Музыка индийские классические танцы

Студии танца и музыки

Узнать, как представлен индийский танец в различных школах (от классического храмового до народного и современного), находящихся в российских городах, Вы можете, познакомившись с этим разделом сайта. Помимо студий, в которых преподаются индийские музыка и танец, мы будем рады разместить информацию об отдельных исполнителях, а также группах и ансамблях, специализирующихся на индийской тематике в искусстве. Пожалуйста, пишите нам на info@indosfera.ru.

В программах обучения – классические (храмовые) стили танца бхаратнатьям, одисси, мохиниаттам, южноиндийский вокал карнатик. Сосредоточенный подход, дружелюбная атмосфера, творческое пространство! Настоящие танцы для философов и всех, кто всерьез интересуется многогранной индийской культурой!

Наша студия сохраняет в обучении традицию Kuchipudi Art Academy легендарного Гуру Вемпати Чинна Сатьяма, благодаря которому стиль Кучипуди обрел статус классического танца. Классы проводит Мастер Танца Кучипуди — Ирина Шивашанкар. Она получила эту высокую степень в Центральном Университете Хайдарабада (Индия) и постоянно совершенствует свое мастерство в Индии.

Йога в движении – это практика для тех, кто готов встать на путь совершенствования тела, ума и духа. Приглашаем вас приоткрыть двери в мир этого удивительного танцевального искусства!

Древний танцевальный стиль Одисси сочетает в себе удивительную грациозность, скульптурность поз и изящество, которые в сочетании с одухотворенностью танца наполнят вашу жизнь поистине захватывающим опытом.

Школа Гуру Келучарана Мохапатры и г-жи Суджаты Мохапатры. Руководитель студии: Надежда Фролова

Танцы Индии: история древнего искусства

Индия – страна, где до сих пор, несмотря на глобальные перемены в мире, трепетно берегут и чтут культурные традиции. Зародившись несколько тысячелетий назад, они продолжают играть важную роль в жизни индийцев. Впрочем, не только их. В последние годы во всем мире, и особенно на Западе, вырос интерес к самобытной культуре этой страны.

Формировавшиеся в течение многих столетий философские учения, а также архитектура, музыка и танцы Индии, представляют собой синтез религиозного сознания различных этносов, составляющих индийскую нацию сегодня. В основе ее культуры лежит стремление человека к единению с божеством.

Шива – бог-разрушитель и созидатель

Согласно древним преданиям, Брахма, обеспокоенный беспорядком на сотворенной им Земле, решил, кроме четырех Вед, хранившихся в строжайшей тайне, создать еще и пятую, доступную всем людям. С этой целью он обучил мудреца Бхарату драматическому искусству, в котором соединялись музыка, песня и танец. Бхарата, в свою очередь, поделился новыми знаниями с Шивой.

Этот бог-разрушитель, если хотел, мог и созидать. В отношении танца он проявил себя как раз во второй ипостаси. Те же предания утверждают, что Шива, будучи непревзойденным танцором, научил этому искусству свою жену Парвати и мудреца Бхарату. Последний, объединив уже имеющиеся у него знания с теми, которые получил от Шивы, написал объемный труд, посвященный театральному мастерству – «Натьяшастру».

Вместе с другими мудрецами Бхарата распространял свой трактат среди простого народа. В результате труд «Натьяшастра» оказал огромное влияние на песни и танцы Индии. Оба искусства были тесно переплетены с религиозными верованиями. Даже сегодня в выборе песенных тем и в самих плясках преобладает мифологическое содержание.

Храмовая культура Индии

Танцы всегда были одной из главных составляющих индийского искусства. Зародившись приблизительно пять тысяч лет назад, они со временем достигли высочайшего развития, отдавая при этом дань древним традициям.

Сохранившиеся панели, фризы и скульптурные изображения свидетельствуют о том, что танцы Индии с самого начала были частью религиозного культа. До сих пор в храмах можно увидеть залы, предназначенные для ритуальных плясок. По сути, ими сопровождался любой религиозный обряд.

Храмовые танцовщицы – девадаси – считались хранительницами этого векового классического искусства. Сами же танцы рассматривались как духовная практика, которая, наряду с йогой, способна привести в гармонию эмоции и тело. Правда, достичь такого духовного развития можно только при одном условии: танцевать надо самозабвенно.

