудные для детского исполнения элементы.

Другой путь – это создание нового детского танца на понравившуюся детям и подходящую по музыкальной структуре, форме музыку. В такие танцы включаются обязательные для дошкольников программные танцевальные навыки (пружинки, поскоки, шаги галопа, приставной, ритмические хлопки и др.), многие из которых исполняются в новой современной манере. Одновременно вводятся и новые элементы.

При составлении новых танцев для детей дошкольного возраста необходимо руководствоваться целым рядом художественно-педагогических требований. Каждый детский танец должен иметь яркое эмоциональное содержание, своеобразный колорит. Танцы должны быть доступны детям, отвечать их техническим возможностям. В противном случае, обучение превратится в утомительный тренаж и потеряет свою воспитательную ценность.

Детский танец должен быть очень концентрированным, компактным. Не рекомендуется в него включать большое количество разных фигур — это утомляет детей. Надо учитывать психофизическую особенность детей-дошкольников, тщательно лимитировать физическую нагрузку, контроль над которой необходимо осуществлять. А именно:

— следить за осанкой детей на занятиях, характером двигательных заданий;

— определять дозировку физической нагрузки, учитывая пожелания врача;

— обращать внимания на жалобы детей во время занятий танцами;

— в беседах с воспитателями и родителями выяснять все данные о здоровье ребенка, его индивидуальных особенностях.

Танец для детей должен иметь четкий рисунок движений. Необходимо помнить о сохранении точности и законченности танцевальной формы, только в этом случае танец будет удобен для многократного повторения. Необходимы органическая взаимосвязь движений с музыкой, учет не только общего характера музыки, но и основных средств музыкальной выразительности (динамических, темповых, метроритмических, гармонических особенностей, регистровой окраски, формы построения данного произведения). Важно также разнообразие репертуара детского танца (по содержанию, настроению). Интересным для детей моментом может явиться смена партнеров в танце, элемент игры, шутки, необычных атрибутов, костюмов.

Чтобы заинтересовать детей танцем, педагог должен дать общую характеристику танцу, отметить его особенности. Большое значение имеет слушание музыки танца, уяснения ее содержания и особенностей, разбор ее структуры (отдельных частей, музыкальных фраз). Детям можно предложить отметить хлопками акценты, ритмический рисунок, начало новой части, музыкальной фразы и т.д. В процессе разучивания танца педагогу приходится неоднократно возвращаться к содержанию и особенностям прослушанной музыки, помогать детям находить оттенки движения, отражающие характер музыки. Необходимо ввести детей в мир той музыки, под которую они будут танцевать.

Первостепенную роль играет правильный, отчетливый, выразительный показ движений педагогом. Хороший показ вызывает у детей желание поскорей научиться так же красиво танцевать. Педагог должен специально готовиться к этому показу, проделывать отдельные танцевальные элементы перед зеркалом. Важно ясно показать все нюансы танцевальных движений. Показ может сопровождаться словесными пояснениями, указаниями. Это поможет сделать процесс обучения более сознательным и доступным.

Педагог заранее анализирует, какие ошибки могут встретиться у детей при овладении тем или иным движением, находит точные слова для объяснения отдельных деталей, продумывает образные сравнения, четкие краткие указания.

В работе над танцем большое значение имеют подготовительные танцевальные упражнения. Рекомендуется вначале разучить с детьми отдельные танцевальные элементы, которые по мере усвоения могут соединяться в танцевальные фигуры. Дети могут стоять врассыпную или в общем кругу, в этом случае они хорошо видят показ педагога (никто не стоит к нему спиной или боком), а педагог в свою очередь имеет возможность контролировать качество движений. Если дети стоят врассыпную, показ педагога должен быть зеркальным.

Чаще надо использовать и показ детей, хорошо выполняющих то или иное движение. Встречаются случаи, когда в практике исключается всякая предварительная работа над танцем или элементами. Танец разучивается целиком, дети выполняют движения неуверенно, часто ошибаются, получают много замечаний от педагога. Все это снижает интерес к танцу, прочес обучения удлиняется, становится малоэффективным. Без овладения техникой движения невозможно добиться и его выразительности.

Музыкальное сопровождение – дело первостепенной важности. Музыка должна выбираться в соответствии с требованиями хорошего вкуса. Что касается его критериев (в отношении музыкального оформления занятий танцами), они определяются такими понятиями, как ясность, доходчивость, законченность мелодии. Выбирая музыкальное произведение, специалисты должны досконально знать его в целом. Только тогда можно располагать исходным материалом, варьируя его в разных сочетаниях для различных педагогических целей.

Работа под фонограммы музыкальных произведений дает возможность педагогу наблюдать за каждым ребенком, корректировать движения прямо в процессе исполнения, увлекать детей собственным показом. И, конечно, приятно видеть результаты такой работы: четкость, синхронность, ритмичность, выразительность, образность, — все эти качества достигаются с увлечением, и главное — всеми детьми. Яркая, интересная музыка вызывает желание двигаться, танцевать, позволяет раскрыться каждому ребенку, показать, на что он способен. Предполагается определенный уровень развития у детей музыкальных способностей, и в первую очередь музыкально-ритмического чувства, а также хорошие качество их двигательной подготовки. Конечно, необходимо учитывать основные направления обучения в каждой возрастной группе.

Возрастные особенности дошкольников

У детей младшей группы координация движений развита недостаточно. Они ходят переваливаясь, тянут ноги, опускают голову, тяжело бегают и прыгают. Характерной чертой этого возраста является возбуждение нервной системы и недостаточное торможение, поэтому у детей замедленна реакция на музыкальные сигналы. Несмотря на это, у малышей вырабатывается устойчивый интерес к танцам. Укрепляя его, детей приучают слушать музыку и двигаться в соответствии с ней. Музыка к танцам должна быть яркой и выразительной по форме, что помогает исполнять лучше танцевальные движения. Особое внимание в младшей группе следует уделять умению детей различать начало и конец музыкального произведения и в соответствии с этим начинать и заканчивать движения.

Во время разучивания танца следует соблюдать определенную последовательность. Вначале дети слушают музыку, затем – пояснения педагога о ее характере, форме произведения и т.д. Можно показать танец вместе с воспитателем или заранее подготовленным ребенком. Затем воспитатель пляшет вместе с детьми, внимательно наблюдая за ними и помогая им, например, найти правую ножку или ручку, покружиться в нужную сторону и т.п.

Для детей младшей группы надо подбирать танцы, исполнение которых способствуют вырабатыванию следующих танцевальных навыков:

— ритмично ходить и бегать, передавая различный темп, отмечая конец и начало каждой части;

— выполнять движения с атрибутами (куклами, султанчиками и т.д.);

— поочередно притопывать ножками, кружиться порознь и парами, хлопать в ладоши, выставлять ножки поочередно на пятку и др.

Показатели уровня развития детей:

— интерес к танцевальному процессу движения под музыку;

— умение передавать в пластике характер музыки, танцевальный образ.

У детей средней группы в результате обучения, воспитания и приобретения непосредственного опыта, накапливается большой запас конкретных представлений, вырабатывается хорошая осанка. Они ходят спокойнее, ровно, бегают ритмично и довольно легко, умеют делать простые движения с атрибутами, легче и увереннее исполняют танцевальные движения, более осознанно меняют движения в соответствии с характером музыки. Все это создает предпосылки для успешной дальнейшей работы по развитию танцевальных навыков. Танцы для детей отличаются более сложным построением, танцевальные движения более детально отражают изменения характера музыки.