В основе ритуальных храмовых плясок лежали сюжеты из древних эпических произведений, таких как Махабхарата или Рамаяна, а также из священных писаний индуизма. Храмовые танцовщицы пользовались большим уважением, однако колониальная политика Великобритании в отношении девадаси привела к постепенному упадку искусства ритуального танца.

Музыка как часть «Натьяшастры»

Древние литературные памятники указывают на то, что в Индии сложилось специфическое восприятие музыки, обусловленное религиозными представлениями и этническим многообразием страны. С одной стороны, она стала частью повседневности, а с другой, средством, позволяющим соединить физические явления с духовными.

Музыка и танцы Индии тесно взаимосвязаны, кроме того, их объединяет некая форма театральности. Например, характер того или иного произведения определяет жесты, позы и выражение лиц исполнителей.

Трактат «Натьяшастра» подробно описывал разные виды священных мелодий, инструментов и песен. Уже в древности индийцы считали возможным воспроизводить самые глубокие переживания с помощью музыки и танца.

В представлении жителей Индостана оба искусства – дар богов, следовательно, они обладают сильным воздействием не только на людей, но и на птиц, животных, растения и силы природы. С их помощью можно укрощать змей, гасить пламя, вызывать дождь и т. д.

Особенности индийского танцевального искусства

Танцы Древней Индии с самого начала обладали рядом отличительных черт. Во-первых, это был не просто набор повторяющихся движений, как это можно наблюдать в фольклорных плясках других народов, а полноценная история, изложенная ярким языком хореографии.

Во-вторых, каждый исполнитель вкладывал в танец свое видение мира и силу мастерства. Таким образом, используя определенные шаги, движения рук и мимику, он передавал зрителям целую гамму чувств и даже события.

Эти особенности индийского танцевального искусства сохранились до наших дней, несмотря на то, что оно уже практически потеряло религиозную суть, перейдя в категорию красочного развлекательного действа.

Народный фольклор

Огромное число народностей, проживающих в Индии, определяет культурное богатство страны. Каждый штат и регион имеют свои характерные танцы, музыку, грим, костюмы. Многие индийцы в детстве обучаются искусству традиционной хореографии или игре на музыкальном инструменте.

В народных танцах редко встречаются религиозные сюжеты, к тому же виртуозность и изящество движений не столь важны, как в классических, поэтому исполнять их могут все.

Хотя народные танцы Индии вобрали в себя определенные элементы традиционной хореографии, все же в них преобладают темы, связанные с повседневной жизнью: циклом сельскохозяйственных работ, рождением детей, свадьбой и т. д.

Вечная классика

Вплоть до XX века танец в Индии представлял собой часть храмового обряда, в который вкладывался сакральный смысл. Костюмы исполнительниц включали большое количество украшений: золотые браслеты, ножные бронзовые колокольчики, кольцо в носу, соединенное с ухом цепочкой, ожерелье, а голову венчал обруч с подвеской.

Классические танцы Индии – это сложное хореографическое искусство, движения которого были канонизированы в упоминавшемся выше трактате «Натьяшастра». Согласно этому древнему руководству, триада элементов Натья, Нритта и Нритья составляют классику танца.

К Натье относятся определенные позы, жесты, мимика и речь исполнителя. Нритта – это собственно сам танец, который состоит из повторяющихся ритмичных элементов. Нритья же представляет собой соединение двух предыдущих компонентов, посредством чего выражается заложенный в пляске смысл. Обучение индийской хореографии начинается с разучивания и отработки движений, на что уходит от 5 до 9 лет.

Самые древние стили

Танцы Индии включают в себя семь классических стилей, четыре из которых насчитывают сотни лет. Самый древний из них – Бхаратнатьям, основанный на древней мифологии. Этот танец-молитву исполняли храмовые танцовщицы девадаси в честь бога Шивы.

Его движения выполняются по строгим геометрическим траекториям: глаза, руки, голова рисуют то треугольники, то прямые линии, то круги. Все это придает Бхаратнатьям линейность.

Другой танец, Катхак, использовали жрецы-брамины для изложения своего учения о Кришне. В нем очень заметно мусульманское влияние, так как он был популярен при дворе могольской династии, правившей Индией в течение двухсот лет.

Катхакали – танец-драма, может исполняться юношами в течение всей ночи. Главная его тема – героизм, а в качестве источника вдохновения используется древний эпос Рамаяна.

Манипури – грациозный, но в то же время близкий к народным танцам стиль, повествующий об отношениях бога Кришны и его возлюбленной Радхи.