Детей средней группы продолжают учить:

— сознательно начинать и заканчивать движения одновременно с началом и концом музыки;

— изменять характер движений в соответствии трем разным частям музыкального произведения;

— воспитывать наблюдательность, инициативу и самостоятельность;

— развивать музыкальную память, чувство ритма, творческое воображение;

— легко и свободно двигаться парами;

— точно выполнять элементы народных плясок, доступных по координации: поочередное выставление ноги на пятку, “выбрасывание ” ног, полуприседания и др.

Показатели уровня развития детей:

— выразительное и непосредственное исполнение танцевальных движений под музыку;

— умение точно координировать движения с основными средствами музыкальной выразительности;

— способность к запоминанию и самостоятельному исполнению композиций;

— использование разнообразных движений в импровизации под музыку.

Характерной особенностью детей старшей группы является их стремление к большей самостоятельности в танцах, к точности выполнения движений, заинтересованность в исполнении. Поэтому в старшей группе обучение танцам имеет более целенаправленный характер, например, изучение определенного движения, необходимого в танце. Дети этого возраста способны проявить творческую инициативу, внести в танец свое дополнение. Совершенствуется умение отображать эмоционально-выразительный характер музыки, так как дети глубже и сознательнее воспринимают музыкальное произведение, и у них лучше развита координация движений. Музыкальный материал и движения детей усложняются. Так, дошкольники учатся отмечать движениями форму музыкального произведения (двух — и трехчастную, вариационную), а также музыкальные предложения. Продолжается работа по обучению детей воспринимать темповые изменения (замедление, ускорение). Углубляется восприятие детьми регистровых изменений. Особое значение имеет самостоятельная деятельность и творческие проявления детей (дошкольники самостоятельно перестраиваются в большие круги и маленькие кружочки, соблюдая одинаковое расстояние, в колонки и шеренги). Работая над развитием музыкально-ритмических движений, большое внимание следует уделять вырабатыванию у детей умения двигаться свободно, непринужденно, легко и четко. В танцах старшие дошкольники выполняют более сложные танцевальные движения. Нужно добиваться, чтобы дети выполняли движения ритмично, выразительно, красиво, чтобы умели точно останавливаться с окончанием музыки. Детей знакомят с различными перестроениями и движениями:

— двигаться легко, изящно, выразительно, изменяя направление движения;

— двигаться в соответствии с характером разнообразных вариаций;

— четко исполнять ритмический рисунок, различные элементы народного и бального танца;

— отмечать сильные доли такта.

Научив дошкольников глубоко воспринимать музыкальные произведения, можно достичь органического слияния движений с музыкой. Однако следует подчеркнуть, что успешное овладение поставленными задачами возможно лишь в том случае, если с детьми проводится систематическая работа, результатом которой является усвоение материала всеми детьми, а не только самыми способными. А для этого необходимо постоянно проверять детей и в случае необходимости работать с некоторыми из них индивидуально или маленькими группами.

Показатели уровня развития детей:

— выразительное исполнение танцевальных движений под музыку;

— умение самостоятельно передавать в движениях основные средства музыкальной выразительности;

— освоение большого объема разных композиций;

— способность к импровизации с использованием разнообразных движений;

— точность и правильность исполнения движений в танце.

Обучение детей подготовительной к школе группы двигательным навыкам способствует дальнейшему накоплению представлений и впечатлений, их систематизации и обобщению. В этом возрасте закрепляется умение выразительно и непринужденно двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки (бодрая, веселая, подвижная и т.п.). Выполняя задание, дети учатся дифференцировать характер движений – при ходьбе передавать или торжественное настроение праздничного перестроения, или спокойный характер народный пляски и т.п. В этом возрасте дети почти полностью могут управлять своим телом и способны координировать движения. Чтобы заинтересовать их занятием ритмикой, необходимо подбирать более сложные движения и построения, рассчитанные на быструю смену ориентиров. Музыкальные произведения к танцам значительно сложнее по форме и средствам музыкальной выразительности. Дети овладевают танцевальными движениями:

— легкий пружинный бег (с “захлестом”), плавный танцевальный шаг, подскоки (легкие и сильные), переменный шаг, полуприседания с выставлением ноги на пятку, шаг польки, бег с высоким подъемом ног и др.