Болливуд масала

Говоря об истории индийского танца, невозможно обойти стороной огромный интерес к нему в современном мире. Не последнюю роль в его популяризации сыграл кинематограф.

Благодаря ему появился новый стиль – болливуд масала, в котором соединилась традиционная индийская экспрессия с достижениями восточной и западной хореографии. Это самый популярный танцевальный стиль среди всех, кто увлечен культурой данной страны.

Определенно можно сказать, что танцы Индии с их древней историей и хореографией, не имеющей аналогов в мире, представляют собой культурное наследие всего человечества. Ведь они развивают эстетический вкус, дисциплинируют, дают духовную силу и помогают выражать свои чувства посредством ритмичных движений.

Классический индийский танец

Исполняется любой из 7-и стилей классического индийского танца:

Музыкальное сопровождение – обязательно, соответствующее традиции исполняемого стиля.

Костюм – строго классический, в строгом соответствии с особенностями и традициями каждого конкретного стиля.

Грим – устойчивый, в строгом соответствии с представляемым классическим стилем и возрастной категорией.

Хореография танца должна соответствовать правилам и канонам выбранного классического стиля.

Примечание: Исполнение танцевальных композиций одного классического направления под музыку другого не допускается.

Стилизация индийского классического танца

Дисциплина характеризуется имитацией характерных движений различных стилей классического индийского танца или одного одно из них, с преобладанием таковых в постановке. Танец представляет собой облегчённую классику, свободную от ограничений и канонов стиля, но зрительно передающий его форму.

Внешний образ — подражание классическому костюму и гриму.

Музыкальное сопровождение — условно упрощенная классическая музыка, композиции из индийских фильмов и современные аранжировки с характерными чертами классических мелодий. Стилизация классической музыки (карнатак или хиндустани) в качестве музыкального сопровождения приветствуется. Современные аранжировки с преобладанием стилизованных классических мелодий допускаются.

В хореографии и музыкальном сопровождении допускаются элементы других жанров при условии, что эти элементы не преобладают в танце.

Народный индийский танец

Это танец, отражающий национальные особенности, обычаи, привычки, музыку, костюм, историю сообщества людей, проживающих в данной местности, районе. Он является культурным достоянием населения данной территории. Участники могут исполнять народные танцы любого региона Индии с выполнением всех характерных движений.

Стили народного индийского танца:

и другие танцы различных штатов Индии.

В постановках данной дисциплины должны преобладать движения, максимально приближенные к аутентичным движениям заявленного региона.

Должно присутствовать строгое соответствие музыкального сопровождения, костюма и атрибутики с заявленным регионом, в случае несоответствия этим положениям судья имеет право снизить оценку.

Сценическая атрибутика и аксессуары должны соответствовать выбранному танцевальному стилю.

Музыкальное сопровождение – фольклорная этническая музыка (приветствуется), допускается современная аранжировка, стилизованная под фольклорную (но не используемая в кино), сохраняющая традиционность и колорит фольклора того или иного штата Индии.

Костюм – традиционный этнический, максимально приближенный к танцевальному костюму соответствующего штата Индии.

Грим – устойчивый, в соответствии с представляемой возрастной категорией и представленным жанром.

Должно присутствовать строгое соответствие музыкального сопровождения, костюма и атрибутики с заявленным регионом, в случае несоответствия этим положениям судья имеет право снизить оценку за композицию.

3.4 Bollywood (эстрадный / кино индийский танец)

Хотя дисциплина Bollywood берет свое начало в традиционных индийских танцах, но она также включает в себя элементы многих других танцевальных стилей и направлений, в т.ч. Belly dance / Oriental, трайбл, латино, уличные направления, джаз,модерн и многие другие. Участники могут использовать различные техники и комбинации движений. Номера могут быть выполнены в чистой форме или как комбинация двух и более различных стилей.

В композиции должно присутствовать четкое взаимодействие танцевальных стилей и движений с музыкальным сопровождением. Хореография и актерское мастерство должны максимально отражать/передавать смысл текста песни. Это основное отличие и особенность индийского танцевального искусства.

Музыкальное сопровождение — используется популярная индийская эстрадная танцевальная музыка, а также музыка из индийских кинофильмов.

Использование лифтов и акробатики – могут быть использованы, но не обязательны. Лифты запрещены в возрастной категории Дети и Бэби.

Костюм — многовариантен, предполагает богатство фантазии, может быть от классического индийского (с использованием гунгру (колокольчики на лодыжках) или без) до европейского «уличного» варианта, а также различных сочетаний, однако отражает принадлежность к индийской культуре. Длина — в зависимости от используемого танцевального стиля, музыки, танцевальных элементов, но выполнен с хорошим вкусом и учетом особенностей представляемой возрастной категории.

Реквизит– допустим.

Участники дисциплины Bollywood должны представить организаторам название своего танцевального номера.

Фьюжн

Фьюжн можно определить как «авторское» направление, вобравшее в себя все лучшее из традиций различных, порой абсолютно противоположных Культур. Это всегда неожиданное, но гармоничное смешение стилей. В более упрощенном понимании, фьюжен может означать добавление в традиционное танцевальное направление необычных танцевальных элементов из иной культурной среды.

В самом широком понимании Fusion — сочетание несочетаемого, новое в хорошо знакомом, старом. Фактически Fusion — это самостоятельное направление творчества в одном из более узких направлений. Пример: эклектика восточной и европейской культур.

Фьюжн — это смешение стилей. Например, классика и современный танец или же бхаратанатьям и балет. Либо, когда используется нетрадиционная музыка. В Индийском кино иногда прибегают к такому смешению. И всё же в большей степени, это уже сложившаяся традиция своя собственная, которая вписывается только в масштаб и формат кино и связанными с ним шоу-представлениями.

Фьюжн — это не Bollywood dance, а утверждение свободы выбора. Сценичная форма выражения мыслей хореографа, в данном аспекте: с преобладанием в танце ярко выраженных элементов Индийской культуры танца.

Разница в направлениях стилизация и фьюжн:

Стилизация и фьюжн передают разные понятия в искусстве: стилизация — имитация, фьюжн — соединяющий в себе элементы разных стилей, создавая на их базе что-то новое.

Главное – оригинальность и эстетика: подражание любым стилям от классики до современных танцев, элементы акробатики, реквизит, костюм нового дизайна. Важно органичное смешение стилей: классический ли индийский танец определенного стиля и балет, фламенко и катхак, бхаратанатьям и contemporary. Фьюжн может означать добавление в традиционное индийское танцевальное направление иных нехарактерных танцевальных элементов.

Индийское Шоу

Индийское шоу – зрелищная танцевальная постановка, выстроенная композиционно, так что сочетает в себе сюжетную линию, работу танцовщиков с декорациями, реквизитом, костюмами, мезансценами, наполнена необычными эффектными решениями. Основой Индийского шоу танца, могут быть различные сюжеты на индийскую тематику. Лексика может включать в себе элементы классического индийского танца, болливуд или народного индийского танца, сочетающиеся с современными танцевальными направлениями.

Реквизит и декорации – допустимы. Время, вынос декораций и их использование — регулируются правилами IDO для Танцевального Шоу.

Участники дисциплины должны представить организаторам название своего танцевального номера.

Временные ограничения на вынос и унос реквизита и декораций следующие:

• для соло, дуэтов и малых групп – 15 секунд в начале и конце представления;

• 45 секунд для формейшн, смешанных формейшн и продакшн.

Время композиции

Продолжительность выступления в Bollywood:

ü Соло, дуэт/пара –максимум 2.15 мин.

ü Малая группа – максимум 3.00 мин.

ü Формейшн – максимум 4.00 мин. В детях – максимум 3.00 мин.

ü Мини продакшн — минимум 3.00 мин, максимум 8.00 мин.

ü Продакшн – минимум 4.00 мин, максимум 8.00 мин.

Продолжительность выступления в дисциплинах WADA:

ü Соло, дуэт, трио – до 2,5 минут

ü Малая форма – до 3 минут

ü Большая форма — до 4 минут

ü Спектакль – до 10 минут

Музыкальное сопровождение

В любом туре на музыкальном носителе обязательное наличие ТОЛЬКО ОДНОГО ТРЕКА с музыкой исполнителя и продолжительностью звучания в соответствие с правилами проведения мероприятия.

Правила по костюмам

Композиция и имидж исполнителя должны соответствовать возрастной категории, в которой он принимает участие.

В дуэтах, малых группах и формейшн рекомендуется единый стиль костюмов, соответствующий хореографии данной композиции.

Во всех возрастных категориях возможна смена костюма между турами, но не обязательна.

Аксессуары (украшения) – браслеты, серьги, бусы, платок на голове, предметы головного убора, гунгру — должны быть крепко закреплены, в случае непреднамеренного падения предмета на танцевальную площадку, в случае несоответствия предписанию судья имеет право снизить оценку по критерию имидж.