В процессе обучения дети приобретают большой опыт, расширяют свои знания, усваивают много танцевальных терминов.

Нужно в деталях продумать подачу нового танца. Следует учитывать, что в этом возрасте дети уже свободно выполняют словесные задания. Вполне возможно иная последовательность ознакомления с новым танцем: вначале дети слушают музыку, определяют ее характер, части произведения, а после этого педагог поясняет движения или показывает их. В несложных танцах все движения разучиваются сразу, а в более сложных – постепенно. Когда движения усвоены, педагог направляет внимание детей на точность и выразительность исполнения. В несложных танцах иногда можно ограничиться пояснением или указанием без показа.

Продолжается работа над красотой движений, над четкостью и выразительностью исполнения танцев и плясок. Должное внимание уделяется воспитанию культуры поведения детей. Дети шести-семи лет должны сознательно относиться к своему заданию и как можно лучше выполнять его.

Показатели уровня развития детей:

— выразительность, легкость и точность исполнения танцевальных движений;

— умение самостоятельно исполнять танец, передавая в движениях средства музыкальной выразительности;

— освоение большого объема разных композиций, разных по стилю и характеру;

— освоение сложных видов движений;

— способность к импровизации с использованием разнообразных танцевальных движений.

Все эти задачи педагог реализует в процессе творческого общения с детьми в различных формах работы: на занятиях, в свободное время, при подготовке и проведении праздников и развлечений, в индивидуальной работе с ребенком и т.д.

Педагог для каждого танца выбирает наиболее эффективный путь объяснения, обучения. Интересные методические приемы вызывают у детей желание танцевать.

Метод показа. Показывая детям движения, педагог дает им возможность увидеть художественное воплощение образа. Иногда, в основном в начале работы, специалист может выполнять вместе с детьми. Это увлекает детей и усиливает желание поскорее овладеть определенными двигательными навыками.

Словесный метод. Разговорная речь является связующим звеном между движениями и музыкой. Словесные объяснения должны быть краткими, точными, образными и конкретными. Так же необходимо обращать внимание на интонацию и на то, с какой силой сказано слово.

Импровизационный метод. При обучении танцам следует постепенно подводить детей к свободному, непринужденному движению, такому, как подсказывает музыка. При использовании этого метода не надо никакого предварительного прослушивания музыки. Дети должны попытаться сами найти нужные движения. Также не рекомендуется подсказывать им вид движения и отмечать успевающих. Но при этом надо внимательно наблюдать за тем, чтобы дети не придумывали движения, которые не связаны с музыкой.

Метод иллюстративной наглядности. Полноценная деятельность не может проходить без рассказа о танцах, их истории и многообразии, без знакомства репродукций, книжными иллюстрациями, фотографиями и видеофильмами.

Игровой метод. Суть игрового метода в том, что педагог подбирает для детей такие игрушки, которые помогают в обучении. Игрушки (атрибуты) украшают танец и оказывают большое влияние на его исполнение. Увлеченные игрушкой, дети перестают фиксировать свое внимание на технических особенностях танца. А игры-превращения помогут научить детей выразительному выполнению движений, разовьют их фантазию и воображение.

Концентрический метод. Этот метод заключается в том, что педагог по мере усвоения детьми определенных движений, танцевальных композиций снова возвращается к пройденному, но уже может предложить усложненный вариант.

Педагогическое мастерство педагога, его умение пользоваться всем арсеналом методов и приемов обучения танцам, чуткое отношение к детям помогут превратить этот процесс в интересное для детей занятие. Современный детский танец в руках вдумчивого, творческого специалиста может явиться прекрасным воспитательным средством, оказывающим облагораживающее влияние на детей.