6.1 Дети:

Классика – строго соответствующий канонам классического стиля, представляемого в постановке;

Стилизация – соответствующий возрасту, предполагает подражание танцевальному костюму классического индийского направления, возможно наличие лишь некоторых элементов, характерных для классического костюма, а также сочетание нескольких стилей;

Народный — традиционный этнический, максимально приближенный к танцевальному костюму соответствующего штата Индии представляемого в постановке;

Bollywood — соответствующий возрасту, многовариантен, предполагает богатство фантазии, может быть от классического индийского (с использованием гунгру (колокольчики на лодыжках) или без) до европейского «уличного» варианта, а также различных сочетаний. Длина — в зависимости от используемого танцевального стиля, музыки, танцевальных элементов, но в пределах хорошего вкуса.

босиком или другая сценическая обувь, соответствующая костюму (каблук не выше 3 см.).

Соответствующий возрасту, умеренный сценический макияж.

Запрещаются накладные ресницы, ногти, блёстки на теле (на волосы можно)

6.2 Юниоры:

Костюм: Соответствующий стилю и характеру танца.

Обувь: босиком или другая сценическая обувь, соответствующая костюму.

Макияж: Рекомендуется умеренный сценический макияж.

6.3 Взрослые:

Костюм: Соответствующий стилю и характеру танца.

Обувь: Босиком или танцевальная обувь, соответствующая образу.

Макияж: Должен соответствовать стилю и характеру танца.

Музыка народов мира

Индийский танец

В индийском танце выделяют два основных направления — классическое и народное.

Индия — большая страна, и в ней живет большое количество этнических и лингвистических групп. В этой стране встречается огромное разнообразие и богатство народной музыки и танцев. В каждом штате танцуют собственные народные танцы. У каждого танца свой характер, свой костюм. Танцы северных штатов очень сильно отличаются от танцев юга.

Танцы Индии могут претерпевать довольно сильные изменения и в рамках одного штата, что хорошо заметно, если двигаться с севера на юг или с запада на восток. В каждой деревне говор несколько отличается, а если сравнивать язык деревень, находящихся друг от друга на довольно большом расстоянии, то это уже может быть новый диалект. Так же могут различаться и танцы.

Да, большинство индийцев умеют танцевать свои национальные танцы и с удовольствием делают это, но в Индии почти нет профессиональных коллективов, исполняющих фольклорные танцы на сцене, поэтому на праздниках в деревнях танцоры воспроизводят произвольный набор движений, а танцев с определенной хореографией фактически нет.

Народные танцы Индии тесно связаны с событиями жизненного цикла, с явлениями природы. Рождение, свадьба, окончание сбора урожая — вот важнейшие события, сопровождающиеся исполнением танцев. Религиозная тематика в народных танцах встречается значительно реже, чем в классических. Единственным часто используемым в народных танцах религиозным сюжетом являются игры Кришны с пастушками.

Танцевать в Индии умеют и любят. Многие индийцы в детстве обучаются какому-нибудь стилю классического танца или игре на музыкальном инструменте, а народные танцы исполняют практически все. Трудно представить себе, к примеру, женщину из штата Гуджарат, которая бы не умела танцевать национальный танец с палочками, а зажигательную бхангру танцуют не только пенджабцы, но и большинство жителей Северной Индии.

Народные танцы в Индии тесно связаны с повседневной жизнью и традициями и не отличаются каким-то особенным изяществом и виртуозностью исполнения.

Издревле по Индии ходили бродячие артисты. Они танцевали, пели и устраивали представления, в которых рассказывалось о жизни людей и богов. Их приглашали участвовать в мистериях, которые устраивались в храмах. Постепенно часть танцоров осталась при храмах, и в своих танцах они рассказывали о деяниях богов. Движения этих танцев были канонизированы. Существуют древние трактаты о танцах, в которых зафиксированы танцевальные традиции. Однако в разных регионах стили классического танца сильно отличаются. На юге — танцуют бхарат-натьям, на востоке — одисси, на севере — катхак.

Движения классического танца основаны на древней танцевальной дисциплине и подчиняются строгим правилам.

Существует два вида классического индийского танца: сольный танец и танцевальная драма. В современном танцевальном искусстве Индии оба вида часто смешиваются. Уже в «Натьяшастре», прославленном трактате, написанном между II и IV вв., содержится упоминание о двух типах танца.